Что такое вопрос в логике
Логика вопросов и ответов
Вопрос— это форма мысли, посредством которой уточняется или дополняется исходное знание об объекте познавательного интереса.
Другими словами, вопрос – это требование отыскать ответ, представляющий собой истинное суждение. Сам вопрос не выражает суждения в силу того, что содержит ожидание подтверждения или отрицания и не содержит ни истины, ни лжи.
Правильно поставленный вопрос должен быть осмысленным, для этого он должен включать два явно выраженных словами элемента: 1) то, что известно (предпосылка вопроса); 2) то, что неизвестно и требуется узнать. Это составляет структуру любого осмысленного вопроса. С осмысленностью вопроса необходимо связаны его разрешимость(возможность получения искомого ответа в принципе, в информационных условиях имеющейся познавательной ситуации) и неаналитичность(отсутствие ответа или намёка на ответ в самом вопросе, в его предпосылке).
Виды вопросов
1. Вопрос может выражать требование найти все истинные ответы или только один из многих или несколько ответов. В зависимости от этого вопросы по форме бывают сильные и слабые.
Сильный вопрос характеризуется максимальной полнотой требования к ответу. Слабыйвопрос характеризуется недостаточной полнотой требований к ответу. Вопросы, которые имеют единственный ответ, называются всегда сильными вопросами.
2. По познавательной функции вопросы подразделяются на:
а) уточняющие («ли–вопросы»),направленные на выявление истинности выраженных в них суждений-предпосылок;
б)восполняющие («что–вопросы»),направленные на выявление новых свойств у исследуемых явлений.
3. По составу вопросы делятся на:
а) простые – не включающие в качестве составных частей другие вопросы;
б) сложные– включающие в качестве составных частей другие вопросы, объединённые логическими связками. В зависимости от типов логической связки сложные вопросы бывают дизъюнктивные, конъюнктивные, условные и смешанные.
4. Различают вопросы по отношению к обсуждаемой теме:
а)релевантные вопросы–вопросы по существу, они имеют предпосылки, связанные с обсуждаемой темой;
б) нерелевантные вопросы – вопросы не по существу темы имеют посылки, не связанные с обсуждаемой темой.
5. В зависимости от логического качества, вопросы делятся на:
а)корректные – осмысленные (предпосылка выражает истинное знание), разрешимые, информационно значимые;
б) некорректные – аналитичные или с ложной предпосылкой или неразрешимые или неопределенные (неточные, неясно сформулированные).
Если вопрос намеренно формулируется не корректно, то он называется провокационным или улавливающим.
Риторический вопрос не является вопросом в собственном смысле, является суждением, высказанным с использованием фигуры речи в форме вопроса.
Любой вопрос требует ответа (кроме риторического). Вместе с вопросом ответ формирует поле общения и является необходимой частью познавательного процесса.
Виды ответов
Ответ – новое суждение, уточняющее или дополняющее прежнее знание в соответствии с поставленным вопросом.
1. Истинные и ложные ответы. Ответ является истинным, если выраженное в нём суждение соответствует действительности. Ответ является ложным, если суждение, выраженное в нём, не соответствует действительности.
При этом информационная значимость ответа для спрашивающего и отвечающего может оцениваться по-разному, в силу различного уровня образования и информированности, но это уже внелогический фактор коммуникации.
2. По области поиска ответы делятся на:
а) прямые – берутся непосредственно из области поиска ответа, при их формулировке не прибегают к дополнительным сведениям и рассуждениям;
б) косвенные– ответы, получаемые из более широкой области, нежели область поиска ответа, требующие дополнительных рассуждений и вычислений.
3. По грамматической форме ответы могут быть краткими и развёрнутыми.
а)краткие – односложные утвердительные или отрицательные ответы, а также ответы, в которых содержится только новая информация и не воспроизводятся элементы вопроса;
б) развёрнутые – ответы, в которых повторяются элементы вопроса.
4. По объёму представленной в ответе информации ответы делятся на полные и неполные.
а) полный – ответ, включающий информацию по всем элементам сложного вопроса;
б)неполный – частичный ответ, включающий информацию по отдельным (не всем) элементам вопроса. Полный и точный ответ называют также сильным; ответ частичный и приблизительный – слабым ответом.
5. По содержанию и структуре ответ должен соответствовать поставленному вопросу. Только в этом случае ответ расценивается как корректный ответ по существу (релевантный). Если в качестве ответа приводят истинные по содержанию, но не связанные с вопросом суждения, то их расценивают какответы не по существу поставленного вопроса (нерелевантные).
Логика и этика сходятся также в том, что некорректно уходить от ответа, отвечая на вопрос вопросом, или начинать длинные рассуждения и расчёты, не получив на это согласия. Правильно в случае затруднения с ответом сообщить об этом собеседнику и попросить на подготовку ответа дополнительное время либо отказаться отвечать, сообщив причины отказа.
Вопросы для повторения
1.Какова коммуникативная сущность и логическая структура аргументации?
2.В чём особенность опровержения как вида доказательства?
3.Что такое тезис, каковы правила тезиса и к каким ошибкам ведёт их нарушение?
4.Что называется аргументами, какие виды аргументов существуют? Какие из них являются логически корректными?
5.Каковы требования к аргументам, какие ошибки возникают в доказательстве по отношению к аргументам?
6.Что называется демонстрацией в доказательстве? Каковы правила и ошибки по отношению к демонстрации?
7.Объясните понятия софизм, паралогизм, парадокс, абсурд, приведите примеры.
8.Что называется вопросом? Каковы условия осмысленности вопроса?
9.Что называется корректностью вопроса?
10.Какие вопросы называются сильными, какие слабыми?
11.Какие существуют наиболее распространённые логические и речевые ошибки в вопросах?
12.Что такое ответ? В чём состоит логическая связь ответа и вопроса?
13.Что такое косвенный ответ, когда он используется?
14.Чем краткий ответ отличается от неполного?
15.Чем полный ответ отличается от развёрнутого?
16.Какой ответ можно считать неправильным и на каких основаниях?
Резюме по теме
Аргументация и вопрос – несмотря на то, что логической основой первой является умозаключение, а второй представляет собой автономную форму мысли – связаны в процессе реального мышления самым непосредственным образом. Действительно: если нет вопроса, то незачем подбирать аргументы; если никто не сомневается в приведенном обосновании, неоткуда взяться опровержению; без спорного вопроса нет и предмета спора как конфликтной формы аргументации. Именно поэтому, чем лучше осознаны логические качества обсуждаемого вопроса, начиная с его предпосылок, тем более эффективной будет аргументация ответа. И наоборот, чем тщательнее соблюдаются логические правила аргументации, тем меньше она вызывает «лишних» вопросов, стимулирует мысль в направлении плодотворной дискуссии и достижения истины.
Логика вопросов и ответов
Вопрос — это выраженная в вопросительном предложении мысль, направленная на уточнение базисного знания.Любой вопрос опирается на исходное знание, которое выступает его базисом.Познавательная функция вопроса реализуется в форме ответа на поставленный вопрос. Неполнота исходной информации в вопросе выделяются операторами: «кто», «что», «когда», «почему», «как» и пр. Эти же операторы выступают и ориентирующими элементами.
Ответ — новое суждение, уточняющее в соответствии с поставленным вопросом исходное знание.Полученное в ответе знание, расширяет либо уточняет исходную информацию, и служит базисом для постановки новых, более глубоких вопросов о предмете исследования.
Постановка вопроса и поиск информации для ответа составляют вопросно-ответную форму развития знаний.Она всегда выступает направляющим началом в развитии естествознания и техники.
Виды вопросов
По различным основаниям выделяют множество типов
вопросов. Рассмотрим некоторые из них.
Это вопросы с операторами «кто», «когда», «что», «где» и пр. Они делятся на простые, с одним оператором, и сложные, сочетающие несколько операторов: «Кто, где, когда и как. ». сложные «к-вопросы» всегда можно разбить на простые. Ответы – направлены на поиск недостающей информации.
Эти вопросы делятся на простые безусловные – «верно ли, что» и простые условные – «верно ли, что если…то» и сложные: конъюнктивные, дизъюнктивные и импликативные. Ответы на них могут быть «да» и «нет».
Логически корректные и некорректные вопросы
Вопрос явно или неявно включает определенное исходное, базисное знание, выступающее его предпосылкой. Качество базисного знания влияет на логический статус вопроса, определяет правильность или неправильность его постановки.
Корректный, правильно поставленный вопрос, тотпредпосылка, которого представляет собою истинное непротиворечивое знание.
Некорректный, неправильно поставленный вопрос, это вопрос с ложным или противоречивым базисом.
Пример: «Какой вид энергии использует вечный двигатель?». Прежде чем выяснять вид энергии, следует установить факт возможности создания вечных двигателей.
Пример: «Продолжаешь ли ты бить своего отца?»
Простые и сложные вопросы
Простые вопросы — это такие, которые не включают в качестве составных частей других вопросов.
Сложные вопросы – это такие, которые включают в качестве составных частей другие вопросы, объединяемые логическими связками. В зависимости от типа связки сложные вопросы делятся на:
Схема соединительного «ли-вопроса»:
т.е. «верно ли р и верно ли q?».
Пример:«Верно ли, что к обвиняемому одновременно могут быть применены в качестве санкции ссылка и высылка?»
Схемы соединительного «к-вопроса»:
(Qi L Qz)(p)?,
т.е. «где и когда имело места р»— конъюнктивно объединяются различные вопросительные слова.
Пример: «Где и когда состоялось решающее сражение Второй мировой войны?»;
б) разделительные— это два и более простых вопроса, связанных союзом «или».
Схема разделительного «ли-вопроса»:
Пример: «Верно ли, что в данном случае имело место убийство или это было самоубийство?»
Схемы разделительного «к-вопроса»:
(Qi v Qz)(p)?, т.е. «где или когда имело место р?».
Пример: «Где или когда было Бородинское сражение?»
Q (p v q)? т.е. «Q относится к р или q?».
Пример: «Петр I разбил под Полтавой шведов или поляков?»
в) смешанный— это объединение соединительных и разделительных вопросов.
Схема смешанного «ли-вопроса»:
((p L q) v (т L п)?), т.е. «верно ли р и q или т и п?»,
дизъюнктивный вопрос, включает два конъюнктивных сочетания.
Пример: «Верно ли, что хорошо быть бедным и здоровым или богатым, но больным?».
Схема смешанного «к-вопроса»:
Qi (p v q) L Qz (m v n)),
т.е. «где могут быть обнаружены р или q и когда появятся т или п?».
Вопросы по существу темы, и не по существу темы
Виды ответов
Ответы по существу и не по существу
Истинные и ложные ответы
Прямые и косвенные ответы
Прямые ответы взяты непосредственно из области поиска ответов, при конструировании которых не прибегают к дополнительным сведениям и рассуждениям.
Пример: прямой ответ на «к-вопрос» «В каком году закончилась ВОВ?» суждение: «ВОВ закончилась в 1945 году». Прямой ответом на «ли-вопрос» «Является ли огурец фруктом?» суждение: «Нет, огурец не является фруктом».
Косвенные ответы получают из более широкой области, нежели область поиска ответа, и получить нужную информацию можно лишь выводным путем.
Пример: на вопрос «Является ли кит рыбой?» косвенным будет ответ: «Кит относится к млекопитающим животным».
Отвечающий располагает дополнительной информацией о том, что кит это млекопитающее животное и что млекопитающие и рыбы образуют два непересекающихся класса.
Краткие и развернутые ответы
Краткие — это односложные утвердительные или отрицательные ответы: «да» или «нет».
Развернутые — это ответы, в которых повторяются все элементы вопроса.
Краткие ответы, как правило, дают на простые вопросы; развернутые – на сложные.
Полные и неполные ответы
Полный ответ включает информацию по всем элементам или составным частям вопроса.
Неполный ответ включает информацию относительно отдельных элементов или составных частей вопроса.
Точные и неточные ответы
Под точностью и определенностью понимают логическую, т.е. понятийно-структурную характеристику вопроса.Она выражается в точности употребляемых понятий и вопросительных слов, в разумном использовании вопросов.
Неточность вопросов выражается в двусмысленном употреблении понятий и вопросительных слов. Двусмысленные понятия используются в «провокационных» вопросах, в которых содержится скрытая информация. К таким вопросам прибегали древнегреческие софисты.
Пример: «Продолжаешь ли ты носить рога?»
Неопределенность в ответах может быть результатом неясности используемых при постановке вопроса понятий.
Дата добавления: 2016-01-07 ; просмотров: 4078 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
§ 1. Сущность и логическая структура вопроса
§ 1. Сущность и логическая структура вопроса
Логическая структура вопроса такова: 1) искомое знание; 2) исходное знание (базис или предпосылка вопроса); 3) требование перехода от незнания (непонимания) к знанию (пониманию), от исходного к искомому знанию. Например, следователь, задавая вопрос «Кто звонил подозреваемому после 19 часов, и на какое время была назначена встреча подозреваемого и потерпевшего?», ставит задачу установить неизвестное ему имя звонившего человека и время встречи подозреваемого и потерпевшего.
Однако нельзя сказать, что искомое является абсолютно неизвестным. Оно фиксируется в вопросе в виде неполного, незавершенного, неопределенного знания, имеющего нередко обобщенный характер. Требуя дополнительную информацию о том, кто конкретно звонил подозреваемому, следователь направляет поиск так, что он должен быть ограничен именами людей. На это указывает вопросительное местоимение «кто». Местоимение «какой» употребляется для обозначения свойств или состояний; наречия «когда», «где», «сколько», «зачем», «почему» обозначают соответственно время, место, количество, цель, причину. В хорошо сформулированном вопросе точное указание на категорию или множество, к которому относится искомое, является необходимой его частью.
Далее, в вопросе содержится весьма определенное знание. Например, с помощью вопроса «Кто звонил подозреваемому после 19 часов, и на какое время была назначена встреча подозреваемого и потерпевшего?» не только что-то спрашивается, но и сообщается, что существует человек, звонивший подозреваемому после 19 часов, а также назначенное время встречи подозреваемого и потерпевшего. Неявно утверждается также, что не всякого человека можно считать звонившим подозреваемому в указанное время, и не всякое время можно считать назначенным временем встречи подозреваемого и потерпевшего.
Предшествующее знание, содержащееся в вопросе, составляет его логические предпосылки. В них явно или скрыто заключена исходная информация, необходимая и достаточная для постановки вопроса и необходимая, но недостаточная для разрешения его. Предпосылки направляют поиск ответа и определяют его смысловое содержание.
Важно также отметить, что вопрос является требованием найти, сообщить или уточнить некоторые сведения, неизвестное. В этом плане он выступает как продукт осознания разности между сущим и должным и потребности в устранении этой разности.
Постановка вопроса связана с убеждением, что существует по крайней мере один истинный ответ на него. Это убеждение называется позитивной предпосылкой вопроса. Она может быть представлена как дизъюнкция всех утвердительных ответов на поставленный вопрос или суждение о существовании предмета со свойствами, зафиксированными основой вопроса. Например, позитивной предпосылкой вопроса «Преступление совершил Джон или Смит?» является суждение «Преступление совершил Джон или Смит». Позитивная предпосылка вопроса «Какие акции котируются на рынке ценных бумаг?» может быть представлена суждением «Существуют акции, пользующиеся повышенным спросом на рынке ценных бумаг».
Кроме того, выдвигая вопрос, исходят, как правило, из допущения, что не всякий ответ на вопрос является истинным. Убеждение в существовании хотя бы одного ложного ответа на поставленный вопрос называется негативной предпосылкой этого вопроса. Она выражается дизъюнкцией отрицательных ответов на вопрос или суждением о существовании предмета, которому не принадлежат свойства, зафиксированные основой вопроса.
В судебной практике важно иметь в виду, что вопросы могут обладать сильным внушающим воздействием. Оно обусловлено тем, что вопрос, наряду с затребованием информации, в своих предпосылках заключает определенные сведения, воспринимаемые тем, кому он адресован. Если эти сведения ложны, но хитроумно скрыты выразительными средствами, то вопрос может быть опасным для отвечающего в том смысле, что побуждает его к неявному признанию лжи за истину. В этом плане исследования психологов XIX века уже приобрели юридически значимую интерпретацию. Так, в книге А. Бине «Внушаемость» рассматривалось влияние внушения на свидетельские показания. Экспериментально автор доказывал, что формулировки вопросов могут иметь различную меру внушения, вплоть до введения свидетеля в заблуждение. В связи с этим он указывал на необходимость в протоколах судебных заседаний излагать как ответы свидетелей, так и вопросы, которые им задавались, так как вопрос образует вместе с ответом одно неразрывное целое.
Читайте также
3.2. Логическая структура высказываний
3.2. Логическая структура высказываний Различие между высказываниями и предложениями проявляется в их структуре. Грамматическая структура повествовательных предложений состоит из подлежащего, сказуемого и второстепенных членов предложения. В логике суждения также
§ 3. Логическая структура понятия
§ 2. Логическая структура суждения
§ 1. Сущность и логическая структура гипотезы
§ 1. Сущность и логическая структура гипотезы Познание любого явления действительности, как известно, начинают с собирания и накопления отдельных фактов, относящихся к этому явлению. Фактов, которыми располагают в начале познания, всегда недостаточно, чтобы полностью и
§ 2. Логическая структура доказательства
§ 2. Логическая структура доказательства Доказательство как особый логический способ обоснования истины имеет свое строение. Всякое доказательство включает: тезис, аргументы, демонстрацию. Каждый из этих элементов в логической структуре доказательства выполняет свои
IV. ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ДВУХ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ МУЗЫКАЛbНОЙ ФОРМЫ
IV. ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ДВУХ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ МУЗЫКАЛbНОЙ ФОРМЫ 1Закон «золотого деления» как в искусстве вообще, так и в музыке может считаться вполне установленным и общепризнанным [160]. Не входя в конкретный анализ художественных произведений, построяемых по этому
Становление теоретического содержания и логическая структура «Манифеста Коммунистической партии»
Становление теоретического содержания и логическая структура «Манифеста Коммунистической партии» [490] За последние годы марксоведы и историки марксизма получили много новых данных относительно предыстории и истории создания Манифеста (находки и новые публикации
3. Система экономических категорий в связи с системой логических категорий. Логическая структура «Капитала»
3. Система экономических категорий в связи с системой логических категорий. Логическая структура «Капитала» Каждая отдельная наука оперирует своими специфическими категориями. Специфичность категорий каждой данной науки двояка: во-первых, все они отличаются друг от
1. Сущность и назначение аналогии, ее структура
1. Сущность и назначение аналогии, ее структура Происхождение и сущность аналогии. Аналогия — одна из самых древних мыслительных операций. Она возникает из объективного противоречия между потребностью познания человеком качественного многообразия мира и наличными
§ 67. Вопрос о событии раскрытости как исходный пункт для решения вопроса о мире. Возвращение вопроса о мирообразовании и мире в направление, раскрытое истолкованием глубокой скуки
§ 67. Вопрос о событии раскрытости как исходный пункт для решения вопроса о мире. Возвращение вопроса о мирообразовании и мире в направление, раскрытое истолкованием глубокой скуки Мы хотим развернуть эту проблему в том направлении, откуда начали, — в направлении трех
Первая глава Необходимость, структура и приоритет вопроса о бытии
Первая глава Необходимость, структура и приоритет вопроса о бытии § 1. Необходимость отчетливого возобновления вопроса о бытии Названный вопрос пришел сегодня в забвение, хотя наше время числит за собой как прогресс, что оно снова положительно относится к «метафизике».
§ 2. Формальная структура вопроса о бытии
§ 2. Формальная структура вопроса о бытии Вопрос о смысле бытия должен быть поставлен. Если он фундаментальный вопрос, тем более главный, то нуждается в адекватной прозрачности. Потому надо кратко разобрать, что вообще принадлежит к любому вопросу, чтобы отсюда суметь
§ 2. Виды вопросов
§ 2. Виды вопросов
Вопросы можно классифицировать по разным основаниям. Рассмотрим основные виды вопросов, к которым чаще всего обращаются в правовой сфере.
1. По степени выраженности в тексте вопросы могут быть явными и скрытыми. Явный вопрос выражается в языке полностью вместе со своими предпосылками и требованием установить неизвестное. Скрытый вопрос выражается лишь своими предпосылками, а требование устранить неизвестное восстанавливается после осмысления предпосылок вопроса. Например, прочитав текст: «Все больше рядовых граждан становятся собственниками акций, и рано или поздно приходит день, когда появляется желание их продать», мы не обнаружим здесь явно сформулированных вопросов. Однако при осмыслении прочитанного может возникнуть желание спросить: «Что такое акция?», «Почему их надо продавать?», «Как правильно продать акции?» и т.д. Текст, таким образом, содержит скрытые вопросы.
5. По отношению к познавательной цели вопросы могут быть подразделены на узловые и наводящие. Вопрос является узловым, если верный ответ на него служит непосредственно достижению цели. Вопрос является наводящим, если верный ответ каким-то образом подготавливает или приближает человека к пониманию узлового вопроса, которое, как правило, оказывается зависящим от освещения наводящих вопросов. Очевидно, что четкой границы между узловыми и наводящими вопросами не существует.
В процессе общения могут возникать ситуации, когда задаются вопросы, вообще-то являющиеся корректными, но воспринимаемые в качестве тривиально некорректных из-за того, что в их формулировках содержатся выражения, неизвестные данным лицам или данной аудитории или неправильно понимаемые. В таких случаях нужно или пояснить неизвестные или неправильно понимаемые выражения, или заменить известными.
Вопрос называется нетривиально некорректным, если его предпосылкой является ложное утверждение. На такой вопрос нельзя дать истинного ответа. Например, рассказывают, что английский король Карл II (XVII век) задал в Королевском обществе такой вопрос: «Почему мертвая рыба не увеличивает, а живая увеличивает вес сосуда с водой?». Это был провокационный вопрос. Он сознательно основывался на ложной предпосылке и предполагал согласие с тем, что мертвая рыба не увеличивает, а живая увеличивает вес сосуда с водой.
Читайте также
В. ЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОПРОСОВ
В. ЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОПРОСОВ Вопросы задают в тех случаях, когда есть познавательная неопределенность. Пусть, например, имеются города А и В. Мы находимся в городе В, а преступники — в городе А. Города А и В соединены шестью дорогами (№ 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6). Мы ждем
Глава 4 ЛОГИКА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ
Глава 4 ЛОГИКА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ Необходимым звеном познавательного процесса является вопросно-ответная форма развития знаний. Постановка вопросов и поиск информации всегда выступает направляющим началом в развитии познания. В результате закрепляются и
§ 3. Правила постановки вопросов
§ 3. Правила постановки вопросов «Задай глупый вопрос, и ты получишь глупый ответ». Такое определяющее влияние вопроса на характер ответа известно с давних пор. Во время одного из своих походов Александр Македонский взял в плен десять индийских философов. Они были
2.14. Виды вопросов
2.14. Виды вопросов Суждение – это форма мышления, представляющая собой какое-либо утверждительное или отрицательное высказывание. Следовательно, вопрос не является суждением, ведь в нем ничего не утверждается и не отрицается. Тем не менее, вопрос весьма близок к суждению.
§ 2. Необходимость пересмотра принципиальных вопросов
§ 2. Необходимость пересмотра принципиальных вопросов При таком состоянии науки, когда нельзя отделить индивидуальных убеждений от общеобязательной истины, возврат к принципиальным вопросам остается задачей, к которой следует постоянно приступать сызнова. В
Разработка вопросов атеизма и религии
Разработка вопросов атеизма и религии В конце 70-х, в 80 – 90-х годах XIX столетия Энгельс посвящает проблемам религии и атеизма несколько специальных статей. Затрагиваются эти темы и в ряде его крупных произведений. Анализ этого наследства показывает преемственность
Глава XII ЛОГИКА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ
Глава XII ЛОГИКА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ § 1. ПОНЯТИЕ ВОПРОСА И ОТВЕТА В процессе аргументации пропонент и оппонент, обосновывая одни и критикуя другие положения, нередко используют вопросно-ответную форму полемики. Однако эта форма характерна не только для полемики, дискуссии
§ 2. ВИДЫ ВОПРОСОВ
§ 2. ВИДЫ ВОПРОСОВ Рассмотрим основные виды вопросов с учетом: 1) отношения к обсуждаемой теме, 2) семантики, 3) функций, 4) структуры.1. Отношение к обсуждаемой теме.В процессе обсуждения спорных проблем в науке, политике, судопроизводстве или деловых беседах важно различать
В. ЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОПРОСОВ
В. ЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОПРОСОВ Вопросы задают в тех случаях, когда есть познавательная неопределенность. Пусть, например, имеются города А и В. Мы находимся в городе В, а преступники — в городе А. Города А и В соединены шестью дорогами (№ 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6). Мы ждем
Часть пятая: Порядок физических вопросов
Часть пятая: Порядок физических вопросов Мне хотелось бы показать здесь всю цепь других истин, которые я вывел из этих первых. Но так как для этого сразу пришлось бы говорить о многих вопросах, составляющих предмет споров между учеными, с которыми я не желал бы портить
Часть пятая Порядок физических вопросов
Часть пятая Порядок физических вопросов Мне хотелось бы показать здесь всю цепь других истин, которые я вывел из этих первых. Но так как для этого сразу пришлось бы говорить о многих вопросах, составляющих предмет споров между учеными, с которыми я не желал бы портить
b) ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС, № 1. ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ
b) ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС, № 1. ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ В противоположность массе «дух» тотчас же показывает свою критичность, рассматривая своё собственное ограниченное произведение, «Еврейский вопрос» Бруно Бауэра, как абсолютное и лишь противников этого произведения — как
Как проводили биологическую эволюцию: виды-инкубаторы и виды-выводки
Как проводили биологическую эволюцию: виды-инкубаторы и виды-выводки Материалистическая наука полагает, что всё на свете происходит без сверхъестественных вмешательств. В частности, совершенно естественно происходит и биологическая эволюция, причём новые