Что такое волна в художественной гимнастике
«Волна» туловищем в художественной гимнастике
«Волну» туловищем можно рассматривать как подготовительное упражнение для исполнения целостной «волны». Выполнение «волны» туловищем имеет две основные формы. Из седа на коленях наклон с прогнутой спиной вперед и возвращение в исходное положение с округлой спиной. Движение начинается как при опускании, так и при подъеме, в поясничной части позвоночника и передается от позвонка к позвонку в грудную и шейную части. Упражнение выполняется слитно, причем в начале подъема голова еще наклонена назад. Такой слитный переход для начинающих гимнасток труден. Поэтому желательно на первых порах отдельно выполнять опускание и подъем. Другая основная форма «волны» туловищем по структуре движения очень близка целостной «волне». Исходным положением является сед на коленях с округлой спиной, голова опущена. Поднимаясь в стойку на коленях, посылают тазовый пояс вперед (плечевой пояс в этой фазе отстает и находится на линии пяток, а голова опущена на грудь); затем последовательное выпрямление грудной и шейной части позвоночника. Движение заканчивается выпрямлением или наклоном назад.
«Волну» туловищем можно выполнить и в заднем направлении из положения сидя или стоя на коленях, или стоя. Прежде всего в движение включается таз, затем подключаются поясничная, грудная и шейная части позвоночника. Опускание головы — самое последнее движение в процессе исполнения упражнения. При правильном опускании движение начинают с уменьшения угла наклона таза. Этому способствует одновременное напряжение мышц живота и ягодиц.
Подготовительными упражнениями являются все те, которые связаны с развитием подвижности позвоночного столба и тазобедренного пояса. При исполнении «волны» недостаточно лишь формального выполнения упражнений. Необходимо научить гимнасток чувствовать движения и сознательно управлять своим телом, особенно это касается изменения положения таза. Для этого целесообразно выполнять упражнения из различных исходных положений, что позволяет концентрировать внимание занимающихся только на движении’позвоночного столба и тазобедренного пояса.
1. В положении лежа на спине согнуть колени (носки упираются в пол), прижать поясницу к полу (прочувствовать уменьшение угла наклона тазового пояса).
2. Лежа на спине, приподнять и опустить бедра (ноги прямые, стопы на полу). То же, но выполнить поочередно 1 и 2 упражнения.
3. В положении лежа на спине поднять грудную часть позвоночника, плечи расслаблены, наклон головы назад (касается пола). То же, но опускаться в исходное положение с округлой спиной, голова на грудь. То же, но с большей амплитудой движения (рис. 43). То же, с наклоном туловища вперед.
4. Лежа на животе согнутые руки ладонями опираются о пол у плечевого пояса. Выпрямить руки, спина округлена, голова опущена. Согнуть руки, голову назад и возвратиться в и. п. То же, слитно с волнообразным движением в грудной части позвоночника (рис. 44, а,б).
5. В упоре на коленях согнуться и разогнуться. То же, сгибая и выпрямляя руки (выполнять слитно и плавно).
6. В седе на коленях наклон вперед, руки вперед на полу: согнуть руки (тяжесть тела на руки) и с прогнутой спиной перейти в положение лежа на животе и с выпрямлением рук возвратиться в и. п.
7. Сед на коленях, встать в стойку на коленях с наклоном туловища назад. То же, но в и. п. спина округлена, голова опущена. То же, опираясь на стену. То же, с партнершей (партнерша помогает держать плечевой пояс на линии пяток) (рис.45.).
8. Сед на коленях, спина округлена, голова опущена.
Последовательно разогнуться в позвоночнике до полного выпрямления и последовательным сгибанием позвоночника опуститься в и. п. (как при выпрямлении, так и при сгибании необходимо начинать с поясничной части). То же, но при выпрямлении встать в стойку на коленях (вторая основная форма «волны» туловищем вперед).
9. В основной стойке (ноги врозь) наклон прогнувшись, встать в и. п. с округлой спиной, голова на грудь (выполнять слитно и плавно).
«Волна» туловищем в художественной гимнастике
«Волну» туловищем можно рассматривать как подготовительное упражнение для исполнения целостной «волны». Выполнение «волны» туловищем имеет две основные формы. Из седа на коленях наклон с прогнутой спиной вперед и возвращение в исходное положение с округлой спиной. Движение начинается как при опускании, так и при подъеме, в поясничной части позвоночника и передается от позвонка к позвонку в грудную и шейную части.
Упражнение выполняется слитно, причем в начале подъема голова еще наклонена назад. Такой слитный переход для начинающих гимнасток труден. Поэтому желательно на первых порах отдельно выполнять опускание и подъем. Другая основная форма «волны» туловищем по структуре движения очень близка целостной «волне». Исходным положением является сед на коленях с округлой спиной, голова опущена. Поднимаясь в стойку на коленях, посылают тазовый пояс вперед (плечевой пояс в этой фазе отстает и находится на линии пяток, а голова опущена на грудь); затем последовательное выпрямление грудной и шейной части позвоночника. Движение заканчивается выпрямлением или наклоном назад.
«Волну» туловищем можно выполнить и в заднем направлении из положения сидя или стоя на коленях, или стоя. Прежде всего в движение включается таз, затем подключаются поясничная, грудная и шейная части позвоночника. Опускание головы — самое последнее движение в процессе исполнения упражнения. При правильном опускании движение начинают с уменьшения угла наклона таза. Этому способствует одновременное напряжение мышц живота и ягодиц.
Подготовительными упражнениями являются все те, которые связаны с развитием подвижности позвоночного столба и тазобедренного пояса. При исполнении «волны» недостаточно лишь формального выполнения упражнений. Необходимо научить гимнасток чувствовать движения и сознательно управлять своим телом, особенно это касается изменения положения таза. Для этого целесообразно выполнять упражнения из различных исходных положений, что позволяет концентрировать внимание занимающихся только на движении’позвоночного столба и тазобедренного пояса.
Примерные упражнения
1. В положении лежа на спине согнуть колени (носки упираются в пол), прижать поясницу к полу (прочувствовать уменьшение угла наклона тазового пояса).
2. Лежа на спине, приподнять и опустить бедра (ноги прямые, стопы на полу). То же, но выполнить поочередно 1 и 2 упражнения.
3. В положении лежа на спине поднять грудную часть позвоночника, плечи расслаблены, наклон головы назад (касается пола). То же, но опускаться в исходное положение с округлой спиной, голова на грудь. То же, но с большей амплитудой движения. То же, с наклоном туловища вперед.
4. Лежа на животе согнутые руки ладонями опираются о пол у плечевого пояса. Выпрямить руки, спина округлена, голова опущена. Согнуть руки, голову назад и возвратиться в и. п. То же, слитно с волнообразным движением в грудной части позвоночника.
5. В упоре на коленях согнуться и разогнуться. То же, сгибая и выпрямляя руки (выполнять слитно и плавно).
6. В седе на коленях наклон вперед, руки вперед на полу: согнуть руки (тяжесть тела на руки) и с прогнутой спиной перейти в положение лежа на животе и с выпрямлением рук возвратиться в и. п.
7. Сед на коленях, встать в стойку на коленях с наклоном туловища назад. То же, но в и. п. спина округлена, голова опущена. То же, опираясь на стену. То же, с партнершей (партнерша помогает держать плечевой пояс на линии пяток).
8. Сед на коленях, спина округлена, голова опущена.
Последовательно разогнуться в позвоночнике до полного выпрямления и последовательным сгибанием позвоночника опуститься в и. п. (как при выпрямлении, так и при сгибании необходимо начинать с поясничной части). То же, но при выпрямлении встать в стойку на коленях (вторая основная форма «волны» туловищем вперед).
9. В основной стойке (ноги врозь) наклон прогнувшись, встать в и. п. с округлой спиной, голова на грудь (выполнять слитно и плавно).
Движение «целостная волна» в художественной гимнастике
Исходным положением для выполнения целостной «волны» является круглый полуприсед на носках. При правильном исполнении круглого полуприседа спина слегка согнута, голова чуть опущена, руки свободны.
Правильное положение достигается при напряжении живота и ягодицы, в то же время руки и плечевой пояс расслаблены, тяжесть тела перенести на носки как можно дальше вперед. Часто встречающимися ошибками являются: прямая спина, наклон туловища вперед, руки и плечевой пояс в чрезмерном напряжении и низкая стойка на носках (пятки находятся близко к полу, колени направлены вниз).
Подводящими упражнениямн для круглого полуприседа являются все вышеуказанные упражнения для «волны» туловищем, особенно те, которые позволяют прочувствовать правильное положение таза.
Параллельно с обучением круглому полуприседу приступают к обучению выполнения целостной «волны», на первых порах в виде подводящих упражнений.
Целостную «волну» можно выполнять в передне-заднем и боковом направлении. Выполняя «волну» вперед, основное внимание следует обратить на подачу тазового пояса и грудной части последовательно вперед. «Волна» заканчивается выпрямлением шейной части позвоночного столба. Выпрямление суставов ног заканчивается с выпрямлением последнего шейного позвонка.
Желательно при обучении «волне» использовать различные движения руками или выполнять «волну» без движения рук, так как при использовании упражнений с одинаковым движением рук вырабатывается стереотип, который позднее может мешать.
Закончив «волну» вперед, можно.волнообразно опуститься обратно в круглый полуприсед, причем движение исходит из центра тела (см. «волна» туловищем, вторая основная фаза). Исполняя «волну» слитно в передне-заднем направлении, тазобедренный пояс двигается кругообразно в сагиттальной плоскости. Такой способ исполнения «волны» называется круговым. Круговую «волну» можно выполнять и в боковом направлении.
В начальном периоде обучения целостной «волне» неизбежно использование опоры. И гимнасткам со стажем тоже желательно время от времени возвращаться к опоре, чтобы совершенствовать технику или исправлять появившиеся ошибки.
Примерные упражнения
1. Спиной к стене, руками внизу хватом за стену. Послать бедра вперед, наклон головы назад, встать на носки. То же, но увеличивая прогиб, освободить руки, и как бы избегая падения, пробежать вперед. То же, с партнершей, сзади стоящая партнерша держит за руку или плечи, толкает в тазобедренный пояс.
2. Спиной к стене полуприсед на полной ступне, опираясь ладонями о стену, толчком руками целостная «волна» вперед (встать на носки). То же, но увеличивая прогиб, как бы избегая падения, сделать несколько беговых шагов вперед. То же, но партнерша толкает в тазобедренный пояс.
3. В стойке (ноги врозь) наклон прогнувшись, согнуть колени и выпрямиться волнообразно в и. п.
4. Лицом к стене (с опорой), из стойки ноги врозь через круглый полуприсед целостная «волна» вперед.
5. Стойка на носках боком к стене (опираясь ближайшей рукой), опуститься с прогнутой спиной в круглый полуприсед (волнообразно), целостная «волна» вперед. То же, но в и. п. свободная рука вверху; при исполнении упражнения рука описывает «восьмерку» в вертикальной плоскости. То же, шагая (на первом шаге опуститься в круглый полуприсед, на втором — целостная «волна»); выполнить без движения рук, а также с разноименным движением рук (руки волнообразно движутся вниз и вверх); описать поочередно одной и другой рукой «восьмерку» в вертикальной плоскости, описать «восьмерку» в горизонтальной плоскости.
6. На шаге целостная «волна», на следующем шаге расслабление туловища и волнообразно возвратиться в круглый полуприсед. То же, с разноименным движением рук.
При выполнении целостной «волны» в боковом направлении сохраняются все те же основные положения, что и при выполнении целостной «волны» в передне-заднем направлении, т. е. последовательное выпрямление всех суставов тела. Только движение протека в боковом направлении. Подготовительные упражне ния — наклоны и расслабления в сторону, круговы вращения тазобедренного пояса во фронтальной плос кости, пружинный перенос тяжести тела с ноги на но гу. Часто встречающейся ошибкой является отсутстви движения в грудной и шейной частях позвоночника.
В качестве исходного положения применяется стой ка на носках и стойка на одной ноге, свободная нога в сторону на носке. В обоих случаях туловище накло няется в направлении движения «волны». Выполнение целостной волны из стойки на носках требует стойкого равновесия, благодаря чему она посильна более успевающим гимнасткам.
Элементы художественной гимнастики
Большинство движений художественной гимнастики мало чем отличается от движений классического и народно-характерного танца, однако художественная гимнастика имеет и целый ряд своих специфических элементов, техника выполнения которых существенно отличается от техники хореографических упражнений. К таким элементам следует отнести пружинные движения, упражнения типа «волна», взмахи, некоторые разновидности ходьбы и бега и специфические прыжки, редко применяемые в хореографии. Все эти элементы широко применяются в вольных упражнениях.
Пружинные движения руками выполняются из разных исходных положений, руки с напряжением сгибаются во всех суставах (от первой фаланги пальцев до плеч) по направлению к туловищу. Кисть сгибается кверху и перемещается к плечу, локоть опускается вниз и прижимается к туловищу. Разгибание рук происходит с напряжением одновременно во всех суставах.
То же из и. п. руки в сторону.
Пружинные движения руками характеризуются силой и напряженностью, выполняются из различных положений: руки вперед, в стороны, вверх и вниз; сгибать руки надо строго по линии.
И. п. — не поворачивая ни предплечья, ни кисти, сгибание во всех суставах выполнять с напряжением, как бы преодолевая сопротивление, сопровождая движение небольшим наклоном головы вперед. Разгибание во всех суставах выполнять сильно, с акцентом, голову приподнять.
Пружинные движения ногами чаще всего выполняются из стойки на полупальцах с сомкнутыми носками и коленями. С полупальцев перекатом надо опуститься на пятки и перейти в присед так, чтобы таз находился над пятками. Разгибая ноги, возвратиться в исходное положение. Пружинные движения можно выполнять в разном темпе, опускаясь в присед и полуприсед.
Целостное пружинное движение обычно выполняется из стойки на полупальцах (носки и колени сомкнуты) с поднятыми вверх руками и ладонями, обращенными вперед. В этом положении надо одновременно согнуть ноги в коленях, наклонить голову и сделать круглую спину (положение «круглый присед»). Далее пружинно согнуть руки (кисти на уровне плеч, локти прижать к туловищу) и, переходя в глубокий присед на полупальцах, пружинно разогнуть руки книзу. В конечном положении таз находится над пятками, голова наклонена вперед, спина полукруглая, руки внизу, пальцы рук обращены вперед. Возвращение в исходное положение может также сопровождаться пружинными движениями рук.
Упражнения типа «Волна»
Для этой группы упражнений характерно последовательное мягкое сгибание и разгибание в суставах. Сгибание в одних суставах сопровождается разгибанием в других так, что гребень волны последовательно переходит от одного сустава к другому. Волнообразные движения выполняются руками и всем телом. Они могут быть медленными и быстрыми, плавными и с акцентом в начале или в конце движения.
Волнообразные движения руками чаще всего выполняются из положения руки в стороны. Движение начинается со сведения лопаток.
Волна руками вперед или в стороны — руки поднимаются в такой последовательности: сначала плечо, затем предплечье, и, наконец, кисть. Движение выполняется от плеча с отстающим предплечьем и свисающей кистью. Опускание рук также начинается с плеч, затем следуют предплечье и кисть. Руки мягко округлены. При выполнении движения плечо несколько раз подряд в момент опускается, а когда кисть заканчивает опускание, плечо вновь поднимается.
Гребень волны последовательно перекатывается от плеча к локтю, затем к лучезапястному суставу и к фалангам пальцев. При этом фазы движения наслаиваются друг на друга — в одном суставе еще продолжается сгибание, а в следующем уже начинается разгибание. Амплитуда сгибаний и разгибаний небольшая. Волнообразные движения руками весьма сложны по координации и обучать им следует лишь хорошо подготовленных гимнасток.
Волна вперед выполняется из стойки на носках, руки вверху. Движение начинается с полуприседа, после чего надо последовательно подать вперед колени, бедра, таз и туловище, в конце движения голову наклонить назад. Руки из исходного положения дугами вперед опускаются вниз, затем дугами наружу переводятся в стороны и дугами назад поднимаются вверх. Из конечного положения волна может быть выполнена в обратном направлении. Для этого надо все движения выполнить в обратной последовательности. Предварительно одна нога отставляется назад на носок.
При выполнении боковой волны все перечисленные движения делаются в лицевой плоскости.
Волнообразное движение туловищем выполняется сидя на голенях, руки сзади, пальцы сцеплены. Прогибаясь, наклонить туловище вперед (плечи и голова отстают), затем, выгибая спину, опустить плечи и голову. Последовательно выпрямляя поясницу, грудной отдел позвоночника и шейный, вернуться в и. п. Упражнение выполнять в медленном темпе, плавно, слитно, без лишнего напряжения и остановок в наклоне в и. п.
Движение взмахом начинается рывком и продолжается по инерции. Окончание движения может быть пассивным (конечность падает под действием сил тяжести, после того как движение по инерции прекращается) и активным (конечность фиксируется в определенном положении).
Взмахи руками обычно изучают из исходного положения рук вправо (влево). Из этого положения руки взмахом переводятся по дуге вниз в противоположную сторону. Взмахи руками можно выполнять из других исходных положений, соединяя их с круговыми движениями руками, с различными наклонами и выпадами.
При взмахах туловищем рывок может быть осуществлен за счет резкого и энергичного движения в коленных или тазобедренных суставах или в плечевом поясе. Взмахи туловищем, так же как и волнообразные движения, целесообразно разучивать в положении сидя на пятках.
После освоения взмахов отдельными частями тела переходят к выполнению целостного взмаха. При целостном взмахе рывок в одном из звеньев тела сообщает движение другим звеньям.
Целостные взмахи могут выполняться из различных исходных положений и сочетаться с круговыми движениями руками, поворотами, заканчиваться прыжком и т. п.
Разновидности ходьбы, бега
Мягкий шаг выполняется с носка, широким перекатом на пятку, слегка сгибая опорную ногу. Руки свободно движутся в боковой плоскости. Все движения непринужденны и легки. Продвижение осуществляется без колебаний в вертикальной плоскости.
Перекатный шаг выполняется с носка на всю ступню перекатом. При постановке на пол нога слегка сгибается и выпрямляется при выносе другой ноги вперед. Амплитуда движений рук больше, чем в предыдущем шаге.
Пружинный шаг сходен с перекатным шагом, но выполняется более пружинисто и упруго, с ярко выраженными колебаниями в вертикальной плоскости.
Острый шаг выполняется резко, отрывисто, нога ставится на полупальцы, подъем вытянут до предела, голень находящейся впереди ноги параллельна голени другой ноги.
Высокий шаг выполняется с высоким подниманием бедра, голень выносится махом вперед и держится параллельно опорной ноге, руки движутся свободно.
Широкий шаг — ходьба с выпадами. Нога, находящаяся сзади, прямая на носке, туловище слегка наклонено вперед, голова прямо. Руки свободно движутся в боковой плоскости.
В соответствии с видами ходьбы различают и виды бега, которые называются аналогично (мягкий бег, перекатный бег и т. п.). Отличаются от ходьбы наличием безопорной фазы.
Прыжки в художественной гимнастике весьма разнообразны. Многие из них заимствованы из классических и народно-характерных танцев, но есть и свои, специфические. Из числа таких прыжков гимнастам доступны следующие: прыжок прогнувшись, взмахом, подбивной прыжок, скачок, открытый и закрытый прыжки. Все они широко применяются в вольных упражнениях, а в старших разрядах — в упражнениях на бревне.
Прыжок прогнувшись выполняется с места и с разбега. В полете тело прогнуто, голова откинута назад, руки взмахом поднимаются вверх, способствуя увеличению прогиба.
Прыжок взмахом выполняется махом одной ноги с приземлением на обе. Взмах свободной ногой должен по времени совпадать с толчком опорной и взмахом руками вперед кверху. В прыжке голова приподнята, плечи слегка отведены назад.
Подбивной прыжок отличается от предыдущего коротким сгибанием маховой ноги в колене до касания стопой колена толчковой ноги. Толчковая нога в полете отводится назад, туловище прогнуто, голова откинута назад. Рука, одноименная толчковой ноге, поднимается вперед кверху, другая отводится назад. Приземление на обе ноги.
Прыжок прогнувшись Прыжок взмахом Подбивной прыжок
Скачок — прыжок вверх толчком одной ноги, сгибая другую вперед, с одновременным взмахом рукой, одноименной толчковой ноге, вперед, другой — назад. Движения руками могут быть и иными.
Открытый прыжок выполняется толчком двумя ногами или одной ногой со свободным махом другой назад. В полете тело прогнуто, голова отведена назад, руки в стороны назад. Прыжок может выполняться плавно и резко.
Закрытый прыжок выполняется толчком одной ногой или двумя ногами с одновременным сгибанием одной ноги вперед. В полете туловище согнуто, спина круглая, голова опущена, руки вперед.
Скачок Открытый прыжок Закрытый прыжок
М. Л. Журавин 4; 10. 3; 10. 4 совместно с О. В. Загрядской; 10. 5; 10. 6 совместно
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ГИМНАСТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
Предлагаемый словарь содержит термины, необходимые специалисту по физической культуре, и не включает термины, используемые в спортивной гимнастике на уровне высокого мастерства. В словарь не включены также термины, которые достаточно подробно описаны в главе «Терминология гимнастики», а также очевидные, сходные с бытовыми выражениями (напр.: медленный, ноги врозь, на носках). В алфавитном порядке приводятся только основные термины, все остальные сгруппированы в тематические группы.
ЭЛЕМЕНТ — кратчайшее гимнастическое упражнение, характеризующееся законченностью и невозможностью расчленения на составляющие элементы.
СОЕДИНЕНИЕ — совокупность последовательно и слитно исполняемых элементов, при этом выполнение элемента в соединении качественно отличается от его изолированного выполнения.
КОМБИНАЦИЯ — совокупность элементов и соединений с четко выраженным начальным (вскок, запрыгивание) и конечным (как правило, соскок) элементами.
ОДНОИМЕННЫЕ — движения, совпадающие: по направлению со стороной конечности — правой вправо или левой влево; с одноименным поворотом — это движение вправо с поворотом направо или влево с поворотом налево.
РАЗНОИМЕННЫЕ — движения, противоположные: по направлению стороне конечности — правой влево или левой вправо; с разноименным поворотом — это движение влево с поворотом направо или вправо с поворотом налево.
ПООЧЕРЕДНЫЕ — движения, выполняющиеся сначала одной конечностью (рукой или ногой), затем другой.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ — движения, выполняющиеся одно за другим с отставанием второй конечности на часть (обычно половину) амплитуды.
ОДНОВРЕМЕННЫЕ — движения, выполняющиеся конечностями в одно и то же время, могут быть как симметричными, так и асимметричными. Остальные вышеописанные виды движений могут быть только асимметричными.
на — указывает, какой частью тела выполняется опора, например: на голове, на предплечьях, на правой (ноге), на животе;
в — указывает (если необходимо) конечное положение, например: в стойку на руках, в упор сзади;
с — ставится между элементами, выполняемыми одновременно.
СОЮЗ «и» — ставится между элементами, выполняемыми слитно в указанной последовательности.
УПОРЫ ПРОСТЫЕ — выполняются опорой только руками.
УПОРЫ СМЕШАННЫЕ — выполняются: с дополнительной опорой, кроме рук (чаще ногами); с захватом только одной частью тела — руками (рукой), согнутыми ногами, носками.
ВИСЫ СМЕШАННЫЕ — выполняются с дополнительной, кроме захвата руками, опорой.
ПРЫЖКИ ПРОСТЫЕ — выполняются полетом после отталкивания ногами (ногой) без дополнительной опоры руками.
ПРЫЖКИ ОПОРНЫЕ — выполняются с дополнительной опорой (толчком) руками или рукой при полете над снарядом.
Примечание: определения упоров, висов, прыжков см. в разделе основных терминов.
БЕГ — передвижение шагами, в каждом из которых имеется фаза полета. В художественной гимнастике различают следующие виды бега (указаны отличия от одноименных видов шага — см. Шаг: мягкий — с безопорной фазой и более эластично; перекатный — с безопорной фазой и более эластично; пружинный — состоит из ряда подскоков с поочередными толчками ног; в фазе полета тело выпрямлено, ноги прямые, носки оттянуты; острый — выполняется менее резко, свободная нога выносится вперед быстрым коротким движением и не касается пола носком; высокий — маховое движение бедра при сгибании ноги вперед и фаза полета.
ВИС — положение на снаряде, при котором плечи находятся ниже точек хвата.
«Звездочка» рядом с основным термином указывает на то, что данный термин обозначает конкретный элемент не только в сочетании с дополнительным термином, но и сам по себе.
ВОЛНА — целостное движение с последовательным выведением вперед и назад звеньев тела снизу вверх; может выполняться рукой (руками).
ВХОД — из упора (в том числе стоя) переход с поворотом кругом в упор на ручках коня.
ВЫКРУТ — переход из виса спереди в вис сзади или наоборот, выполняемый вращением в плечевых суставах.
ВЫХОД — из упора на ручках (в том числе стоя, хватом за ручки) переход с поворотом кругом в упор на теле и ручке.
ГРУППИРОВКА — положение согнувшись с захватом согнутых ног; разновидности: Г. сидя, Г. лежа, Г. в приседе, широкая Г.
ДВИЖЕНИЕ ПРУЖИННОЕ — выполняется из и. п. руки в стороны: руки сгибаются во всех звеньях с напряжением, как бы сжимая пружину; аналогично руки разгибаются; целостное пружинное движение выполняется с дополнительным сгибанием ног и туловища до приседа.
КАЧ — колебательное движение гимнаста вместе со снарядом.
КРУГ — а) движение руками (рукой) по окружности на 360°; б) движение ногами (ногой) по окружности на 360° путем перемахов над снарядом или полом.
КУВЫРОК — вращательное движение тела с последовательным касанием опоры и переворачиванием через голову.
КУРБЕТ* — прыжок с рук на ноги.
МАХ — движение колебательного характера телом или конечностями в одном направлении; разновидности махового движения: размахивание — несколько махов, выполняемых попеременно в противоположных направлениях; взмах — быстрое движение ногой (ногами) в одном направлении с возвращением в и. п.; отмах — махом переход из упора в вис или более низкий упор; перемах — движение ногой или ногами над полом или снарядом.
МОСТ — максимально прогнутое положение тела с опорой ногами (ногой) и поднятыми вверх руками (рукой).
МОСТ* — выполняется опорой двумя руками и двумя ногами.
НАКЛОН — отведение туловища или головы относительно вертикального положения; разновидности: пружинящий — выполняется несколькими движениями с неполным возвращением в и. п. в промежутках между ними; касаясь — выполняется с касанием пола руками (рукой).
ОБОРОТ — круговое движение телом вокруг оси снаряда или оси, проходящей через точки хвата, с полным переворачиванием с приведенными к туловищу руками; большой О. выполняется с отведенными от туловища руками вверх или назад и максимальным удалением центра масс от точек хвата.
ОПУСКАНИЕ — спад, выполняемый медленно, силой (см. Спад).
ПЕРЕКАТ — вращательное движение тела с последовательным касанием опоры без переворачивания через голову; согласно определению П. в сторону с полным переворачиванием не может называться кувырком (ср. Кувырок).
ПЕРЕВОРОТ — вращательное движение тела с полным переворачиванием через голову и опорой руками (рукой): а) в акробатике различают П. прыжком (толчком двумя ногами, с двумя фазами полета), темпо-
вой П. или просто П. (махом одной, толчком другой ноги, с одной фазой полета), медленный П. или «перекидка» (без фаз полета); б) на снарядах П. выполняется через стойку на руках, на плечах, на голове.
ПЕРЕЛЕТ — перемещение с одной стороны снаряда (или с одной жерди) на другую с отпусканием рук.
ПЕРЕСКОК — а) прыжок через скакалку; б) небольшой прыжок с одной ноги на другую.
ПЕРЕХОД — перемещение вправо или влево с переставлением рук на опоре и выполнением перемаха (или другого элемента).
ПОВОРОТ — движение тела вокруг своей продольной оси; П. туловища или головы выполняется без изменения положения нижележащих звеньев; полповорота — поворот на 45° в строевых упражнениях; в стойке на руках выполняется 77. плечом вперед или назад.
ПОДСКОК — небольшое подпрыгивание на месте или с продвижением в указанном направлении.
ПОДЪЕМ — переход в упор из виса или более низкого упора.
ПРИСЕД — положение на согнутых ногах опорой на носках; полуприсед — положение на неполностью согнутых ногах опорой на всю стопу; упор присев — сочетание Я. с опорой или касанием пола руками.
ПРЫЖОК — свободный полет после толчка ногами или одной ногой.
РАВНОВЕСИЕ — стойка на одной ноге с отведением другой ноги и наклоном.
РОНДАТ — переворот вперед с последовательной опорой руками и поворотом кругом с приземлением на две ноги.
САЛЬТО — безопорное вращательное движение тела после отталкивания или отпускания рук.
СЕД — положение сидя без выраженной дополнительной опоры; упор сидя — смешанный упор, сочетающий положение сидя и существенную опору руками.
СКРЕЩЕНИЕ — два одновременных встречных перемаха; разновидности: прямое С. — выполняется в продолжение одноименного перемаха; обратное С. — выполняется в продолжение разноименного перемаха; в обоих случаях описывается предварительный перемах, выполняемый из упора (спереди).
СОСКОК — спрыгивание со снаряда.
СПАД — переход из упора в вис или более низкий упор.
СТОЙКА — а) положение стоя; б) вертикальное положение ногами кверху — с указанием опоры.
УПОР — положение с опорой руками, при котором плечи находятся выше или на одном уровне с точками опоры.
УПОР — вертикальное положение тела с опорой прямыми, направленными вниз руками
ШАГ — перемещение путем выставления ноги и перенесения веса на нее; на Ш. — означает выставление одной ноги с распределением веса на обе; в художественной гимнастике различают следующие разновидности Ш. (движения рук здесь не указываются): мягкий — с носка с коротким перекатом на пятку с легким сгибанием ног без колебаний в вертикальной плоскости; перекатный — с носка, при выносе другой ноги вперед опорная слегка сгибается и разгибается, пружинный — как перекат-
ный, но с более выраженным сгибанием и разгибанием ног; острый — с выставлением на носок согнутой ноги, голень которой параллельна опорной голени; выполняется резко, отрывисто; высокий — с высоким подниманием бедра и разгибанием маховой ноги; приставной — с носка одной ногой и приставлением другой; переменный — сочетание приставного Ш. и обычного; скользящий — скользящим движением выставляемой ноги.
ШПАГАТ* — сед с предельно разведенными ногами; Ш. правой (левой) — указана нога, находящаяся впереди.
Основные положения рук
ВНИЗ (в и. п. не указывается)
Дугообразные движения рук и направления их выведения в промежуточные положения
(ДУГАМИ) ВПЕРЕД — см. также правила сокращений
(ДУГАМИ) ВПРАВО или ВЛЕВО
(ДУГАМИ) НАРУЖУ или ВНУТРЬ
ДУГОЙ — а) движение рукой по окружности более чем на 90°, но менее чем на 360°, начинающееся в указанном направлении и продолжающееся до указанного далее конечного положения; б) на снаряде — движение, начинающееся спадом, с последующим подъемом из нижней точки.
ВНЕ — а) положение ноги (ног) с внешней стороны руки (рук); б) положение снаружи двуосевого снаряда.
ВНУТРИ — а) положение ноги (ног) между опорными руками; б) положение гимнаста внутри брусьев или лестницы.
ПРОДОЛЬНО — плечевая ось параллельна оси снаряда.
ПОПЕРЕК — плечевая ось перпендикулярна оси снаряда.
ЛЕЖА — положение, при котором гимнаст находится в горизонтальном состоянии или ближе к горизонтальному.
СИДЯ — положение, при котором гимнаст использует опору тазом или задней поверхностью бедра (бедер).
СПЕРЕДИ — лицом или передней поверхностью туловища к удерживаемому снаряду или опоре.
СЗАДИ — спиной к удерживаемому снаряду или опоре.
БОКОМ — указываемым (левым или правым) боком к снаряду или опоре.
ПРОГНУВШИСЬ — прямое туловище, слегка отведенные назад плечи, прямые ноги, приподнятая голова (не указывается, если это предусмотрено техникой исполнения).
СОГНУВШИСЬ — тело согнуто в тазобедренных суставах почти максимально.
УГЛОМ — прямые ноги образуют с туловищем прямой угол.
ВЫСОКИМ углом — прямые ноги максимально приведены к туловищу и находятся в положении, близком к вертикальному.
С ЗАХВАТОМ —• прямые ноги максимально приведены к туловищу с удержанием рук ногами.
МАХОМ — выполняется за счет инерции движения гимнаста.
СИЛОЙ — выполняется медленно, за счет мышечных усилий гимнаста.
РАЗГИБОМ — выполняется за счет ускоренного разгибания в тазобедренных суставах.
ПЕРЕВОРОТОМ — выполняется с переворачиванием через голову (назад; если вперед, то это оговаривается).
ОДНОЙ, ПРАВОЙ, ЛЕВОЙ (устар. «верхом») — а) положение ноги врозь, одна (указываемая) нога впереди; б) подъем в положение ноги врозь одной.
НА ОДНОЙ, НА ПРАВОЙ, НА ЛЕВОЙ (устар. «завесой»): а) с опорой согнутой (указываемой) ногой; б) подъем, выполняемый опорой на указываемую согнутую ногу (в положение ноги врозь одной).
ДВУМЯ (устар. «вперед») — характеристика подъема, выполняемого на перекладине перемахом обеими ногами и разгибом в упор сзади.
ВРОЗЬ (стойка ноги врозь) — ноги в стойке расставлены на шаг (разг. «ноги на ширине плеч»).
УЗКАЯ (стойка ноги врозь) — ноги расставлены в стойке вдвое меньше, чем в стойке ноги врозь.
ШИРОКАЯ (стойка ноги врозь) — ноги в стойке широко разведены в стороны.
КОНСПЕКТ УРОКА № 28 для VI класса
Общие задачи урока
Научить активному толчку руками в момент разведения ног при выполнении прыжка ноги врозь через козла (девочки).
Добиться самостоятельного выполнения основы техники подъема переворотом махом одной, толчком другой (мальчики).
Совершенствовать выполнение изученных акробатических элементов в комбинации (мальчики, девочки).
Содействовать развитию координации движений и ориентировки в пространстве.
Развивать силу мышц рук и плечевого пояса.
Формировать навыки дружной и согласованной работы при выполнении учебных заданий в группах.
Воспитывать трудолюбие и стремление выполнять в полном объеме нагрузку на уроке.
Необходимый инвентарь, пособия, технические средства обучения:
гимнастические маты, перекладина, козел, гантели, карточки для круговой тренировки. Основная часть 24 мин.