Что такое военно стратегический паритет между ссср и сша

Что такое военно стратегический паритет между ссср и сша

Военно-стратегический паритет между США и СССР стал достаточно надежной гарантией мира.

Таким образом, равенство стратегических сил сторон становилось, как казалось, залогом мира. Внешне все выглядело так, что как будто бы СССР и США уравняли свои силы в области средств воздушно-космического нападения и противоракетной обороны. Но количественное равенство еще не означало равновесия. Отсутствовало равенство возможностей. США и их союзники обладали односторонними преимуществами в военно-экономическом и технологическом потенциале перед СССР и странами ОВД.

Именно в эти годы окрепли и получили дальнейшее развитие отношения стран социалистического содружества с крупнейшими государствами Западной Европы: Англией, Францией, ФРГ, Италией и другими капиталистическими государствами. В августе 1970 года был заключен советско-западногерманский договор, по которому стороны приняли на себя обязательства соблюдать территориальную целостность всех государств в Европе, разрешать свои споры мирными средствами, воздерживаться от угрозы силой и ее применения. Была принята в ООН ГДР. Ее договор с ФРГ (1971) подтвердил нерушимость западных границ ГДР. Польша и Чехословакия подписали договоры с ФРГ (Польша — в 1970 году, ЧССР — в 1973 году). В сентябре 1971 года было подписано четырехстороннее (СССР, США, Англия и Франция) соглашение по Западному Берлину. Начались переговоры об ограничении стратегических вооружений, об ограничении ядерных вооружений в Европе, о взаимном сокращении вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе.

В результате переговоров между СССР и США об ограничении стратегических вооружений (ОСВ), начавшихся в ноябре 1969 года, в Москве в мае 1972-го были подписаны два важных соглашения между СССР и США: Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (в мировой прессе это соглашение получило сокращенное наименование — ОСВ-1).

По Договору об ограничении систем ПРО, который носит бессрочный характер, Советский Союз и Соединенные Штаты приняли ряд обязательств исходя из объективной взаимосвязи между оборонительными и наступательными стратегическими вооружениями.

Подписывая Договор, обе стороны отмечали, что «эффективные меры по ограничению систем противоракетной обороны явились бы существенным фактором в деле сдерживания гонки стратегических наступательных вооружений и привели бы к уменьшению опасности возникновения войны с применением ядерного оружия».

Системой ПРО, как это определяется Договором, является система для борьбы со стратегическими баллистическими ракетами или их элементами на траекториях полета, состоящая в настоящее время из противоракет, пусковых установок противоракет и радиолокационных станций ПРО (РЛС ПРО).

К перечисленным компонентам системы ПРО относятся находящиеся в боевом состоянии, в стадии строительства, испытаний, капитального или текущего ремонта либо переоборудования, в консервации.

Статья I фиксирует обязательство сторон «не развертывать системы ПРО территории своей страны и не создавать основу для такой обороны».

Каждой из сторон разрешалось (статья III) размещать системы ПРО лишь в двух районах:

а) в пределах одного района радиусом 150 километров с центром, находящимся в столице данной стороны;

б) в пределах одного района радиусом 150 километров, в котором расположены шахтные пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет (МБР).

В каждом районе предусматривается ограниченное число компонентов систем ПРО (противоракет, пусковых установок противоракет и радиолокационных станций ПРО). В одном районе разрешается каждой из сторон иметь не более 100 противоракет. В 1974 году СССР и США подписали протокол к Договору, согласно которому количество районов размещения систем ПРО каждой стороны сокращалось до одного.

Согласно статье V, стороны обязуются «не создавать, не испытывать и не развертывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования».

СССР и США обязались не передавать другим государствам и не размещать вне своей национальной территории системы ПРО или их компоненты, ограниченные Договором (статья IX). Выполнение договорных обязательств должно контролироваться национальными техническими средствами, с соблюдением общепризнанных норм международного права.

Важно отметить и то, что в статье XI содержится обязательство СССР и США «продолжить активные переговоры об ограничении стратегических вооружений, а статья XIII предусматривает, что стороны должны «рассматривать по мере необходимости возможные предложения по дальнейшему повышению жизнеспособности настоящего Договора. » Бессрочный советско-американский Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), подписанный 26 мая 1972 года, вступил в силу 3 октября того же года.

Другое соглашение (ОСВ-1), заключенное сроком на 5 лет, накладывало определенные количественные и качественные ограничения на стационарные пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет (МБР), пусковые установки баллистических ракет на подводных лодках (БРПЛ) и сами подводные лодки с баллистическими ракетами.

Источник

Что такое военно стратегический паритет между ссср и сша. Смотреть фото Что такое военно стратегический паритет между ссср и сша. Смотреть картинку Что такое военно стратегический паритет между ссср и сша. Картинка про Что такое военно стратегический паритет между ссср и сша. Фото Что такое военно стратегический паритет между ссср и сша

В период напряженности на мировой арене между разными странами и/или идеологическими лагерями многих людей волнует один вопрос: а что будет, если война все-таки начнется? Сейчас 2018 год и весь мир, в частности Россия, проходят сейчас через такой период в очередной раз. В такие моменты единственным сдерживающим фактором, который препятствует началу реальной войны, становится военный паритет между странами и блоками, а фраза «хочешь мира, готовься к войне» приобретает особенную актуальность и смысл.

Что это такое – теория

Военно-стратегический паритет (ВСП) – это примерное равенство между странами и/или группами стран в качественном и количественном наличии ракетно-ядерного и иного вооружения, в их способности к разработке и производству новых видов стратегического наступательного и оборонительного вооружения, что обеспечивает эквивалентную возможность нанесения ответного (ответно-встречного) удара с причинением неприемлемого для стороны-агрессора ущерба.

Что такое военно стратегический паритет между ссср и сша. Смотреть фото Что такое военно стратегический паритет между ссср и сша. Смотреть картинку Что такое военно стратегический паритет между ссср и сша. Картинка про Что такое военно стратегический паритет между ссср и сша. Фото Что такое военно стратегический паритет между ссср и сша

Что это такое на практике

На практике военно-стратегический паритет – это основа международной безопасности, которая была установлена по окончании Холодной войны при принятии советско-американского соглашения об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) в 1972 году.

В основе ВСП лежит принцип равных возможностей, прав и одинакового соотношения сторон именно в военно-политической сфере. В первую очередь сегодня речь идет о ракетно-ядерном вооружении. И данный принцип является базовым при проведении переговоров по сокращению и ограничению вооружения, а также предотвращению создания новейших видов (опять же, в первую очередь ядерного оружия).

Что такое военно стратегический паритет между ссср и сша. Смотреть фото Что такое военно стратегический паритет между ссср и сша. Смотреть картинку Что такое военно стратегический паритет между ссср и сша. Картинка про Что такое военно стратегический паритет между ссср и сша. Фото Что такое военно стратегический паритет между ссср и сша

Военно-стратегический паритет СССР и США

Примерно около двух десятков лет после окончания Второй мировой войны СССР имел стратегическое отставание в ядерном вооружении от Соединенных Штатов Америки. К 70-м годам оно было сокращено, и было достигнуто относительное равновесие в военном потенциале. Этот период известен в истории как Холодная война. На грани вооруженного противостояния очень большую роль в предотвращении начала горячей войны сыграла миролюбивая и добрососедская политика СССР и других стран соцлагеря, а также то, что руководители капиталистического мира проявили здравый смысл и не продолжили нагнетать ситуацию, которая грозила выйти из-под контроля.

Именно значительные успехи Советского Союза в проектировании и производстве стратегического вооружения помогли СССР в достижении военно-стратегического паритета с США. Это и привело обе стороны к переговорному процессу, так как они осознали, что ни одна из стран в будущем уже не сможет достичь сколько-нибудь существенного превосходства без нанесения себе и своим союзникам серьезного урона в виде ответного военного удара.

Что такое военно стратегический паритет между ссср и сша. Смотреть фото Что такое военно стратегический паритет между ссср и сша. Смотреть картинку Что такое военно стратегический паритет между ссср и сша. Картинка про Что такое военно стратегический паритет между ссср и сша. Фото Что такое военно стратегический паритет между ссср и сша

Наличные силы СССР к 1970 году состояли из 1600 ПУ МБР, 316 ПУ БРПЛ на 20 РПК СН и примерно 200 стратегических бомбардировщиков. Соединенные Штаты превосходили Советский Союз численностью, однако военные эксперты обеих стран сходились на том, что в качественном соотношении существенной асимметрии не было.

Одна из задач, которую решает военно-стратегический паритет, – это препятствие для стран и групп стран решать свои геополитические вопросы с помощью ракетно-ядерного вооружения. В то время паритет называли равновесием страха. По своей сути так оно остается и теперь, и кажется, что от необдуманных действий некоторые страны останавливает именно страх перед неизвестностью.

Документы

Гарантами паритета были документы, на счет которых велись продолжительные и очень сложные переговоры:

К 1980 г. военно-стратегический паритет СССР к США составлял 2,5 тысячи носителей, 7 тысяч ядерных зарядов, тогда как у США – 2,3 тысячи носителей и 10 тысяч зарядов.

Что такое военно стратегический паритет между ссср и сша. Смотреть фото Что такое военно стратегический паритет между ссср и сша. Смотреть картинку Что такое военно стратегический паритет между ссср и сша. Картинка про Что такое военно стратегический паритет между ссср и сша. Фото Что такое военно стратегический паритет между ссср и сша

Заключение

Такое решение острого вопроса привело к потеплению отношений между странами: заключалось множество договоров и соглашений в сферах торговли, судоходства, с/х, транспорта и многих других.

И на сегодняшний день такое шаткое равновесие удерживается с помощью относительного равенства сил при возможном глобальном конфликте. Поэтому военно-стратегический паритет – это очень серьезный сдерживающий фактор для тех стран, которые считают, что они единолично диктуют свои интересы всему миру и пытаются подчинить всех своей воле.

Источник

Военно-стратегический паритет между СССР и США и его значение

Военно-стратегический паритет между США и СССР стал достаточно надежной гарантией мира.

Таким образом, равенство стратегических сил сторон становилось, как казалось, залогом мира. Внешне все выглядело так, что как будто бы СССР и США уравняли свои силы в области средств воздушно-космического нападения и противоракетной обороны. Но количественное равенство еще не означало равновесия. Отсутствовало равенство возможностей. США и их союзники обладали односторонними преимуществами в военно-экономическом и технологическом потенциале перед СССР и странами ОВД.

Дело в том, что Советский Союз все больше утрачивал динамизм в экономике. «На протяжении практически четырех пятилеток, — отмечалось на февральском (1988 года) пленуме ЦК КПСС, — мы не имели увеличения абсолютного прироста национального дохода»(491). Возможность закупок передовых технологий в странах Запада для производства продукции, отвечающей по качеству мировым стандартам (кроме ВПК), не была реализована. Но все это сказалось потом, в 80-е годы, а тогда, в начале 70-х, достигнутый военно-стратегический паритет был великим завоеванием Советского Союза. Это незамедлительно сказалось и на военно-политической обстановке в мире.

Именно в эти годы окрепли и получили дальнейшее развитие отношения стран социалистического содружества с крупнейшими государствами Западной Европы: Англией, Францией, ФРГ, Италией и другими капиталистическими государствами. В августе 1970 года был заключен советско-западногерманский договор, по которому стороны приняли на себя обязательства соблюдать территориальную целостность всех государств в Европе, разрешать свои споры мирными средствами, воздерживаться от угрозы силой и ее применения. Была принята в ООН ГДР. Ее договор с ФРГ (1971) подтвердил нерушимость западных границ ГДР. Польша и Чехословакия подписали договоры с ФРГ (Польша — в 1970 году, ЧССР — в 1973 году). В сентябре 1971 года было подписано четырехстороннее (СССР, США, Англия и Франция) соглашение по Западному Берлину. Начались переговоры об ограничении стратегических вооружений, об ограничении ядерных вооружений в Европе, о взаимном сокращении вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе.

В результате переговоров между СССР и США об ограничении стратегических вооружений (ОСВ), начавшихся в ноябре 1969 года, в Москве в мае 1972-го были подписаны два важных соглашения между СССР и США: Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (в мировой прессе это соглашение получило сокращенное наименование — ОСВ-1).

По Договору об ограничении систем ПРО, который носит бессрочный характер, Советский Союз и Соединенные Штаты приняли ряд обязательств исходя из объективной взаимосвязи между оборонительными и наступательными стратегическими вооружениями.

Подписывая Договор, обе стороны отмечали, что «эффективные меры по ограничению систем противоракетной обороны явились бы существенным фактором в деле сдерживания гонки стратегических наступательных вооружений и привели бы к уменьшению опасности возникновения войны с применением ядерного оружия».

Системой ПРО, как это определяется Договором, является система для борьбы со стратегическими баллистическими ракетами или их элементами на траекториях полета, состоящая в настоящее время из противоракет, пусковых установок противоракет и радиолокационных станций ПРО (РЛС ПРО).

К перечисленным компонентам системы ПРО относятся находящиеся в боевом состоянии, в стадии строительства, испытаний, капитального или текущего ремонта либо переоборудования, в консервации.

Статья I фиксирует обязательство сторон «не развертывать системы ПРО территории своей страны и не создавать основу для такой обороны».

Каждой из сторон разрешалось (статья III) размещать системы ПРО лишь в двух районах:

а) в пределах одного района радиусом 150 километров с центром, находящимся в столице данной стороны;

б) в пределах одного района радиусом 150 километров, в котором расположены шахтные пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет (МБР).

В каждом районе предусматривается ограниченное число компонентов систем ПРО (противоракет, пусковых установок противоракет и радиолокационных станций ПРО). В одном районе разрешается каждой из сторон иметь не более 100 противоракет. В 1974 году СССР и США подписали протокол к Договору, согласно которому количество районов размещения систем ПРО каждой стороны сокращалось до одного.

Согласно статье V, стороны обязуются «не создавать, не испытывать и не развертывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования».

СССР и США обязались не передавать другим государствам и не размещать вне своей национальной территории системы ПРО или их компоненты, ограниченные Договором (статья IX). Выполнение договорных обязательств должно контролироваться национальными техническими средствами, с соблюдением общепризнанных норм международного права.

Важно отметить и то, что в статье XI содержится обязательство СССР и США «продолжить активные переговоры об ограничении стратегических вооружений, а статья XIII предусматривает, что стороны должны «рассматривать по мере необходимости возможные предложения по дальнейшему повышению жизнеспособности настоящего Договора. » Бессрочный советско-американский Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), подписанный 26 мая 1972 года, вступил в силу 3 октября того же года.

Другое соглашение (ОСВ-1), заключенное сроком на 5 лет, накладывало определенные количественные и качественные ограничения на стационарные пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет (МБР), пусковые установки баллистических ракет на подводных лодках (БРПЛ) и сами подводные лодки с баллистическими ракетами.

Однако широкое признание в международном масштабе принципа мирного сосуществования государств с различным социальным строем вызывало все большее противодействие со стороны определенных сил в США. Стратегический паритет с Советским Союзом не устраивал некоторые политические и военные круги США. «Американцы, — писал известный журналист Дж. Чейс, — всегда вели поиски неуязвимости. Американские лидеры — либо с помощью доктрин. либо с помощью военных систем, либо просто полагаясь на географию, — без устали прилагали усилия с целью достичь такого уровня безопасности, который был бы абсолютным»<492>.

Источник

И ВСЕ-ТАКЙ ПАРИТЕТ

Но не тут-то было. Это в Советском Союзе считали, что достижение паритета с Соединенными Штатами в военно-стратегической области есть благо. В США так считали далеко не все, в том числе и из тех, кто принимал решения на государственном уровне. Причины неприятия паритета были разные: одни руководствовались идеологическими соображениями, другие — материальными. Вспомним, что еще со времен президента Трумэна одной из задач гонки вооружений было экономическое изматывание Советского Союза, создание для советских граждан условий, чреватых социальным взрывом. Паритет был бы передышкой для СССР, которая в планы США не входила. Что касается материальных соображений, то это касалось, в первую очередь, представителей военно-промышленного комплекса, их непомерно возросших аппетитов.

Президенту Никсону пришлось уступить. И он санкционировал новую попытку добиться решающего стратегического превосходства над СССР, на этот раз путем резкого наращивания числа боеголовок на стратегических баллистических ракетах. Речь не шла о головных частях баллистических ракет типа MRV[X], которые разрабатывались, начиная с 1962 года, в рамках программы «Усовершенствованные системы баллистических головных частей» (АБРЕС) и предназначались для установки на МБР «Атлас» и «Титан», а также на БРПЛ «Поларис А-3». Они по выражению американских специалистов, разбрасыва

Заявление Макнамары, а также обнародованное через год сообщение о начале испытаний новых головных частей стали злободневной темой для разного рода публикаций в СМИ. Получилось так, что известие о начале испытаний MIRV было получено в самый разгар дискуссий о судьбе программы противоракетной обороны США. Специалисты сразу же связали эти две программы, справедливо обращая внимание на то, что их одновременная реализация может резко дестабилизировать военно-стра- тегическую ситуацию, скорее всего даст новый импульс советским стратегическим программам и уж никак не будет способствовать успешным советско-американским переговорам об ОСВ. Служба общественного мнения (Гэл

лапа) в конце 1969 года опубликовала данные о том, что 68% опрошенных американцев высказались против создания национальной системы ПРО, а 57% — против программы MIRV. Большинство из опрошенных (по инициативе Питтсбургского университета) видных американских ученых высказали мнение, что развертывание MIRV следует начать только в случае, если на переговорах об ОСВ не удастся договориться об ограничении систем ПРО. Подавляющее большинство американских конгрессменов выступало за «замораживание» программ типа MIRV. В оппозиции программам ПРО и MIRV оказалась также значительная часть представителей видных политических и общественных кругов, правда, в первую очередь из числа тех, кто ушел с официальных постов с приходом к власти президента Р. Никсона. В их числе следует назвать Г. Брауна, М. Банди, Д. Визнера и др. Они были достаточно хорошо информированы в отношении обеих программ и делились информацией с конгрессменами и журналистами, что придавало дискуссиям весьма квалифицированную окраску.

Оппоненты критиков программ ПРО и MIRV утверждали, что переход США к стратегии «контрсилы», о которой стало известно в ходе ведущихся дискуссий, невозможен без широкого развертывания головных частей ракет с высокоточными боеголовками индивидуального наведения. Кроме того, реализация программы MIRV, дескать, снимала бы с повестки дня вопрос о количественном наращивании стратегических носителей, что стало бы неизбежным в случае, если не удастся остановить продолжающееся наращивание стратегических ракет Советами.

18 июня 1970 года на авиабазе Майнот (штат Север

ная Дакота) началась установка в шахту первой МБР «Минитмэн-3» с тремя боеголовками индивидуального наведения. Ровно через два месяца первое звено (10 пусковых установок с ракетами) было передано ВВС для постановки на боевое дежурство. Работы шли с опережением графика. Также ускоренно шло мирвирование БРПЛ. Уже в январе 1971 года под ракеты «Посейдон» были переоборудованы 4 атомных подводных лодки, в июне их стало 6, а в декабре — 10.

В результате, в 1970—1978 годах число ядерных зарядов на американских МБР и БРПЛ возросло в 4,25 раза:

54 бг на МБР «Титан»

54 бг на МБР «Титан»

1000 бг на МБР «Минитмэн»

450 бг на МБР «Минитмэн-2»

1650 бг на МБР «Минитмэн-3»

656 бг на БРПЛ «Поларис»

160 бг на БРПЛ «Поларис А-3»

4960 бг на БРПЛ «Посейдон СЗ»

Всего 1710 боеголовок

В эти же годы на тяжелых бомбардировщиках Б-52 вместо громоздких крылатых ракет «Хаунд-Дог» стали развертываться компактные ракеты «воздух—земля» СРЭМ, что позволило дополнительно нарастить общее число ядерных зарядов на стратегических носителях.

В целом где-то в середине 1970-х годов США вновь добились практически трехкратного превосходства над СССР по ядерным зарядам на стратегических носителях. Достигнутый успех привел Вашингтон к решению о при

ведении военно-стратегических концепций и планов в соответствие с появившимися новыми контрсиловыми возможностями. Назначенный в 1973 году министром обороны Дж. Шлесинджер, известный своим антисоветским настроем и неравнодушием к ядерному оружию, в январе 1974 года, как бы конкретизируя макнамаровскую доктрину «контрсилы» высказался за перенацеливание американских наступательных ядерных вооружений с гражданских на военные объекты. Из разъяснений можно было понять, что таким образом преследуется цель ограничить конфликт определенными рамками, т. е. вести «ограниченную» ядерную войну.

Возникает вопрос: как соотносились подобные планы и усилия США с официально провозглашенной «разрядкой» во взаимоотношениях сторон? Почему вопреки соглашениям в области ОСВ 1972 года, которые были направлены на обуздание соревнования сторон в гонке вооружений и на укрепление стратегической стабильности, Соединенные Штаты вновь устремились к обретению по

давляющего военно-стратегического превосходства, что никак не способствовало прекращению этого соревнования и укреплению стабильности? Могли ли вновь разрабатываемые в Пентагоне планы типа СИОП-5, прямо нацеленные на Советский Союз и его союзников, остаться без внимания советского военно-политического руководства?

Естественно, все эти вопросы требовали самого пристального рассмотрения. Они непосредственно касались военной безопасности государства. Поэтому их анализом в первую очередь занимался Генеральный штаб Советских Вооруженных Сил. Военные специалисты с возрастающим вниманием следили за высказываниями военнополитического руководства США, анализировали разведсводки, доклады Главного разведывательного управления и информацию, поступающую из других источников. Это позволяло Генштабу не только держать руку на пульсе советско-американских военно-стратегических отношений и мировых военно-политических событий, но и своевременно определять и оценивать степень опасности возникающих новых угроз и своевременно реагировать на них.

Действуя в тесном взаимодействии с военно-научными учреждениями, Академией наук СССР, промышленными ведомствами и организациями — от Военно-промышлен- ной комиссии до конструкторских бюро, Генштаб принимал непосредственное участие в выработке направлений и планов создания современных видов и образцов вооружения и военной техники, а затем и в разработке планов оснащения ими видов вооруженных сил и родов войск. Основную часть этой работы в Генштабе выполняло Главное оперативное управление.

Столь тесное взаимодействие военных, ученых, инженеров и политиков приводило к неплохим результатам. Главным из них было достижение в начале 1970-х годов военно-стратегического паритета с Соединенными Штатами. Теперь предстояло нейтрализовать новую попытку США опрокинуть этот паритет. На этот раз было решено восстановить равновесие тем же способом, которым его нарушили американцы — развернуть новое поколение стратегических баллистических ракет, оснащенных разделяющимися головными частями с боеголовками индивидуального наведения.

В Вашингтоне опять просчитались. США еще не прошли и половины пути к намеченному уровню военного превосходства, как вслед за ними ринулся Советский Союз. Уже в 1975 году на вооружение РВСН появились первые ракеты, оснащенные разделяющимися головными частями с боеголовками индивидуального наведения. В СССР эти головные части назывались РГЧ ИН. Спустя несколько лет за голову хватались уже в Вашингтоне: Советский Союз, имея более крупные ракеты с большей грузоподъемностью («забрасываемым весом»), мог свободно обогнать США в этом соревновании.

В ходе состоявшегося нового тура соревнований в области развертывания РГЧ ИН советским ученым и конструкторам пришлось немало потрудиться. Производство головных частей типа американских MRV (у нас они назывались просто РГЧ) советскими ракетчиками было освоено. Ракета Р-36П, оснащенная такой головной частью с тремя боевыми блоками, стартовала еще в 1968 году и была принята на вооружение в 1970 году. Но от РГЧ до РГЧ ИН «дистанция огромного размера». К работам над новыми ракетами с РГЧ ИН были привлечены два конструкторских коллектива: КБ «Южное» (М. К. Янгеля) и ОКБ-52 (В. Н. Челомея) с соответствующими смежниками.

Ясная целевая установка — это уже половина пути к успеху: испытания всех трех новых комплексов с ракетами, оснащенными РГЧ ИН, закончились в 1974 году. В следующем 1975 году они стали поступать на вооружение.

В КБ «Южное» были созданы ракетные комплексы с ракетами: МБР МР-УР-100 (PC-16), оснащенной четырьмя боеголовками и тяжелой МБР Р-36М (РС-20), оснащенной десятью боеголовками.

В ОКБ-52 был создан ракетный комплекс с МБР УР-100-Н (PC-18), оснащенной шестью боеголовками.

Спустя три года, в 1978 году, коллективом А. Д. Нади- радзе (НИИ-1 МОП) была создана первая мобильная МБР наземного базирования «Темп-2с» (PC-14), которая так и не была официально развернута, поскольку советская сторона позволила уговорить себя, что она в течение срока действия Договора ОСВ-2 «не будет производить, испытывать и развертывать» мобильную МБР наземного базирования типа «РС-14».

Далее на повестке дня стоял вопрос об оснащении баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) разделяющимися головными частями с боеголовками индивидуального наведения. Работы над ракетой, которой был дан индекс Р-29Р (РСМ-50), были начаты в 1973 году в КБ машиностроения. Она создавалась в трех вариантах: 1) с РГЧ ИН, оснащенной тремя блоками мощностью по 0,2 Мт (дальность до 6500 км), 2) с моноблочной ГЧ, мощностью 0,45 Мт (дальность около 9000 км) и 3) с РГЧ ИН, оснащенной семью блоками мощностью по 0,1 Мт (дальность до 6500 км). Для этой ракеты в ЦКБ МТ «Ру

бин» разрабатывалась усовершенствованная АПЛ проекта 667БДР с 16 пусковыми шахтами. Особым требованием к АПЛ было обеспечение запуска ракет одним залпом с минимальным интервалом времени между пусками отдельных ракет. Головной корабль этого проекта вступил в строй в декабре 1976 года.

Таким образом, очередная попытка Вашингтона добиться над СССР подавляющего военного превосходства была нейтрализована. В Вашингтоне вновь возник интерес к переговорам. Советские ученые, конструкторы и руководители промышленности оказались на высоте. Но надо отметить и роль военачальников. Немалый вклад в восстановление стратегического равновесия на этот раз внесли занимавшие пост начальника Генштаба Маршалы Советского Союза М. В. Захаров, В. Г. Куликов и Н. В. Огарков; начальники Главного оперативного управления и входящего в его состав управления стратегических ядерных сил, генералы: М. И. Повалий, М. М. Козлов, С. Ф. Ахромеев, Е. В. Бойчук и Ф. Л. Чернявский; многие генералы и офицеры видов вооруженных сил СССР.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *