Что такое вокальное искусство специальность
Стоит ли поступать учиться на вокальное отделение
«Без музыки наша жизнь была бы ошибкой» – так однажды сказал немецкий мыслитель Фридрих Ницше и был прав. Музыка – это искусство звука и тишины, звука и гармонии. Посредством мелодии мы передаем чувства и настроение. Она способна очищать наш разум или, наоборот, обращать нас к воспоминаниям и наполнять яркими эмоциями. Музыку творят великие.
Сегодня распространено мнение, будто время великих произведений и великих композиторов прошло, как прошло время великих путешественников и географических открытий. Сторонники данной идеи во многом рассуждают верно. Мы живем в эпоху предпринимательства, холодного рассудка и цинизма. Однако, несмотря на рациональный подход к жизни, нас всех объединяет музыка. Большинство остается ее любителями и потребителями, другие – творят ее вопреки всему, и посвящают ей не только свободное время, но и профессию.
Что такое вокальное отделение
Вокал или искусство пения – одно из самых древних видов искусств. Его специфика заключается в исполнении мелодии с помощью человеческого голоса. Те, кто решают профессионально заниматься пением, приходят к решению поступления на вокальное отделение художественного колледжа, тогда как молодые люди далекие от искусства, начинают обучение в классических высших учебных заведениях. Девушки и юноши, поступающие на вокальное отделение, решают стать профессиональными певцами академического или эстрадного типа. При этом на отделение принимаются выпускники школ, обладающие необходимыми вокальными данными: музыкальным слухом, чувством ритма, памятью, со здоровым и сформировавшимся голосовым аппаратом.
Учитывается даже наличие речевых дефектов и физических недостатков, мешающих пению. Классическое российское музыкальное образование предполагает теоретическую и практическую подготовку исполнителей-вокалистов. В процессе обучения студенты изучают историю и теорию музыкального российского и зарубежного искусства, сольфеджио и теорию музыки. В рамках практической деятельности занимаются сольным или хоровым пением. Дополнительно возможны занятия фортепиано, дирижирования, танцами и сценическим движением.
Плюсы поступления на вокальное отделение
Если вы решили получить специальность исполнителя-вокалиста и побороться за качественную музыку, которой так не хватает в нашей жизни, будьте готовы к серьезному труду, который в итоге принесет множество плюсов.
Минусы поступления на вокальное отделение
Если вы хотите стать профессиональным певцом, как оперным, так и эстрадным, вам придется столкнуться с массой издержек, таящихся как в самом процессе обучения, так и в профессии.
Вывод
Профессия вокалиста требует большого самообладания и дисциплины. Не достаточно иметь один лишь талант, чтобы достичь успеха. Реалии современного мира таковы, что даже с большим стремлением, человек без образования не может претендовать на ту или иную позицию. Тем не менее, исполнители оказывают большое влияние на общество.
Занятие музыкой приносит удовольствие не только вокалисту, но и публике. Но для достижения результата придется пройти сложный путь обучения, который не завершается с окончанием колледжа. Саморазвитие – перманентное состояние музыканта в достижении своей мечты. Стоит выбрать профессию вокалиста лишь в том случае, когда вы не представляете себе иного существования. В погоне за мечтой можно достичь больших материальных благ, но стремится к финансовому благополучию вопреки отсутствию таланта и должной самоотдачи – большая ошибка.
Специальность «Вокальное искусство» (бакалавриат)
Степень: Концертно-камерный певец. Преподаватель (Академическое пение) Артист музыкального театра. Преподаватель (Театр оперетты)
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
Содержание
Первым музыкальным инструментом в истории человечества стал его голос: люди научились петь и слагать тексты песен задолго до появления инструментов. Творчество певца – одно из древнейших видов искусства. Песни превращались в инструмент выражения боли и радости, горя и счастья, ожидания и тоски, вызывая у слушателей аналогичные чувства. Постепенно искусство пения трансформировалось в отдельную сферу культуры, имеющую этнические особенности. Отечественная вокальная школа занимает важнейшее место в истории развития мирового музыкального искусства и продолжает повышать культурный уровень регионов и стран.
Условия поступления
В настоящее время исполнение песен является неотъемлемой частью как элитарной, так и массовой культуры, а профессия концертно-камерного певца или артиста является желанной и популярной. Многих манит интересная жизнь, высокие гонорары и известность. Между тем мало кто задумывается, насколько тернист путь к славе. Но если же вы твердо решили встать на путь этой творческой профессии, тогда необходимо закончить курс обучения в вузе, причем требования к абитуриентам будут достаточно высоки. В качестве вступительных экзаменов необходимо сдать следующие дисциплины:
В зависимости от требований конкретного учебного заведения вам предложат либо пройти собеседование, либо сдать творческий экзамен. Именно он покажет наличие или отсутствие творческих способностей и таланта. Именно от этого испытания будет зависеть зачисление на обучение.
Будущая профессия
Музыкальное искусство не стоит на месте – оно постоянно трансформируется и эволюционирует. Шаблонность исполнительской манеры осталась в прошлом. На сегодняшней сцене аудитория хочет видеть, слышать и чувствовать разные характеры и образы, испытывать подлинные переживания и эмоции.
Современный артист должен поистине стать виртуозом перевоплощения манеры исполнения в зависимости от содержания музыкального произведения. Музыканту требуется максимально полно прочувствовать и передать слушателю характер, мысли и эмоции персонажа музыкального дискурса, воздействовать на слушателя, вызывая в нем ответную реакцию.
Куда поступать
При наличии таланта, и желания попробовать добиться известности на выбранном поприще, получить образование по данному профилю можно в консерваториях и музыкальных вузах, например:
Сроки обучения
Срок обучения на очной форме составляет 4 года.
Изучаемые дисциплины
Помимо музыкальных талантов, артистизма, умения перевоплощаться и вживаться в образ, успешность будущего музыканта зависит от его теоретического багажа, который включает следующие дисциплины:
Приобретаемые навыки
Данное направление обучения требует не только знаний специальных дисциплин, но и ряда личных качеств:
Выпускники направления «Вокальное искусство» могут следующее:
Перспективы трудоустройства по профессии
Как уже отмечалось, лишь небольшой процент выпускников музыкальных вузов добиваются признания публики. Но это не значит, что выпускники направления не смогут найти достойную работу. Обычно начинающие музыканты развивают свою карьеру с участия в постановках музыкальных театров. Заработная плата в этом случае невелика, расценки зависят от престижности самого театра и количества постановок, в которых задействован артист.
В зависимости от платежеспособности учреждения оплата труда может составлять от 500 до 5000 руб. в день.
Кроме того, выпускники вуза могут успешно занимать должности:
Перспективы профессионального совершенствования выпускников
Успешность деятельности музыканта требует постоянного самосовершенствования, чему способствует продолжение обучения в магистратуре. Во время учебы будущий магистр формирует профессиональные навыки, а также изучает различные аспекты вокальной техники. Написание магистерского исследования позволяет реализовать себя в педагогической и научной деятельности.
Певец-вокалист
Певцом-вокалистом называют человека, который занимается пением. Он исполняет вокальные партии сольно или будучи участником музыкального коллектива.
Содержание:
История профессии
Именно голос можно считать первым музыкальным инструментом в истории человечества. Люди, которые смогли развить свои вокальные данные, стали певцами. Литературные произведения авторства Гомера, Софокла и Эсхила подтверждают факт существования певцов на территории Древней Греции. Со временем практически во всех странах появились отдельные школы вокального искусства.
Сегодня исполнение песен являет собой часть не только массовой, но и элитарной культуры. Профессия вокалиста подверглась изменениям, и зачастую для достижения успеха певцу недостаточно красивого голоса. Необходимо обладать харизмой, до мелочей продумывать концертную программу, чтобы вызвать восхищение у публики и увеличить аудиторию поклонников творчества конкретного исполнителя.
Особенности профессии
Зрительская аудитория становится свидетелем исключительно выступления певца. При этом прежде чем появиться перед зрителями, вокалист длительное время посвящает сложной работе. Профессия вокалиста подразумевает регулярные тренировки голоса, заучивание текстов песен, овладение правильной дикцией и основами актерского мастерства.
В большинстве случаев певец-вокалист должен освоить движения хореографических постановок, которые делают выступление более ярким и запоминающимся.
Обязанности
Вокалист – это профессия, что включает в себя такие обязанности:
Важные качества
Необходимые качества, которыми должен обладать певец-вокалист:
Навыки и знания
Певец-вокалист помимо знания истории и теории искусства должен уметь исполнять произведения в разных стилях (нередко – на иностранном языке), понимать идею песни, выражать образ и эмоциональную глубину музыкального произведения. Важно уметь находить общий язык с аккомпаниатором, бэк-вокалистами, стилистом, хореографом и пр. Также профессия подразумевает владение минимум одним иностранным языком, что позволяет организовать гастрольный тур по нескольким странам.
Перспективы и карьера
Возможными местами работы для вокалиста являются: дворец культуры, телевидение, радиостудия, вокально-инструментальный или джазовый ансамбль, театр, киностудия. Также можно трудоустроиться в одно из образовательных учреждений (консерваторию, музыкальный колледж или вуз) или социальную организацию (центр досуга и творчества). Многие певцы предпочитают строить сольную карьеру, радуя публику выступлениями на концертной и эстрадной сцене.
Стоит учесть, что вокалист – это профессия, в которой отсутствует схема карьерного роста. Но благодаря своему таланту и сотрудничеству с квалифицированным продюсером певец десятилетиями будет оставаться популярным и достойно зарабатывать.
Обучение
Стать певцом-вокалистом могут люди с наличием высшего образования по одному из направлений: «Актерское искусство по профилю: Артист музыкального театра», «Вокальное искусство», «Музыкально-театральное искусство», «Музыкальное искусство эстрады», «Педагогическое образование по профилю: Музыка».
Также можно окончить музыкальное училище, остановив выбор на специальности «Вокальное искусство» или «Музыкальное искусство эстрады (по видам)».
Специальность «Вокальное искусство» (колледж)
Специальность 53.02.04 «Вокальное искусство» ,
Квалификация выпускника — артист-вокалист; преподаватель
Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования — Классификатора специальностей среднего профессионального образования».
Срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения 3 года 10 месяцев как на базе основного общего образования, так и на базе среднего (полного) общего образования.
Теоретическое обучение – дисциплины федерального компонента – включает общегуманитарные и социально-экономические дисциплины. Обязательными являются: основы философии, основы экономики, социологии, политологии, основы права, русский язык и культура речи, социальная психология, иностранный язык, физическая культура. Также установлены дисциплины по выбору студента.
Общепрофессиональные дисциплины представлены в виде историко-теоретических курсов: музыкальная литература, сольфеджио, музыкальная грамота, элементарная теория музыки, гармония, анализ музыкальных произведений, музыкальная информатика, безопасность жизнедеятельности.
Специальные дисциплины предполагают индивидуальные занятия по классам: сольное пение, вокальный ансамбль, основы сценической речи, фортепиано.
Дисциплины специализации способствуют закреплению и творческому развитию навыков хорового и ансамблевого исполнения, формированию опыта сценического поведения и актёрского мастерства. Среди дисциплин этого компонента: хоровой класс, хоровое сольфеджио, танец, мастерство актёра, сценическая подготовка, ансамблевая подготовка, исполнительская подготовка.
Кроме того, студент имеет возможность выбора дополнительных дисциплин.
Студенты, поступившие в колледж на базе основного общего образования, имеют возможность получить полное среднее образование, что обеспечивается выполнением в рамках учебного процесса базовой федеральной программы
Профессиональная практика
В процессе профессиональной практики студент должен закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, приобрести навыки и умения по всем видам профессиональной деятельности.
Профессиональная практика включает в себя концертную и преддипломную практики. Все виды практики проводятся параллельно теоретическому обучению, рассредоточенному по всему периоду обучения, и распространяется на каникулярное время.
Концертная практика включает выступления на академических вечерах и в концертах, участие в конкурсах, фестивалях, различных творческих проектах.
Практическому освоению вокально-исполнительской специальности особенно способствует деятельность в ГБПОУ г.Москвы «Колледж музыкально-театрального искусства имени Г.П.Вишневской» молодёжного музыкального театра, который является воплощением идеи реализации творческого потенциала студентов на всех этапах их профессионального становления.
Театр подразделяется на две основные группы: младшую и старшую. В младшей имеют возможность выступать учащиеся, начиная с 3- 4 классов начальной школы. Детские музыкально-театральные постановки дают уникальную возможность раскрыть исполнительский потенциал ребёнка во всей его полноте и многогранности, способствуют осмысленности обучения, знания и навыки которого реализуются в конкретном полноценном творческом процессе.
Старшая группа состоит в основном из студентов колледжа. Однако в ней могут быть задействованы наиболее одарённые учащиеся основной школы. Творческие задачи музыкального театра старшего звена направлены на формирование профессиональных вокально-драматических навыков и умений, в результате которых студент способен воплотить музыкально-исполнительскими средствами художественные идеи классического оперного искусства.
Молодёжный музыкальный театр – как вид практической деятельности на ступенях начального, основного общего и среднего специального образования – синтезирует образовательный процесс по вертикали и горизонтали. Разновозрастной состав его участников позволяет не только реализовать этапные творческие достижения каждого отдельного исполнителя, но и быть свидетелем перспективы раскрытия художественного потенциала в будущем в лице студентов старших курсов колледжа.
Выпускники отделения могут работать в качестве артистов хора и ансамбля в театрах, академических хорах.
Одним из подразделений колледжа, обеспечивающих осуществление профессиональной исполнительской практики, является также Концертный хор студентов 1-4 курсов
Выездные мероприятия
Выездные мероприятия являются неотъемлемой частью общего образовательного процесса. Они органично включаются в сферу исполнительской практики и требуют большой профессиональной ответственности как от учащихся и студентов, так и от преподавателей, поскольку формируют представление об образовательной культуре колледжа за его пределами.
Выступления на самых престижных сценах Москвы, участие в специальных государственных концертных мероприятиях, международные фестивальные проекты и гастроли за рубежом раскрывают новые грани молодёжного музыкального театра как самодостаточного профессионального коллектива, обладающего особым творческим почерком и востребованного современной концертной жизнью.
Учитывая несовершеннолетний возраст многих из участников молодежного музыкального театра, все выездные мероприятия согласовываются с родителями учащихся и студентов и осуществляются при непосредственном контроле ответственных за их проведение преподавателей. Выездной состав проходит обязательное инструктирование по технике безопасности перед каждым выездным мероприятием.
Трудоустройство выпускников
Согласно квалификационной характеристике, выпускники ГБПОУ г.Москвы «Колледж музыкально-театрального искусства имени Г.П.Вишневской» могут работать артистами хора и ансамбля в профессиональных и самодеятельных театральных и концертных организациях, музыкальных коллективах, кружках и студиях.
Свидетельством о профессиональной компетенции выпускника является диплом об окончании колледжа с присвоением указанных выше квалификаций.
Учитывая большую конкуренцию между специалистами подобной квалификации на рынке труда, преподавательский состав и администрация колледжа оказывают всевозможную поддержку выпускникам в трудоустройстве.
Самым успешным из учащихся предоставляется возможность реализовывать свой творческий потенциал в качестве приглашённых солистов в молодёжном музыкальном театре. Кроме того, некоторые из них продолжают свою профессиональную деятельность как преподаватели колледжа.
Заинтересованность администрации в подобной исполнительской и педагогической преемственности кадров, естественном притоке молодых специалистов в сферу образования – одно из важнейших направлений осуществления государственной программы по трудоустройству молодых специалистов, осуществляемое руководством колледжа.
Профориентационная работа
Профориентационная работа с учащимися и студентами колледжа ведётся на всех уровнях образовательного процесса. Формирование мотивационной сферы учащихся в приобщении к музыкально-театральной культуре осуществляется уже с начальной образовательной ступени.Участие младших школьников в театральной жизни колледжа, их выступления на столичных концертных сценах способствуют росту естественного интереса к вокально-исполнительскому творчеству и становлению представлений об окружающем мире в целостном общекультурном контексте.
Учащиеся ступени основного общего образования принимают ещё более активное участие в деятельности молодёжного музыкального театра. Для этого этапа характерно обращение к классическому оперному наследию, что обусловливает углубленное практическое освоение музыкально-театрального репертуара «изнутри». Многие музыкально-исполнительские навыки в этот период переходят из стадии эмоционально-спонтанных действий в сферу осмысленной вокально-сценической деятельности. Дополнительные культурно-просветительские мероприятия, организуемые в рамках внеклассной работы, также направлены на стимулирование интереса к музыкально-художественной деятельности. Ступень основного общего образования является определяющей в выборе будущей профессии, именно поэтому ей уделяется особое внимание в процессе профессиональной ориентации учащихся.
Профориентационная работа на ступени среднего специального образования имеет три важнейших направления:
Выпускник, освоивший основную профессиональную программу среднего профессионального образования повышенного уровня по специальности 53.02.04 «Вокальное искусство», подготовлен:
— к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования;
— к освоению родственной основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования соответствующего профиля.
Платные услуги
На отделении оказываются платные образовательные услуги. Действуют платные курсы для поступающих в колледж абитуриентов.
Также на основании письменного заявления родителей или совершеннолетнего студента рассматривается возможность платных дополнительных занятий по интересующей дисциплине. Решение принимается заведующим отделением на основании успеваемости учащегося (студента). В случае положительного резюме, заведующий отделением обеспечивает выполнение оказания платных услуг согласно установленным нормам.
Музыкальное образование в Москве
Вузы для музыкантов и музыкальные специальности
В недалеком прошлом в Москве было всего два вуза, которые готовили профессиональных музыкантов. Сегодня у будущих певцов, инструменталистов и дирижеров появился выбор.
Музыкальные факультеты открылись в нескольких государственных и негосударственных вузах, а кроме того, статус высших учебных заведений получили некоторые музыкальные училища.
В подготовке музыкантов важную роль играет системное образование: музыкальная школа, училище, вуз, аспирантура. В Российской академии музыки им. Гнесиных (РАМ им. Гнесиных) и Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского есть все эти образовательные ступени, в Государственном музыкально-педагогическом институте им. М.М. Ипполитова-Иванова (ГМПИ) – колледж, вуз и аспирантура, в Московском государственном институте музыки им. А.Г. Шнитке (МГИМ) – все, кроме аспирантуры. Государственная классическая академия им. Маймонида (ГКА им. Маймонида) предлагает только высшее образование и аспирантуру.
Я вам спою
Специальность «Вокальное искусство»
Самая популярная специализация – академическое (оперное) пение. Она представлена практически во всех музыкальных вузах, а в консерватории других специализаций просто нет. Будущие оперные певцы изучают музыкальную литературу, работу с текстом, сценическую речь, занимаются развитием и постановкой голоса и, конечно, оперным вокалом. Им важно знать иностранный язык, желательно итальянский, так как он широко используется в вокальных партиях. В Государственной академии славянской культуры (ГАСК) вы сможете учить итальянский, французский, немецкий, заниматься вокалом по эксклюзивным итальянским методикам Национальной академии Santa Cecilia в Риме. Что касается преподавателей, громкие имена есть в каждом вузе: в ГАСК работает солист Большого театра Владимир Маторин, в консерватории – Зураб Соткилава. Почти все музыкальные вузы приглашают педагогов из консерватории и Гнесинки.
«Народное пение» тоже есть во многих вузах: РАМ им. Гнесиных, Московском государственном университете культуры и искусств (МГУКИ), Международном славянском институте (МСИ) и др. От академического пения эта специализация отличается довольно сильно: «народники» изучают певческие стили различных регионов России, народные танцы, инструменты народного оркестра. Даже способы извлечения звуков у них другие – далеко не каждый голос подходит для исполнения народных песен.
На отделениях эстрадного и джазового вокала в Гнесинке, ГКА им. Маймонида, Институте современного искусства (ИСИ) учатся многие уже известные исполнители. И имена педагогов на слуху не только у специалистов: в ГКА им. Маймонида джазовый вокал преподают солистки ансамбля «Лицей» Анастасия Макаревич и Анна Сырова, а в Гнесинке – известные певицы Ирина Отиева и Валентина Толкунова.
Выпускники-вокалисты могут работать в опере, народных ансамблях, эстрадных коллективах, церковном хоре, педагогами по вокалу.
От фортепьяно до ударных
Специальности «Инструментальное исполнительство» или «Музыкальное искусство эстрады»
У инструменталистов ГАСК только один вариант – фортепьяно. У студентов ИСИ возможностей чуть больше – инструменты эстрадного оркестра. Ну а в консерватории и Гнесинке есть специальности для всех инструментов: струнных, народных, духовых и т. д.
Занятия у инструменталистов проходят в основном индивидуально, в группах они отрабатывают технику игры в составе оркестра или ансамбля.
Имена многих педагогов широко известны. Например, братья Бриль (Игорь, Дмитрий и Александр) совмещают преподавание в ГКА им. Маймонида и Гнесинке. Кафедрой инструментов эстрадного оркестра ИСИ руководит знаменитый пианист Даниил Крамер. В консерватории на кафедре альта преподает Юрий Башмет.
Студенты получают необходимые навыки для выступления на концертной эстраде, камерном ансамбле, оркестре, для работы концертмейстером или преподавателем.
Партитура, пульт и палочка
Специальности «Дирижирование» или «Хоровое дирижирование»
В МГК можно научиться дирижировать академическим хором и оперно-симфоническим оркестром, в Гнесинке и МГИМ им. А.Г. Шнитке – академическим и народным хором.
Профессиональные дисциплины хоровых и оркестровых дирижеров различаются. Так, будущие руководители оркестров изучают технику игры на струнных и духовых инструментах, симфонические партитуры, особенности работы над музыкальным спектаклем, а дирижеры-хоровики – тонкости «управления» детским и академическим хором, вокал и аранжировку. В консерватории можно освоить регентское дело (дирижирование церковным хором) или игру на восточных инструментах, пройти практику в Большом театре.
Юношам, желающим совместить учебу в институте и службу в Вооруженных силах, стоит обратить внимание на Военный университет, который готовит военных дирижеров. Здесь вы приобретете такие эксклюзивные навыки, как игра под дождем, на ветру, под палящим солнцем, научитесь организовывать плац-концерты (представьте, что вам придется дирижировать полком барабанщиков, которые должны не только играть, но и одновременно маршировать в ногу).
Для скрипки с оркестром
Специальность «Композиция»
У будущих композиторов выбор невелик: МГК, Гнесинка или ГМПИ. Кроме общей культуры и одаренности, композиторская деятельность требует знания многих специальных дисциплин: теории музыки, гармонии, полифонии, анализа музыкальных произведений, оркестровки и др.
Композитор должен быть знаком со всеми музыкальными стилями, как классическими, так и современными. Поэтому, например, в консерватории студенты узнают, как создается электронная и компьютерная музыка, а на факультативе смогут выучить английскую музыкальную терминологию. В РАМ им. Гнесиных есть даже отдельная кафедра компьютерной музыки и информатики.
Прослушивания и туры
Для поступления на специальности «Вокальное искусство», «Музыкальное искусство эстрады» и «Инструментальное исполнительство» необязательно (за исключением консерватории) предъявлять диплом об окончании музыкальной школы, но необходимо иметь подготовку на уровне ее выпускника: знать основы сольфеджио и музыкальной литературы, уметь подготовить программу для прослушивания. Гораздо строже требования к будущим композиторам и дирижерам – им необходимо предварительно окончить музыкальное училище.
Как правило, музыкальные специальности требуют индивидуальной формы обучения, поэтому группы набираются небольшие, а вступительный конкурс в государственные вузы очень высокий.
Вступительные экзамены различаются не только на разных специальностях, но и на каждой специализации. Однако есть так называемый «обязательный минимум»:
1. Сольная программа. Для вокалистов это арии, романсы и народные песни, для инструменталистов – музыкальные произведения разных форм, для композиторов – собственные сочинения, для дирижеров – владение и фортепьяно, и вокалом, и навыками управления хором.
2. Коллоквиум. Здесь предстоит продемонстрировать комиссии свой культурный уровень, музыкальную эрудицию, понимание содержания и формы исполняемых произведений, знание творчества их авторов.
3. Теория музыки и сольфеджио. Основные требования в вузах практически одинаковые, разница – в сложности заданий: написать музыкальный диктант, спеть или сыграть с листа мелодию, проанализировать несложное музыкальное произведение или его фрагмент (определить тональность, лад, аккорды, ритмику и т. д.).
Будущим военным дирижерам ко всему прочему предстоит экзамен по физической подготовке.
Мнение экспертов
Наталья Дмитриева, декан вокального факультета РАМ им. Гнесиных:
– Качество подготовки певца зависит не столько от вуза, сколько, прежде всего, от педагога. Именно он может выявить «голосовую природу» и помочь ей развиться. А может и наоборот. Даже в нашем вузе был случай, когда педагог попытался переделать юношу-баритона в тенора, и «сломал» его. Так что если у студента с педагогом работа не складывается, лучше сменить наставника. Перед поступлением можно поприсутствовать на экзаменах и примерно определиться, у какого педагога вы хотели бы учиться. Возможно (хотя и необязательно), ваше желание учтут, когда будут распределять первокурсников к мастерам.
Как поступить и учиться
Наталья Морковина, выпускница вокального факультета РАМ им. Гнесиных:
– Я заканчивала музыкальную школу, потом училище, правда, не в Москве, а в Туле. Программу подготовила и отработала еще в училище, поэтому первый тур прошла без особых сложностей. Но потом были экзамены по теории музыки, где нас неожиданно стали спрашивать итальянские музыкальные термины, – выкручивалась, как могла. Первый курс оказался самым трудным – было много теоретических отвлеченных предметов: философия, история России и т. п. Плюс к этому музыкальная литература, анализ музыкальных произведений (аккордов, гармонии). Еще нам преподавали актерское мастерство – для студентов, которые закончили училище им. Гнесиных, это не в новинку, а я была не совсем готова изображать, например, сломанный зонтик.
Со второго курса мы начали изучать отрывки из опер: вокал, движение и т. д. На пятом курсе студенты исполняют в учебной студии целые оперные партии, а некоторые уже работают.