Что такое волонтерство pro bono
Нужно ли юристу работать бесплатно? В российском консалтинге набирает обороты мода на Pro bono – бесплатную юридическую помощь для нуждающихся. Как возник этот институт, зачем заниматься благотворительностью в сфере патентного права, каким образом юрфирмы организуют работу своих сотрудников на общественных началах и каковы препятствия на пути Pro bono в России – в материале «Право.ru».
Как и многие другие веяния, форма Pro bono берет свое начало в Америке, где частные юрфирмы начали бесплатно помогать бедным еще в конце XIX века. Такая форма благотворительности, как Pro bono (от лат. pro bono publico – «ради общественного блага»), набрала обороты в 60-х годах прошлого века и развивалась главным образом в англо-саксонском правовом мире. Американская ассоциация юристов рекомендует проводить за благотворительной работой не меньше 50 часов в год, а в Англии с 2002 года отмечается неделя Pro bono, которая поощряет и популяризирует бесплатную юридическую помощь. Сейчас этот институт приобретает глобальный характер, и Россия не осталась в стороне.
Хотя явление это и не совсем новое: юридическую помощь «по праву бедности» в России начали оказывать после судебной реформы 1864 года, а в Конституции СССР 1977 года появилось положение о том, что юридическая помощь в определенных случаях бесплатна. Эта норма перекочевала и в современную Конституцию. Сейчас государство поддерживает уголовное представительство «по назначению», а также консультативную работу ведомств и нескольких юридических центров. Правда, получить в них помощь могут только определенные категории граждан (инвалиды, официально малоимущие) и по очень ограниченному кругу вопросов.
При некоторых ВУЗах на общественных началах принимают студенты. А многие небольшие фирмы или отдельные адвокаты под видом бесплатных юрконсультаций пытаются привлечь новых клиентов: специалист, конечно, выслушает и что-то ответит, но, скорее всего, ответ будет неполный. Ведь в большинстве случаев для полноценного консультирования недостаточно выслушать клиента, необходимо ознакомиться с документами, основательно изучить ситуацию. Это требует гораздо больших усилий, чем те краткие поверхностные ответы, которые дают на «бесплатных консультациях».
Выгода заниматься благотворительностью
Государство должно обеспечивать минимальный стандарт юридической помощи, считает Дмитрий Шабельников, директор российского филиала института «Право общественных интересов» (PILnet), который развивает Pro bono в России. Вместе с тем, частная благотворительность необходима во всех странах, даже социально благополучных, уверен Шабельников: «Всегда есть люди, которые формально не имеют права на субсидируемую помощь, но не могут заплатить юристу по рыночной ставке. Кроме того, в поддержке нуждаются некоммерческие организации. У них чаще всего нет бюджета на юристов, а в нашей стране их деятельность очень зарегулирована».
Похоже, Pro bono – это новая мода в России, которая только набирает обороты. По выражению Тимофея Ермака, старшего партнера АБ «Юрлов и партнеры», «становится модным быть социально ориентированным». Это веяние касается не только юридического сообщества, но и бизнеса в целом, уточняет Шабельников. Он утверждает, что консалтинг сейчас гораздо чаще интересуется Pro bono, чем пять лет назад. Это показатель того, что некоторые юристы стремятся не только зарабатывать деньги, но и хотят внести посильный вклад в формирование правового государства, уверен Ермак. Но, конечно, в Pro Bono идут не только из альтруистических побуждений. В бюро «Юрлов и партнеры» сочли, что работа на общественных началах помогает получить опыт и дает возможность обучить молодых сотрудников, работающих вместе с наставником, рассказывает Ермак. По его словам, такая благотворительность улучшает имидж фирмы, делает ее более конкурентоспособной и привлекает новых клиентов. «Корпорация, выбирая юрфирму, смотрит на ее достижения в сфере социальной ответственности, и зачастую это значит именно Pro bono, – подтвеждает Шабельников. – Я доподлинно знаю об одном таком случае в России».
Как организована благотворительная работа – зависит от юркомпании. Большие международные фирмы обычно имеют специальный регламент, рассказывает Шабельников. Считается, что качество работы по «бесплатным» делам должно быть такое же, как и по обычным, поэтому действуют общие правила по учету рабочего времени, проверке младших сотрудников старшими, заключению договора и так далее. Шабельников не знает ни одной юрфирмы, которая бы заставляла сотрудников работать Pro bono. Точно так же сама фирма решает, кому и в каком объеме помогать. Труд юриста, как правило, оплачивается в привычном размере, потому что Pro bono – это социальная ответственность компании, а не ее работников, подчеркивает Шабельников. Замдиректора агентства защиты интеллектуальных прав «ИНКО» Лилия Рыльская рассказала, что за бесплатную работу агентство перечисляет обычную зарплату. А «Юрлов и партнеры», по словам Ермака, ничего не платит, но поощряет другими способами: выдает дипломы и благодарственные письма и учитывает участие в бесплатных проектах при карьерном продвижении или ежегодной оценке сотрудника.
Догнать и помочь
Наиболее часто бесплатно помогают малоимущим или некоммерческим организациям. Консалтингу, который обслуживает бизнес, привычнее помогать юридическим лицам. По словам Шабельникова, НКО часто недооценивают возможности юристов, готовых им помочь. Он рассказывает, как один фонд, защищающий права детей-сирот, пригласили принять участие в разработке новых санитарных норм для учреждений, где живут такие дети. У этой организации были предложения, но она не могла сформулировать их в виде, подходящем для работы над законопроектом. Этим занялись юристы фирмы Latham & Watkins, и в итоге многие предложения фонда были приняты, рассказывает Шабельников.
Pro bono можно заниматься даже в сфере интеллектуальной собственности, как показывает пример агентства «ИНКО». Оно занимается подготовкой документов для регистрации патентов на методические пособия для слепых и слабовидящих детей, рассказывает Рыльская. АБ «Юрлов и партнеры» готовит правовые заключения для бизнес-омбудсмена Бориса Титова, который занимается защитой прав предпринимателей. Словом, поле для работы шире и возможностей больше, чем может показаться на первый взгляд.
Pro bono и адвокаты
Оказывают ли адвокаты бесплатную помощь – такой вопрос им задали социологи из Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге и Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ, проводившие исследование адвокатского сообщества (см. «Мужчина, 43 года, образование высшее: социологи нарисовали портрет российского адвоката»). Почти половина адвокатов заявила, что оказывает помощь бесплатно, и лишь четверть сообщила, что никогда бесплатно не работала.
Правда, под бесплатной юридической помощью 59 % респондентов понимали работу в качестве адвоката по назначению (ст. 51 УПК), 57 % – советы и консультации друзьям и знакомым и 37 % – участие в региональных программах бесплатной помощи. Работа по назначению по уголовным делам, очевидно, не может считаться благотворительностью, поскольку оплачивается государством. Однако размер оплаты символический, и, видимо, именно поэтому больше половины адвокатов уверены, что по 51-ой статье работают фактически бесплатно.
Адвокаты меньше думают о своей социальной ответственности, нежели юрфирмы, считает Шабельников. По его словам, хоть адвокаты и оказывают бесплатную помощь, но им не хватает признания и мотивации со стороны адвокатского сообщества, особенно в регионах. Кроме того, пока не хватает информации и помощи в организации работы. В Европе и Азии этим обычно занимаются на профильных форумах, через несколько месяцев первый форум пройдет и в России.
Что потом?
Шабельников выделяет два фактора, которые поддерживают Pro bono в Америке: во-первых, развитость юридического сообщества, во-вторых, признание. Например, в профессиональном рейтинге журнала The American lawyer учитывается работа на общественных началах. Шабельников обращает внимание на еще одно важное отличие: в США юристы работают главным образом в компаниях, а в России, за исключением крупных городов, адвокаты в основном ведут практику самостоятельно, даже если входят в состав адвокатских образований. «У адвоката гораздо меньше свободного времени, чем у юрфирмы, которая может организовывать благотворительную работу, не подвергая опасности свою практику, приносящую доход», – говорит Шабельников. Но все же, по его убеждению, пока в России больше всего не хватает мотивации и общественного (в первую очередь – профессионального) признания Pro bono.
Помощь профессионала: как стать pro bono волонтером
методолог платформы todogood
Когда люди говорят о волонтерстве, часто подразумевают добровольную помощь кому-либо в виде труда, не требующего специальной подготовки или квалификации. Но есть еще одна форма поддержки — это pro bono активности, или интеллектуальное волонтерство. Оно заключается в том, что специалисты делятся с НКО своими знаниями.
В России есть несколько организаций, которые помогают НКО и бизнесу найти друг друга. Что такое интеллектуальное волонтерство и как стать одним из его участников, рассказывает Альбина Ермолкевич — методолог платформы todogood, которая с 2016 года позволяет профессионалам решать задачи социального сектора.
О pro bono и почему оно интересно бизнесу
НКО — это такой тип объединений, где задач много, но не всегда хватает сил и денег на привлечение нужных специалистов. Например, юристов, маркетологов, специалистов PR и HR-сфер, профессионалов фандрайзинга и проектного консалтинга. С другой стороны, многие состоявшиеся в своем деле эксперты этих направлений хотят и могут помогать.
Интеллектуальное волонтерство — это помощь кому-либо своими знаниями и навыками. Например, маркетолог крупной компании может помочь благотворительному фонду разработать стратегию продвижения и закрыть конкретную потребность НКО. Форма такой активности давно известна и практикуется в Европе и США.
Например, на своей основной работе в «Росатоме» я занимаюсь проектированием образовательных программ. Четыре года назад приняла участие в хакатоне, который организовала платформа todogood. Нужно было придумать фандрайзинговую стратегию для благотворительного проекта.
Спустя некоторое время вновь приняла участие в команде платформы, но уже в качестве тим-лида — человека, который курирует решение кейса для НКО на протяжении всей работы над ним. Сейчас я разрабатываю образовательные тренинги для Проектной школы платформы.
Когда меня спрашивают, зачем мне, представителю бизнеса, нужна эта дополнительная активность — отвечаю, что она дает возможность раскрыть свои профессиональные таланты в новых аспектах. Работая на благотворительных проектах, сотрудник любой организации растет и в личном плане, и в профессиональном.
Ещё интеллектуальное волонтерство — это хороший вариант тимбилдинга для команд из бизнеса, возможность провести оценку коллектива и прокачать недостающие навыки у сотрудников.
Приведу пример подобного сотрудничества с волонтерами из Johnson&Johnson, которые занимались разработкой коммуникационной стратегии для фонда «Орби». По словам Юлии Марковой, управляющего директора сектора медицинских изделий и оборудования Johnson & Johnson по России и СНГ, участие в проекте позволило решить ряд HR-задач по мотивации персонала к работе в коллективе и созданию диверсифицированных команд, объединяющихся для помощи сторонней организации.
Кто занимается интеллектуальным волонтерством
В России направление pro bono пока только развивается. Как показывает практика нашей Проектной школы, интеллектуальное волонтерство интересно не только НКО, но и отечественному бизнесу. Например, в первом потоке школы, которая представляет двухмесячный курс сессий по решению реальных задач НКО, участвуют команды из таких компаний, как «Яндекс», ВТБ и IBM.
Помимо нашей существуют и другие площадки. Например, Pro Charity и «IT-волонтер». Pro Charity создана фондом «Друзья» в партнерстве с Mastercard. НКО регистрируются на платформе и получают помощь в сферах IT, дизайна, маркетинга, фандрайзинга, стратегического консалтинга от индивидуальных волонтеров.
Платформа «IT-волонтер» — часть проекта «Теплицы социальных технологий». Здесь некоммерческие организации могут найти IT-специалистов для решения своих задач. На кейс НКО может откликнуться любой из зарегистрированных волонтеров. Потом благотворительная организация выбирает исполнителя, который по итогу работы получает отзыв, формирующий специальный рейтинг.
Что касается todogood, то здесь акцент делается на командной работе волонтеров. Платформа проводит отбор задач НКО, затем собирает команду волонтеров в несколько этапов с заполнением анкет и собеседований, а затем стартует решение кейсов. Помощь для НКО бывает при поддержке грантов или платформа берет инфраструктурный взнос.
В последние годы интерес к pro bono проявляют и сами компании. Но здесь возникают организационные трудности: нет выстроенных коммуникаций между корпорациями и НКО. Также внутри самих компаний необходимо организовывать некую внутреннюю инфраструктуру для реализации идеи. Поэтому платформы пока что остаются более удобным вариантом для бизнеса и для тех, кому нужна помощь.
Как стать интеллектуальным волонтером
Тем, кто хочет стать интеллектуальным волонтером, я бы посоветовала сделать эти несколько шагов:
Специалист помогает НКО знаниями и получает ценный профессиональный, карьерный багаж. По итогам работы платформы за прошлый год, наше комьюнити выросло на 49% по сравнению с тем, что было ранее. А число НКО, повторно обратившихся за помощью, составляет порядка 30%.
Сейчас количество pro bono волонтеров, работающих с платформой, насчитывает более 1200 человек. С 2016 года командам удалось реализовать более 100 проектов для 80 НКО, социальных предпринимателей и бюджетных учреждений.
Электронный журнал о благотворительности
Филантроп
Безвозмездно, но не даром: когда и как обращаться к специалистам pro bono
К pro bono — оказанию профессиональной помощи НКО на безвозмездной основе — в секторе относятся неоднозначно. Кто-то не доверяет качеству услуг pro bono специалистов, а кто-то наоборот — в любом непростом случае рассчитывает на их поддержку. Светлана Горбачева, консультант по развитию НКО, директор по стратегическому развитию БФ «АиФ. Доброе сердце», рассказала «Филантропу» об особенностях работы с pro bono специалистами и о том, как подготовиться к ней.
Что такое pro bono и точно ли это бесплатно?
Услуги pro bono НКО может получать в самых разных областях: коммуникации, маркетинг, аудит, IT, стратегия, планирование, исследования и операционные процессы. И у такой помощи есть неоспоримые преимущества. Во-первых, некоммерческие организации получают доступ к ресурсам, которых обычно у них нет. Во-вторых, привлечение внешнего эксперта, не из третьего сектора — это возможность взглянуть на себя со стороны. В-третьих, pro bono — это инструмент для того, чтобы построить отношения с компанией-партнером, наладить контакты с ее сотрудниками, которые в будущем могут стать вашими амбассадорами.
Внешний консультант по-новому может посмотреть на вашу деятельность и какие пути развития открыть. Например, в моей практике был такой случай: фонд проделал большую фандрайзинговую работу, привлекал довольно серьезные социальные инвестиции, но при этом считал себя недостаточно большим и влиятельным. При подробном анализе выяснилось, что часто финансирование не проходило непосредственно через НКО, вместо этого доноры напрямую оплачивали расходы или покупали дорогостоящее оборудование медицинским клиникам — партнерам фонда. В результате руководитель принял решения пересмотреть принципы работы с медицинскими учреждениями и внести изменения в действующую благотворительную программу для того, чтобы иметь возможность помогать более системно.
Но не все бесплатное на самом деле бесплатно. И при работе с pro bono надо быть готовым к определенным тратам:
Человекочасы. Сотрудничество со сторонним специалистом требует серьезных временных ресурсов. Нужно быть готовым вкладываться и трудиться порой и в нерабочее время, совмещая общение с pro bono консультантом и выполнение текущих задач.
Деньги. На некоторых pro bono платформах вас попросят оплатить взнос. Если вы сотрудничаете напрямую с компанией, то вы не должны будете ничего платить им за их услуги, но вас тоже ждут определенные траты. Например, если это информационная кампания, вам надо будет оплатить производство фото и видео.
Как подготовиться к работе с pro bono и что сделать, чтобы проект состоялся?
Pro bono проект: тут важен план и подготовка. В НКО часто не учитывают это и совершают типичные ошибки: не рассчитывают ресурсы (люди, деньги, время), неверно составляют бриф команде, не планируют бюджет и недостаточно координируют работу, не следят за таймингом.
Чтобы избежать этих ошибок, заранее подготовьте нужные данные. От того, как у вас ведется мониторинг и аналитика, зависит успех проекта. Помните: специалисты будут обращаться к вам за разными данными, материалами, и надо будет вовремя предоставлять их. Обязательно назначайте ответственного человека — именно он будет заниматься координацией и четким соблюдением дедлайнов. А главное, решите для себя, к какому результату вы стремитесь. Цель необходимо прописать заранее и не отступать от нее, не подменять другой. Пропишите, какие конкретно результаты вас интересуют, каковы индикаторы успеха.
Pro bono дает возможность значительного рывка вперед, но необходимо помнить и о завершении проекта, успешном использовании его результатов потом.
Распишите как дорожную карту, что вы будете делать после завершения проекта. Важно продумать внедрение продукта: решите, как вы будете его использовать. У вас должен быть план дальнейших действий.
Не забывайте и про благодарность. По завершении проекта дайте обратную связь pro bono специалистам, замотивируйте их и дальше помогать НКО.
Когда лучше обращаться к платным консультантам, а когда к pro bono?
Важно не оставлять обращение к pro bono консультантам единственным вариантом и при необходимости обращаться к платным консультантам. Отталкивайтесь от актуальной задачи, оценивайте, что вам нужно и что приоритетнее сейчас.
Pro bono может обойтись дешевле, но такие проекты иногда делаются по остаточному принципу, и специалисты не уделяют НКО достаточно времени. Платный же консультант нацелен именно на выполнение поставленных вами задач и вашу пользу. Изначально с таким специалистом выстроены другие отношения: более четкие задачи, дедлайны и промежуточные реперные точки. Помимо мотивации у него есть и юридическая ответственность, прописанная в договоре. Учтите и тот факт, что за деньги вы можете нанять консультанта, у которого есть опыт работы с НКО или смежный опыт, pro bono же специалист может не обладать таким опытом. А значит, не всегда сможет верно оценить поставленную перед ним задачу.
К тому же часто pro bono консультанты хотят опробовать определенную идею или инструмент, и НКО выступает для них в роли тренировочной площадки. Это не плохо, просто нужно иметь это в виду и соблюдать четкое соответствие проекта вашим интересам. Если вы изначально нечетко понимаете свою цель, вы отойдете от нее в сторону выполнения задачи этой компании, воплощения их идеи.
Совмещайте несколько инструментов: и платные, и pro bono консультации. Когда вам нужно что-то узкоспециализированное, специфичное — лучше обращаться к платному консультанту, когда нечто более потоковое и не имеющее жестких дедлайнов — к pro bono. При этом к последним будьте достаточно требовательны, следите, чтобы проект был полезен для вас, достигались важные для вашей НКО цели.
Куда обратиться за pro bono помощью?
Если вы уже сотрудничаете с крупной компании, вы можете попросить их о pro bono поддержке. Другой вариант — начать с этой просьбы общение с новым потенциальным партнером. Среди компаний, которые часто сотрудничают с НКО на условиях pro bono: Delloitte, Билайн, IBM, BBDO Group и многие другие. Такая инициатива может быть в руках у КСО-менеджеров, могут поступать предложения и от HR или PR департамента.
У крупных компаний свой интерес в помощи НКО. В частности, их интересует повышение лояльности персонала от участия в социальных проектах. Ведь часто в подобных компаниях строгие брифы, а подобные проекты — возможность для свежих идей и креатива.
Pro bono помощь также открывает PR-возможности для коммерческих компаний, позволяет тестировать инновационные подходы, помогает сотрудникам профессионально вырасти, улучшает взаимодействие между ними, если это командный проект.
Другой вариант получения pro bono помощи — обращение к pro bono-хабам. Это посредники, которые помогают вам найти нужных специалистов. Например, платформа социальных изменений Todogood — вы платите организационный взнос, а сотрудники платформы собирают команду под ваш проект. А на ProCharity вы не платите взнос, самостоятельно формулируете задачу, оставляете заявку, и кто-то из волонтеров откликается. Сообщество «Пасека» придумано для взаимодействия с рекламными агентствами, решения задач, связанных с коммуникацией, PILnet — для оказания юридических услуги.
Преимущество работы с хабами в том, что они берут на себя структурообразующую функцию. То есть помогают вам на разных этапах, находят подходящих под вашу задачу специалистов. Иногда сотрудничество с pro bono-хабами выгоднее и удобнее, чем самостоятельный поиск экспертов-волонтеров.
Вебинар прошел при поддержке Фонда президентских грантов.
Из героев – в управленцы: что такое pro bono и почему не все НКО к нему готовы
Основатель платформы социальных изменений todogood Антон Степаненко – о том, почему сотрудникам НКО нужно становиться управленцами, а не героями.
Pro bono (от латинского pro bono publico — «ради общественного блага») — форма профессионального волонтерства, когда специалисты из разных областей бесплатно помогают некоммерческим организациям. Профессионалам это позволяет применить свои навыки на новом материале, поделиться опытом, НКО — получить квалифицированную помощь и стимул к дальнейшему развитию.
Платформа социальных изменений todogood задумывалась как место встречи представителей бизнеса и благотворительности, заинтересованных в услугах pro bono. Основатель платформы Антон Степаненко рассказал Агентству социальной информации, какие эксперты чаще других приходят помогать, в каких городах будут новые филиалы платформы и почему НКО не всегда готовы принять помощь профессионалов.
Когда в 2016 году вы начинали проект, о чьих интересах думали в первую очередь: экспертов или НКО?
В первую очередь мы хотели помочь. Я работал в консалтинговой компании, и у нас был подшефный детский дом. Одно время мы туда часто ездили: делали мастер-классы, потом придумали образовательную программу, наняли координатора, который подбирал педагогов и психологов для занятий с детьми-сиротами. Со временем я заметил, что все меньше людей ездит в детский дом постоянно.
Стало понятно: люди хотят участвовать в благотворительности, но брать на себя ответственность за человеческую жизнь готовы не все – все-таки это другая история.
Мы стали думать, как дать людям возможность помогать не конкретному ребенку, а организации, которая помогает детям. И поняли, что фокус внимания должен переместиться – с организации на эксперта. Именно вокруг него нужно создавать комфортную атмосферу. Тогда эксперты будут приходить, а проект, которому нужна помощь, мы подберем.
Для благотворительной организации «Ночлежка» эксперты платформы разработали концепцию корпоративного клуба доноров и предложения по позиционированию организации. Фото: pixabay.com
Со временем мы перешли от чисто альтруистической помощи социальным организациям к выстраиванию социально-образовательной платформы для эксперта. Именно таким образом можно привлечь необходимое число экспертов и создать им условия, в которых они захотят выкладываться полностью.
Зачем экспертам работать на НКО бесплатно?
Наши исследования показывают, что ключевая мотивация экспертов — самореализация. Они не просто делятся знаниями и выполняют отдельные задачи для НКО. Во-первых, во время работы над проектом они получают новый опыт. Во-вторых, мы не просим экспертов делать что-то с нуля, а даем им материалы, подготовленные в ходе подобных наших проектов. В-третьих, эксперты получают тусовку единомышленников. Многие потом приходят работать над другими проектами, посещают наши мероприятия, чтобы общаться и делиться опытом. Да, эксперты не получают за свою работу деньги, но они получают другие важные вещи.
Эксперты изначально приходят с желанием помогать конкретной организации или организации того или иного направления деятельности? Или уже в процессе определяются?
Редко бывает, чтобы человек пришел с конкретным посылом: «Я буду работать только с экологическими организациями». В основном люди приходят с открытым сердцем и желанием быть полезными, и уже потом они начинают склоняться к какому-то направлению.
Кто чаще всего приходит в качестве эксперта?
Есть три целевые группы. Ключевая аудитория, их больше всего, — молодые профессионалы до 30 лет с пятью-семью годами опыта работы. Они уже кое-чего достигли и проявили себя в профессиональной среде. Для них это возможность выдать собственный результат.
Другая аудитория — люди с небольшим опытом работы или вообще без него. У них меньше компетенции и опыта, поэтому к ним мы относимся осторожно. Все-таки нам важно, чтобы у каждого проекта был результат. Мы планируем внедрять новые форматы, в которых они будут максимально полезны.
Третья группа — представители топ-менеджмента компаний с огромным опытом, которых интересует благотворительность. В процентном соотношении их меньше всего, зато их работа дает наибольший эффект.
Чаще всего, судя по представленным на сайте примерам, эксперты разрабатывают для НКО стратегии. Почему?
Я – стратегический консультант, работаю в международной консалтинговой компании, и todogood мы выстраивали с точки зрения крупных стратегических проектов, просто потому, что сами хорошо в этом разбираемся.
Благодаря экспертам платформы у фонда «Старость в радость» появилась новая коммуникационная стратегия, в том числе годовой календарь мероприятий и приоритетные каналы коммуникации с целевой аудиторией. Фото: pixabay.com
Кто обращается к вам чаще — эксперты или некоммерческие организации?
В среднем на проекте работает от трех до пяти экспертов, то есть специалистов у нас в несколько раз больше, чем проектов. Но это, конечно, двухсторонний процесс: к нам обращаются и НКО, и эксперты.
Наша задача — правильно отобрать экспертов, создать команду, которая будет эффективно работать над предстоящим проектом. Нужно, чтобы у людей была подходящая компетенция, мотивация, чтобы люди в команде подходили друг другу. И в зависимости от запроса мы подбираем команду под заданный проект.
Во время работы над проектом мы всячески помогаем команде: нам важно достигнуть результата, чтобы в НКО появилось что-то новое и полезное, чего не было до проекта.
Бывало такое, что совместная работа экспертов и НКО не пошла и команду пришлось менять?
Замена команды — это часть процесса. В трех случаях из десяти мы дополняем либо меняем команду полностью. Это нормально: человек попробовал и понял, что не может работать над этим проектом. Нам нужно обеспечить ход работы и сделать так, чтобы результат был получен.
Проекты, которые мы ведем, связаны с изменениями внутри НКО. Но многие некоммерческие организации к таким изменениям не готовы. Бывает, эксперты говорят: «Ребята, мы поняли, что вы можете делать лучше. Вот как это надо делать. Откажитесь от трети ваших проектов. Сфокусируйтесь на основном. Возьмите финансирование оттуда и наймите двух новых человек в команду». Для экспертов, которые приходят из бизнеса, это совершенно нормальная постановка вопроса. Потому что это бизнес-подход.
Но для людей из НКО в семи случаях из десяти бизнес-решения сложно применимы, потому что работа в благотворительности – это их жизнь, страсть, подвиг во всех смыслах этого слова. Сейчас благотворительная отрасль — это отрасль героев, а не отрасль управленцев. И внедрение чего-то нового там – сложный процесс.
Это особенно характерно для небольших организаций. Вторая причина, по которой НКО могут быть не готовы к изменениям, – нехватка профессионализма и ресурсов. Поэтому, когда дело доходит до реальных действий, оказывается, что поменять что-либо организация не в состоянии.
Как с этим быть?
Мы стараемся выбирать те организации, в которых, по нашему мнению, таких проблем не будет. Иногда мы ошибаемся. Тогда проект заканчивается тоже хорошо: все сделали обещанное, сказали другу другу «спасибо», но к сожалению, мы понимаем, что результаты работы будут какое-то время лежать «на полке», прежде чем НКО вернется к ним, чтобы извлечь какую-то пользу для себя.
Вы чаще работаете с московскими организациями. А как дело обстоит с регионами?
Верно, московских организаций — большинство, около 30% наших кейсов. Мы надеемся открыть два хаба в регионах, предположительно в Нижнем Новгороде и Петербурге или в Казани.
Но можно работать с НКО и на расстоянии: проводить встречи по скайпу, периодически встречаясь лично. Иногда мы находим спонсоров, которые соглашаются дать деньги на командировки. Тогда у команды появляется возможность летать в регионы.
Какова локальная специфика региональных организаций?
Из очевидного — менее развитый конкурентный рынок социальный услуг по сравнению с Москвой. Здесь практически в любой области социальной поддержки есть несколько организаций, которые делают примерно одно и то же. Есть, конечно, и уникальные организации, но они чаще не московские, а межрегиональные.
В регионах, даже в крупных городах типа Новосибирска или Петербурга, часто встречаются уникальные в своем роде организации. Это, к сожалению, отражается на их эффективности и способности меняться. Это понятно: им не с кем себя сравнивать и кажется, что все хорошо, что причин для серьезных изменений нет.
Для фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» эксперты создали фандрайзинговую стратегию, подготовили материалы для коммуникации с корпоративными партнерами, разработали календарный план реализации стратегии и финансовый план ресурсов. Фото: pixabay.com
С кем, кроме НКО, вы еще работаете?
Со школами, музеями, социальными предпринимателями. Везде своя специфика.
Школа — очень закрытая система. Если благотворительная организация — система максимального доверия друг к другу, то школа — система максимального взаимного недоверия.
Часто там нет команды, которая осознает важность изменений. Каждый сам за себя, и это усложняет работу. Но экспертам из сферы бизнеса есть, что рассказать школам, там можно многое улучшить. Поэтому мы стараемся искать те школы, которые готовы с нами работать.
Как финансируется платформа todogood?
У нас есть административные расходы. Есть несколько постоянных сотрудников, которые занимаются сбором экспертов, ведением базы, организацией мероприятий, есть аренда офиса. На всё это требуется конкретная сумма.
Годовой бюджет мы собираем из нескольких источников. У нас нет спонсора, который бы просто дал какую-то сумму «на всё». Часть расходов мы просим покрыть НКО, которые с нами работают, – обычно это небольшой гонорар. Другую часть закрываем за счет грантов – президентский грант, грант мэра Москвы. На эти же деньги мы организуем проекты.
На сайте приведена ваша цитата: «Меня мотивируют смыслы, которые мы вместе создаем». Что это за смыслы?
Очень хочется, чтобы люди занимались тем, от чего у них горят глаза, к чему есть внутренняя страсть. В некоммерческом секторе почти все такие. Невысокие зарплаты и в целом все не просто, поэтому людей, которые попали сюда случайно, очень мало. В бизнесе – не совсем так. Там много разных людей, и далеко не все они на своем месте. Но нужно, чтобы они могли реализоваться. Todogood дает им такую возможность.
Для нас самая большая победа, когда у экспертов, которые участвовали в наших проектах, меняется жизнь: они идут работать в НКО или просто понимают, что в жизни можно и нужно что-то менять.
Это значит, что помимо помощи конкретной некоммерческой организации, мы создали новые смыслы и обогатили личный опыт конкретного человека.
Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.