Что такое вокальные инструменты
Как вокалисту выбрать музыкальный инструмент
Бесплатный стартовый курс Гитара за 7 дней >>>
Как ни крутись, а без инструмента не обойтись
Рано или поздно каждый вокалист задумывается о том, на каком же музыкальном инструменте научиться играть, чтобы аккомпанировать себе во время пения. Конечно, в эпоху развития технологий совсем не обязательно уметь играть, но, поверьте, это очень выделяет вас среди других вокалистов.
Во-первых – это приятно. В минуты тоски или радости всегда можно спеть и сыграть на любимом инструменте и успокоить душу. Это намного приятнее, чем просто петь под «минусовку».
Во-вторых – это удобно. Если ваш голос ниже, чем поется в оригинале, или выше, вы всегда сможете сыграть мелодию в нужной тональности. Вам не нужно лишний раз перенапрягать связки.
Вы всегда сможете сыграть мелодию в нужной тональности.
В-третьих, вы больше не зависите от электричества, ноутбука, забытой дома флешки и прочих современных штуковин. Если ваш инструмент с собой или он есть на месте выступления, у вас всегда есть подстраховка.
Делаем Рок
Для тех, кто мечтает петь в рок-группе, умение играть может сыграть решающую роль. Допустим, вы хорошо поете, а у ребят, которые ищут вокалиста, недостает еще и соло гитариста или клавишных. И тот маленький факт, что вы умеете делать и то и другое, выгодно выделит вас среди других кандидатур.
Критерии выбора инструмента для вокалиста
Когда вы не знаете, что же выбрать, обратитесь к личным ощущениям. Ваш мозг и тело всегда подскажут правильный ответ. Но, учтите несколько важных моментов.
Когда эти критерии соблюдены, ваша игра и пение будут максимально слажены, а песня будет звучать красиво.
Среди всего многообразия музыкальных инструментов стоит выделить самых «звездных», которые востребованы и популярны не только в оркестрах и в рок-коллективах, но и среди отдельных вокалистов. Это клавишные (фортепиано, синтезатор), аккордеон и гитара.
Фортепиано, рояль, синтезатор
Отличные инструменты, которые позволяют передать богатство звучания чуть-ли не всех музыкальных инструментов. В отличии от других инструментов, где музыкант ведет всего лишь одну мелодию, фортепиано способно показать всю аккордовую фактуру и сыграть настоящую полифонию.
Под фортепиано очень удобно петь. На нем легко подбирать на слух песни и мелодии. Но учтите, за фортериано играют сидя. Вам нужна хорошая опора и дыхание, чтобы играть и петь сидя.
Огромный минус фортепиано в том, что его не возьмешь с собой на выступление или на отдых.
Аккордеон или баян
Это два разных инструмента, но они похожи по способу звукоизвлечения. Играя на этих инструметах можно петь разные песни. Стоит заметить, что они отличаются оп звучанию поэтому обязательно послушайте, что вам больше нравится.
Гитара
10 причин научится играть на гитаре
1) Не нужно искать качественную «минусовку», ваша мелодия всегда с вами.
2) Вы не зависите от электропитания, даже в пещере вы сможете спеть под музыку.
3) Ваш инструмент всегда с вами, на отдыхе или в путешествии.
4) Вы сами управляете мелодией. Легко можете повысить или понизить звучание, сделать паузы, спеть припев бесконечное количество раз.
5) Из просто вокалиста вы превращаетесь в полноценного музыканта, который может и спеть и сыграть.
6) Вы можете не только петь, но и сочинять мелодии, писать слова, играть собственные песни.
8) Вам не нужна помощь, чтобы зарабатывать на своем пении: сами спели, сами сыграли, сами заработали.
9) Это один из самых дешевых и удобных инструментов.
10) Вы всегда будете популярны у противоположного пола. Как ни крути, но гитара ассоциируется с романтикой, а дальше уж сами решайте.
Музыкальные инструменты перед микрофоном часть 4 Вокал и народные инструменты
Вокал
Получается, что человеческий голос объединяет звуки, к которым звукорежиссер не может подойти с одной меркой. Вот мы и слышим часто записи, где полетные, хорошо реверберированные гласные сочетаются с близкими шипящими, а буква «с», посланная на плохой цифровой ревербератор, выглядит совершенно инородным, неестественно долгим звуком. Добавим к этому довольно большое количество шумов, особенно, если поставить микрофон слишком близко – это вдохи, различного рода чмоканья, высокочастотная сипотца.
У обычного (не «поставленного») человеческого голоса спектр не превышает 2…3 кГц. Работа по постановке голоса во многом направлена на расширение частотного спектра, и оперный голос достигает 5….7 кГц. Существует две певческих форманты: низкая 300…500 Гц, и высокая 2…3 кГц, которая придает голосу звонкость и выделяет его из целого оркестра. Характерной особенностью человеческого голоса является плохо выраженный основной тон, а вторая гармоника звучит в несколько раз громче. Очень многое в звучании певческого голоса зависит от школы его постановки. Хорошо поставленный голос имеет довольно равномерную громкость во всех регистрах. Но среди певцов часто распространен прием исполнения, который на музыкантском жаргоне иногда называется «пускать пузыри», когда удобные, резонирующие, эффектные ноты поются децибел на десять громче других. В таких случаях спастись от перегрузок можно только с помощью компрессора.
Нельзя ставить микрофон слишком близко, так как в этом случае тембр голоса, рассчитанного на большой зал, получится резким и жестким из-за большого количества высоких частот, присутствующих в звуке. Для яркого оперного голоса оптимальное расстояние до микрофона может достигать трех метров. Но вокалистам присуще стремление подойти к микрофону как можно ближе. Есть два способа «зафиксировать» местоположение певца: можно поставить перед ним пюпитр, а можно установить дополнительный микрофон, в который он будет петь. (Подключать к пульту его не надо. )
Человеческий голос при записи пения очень хорошо отзывается на реверберацию. При медленном темпе пения она может быть очень длинной, надо только обеспечить задержку в 30…50 мс, чтобы не пострадала дикция. А вот частотную коррекцию надо вводить очень деликатно. Широко применяются параметрические эквалайзеры на частотах, совпадающими с формантами голоса. Хорошо известный «фильтр присутствия» (presence), собственно, и был разработан, чтобы высветлить зону 2…3 кГц.
Народные инструменты
Домры и балалайки
Оркестр русских народных инструментов, созданный в начале 20 века Василием Андреевым, построен по подобию симфонического. Группе смычковых инструментов соответствуют домры, которые делятся на четыре группы: первые, вторые, альтовые и басовые, выполняя функцию скрипок, альтов и виолончелей соответственно. Обычно они играют самые важные партии в оркестре. В оркестрах применяются трехструнные домры, только солисты играют на четырехструнных. Их строй совпадает со скрипичным, репертуар часто тоже. Балалайки также на делятся на четыре группы: примы, секунды, бас-балалайки и контрабас-балалайки. Последние – это аналоги контрабасов, а примы и секунды – это, скорее, смычковые, играющие пиццикато. Все перечисленные инструменты имеют лады, и тем самым избавлены от фальши.
Домры и балалайки имеют недостаточно выраженную форманту в районе 400…500 Гц – им не хватает баса, так сказать, «мяса». Подъем этой области частот с помощью параметрического фильтра выделяет основной тон, делает звук объемным и глубоким. Но чрезмерный подъем форманты вызывает подчеркивание стука от удара медиатором или пальцами по струнам.
Гитара
(Раздел, посвященный гитаре, написан в соавторстве с А.И. Вейценфельдом – прим. авт.)
Рис.1 Расположение микрофонов при записи гитары
Существуют две основные разновидности гитары, в зависимости от материала применяемых струн: с синтетическими нейлоновыми, и с металлическими. Материал струн существенно влияет на характер звучания и особенности техники звукоизвлечения.
Синтетические струны – это первые три струны гитары, а три басовые имеют медную, бронзовую, латунную либо серебряную канитель, навитую поверх шелковых нитей. Синтетические струны имеют мягкий, но плотный звук с небольшим количеством обертонов.
Очень большое влияние на характер звука оказывают способы звукоизвлечения. Различают ногтевой и безногтевой способы. При первом способе игры струны сначала касается кожа кончика пальца, а затем ноготь. Кожа обеспечивает плотность звучания, ноготь – яркость, звонкость. При безногтевом способе звук становится тусклым, размазанным, с нечеткой атакой и заметными «чиркающими» призвуками, поэтому профессиональные классические гитаристы применяют только ногтевой способ. Однако иногда, когда на акустической гитаре пальцами играют эстрадные гитаристы, обычно пользующиеся медиатором, можно столкнуться и с безногтевым способом. Безногтевым способом чаще играют и гитаристы-любители (барды и т.п.). У исполнителей фламенко более длинные ногти, чем у «классиков», и коже кончика пальца в звукоизвлечении не участвует, поэтому звучание гитары в музыке фламенко более жесткое и звонкое, чем в классическом репертуаре.
В зависимости от места извлечения звука на струне, у порожка или у грифа, звучание гитары может соответственно становиться жестким, похожим на клавесин, или мягким, как у арфы.
На металлических струнах пальцами играют реже – чаще медиатором (плектром). Он дает твердую атаку с жестким звуком, но атаку можно смягчить, перемещая место удара по струне ближе к грифу, и меняя угол наклона плектра. У недостаточно профессиональных гитаристов бывает, что удары плектром по струне вниз и вверх отличаются по силе и тембру, что приводит к пестроте звучания.
Запись классической гитары не так проста, как может показаться.
Для записи гитары, исполняющей аккомпанемент, обычно ставится один микрофон, который направляется на струны в район розетки (рисунок 1 поз. 1). Перемещение микрофона к подставке и нижней части деки (поз. 2) делает тембр менее глубоким, с подъемом середины. Поместив микрофон у грифа (поз. 3), получают в звуке выраженную низкую середину и более открытый верх.
Если записывается классический концертный гитарный репертуар, обычно применяют многомикрофонную технику, используя акустику помещения.
Расстояние от микрофона до инструмента в каждом случае выбирается индивидуально в зависимости от условий записи: это может быть наличие посторонних шумов, от которых нужно отстроиться, или неаккуратная игра гитариста, когда становится слышна работа левой руки: дребезг о лады плохо прижатых струн, свист пальцев о струны при скольжении по грифу и т.п.
При записи исполнителей романсов и авторской песни со скромными вокальными данными иногда возникает проблема баланса голоса с гитарой, которая звучит громче и «лезет» на вокальный микрофон. В этой ситуации можно посоветовать применить для голоса двусторонний микрофон (поз. 4). Своей «неслышащей» стороной он будет обращен к гитаре.
Баян и аккордеон
Еще один популярный народный инструмент – баян, (именуемый в других странах «кнопочным аккордеоном» (knob accordion) – прим. ред). В оркестре он играет роль духовой группы. Баян имеет очень богатые выразительные возможности, и часто используется как сольный инструмент. Однако, специальный репертуар баяна довольно ограничен, и вследствие этого существует много переложений для баяна. Собственно, от баяна ничем не отличается его европейский брат – аккордеон (key accordion).
Рис 2 Расположение микрофонов при записи аккордеона
Баяны бывают готово-выборные и более простые готовые. Одной из проблем записи баяна является большое количество шумов: стук клавиш, переключателей регистров, шум воздуха при смене движения меха, скрип ремня. Все эти шумы оказываются ближе по плану, чем полезный звук, что становится особенно заметным при применении искусственной реверберации.
Особенно эффектно можно записать сольный баян, если применить PZM-микрофоны. Они придадут звуку баяна большую глубину по низким частотам. Микрофоны укладываются на полу вокруг музыканта, образуя примерно равносторонний треугольник с вершиной на месте нотного пюпитра (поз. 2). Ковра под ними не должно быть, и пол должен быть как можно более жестким, но не резонирующим. Если, из-за некоторого подъема высоких частот, свойственного этим микрофонам, окажется подчеркнутым стук кнопок, сигнал можно слегка откорректировать. Кстати, любые микрофоны, установленные у левой и правой клавиатур, надо обязательно располагать немного сзади, чтобы этот стук немного уменьшить, и сужать их базу, чтобы в записи не получилось звучания двух различных инструментов.
Другие инструменты
В народном оркестре часто используются деревянные духовые инструменты, такие, как флейта и гобой, который в этом случае исполняет роль народного рожка. Для создания характерного народно-жалеечного тембра микрофон для гобоя ставится между ног музыканта и направляется прямо в раструб инструмента.
Оригинальным инструментом народного оркестра являются гусли, которые бывают двух видов: щипковые и клавишные. Звук щипковых гусель подобен арфовому. Маленькие щипковые гусли называются «гусли звончатые». Клавишные гусли имеют клавиатуру объемом в октаву, и демпфер на всех струнах. Когда происходит нажатие какой-нибудь клавиши, то на этой ноте демпфер во всех октавах снимается, и если провести медиатором по всем струнам, то эти ноты во всех октавах остаются звучать. Гусли обычно используются в качестве аккомпанемента. Запись сольных клавишных гуслей не вызывает проблем, если не считать большого количества паразитных ударных шумов, возникающих вследствие глиссандо по тем струнам, которые зажаты демпфером. Микрофон на гусли хорошо ставить снизу инструмента, чтобы уменьшить шумы звукоизвлечения.
Присутствие ударной установки в народном оркестре создает дополнительные трудности, потому что она может оказаться гораздо громче и звучать более гулко, чем все другие инструменты оркестра. Другое дело, что существует множество подлинно народных шумовых инструментов: разнообразных трещоток, бубнов и т.п. Они часто имитируют звучание традиционных оркестровых ударных: сковороды вместо гонгов, сухие березовые чурки вместо коробочек и т.д.
Подытоживая рассказ об оркестре народных инструментов, скажу еще, что он хорошо и красиво звучит с общей искусственной реверберацией на весь состав.
Музыкальные инструменты
Виды музыкальных инструментов
Музыка окружает нас с самого детства. И тогда же у нас появляются первые музыкальные инструменты. Помните свой первый барабанчик или бубен? А блестящий металлофон, по пластинкам которого нужно было стучать деревянной палочкой? А дудочки с дырочками на боку? На них при определенной сноровке можно было даже сыграть простые мелодии.
Игрушечные инструменты – это первый шаг в мир настоящей музыки. Сейчас можно приобрести самые разные музыкальные игрушки: от простеньких барабанов и гармошек до почти настоящих пианино и синтезаторов.
Вы думаете, это только игрушки? Вовсе нет: в подготовительных классах музыкальных школ из таких игрушек составляются целые шумовые оркестрики, в которых малыши самозабвенно дуют в дудочки, стучат в барабаны и бубны, подстегивают ритм маракасами и играют первые песенки на ксилофоне… И это их первый настоящий шаг в мир музыки.
В мире музыки существует свой порядок и классификация. Инструменты подразделяются на большие группы: струнные, клавишные, ударные, духовые, а еще язычковые. Какие из них появились раньше, какие позже, сейчас трудно сказать наверняка.
Но уже древние люди, стрелявшие из лука, заметили, что натянутая тетива звучит, тростниковые трубочки, если в них подуть, издают свистящие звуки, а ритм удобно отбивать на любых поверхностях всеми подручными средствами. Эти предметы стали прародителями струнных, духовых и ударных инструментов, известных уже в Древней Греции.
Так же давно появились язычковые, а вот клавишные были изобретены чуть позднее. Рассмотрим эти основные группы.
Духовые
В духовых инструментах звук издается в результате колебаний столба воздуха, заключенного внутри трубки. Чем больше объем воздуха, тем более низкий звук он издает.
Духовые делятся на две большие группы: деревянные и медные. Деревянные – флейта, кларнет, гобой, фагот, альпийский рог…
– представляют собой прямую трубку с боковыми отверстиями. Закрывая или открывая отверстия пальцами, музыкант может укоротить столб воздуха и изменить высоту звука.
Современные инструменты часто делаются не из дерева, а из других материалов, однако по традиции называются деревянными.
Медные духовые задают тон любого оркестра, от духового до симфонического. Труба, валторна, тромбон, туба, геликон, целое семейство саксгорнов (баритон, тенор, альт) – типичные представители этой самой громкой группы инструментов. Позднее появился саксофон – король джаза.
Высота звука в медных духовых меняется за счет силы выдуваемого воздуха и положения губ. Без дополнительных вентилей такая труба может издавать только ограниченное число звуков – натуральный звукоряд.
Для расширения диапазона звучания и возможности попадать на все звуки была придумана система вентилей – клапанов, изменяющих высоту столба воздуха (как боковые отверстия на деревянных).
Слишком длинные медные трубы, в отличие от деревянных, можно свернуть, придав им более компактную форму. Валторна, туба, геликон – примеры свернутых труб.
Струнные
Тетиву лука можно считать прообразом струнных инструментов – одной из самых главных групп любого оркестра. Звук здесь издается колеблющейся струной. Для усиления звука струны стали натягивать над полым корпусом – так появились лютня и мандолина, цимбалы, гусли… и хорошо знакомая нам гитара.
Струнная группа делится на две основные подгруппы: смычковые и щипковые инструменты. К смычковым относятся скрипки всех сортов: скрипки, альты, виолончели и огромные контрабасы. Звук из них извлекается смычком, которым водят по натянутым струнам.
А для щипковых смычок не нужен: музыкант пальцами защипывает струну, заставляя ее колебаться. Гитара, балалайка, лютня – щипковые инструменты. Как и красавица арфа, издающая такие нежные воркующие звуки.
А вот контрабас – смычковый или щипковый инструмент? Формально он относится к смычковым, но часто, особенно в джазе, на нем играют щипками.
Клавишные
Если пальцы, ударяющие по струнам, заменить молоточками, а молоточки приводить в движение с помощью клавиш, получатся клавишные инструменты. Первые клавишные – клавикорды и клавесины – появились в средние века. Звучали они довольно тихо, но очень нежно и романтично.
А в начале 18-го века изобрели фортепиано – инструмент, на котором можно было играть как громко (форте), так и тихо (пиано). Длинное имя обычно сокращают до более привычного “пианино”. Старший брат пианино – да что там брат – король! – так и называется: рояль.
Это уже инструмент не для маленьких квартир, а для концертных залов.
К клавишным относится и самый большой – и один из самых древних! – музыкальных инструментов: орган. Это уже не ударно-клавишный, как пианино и рояль, а клавишно-духовой инструмент: не легкие музыканта, а воздуходувная машина создает поток воздуха в систему трубок.
Управляется эта огромная система сложным пультом управления, в котором есть все: от мануальной (то есть ручной) клавиатуры до педалей и переключателей регистров.
Да и как иначе: органы состоят из десятков тысяч отдельных трубок самых разных размеров! Зато и диапазон у них огромен: каждая трубка может звучать только на одной ноте, но когда их тысячи…
Ударные
Древнейшими музыкальными инструментами были ударные. Именно выстукивание ритма было первой доисторической музыкой. Звук может издавать натянутая мембрана (барабан, бубен, восточная дарбука…
) или сам корпус инструмента: треугольники, тарелки, гонги, кастаньеты и прочие стучалки и гремелки. Особую группу составляют ударные, издающие звук определенной высоты: литавры, колокольчики, ксилофоны. На них уже можно сыграть мелодию.
Перкуссионные ансамбли, состоящие только из ударных инструментов, устраивают целые концерты!
Язычковые
А можно ли еще как-то извлекать звук? Можно. Если один конец пластинки из дерева или металла закрепить, а второй оставить свободным и заставить колебаться, то получим простейший язычок – основу язычковых инструментов. Если язычок один, получим варган. К язычковым относятся гармони, баяны, аккордеоны и их миниатюрная модель – губная гармоника.
губная гармоника
На баяне и аккордеоне можно увидеть клавиши, поэтому они считаются и клавишными, и язычковыми. Язычковыми являются и некоторые духовые: например, в уже знакомых нам кларнете и фаготе язычок спрятан внутри трубы. Поэтому разделение инструментов на эти типы условно: существует много инструментов смешанного типа.
В 20 веке дружное музыкальное семейство пополнилось еще одной большой семьей: электронными инструментами.
Звук в них создается искусственно при помощи электронных схем, а первым образцом был легендарный терменвокс, созданный еще в 1919 году.
Электронные синтезаторы могут имитировать звучание любого инструмента и даже… играть сами. Если, конечно, кто-то составит программу. 🙂
терменвокс
Разделение инструментов на эти группы – всего лишь один из способов классификации.
Существует и много других: например, китайцы объединяли инструменты в зависимости от материала, из которого они были изготовлены: деревянные, металлические, шелковые и даже каменные…
Способы классификации не так важны. Гораздо важнее уметь распознавать инструменты и по внешнему виду, и по звуку. Этому мы и будем учиться.
← Ритмика для детейМузыкальное воспитание детей →
Музыкальные инструменты
Музыкальные инструменты, как известно, это инструменты (устройства, конструкции), которые могут при участии человека извлекать звуки, фиксированные по высоте или ритму, а также воспроизводить шумовые эффекты.
История музыкальных инструментов уходит корнями в самое далекое прошлое и насчитывает столько же столетий, сколько и всемирная история человечества. Многообразием инструментов разных эпох и континентов, их изучением и систематизацией занимается специальная наука – органология, или же, в целом, инструментоведение.
Первые научные труды по органологии, «Musica getutscht» Себастьяна Вирдунга (1511) и «Libro de la declaracion snstrumentos» Хуана Бермудо (1549), появились еще в Эпоху Возрождения.
Более обстоятельный научный труд в этой области, «Syntagma musicum», был написан знаменитым органистом и композитором Михаэлем Преториусом в XVII столетии.
Ввиду огромных различий по природе и географии происхождения, музыкальные инструменты разделяются по принципу звукообразования. В 1914 году за основу принимается классификация инструментов Курта Закса и Эриха Морица фон Хорнстобеля «Sistematic der Musikinstrumente: ein Versuch». Эта классификация стала классической, ее постулаты принимаются за основу и по сегодняшний день.
Струнные инструменты, или хордофоны (от греческого «хорда» – струна), объединяет способ извлечения звука колебаниями туго натянутых струн, вызванными воздействием на них смычка (скрипка, альт, виолончель, виола да гамба, рабель) или же касания струн пальцами или медиатором. Во втором случае инструмент имеет шейку с грифом (гитара, лютня, мандолина), либо же представляет собой простой резонатор, как, например, кифары.
Среди семейства струнных инструментов отдельно выделяются щипковые инструменты (гусли, цитра, псалтерионы), существуют даже ударные струнные инструменты – цимбалон, дульсема.
Интересно, что возникшие в позднее Средневековье клавишные инструменты могут считаться «потомками» некоторых струнных инструментов. Связано это с тем, что их звучание так же связано с колебаниями струн, вызываемых небольшими медиаторами.
Например, клавесин принадлежит к «генеалогии» псалтериона и цитры, а клавикорд, рояль и фортепиано «имеют в роду» старинный струнный инструмент дульсему.
Старейшим классом музыкальных инструментов являются ударные инструменты. Они существовали еще в период первобытнообщинного строя, когда наши древние предки отбивали ритм ритуальных плясок с помощью камней, костей, выдолбленных деревьев, импровизированных барабанов.
Следуя классификации, предложенной учеными-музыковедами, ударные музыкальные инструменты подразделяются на идиофоны и мембранофоны. К идиофонам относят колокола, бубенцы, тарелки, кастаньеты, то есть, все инструменты, издающие звук вследствие удара.
По материалу изготовления идиофоны делятся на металлические (треугольник, колокольчики) и деревянные (ксилофон, корейский колокол). Основой звучания мембранофонов так же являются удары, но наносятся они по специальной мембране, а уже через нее звук передается и усиливается в резонансном ящике.
Наиболее известные мембранофоны современной классической музыки – это барабаны, литавры и бубны.
Кроме того, существует разделение ударных инструментов по возможности регулировать издаваемый звук на определенную высоту. К примеру, литавры относят к инструментам с определенной высотой звучания, а барабаны – к неопределенным.
Одним из самых обширных классов музыкальных инструментов являются духовые инструменты, или аэрофоны. Они имеют практически такую же давнюю историю, как и ударные инструменты: на протяжении тысячелетий пройдена эволюция от кости с дырочкой до современного кларнета и гобоя. Звучание аэрофонов обеспечивает вибрация воздуха внутри корпуса.
Духовые музыкальные инструменты отличаются своим многообразием.
При общем делении на медные и деревянные инструменты, к этому классу можно отнести орган и фисгармонию (клавишные духовые инструменты), а также гармонь, баян, кларнет, фагот, саксофон и другие (язычковые музыкальные инструменты). Кроме того, отдельно в ряду аэрофонов стоит волынка – духовой инструмент, снабженный воздушным резервуаром.
Звучание медных музыкальных инструментов, как подкласса духовых, основано на принципе получения гармонических созвучий, с помощью изменения силы вдуваемого воздуха, а также положения губ музыканта. Изобретение механизмов вентилей позволило значительно увеличить звукоряд духовых инструментов.
Первые музыкальные взаимосвязи интервалов и пропорций звука были открыты еще Пифагором, им же и был создан «прародитель» всех клавишных инструментов – монохорд. Он представлял собой прямоугольный ящик с делениями и струной. С помощью колка можно было менять размер струны и, соответственно, высоту издаваемого звука.
Многие столетия клавишные инструменты были представлены только одним инструментом – органом, — и ассоциировались исключительно с христианскими богослужениями. В позднее Средневековье при аристократических дворах Европы появляется первый струнный клавишный инструмент – клавикорд.
Начиная с эпохи барокко, разнообразие клавишных инструментов увеличилось: появились клавесин, спинет, мюзелар и вёрджинел. Однако стремительно развивающееся музыкальное искусство требовало нового, более функционального инструмента. В 1709 году чаяния многих композиторов и музыкантов сбылись: итальянский мастер Бартоломео Кристофори изобрел и сконструировал первое в мире фортепиано.
В настоящее время сложно представить себе какой-либо жанр музыкального искусства без использования клавишных инструментов. В век цифровых технологий прочно вошли синтезаторы, музыкальные рабочие станции, драм-машины, а где-то рядом собирает полные залы слушателей старый добрый орган.
Музыкальные инструменты для детей
Какой инструмент выбрать ребенку? С какого возраста можно обучать его игре? Как разобраться в разнообразии музыкальных инструментов для малышей? Постараемся ответить эти вопросы в данном материале.
Сразу следует отметить, что было бы хорошо при первом же знакомстве с инструментом объяснять детям природу его звуков. Для этого родителям нужно знать традиционную классификацию музыкальных инструментов вообще.
Основные группы музыкальных инструментов – это струнные (смычковые и щипковые), духовые (деревянные и медные), разнообразные клавишные и ударные инструменты, а также специфическая группа детских инструментов – шумовые.
Музыкальные инструменты для детей: струнные
Источником звука для этих инструментов служат натянутые струны, резонатором — полый деревянный корпус. К этой группе относятся щипковые и смычковые музыкальные инструменты.
В щипковых инструментах, как несложно догадаться, звукоизвлечение производится методом защипывания струн пальцами или специальным приспособлением (например, медиатором). Самые известные щипковые струнные — домры, гитары, балалайки, цитры, гусли и т.п.
В смычковых струнных звук извлекается при помощи смычка. В этой группе наиболее подходящим инструментом ребенку будет скрипка — виолончель и, тем более, контрабас пока чересчур массивны для малышей.
Осваивать игру на струнных инструментах — занятие довольно непростое и долгое. Оно требует от малыша крепких и ловких рук, терпения, хорошего слуха. Обучать ребенка игре на щипковых струнных музыкальных инструментах советуют с шести-семи лет — когда пальцы достаточно окрепнут. Обучаться игре на скрипке можно начинать с трех лет.
Музыкальные инструменты для детей: духовые
Духовые музыкальные инструменты для детей делятся на деревянные и медные. Звукоизвлечение и в тех, и в других производится с помощью вдувания воздуха.
К деревянным инструментам относят:
В группу медных духовых входят:
Для освоения детских духовых инструментов требуется большой объём легких, развитая моторика рук. Малыши пяти лет могут попробовать играть на упрощенном инструменте — дудочке. Учиться играть на профессиональных инструментах рекомендуется с 10, а то и 12 лет.
Музыкальные инструменты для детей: клавишные
Это, наверное, одна из самых разнородных групп инструментов. Чаще всего для обучения детей используют такие группы и виды клавишных:
Последняя группа, пожалуй, является самой распространенной. Промышленность сейчас выпускает синтезаторы, ориентированные даже для малышей полутора-двух лет.
Такие инструменты извлекают простейшие звуки (чаще всего это диатонический звукоряд, в одной-двух октавах) и ориентированы больше на развитие малышей, чем на обучение игре.
Профессионально же обучать детей игре на клавишных рекомендуют с возраста пяти-семи лет.
Музыкальные инструменты для детей: ударные
Ударные музыкальные инструменты для детей можно разделить на те, которые имеют звукоряд и не имеют его. К первой группе относят разнообразные ксилофоны и металлофоны. Звукоряд их может быть диатоническим и хроматическим. Играть на них можно палочками с резиновыми или деревянными наконечниками.
Игрушечные ксилофоны рекомендуют покупать детям уже начиная с девяти месяцев — для развития слуха и причинно-следственных явлений (ударил — получился звук). Малыши постарше смогут повторить простейшую мелодию за родителями. Профессионально обучаться игре рекомендуется примерно с 11 лет.
К группе ударных, не имеющих звукоряда, относят колокольчики, кастаньеты, бубны, треугольники, бубенцы и барабаны. Первое знакомство с такими инструментами у детей начинается примерно с годовалого возраста. Профессиональное освоение лучше начинать с 13 лет.
Музыкальные инструменты для детей: шумовые
По сути, это определенная группа ударных инструментов (ее еще называют ручной перкуссией). Сюда входят маракасы, шумовые коробки, шейкеры, трещотки и пр.
С них обычно начинается знакомство малышей с музыкой. Ведь, по сути, та же погремушка является шумовым инструментом. Они позволяют выработать чувство ритма, заложить основы для будущего музыкального развития.
Кстати, если вы сомневаетесь, что ребёнку под силу будет освоить тот или иной инструмент, или если вы думаете, что ему это будет не интересно – обязательно посмотрите два этих видео: они разгонят все ваши страхи, зарядят позитивом и наполнят жизнелюбием:
Автор – Сергей Носенко.
Музыкальные инструменты в Симферополе
Справочник Вакансии Новости Добавить
295000, Симферополь, ул. Гоголя, 25
Крым, Симферополь г., просп. Кирова, 32/1
пн-пт 10:00–18:00; сб,вс 10:00–14:00
Россия, Республика Крым, Симферополь, улица Никанорова, 30/13кВ
+7 (978) 749-36-37, +7 (978) 823-98-84
Россия, Республика Крым, Симферополь, проспект Кирова, 29/1
Крым, Симферополь г., ул. Маршала Жукова, 37/41
Крым, Симферополь г., просп. Кирова, 60/1
Крым Автономная Республика, Симферополь, ул. Чернышевского, 14
+7 978 100-28-70, +7 978 917-21-20
Крым, Симферополь г., ул. Набережная, 31
Россия, Республика Крым, Симферополь, Севастопольская улица, 37Г
+7 (365) 254-84-75, +7 (978) 813-81-23
пн-пт 10:00–19:00; сб 10:00–17:00
Россия, Республика Крым, Симферополь, улица Горького, 11
+7 (978) 899-89-55, +7 (978) 899-89-56
Крым, Симферополь г., ул. Киевская, 155
Крым, Симферополь г., ул. Пушкина, 20
Крым, Симферополь г., ул. Гоголя, 1
пн-пт 10:00–19:00; сб,вс 10:00–17:00
Крым, Симферополь г., ул. Екатериненская, 3
+7 (365) 225-47-77, +7 (978) 803-02-05
пн-пт 10:00–18:00; сб 10:00–14:00
Россия, Республика Крым, Симферополь, Евпаторийское шоссе, 8, ТЦ Меганом, эт. 1
Россия, Республика Крым, Симферополь, Евпаторийское шоссе, 8, ТЦ Меганом, эт. 1
Россия, Республика Крым, Симферополь, улица Гоголя, 25
пн-сб 10:00–19:00; вс 10:00–17:00
Россия, Республика Крым, Симферополь, улица Будённого, 37
+7 (3652) 60-86-08, +7 (978) 754-51-52, +7 (978) 754-51-87
Россия, Республика Крым, Симферополь, улица Будённого, 37
+7 (3652) 60-86-08, +7 (978) 754-51-52, +7 (978) 754-51-87
Россия, Республика Крым, Симферополь, Севастопольская улица, 59, оф. 31
пн-сб 10:00–19:00; вс 10:00–18:00
Россия, Республика Крым, Симферополь, Проездная улица, 4
Крым, Симферополь г., ул. Чернышевского, 14
Крым, Симферополь г., Заводской пер., 29/131
10 музыкальных инструментов для начинающих
Музыка приносит в нашу жизнь радость, расслабление и дарит хорошее настроение. Множество людей мечтают научиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, чтобы самим прикоснутся к процессу созданию музыки.
Однако, статистика показывает, что по большей части играют дети, взрослые не рискуют учиться этой науке, ошибочно считая, что уже поздно. На самом деле, никогда не поздно! Есть масса инструментов, игру на которых под силу освоить любому человеку. Нельзя отказываться от музыки, ведь она позволяет проявить свои творческие способности и помогает справиться со стрессом и напряжением.
Редакция InPlanet приготовила ТОП-10 самых лучших музыкальных инструментов для начинающих!
1Гитара
Пожалуй, самым лучшим музыкальным инструментом, который идеально подходит для новичка, является гитара. В первую очередь, в интернете существует великое множество онлайн-уроков игры на гитаре вместе с аккордами.
Еще одно преимущество – гитара очень доступна по стоимости, и ее легко можно носить с собой. Есть несколько разновидностей этого инструмента – бас, акустика или электро.
Но начать лучше всего с акустической гитарой, немного практики и можно стать душой компании!
2Фортепиано или синтезатор
Еще один доступный инструмент для новичка – фортепиано. Большинство детей начинают свое обучение именно с него. Конечно, не все могут позволить купить себе домой классическое пианино, но сейчас есть множество удобных и компактных вариантов. Например, синтезатор или электронное фортепиано. Оно занимает не так много места, а по звучанию ничуть не уступает традиционному инструменту.
3Скрипка
Для тех, у кого нет много свободного места, чтобы хранить музыкальный инструмент, отлично подойдет скрипка. Она идеальна для тех, кто любит классическую музыку и мечтает научиться играть любимые мелодии. Обучение игре на скрипке довольно простое, можно начинать с шестилетнего возраста. Стоит отметить, что специалисты не советуют начинать обучение с электроскрипки.
4Барабаны
Этот музыкальный инструмент точно не обрадует ваших соседей и не очень подходит ребенку. Также барабанные установки занимают много места в доме и дорого стоят.
Зато, научившись игре на барабанах, вы ощутите настоящий драйв, научитесь чувству ритма и ощутите себя рок-звездой. Для тех, кто не любит шум и беспокоится о соседях, акустические барабаны не подойдут, от их звучания будут дрожать стены.
А вот компактные электрические барабаны издают совсем мало шума, имеют регулятор громкости и усилитель звука.
5Саксофон
Этот интересный инструмент отлично подходит для тех, кто любит экспериментировать. Его часто используют в классической музыке, военных оркестрах и джазе, так что можно получить еще одну профессию. Саксофон помогает развивать мелкую моторику, навыки концентрации памяти и внимания, усидчивость и повышение творческой активности. Кстати, в мире есть восемь разных размеров саксофона!
6Виолончель
Еще один скрипичный инструмент, только значительно больше размером. Он подходит для новичков, которые хотят принять участие в создании классической музыки.
Виолончель часто используется в оркестрах, а также в сольных партиях. Музыканты считают, что начинать обучение игре на виолончели можно с шести лет и до самой старости.
Удобно, что в отличие от скрипки, на этом музыкальном инструменте играют сидя.
7Кларнет
Этот необычный музыкальный инструмент относится к семейству духовых. Он изготавливается из дерева, и звучание напрямую зависит от умений музыканта, качества инструмента и мундштука. Специалисты советуют начинать обучение игре на кларнете в возрасте 10 лет и старше. Любопытный факт из истории музыки – Моцарт был первым композитором, который написал музыку специально для кларнета.
8Банджо и мандолина
Еще один не слишком популярный вид музыкальных инструментов, который отлично подходит для начинающего музыканта.
Банджо напоминает гитару, но имеет сзади резонатор и количество струн варьируется от 4 до 9 штук. Его часто используют для создания этнической, ирландской музыки и блюграсса.
Также этот музыкальный инструмент стал основой для африканской народной музыки. Обучение на банджо и мандолине довольно простое!
9Труба
Еще один громкий инструмент, который имеет богатую историю – с древних времен трубу использовали для подачи звуковых сигналов.
Затем этот инструмент включили в состав симфонического и духового оркестра. Особенно хорошо звучат сольные партии в джазовых постановках.
Труба удобна тем, что проста в транспортировке и приемлемая по цене. Обучение игре на трубе можно начинать с 10-летнего возраста.
10Арфа
И, наконец, самый красивый и необычный из всех инструментов – арфа. Он признан одним из самых древнейших музыкальных инструментов и представляет собой две рамы, между которых натянуты струны. Арфа уже много веков является национальным символом Ирландии и даже изображается на современных монетах. Несмотря на пугающие размеры, обучение на ней можно начинать уже с 8-летнего возраста.
В целом, научиться играть на музыкальных инструментах можно в любом возрасте. Не стоит отказываться от мечты, тем более в XXI веке есть масса обучающих уроков, которые помогут стать музыкантом для души!
Музыкальные инструменты для детей – обзор лучших наборов или игрушечных изделий по видам и стоимости
Производители предлагают на выбор большой ассортимент детских развивающих игрушек, предназначенных для малышей разного возраста: с рождения, с 3-х, с 6-ти лет и т.д.
Немалой популярностью пользуются игрушечные музыкальные инструменты для детей – от возможности поиграть на детской гитаре или барабане ребенок будет в восторге. Они подходят как для мальчиков, так и для девочек.
Занятия с ними способствуют развитию чувства ритма, творческих навыков, памяти, музыкального слуха и моторики рук.
Детские музыкальные игрушки, как и инструменты для взрослых делятся на несколько групп. Правильно сделанный выбор поможет познакомить вашего малыша с миром музыки.
Обучение детей при помощи развивающих игрушек поможет научить их извлекать звуки, которые будут нравиться окружающим, с раннего возраста.
По сравнению со взрослыми аналогами детские наборы более просты в использовании – дети могут самостоятельно играть на них без помощи родителей. Инструменты для юных музыкантов делятся на:
Набор музыкальных инструментов для детей этой категории отличается простотой использования, поэтому у вашего малыша не возникнут проблем с его применением. С их помощью можно на занятиях и во время игр получать звучания, которые не издают клавишные или духовые аналоги.
Популярный вариант – трещотка, при помощи которого малыш сможет извлекать громкий шум, создавая звуковой эффект. Звуки трещотки прекрасно дополняют танцевальные композиции и создают необходимый национальный стиль и колорит.
Другие детские шумовые музыкальные инструменты:
Инструменты, выбранные для детей дошкольного возраста, со временем разовьют музыкальный слух и чувство ритма у малыша. В дальнейшем он может стать настоящим музыкантом. Интересным предпочтением может стать набор ударных изделий.
Звук издается натянутой мембраной (бубен, барабан) или корпусом изделия (треугольники, гонги). К особой группе ударных относятся инструменты, способные издавать звук определенной высоты: колокольчики, ксилофоны и др.
Популярные детские ударные:
Духовые
Звук в духовых инструментах издается в результате колебаний столба воздуха, который заключен внутри трубки. Чем больше объем воздуха, тем более низкий звук получится.
Духовые бывают деревянными (флейты, фаготы, кларнета) и медными (трубы, тромбоны). Открывая и закрывая отверстия пальцами, можно укоротить столб воздуха для изменения высоты звука.
Современные духовые часто делают не из дерева, но по традиции их называют деревянными. Среди детских аналогов популярны:
Клавишные
Большое внимание малышей привлекают клавишные инструменты, одним из популярных и распространенных вариантов которых является пианино. Первые клавишные – клавесины и клавикорды – появились в средние века.
Звучали они тихо, но нежно и романтично. К этой категории относится и орган – самый большой и один из древних музыкальных инструментов. По сравнению с другими клавишными орган считается клавишно-духовым.
Среди популярных вариантов для детей выделяют:
Струнные
Играть веселые мелодии малыш может не только на духовых или клавишных, но и на струнных музыкальных инструментах. Звук издается за счет колеблющейся струны.
Для его усиления струны стали натягивать над полым корпусом, в результате появились мандолина, гусли, лютня, цимбалы и хорошо знакомая всем гитара. Струнные изделия бывают смычковыми и щипковыми.
Для первых обязателен смычок, который водят по натянутым струнам – скрипки, альты, контрабасы, виолончели. Широкораспространенные струнные варианты для детей – гитары и скрипки.
В продаже в Москве, Санкт-Петербурге и других городах страны можно найти множество интересных детских гитар, пианино, барабанов и т.д., раскрашенных в яркие цвета.
Заказать для юного музыканта подходящий подарок можно в специализированном интернет-магазине с доставкой по почте. Например, интересным выбором является детское пианино в наборе с микрофоном и стульчиком.
Не менее подходящие варианты – бубен, ксилофон, гитара с усилителем и микрофонов, маракасы, кастаньеты. Если детей двое-трое, то у вас дома появится целый шумовой оркестр.
Детское пианино с микрофоном и стульчиком
Самым первым профессиональным выбором для юного музыканта от 3-х лет может стать пианино электронное. Хорошо, если в набор входят микрофон и стульчик. Пианино для детей развивает слух, мелкую моторику рук, творческие способности – подходит для мальчиков и девочек от одного года.
Для первых характерны яркие голубые и синие цвета, для вторых – розовые. Игрушка характеризуется глубоким, чистым звуком. В некоторые модели встроены, веселые песни, голоса мультипликационных героев, животных. Иногда бывают функции записи голоса и звука, возможность подключать наушники.
Погремушки-дудочки
Решив купить для малыша игровой набор, который разовьет музыкальный слух, присмотритесь к погремушке-дудочке. Она развеселит ваше чадо или поможет успокоить его перед наступлением ночи и поспособствует крепкому сну после веселого времяпровождения.
Музыкальную погремушку, которую многие родители дарят своим чадам в раннем детстве, изготавливают из яркого пластика в форме дудочки. На верхней части расположены кнопки – малыш нажимает на них, и дудочка начинает издавать забавные звуки. Такая игрушка не даст малышу заскучать.
Подходит для самых маленьких (0-12 месяцев).
Детский барабан
Музыкальные инструменты для детей в виде барабана – это как раз то, что нужно ребенку для счастья. Дети учатся не только извлекать из барабана громкие звуки, создавая шум, но и пытаются сформировать чувство ритма, развить слух.
Учась управлять палочками, дети развивают мелкую моторку, учатся координировать свои движения. Корпус часто украшают красочными изображениями. Барабан удобно вешать через плечо, т.к. он комплектуется ремешком.
Сертифицированная продукция изготавливается из пластика высокого качества. Подходит для детей от 3-х лет.
Маракасы и кастаньеты
Детские маракасы и кастаньеты могут стать мощным конкурентом барабанам. Извлекать звук из них проще – нужно просто ими потрясти. Это сильно привлекает детей, готовых сотрясать маракасы часами напролет.
Принцип игры в них схож с игрой в простейшие игрушки-погремушки. Такие музыкальные инструменты для детей помогут научиться отбивать ритм. Внутри находится специальный гремящий элемент, который создается характерный звук при сотрясении.
Маракасы и кастаньеты предназначены для малышей от 2-3 лет.
Бубен и ксилофон
Ксилофон состоит из нескольких бруском и пластин разной величины. Каждый элемент соответствует определенной звуковой тональности, ноте. Детский вариант ксилофона очень нравится детям, т.к. он способен издавать оригинальные звуки.
Суть игры на нем состоит в том, чтобы ударять по каждой пластине в определенном порядке, вооружившись для этого палочками с круглыми шарообразными концами. Основной принцип – чередовать удары обеими руками.
Для изготовления ксилофона используют древесину, пластик или комбинацию обоих материалов. Возрастная категория – от 1,5-3-х лет.
Помочь своему чаду познакомиться с миром музыки можно таким доступным и простым способом, как игра на бубне. Его удобно и легко держать в руке, а издаваемые звуки обязательно порадуют малыша. Ему захочется постоянно играть на бубне. Изделие имеет круглую форму.
Играя с ним, малыш потренирует свой слух, ритм, улучшит тактильное восприятие. Для игры требуется встряхивать бубен в такт музыки или бить по его поверхности. Изделие часто украшается красочными рисунками, например, в виде животных.
Возрастная категория большинства моделей составляет от 3-х лет.
Гитара с микрофоном и усилителем
Интересным приобретением станет электронная гитара, в дополнение к которой идут микрофон и усилитель. Такой комплект – это то, что нужно начинающей звезде. Форму гитары делают удобной для детских рук.
Изделие оснащается встроенным динамиком, соединенным с микрофоном. Гитара – отличный выбор для малышей, которые любят петь, их голос будет звучать через динамик. Громкость регулируется на усмотрение юного музыканта.
Для изготовления применяют прочный пластик, окрашенный безопасными красителями. Возрастная категория – от 4-х лет.
Как выбрать
Музыкальные инструменты картинки для детей
Ребятишки очень любят музыку и все, что с ней связано. Поэтому они с удовольствием рассматривают и изучают музыкальные инструменты, а по возможности – пробуют играть на них.
Но запомнить названия такого множества непривычных предметов малышам бывает достаточно сложно, и в этом случае на помощь приходят разрезные картинки с изображением разных инструментов; для детей, хорошо умеющих или начинающих читать, особенно актуальны картинки с названиями.
Музыкальные инструменты картинки для детей
Обычно изображающие музыкальные инструменты картинки для детей включают основные виды инструментов из разных классов – клавишных, ударных, духовых.
Различия между ними изучаются в школе, а на уровне детского сада детям достаточно запомнить, как инструмент называется и, по возможности, узнать, как он звучит.
Поэтому очень удобно, если изображающие музыкальные инструменты картинки для детского сада сопровождаются записью на компакт-диске.
Начинать изучение проще с инструментов, обладающих характерным внешним видом и звуком.
Флейта – один из самых первых появившихся на свет инструментов.
Саксофон и кларнет.
Орган – самый крупный из всех инструментов.
Треугольник и тамбурин – главные создатели дополнительных звуковых эффектов.
Скрипка – королева среди музыкальных инструментов.
Виолончель – более крупная сестра скрипки с голосом пониже.
Синтезатор – настоящий универсал.
Рояль и пианино — основа музыка.
Ксилофон, с детской разновидностью которого малыши обычно знакомятся уже в младшем возрасте.
Гусли – самый распространенный в нашей стране народный инструмент.
Губная гармоника (или гармошка), которую удобно носить с собой в кармане. Издает добрый и трогательный звук.
Губная гармоника картинка
Гитара и ее родственница электрогитара.
Электро гитара картинка
Волынка, чье пение часто можно услышать в Шотландии.
Барабан и целая барабанная установка, главные водители ритма мелодии.
Барабанная установка картинка
Аккордеон – инструмент с богатым звучанием.
Маракасы — издают восхитительный шуршащий звук.
Для удобства, можно сделать из картинок, изображающих музыкальные инструменты, карточки, и тогда малыши смогут работать с ними более целенаправленно, рассматривая инструменты вблизи, вытаскивая разные карточки по очереди и группируя их по определенным признакам.
Музыкальные инструменты (нарисованные)
Музыкальные инструменты 1
Музыкальные инструменты 2
Музыкальные инструменты 3
В школе они уже будут раскладывать картинки, ориентируясь по типу инструмента и его звучанию. Можно демонстрировать нужную карточку, включая запись с звучанием определенного инструмента, и тогда малыши лучше будут понимать и слышать мелодии. А приобщаясь к музыке, они расширят свой кругозор и обогатят внутренний мир.
Музыкальные инструменты в Симферополе с ценами, характеристиками и фотографиями
Позже человек изобрел духовые инструменты, сделанные из рогов животных. Из этих примитивных духовых инструментов развились современные медные духовые инструменты. По мере того, как человек развивал свое музыкальное чувство, он стал использовать тростник и таким образом производил более естественные и нежные звуки.
В группу деревянных духовых инструментов входят флейты, гобои, кларнеты, фаготы. Каждый из них имеет обычно самостоятельную партию. Уступая смычковым в тембровой насыщенности, динамических свойствах и разнообразии приемов игры, духовые обладают большой силой, компактностью звучания, яркими красочными оттенками.
Их отличительной особенностью является полый корпус с отверстиями и выгравированными в виде геометрических фигур рисунками, который содержит внутри глиняные шарики или камушки, издающие шум при встряхивании. Поскольку производимый найденными погремушками звук не очень громок, полагают, что они служили украшением древних людей во время танца, подобно декоративным колокольчикам.
Некоторое количество глиняных погремушек было обнаружено при раскопках древних детских захоронений, это дает основание предполагать, что они могли служить детям игрушками. Действительно, на заре человеческой цивилизации не обязательно было четкое разграничение между игрушками и музыкальными инструментами.
Поэтому музыковеды рассматривают ее как первобытный музыкальный инструмент. Глиняный сюнь (окарина) был распространенным духовым музыкальным инструментом, впервые появившимся в Китае в эпоху неолита. Он обычно изготавливался из обожженной глины.
Самый древний обнаруженный на настоящее время керамический сюнь был найден при раскопках стоянки, относящейся к культуре Хэмуду, в провинции Чжэцзян. У него только одно отверстие для звука, а его возраст составляет 7000 лет. Сюнь сохранился до наших дней с эпохи неолита.
Самые древние экземпляры, как правило, имеют форму яйца, но было также найдено несколько сюней другой формы, в частности рыбы. Более поздние находки включает многочисленные экземпляры в форме человеческой головы или животных. На стоянке древнего человека Хошаогоу в Юймэнь (провинция Ганьсу) были найдены более 20 сюней в форме рыб различных размеров.
Никто не мог сравниться с ним в игре на этом дивном музыкальном инструменте, и когда фригийский сатир Марс осмелился состязаться с ним в музыке и явился на это состязание с тростниковой флейтой в руках, он жестоко поплатился за свою дерзость.
В мифах Древней Греции содержится много рассказов о том, как боги и простые смертные любили музыку и прекрасно владели различными музыкальными инструментами. Веселые звуки флейт, свирелей и тимпанов сопровождали шумные шествия прекрасного Диониса и его свиты. О том, что музыкальные инструменты появились в древние времена, свидетельствуют и археологи.
Почти во всех раскопках, которые они ведут на всей территории земного шара, наряду с предметами быта, остатками одежды, украшениями и т. д. находят и древние музыкальные инструменты. Причем находки эти встречаются по всей территории земли, где удается обнаружить стоянки первобытных людей, не говоря уж о более поздних временах.
Звук постепенно затихает, потому что колебания струны передаются резонанной деке и рассеиваются в воздухе.
Звучание кифары, по мнению греков, пробуждало в слушателях возвышенные чувства – не случайно самым искусным исполнителем на ней считался бог Аполлон. Широко распространены были и духовые инструменты. О происхождении флейты рассказывает древнегреческий миф. Изобрела этот инструмент богиня Афина.
Однако, увидев, как безобразно раздуваются шёки при игре, Афина бросила флейту и наложила проклятие на каждого, кто прикоснётся к ней. Флейту подобрал сатир Марсий и выучился играть. Для истории музыки особенно интересен финал сказания. Марсий достиг необычайного мастерства и вызвал на состязание самого Аполлона.
Бог, игравший на кифаре, победил и в наказание за дерзость подверг Марсия мучительной казни. Так кифара и флейта – струнный инструмент и духовой – оказались противопоставлены друг другу. Помимо обычной флейты у греков пользовалась популярностью многоствольная, т. е. состоящая из нескольких трубок разной длины.
Этот инструмент известен многим народам, в частности с древнейших времён китайцам. В Греции такую флейту называли “флейта Пана”, или “сиринга”. Согласно мифу, создал её Пан – божество стад, лесов и полей. Он влюбился в лесную нимфу Сирингу, но внушил красавице только ужас. Чтобы спастись, она бросилась к реке, и речные нимфы превратили её в тростник.
В тоске по Сиринге Пан срезал тростник и сделал из него флейту. Новый инструмент он назвал именем своей возлюбленной – сиринга Для современного человека звуки флейты Пана просты и незатейливы, но древние греки чувствовали в них глубоко скрытую страсть, внутреннюю драму, которую и передали в сказании.
Звучал в Древней Греции и авлос – духовой инструмент, звук из которого извлекался через специальную пластинку язычок, вставленную в отверстие. Исполнитель, надавливая на язычок губами, регулировал громкость и даже менял тембр звука. Греческий авлос можно считать прототипом европейских язычковых духовых – гобоя, кларнета и др.
Как правило, музыкант играл сразу на двух авлосах и получал тем самым возможность исполнять двухголосную музыку. В росписях на древнегреческих сосудах музыканты с авлосами обычно изображались в сиенах пиров и различных увеселений: вероятно, считалось, что яркое, даже резковатое звучание инструмента разжигает темперамент и чувственность.