Что такое воображение для ребенка
Все о развитии воображения у детей
Развитое воображение – это залог успешности ребёнка в будущем. Именно это качество помогает легко учиться, заниматься научными, творческими проектами, находить решение в сложных ситуациях. Богатое воображение формирует личность ребёнка, приобщает его к миру искусства и техники.
Однако эти качества не проявляются у детей спонтанно. Если не заниматься их развитием специально, то к 18 годам эти способности угаснут.
В этой статье были собраны эффективные упражнения и советы, которые помогут родителям дошколят и учащихся школ развивать у своих детей воображение и творческие способности.
Зачем работать с воображением в детском возрасте
Дважды два – четыре
Основа любого обучения – это воссоздающее воображение. Способность представлять в уме что-то, опираясь на словесное описание или схематическое изображение. Всё, что ребёнок когда-либо видел и запомнил, он может воспроизвести или представить снова.
Воссоздающее воображение – это «тропинка» к образам памяти. Чем лучше развита эта способность, тем быстрее человек запоминает и повторяет уже пройденный материал. Таблицу умножения, аксиомы и теории, исторические факты, разнообразные определения понятий и т.д.
Но прежде дети учатся воспроизводить звуки, интонацию, слова. Подражают взрослым в действиях, вырабатывая свою линию поведения. Чем богаче такой опыт, тем успешнее проходит процесс коммуникации и развитие опыта взаимодействия с другими людьми.
«Палка, палка, огуречек – вот и вышел человечек»
Функции воображения отвечают за возможности дошкольника логически обрабатывать новый материал, например, соединять различные части в единое целое. Собрать пазл или конструктор, определить систему признаков, по которым люди относятся к той или иной профессии и т.д.
Становление этого умения начинается на практике (например, во время игры в разноцветные кубики), в дальнейшем целиком переходит в область воображения и позволяет оперировать категориями, доступными только в теории (например, строение планеты Земля).
В конечном итоге воображение позволяет соединять элементы вместе по определенной логике, выделять какой-либо из них по одному или нескольким признакам, восстанавливать общую картину, домысливая недостающие элементы.
Ковер-самолёт, царевна-лягушка и мальчик с пальчик
Развитие воображения у детей в младшем школьном возрасте позволяет «жонглировать» различными свойствами известных предметов: соединять их, выделять лишнее, замещать, преувеличивать какое-то из них, упрощать и превращать в схемы и многое другое. В конечном итоге получится новый предмет или модернизируется старый.
Это умение позволяет перенести из области практики в теорию какие-либо действия и проанализировать возможный результат. К примеру, сделать вывод о том, что чай станет невкусным, если добавить в него соли.
Все возможности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста служат его успешному развитию, социализации и приобретению полезных умений и навыков. В конечном итоге дарят возможность преобразовывать окружающий мир под свои запросы, когда из роли подчиненного человек переходит в ранг творца и управляющего.
Развитие воображения у детей дошкольного возраста
Многие родители удивляются вещам, которые их ребёнок нафантазировал: играм, сюжетам рисунков, страхам, каким-то несуществующим событиям из жизни. Всё дело в том, что взрослые уже утратили значительную часть возможностей своей фантазии, а воображение у детей начинает развиваться довольно рано и занимает большую часть его познавательной активности.
Развитие воображения у детей младшего школьного возраста тесно связано с изобразительным искусством. Воссоздавая уже знакомые образы, ребёнок может преобразовывать их в соответствии со своим видением мира, получая новые темы.
Развитие воображения находится в тесной связи с желанием дошкольников попробовать новые виды деятельности. Родители могут воспользоваться этим, создав необходимые условия для стимулирования ребёнка к занятиям: подготовить разнообразные виды бумаги (гофрированная, крепированная, бархатная, с блёстками, для акварели, пергамент и т.д.), организовать рабочее пространство (стол, стул, двухстороннее освещение, набор канцелярских инструментов, салфетки для рук) и т.п.
Развитие воображения в дошкольном возрасте проходит несколько этапов:
Упражнения на развитие воображения у дошкольников
На вопрос, как развить воображение у ребенка, можно ответить: занятия с ребёнком варьируются в зависимости от личных семейных предпочтений: можно посещать специальные развивающие школы или организовать их дома. Во втором случае прекрасно подойдут следующие упражнения:
Развитие воображения в младшем школьном возрасте
Как и развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста процесс развития фантазии и творческих возможностей для школьников должен способствовать позитивному личностному развитию, быть разнообразными и направленными на изучение социального устройства и познание окружающего мира.
Все занятия по-прежнему носят игровой характер, но уже другого уровня сложности. Важно включить в занятия элементы самоконтроля, приобщать к различным видам деятельности. Чем больше чадо сможет выполнить самостоятельно, тем лучше.
Как правило, родители и школа начинают предъявлять детям серьезные требования сразу поле получения нового статуса, «первоклассник». Невольно проходит сравнение возможностей и достижений детей. Родителям следует хвалить результаты труда ребёнка («мне нравится то, что у тебя получилось», «я рад, что сегодня у тебя получилось быстрее», «я люблю, когда ты так делаешь» и т.д.).
Сравнение с тем, что получилось у других детей, лучше исключить: нужно следить за тем, как развивается малыш и сравнивать только с результатами, которые он получал раньше («я рад, что сегодня ты сделал это сам, без помощи взрослых», «мне очень нравится твой рисунок, все линии в нём аккуратные и он очень яркий»).
Для развития воображения на занятиях свободным прикладным творчеством у младших школьников важно избегать готовых шаблонов («так правильно, а так – нет»), уместнее будут формулировки: «чтобы сделать, чтобы получилось немного аккуратнее?», «хочу посоветоваться с тобой, что придумать, чтобы…». Когда важно обучить ребёнка какому-то приёму или технике, следует оговорить это: «сейчас я помогу тебе научиться делать … здесь есть определённые правила, которым нужно следовать».
Обсуждение задачи перед занятием позволяет оградить свободное творчество от критики, если родители и ребёнок не договорились заранее, что они делают: учатся аккуратно выполнять прописи (позиция мамы) или рисуют разнообразные причудливые каракульки (мнение чада).
В этот период важна поддержка родителей в изучении нового материала по учебным предметам, но при этом нельзя отодвигать на второй план занятия творчеством, поскольку в школьной программе им уделяется всего 1-2 урока.
Познавательная активность ребёнка в этот период должна носить исследовательский характер, чтобы школьник самостоятельно находил материалы, которые ему нужны для обучения. Следует предлагать открытые задачи для решения, ребусы, прохождение лабиринтов и т.д.
Для становления отношения ребёнка к изменившимся условиям жизни (включение школы), самому себе, важно позитивное отношение родителей, совместные занятия, прогулки в выходные, путешествия. Необходимо включение игрового момента в тех занятиях, где это возможно. Все это развивает и создает благоприятную почву для развития воображения.
Негативным влиянием в этом плане будут требования школы и родителей «учиться хорошо» (ты должен, посмотри, а этот мальчик учится хорошо и т.д.) без обращения внимания на потребности самого ребёнка.
Упражнения для развития воображения у младших школьников
Поскольку ребёнок в этом возрасте уже умеет (или учится) писать и читать, эти возможности следует активно использовать. Вот несколько примеров упражнений, которые можно использовать на занятиях:
Как развивать воображение у подростка
Задача воображения в этом возрасте – служить своему обладателю для прогрессивного саморазвития. Способности, над которыми ребёнок работал в предыдущие периоды, сейчас помогают ему отлично учиться, легко справляться с поставленными задачами. И, напротив, если воображение и творчество в детском возрасте не развивалось специально, то старший школьник будет испытывать трудности в обучении и дальнейшей социализации.
В этот период школьник должен быть нацелен на активное овладение различными направлениями прикладной деятельности. Здесь воплощаются и развиваются все творческие способности, какими он обладает. Шитье, вышивание, конструирование, кулинария, разнообразные домашние дела, ремонт – это только примерный перечень того, что можно освоить в подростковом возрасте.
«Врагом» в этот период станет пассивность, бездеятельная мечтательность, замена реальной жизни воображаемой. Помочь справиться с ними может обучение целеполаганию, ведение дневника, самостоятельность, дополнительная занятость в кружках и секциях.
Проектные и исследовательские задания в школе построены на возможностях воображения и творческих способностях. Если ребёнок с трудом справляется с ними, значит, родителям необходимо помочь восполнить эти пробелы. Здесь пригодятся следующие упражнения:
Современная жизнь диктует определенные требования к подрастающему поколению. К 18 годам должна сформироваться разносторонняя творческая личность, активно участвующая в общественных отношениях.
Человек должен иметь богатый опыт прикладной деятельности, развитые интеллектуальные способности. Успешное формирование этих качеств напрямую связано с той работой, которая была произведена ранее ребёнком для развития воображения.
Что такое воображение?
Эти определения взяты из разных источников, но все они говорят о создании новых образов на основе уже имеющихся представлений впечатлений, знаний и т. д. Причем выделить в ситуации момент, когда проявляется только воображение и не проявляется, допустим, память или мышление невозможно,потому что психические процессы про те кают одновременно: в каждое мгновение более десятка миллиардов нервных клеток человеческого мозга создают единую симфонию» его психической жизни.
Поскольку воображение является функцией коры больших полушарий головного мозга, то следует сразу сказать о влиянии воображения на работу многих систем человеческого организма. Некоторые наблюдения над людьми, отличающимися богатым воображением и впечатлительностью, дают интересные факты о влиянии воображенияна протекание физиологических процессов:
Слово авторитетного человека, неосторожного врача может быть причиной нервных расстройств или даже серьезных заболеваний. Сюда также может быть отнесен и педагогический бестактный, неправильный поступок учителя, воспитателя.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Воображение и мышление, возникая в чувственном познании, помо-гают ребенку оторваться» от конкретной ситуации, взглянуть на проблему с разных точек зрения, и в тех случаях, когда мышление бессильно, ему на помощь приходит воображение. Оно помогает ребенку восполнить тот пробел знаний, который не позволяет ему решить задачу с помощью мышления.
Говоря об особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста, особенно хочется подчеркнуть, что ребенок не терпит грубого вмешательства в свои фантазии. Взрослые должны быть осторожны, чтобы ненароком не разрушить хрупкий волшебный мир, созданный малышом в своем воображении.
Фантазии ребенка следует отличать от детской лжи. Фантазирование
У старшего дошкольника в отличие от младшего, мышление направ-ляет работу воображения. Если младший дошкольник непроизвольно ис-кажает признаки и функции объектов из-за недостатка знаний, не сфор-мированной критичности мышления, то старший дошкольник намеренно заменяет реальность вымыслом, т. е. воображение приобретает элементы произвольности. В этом отношении весьма показательны так называемые перевертыши, к которым испытывают тяготение все дети.Четырехлетняя девочка поет: «дам кусок молока и кувшин пирога» (из Чуковского). Перевертыши есть продукт воображения детей, конструируемый, как и другие образы фантазии, с помощью перестановки привычных элементов для достижения эмоционального комического аффекта. Важно, что рядом с этим заведомым искажением действительности существует, как эталон, правильное представление о мире, опровергающее эти нелепицы, и тем самым еще более утверждающиеся.
В старшем дошкольном возрасте с помощью слова и благодаря воображению ребенок уже умеет планировать сбою деятельность, появляется замысел, достижение цели, результата вызывает значительные трудности, а спланированная с помощью речи деятельность становится более успешной. Планирующая функция речи обеспечивает планирующую функцию воображения, а включение в процесс воображения слова делает его осознанным и произвольным.
Воображение обеспечивает способность взглянуть на ситуацию со стороны другого человека, умение поставить себя на его место, понять его мысли и чувства. А это приводит к тому, что дошкольник уже может предвидеть развитие ситуации, ее продолжение. При этом ребенок учится не только сочувствовать другому, но и помогать ему.
В жизни существует множество правил поведения, которые надо не-укоснительно выполнять. Многие из них достаточно абстрактны и поэтому трудны для понимания ребенка, а к развернутым логическим объяснениям малыш еще не привык. И вот тут на помощь приходит воображение, яркая наглядная динамичная картина,ситуация:
Прошу вас, не надо съезжать по перилам!
Вы можете в зубы попасть крокодилам!
Они притаились на каждой площадке,
И всех, кто съезжает, хватают за пятки!
И тащат на дно африканского Нила.
Прошу вас, не надо съезжать по перилам! (Е. Токмакова)
Но тут сразу же следует оговорится, что необходимо соблюдать разумные пределы вымысла, не запугивая ребенка, не вызывая у него страх.
Субботский Е. Б. Ребенок открывает мир. й. : Просвещение, 1991 Никитин Б. П. Ступеньки творчества, к. : Просвещение, 1990 Полунина Б. Н. Искусство и дети. М. : Просвещение, 1962
Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника. Хрестоматия по детской психологии. М. Институт практ. психологии, 1996.
Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А.знакомим малышей с окружающим миром: М. :Просвещение: Учебная литература, 1997.
Эйнон Д.Творческая игра: От рождения до 10 лет. М. : Педагогика-Пресс, 1995.
Общая и экспериментальная психология Познавательные психические процессыПознавательная деятельность – это деятельность, связанная по созданию обобщенного образа окружающего.
«Воображение: что это такое?» (консультация для родителей) Воображение – это присущая только человеку возможность создания новых образов путем переработки предшествующего опыта. Воображение является.
Развитие воображения у дошкольников
«Все мы родом из детства»
Современных родителей, как правило,интересуют два основных вопроса: физическое здоровье ребенка и степень его интеллектуального развития. Но при этом многие из нас забывают о воображении. Но оно необходимо не только для общего развития малыша, но и для подготовки к обучению. Поэтому развитие воображения у детей дошкольного возраста крайне важно.
Воображение — способность человека к спонтанному созданию или преднамеренному построению образов, представлений, идей объектов, которые в пережитом опыте воображающего в целостном виде ранее не воспринимались или же вообще не могут быть восприняты посредством органов чувств (как, например, события истории, предполагаемого будущего, явления не воспринимаемого или не существующего мира, такие, как сверхъестественные персонажи сказок, мифов и пр.). Эта способность человека создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими, играет важную роль в таких психических процессах, как моделирование, планирование, творчество, игра, память, мышление. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах», является воображением. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны. Например, при моделировании абстрактных процессов и объектов. (Википедия)
Фантазирование неразрывно связано с бурными эмоциями. Особенно важно это для развития ребенка дошкольного возраста, основным способом познания которого является игра.
Во-первых, игровая деятельность фактически основана на работе воображения.
Во-вторых, в игре для ребенка не будет никакого смысла, если она не даст ему ярких эмоций.
Творческое мышление, служащее основой для раскрытия творческих способностей, также основано на ярких эмоциональных моментах. Ведь именно впечатления и эмоции в первую очередь находят свое воплощение в тех или иных образах.
Соответственно, чем богаче эмоциональная палитра ребенка, тем активнее развивается его воображение. При этом воображение помогает развивать культуру чувств.
Почему так важно уделять внимание развитию творческого воображения уже в раннем детстве?
1. Способствует развитию речи, чувств ребенка.
2. Являясь непременным спутником всех игр, позволяет в доступной форме обучать детей, развивать их интеллект.
3. Помогает развивать мышление, давая возможность пользоваться мысленными образами при решении поставленных задач.
4. Стабилизирует психоэмоциональное состояние, давая выход эмоциям в продуктах творчества.
5. Учит выполнять действия мысленно, только посредством образов.
6. Позволяет программировать свою деятельность.
7. Позволяет лучше управлять эмоциями, вниманием, памятью.
8. Способствует планированию будущего посредством постановки целей и осмысления путей достижения мечты.
9. Помогает ребенку раскрыть свои таланты и самореализоваться
Поскольку здоровая фантазия важна для гармоничного развития ребенка, взрослые должны помочь это воображение развивать правильно. Есть несколько действенных приемов. Они основаны на развитии творческих способностей ребенка, а также его мыслительной деятельности.Это:
1. Занятия прикладной деятельностью,
2. Занятия литературой,
3. Дидактические игры,
4. Развитие кругозора,
5. Развитие тактильных способностей,
6. Занятия искусством, музыкой, танцами.
Для развития воображения в детском возрасте необходимо постоянно создавать условия, то есть вовлекать ребенка в ситуации,когда ему надо что-то представить себе: предмет, персонаж, ситуацию, действие. Для этого очень важно создавать развивающую среду.
Особенности развития воображения в дошкольном возрасте.
Психологи выделяют три этапа развития воображения у детей, которые детально раскрыты в работах О. М. Дьяченко.
Первый относится к 2,5-3 годам. Он носит непроизвольный характер, то есть образы возникают независимо от желания малыша.
Второй этап –это возраст 4-5 лет. Воображение постепенно становится произвольным. Познавательное воображение ребенка связано с бурным развитием в этом возрасте ролевой игры, рисования, конструирования. Оно носит воспроизводящий характер, так как ребенок нацелен на следование образцам. К этому возрасту в процесс воображения включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет их, видит результат и затем планирует следующий шаг.
Третий этап в развитии воображения – возраст 6-7 лет. Именно в этом возрасте начинают обычно существовать выдуманные миры с воображаемыми друзьями и врагами. Творчество ребенка носит проективный характер, символизирует устойчивые переживания. А это означает переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, которое необходимо для начала обучения в общеобразовательной школе.
Таким образом развитие воображения очень важно для ребенка. Это один из рычагов, с помощью которых маленький человек учиться взаимодействовать с миром.
«Поэтический сюрприз». Развитие у детей стихотворной речи, воображения, фантазии, юмора. Создание установки на стихотворчество Цель: создание установки на стихотворчество (сочинение стихов методом буриме); развитие стихотворной речи, воображения, фантазии, юмора.
«Развитие математических способностей у дошкольников» Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный.
Фантазия — двигатель прогресса, или Развитие воображения у детей дошкольного возраста Воображение- способность человека придумать что-то новое на основе своего прошлого опыта. В детском возрасте чаще всего проявляется как.
Консультация для педагогов «Развитие воображения посредством театрализованной игры» Театрализованная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Выготский.
Консультация «Развитие творческого воображения в театрализованной деятельности» Человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации. Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом.
Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования» Отчет по самообразованию » Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста через нетрадмционные техники рисования».
Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду в зимний период.
Развитие воображения у старших дошкольников через лепку предметов Формирование творческой личности одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться.
Рекомендации родителям «Как развитие детского воображения может помочь вашему ребенку в будущем» Детское воображение. А как детское воображение может помочь вашему малышу в будущем? Развитие воображения у детей.
Статья «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников» НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Доронина Н. А. муниципальное бюджетное дошкольное.