Что такое вокальный романс

Романс как жанр вокальной музыки

Что такое вокальный романс. Смотреть фото Что такое вокальный романс. Смотреть картинку Что такое вокальный романс. Картинка про Что такое вокальный романс. Фото Что такое вокальный романс Что такое вокальный романс. Смотреть фото Что такое вокальный романс. Смотреть картинку Что такое вокальный романс. Картинка про Что такое вокальный романс. Фото Что такое вокальный романс Что такое вокальный романс. Смотреть фото Что такое вокальный романс. Смотреть картинку Что такое вокальный романс. Картинка про Что такое вокальный романс. Фото Что такое вокальный романс Что такое вокальный романс. Смотреть фото Что такое вокальный романс. Смотреть картинку Что такое вокальный романс. Картинка про Что такое вокальный романс. Фото Что такое вокальный романс

Что такое вокальный романс. Смотреть фото Что такое вокальный романс. Смотреть картинку Что такое вокальный романс. Картинка про Что такое вокальный романс. Фото Что такое вокальный романс

В романсе мелодия более детализировано, чем в песне, связана со стихом, отражая не только общий его характер, тип строфы, поэтический размер, но и отдельные поэтичные образы, их развитие и смену, ритмичность и интонацию рисунок отдельных фраз. Инструментальное сопровождение в романсе имеет важное выразительное значение и зачастую является равноправным участником ансамбля. Романс подразделяется на отдельные жанровые разновидности: баллады, элегии, баркаролы, романсы в танцевальных ритмах и т.д.

Непосредственными предшественниками романса в современном значении этого термина наряду с песенными жанрами явились вокальные подтекстовки танцевальных форм: менуэтов, сицилиан и т.п.

Развитие романса как синтетического, музыкально-поэтического жанра начинается во второй половине 18 века. В творчестве композиторов берлинской школы (М. Агрикола, К. Ф. Э. Бах, Ф. Бенда и др.), Э. Н. Мегюля, А. М. Бертона и Н. Далейрака во Франции, А. М. Дубянского и О. А. Козловского в России мохно найти примеры тонкого слияния музыки и стиха. В это же время начинается и теоретическое осмысление проблем соединения музыки и слова (в трудах К. Г. Краузе, А. Э. М. Гретри).

В 19 в., особенно в творчестве композиторов романтичного направления, романс становится одним из ведущих жанров, отражая характерные для эпохи тенденции: обращение к внутреннему, душевному миру человека и к сокровищам народного искусства. В творчестве крупнейших авторов романса 19 века заметно тесное взаимодействие этих линий. Раньше всего новый тип романса сложился в австрийской музыке; создателем его по праву считается Ф. Шуберт, явившийся основоположником немецкой и австрийской школы романса этого типа (помимо Шуберта, Р. Шуман, И. Брамс, X. Вольф и др.). Вскоре возникают и другие яркие национальные школы романса: французская (Г. Берлиоз, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Ж. Массне), русская (М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов). Наряду с камерно-вокальной классикой в 19 веке развивался и бытовой романс, рассчитанный на певцов-любителей и стилистически близкий песне. Эти две области романса не были изолированными и постоянно взаимодействовали, особенно в России. В истории искусства тесно связанны имена Ф. Шуберта и И. В. Гёте, М. И. Глинки и А. С. Пушкина, П. И. Чайковского и А. К. Толстого и др.

Русские композиторы 19 века уделяли особое внимание декламационности. Романс в их творчестве иногда приобретает черты театральной сценки, исполняемой конкретным персонажем. В творчестве Чайковского романс нередко приближается к оперной арии с широким, симфонизированным развитием. Этот тип романса характерен и для Рахманинова.

Расширение выразительных возможностей романса осуществляется и другим путём. Композиторы нередко объединяю романс в вокальный цикл, создавая относительно крупное и тематически богатое «сюитного» типа произведение, в котором, в частности, может быть использовано такое острое противопоставление контрастных музыкально-поэтических образов, какое не возможно в пределах одного романса. Жанр вокального цикла позволяет композитору дать разностороннюю характеристику его основным героям, представить музыкальными средствами само развитие поэтических образов и сюжетов. Е5полне зрелые образы были созданы Ф. Шубертом. В дальнейшем вокальные циклы писали Шуман, Брамс, Малер, Вольф и др. композиторы в том числе русские: Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков.

Что такое вокальный романс. Смотреть фото Что такое вокальный романс. Смотреть картинку Что такое вокальный романс. Картинка про Что такое вокальный романс. Фото Что такое вокальный романс

Вопросы для самоконтроля.

Практические задания (музыкальная викторина):

Источник

Романс как вокальный музыкальный жанр

данная презентация рассказывает о музыкальном жвнре Романс. это очень интересный жанр, который живёт очень долго и его родиной считается Испания.

Просмотр содержимого документа
«Романс как вокальный музыкальный жанр»

Что такое вокальный романс. Смотреть фото Что такое вокальный романс. Смотреть картинку Что такое вокальный романс. Картинка про Что такое вокальный романс. Фото Что такое вокальный романс

Романс как вокальный музыкальный жанр.

Студентки 3ДО группы

Что такое вокальный романс. Смотреть фото Что такое вокальный романс. Смотреть картинку Что такое вокальный романс. Картинка про Что такое вокальный романс. Фото Что такое вокальный романс

Что такое вокальный романс. Смотреть фото Что такое вокальный романс. Смотреть картинку Что такое вокальный романс. Картинка про Что такое вокальный романс. Фото Что такое вокальный романс

Романс – это произведение обычно лирического содержания, относящееся к камерно-вокальному жанру, оно написано для голоса и сопровождающего вокальную партию какого-либо аккомпанирующего инструмента.

Что такое вокальный романс. Смотреть фото Что такое вокальный романс. Смотреть картинку Что такое вокальный романс. Картинка про Что такое вокальный романс. Фото Что такое вокальный романс

Романс похож на песню, однако существуют некоторые отличия, которые делают его именно романсом.

Что такое вокальный романс. Смотреть фото Что такое вокальный романс. Смотреть картинку Что такое вокальный романс. Картинка про Что такое вокальный романс. Фото Что такое вокальный романс

Что такое вокальный романс. Смотреть фото Что такое вокальный романс. Смотреть картинку Что такое вокальный романс. Картинка про Что такое вокальный романс. Фото Что такое вокальный романс

В настоящее время интерес к романсу не угасает. Мелодии, получившие признание в далекие времена и сейчас пользуются большой популярностью. Сегодня мы часто слушаем, наслаждаясь их очарованием и первозданной свежестью в концертных залах, телевизионных программах и радиопередачах. Романс не собирается отступать, он наоборот ненавязчиво увлекает всё больше людей разного возраста в свой прекрасный мир неподдельных чувств, мудрых мыслей и настоящих страстей.

Источник

Что такое романс в музыке

Романс – это небольшое вокальное произведение с инструментальным сопровождением. Такое произведение пишется на основе лирической поэзии.

В отличие от той же песни, в романсе не обязательна четкость тактов и квадратура. Отступления в этом жанре только приветствуются.
В романсе и музыка, и текст имеют равные условия. Нельзя отдать предпочтение одному или другому, иначе, в таком случае, можно потерять саму суть. Важно, чтобы музыка детализировано раскрывала саму суть произведения.

Возникновение романса

Известно, что термин «романс» впервые появился в Испании, и изначально имел значение небольшой светской песни на испанском (романском) языке, вместо принятого латинского.

Такие песни объединяли в сюжетные сборники любовного или героического содержания, которые после исполнялись музыкантами. Позже, во Франции термин «romance» объединяли с термином «chanson» вплоть до конца XVIII века.

Развитие жанра. Российский романс

Наибольшее развитие романса, как синтетического музыкально-поэтического жанра начинается во второй половине XVIII века. Немецкие композиторы Ф.Э. Бах, Ф. Бенда, Л. Бетховен. Немалое влияние на романс оказали немецкие поэты Гёте и Гейне. Также романс встречается и в опере.

Например, в «Иоланте» П. Чайковского (романс Водемона), или в «Алеко» С. Рахманинова. С течением времени романс становится одним из ведущих жанров романтического направления. Возникают разнообразные школы романса. Помимо немецкой, наиболее известны были французская и русская школы романса.

Одновременно с профессиональной камерной классикой существовал так званый бытовой романс.
Особенно близкими эти разновидности романса были в России, где романс классифицировали по направлениям:

Сборник русских романсов

В России становятся известны такие романсы А. Алябьева (“Ах, когда я б прежде знала…“), А. Гурилева (“Сарафанчик“). А. Пушкин написал стихотворение “Я помню чудное мгновенье…“, который позже стал одним из известнейших романсов, положенный на музыку сестер Керн.

В XX веке жанр романса пытается найти новые направления. Проблема совмещения стиха и музыки всегда была основной. Становится важной декламация стиха под музыку, которая позже и вовсе стала отдельной веткой романса. Например, как это представлено в творчестве Дебюсси «Песни Билитис».

Романс обретает новое звучание из-за технического развития, возникновения граммофонов и пластинок. Благодаря сохранившимся пластинкам, можно до сих пор услышать музыку известных романсистов – А. Вальцевой, Н. Тамары.

Мы попытались раскрыть основные моменты вопроса, что такое романс в музыке. Надеемся, у нас получилось. Коментарии для вас, если хотите что-то добавить, спросить и т.д.

Источник

Определение понятиям «песня» и «романс».

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: Песня и романс

Цель: Обозначить понятия вокального жанра песни и романса

Задачи: Дать определение понятиям «песня» и «романс». Познакомить с музыкой этих жанров.

Музыка бывает вокальной или инструментальной, либо смешанной: вокально-инструментальной.

Сегодня мы поговорим о вокальной музыке, о таких её жанрах, как песня и романс.

И постараемся разобраться, чем они отличаются друг от друга.

Песня — наиболее простая и популярная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией.

Песня = стихи + несложная мелодия.

Песни отличаются по жанрам, складу, формам исполнения и др. признакам.

Песня может исполняться как одним певцом, так и хором. Песни поют как с инструментальным сопровождением (фортепиано, гитара, инструментальные ансамбли различного состава), так и без него (a cappella).

Содержание может быть различным

Не всегда обращена к кому-то (не всегда есть адресат)

Яркая мелодия, а текст не всегда важен (особенно в популярных эстрадных песнях)

Обычно есть припев, но иногда нет

Сегодня мы послушаем замечательную песню Михаила Глинки на стихи Нестора Кукольника «Жаворонок»

К какому виду относится эта песня? (лирическая)

Есть ли адресат у этой песни? (нет)

Есть ли припев? (нет)

Рома́нс — вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного.

Исполняется чаще всего сольно, обычно с инструментальным сопровождением.

Своим появлением на свет он обязан Испании. Первоначально этот термин обозначал светскую песню на испанском («романском») языке, а не на латинском, принятом в церковных песнопениях. Сборники таких песен носили название «романсеро». В каждой стране этот жанр развивался по-своему, но везде и всюду несомненны его интонационные истоки, его корни – народная песня.

Романс развился из песни. Он появился и сформировался в XVIII и XIX веках. В Россию романс пришёл из Франции и вскоре приобрёл национальные черты. На его основе в первой половине XIX века ведущими российскими композиторами создаётся жанр цыганского романса, впоследствии доработанный и доведённый до высокого уровня самими цыганами.

Во второй половине XVIII века романс начал проникать в Россию, и появление его связано, прежде всего, с появлением музыкального театра. Как и многое другое в России опера приживалась трудно. При Елизавете Петровне публику заставляли ходить в театр и даже налагали штраф за непосещение музыкальных спектаклей.

Многие композиторы, писавшие вокальную музыку, сами были неплохими певцами и создавали репертуар для себя и своих учеников; М. Глинка и А. Варламов создали даже свои вокальные школы.

2 вида романса: бытовой (городской) и классический («высокий»)

В России более всего популярна такая разновидность русского романса, как бытовой романс.

А. Алябьев, А. Варламов, А. Гурилёв, П. Булахов,

Основоположниками классического романса были М. Глинка, А. Даргомыжский, Ц. Кюи, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, писавшие музыку на стихи выдающихся поэтов.

Лирическое, чаще всего любовное содержание

Обращён к кому-то, имеет адресата

Одинаково значимы слово, музыка и исполнение

Обычно отсутствует припев, но не всегда, особенно в бытовых романсах, похожих на песню

Романс А.Алябьева на стихи А.Дельвига «Соловей» относится к бытовому романсу.

Время создания романса: около 1725 года.

Этот романс был очень популярен в XIX веке, мы послушаем его в исполнении Валерии Барсовой.

Чем отличается этот романс от песни «Жаворонок»? (есть адресат: соловей)

Что важнее в нём – текст или музыка? (и то, и другое)

Есть ли припев? (есть, т.к. это бытовой романс)

Источник

Что такое вокальный романс

Что такое вокальный романс. Смотреть фото Что такое вокальный романс. Смотреть картинку Что такое вокальный романс. Картинка про Что такое вокальный романс. Фото Что такое вокальный романс

Романс – это камерное вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Происхождение романса обязано Испании, где и возник сам термин «романс», который в то время обозначал светскую песню на испанском (романском) языке не на религиозный сюжет, отсюда и название романс. В конце XIX века романс стали исполнять сольно с аккомпанементом виуэлы или гитары.

Невозможно рассказать всё о русском романсе, ведь этот жанр так полюбился нашими соотечественниками, и создано огромное количество произведений в этом жанре. В Россию романс пришёл уже из Франции во второй половине XVIII века. На этот период пришёлся расцвет русской поэзии и новый жанр в вокальном искусстве пришёлся как нельзя кстати, впитав в себя характерные русские поэтические черты. Само понятие русский романс появилось гораздо позже, когда народные песенные мелодии проникли в умы образованных социал-демократов. Именно в русском-народном творчестве и находятся истоки зарождения русского романса как отдельного жанра в вокальном искусстве. Песенное творчество середины XVIII – XIX века, дошедшее до нас, в большинстве своём представлено анонимными авторами. В те времена этот жанр передавался устно, поэтому менялись и слова, и мелодия. Со временем стали появляться люди, которые пытались собрать произведения нового жанра воедино и записать их. Возможно, они и сами привносили что-то в эти произведения. Позднее к жанру романса стали обращаться многие композиторы. Самые знаменитые русские композиторы, которые сочиняли в жанре русского романса, это Чайковский, Рахманинов, Римский-Корсаков, Алябьев, Варламов, Глинка, Гумилёв, Даргомыжский, Кюи, Свиридов и многие другие. Очень сильное влияние на развитие русского романса оказало влияние А.С.Пушкина. Огромное количество романсов написано на его стихи.

Что такое вокальный романс. Смотреть фото Что такое вокальный романс. Смотреть картинку Что такое вокальный романс. Картинка про Что такое вокальный романс. Фото Что такое вокальный романс

В дальнейшем композиторы начинают объединять романсы в вокальные циклы, создавая тем самым более крупные по форме произведения, в которых часто использовались контрастные музыкально-поэтические образы, что было бы невозможно уместить в размер одного романса.

Дальнейшее развитие жанра романса в XX веке начинается с расширения новых задач: развитие новых музыкальных форм, новый синтез музыки и поэзии. Возникает новый жанр – «стихотворение с музыкой». Такие сочинения есть у С.И.Танеева, С.В.Рахманинова, Н.К.Метнера, С.С.Прокофьева. Чтобы добиться приближения к интонациям естественной речи, композиторы используют и прозу, и произведения, написанные «белым стихом». Также, начинает развиваться инструментальная часть русского романса, особенно это ярко выражалось в фортепианных партиях, которые наравне с мелодией и стихотворением, выполняли важную музыкально-образную функцию. В романс проникает и фольклорная тематика, что ярко выражено творчеством композитора И.Ф. Стравинского. Далее советские композиторы продолжают развивать классическое направление вокально поэтического-жанра, усиливая в русском романсе песенное начало и приближая романс к песне.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *