Что такое вольнолюбивая поэзия
Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина
На протяжении всего 18 века многие просвещенные дворяне искали пути освобождения русского народа от крепостного права, угнетения и унижения.
Революционные настроения и идеи декабристов отразились и на творчестве А.С.Пушкина: темы свободолюбия, вольности и гуманизма стали довольно часто фигурировать в его произведениях.
Вольнолюбивой лирике А.С.Пушкин придавал особое значение, потому что в таких его произведениях часто встречается тот момент, где он надеется «разбудить» и призвать народ к тому, чтобы он восстал против самодержавия и рабства.
Рассмотрим связь лирики Пушкина с идеями декабристов на наглядных примерах(стихотворениях): «Вольность», « К Чаадаеву» и «Деревня».
Ода «Вольность» была написана в 1817 г., т.е. через 5 лет после Отечественной войны, победа в которой оказала не только большое воодушевление на весь русский народ, но вскоре и большой спад социальных настроений от того, что несмотря на победу, которая досталась народу с великим трудом, бывшие герои-ветераны, участники войны вновь возвращены в рабское положение. Многих просвещенных дворян возмутило такое положение русского народа, и они стали искать пути его освобождения. Так зародились декабристские идеи и настроения.
Пушкин разделял революционные взгляды декабристов, и в своем стихотворении демонстрирует их:
1. Протест против абсолютизма и крепостного права:
В этих строках звучит яростный голос протеста против тирании, самодержавия и беззакония.
«Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!
Увы! куда ни брошу взор —
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы;
Везде неправедная Власть
В сгущенной мгле предрассуждений
Воссела — Рабства грозный Гений
И Славы роковая страсть».
Здесь Пушкин обращается к владыкам, которые забыли о своём долге перед народом, а также обращается к самому народу и призывает его восстать против крепостного права.
2. Стремление к свободе и вольности:
«Где ты, где ты, гроза царей,
Свободы гордая певица?
Приди, сорви с меня венок,
Разбей изнеженную лиру.
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок».
В этих строках Пушкин выразил своё желание: видеть весь русский народ свободным и «на тронах поразить порок».
Для того, чтобы желание поэта стало желанием и всего простого люда русской земли, Пушкин использует фразу «хочу воспеть Свободу миру», которая даёт нам понять, что поэт не просто делился своим вольнолюбивыми настроениями и ведал народу о прелестях свободы, а хотел и передать их ему.
3. Воспевание свободолюбивой личности:
«Беги, сокройся от очей,
Цитеры слабая царица!
Где ты, где ты, гроза царей,
Свободы гордая певица?
Приди, сорви с меня венок,
Разбей изнеженную лиру. »
В этом отрывке Пушкин воспевает вольнолюбивую личность, как та которая должна отказаться любви «Беги, сокройся от очей Цитеры слабая царица!», от посвященных ей венка с «изнеженной лирой», и та, которая должна посвятить себя восхвалению свободы.
В этом послании Пушкин снова обращается к теме свободы и вольности,
а также присутствует новые темы: патриотизма и любви к родине.
1. Протест против самодержавия и крепостного права:
«Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье».
В этом отрывке поэт использует словосочетание «власти роковой», которое позволяет нам представить трагичную картину, когда народ находится под гнетом этой власти, не имеет собственного мнения и вынужден подчиняться устоям. Под этим словосочетанием мы видим явно негативное отношение Пушкина к абсолютизму и крепостному праву. Однако есть один момент, который указывает на то, что и родина находится в тяжелом положении, а именно фраза «отчизны внемлем призыванье».
2. Стремление к вольности святой:
«Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья».
3. Воспевание свободолюбивой личности:
«Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!»
В этой строфе поэт воспевает свободолюбивую личность, которая должна «гореть» свободой, «души прекрасные порывы» посвящать служению отчизне и её освобождению от позора крепостничества.
В этой строфе мы можем заметить, что Пушкин любовь к отчизне неразрывно связывает с революционным служением.
1. Протест против самодержавия и крепостничества:
«Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца».
Прочитав этот отрывок, мы можем понять и оценить, насколько несчастны крепостные крестьяне, насколько тяжела и нелегка их жизнь.
Также мы видим протестование существующей системе правления, ненависть к «барству» и неприязнь к крепостному праву, как и в предыдущих вольнолюбивых произведениях Пушкина.
2. Стремление к вольности святой:
Это стихотворение полностью пронизано темой стремления к вольности, т.е. сам протест против существующей системы правления, крепостного права, призыв к свободе народу говорит нам об этих возвышенных идеях поэта.
Особенно стоит выделить по теме вольности конец этого произведения, потому что именно в нем мы видим непритворную надежду, сильное стремление и некую долю сомнения поэта от того, что он желает увидеть своё отечество освобожденным от рабства.
«Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?»
3. Воспевание свободолюбивой личности:
«О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой витийства грозный дар?»
• А.С.Пушкин пережил не только взлет, но и крах декабристского движения. Однако своим идеалам и убеждениям он не изменил. Свидетельство тому – его дальнейшее творчество со свободолюбивой тематикой.
Это такие произведения как: «В Сибирь» и «Арион».
Александр Сергеевич Пушкин поистине великий поэт, потому как для того, чтобы не изменять своим взглядам и идеалам требуется истинное мужество, стойкость и смелость, ведь свободомыслие и революционные идеи были под запретом и строго преследовались в течение всего 19 века.
Поэтому Пушкин восхищает нас не только своим необыкновенным творческим талантом, но и своими высокими нравственными чертами.
Вольнолюбивая лирика: стихи (примеры и особенности)
Александр Сергеевич Пушкин – самый известный российский поэт, которого знают по всему миру. Именно его образ ассоциируется с образом всей России. Глубина его философских и лирических мотивов поражает все поколения и все народы. Пушкин не только был поэтом, драматургом и литературным критиком, но и основоположником нового литературного языка. Но в этой статье мы обратим внимание на многогранную лирику Александра Сергеевича.
Главные события, отразившиеся в лирике Пушкина: Отечественная война 1812 года, восстание декабристов 1825 года, а также поэт описывал в своих поэмах тяготы крепостного права. Все эти темы великий поэт очень гармонично сливал воедино. Даже В.Г. Белинский говорил: «Весь колорит лирической и любой другой поэзии Пушкина — внутренняя человеческая красота и гуманность, что согревает душу».
Лирика Пушкина делится на несколько видов: любовная, философская, дружеская, пейзажная, вольнолюбивая.
Любовная лирика поэта представляет собой некий дневник Александра Сергеевича, в котором расписаны каждые этапы его развития в этом чувстве. «Я помню чудное мгновенье…», «Признание», «Сожженное письмо», «Я вас любил…» — все эти стихотворения отражают глубокое понятие этого светлого чувства Пушкиным. Поэт не хочет избавляться от любви, даже когда узнаёт, что она причиняет огромную душевную боль.
Мотивы дружеской лирики были наполнены любовью к своим друзьям из лицея. Именно их дружба стала опорой для этих стихотворений. На протяжении всей своей жизни Пушкин очень дорожит своими лицейскими товарищами и поддерживает их даже на расстоянии. Самые популярные стихотворения, посвящённые друзьям поэта: «19 октября», «И.И. Пущину», «Чаадаеву» и многие другие.
Весь данный материал – это только поверхностное описание всего творчества этого великого поэта. Но о нём можно говорить всю вечность.
Другие темы: ← Образ Евгения Онегина↑ ПушкинТатьяна — русская душою →
Свободолюбивая лирика Пушкина
Александра Сергеевича не зря называют поэтом свободы. Очень много свободолюбивых понятий сквозит в его поэзии. Его по праву признали основателем реализма в русском языке и литературе. В своих произведениях он дает читателю свое понимание понятия свободы, которое находит отклик в миллионах сердец читателей. Однако тема вольности претерпевала немалые изменения в творчестве великого поэта. Каждому русскому человеку, несомненно, следует знать об этой важной стороне творчества великого сына России. Вот почему в российских школах отдельной темой идет «Свободолюбивая лирика Пушкина» — урок в 9 классе, которому обычно уделяют немалое внимание, ведь он участвует в процессе формирования мировоззрения подрастающего поколения.
Что есть пушкинская свобода?
Прежде чем переходить к сочинениям Александра Сергеевича, попробуем разобраться, что он подразумевал под такими понятиями, как «свобода» и «вольность».
На самом деле свобода для Пушкина — это основополагающая ценность всего его бытия. Именно в условиях свободного самоощущения он мог творить. С юных лет он познал вкус и сладость независимости, мог сравнивать разные состояния человеческой жизни, что и нашло отражение в его собрании сочинений. Тем не менее поэт был фаталистом и верил в превратности судьбы, говоря, что человек весь находится в ее власти. Поэтому линия судьбы в его творчестве окрашена в более темные и мрачные оттенки. Там же, где проникает луч надежды и свободы, все творчество будто бы озаряется невидимым ярким светом, который несет радость и мир читателям. Вот почему, если читатель захочет понять, что есть свободолюбивая лирика Пушкина, стихи — это самый верный путь познания этого.
Сочинения по русской литературе. Все темы 2014 г.
Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина
Тема свободы и воли присутствует в творчестве Александра Сергеевича Пушкина на протяжении всей его жизни и проходит эволюцию от раннего творчества к позднему. Подводя итоги своего творчества в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», поэт написал такие строки:
И долго буду тем любезен я народу,Что чувства добрые я лирой пробуждал,Что в мой жестокий век восславил я свободу…
Таким образом, Пушкин подчеркнул значение темы свободы и воли в своей поэзии.
В раннем творчестве поэт понимает свободу как внешнюю – свободу в государстве. Постепенно Пушкин изменяет свои взгляды и приходит к выводу, что ценность представляет только внутренняя свобода, которая ограничивается нравственным идеалом самого человека. В конце жизни поэт воспринимает вольность как философскую категорию.
В начале своего творческого пути Пушкин высказывает взгляды «государственного человека». Он рассуждает о внешней свободе человека, о свободе, которую ему дает государство. Александр Сергеевич Пушкин пишет оду «Вольность», в которой поучает царей и воспевает свободу и вольность. Для поэта свобода возможна в государстве, в котором Закон един для всех:
Лишь там над царскою главойНародов не легло страданье,Где крепко с Вольностью святойЗаконов мощных сочетанье;Где всем простерт их твердый щит,Где сжатый верными рукамиГраждан над равными главамиИх меч без выбора скользит…
Царь должен первым подчиниться Закону, потому что власть в стране принадлежит государю, значит, он должен показывать пример своим подданным:
Владыки! Вам венец и тронДает Закон – а не природа;Стоите выше вы народа,Но вечный выше вас Закон.
Пушкин в оде «Вольность» приводит исторические примеры, доказывая, что любое нарушение Закона приводит к необратимым последствиям и не может быть оправдано. Поэт вспоминает Великую французскую революцию 1789 года и убийство Павла I в Михайловском замке.
В конце стихотворения автор преподносит урок правителям, призывая их обратиться к Закону, так как считает, что это единственный возможный путь для установления справедливости:
Склонитесь первые главойПод сень надежную закона,И станут вечной стражей тронаНародов вольность и покой.
Своими идеалами Пушкин делится с близким другом Чаадаевым. В стихотворении «К Чаадаеву» (1818) лирический герой выбирает путь борьбы с самовластием. Он готов умереть за то, чтобы восторжествовала свобода:
Товарищ, верь: взойдет она,Звезда пленительного счастья,Россия вспрянет ото сна,И на обломках самовластьяНапишут наши имена!
Более глубокое понимание свободы поэт выражает в стихотворении «Деревня». Важную роль играет композиция произведения: оно состоит из двух частей, противопоставленных друг другу, то есть Пушкин использует прием антитезы. Первая часть представляет собой описание природы, что характерно уже для раннего творчества поэта, так как в природе он видит образец и пример для подражания. Природа живет по своим законам, которые никто не нарушает, и поэтому в ней есть гармония. Люди, должны ориентироваться на природу и учиться у нее следовать Закону:
Я здесь, от суетных оков освобожденный,Учуся в Истине блаженство находить,Свободною душой Закон боготворить…
Однако гармонии первой части противоречит «мысль ужасная», которая возникает, когда лирический герой переводит взгляд от природы к обществу. Пушкин осуждает и «барство дикое, без чувства, без закона», и «рабство тощее», так как обе стороны нарушают закон.
В конце стихотворения поэт, с одной стороны, выражает надежду, что свобода восторжествует, а с другой – сомневается, что это возможно:
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенныйИ рабство, падшее по манию царя,И над отечеством свободы просвещеннойВзойдет ли наконец прекрасная заря?
Постепенно Пушкин отказывается от былых идеалов и приходит к осмыслению внутренней свободы. В стихотворении «Чаадаеву» (1824) Пушкин снова обращается к теме свободы, но осознает ее по-другому. Это произведение перекликается со стихотворением шестилетней давности, тоже обращенным к Чаадаеву. Поэт размышляет об истории храма в Тавриде, сравнивая свою дружбу с Чаадаевым с дружбой Ореста и Пилада. В конце стихотворения Пушкин делает вывод, что теперь считает дружбу главной ценностью и готов отдать за нее жизнь:
…И, в умиленьи вдохновенном,На камне, дружбой освященном,Пишу я наши имена.
Поэт остается верным своим друзьям на протяжении всей жизни, поэтому после поражения восстания декабристов в 1825 году, несмотря на то что его взгляды изменились, он возвращается к понятию внешней свободы, чтобы поддержать участников восстания, среди которых было много его друзей. В качестве примера могут служить стихотворения «Во глубине сибирских руд…» и «Арион».
В стихотворении «Во глубине сибирских руд…» поэт дает своим товарищам надежду на то, что их дело не пропало даром, что «темницы рухнут и свобода … примет радостно у входа…».
Стихотворение «Арион» написано на годовщину казни пятерых декабристов. В этом произведении автор в иносказательной форме описывает события, связанные с декабристами. Использовав в первой строчке местоимение «нас», Пушкин подчеркивает свою причастность к делу друзей, таким образом пытаясь их поддержать. Последние строчки стихотворения свидетельствуют, что лирический герой продолжает начатое дело:
…Я гимны прежние поюИ ризу влажную моюСушу на солнце под скалою.
К концу жизни для Пушкина свойствен философский взгляд на окружающую действительность. Это касается и отношения к свободе. Философское осмысление категории свободы раскрывается в стихотворении «(Из Пиндемонти)». В нем поэт отказывается от общественного положения (государственной службы), от мирской суеты: «Все это, видите ль, слова, слова, слова».
Пушкин размышляет об «иных правах», «иной свободе», которые являются, по мнению автора, истинными ценностями. Для Пушкина главное – это внутренняя свобода, которая ограничена нравственным идеалом самого человека:
…НикомуОтчета не давать, себе лишь самомуСлужить и угождать; для власти, для ливреиНе гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи…
В противовес идеалам общества Пушкин называет другие ценности, которые составляют содержание жизни человека: это природа и искусство. По мнению поэта, человек, приобщившийся к этим «правам», постигает истину и счастье: «Вот счастье! вот права…»
Таким образом, проследив развитие темы свободы и воли в лирике Александра Сергеевича Пушкина, читатель может сделать вывод, что эта тема проходит сложную эволюцию. Вместе с поэтом меняется и его мировоззрение: желание изменить окружающую действительность сменяется желанием усовершенствовать себя.
Раннее творчество
Тема свободы явно прослеживается уже с самых юных лет великого поэта. Атмосфера лицея, где Александр Сергеевич провел молодые годы своей жизни, очень повлияла на начало формирования всего его творческого пути. Именно здесь ему вложили в душу само понятие о свободе, о силе и значении ее в жизни человека, о высоких жизненных принципах. Именно здесь в 1815 году он и написал свое первое свободолюбивое сочинение «Лицинию». В этой небольшой поэме он раскрывает сюжетную линию, за основу которой взята судьба Рима. Древняя история всегда интересовала поэта, а особенно тема воли и неволи, которая была особенно актуальна уже в древности.
Кроме этого, раннее творчество Пушкина о, которая была написана им в 1817 году, за сто лет до революции в России. Уже здесь проявилась особенно полно свободолюбивая лирика Пушкина. Сочинение «Вольность» — это обращение ко всему миру, призыв к свободе, равенству и братству. Он скорбит, что мир живет неправильно и продолжает идти не тем путем, и призывает всех обратиться к свободе, начав жить по иному.
свобода по Пушкину
Тема свободы в лирике Пушкина
1. Проблема свободы занимает в творчестве Пушкина особое место.Она не могла не стать главной для него. С нею, в разных аспектах, он встретился, а лучше сказать – столкнулся – в юности. Тогда он пережил патриотический подъем русского народа в борьбе с Наполеоном. Затем он наблюдал накал полических страстей вокруг проблем самодержавия и крепостничества. Тема свободы была ему близка и потому, что за свободу отдали жизнь или свою свободу его друзья или хорошо знакомые молодые люди. Этатема получила в творчестве Пушкина разносторонее освещение в разных жанрах. Первое опубликованное стихотворение Пушкина, напечатанное за его полной подписью, — «Воспоминания в Царском Селе», было написано в 1815 году (прочитано на экзамене в лицее) и посвящено победе русской армии над Наполеоном: «Венчалась славою счастливая Россия!» Поэт воспел победу русского народа в борьбе за
национальную
свободу, свободу от внешнего врага. Их цель иль победить, иль пасть в пылу сражения За Русь, за святость алтаря.
Через три года поэт написал «К Чаадаеву». Здесь звучит тема политической
свободы. Поэт ощущает себя «Под гнётом власти роковой». Эта идея соединяется с патриотизмом и с борьбой с самодержавием. Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!
Впервые в русской поэзии темпераментное призывание свободы сливается с интимным переживанием, с любовной страстью:
Нетерпеливою душой Мы ждем Отчизны призывание, Как ждет любовник молодой Минуту верного свиданья. Так он выражает предельную преданность этой идее, одновременно, в сущности,показывая этим, что и политическая борьба, и увлечение женщиной – всё это страсти. («И всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет!» – воскликнет его герой Алеко в поэме «Цыганы»). Соединение разнородных страстей – политических и любовных — кажется залогом победы. Любовникждет «верного» свидания, то есть такого, которое обязательно состоится, – так иборец за свободу уверен в победе: И на обломках самовластья Напишут наши имена! Как видим, здесь не только забота о свободе, но и о личном успехе, о славе.
В оде «Вольность» Пушкин утверждает идею юридической
свободы, когда свободу личности охраняют законы, иначе говоря – законы защищают права человека. Где крепко с вольностью святой Законов мощных сочетанье. Он даже царям даёт урок: Владыки! вам венец и трон Даёт закон — а не природа. Хотя в России именно природа давала венец: власть передавалась по наследству, по праву рождения. Это было подтверждено императором Павлом.
В стихотворении «Деревня» Пушкин выступает против экономического
События 14 декабря 1825 года оживляют тему свободы, политической и физической. В послании лицейскому другу Пущину «В Сибирь» Пушкин уверяет его: Оковы тяжёлые падут, Темницы рухнут, и свобода Вас примет радостно у входа… Как известно, мечте Пушкина не суждено было сбыться, но он оставался верен своим свободолюбивым убеждениям: «Я гимны прежние пою» — в стихотворении «Арион».
Во время южной ссылки Пушкиным овладевает сомнение в том, что народ сможет добиться свободы. В стихотворении «Свободы сеятель пустынный» он сокрушается о напрасных усилиях по пробуждению народа к политической борьбе: «Но потерял я только время, благие мысли и труды». Он приравнивает народы к овцам: «Их должно резать или стричь». В стихотворении «К морю» поэт драматически прощается со свободной стихией — морем и с Байроном, певцом свободы. Он слышит шум морского прибоя, «как друга ропот заунывный, как зов его в последний час».
Тема свободы никогда не исчезала в творчестве Пушкина. Он жаждал полной, абсолютнойсвободы для творчества: «Зависеть от царя, зависеть от народа…- Иная, лучшая мне надобна свобода!» Он заявил: На свете счастья нет. А естьпокой и воля». В итоговом стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» он ставит себе в заслугу проповедь свободы: «Чтов мой жестокий век восславил я свободу».
Как видим, свобода нашла в творчестве Пушкина многоаспектное и противоречивое изображение. Для общественного употребления провозглашена свобода
. А для самого себя ему нужна
воля
.
2. УЗНИК Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном, Клюет, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно. Зовет меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер… да я!…» Стихотворение написано в Кишиневе, где Пушкин во время южной ссылки жил в комнате с решеткой на окне в доме на постоялом дворе.Этой решеткой оно и навеяно. В русском языке два понятия: свобода и воля. Свобода – юридическое понятие, то есть состояние, ограниченное законом. Воля – это полная независмость ото всего, анархия по сути. Поэт воспевает именно волю: «мы вольные птицы», подобно ветру. Уж ветер-тоабсолютно свободен.
Во глубине сибирских руд
Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье, Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье. Несчастью верная сестра, Надежда в мрачном подземелье Разбудит бодрость и веселье, Придет желанная пора: Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас. Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут — и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут.
Свобода – здесь буквально: освобождение из заключения, от сибирской каторги и ссылки.Но сказано также: «Темницы рухнут»- и рухнут они прежде освобождения заключенных.То есть не сами арестанты себя освободят, и не те, кто их туда поместил. Иначе темницу бы открыли, а не сломали.«И братья меч вам отдадут». Значит – их единомышленники доведут дело до конца, разрушат тюрьму, освободят пленников – еще и меч им отдадут. Меч здесь – символ чести, шпага офицера, которую во время гражданской казни сломали над головой каждого офицера, обреченнного каторге. Выходит, Пушкин надеялся на повторение восстания? И на его успех? Пушкин сострадал репрессированным, среди них были его друзья. Пущин был его самым близким товарищем по лицею.Он услышал в послании Пушкина цитату из «Прощальной песни воспитанников лицея», написанной поэтом-лицеистом Антоном Дельвигом:«Храните, о друзья, храните… В несчастье гордое терпенье». Эту песню они пели на лицейском выпускном торжестве.
Стихотворение Пушкина было доставлено в Сибирь тайно, его привезла тудаМуравьева А.Г., жена декабриста Никиты Муравьева, получившая стихотворение от Пушкина в январе 1827 года. Князь А.И. Одоевский, офицер, поэт, из Сибири откликнулся на эти стихи.
Струн вещих пламенные звуки До слуха нашего дошли, К мечам рванулись наши руки, И — лишь оковы обрели. ……………………………………… Наш скорбный труд не пропадет: Из искры возгорится пламя, — И просвещенный наш народ Сберется под святое знамя. Мечи скуем мы из цепей, И пламя вновь зажжем свободы, Она нагрянет на царей, И радостно вздохнут народы.
Как видим, Одоевский надеялся на освобождение собственными силами.
В первых словах этого стихотворения есть интересное призание того, что стихи Пушкина вдохновляли восставших:« Струн вещих пламенные звуки До слуха нашего дошли, К мечам рванулись наши руки».Стихи Пушкина прозвучали раньше восстания, были услышаны и побудили к действию.Так и было. Среди бумаг декабристов постоянно находили «возмутительные», то есть революционые стихи Пушкина.
Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой. Как друга ропот заунывный, Как зов его в прощальный час, Твой грустный шум, твой шум призывный Услышал я в последний раз. Моей души предел желанный! Как часто по брегам твоим Бродил я тихий и туманный, Заветным умыслом томим! Как я любил твои отзывы, Глухие звуки, бездны глас И тишину в вечерний час, И своенравные порывы! Смиренный парус рыбарей, Твоею прихотью хранимый, Скользит отважно средь зыбей: Но ты взыграл, неодолимый, И стая тонет кораблей. Не удалось навек оставить Мне скучный, неподвижный брег, Тебя восторгами поздравить И по хребтам твоим направить Мой поэтической побег! Ты ждал, ты звал… я был окован; Вотще рвалась душа моя: Могучей страстью очарован, У берегов остался я… О чем жалеть? Куда бы ныне Я путь беспечный устремил? Один предмет в твоей пустыне Мою бы душу поразил. Одна скала, гробница славы… Там погружались в хладный сон Воспоминанья величавы: Там угасал Наполеон. Там он почил среди мучений. И вслед за ним, как бури шум, Другой от нас умчался гений, Другой властитель наших дум. Исчез, оплаканный свободой, Оставя миру свой венец. Шуми, взволнуйся непогодой: Он был, о море, твой певец. Твой образ был на нем означен, Он духом создан был твоим: Как ты, могущ, глубок и мрачен, Как ты, ничем неукротим. Мир опустел… Теперь куда же Меня б ты вынес, океан? Судьба людей повсюду та же: Где капля блага, там на страже Уж просвещенье, иль тиран. Прощай же, море! Не забуду Твоей торжественной красы И долго, долго слышать буду Твой гул в вечерние часы. В леса, в пустыни молчаливы Перенесу, тобою полн, Твои скалы, твои заливы, И блеск, и тень, и говор волн.
«Прощай!» – стихотворение было написано перед отъездом из Одессы в Михайловское. Этим переездом ухудшалосьположение Пушкина:в Одессе было общество, огромная библитотека графа Воронцова, ав Михайловском поэта ждала полная изоляция и открытый надзор- полицейский и церковный. Предел – здесь: граница, она желанна, так какпо морю можно осуществить давнее желание бегства за границу Умысел – замысел побега Вотще — напрасно Другой..гений – английский поэт Байрон
Главный образ стихотворения – образ моря, воплощение «свободной стихии». Сочетание этих слов: «свободная» и «стихия»- указывает на то, что свобода мыслится безграничной — как воля. Ведь стихию нельзя укротить.К этой мысли подводит и упоминание о просвещении, которое ставится наравне с тираном. Просвещение ограничивает человека, налагает на него гражданские обязанности.
Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман; Но в нас горит еще желанье, Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье. Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья. Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!
Чаадаев Петр Яковлевич (1794—1856) — русский писатель и философ; офицер; близкий друг Пушкина. С 1821 г. — член тайного декабристского общества Союз благоденствия. Впоследствии, повзрослев, он перешел на позиции просветительства, осудив революционные методы борьбы. Пушкин словно предвидел будущие перемены в мировоззрении старшего друга или гениально предощутил недолговечность любого страстного ощущения и потому взывает: «Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы» – ПОКА!
Свободы сеятель пустынный
Изыде сеятель сеяти семена своя
Свободы сеятель пустынный, Я вышел рано, до звезды; Рукою чистой и безвинной В порабощенные бразды Бросал живительное семя — Но потерял я только время, Благие мысли и труды…
Паситесь, мирные народы! Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды Ярмо с гремушками да бич. 1823
В основе этого стихотворения — Притча Иисуса Христа в Евангелии от Луки: «Изыде сеяй сеяти семене своего» (Лк., 8, 5) на славянском языке. Христос произносит притчу в присутствии двенадцати учеников, при стечении народа (в русском переводе): «Вышел сеятель сеять семя свое: и когда сеял он, иное упало при дороге и было потоптано; и птицы небесныя поклевали его. А иное упало на каменье и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги. И иное упало между тернием, и выросло терние, и заглушило его. А иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный» (Лк., 8, 5—8). Произнеся притчу, Христос возгласил: «Имеющий уши слышать, да слышит!». Поэт заявляет здесь о себе как о непонятом пророке. Пушкин разочаровался в революционных движениях его времени,которые терпели крах одно за другим в разных странах, он отказывается видеть в народе движущую силу истории.Так проявился глубокий кризис его мировоззрения.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный
Exegi monumentum
Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит — И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал.
Веленью Божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца.
Александрийский столп – памятник в честь императора Александра 1 в Петербурге на Дворцовой площади, воздвигнутый его братом императором Николаем 1. Пушкин как камер-юнкер обязан был присутствовать на его торжественном открытии, но он тяготился своим придворным званием, дававшемся молодым людям, и накануне уехал из города. В этом стихотворении он как бы сводит счеты с памятником, поставя свое творчество выше его. Однако памятник венчается Крестом, перед которым склонился Ангел. Это делает заявление поэта двусмысленным: над кем он величается?
Последняя строфа звучит по-христиански:«Веленью Божию, о муза, будь послушна».В последние годы жизни поэт настойчиво искал путь в Храм. Эта тенденция отразилась и в данном итоговом стихотворении.
Продолжение творческого пути
В лицее Александр Сергеевич обучался до 1920 года. Все годы учения он продолжал формироваться как поэт-декабрист. Именно ода «Вольность» — самая первая свободолюбивая лирика Пушкина, стихи которой призывают угнетенных восстать против угнетателей. В этой оде великий поэт обращается к певице свободы для одарения его вдохновением, а потом выступает против тирании. Он вспоминает мучеников, невинно убиенных, и заставляет читателей трепетать от несправедливости этого мира.
В 1918 году великий русский сын написал стихотворение «К Н. Я. Плюсковой», которая была фрейлиной императрицы. В этом коротком стихотворении поэт открыл читателям свое политическое мировоззрение тех лет, которое отличалось свободомыслием. Он говорит о простоте русского народа, которая пленит его, а императорский шик и помпезность, напротив, отвращают. Он размышляет о своей стране, о ее исторической судьбе, о великом русском народе.
Скачать материал
так то ЕНТ / Русская литература / Поурочные планы по русской литературе 9 класс
Уроки 31–32 ОБУЧАЮЩЕЕ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ ПО ЛИРИКЕ А. С. ПУШКИНА
28.03.2013 19468 2283
Уроки 31–32 обучающее сочинение-рассуждение по лирике А. С. пушкина
познакомить со структурой главной части рассуждения; дать понятие о доказательстве, составных частях доказательства; написать главную часть рассуждения.
I. Повторение ранее изученного.
1. Из каких моментов слагается работа над рассуждением?
В сочинении-рассуждении автор утверждает какую-то мысль и обосновывает ее истинность; значит, главная часть рассуждения должна представлять собой логическое доказательство. Следовательно, пишущий должен знать, что такое доказательство и из каких частей оно состоит. Составные части доказательства – это и есть те элементы, из которых слагается главная часть рассуждения.
Доказательство состоит из трех частей: тезиса, аргументов, формы доказательства. Тезис
– это такое суждение, истинность которого надо доказывать.
Аргументы
(или основания) – это такие истинные суждения, с помощью которых обосновывается, доказывается тезис.
Форма
(или способ)
доказательства
– это система, цепь умозаключений, из которых слагается ход доказательства.
2. Что значит обдумать тему?
Первый этап в процессе обдумывания темы представляет собой процесс собирания материала, углубление знаний о предмете сочинения.
Второй этап – определение содержания темы:
а) выяснить вопрос (проблему), заключенный в теме;
б) дать точный, правильный ответ, сформулировать тезис (идею рассуждения);
в) определить в основном тезисе то слово или словосочетание, в котором заключена мысль, требующая доказательства;
г) опираясь на материал, подобранный для раскрытия темы, найти аргументы для обоснования главной мысли (тезиса рассуждения).
Например, дана тема «Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина».
стихотворения «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «В Сибирь», «Арион», «Анчар».
Содержание, или основной вопрос темы:
«Как характеризуют Пушкина его вольнолюбивые стихи? (или: «Каким представляется мне Пушкин как автор вольнолюбивых стихотворений?», «К чему призывает Пушкин в своих вольнолюбивых стихотворениях?»).
Ответ на вопрос темы:
вольнолюбивые стихотворения характеризуют Пушкина как борца за свободу народа.
Основной тезис рассуждения:
Пушкин как автор вольнолюбивых стихотворений – борец за свободу народа.
«борец за свободу народа».
1) Пушкин разоблачал самодержавие и крепостное право:
2) призывал своих современников к борьбе за свободу народа;
3) воспевал борцов за свободу народа.
Если будем обосновывать другой тезис, например «Высокое мастерство Пушкина как автора вольнолюбивых стихотворений»
, то главным словосочетанием в основном тезисе будет
высокое мастерство
. Следовательно, и
аргументы
подберем другие:
1) высокий гражданский пафос вольнолюбивой лирики Пушкина;
2) простота, краткость, выразительность языка;
3) необыкновенная логическая прозрачность синтаксических конструкций.
II. Практическая часть.
1. Прочтем отрывок из пятой статьи В. Г. Белинского о Пушкине (от слов «Общий колорит поэзии Пушкина…» до слов «Кто милой деве даст название супруги…»).
2. Найдем основной тезис
данного
отрывка
: «Общий колорит поэзии Пушкина и в особенности лирической – внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность – и в этом огромное воспитательное и образовательное влияние его лирики».
приводит Белинский в доказательство своей мысли?
1) Сочетание «…изящно-гуманного чувства с пластически изящною формою в юношеских стихотворениях Пушкина».
2) «Та же трогающая душу гуманность, та же аристократическая прелесть в стихотворениях поэта возмужалого».
3) «Наконец, это изящно-гуманное чувство отзывается чем-то благоуханно-святым в испытанном, но не побежденном жизнью поэте».
4. Как развертываются аргументы?
I аргумент: сначала Белинский приводит факты из жизни Пушкина, цитирует его стихотворения, затем обобщает: «Это чувства юноши».
II и III аргументы: Белинский начинает раскрывать их с утверждения общей мысли, затем с подтверждения ее, цитирует стихотворения Пушкина.
5. Убивает ли эта строгая логичность эмоциональность рассуждения? (Нет.)
Вывод. Главная часть рассуждения строится как цепь умозаключений, обосновывающих тезис. Строгая логичность в построении рассуждения не убивает его эмоциональности, яркости, выразительности, а, наоборот, повышает.
Таким образом, способ (или форма) доказывания – это цепь умозаключений, с помощью которых обосновывается истинность тезиса.
III. Письменная работа.
Учитель. Обдумайте тему «Каким представляется мне Пушкин как автор стихотворения…» и напишите главную часть рассуждения. Рассуждение начните с утверждения основного тезиса.
подготовиться к внеклассному чтению: выучить одно из предложенных стихотворений, уметь его прокомментировать, проанализировать.
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
поурочные планы, 9 класс, литература
Стихотворение «К Чаадаеву»
Это стихотворение является еще одним произведением, где проявилась свободолюбивая лирика Пушкина. Краткое содержание этого короткого, но столь емкого по смыслу стихотворения — в его призыве к другу юности. Призыв стряхнуть негу молодости и утех, чтобы воспрять душой к свободе и посвятить жизнь отчизне. Это личное послание другу, которое на самом деле оказалось политическим призывом. Теперь уже Чаадаев не просто друг его юности, разделяющий его развлечения, а соратник и единомышленник.
Все стихотворение дышит патриотизмом и духом революции и заканчивается на оптимистической ноте: символичности восхода звезды, что говорит о победе духа свободы в борьбе с неравенством и угнетением.
Стихотворение «Деревня»
Это стихотворение Александр Сергеевич написал в 1819 году, еще будучи в стенах лицея, после поездки в село Михайловское. Свободолюбивая лирика Пушкина нашла огромное отражение в этом двухчастном стихотворении.
Первая часть очень гармонична и описывает красоту русской деревни, ее природу, простор. Именно в таких местах особо вдохновлялся поэт и лицезрел красоту. Везде угадываются красоты села, где поэт проводил столько времени. Однако вторая часть этого стихотворения не столь безмятежна, как первая. Здесь затронута тема рабства русского народа, крепостничество и угнетенность. Он сопоставляет народ «тощий» и барство «дикое». Чувствуется, что душа великого поэта мечется, не находя успокоения. «Здесь тягостный ярем до гроба все влекут», — гласят строки, а в конце вопрос, который остался без ответа: «Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный?»
Проходят десятилетия, растет и крепнет русская литература, а сила гениального пушкинского слова не слабеет. А. С. Пушкин провел в Царскосельском лицее шесть лет. Любовью лицеистов пользовались свободолюбивые педагоги: Куницын, Будри. Лицеисты живо воспринимали идеи времени, критику крепостничества, защиту прав личности и свободы. Свое учебное заведение они называли лицейской республикой, а себя —республиканцами, и все страстно увлекались литературой. Уже в то время среди них выделялся поэт Пушкин. В эти годы Пушкин знакомится с произведениями Радищева, и втот же период он сближается с вольнодумцем П.Я. Чаадаевым. В Петербурге этих лет общественно-политическая жизнь била ключом. И Пушкин активно включается в жизнь столицы. Он участвует в заседаниях “Арзамаса”, а после его закрытия посещает литературно-политический кружок “Зеленая лампа”, который был негласным отделом декабристского тайного союза. Ширится круг литературных и политических знакомств поэта. Среди новых друзей будущие декабристы — М. Лунин, К. Рылеев. Об этом Пушкин вспоминает в 10—11-йглавах “Евгения Онегина”. Пушкин был передовым поэтом того времени, он боролся за передовую, прогрессивную культуру и литературу, выступал против всего консервативного и реакционного. Под влиянием дворянских революционеров поэт создает несколько вольнолюбивых стихотворений: ода “Вольность”, “К Чаадаеву”, “Деревня”, “Сказки”. Пушкинская ода “Вольность” явно перекликается с революционной одой Радищева, запрещенной правительством. В оде поэт говорит о той ужасной обстановке, которая царила в стране:
Увы, куда ни брошу взор — Вездебичи, везде железы, Законовгибельный позор, Неволинемощные слезы.
Встихотворении звучит угроза самодержавию, без всяких намеков поэт открыто призывает квосстанию:
…Тиранымира! трепещите! Авы мужайтесь и внемлите, Восстаньте,падшие рабы.
Однимиз лучших политических стихотворений этогопериода является послание “К Чаадаеву”.Оба они мечтали об освобождении России отгнета самодержавия и крепостного права,но Чаадаев в отличие от юного поэта не верилв скорое осуществление их надежд. Поэтстарался убедить друга, что мечта скоросбудется и оба они примут участие вразрушении “самовластья”.Девятнадцатилетний поэт призываетпосвятить отчизне “души прекрасные порывы”.Революционный долг не противопоставляетсяличным чувствам, а является для поэта такимже близким, как мечты о свидании с любимой:
Мыждем с томленьем упованья Минутывольности святой, Какждет любовник молодой Минутыверного свиданья.
Неиссякаемая вера в будущее России звучит и взаключительной строфе:
Товарищ,верь: взойдет она, Звездапленительного счастья, Россиявспрянет ото сна, Ина обломках самовластья Напишутнаши имена!
Любовьк Родине у Пушкина неразрывна с борьбой заее свободу. Чувства, высказанные встихотворении, находят точное и яркоеотражение в словесных образах.Выразительны метафоры: “Звездапленительного счастья”, “Пока свободоюгорим”, “Обломки самовластья”,эмоциональны эпитеты “Нетерпеливою душой”,“Роковая власть”. В стихотворении многориторических предложений, они создаютопределенную эмоциональную окраску.Стихотворение насыщено политическойлексикой: “Отчизна”, “Власть”, “Самовластье”.Жанр стихотворения — дружеское послание,рассчитанное на широкий круг читателей.Декабристы широко использовали посланиекак революционную прокламацию. Летом1819 года Пушкин был в Михайловском и впервыенаблюдал ничем не прикрытое рабство. То, чтораньше представлялось из рассказов и книг,предстало перед удивленным взором поэта. Ив 1819 году он пишет стихотворение “Деревня”.В стихотворении поставлен один из главныхполитических вопросов века. Поэт избираетприем контраста. Богатой, щедрой своимикрасотами и дарами сельской природе, “приютуспокойствия,трудов и вдохновенья”,противопоставляется “барство дикое ирабство тощее” как результатнесправедливого общественного строяРоссии. Голос поэта клеймит крепостноеправо, которое “без чувства, без законаприсвоило себе насильственной лозой итруд, и собственность, и времяземледельца”. По стихотворению можнопредставить себе образ поэта: “другчеловечества”, размышляющий над важнымивопросами своего времени, просвещенный,любящий родную природу и народ, враграбства. Поэт страстно желает помочь народу: О,если б голос мой умел сердца тревожить! Мечтаето свободной Родине:
Увижуль, о друзья! народ неугнетенный. Ирабство, падшее по манию царя, Инад отечеством свободы просвещенной Взойдетли наконец прекрасная заря?
Врукописях стихотворения предпоследняястрочка была другой: “И рабство падшее ипадшего царя”. “Деревня” такжеиспользовалась декабристами вагитационных целях. Пущин, друг поэта, писал:“Не было живого человека, который не зналбы его стихов”. Политические стихи Пушкинатого временидополняются эпиграммами на Аракчеева,князя Голицына, Александра I, архимандритаФотия. Встихотворении “Сказки” высмеиваютсяповедение царя и обещания Александра I, которыйсоздал революционный “Священный союз” сАвстрией и Пруссией для подавленияреволюционного движения в Европе: “Ипрусский и австрийский я сшил себе мундир”,а в то же время обещал провести целый рядлиберальных реформ, которые и не думалосуществлять:
Илюдям все права людей… Отдамиз доброй воли.
Встихотворении Пушкина младенец Христос, “Спаситель”? наслушавшисьэтих обещаний, плачет от умиления:
Неужтов самом деле? Неужтоне шутя?
Имать объясняет ему, что нечего верить этимсловам царя, что все его обещания — этопросто сказки для маленьких детей. Посвидетельству современников, пушкинскиестихи и эпиграммы, “наскоро на лоскуткахбумаги карандашом переписанные,разлетались в несколько часов огненными струями во все концы Петербурга и в несколько днейПетербургом вытверживались наизусть”. МолодойПушкин нередко высказывал своиантимонархические убеждения, и Александр Iсказал, что поэт “наводнилвсю Россию возмутительными стихами: всямолодежь наизусть их читает”. И Пушкинасослали на юг России. Так поэт, не будучичленом тайного политического общества,первым подвергся гонению за пропагандуидей декабристов. Живя в Бессарабии, онпознакомился с членами Южного обществадекабристов и с их идейным руководителемПестелем. К этому периоду относятся такиеего вольнолюбивые стихи: “Кинжал”, “Узник”,“К Давыдову”.Стихотворение “Кинжал” — одно из наиболееострых политических произведений. Оноскоро стало известно всей России, хотянигде напечатано не было. Гневные строкичитались наизусть:
Свободытайный сторож, Карающийкинжал, Последнийсудия позора и обиды. Ссылкане смирила поэта, как надеялся царь: егореволюционные настроения все усиливались,и на юге было создано стихотворение “Узник”,отразившее мысли поэта о свободе. Пушкинрассказывает о себе, как об узнике,томящемся в темнице. Поэт в ссылке, оноторван от друзей, близких, за ним постоянноследят, даже на воле он чувствует себяузником в тюрьме: Сижуза решеткой, в темнице сырой. Пушкин называет орла “мой грустный товарищ”, ведьоба они в неволе, оба стремятся к свободе. Стремлениек свободе — мечта поэта, выраженная в этомстихотворении. Последнее четверостишиезвучит как призыв к свободе, к жизни на воле,к борьбе за это счастье:
Мывольные птицы; пора, брат, пора! Туда,где за тучей белеет гора, Туда,где синеют морские края Туда,где гуляем лишь ветер… да я.
Неслучайно мечты о свободе поэт выразил вобразе молодого орла. Эта могучая,прекрасная птица плохо переносит неволю игибнет. Стихотворение отражает настроенияпередовых людей эпохи, их протест противсамодержавия. Эти же мысли близки и народу,боровшемуся за свое освобождение. Еще прижизни поэта его стихотворение становитсянародной песней. В 1824 году, уезжая из Одессы,Пушкин прощался с морем: “Прощай, свободнаястихия!” Главнаямысль стихотворения “К морю” — человек исвобода. Человек — это всякий мыслящий сынРоссии, ненавидящий рабство, а свобода —пока еще только море. Другой свободы не былона родине Пушкина. Для поэта начиналасьновая ссылка, Пушкин из Михайловского в 1825году решил самовольно отправиться вПетербург. Он собирался попасть к Рылееву 13декабря, однако вернулся с дороги. Онговорил друзьям: “Вероятно, я попал бы спрочими на Сенатскую площадь и не сидел бы свами, мои милые”. Стечением времени взгляды свои поэт не менял,желаемой свободы не чувствовал, тосковал подрузьям-декабристам. Несмотря напреследования, Пушкин сочувственноотносился к ссыльным декабристам,участвовал в проводах жен декабристов вСибирь и передал с ними свои стихи, срединих задушевное послание Пущину и стихи “ВСибирь”. Поэт призывает декабристов бытьстойкими, гордыми своим делом, непоказывать уныния и слабости перед врагом.“Дум высокое стремленье” — по мнениюПушкина, это благородные думы о свободе, осчастье народа. Поэт выражает утешение,сочувствие к ссыльным, но Пушкин верит, что“не пропадет ваш скорбный труд”, закоторый эти мужественные люди отдали своижизни, дело их продолжают другие борцы засвободу. “Придет желанная пора”, когдаРодина станет счастливой и свободной. Поэт— смелый человек, которого не смоглииспугать никакие притеснения и ссылки. Он,верный друг, добрый и отзывчивый, не забывалсвоих друзей в несчастье и до конца осталсяверен своим мыслям и взглядам. Поэтзавершает стихотворение уверенностью впобеде правого дела:
Оковытяжкие падут, Темницырухнут — и свобода Васпримет радостно у входа, Ибратья меч вам отдадут.
От имени декабристов Пушкину ответил Одоевский: Нашскорбный труд не пропадет: Изискры возгорится пламя. Своеотношение к 14 декабря 1825 года Пушкин такжевыразил в стихотворении “Арион”, которое написано по случаю годовщины гибели пятидекабристов, повешенных царем. Поэтприбегает к иносказанию, так как в периодниколаевской реакции открыто высказатьсвои мысли было нельзя. Именно рассказ очудесном спасении певца использовал Пушкин.В переносном смысле поэт изобразил своеучастие в движении декабристов. “Нас быломного на челне” — это указание на составдеятелей движения. У каждого из декабристовсвое дело: “…иные парус напрягали, другиедружно упирали вглубь мощны весла”. “Кормщикумный” — вероятно, это руководительдвижения Пестель. О себе поэт говорит: “А я— беспечной веры полн, — пловцам я пел…”,“Вихорь шумный”, гибель и кормщика, ипловца — это иносказательно разгромвосстания. Свое спасение Пушкин объясняетслучайностью: во время восстания оннаходился в ссылке:
Лишья, таинственный певец, Наберег выброшен грозою.
Всловах “таинственный певец” содержитсянамек на то, что среди современников стихипоэта распространялись тайно, часто дажебез подписи. Идеястихотворения заключается в знаменитыхсловах: “Я гимны прежние пою”, в нихвыражена верность Пушкина взглядам инастроениям декабристов. Он не отрекся отсвоих передовых убеждений. “Арион” быланонимно опубликован в литературной газетеДельвига. Значение стихотворения в том, чтов годы реакции Пушкин определяет свое местов борьбе за освобождение России. В первыегоды после возвращения из ссылки поэтсохранил иллюзии свободы творчества,которые, однако, скоро исчезли, так какгонения и придирки не прекращались. Эти егонастроения переданы в стихотворении “Предчувствие”:
Сноватучи надо мною Собралисяв вышине. Рокзавистливой бедою Угрожаетснова мне.
Кризис мировоззрения поэта
1923 год был годом кризиса взглядов и убеждений поэта. Любые революционные и освободительные течения не оправдывают его надежд и ожиданий, разочаровывая его. Вот почему свободолюбивая лирика Пушкина этих лет уже существенно изменилась. Первым произведением, отразившим новые взгляды поэта, было стихотворение «Свободы сеятель пустынный». В нем он обращается к народам, которые приспособились к условиям несвободы и рабства. Также в строках этого стихотворения проскальзывает новое понимание свободы, а именно — материальное. Он осознает, что век жесток, «мирные народы» довольствуются минимальными материальными благами, и это также угнетает его.
Подавление восстания декабристов также глубоко повлияло на Александра Сергеевича. Он был знаком лично со многими декабристами и пытался через свою поэзию поддержать их моральный дух и вселить в их сердца надежду. Можно понять, как изменилась лирика Пушкина, кратко пробежав по строкам тех нескольких стихотворений, которые были обращены к декабристам, отправленным в ссылку. Его стихотворение «Арион» — прототип восстания, в котором он подтверждает свои вольные взгляды. Он верит, что дела свободы победят и «оковы тяжкие падут».
Популярные сочинения
Зрелые годы
Свободолюбивая лирика Пушкина претерпевает переоценку ценностей в годы зрелости поэта. Образ вольности приобретает новые формы, а именно — предстает как свобода внутренняя, личная. Он отказывается от прежних революционных вольнодумских идеалов, предпочитая им покой и душевный мир. В 1834 году в стихотворении «Пора, мой друг, пора!» он пишет, что на земле нет счастья, но есть покой и воля. В 1836 году Александр Сергеевич пишет стихотворение «Из Пиндемонти», в котором снова ссылается на новое видение свободы, которая далека от внешних идеалов.
В том же году великий поэт пишет стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», в котором словно подвел итог всему своему творчеству. Это произведение считается его творческим завещанием: «Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал».