Что такое вокальное искусство
Вокальное искусство
Смотреть что такое «Вокальное искусство» в других словарях:
ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО — см. Пение … Большой Энциклопедический словарь
вокальное искусство — сущ., кол во синонимов: 2 • вокал (3) • пение (42) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
вокальное искусство — см. Пение. * * * ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО, см. Пение (см. ПЕНИЕ) … Энциклопедический словарь
Вокальное искусство — вид музыкального исполнения, осн. на мастерстве владения певческим голосом. Вокальное исполнение бывает сольным (одиночным), ансамблевым (групповым), хоровым (массовым). В. и. широко используется в концертно эстрадной практике и в театре… … Музыкальная энциклопедия
искусство — Творческая художественная деятельность. Безграничное, безыдейное, бесплодное, беспредметное, бессодержательное, блистательное, боевое, вечное, воинствующее, волнующее, волшебное, вольное (устар.), высокое, гуманистическое, гуманитарное (устар.),… … Словарь эпитетов
Актёрское искусство — искусство театральной игры, создания сценических образов. Художественная специфика театра отражение жизни в форме непосредственно происходящего перед зрителями драматического действия может осуществляться только посредством А. и. Цель его … Большая советская энциклопедия
Пение — вокальное искусство, исполнение музыки голосом, искусство передавать средствами певческого голоса идейно образное содержание музыкального произведения, один из древнейших видов музыкального искусства. П. может быть со словами и без слов… … Большая советская энциклопедия
Пение — вокальное искусство, иск во передавать средствами певческого голоса идейно образное содержание муз. произведения, один из древнейших видов муз. исполнительства. П. может быть со словами или без слов (см. Вокализация). Оно бывает сольным… … Музыкальная энциклопедия
Таганрогский музыкальный колледж — Таганрогский музыкальный колледж государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования в г. Таганроге. Содержание 1 История колледжа 2 Перечень специальностей … Википедия
Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова — Международное название Chuvash State University … Википедия
Вокальное искусство
Смотреть что такое «Вокальное искусство» в других словарях:
ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО — см. Пение … Большой Энциклопедический словарь
вокальное искусство — сущ., кол во синонимов: 2 • вокал (3) • пение (42) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
вокальное искусство — см. Пение. * * * ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО, см. Пение (см. ПЕНИЕ) … Энциклопедический словарь
Вокальное искусство — искусство пения сольного, ансамблевого и хорового. См. Пение … Большая советская энциклопедия
искусство — Творческая художественная деятельность. Безграничное, безыдейное, бесплодное, беспредметное, бессодержательное, блистательное, боевое, вечное, воинствующее, волнующее, волшебное, вольное (устар.), высокое, гуманистическое, гуманитарное (устар.),… … Словарь эпитетов
Актёрское искусство — искусство театральной игры, создания сценических образов. Художественная специфика театра отражение жизни в форме непосредственно происходящего перед зрителями драматического действия может осуществляться только посредством А. и. Цель его … Большая советская энциклопедия
Пение — вокальное искусство, исполнение музыки голосом, искусство передавать средствами певческого голоса идейно образное содержание музыкального произведения, один из древнейших видов музыкального искусства. П. может быть со словами и без слов… … Большая советская энциклопедия
Пение — вокальное искусство, иск во передавать средствами певческого голоса идейно образное содержание муз. произведения, один из древнейших видов муз. исполнительства. П. может быть со словами или без слов (см. Вокализация). Оно бывает сольным… … Музыкальная энциклопедия
Таганрогский музыкальный колледж — Таганрогский музыкальный колледж государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования в г. Таганроге. Содержание 1 История колледжа 2 Перечень специальностей … Википедия
Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова — Международное название Chuvash State University … Википедия
Вокальное искусство как особый вид искусства
Музыка, созданная для голоса или многих голосов, — это самый ранний вид музыкального искусства. Еще на заре существования человеческого общества люди пользовались голосом для звуковых сигналов, общения друг с другом. Так из одного корня возникли человеческая речь и музыка. Самые простые и древние формы вокального искусства сохранили ощутимую связь со звуковыми сигналами, пастушескими зовами, охотничьими или военными кличами, ритмическими восклицаниями, объединяющими усилия людей в совместном труде.
Вокальное искусство, — искусство передавать средствами певческого голоса идейно-образное содержание музыкального произведения, один из древнейших видов музыкального исполнительства.
По мере развития человеческого общества развивались и усложнялись и формы вокального искусства. Но еще долго оно оставалось неразрывно связанным с трудом и бытом, было неотделимо от пляски и игры.
Вокальное искусство включает различные жанры: песню, романс, произведения для вокальных ансамблей, хоровую музыку и оперу. И везде присутствуют два элемента: музыка и слово. Между музыкой и словом — много общего. В самой человеческой речи есть музыкальный элемент — интонация. Она придает речи выразительность, эмоциональность.
В вокальном искусстве интонация — основа выразительности. Иногда мелодия музыкальной фразы прямо рождается из интонаций речи. Вопросительные, восклицательные и утвердительные интонации становятся интонациями музыкальными. Их речевая природа продолжает ощущаться, что наиболее заметно в оперных речитативах, особенно у А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, С. С. Прокофьева.
Но так бывает не всегда. Когда речь становится пением, в ней появляются, новые качества, свойственные именно музыкальному искусству. Если в речи подъемы и понижения голоса подчинены смыслу фразы, то музыка стремится внести в них повторность, ритмическую размеренность. Вот почему вокальные произведения чаще пишутся на стихотворный текст: повторность созвучий — рифм, ритмическая размеренность присущи уже самой стихотворной речи. И это не случайно, ведь поэзия и музыка возникли из некогда единого искусства — песни.
Декламационность и песенность постоянно взаимодействуют в вокальной музыке, одно может гибко переходить в другое. Так, например, мелодия, начавшись выразительными, «говорящими» декламационными фразами, может постепенно обретать песенную широту и плавность. Еще большие возможности открываются в сочетании голоса с музыкальными инструментами, в ансамбле с другими голосами, в хоре. Но во всех формах и жанрах вокального искусства неизменно сохраняется его связь с интонациями речи, что делает это искусство таким чутким отражением чувств и переживаний человека.
Русская вокальная школа возникла на основе народного певческого искусства. На ее принципах воспиталась целая плеяда замечательных певцов — О. А. Петров, А. Я. Воробьева-Петрова, Ф. И. Шаляпин, А. В. Нежданова, Л. В. Собинов и другие.
Различаются три основных типа вокальных мелодий и, соответственно, три манеры пения:
— мелодии декламационного стиля приближаются к строению и интонациям речи (речитатив);
— мелодии колоратурного стиля в известной мере отходят от слова и уснащаются большим количеством украшений, пассажей, исполняемых в быстром движении на отдельные гласные или слоги.
В России вокальное искусство существовало до начала 18 в. в форме народного и церковного пения. Со времён утверждения христианства подготовка певцов велась в монастырских, а затем и приходских церковных школах. Народные исполнители искусства и церковного пения с его высокой вокальной культурой подготовили почву для возникновения светского профессионального вокального искусства. С 1735 в Петербурге существовала итальянская опера, которая способствовала росту профессионализма русских композиторов и певцов.
Русская национальная школа пения оформилась под влиянием творчества и исполнительской манеры М. И. Глинки. Учениками Глинки были такие виднейшие певцы, как О. А. Петров, А. Я. Воробьёва-Петрова, Д. М. Леонова, А. П. Лодий, С. С. Гулак-Артемовский. В дальнейшем на исполнительские принципы певцов русской школы большое влияние оказало творчество, а также критическая, в некоторых случаях и педагогическая деятельность А. С. Даргомыжского, А. Н. Серова, М. А. Балакирева, Ц. А. Кюи, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского.
В начале 20 века русская вокальная школа завоевала мировое признание на «Русских сезонах» в Париже. Творческие достижения русских певцов этого времени оказывали влияние на мировое вокальное искусство.
Для передачи некоторых эмоциональных состояний современные композиторы привлекают предельно высокие и самые низкие ноты, напряжённо звучащие переходные звуки, скачки на большие интервалы. С этой же целью используются резкие динамические переключения от крайней степени forte к предельно тихому звучанию. Во все времена существования профессионального вокального искусства певцы приспосабливали свою вокальную технику к требованиям, которые выдвигали перед ними новые вокальные произведения, и развивали свой слух, чтобы быть в состоянии их спеть. Голос может выполнить только то, что усвоено слухом. Поэтому современный певец должен иметь высокоразвитый слух и новую «сверхтехнику».
Перед вокальным педагогом стоят задачи развития комплекса разнообразных способностей ученика. Они касаются как музыкально-артистичной, так и технической сторон искусства пения. Педагог призван заботиться и об эстетическом воспитании ученика, формировании его мировоззрения, развитии нужных для профессиональной деятельности морально-волевых качеств. В отличие от педагогов других исполнительских специальностей, педагог-вокалист не имеет дела с готовым музыкальным инструментом. Он одновременно формирует сам «инструмент» и учит «играть» на нём. Неодинаковость анатомической структуры и функций голосового аппарата у различных певцов затрудняет употребление единых, подходящих для всех приёмов пения.
Вокальная педагогика призвана воспитывать певца в соответствии с запросами существующей исполнительской практики. Её принципы исторически согласуются с требованиями времени и потому не могут механически переноситься из одной эпохи в другую. Однако в них находят своё отражение неизменные педагогические закономерности развития вокальных навыков, а также физиологические принципы деятельности голосового аппарата.
Вокальная методология изучает вокальную практику, общие закономерности развития голоса, обобщает опыт педагогов, проводит исследования, необходимые для научного обоснования процесса обучения певцов. Современная вокальная педагогика развивается на основе тесного взаимодействия теории и практики.
Вокальное искусство образует вокруг себя мощную воспитательную среду, оказывает непосредственное влияние на всех участников художественно – педагогического процесса. Педагогические подходы преподавателя вокала должны предусматривать активизацию эмоционально-чувственной природы исполнителя в тесном взаимодействии со стилистикой, особенностями жанра исполняемых сочинений, непосредственным содержанием художественного образа. Формирование интереса к вокальному искусству, а так же развитие слуха во всех его проявлениях успешно решаются в случае сознательного контроля собственного звучания голоса.
Перед педагогом – вокалистом стоят задачи не только технического содержания: развитие профессиональных основ вокальной техники, развитие диапазона, средств исполнительской выразительности (тембр, динамика, чувство лада, ритма, развитие кантилены, развитие чувства стиля, единой манеры пения), но и развитие исполнительского мастерства через смысловое, образное, эмоциональное и стилевое своеобразие песни. Развитие внутреннего видения, воображения, проникновения в эмоционально–смысловой строй материала – основные этапы развития творческих способностей исполнителя – музыканта. Через вокальное искусство исполнитель должен донести до зрителя художественный образ, заложенный в песне.
Изучив литературу по данному вопросу можно сделать вывод, что:
1. Вокальное искусство, — искусство передавать средствами певческого голоса идейно-образное содержание музыкального произведения, один из древнейших видов музыкального исполнительства.
2.Вокальное искусство включает различные жанры: песню, романс, произведения для вокальных ансамблей, хоровую музыку и оперу. И везде присутствуют два элемента: музыка и слово.
3. Различаются три основных манеры пения:
— мелодии декламационного стиля приближаются к строению и интонациям речи (речитатив);
— мелодии колоратурного стиля в известной мере отходят от слова и уснащаются большим количеством украшений, пассажей, исполняемых в быстром движении на отдельные гласные или слоги.
5.Педагогические подходы преподавателя вокала должны предусматривать активизацию эмоционально-чувственной природы исполнителя в тесном взаимодействии со стилистикой, особенностями жанра исполняемых сочинений, непосредственным содержанием художественного образа
Пение — вокальное искусство
Вокальное искусство – возможность передать содержание музыкального произведения выразительными средствами певческого голоса.
Рассмотрим, какие есть виды и жанры в вокале.
Виды пения: сольное, ансамблевое, хоровое. Пение бывает с сопровождением и без сопровождения (а капелла).
Жанры пения: оперный, камерный, эстрадный…
По исполнительской манере пение разделяют на такие виды: народное, академическое, эстрадное пение.
Народное пение основано на вокальных традициях отдельных географических регионов.
Эстрадное пение предполагает применение усилительной аппаратуры, микрофонов, и опирается, в основном, на речевую манеру исполнения, при которой голос используется в среднем регистре.
Постановка голоса
Под постановкой голоса подразумевают работу по выработке и совершенствованию специальных навыков для работы профессионалов — актеров, певцов, лекторов.
Правильно поставленный голос — это голос с красивым тембром, широким диапазоном, четкой дикцией. Главное отличие — такой голос не подвергается последствиям многочасовых нагрузок.
Методы работы в классе Сольное пение могут быть разными, но основные — это укрепление певческого дыхания, освоение технических приемов, тренировка артикуляционного и речевого аппарата, расширение диапазона, вовлечение в работу резонаторов, исполнение в высокой позиции.
Человеческий голос – музыкальный инструмент, сложный и хрупкий. Чтобы овладеть этим инструментом, необходимо познать его особенности.
Нужно помнить, что мы слышим себя и свой голос совсем по-другому, чем окружающие нас люди. Это происходит потому, что голос воздействует на наш слух и снаружи, и изнутри. А музыканты-инструменталисты слышат свое исполнение так же, как и слушатели. Поэтому вокалистам следует записывать звучание своего голоса на магнитофон или компьютер для самоконтроля и совершенствования вокального слуха.
Вокальный слух предполагает возможность контролировать свое исполнение и понимание работы органов голосообразования. Слушая пение или речь, мы можем охарактеризовать голос как легкий, полетный или тяжелый, светлый, яркий или тусклый, сильный или слабый, плоский или округлый, открытый или прикрытый.
И поэтому, мы можем говорить, что пение — вокальное искусство, только при наличии всех выше перечисленных составляющих частей в комплексе.
ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Расстановка ударений: ВОКА`ЛЬНОЕ ИСКУ`ССТВО
Певучий стиль основан на выразит. пластичном и стройном воспроизведении напевной мелодии. Интонационные изгибы, ритм, движение мелодии в единстве с поэтич. текстом служат средством передачи цельного муз. образа. В певучем стиле написаны мн. оперные арии (напр., ария Джильды из 3-го действия оперы «Риголетто», ария Антониды «Не о том скорблю, подруженьки» из 1-го действия оперы «Иван Сусанин»).
Декламационный стиль тяготеет больше к воспроизведению эмоционально-смысловых модуляций речи и часто приближается к последней. Вокальная декламация основывается обычно на сравнительно коротких муз. фразах, напоминающих собой интонационный строй и склад обыденной речи или патетич. театральную декламацию. В декламационном стиле (гл. обр. в ариозном, т. е. распевно-декламационном) пишутся часто большие сцены и монологи в операх (монолог Бориса Годунова в одноим. опере), иногда целые оперы («Каменный гость» Даргомыжского, «Фальстаф» Верди и др.).
Различные стили, художеств. вокальные приёмы могут быть применены в одном и том же вокальном соч. В реалистич. В. и. правдивая и сильная декламация органически сочетается с напевной, свободно льющейся мелодией.
Немецкая вокальная школа опиралась в своём развитии на нац. вокальную музыку Баха, Бетховена, Мендельсона-Бартольди, Вебера, Шумана и др., а также на творчество австр. композиторов: Моцарта, Шуберта. Большое развитие получило в Германии иск-во камерного пения. Особый оперный стиль нем. В. и. сложился под влиянием творчества Вагнера. Среди лучших представителей нем. вокальной школы: Г. Зонтаг, В. Шредер-Девриент, Л. Леман, Ю. Штокхаузен, А. Ниман и др.
Советская вокальная школа, являющаяся преемницей рус. классической и мировой вокальных школ, носительницей лучших традиций прошлого, развивается в тесной связи с идеологией, эстетикой, со всеми жизненными и духовными запросами советского народа. В числе сов. певцов, развивавших достижения рус. классич. вокальной школы: В. В. Барсова, Н. А. Обухова, К. Г. Держин-ская, Е. А. Степанова, И. С. Козловский, С. Я. Лемешев, Г. С. Пирогов, С. П. Преображенская, М. Д. Михайлов, А. С. Пирогов, Н. С. Ханаев, М. О. Рейзен. В СССР получили развитие нац. школы пения народов других республик, опирающиеся на опыт и художеств. достижения рус. вокальной школы. Представителями этих школ являются певцы: Б. Р. Гмыря, И. С. Паторжинский, М. И. Литвиненко-Вольгемут (Украина), Л. П. Александровская (Белоруссия), А. Б. Даниэлян (Армения), Ш. Мамедова, Бюль-Бюль (Азербайджан) и мн. др. В ряде сов. республик (Казахской, Киргизской, Туркменской и др.), где в дореволюц. время не было оперного иск-ва, также возникли нац. вокальные школы, воспитана плеяда талантливых оперных артистов: К. Байсеитова (Каз. ССР), X. Насырова (Узб. ССР), А. Аннакулиева (Туркм. ССР), С. Киизбаева (Кирг. ССР), М. Рахманкулова, М. Булатова (Тат. АССР) и мн. др. Высокого уровня развития достигло в СССР хоровое В. и.
Вокальная педагогика служит с давних пор предметом всестороннего научного исследования. Вокальному педагогу, кроме глубокого знания музыки и её законов, необходимо изучить анатомию певческих органов, физиологию, психологию, педагогику и т. д. Профессиональный певец должен иметь певческий голос красивого тембра, достаточной силы, а также прирождённую музыкальность и исполнит, одарённость. Путём спец. тренировки голос начинающего певца может быть значительно развит, увеличен диапазон, приобретена гибкость, пластичность, выработано свободное владение голосом. Методология В. и. как отрасль вокальной педагогики изучает иск-во вок. школы, направляет педагогич. практику преподавания. Среди теоретич. исследований, посвящённых вопросам В. и. 19 в. на Западе, для своего времени имели значение работы педагогов и певцов М. Гарсиа, Ж. Л. Дюпре, Л. Лаблаша, Ф. Ламперти и др. Ценный вклад в вокальную методику внесли рус. певцы и педагоги А. Е. Варламов, И. П. Прянишников, А. М. Додонов и др. Изучение В. и. с анатомо-физиологич. стороны было начато во Франции в 18 в. врачом Феррейном (трактат о певческих органах). В течение мн. десятилетий 19 в. (гл. обр. в Германии) господствовала анатомо-физиологич. школа, рассматривавшая проблемы вокальной педагогики с узких, односторонних позиций.
Сов. наука рассматривает В. и. как сложный психо-физиологич. процесс, тщательно изучает его отдельные стороны. Проблемы рус. вокальной школы получили глубокую разработку в сов. время (работы Д. Л. Аспелунда, В. А. Багадурова, Ф. Ф. Заседателева, Л. Д. Работнова и др.). Большое место отводится вокальному обучению в спец. муз., а также общеобразоват. учебных заведениях. Пение получило громадное распространение в колхозной и городской художеств, самодеятельности. Издаётся спец. нотный материал, а также научная методич. и популярная литература по вопросам В. и. Систематически организуются показы исполнителей, педагогич. конференции, проводятся конкурсы, фестивали, декады нац. иск-ва, певческие праздники и т. п.