Что такое военное положение в стране
Что такое военное положение на Украине и какими могут стать его последствия
«В целом новое сосредоточение на границе небезопасно, и Украине, при необходимости, нужно быть готовой к объявлению военного положения», – написал Игорь Романенко в статье для издания «Главред». При этом он пообещал «кровавую баню» в случае полномасштабной войны с Россией и отметил, что Киев может надеяться только на свои силы и некоторую помощь США.
До этого американское издание Politico опубликовало спутниковые снимки, на которых якобы показано размещение российских военных «на границе с Украиной» – в Смоленской области. Стоит отметить, что Смоленская область граничит с Белоруссией, но у нее нет границы с Украиной.
«Единого понятия о военном положении нет, в каждой стране оно вводится и регламентируется по-своему. Военное положение – это особый правовой режим, который вводится или на территории всей Украины, или в отдельных ее регионах. Под него корректируется абсолютно все – от производств до свободы перемещения граждан», – рассказал «Газете.Ru» военный эксперт, заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.
Повод для введения военного положения – вооруженная агрессия или угроза нападения, опасность для государственной независимости Украины и ее территориальной целостности. Правовой основой для его введения является конституция и закон «О правовом режиме военного положения». С момента получения страной независимости в 1991 году военное положение на Украине не вводилось до 2018 года.
В ноябре 2018 года произошел инцидент в Керченском проливе, в результате российские пограничники задержали три судна ВМС Украины вместе с моряками. Киев назвал задержание судов «актом агрессии». 29 ноября в 10 областях и территориальном море Украины на 30 суток было введено военное положение.
Оно предусматривало возможность временного ограничения конституционных прав и свобод граждан, в том числе – на участие в выборах. Однако реализовано это ограничение не было.
Депутат украинского парламента, основатель «Оппозиционной платформы «За жизнь» Юрий Бойко заявил тогда агентству «Украинские новости», что «введение военного положения обернулось для жителей государства экономическими и моральными потерями и было попыткой президента Украины Петра Порошенко сорвать президентские выборы и задержаться на должности».
«Украинская повестка напоминает сумасшедший дом, поэтому нельзя исключать, что она спровоцирует войну введением нового военного положения. Украинские власти малопредсказуемы и не принадлежат себе. Петр Порошенко, при всех его специфических особенностях, все же знал, чего нельзя делать. А Владимир Зеленский не знает вообще ничего — и может начать войну», – считает Храмчихин.
По словам доктора военных наук, член-корреспондента Российской академии ракетных и артиллерийских наук Константина Сивкова, военное положение в стране вводится в том случае, когда она готовит крупномасштабные военные действия.
«Факт того, что Украина рассматривает вопрос введения военного положения, ложится в канву усиления военной напряженности у границ России. Дело не только в Украине – она маленький элемент в масштабном комплексе сил и мер, хоть и один из важнейших», – считает эксперт.
Он отметил, что США развертывают тактическую авиацию на аэродромах зон передового базирования на Дальнем Востоке и на Алеутской гряде. Одновременно растет градус агрессии Турции в адрес России, Польша у границ Белоруссии наращивает танковую группировку.
«В это время Украина наращивает группировку ВСУ у границ самопровозглашенных ДНР и ЛНР. Вероятно, они могут заставить выйти в море корабли Черноморского флота ВМФ РФ, средством принуждения может стать блокада Приднестровья – Украина перекроет границы вместе с Молдавией, ситуация там будет хуже, чем в 1941 году в Ленинграде»,
В свою очередь, военный политолог доцент РАНХиГС Валерий Волков считает, что воспользоваться возможностями введения военного положения может президент Зеленский.
ВОЕ́ННОЕ ПОЛОЖЕ́НИЕ
Том 5. Москва, 2006, стр. 536-537
Скопировать библиографическую ссылку:
ВОЕ́ННОЕ ПОЛОЖЕ́НИЕ, особый государственно-правовой режим, временно вводимый на территории государства или в отдельных его местностях в случае агрессии против него или непосредственной угрозы агрессии. Режим В. п. включает в себя комплекс экономич., политич. и иных мер, направленных на создание условий для отражения или предотвращения агрессии. Характерными чертами В. п. являются: расширение полномочий органов воен. управления; возложение на граждан ряда дополнительных обязанностей (напр., участие в выполнении работ для нужд обороны страны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлении повреждённых или разрушенных объектов экономики, систем жизнеобеспечения и воен. объектов и пр.); ограничение некоторых прав и свобод гражданина, касающихся участия в политич. деятельности (устанавливается запрет или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий и др.). Указанные ограничения допускаются только в той мере, в какой это необходимо для обеспечения безопасности государства, и не могут затрагивать основополагающих прав и свобод граждан.
Статистика военного положения
Военное положение вводится при наступлении обстоятельств, которые несут угрозу существованию государства. Под ним подразумевается специальный режим, направленный на сохранение жизнеспособности государства, безопасности граждан. Статистика военного положения отображает страны, применявшие особый режим и приводившие войска в боевую готовность.
Основные понятия
Суть военного положения – реагирование правительства страны на агрессию извне или ее угрозу. Иногда оно вводится при внутренних мятежах. Подобные прецеденты были в США и некоторых европейских странах.
Один из критериев военного положения – глава государства вправе ограничивать права/свободы граждан, возложить на них обязанности оборонного характера.
Особый режим в РФ
Право введения особого режима закреплено ст.87 Конституции. Механизм введения особого режима и основания для его объявления регламентирует ФКЗ «О военном положении».
Военное положение вводится по факту проявления внешней агрессии иностранного государства или угрозе нападения. В иных случаях оглашается чрезвычайное положение.
Порядок введения/отмены особого режима
Такое право есть у президента страны. Он издает указ о введении военного положения. Документ передается в Совет Федерации. Закон о военном положении отводит 48 часов на принятие соответствующего решения. После чего парламент должен утвердить или отклонить указ главы государства.
Во время действия военного положения ограничиваются права/свободы граждан, должностных лиц предприятий, функционирование производств, вменяются новые обязанности. Ограничения при военном положении накладываются в объеме, требуемом для обеспечения обороноспособности и безопасности государства.
Мобилизация при военном положении подразумевает призыв лиц соответствующего возраста и граждан из запаса (резерва). После объявления мобилизации ВС РФ и органы власти страны переходят на особый рабочий режим. Одновременно вводится военное положение в армии.
Оповещение жителей страны о введении особого правового режима осуществляется через СМИ. Дополнительные меры военного положения:
Прекращение особого режима происходит в том же порядке. Президент страны издает новый указ.
Прецеденты в России
Статистика военного положения берет начало с 1905 года. Однако тогда использовали другой термин – состояние охраны. Особый режим вводился на землях, где разворачивался фронт или возникали народные восстания. Из-за частых революционных потрясений состояние охраны вводилось довольно часто.
Статистика военного положения показывает, что особый режим был объявлен на оккупированных/прифронтовых территориях и стратегических объектах. Его нарушение строго каралось, вплоть до расстрела на месте.
Больше особый режим не вводился. В период Чеченской войны президент ограничился объявлением чрезвычайного положения и режима контр террористической операции.
Что значит особый режим для армии
Требования безопасности военной службы предполагают защиту военнослужащих, местных жителей и окружающей среды от воздействия опасных факторов, которые могут возникнуть во время боевых действий.
Особый режим подразумевает приведение всех воинских частей полную боевую готовность. Обязанности военнослужащих закреплены «Положением о военной службе».
Нормативная база в разных странах
Возможность введения особого режима регламентируют следующие акты:
Особый режим может иметь разные названия – военное, чрезвычайное/осадное положение, состояние войны, обороны, угрозы или тревоги.
Основания для введения военного положения – агрессия со стороны другой страны, внутригосударственные вооруженные столкновения. В случае введения особого режима существенно ограничиваются права/свободы граждан. Порядок введения режима военного положения практически един во всем мире. Единственное отличие – возможность его применения или запрет при внутригосударственном конфликте.
Факты объявления военного режима
Статистика военного положения демонстрирует страшные цифры. В вооруженных столкновениях после второй мировой войны погибло более 10,5 млн. человек. В 2017 году количество жертв достигло 100 тыс., пострадали прямо или косвенно миллионы граждан.
Статистика военного положения охватывает 81 государство. Все они прибегали к крайней мере после наступления XIX века. Применение особого режима в разных странах:
Ситуация на Украине
В Украине ввели военное положение 28 ноября 2018 года. Срок – 30 суток. Однако ситуация накалилась гораздо раньше. В марте был арестован керченский Норд, что привело к обострению обстановки в Азовском море. Россия приняла ответные меры – был усилен досмотр судов под украинским флагом.
Последнюю ноябрьскую стычку в Керченском проливе освещали все СМИ. Три корабля под украинскими флагами оказались захваченными пограничниками, как незаконно вторгшиеся в территориальные воды России.
Последовал обмен обвинениями в противозаконности маневров и несоблюдении международного права. Россия задержала украинских моряков. Украина начала подготовку к военному положению. Рада признала необходимость решения проблемы безопасности страны и приняла соответствующий закон. Президент страны П. Порошенко огласил перечень областей, где вводится особый режим.
Особый режим – способ защитить население, обеспечив его безопасность. Отмена военного положения состоится сразу после устранения угрозы нападения на Украину.
Заключение
Порядок введения военного положения предполагает, что президент страны издает соответствующий указ. Изменения обычно касаются разных сфер деятельности государства. Однако главной задачей стран мирового сообщества является установление такого порядка, при котором сводится к минимуму необходимость обращения к институту военного положения для решения возникших проблем.
Военное положение
Вое́нное положе́ние (в испаноязычных странах и в случае г. Москвы в 1941 году — осадное положение) — особый правовой режим в государстве или его части, который устанавливается решением высшего органа государственной власти в случае агрессии против государства или непосредственной угрозы агрессии.
Тем не менее, военное положение может быть введено и из-за внутренних факторов. Так, например, из-за нарастающего недовольства населения, было введено военное положение в Польше.
Военное положение обычно предусматривает существенное ограничение некоторых прав и свобод граждан, в том числе таких основных, как свобода перемещения, свобода собраний, свобода слова, право на судебное рассмотрение дел, право на неприкосновенность имущества и т. п. Кроме того, судебная и исполнительная власть может быть передана военным судам и военному командованию.
Порядок введения и режим военного положения определяются законом. На территории Российской Федерации порядок введения, обеспечения и отмены режима военного положения определён в Федеральном Конституционном Законе «О военном положении».
Перевод вооружённых сил на военное положение
Может осуществляться поэтапно или одноразово, для всех ВС или их части, по районам и направлениям. Решение об указанных действиях принимается высшим политическим руководством государства и реализуется через министерство обороны.
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Военное положение» в других словарях:
Военное Положение — См. Положение военное Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
Военное положение — (martial law) Использование в исключительных обстоятельствах военной силы как временного средства для восстановления порядка и поддержки гражданского правительства. При введении военного положения могут быть развернуты войска либо приостановлено… … Политология. Словарь.
Военное положение — временно вводимое высшей государственной властью в стране или отдельных ее районах особое правовое положение. Связано с чрезвычайными обстоятельствами война, стихийное бедствие и т. д. В условиях военного положения расширяются полномочия военных… … Морской словарь
ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ — в конституционном праве особый правовой режим деятельности гос. и муниципальных органов, характеризующийся введением в действие чрезвычайных мер в интересах обороны государства или для обеспечения общественного порядка и государственной… … Юридический словарь
ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ — особый правовой режим в стране или в отдельных ее частях, устанавливаемый обычно решением высшего органа государственной власти при исключительных обстоятельствах (война, стихийное бедствие и др.). При военном положении все функции органов… … Большой Энциклопедический словарь
Военное положение — ВОЕННЫЙ, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Военное положение — особый правовой режим, вводимый высшей государственной властью в стране или на отдельных ее территориях при чрезвычайной обстановке (война, восстание и т.п.). В РФ согласно Конституции В.п. вводится указом Президента РФ в случае агрессии против… … Словарь черезвычайных ситуаций
Военное положение — (англ martial law) особый правовой режим в стране или ее отдельных регионах, устанавливаемый, как правило, высшим органом государственной власти при исключительных обстоятельствах в целях обороны государства или обеспечения общественной… … Энциклопедия права
ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ — в конституционном праве особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, предусматривающий ограничения прав и свобод, устанавливаемый при чрезвычайной… … Юридическая энциклопедия
Военное положение — особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, предусматривающий ограничения прав и свобод и вводимый на всей территории Российской Федерации или… … Административное право. Словарь-справочник
Что такое военное положение в стране
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
О военном положении
(с изменениями на 1 июля 2017 года)
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным конституционным законом от 28 декабря 2010 года N 8-ФКЗ (Российская газета, N 296, 30.12.2010) (вступил в силу с 15 января 2011 года);
Федеральным конституционным законом от 1 июля 2017 года N 2-ФКЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.07.2017, N 0001201707010033).
Одобрен
Государственной Думой
27 декабря 2001 года
Одобрен
Советом Федерации
16 января 2002 года
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Военное положение
1. Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.
2. Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.
3. Период действия военного положения начинается с даты и времени начала действия военного положения, которые устанавливаются указом Президента Российской Федерации о введении военного положения, и заканчивается датой и временем отмены (прекращения действия) военного положения.
6. Общая или частичная мобилизация, если она не была объявлена ранее, при введении военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях объявляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 2. Правовая основа военного положения
Правовой основой военного положения являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный конституционный закон, принятые на его основе федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в данной области.
Статья 3. Основания для введения военного положения
1. В соответствии с частью 2 статьи 87 Конституции Российской Федерации основанием для введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях является агрессия против Российской Федерации или непосредственная угроза агрессии.
2. Для целей настоящего Федерального конституционного закона в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права агрессией против Российской Федерации признается применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН.
В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права актами агрессии против Российской Федерации независимо от объявления иностранным государством (группой государств) войны Российской Федерации признаются:
1) вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию Российской Федерации, любая военная оккупация территории Российской Федерации, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, либо любая аннексия территории Российской Федерации или ее части с применением вооруженной силы;
3) блокада портов или берегов Российской Федерации вооруженными силами иностранного государства (группы государств);
4) нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на Вооруженные Силы Российской Федерации или другие войска независимо от места их дислокации;
5) действия иностранного государства (группы государств), позволяющего (позволяющих) использовать свою территорию другому государству (группе государств) для совершения акта агрессии против Российской Федерации;
6) засылка иностранным государством (группой государств) или от имени иностранного государства (группы государств) вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против Российской Федерации, равносильные указанным в настоящем пункте актам агрессии.
Актами агрессии против Российской Федерации могут признаваться также другие акты применения вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН, равносильные указанным в настоящем пункте актам агрессии.
3. Для целей настоящего Федерального конституционного закона непосредственной угрозой агрессии против Российской Федерации могут признаваться действия иностранного государства (группы государств), совершенные в нарушение Устава ООН, общепризнанных принципов и норм международного права и непосредственно указывающие на подготовку к совершению акта агрессии против Российской Федерации, включая объявление войны Российской Федерации.
Статья 4. Введение военного положения
1. Военное положение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях вводится указом Президента Российской Федерации.
2. В указе Президента Российской Федерации о введении военного положения должны быть определены:
обстоятельства, послужившие основанием для введения военного положения;
дата и время, с которых начинает действовать военное положение;
границы территории, на которой вводится военное положение.
3. Указ Президента Российской Федерации о введении военного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.
4. Указ Президента Российской Федерации о введении военного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации.
5. Вопрос об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении военного положения должен быть рассмотрен Советом Федерации в течение 48 часов с момента получения этого указа.
В случае, если в силу чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств заседание Совета Федерации не может быть проведено в установленное время, такой вопрос может быть рассмотрен позднее срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта.
6. Решение об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении военного положения принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется соответствующим постановлением.
В случае, если указ Президента Российской Федерации о введении военного положения Совет Федерации не утвердил, такое решение оформляется постановлением Совета Федерации.
7. Указ Президента Российской Федерации о введении военного положения, не утвержденный Советом Федерации, прекращает действие со следующего дня после дня принятия такого решения, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.
Глава II. РЕЖИМ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ И ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Статья 5. Режим военного положения
1. Режим военного положения определяется настоящим Федеральным конституционным законом и включает в себя комплекс экономических, политических, административных, военных и иных мер, направленных на создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.
2. Меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального конституционного закона, применяются только на территории, на которой введено военное положение.
3. Меры, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального конституционного закона, могут применяться при введении военного положения в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, как на территории, на которой введено военное положение, так и на территориях, на которых военное положение не введено.
Статья 6. Обеспечение режима военного положения
1. Обеспечение режима военного положения осуществляется органами государственной власти и органами военного управления в соответствии с полномочиями, предоставленными им настоящим Федеральным конституционным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, путем применения мер, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом.
2. Меры, предусмотренные пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального конституционного закона, применяются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами военного управления на основании указов Президента Российской Федерации.
3. Органы местного самоуправления оказывают содействие органам государственной власти и органам военного управления в обеспечении режима военного положения.
Статья 7. Меры, применяемые на территории, на которой введено военное положение
2. На основании указов Президента Российской Федерации на территории, на которой введено военное положение, применяются следующие меры:
1) усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;
2) введение особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;
3) эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;
4) введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;
5) приостановление деятельности политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность Российской Федерации;
7) изъятие в соответствии с федеральными законами необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества;
8) запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства;
9) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;
10) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;
11) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;
14) введение контроля за работой объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, средств массовой информации, использование их работы для нужд обороны; запрещение работы приемопередающих радиостанций индивидуального пользования;
15) введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контроля за телефонными переговорами, создание органов цензуры, непосредственно занимающихся указанными вопросами;
16) интернирование (изоляция) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права граждан иностранного государства, воюющего с Российской Федерацией;
17) запрещение или ограничение выезда граждан за пределы территории Российской Федерации;
18) введение в органах государственной власти, иных государственных органах, органах военного управления, органах местного самоуправления и организациях дополнительных мер, направленных на усиление режима секретности;
19) прекращение деятельности в Российской Федерации иностранных и международных организаций, в отношении которых правоохранительными органами получены достоверные сведения о том, что указанные организации осуществляют деятельность, направленную на подрыв обороны и безопасности Российской Федерации.
3. Меры, предусмотренные подпунктом 16 пункта 2 настоящей статьи, могут применяться в период действия военного положения только в случае агрессии против Российской Федерации.
4. На территории, на которой введено военное положение, референдумы и выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления не проводятся.
5. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие применение мер, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, могут быть приняты как в период действия военного положения, так и до его введения.
Статья 8. Иные меры, применяемые в период действия военного положения
1. В период действия военного положения федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в целях производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований и для нужд населения могут быть предусмотрены меры, связанные с введением временных ограничений на осуществление экономической и финансовой деятельности, оборот имущества, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, временно изменены форма собственности организаций, порядок и условия процедур банкротства, режим трудовой деятельности и установлены особенности финансового, налогового, таможенного и банковского регулирования как на территории, на которой введено военное положение, так и на территориях, на которых военное положение не введено.