Что такое воронка на войне

Последний окоп. Воронки от снарядов в Первую мировую войну и их тактическое значение

Каковы были особенности боевого использования снарядных воронок на Французском фронте в позиционный период Первой мировой войны? В статье сделана попытка рассмотреть специфику и тактические особенности этой характерной формы ведения боевых действий в условиях позиционной войны.

В период позиционных баталий на Французском фронте Первой мировой земля на переднем крае и нейтральной полосе противоборствующих сторон была до того изрыта артиллерийскими снарядами всех калибров, что бесчисленные воронки различных диаметров и глубины напоминали бушующее море.

В ситуации, когда противник уничтожал все сооружения и укрепления, видимые глазу артиллерийского наблюдателя, а под его кинжальным огнем любое укрытие, за которое цеплялись атакующие, стало представлять повышенную ценность, снарядные воронки приобрели особое тактическое значение. Причем иногда настолько значительное, что занятие тех или иных крупных воронок даже упоминалось в сводках командования противников.

Фронтовики же передавали свои морально-психологические впечатления от такого убежища, как воронка, достаточно негативно. Весь период вынужденного пребывания солдата в воронке сопровождался отвратительным запахом стоячей воды и грязи. После дождя воронка превращалась в болото желтой грязи, и тот кто в ней очутился – увязает по колени в грязи. Более того, оказавшиеся в воронке бойцы часто и отождествляли себя с именно грязью. На каждое движение человека воронка отвечает своим зловонным дыханием.

Что такое воронка на войне. Смотреть фото Что такое воронка на войне. Смотреть картинку Что такое воронка на войне. Картинка про Что такое воронка на войне. Фото Что такое воронка на войне

Ил. 1. Воронка от тяжелого снаряда. Andriessen J. H. J. World War 1 in photographs. Liesse, 2002.

Так воронка превратилась в индивидуальный или коллективный стрелковый окоп.

Остававшиеся в воронках бойцы были настоящими солдатами, обладающими непоколебимой волей и способными преодолеть физические и моральные испытания. Ведь очевидно, что держаться в тяжелейших антисанитарных условиях, в адском грохоте артиллерийского огня, в условиях неизвестности о том, что творится на флангах – мог далеко не каждый. Герой, защищавший воронку, зачастую оборонял последний окоп, который становился ему могилой.

Что такое воронка на войне. Смотреть фото Что такое воронка на войне. Смотреть картинку Что такое воронка на войне. Картинка про Что такое воронка на войне. Фото Что такое воронка на войне

Ил. 2. Воронка-могила. Andriessen J. H. J. World War 1 in photographs. Liesse, 2002.

Таким образом, борьба в воронках напоминала трагическую игру в прятки. Противник, не замечая в воронках признаков жизни, должен был как можно дольше оставаться в неведении относительно количества занятых бойцами воронок – и тогда при контратаке его будет ждать неприятный сюрприз. Не зря поэтому неприятельские наблюдательные пункты, защищенные мешками с землей, буквально «обшаривали» перископами нейтральную полосу.

Защитники же воронок лежали неподвижно, прислушивались к тому, что творится впереди. Часто они накрывали себя полотнищем палатки, чтобы укрыться от дождя или ввести в заблуждение вражеского воздушного наблюдателя, и ждали, когда начнется артиллерийский грохот – прелюдия неприятельской атаки.

Что такое воронка на войне. Смотреть фото Что такое воронка на войне. Смотреть картинку Что такое воронка на войне. Картинка про Что такое воронка на войне. Фото Что такое воронка на войне

Ил. 3. Борьба за воронку. Великая война в образах и картинах. Вып. 13. М., 1917.

Каждая воронка, какой бы маленькой она ни была, имела огромное оборонительное значение. Удобная форма воронок позволяет вести круговую оборону. Воронки находятся в огневой связи и взаимно поддерживают друг друга. Потеря одной из них не влечет за собой падение остальных. Даже если неприятель находится в нескольких метрах от воронки, она будет держаться. Обороняющийся мог занять любую из воронок – ведь они все одинаковы. И благодаря последнему обстоятельству присутствовала значительная свобода в вопросе выбора позиции – свобода, неизвестная жесткой системе окопов.

Защитники воронок инициативны и, не ожидая приказаний, маневрируют самостоятельно, проявляя индивидуальную тактическую инициативу.

Что такое воронка на войне. Смотреть фото Что такое воронка на войне. Смотреть картинку Что такое воронка на войне. Картинка про Что такое воронка на войне. Фото Что такое воронка на войне

Ил. 4. Специалисты боя за воронки – бойцы германских штурмовых частей. Drury I. German stormtrooper 1914-1918. London, 1995.

Если воронки занимаются достаточно долго, система обороны постепенно совершенствуется.

Так, передовые (по отношению к противнику) воронки, как правило, сравнительно слабо заняты сторожевыми постами, наблюдателями и малыми патрулями. Затем находится, прикрытая наспех сооруженным в ночное время проволочным заграждением, целая система воронок, тактически грамотно приспособленных к обороне. В нужный момент она усиливается резервами, подходящими с тыла.

Война в воронках дает значительные тактические преимущества обороняющемуся.

Во-вторых, при борьбе за воронки не представляется возможным массовый захват пленных.

В-третьих, атакующий не может, как при штурме обычной оборонительной позиции, последовательно овладеть одной или двумя линиями обороны противника, которые он заранее тщательно изучил – он должен захватить целое поле, усеянное окопами-воронками.

Конечно, систему стрелковых траншей никто не отменял – но воронки служат как бы передовой позицией применительно к основной линии обороны – защитники траншей в нужный момент придут на помощь защитникам воронок. Но для того, чтобы выйти к линии траншей, противнику необходимо преодолеть систему воронок – а это не так-то просто.

Что такое воронка на войне. Смотреть фото Что такое воронка на войне. Смотреть картинку Что такое воронка на войне. Картинка про Что такое воронка на войне. Фото Что такое воронка на войне

Ил. 5. Воронка от тяжелого снаряда, наполненная дождевой водой. Великая война в образах и картинах. Вып. 8. М., 1916.

Таким образом, воронки стали дополнительным звеном обороны, придавшим ей особенную прочность. Воронки экономили живую силу, облегчали оборону, усложняли противнику атаку и помогали избегать неприятных сюрпризов со стороны наступающего.

Главным недостатком, присущим оборонительной системе, основанной на воронках, была трудность снабжения находящихся в них войск. Днем снабжение по понятным причинам было немыслимо, и лишь ночь позволяла получать боеприпасы, продовольствие, установить небольшое проволочное заграждение и т. д.

Источник

На чем увозили в лагеря? Машина-легенда «Черный воронок»

Этот символ красного террора уже много лет ассоциируется у обывателей с мрачными застенками Лубянки. При виде ГАЗ М1 или «Черного воронка» в 30-е годы прохожие лишь задавались вопросом: «За кем приехали на этот раз?».

Неприятный скрежет шин и рокочущий звук мотора во дворе – настоящий кошмар каждого советского человека, заставшего сталинскую эпоху. Как всадники апокалипсиса чекисты въезжали на черных машинах во дворы спящих граждан. Стремительно задергивались шторы, выключались лампы и светильники, во всем доме гасли окна — можно было лишь разглядеть бледные лица, выглядывающие из-за занавесок. Приезд «воронка» означал только одно – очередной арест, очередная поломанная судьба и безвозвратно искалеченная жизнь.

Нам, в 2019 году, подобная история кажется чем-то далеким или, может, абсурдным, а вот советским гражданам было не смеха: при виде «черного воронка» у людей кровь стыла в жилах. Что же это за «воронок» такой и почему его все боялись? Давайте разбираться.

В знаменитом «Реквиеме» Анны Ахматовой, пережившей расстрел первого мужа, арест сына и второго мужа, есть строки:

Звезды, смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.

Интересно, что не все «воронки» были черными. Хотя и было принято красить служебные автомобили в черный цвет, редко чекисты могли приехать и на бежевом предвестнике неприятностей.

Спросите, почему сотрудники НКВД так полюбили «Эмку»? Двигатель V8, два возможных варианта объема – 3,6 и 3,9 литров, 95 лошадиных сил – очень и очень хорошие характеристики для того времени. В то время количество автомобилей в России составляло примерно 1 на 1000 человек, так что для многих жертв репрессий поездка с чекистами была первым и последним опытом поездок на машине. Интересно, что такие автомобили использовались и в качестве настоящих такси: до войны по Москве, развозя пассажиров, колесили почти 2800 Марусь.

На смену «черному воронку» пришла новая модель «Эмки» — ГАЗ 11 с 6-ти цилиндровым рядным двигателем и сотней лошадиных сил под капотом. По утверждениям экспертов, прототипом автомобиля послужил Dodge D5 Export. Внешне он отличался от предшественника за счет выпуклой решетки радиатора. Но во время войны их производство значительно сократилось, так как все мощности были направлены на борьбу с державами Оси, а в 1942 году выпуск «Эмок» и вовсе прекратился. Сегодня «воронок» выставляется в музеях и ценится коллекционерами, до сих пор являясь одним из символов кровавых расправ 30-х годов.

Источник

Позволю себе высказать несколько замечаний по поводу ваших комментариев, дорогие мои частично читающие и вдоволь комментирующие вот здесь: 1520. Паровоз как машина войны – глупость

В самом начале той статьи я сетовал на то, что читают у нас через абзац, а комментируют по полной программе, дабы показать (доказывать там нечего) автору, что он, мягко говоря, «не в теме».

Но хотелось бы озвучить и ответить на многие высказывания, за исключением уж откровенно хамских. Да, к сожалению, людей не очень воспитанных у нас пока в достатке, но ничего, мы над этим постоянно работаем.

Объем котла паровоза серии Э, на который я ссылался в статье – 27 кубических метров. То есть, 27 тысяч литров. В ведрах – 2 700 (Две тысячи семь сотен) штук. Ведра надо будет поднять на высоту примерно 6-7 метров, на довольно горячий корпус паровоза. Понятно, что сидя за клавиатурой компьютера, автор комментария не подумал, как и с кем он это будет осуществлять.

Про дрова – тут тоже все ясно и понятно. У нас же сухостой стоит вдоль всех железных дорог и только ждет, чтобы его срубили и сожгли в топках.

Честно говоря, я не хотел бы находиться в окопах, в ожидании пополнения припасов, когда доставкой заведовал бы такой «специалист». Пока бы натаскали воды в котел, пока зарядили бы тендер сырыми дровами и на них поехали – я бы точно был взят в плен без патронов.

Вот-вот, то самое. Вообще – смотря на каком расстоянии от эпицентра ядерного взрыва находится тепловоз. Но вообще – после ядерного взрыва еще идут ударная, световая и радиоактивная волны. Тепловоз, возможно, работать будет, а вот его бригада…

То же самое касается и паровоза. Уж коль вы решили рвануть что-то термоядерное, то стоит помнить, что техника иногда остается в работоспособном состоянии. А вот люди обычно нет. Им немного не до техники становится.

Солдатов В. (Владимир Солдатов)

В том числе и для многих других читателей, высказывающихся на тему угольных складов. Сегодня угольные ямы есть на многих станциях. Но это ПАССАЖИРСКИЕ станции, где выдают уголь проводникам для отопления вагонов. Электрическое отопление внедряется, но далеко не повсеместно. И емкость этих ям весьма невелика.

Что касается грузовых станций, на которые ляжет основная тяжесть перевалки грузов, то там угольных складов нет. Отсутствуют за ненадобностью.

Действительно, несколько некорректно выразился, признаю. Луганск БЫЛ в составе Украинской ССР и Украины. В те времена завод действительно выпускал большое количество техники, но вот сейчас… Насколько я знаю, Луганский завод выпустил последние тепловозы в 2015 году, после чего фактически прекратил свое существование. Так что особой ошибки в том, что тепловозы выпускались на Украине, нет.

Длинный комментарий, но весьма и весьма. Все действительно разложено весьма умно, но есть нюансы.

Главный нюанс заключается в том, кто все это будет делать. Да, на сутки организовать бригаду, которая решит все проблемы, хорошо. Было бы из кого. Реально сегодня, после всех оптимизаций и сокращений, в штате РЖД просто нет лишних людей. И где их будут брать, не знают даже те, кто сегодня работает в структуре РЖД.

Единственный минус всего процесса – это то, что на его реализацию требуются средства и время. Сотни станций, на которых необходимо проделать одну и ту же работу. Привлечь людей, средства, технику. Вопрос в том, сколько потребуется всего. Шнеков, хопперов, водоналивных колонок и так далее.

Сегодня если имеется 1% от необходимого, это хорошо.

Vladimir Lenin (Владлен)

Лучший пример! Если бы комментатор был в теме, то такого бы не написал. Но главное – это показать, насколько автор не понимает, о чем пишет. Вся проблема в том, что в нашем случае работает целая командочка из состава ЮВЖД, которая абсолютно в курсе того, что происходит на самом деле.

«Должна быть соответствующая инфраструктура»… Божественно. Как бы мне хотелось вместе с авторами всех подобных постов проехаться вдоль мест, где «должна быть» эта инфраструктура. И на каждом месте, где объекты этой самой инфраструктуры есть, приносить на камеру покаяние и извинения. Готов так прокатиться с кем угодно, совершенно не боясь последствий. Покажите мне вашу инфраструктуру, и я принесу извинения прямо здесь.

«И открою маленький секрет! Локомотивы через всю страну не гоняют»
Закрывайте, любезный. Я ни слова не сказал о плечах. Откуда это рождено – видимо, оттуда же, откуда и ядерные взрывы.

Немного не понимаю, как в понятиях наших читателей будут наносится ядерные удары. Такое впечатление, что они будут наносится как-то так, чтобы не затронуть ни железнодорожные станции, ни основные пути, ни базы снабжения, ни заводы по ремонту. То есть, ядерные заряды не станут уничтожать инфраструктуру, а будут рваться, судя по всему, в тундре и в Арктике.

То есть, ядерные заряды рванут где-то там… В стороне. И единственное, что останется после этой более чем странной войны – это нарубить дров, натаскать в котлы воды, развести пары и поехать.

Главный вопрос: куда и зачем? И кто?

p0pulivox (Vox Populi)

Вот именно. Аплодирую. Основная часть критикующих просто считает, что в случае необходимости вдруг, по мановению волшебной палочки все возьмет и появится. Работоспособные паровозы, поворотные круги, угольные склады, водоналивные колонки, погрузчики для угля…

Хочется спросить – откуда? Из штатов РЖД? Где сейчас каждый совмещает обязанности двух-трех человек из прежнего штатного расписания? Где такая нехватка людей, что работа в три смены – это норма?

На самом деле, не все так печально в этом плане. Люди, которые умеют обращаться с паровозами, есть. В небольшом пока количестве, но есть. И паровозы сейчас используют, таская по 2-3 вагона всяких туристических ретропоездов на небольшие расстояния.

Но развлечения и повседневная работа – вещи разные.

Как заметил один из комментаторов, я не очень силен в сопромате и не понимаю, что паровоз – это вечный такой агрегат, который прослужит сто лет и еще будет служить.

Интересно, но если следовать такой логике, всем надо срочно бросить «Рено», «Фольксвагены» и «Киа» и пересаживаться на ГАЗ-21 и «Победы». А что, они же простые и служить будут вечно! Однако, почему-то в основной своей массе народ предпочитает современные авто.

Да, конечно. Согласен, прогресс на месте не стоит, и паровоз можно БЫЛО оборудовать для использования нефти и мазута. Но это было, как бы так сказать, полвека назад, если не больше. Сомневаюсь, что сегодня «можем повторить». Ну если только «Роснано» подключится…

Опять же, нефть и мазут надо будет доставить, а оборудование установить. Ладно, доставка еще не проблема, а вот установка – это чистая теория. Никто сегодня такое оборудование не изготовит, не поставит и не отладит. Так что – тоже фантастика.

Очень разумно. Я весьма плохо представляю себе, откуда вдруг внезапно возьмутся поленницы сухих дров для сжигания в топках паровозов. Кто их будет рубить, складывать на просушку, как их будут доставлять до станций.

Знаете, если вести ту войну, о которой говорил я, то есть, конвенционную, то как бы еще можно представить себе что-то такое. Росгвардейцев, которые будут валить оставшиеся не вырубленными леса в европейской части России. Ну или сгоняемый люд из населенных пунктов.

Нов условиях ВАШЕЙ войны все смотрится совсем нереально. Впрочем, мы же ушли в область постапокалиптического творчества…

Последнее, что будет реально интересовать нормальных и здравомыслящих людей, так это будут ли функционировать тепловозы после электромагнитного импульса ядерного взрыва. И никто не пойдет рубить дрова и разводить пары у паровозов, чтобы что-то куда-то везти.

Впрочем, на тему постапокалиптических будней человечества написано много увлекательных книг. Но главная их мысль в одном: болтология закончится и начнется суровое выживание. В котором ящик консервов из не разграбленного магазина на задворках будет неизмеримо важнее, чем что бы то ни было.

Поэтому, уверен, не стоит тут фантазировать на тему того, что будет после ядерной войны. Ничего не будет. В том числе и паровозов.

Не хочу особенно рассуждать на эту тему хотя бы потому, что мой город ниже четвертого места в списке целей у Штатов не опускался, а потому после означенных событий скорее всего я буду тихонько обугливаться на горячем ветерке.

Если же говорить по существу, то у меня к возражающей аудитории только один вопрос: почему вы всерьез считаете, что придет какой-то добрый дядя и все обустроит? Откуда эта детская непосредственность?

Построенные колонки, оборудованные угольные ямы, отремонтированные и смазанные паровозы, внезапно появившиеся специалисты по ремонту и обслуживанию, элеваторы для подачи угля, нарубленные и заскладированные штабеля дров…

Конечно, рассуждать о том, что должно быть, очень просто. Чем многие и занимаются. Только почему-то никто не сказал, как это все появится.

В общем, мы к Апокалипсису готовы, благодаря усилиям некоторой части нашей аудитории. Зальем воду в котлы паровозов ведрами, засыплем уголь мешками, разведем пары, почистим трехлинейки, каски на затылок и вперед!

Теперь напишите в комментариях, а куда это – вперед? В условиях грядущей ядерной зимы… И, главное – зачем?

И все-таки сторонники паровозов не убедили меня. Если вести боевые действия в условиях соблюдения конвенций, то все-таки тепловозы и цистерны с соляркой – лучше не придумать для того, чтобы вышло что-нибудь более-менее путное. Это менее затратно, чем пляски с бубнами вокруг паровозов. И на войну можно успеть, не вырубая садов и лесополос на дрова. И Гарри Поттер с волшебной палочкой не нужен.

Но коль мы начали говорить о железных дорогах, я с удовольствием увидел бы показанные вами те самые объекты инфраструктуры. Функционирующие или хотя бы целые.

Источник

Загадочные воронки на Русской платформе учёные объясняют дегазацией водорода

Что такое воронка на войне. Смотреть фото Что такое воронка на войне. Смотреть картинку Что такое воронка на войне. Картинка про Что такое воронка на войне. Фото Что такое воронка на войне

В июне 1992 года, в 7 км к северу от Сасово, на засеянном кукурузном поле была обнаружена еще одна (№2) взрывная воронка (диаметр – 15 м, глубина – 4 м), при этом взрыва никто не слышал (но когда сеяли, ее еще не было). Взрывной характер установлен по кольцевому выбросу, обрамляющему воронку в виде валика. Кроме того, по свидетельствам очевидцев, наблюдавших воронку в свежем виде, вокруг были разбросаны куски – глыбы грунта.

У нас возникло смутное подозрение в том, что образование этих воронок каким-то образом связано с водородной дегазацией планеты. И мы также знали, что в России изобретены компактные водородные газоанализаторы, позволяющие измерять содержание свободного водорода в газовой смеси в интервале концентраций от 1 ppm до 10 000 ppm (parts per million – частей на миллион, 10000 ppm = 1%).

Сасовские воронки мы посетили в августе 2005 года, и пригласили в поездку доктора геолого-минералогических наук Владимира Леонидовича Сывороткина, который располагал необходимой аппаратурой и любезно согласился познакомить нас с методикой «водородометрии».

Что такое воронка на войне. Смотреть фото Что такое воронка на войне. Смотреть картинку Что такое воронка на войне. Картинка про Что такое воронка на войне. Фото Что такое воронка на войне

Замеры В. Л. Сывороткина в Сасовском районе показали наличие свободного водорода в подпочвенном воздухе. К сожалению, воронка №1 ко времени нашего посещения (август, 2005 год) превратилась в небольшое озерцо, и поэтому замеры непосредственно в самой воронке не проводились. Однако, как в непосредственной близости от нее, так и в удалении несколько сотен метров, присутствие водорода было установлено. Воронка №2 прекрасно сохранилась, оказалась совершенно сухой, и замер на ее дне показал вдвое большую концентрацию водорода по сравнению с прилегающей территорией.

Что такое воронка на войне. Смотреть фото Что такое воронка на войне. Смотреть картинку Что такое воронка на войне. Картинка про Что такое воронка на войне. Фото Что такое воронка на войне

Таким образом, в настоящее время имеется возможность оценивать примерное содержание водорода в подпочвенном воздухе, и это представляется весьма перспективным делом с любой точки зрения. Мы приобрели 2 водородных газоанализатора ВГ-2А и ВГ-2Б (диапазон измеряемых концентраций водорода для первого составляет от 1 до 50 ppm, для второго от 10 до 1000 ppm), немного усовершенствовали процесс отбора подпочвенного воздуха, и в 2006 году предприняли несколько экспедиционных поездок по центральным районам Русской платформы (Липецкая и Рязанская области).

В северо-восточной части Липецкой области мы наблюдали провальную воронку №3 на пахотном черноземном поле. Ее диаметр – 13 метров, глубина – 4,5 метра. Вокруг нее не было никаких выбросов. Эту воронку обнаружили весной 2003 года. Проведенное нами бурение выявило на глубине 3-х метров (ниже дна воронки) в аркозовых песках комки жирного чернозема, которые провалились туда с поверхности, что однозначно подтверждает ее провальный характер.

Что такое воронка на войне. Смотреть фото Что такое воронка на войне. Смотреть картинку Что такое воронка на войне. Картинка про Что такое воронка на войне. Фото Что такое воронка на войне

Замеры концентрации водорода на дне воронки показали нулевое значение. На расстоянии 50 метров и далее к западу первый прибор (он обладает большей чувствительностью) стал показывать концентрации в несколько ppm, но не более 5 ppm. Однако на расстоянии 120 м от воронки прибор «захлебнулся» водородом. Второй прибор в этой же точке показал концентрацию более 100 ppm. Детализация данного места показала наличие локальной водородной аномалии, которая протягивается в меридиональном направлении на 120 метров, имеет ширину порядка 10-15 метров, с максимальными значениями до 200-250 ppm.

О свойствах водорода

Одним из отличительных свойств водорода является его уникальная способность к диффузии в твердых телах, которая многократно (и даже на порядки) превышает скорости диффузии других газов. В данной связи нет никакой возможности полагать, что выявленная нами локальная аномалия является захороненной, и осталась (сохранилась) с давних геологических времен. Скорее всего, мы обнаружили выход современной водородной струи на дневную поверхность.

Геологический опыт учит – если эндогенные явления тесно связаны в пространстве и во времени (в нашем случае – провальная воронка и водородная струя), то, скорее всего, они связаны генетически, т.е. являются производными одного процесса. И таковым, очевидно, является водородная дегазация Земли.

Водород («hydrogen», – в буквальном смысле – «рождающий воду») – достаточно активный химический элемент. В порах, трещинах и микропорах пород верхних горизонтов коры достаточно свободного (захороненного) кислорода, а также кислорода, слабо связанного химически (прежде всего это окислы и гидроокислы железа). Эндогенная струя водорода, прокладывая себе путь наружу, непременно расходуется на образование воды. И если водородная струя доходит до дневной поверхности, то можно быть уверенным, что на глубине она более мощная, и, соответственно, следует полагать, что на глубине идут какие то эндогенные процессы, с которыми следует считаться нам, живущим на этой поверхности.

Прежде всего, глубинные флюидные струи никогда не бывают стерильно водородными. В них всегда присутствуют хлор, сера, фтор и др. Это мы знаем по другим регионам, где водородная дегазация идет давно. Эти элементы в водо-водородном флюиде находятся в виде различных соединений, и том числе в виде соответствующих кислот (HCl, HF, H2S). Таким образом, водородная струя на глубине первых километров определенно образует подкисленную воду, которая к тому же должна иметь повышенную температуру (из-за геотермического градиента и экзотермического характера химических реакций), и такая вода очень быстро «съедает» карбонаты.

В осадочном чехле Русской платформы мощность карбонатов составляет многие сотни метров. Все мы привыкли думать, что образование в них карстовых пустот – процесс неспешный, поскольку связывали его с просачиванием на глубину дождевых и снеговых вод, которые, по сути, являются дистиллированными, и к тому же холодными. Обнаружение водородной струи (и свежей провальной воронки рядом с этой струей) заставляет кардинально пересмотреть эти привычные представления. Подкисленные термальные воды, образующиеся по пути следования водородной струи, могут очень быстро «выедать» карстовые пустоты и тем самым провоцировать появление провалов на Земной поверхности (говоря «быстро», мы имеем в виду не геологическое время, а наше – человеческое, быстротекущее). Ниже мы еще обсудим возможные масштабы этого явления в настоящее время.

Физика сасовского взрыва

Самому взрыву предшествовал мощный нарастающий гул. Земля затряслась, затряслись стены, а лишь потом на город обрушилась ударная волна (или волны?). Дома стали раскачиваться из стороны в сторону, в квартирах падали телевизоры и мебель, вдребезги разлетались люстры. Сонных людей сбрасывало с кроватей, осыпая битыми стеклами. Тысячи окон и дверей, а также листы с крыш вырывало с корнем. От невероятных перепадов давления срывало крышки люков, лопались пустотелые предметы – закупоренные банки, лампочки, даже детские игрушки. Под землей рвались канализационные трубы. Когда грохот стих, потрясенные люди снова услышали гул, теперь уже как бы удаляющийся…

Представляется крайне странным то, что в непосредственной близости от воронки трава, кусты и деревья остались неповрежденными ни ударом, ни высокой температурой. И почему столбы, стоявшие неподалеку, наклонило в сторону воронки? Почему срывало крышки с люков, и почему лопались пустотелые предметы?

И, наконец, почему «взрыв» оказался как бы растянутым во времени, и препровождался гулом, трясением Земли и необычными световыми явлениями (помимо светящихся шаров и ярких вспышек, наблюдавшихся до взрыва, еще и сама образовавшаяся воронка светилась по ночам, пока ее не залили водой).

Причина загадочного «нападения» на город так и осталась невыясненной (специалисты пришли к выводу, что ни люди, ни природа не могли сотворить такое).

Теперь наша версия. Мы знаем, что в средней полосе России могут быть локальные водородные струи. Эти струи обязательно, по пути своего следования, должны сопровождаться образованием термальной воды, которая к тому же должна быть сильно минерализованной. Термальные минерализованные воды, попадая в зону более низких температур и давлений, обычно сбрасывают свою минерализацию в виде разнообразных «гидротермалитов», залечивая существующую систему проницаемых пор и трещин. В результате водородная струя в верхних горизонтах коры может сформировать вокруг себя своеобразный плотный «колпак», закрывающий водороду выход наружу. Такая преграда обусловливает накопление водорода и др. газов в некоем объеме («котле») под колпаком, следствием чего будет резкий рост давления. (Пузырьки газов, всплывающие с большой глубины в плохо сжимаемой жидкости, приводят к увеличению давления в верхних частях системы, заполненной этой жидкостью). Когда давление в котле превысит литостатическое, то где-нибудь обязательно произойдет прорыв и колпака, и вышележащей толщи. И мы получим мощный выброс. В составе этого выброса будут преобладать водород и вода, возможно, с добавкой углекислого газа. (Таким способом образуются вулканические трубки взрыва – диатремы, только в этом варианте другие масштабы и роль плохо сжимаемой жидкости выполняют силикатные расплавы.)

Таким образом, сама Сасовская воронка №1 образовалась не в результате взрыва, а из-за прорыва газовой струи, состоящей преимущественно из водорода, поэтому она (воронка) такая маленькая (При больших скоростях газовые струи сохраняют свой диаметр, и при попадании в раструб они даже отрываются от стенок).

Интересны результаты расчета возможных размеров подземного котла при следующих параметрах:

— «котел» на глубине 600 метров, где литостатическое давление – 150 бар;

— это некий объем, в котором лишь 5% пористости в виде сообщающихся каверн;

— сообщающиеся пустоты заполнены водородом под давлением в 150 атм.;

— взорвалась лишь одна двадцатая часть от того, что вырвалось в атмосферу из подземного котла, остальное – просто рассеялось;

— взорвавшаяся часть выделила энергию, равноценную взрыву 30 тонн тротила.

При этих условиях объем котла мог быть порядка – 30х30х50м.

Таким образом, котел был миниатюрным в геологических масштабах. Но энергия, накопленная в нем, была в тысячи раз больше энергии в паровом котле тепловой электростанции. Примерно за километр от моего дома находится ТЭЦ, и когда там стравливают давление из котла, то я глохну, а стекла в квартире вибрируют. А теперь представьте, какими будут гул и вибрация, если недалеко от Вашего дома, под землей, в тысячи раз более мощный котел дал трещину и его содержимое продирается на поверхность, сокрушая шестисотметровую толщу пород. Вблизи это будет настоящее землетрясение с сильным подземным гулом.

Теперь относительно загадочных световых явлений. Сильная электризация в районе предстоящего землетрясения – явление обычное: волосы встают дыбом, топорщится и потрескивает одежда, до чего ни дотронешься – все бьет искрами статического электричества. И если это происходит в ночное время, то начинаешь светиться. Сухой носовой платок может улететь, прямо как волшебный ковер-самолет. Явление и красивое, и жутковатое одновременно (никогда ведь не знаешь, как сильно «тряхнет»).

Многие сейсмические толчки предваряются и сопровождаются появлением светящихся сфер (особенно вблизи эпицентра). Некоторые исследователи называют их «плазмоидами», но действительная природа этих образований до сих пор не выяснена.

В Ташкенте во время знаменитого землетрясения основные толчки происходили по ночам, и городские службы тут же, при их первых признаках, отключали город от электроэнергии. Однако, при отключенном электропитании, некоторые линии уличного освещения зажигались самопроизвольно и светили во время сейсмического толчка и после него по 10-15 минут. В официальном отчете по ташкентскому землетрясению говорилось также, что в темных погребах, где не было электроосвещения, становилось светло, как днем. Высказывались предположения, что электризация и световые эффекты каким-то образом связаны с резким накоплением напряженного состояния в горных породах.

Таким образом, если водородная струя «запирается» на глубине, то это может разрешиться формированием воронки в результате прорыва газов на поверхность Земли. И, видимо, этот прорыв далеко не всегда сопровождается объемным (вакуумным) взрывом в атмосфере. Если же водородная струя доходит до поверхности беспрепятственно, то, скорее всего, мы получим провальную (карстовую) воронку.

По всей видимости, эти варианты обусловлены различиями в физических и химических свойствах пород, по которым идет инфильтрация глубинного водорода. И, разумеется, между этими крайними типами должны быть промежуточные вариации, и они есть.

Относительно возраста воронок

На Русской платформе воронки стали появляться в 90-х годах, и за последние 15 лет их образовалось не менее 20-ти. Но это только те воронки, которые проявились при свидетелях, и мы не знаем, сколько тех, появление которых не было замечено, или было замечено, но не было обнародовано.

Что такое воронка на войне. Смотреть фото Что такое воронка на войне. Смотреть картинку Что такое воронка на войне. Картинка про Что такое воронка на войне. Фото Что такое воронка на войне

Со временем воронки «стареют» и достаточно быстро превращаются в мелкие блюдцеобразные впадины, заросшие кустарником и лесом, особенно если они в рыхловатых меловых песках. И таких старых, «блюдцеобразных» (часто идеально круглых) – многие сотни. Их размеры – от 50 до 150 м в диаметре, отдельные достигают 300 метров.

Что такое воронка на войне. Смотреть фото Что такое воронка на войне. Смотреть картинку Что такое воронка на войне. Картинка про Что такое воронка на войне. Фото Что такое воронка на войне

Можно выстроить версию: несколько тысяч лет назад шел активный процесс образования воронок, затем он прекратился и теперь начался вновь. Но как вела себя водородная дегазация? Являлась ли она причиной появления «доисторических» воронок, или нет? А если являлась, то был ли перерыв в процессе дегазации водорода на Русской платформе на тысячи лет, и недавно она началась снова? Или же она шла постоянно, и водородные струи имеют древнее заложение? Ответов на эти вопросы пока нет.

Сейчас невозможно сказать, когда появились водородные струи (существующие в данный момент) в центральных районах Русской платформы. Мы также не знаем, сколько времени должна «работать» водородная струя, чтобы появилась воронка. Здесь нужны целенаправленные исследования, эксперименты, расчеты. Можно только догадываться (к чему есть основания), что водород способен «сработать» быстро.

Но если принять в расчет, что за последние 15 лет образовалось несколько десятков воронок, а до этого срока такого вроде бы не было (хотя «гласность» уже была), то получается, что водородные струи – явление новое, недавнего заложения. Мы не знаем, имеет ли оно глобальный характер, или распространено только у нас на Руси.

К вопросу о «Серебристых облаках»

В данной связи, возможно, следует обратить внимание на «Серебристые облака». Они состоят из ледяных кристалликов воды и располагаются на высоте 75-90 км (в зоне мезопаузы). Специалисты по атмосфере не могут объяснить, каким образом в эту зону проникает водяной пар. Температура там опускается до минус 100оС, а вся вода вымораживается полностью на гораздо меньших высотах.

Но если от Земли идет диссипация водорода в космическое пространство, то он способен проникать в зону мезопаузы. Это выше озонового слоя, там много Солнечной радиации и есть кислород – все, что нужно для образования воды. Изюминка (интрига) здесь в том, что Серебристых облаков до лета 1885 года не было. Однако в июне 1885-го их заметили сразу десятки наблюдателей из разных стран. С тех пор они стали обычным (регулярным) событием, и сейчас установлено, что явление это глобальное. Но можно ли считать этот удивительный факт свидетельством в пользу водородной дегазации?

«Дачная» аномалия

Поездки в Черноземье – дело приятное, особенно по ранней осени, когда уже есть урожай, мало комаров, и погода стоит еще приемлемая. Но в тоже время они обременительны из-за необходимости ехать на мощном внедорожнике с тракторным протектором на колесах (иначе по сырой погоде там делать нечего). И еще эти поездки утомительны из-за однополосных трасс, забитых медленно ползущим грузовым транспортом.

Поэтому, попадая в очередной затор, мы каждый раз мечтали – «как хорошо было бы обнаружить водородную аномалию у себя на даче», до которой по «Дмитровке» от московской квартиры можно добраться за час. Там тебе и душ, и баня, и непогоду можно пережидать у камина, а чуть распогодилось – и ты уже при деле.

В очередной заезд на дачу померили прямо на своем участке – оказалось более 500 ppm. Стали мерить вокруг, сначала в радиусе нескольких метров, затем десятков, затем сотен метров, наконец – километров, и везде сотни ppm, а в каждом четвертом замере прибор показывал более 1000 ppm. В настоящее время мы установили, что в Московской области имеет место региональная аномалия, протяженность которой (с севера на юг) не менее 130 километров, при ширине более 40 км.

И мы еще не оконтурили ее, но похоже, что она больше, поскольку крайние периферийные замеры обнаружили значения превышающие 1000 ppm. Эта аномалия накрывает всю Москву.

Что такое воронка на войне. Смотреть фото Что такое воронка на войне. Смотреть картинку Что такое воронка на войне. Картинка про Что такое воронка на войне. Фото Что такое воронка на войне

Констатация ситуации на сегодняшний день: в настоящее время на Русской платформе началась активизация эндогенных процессов, связанных с дегазацией водорода. С таким явлением наша цивилизация еще не сталкивалась, и поэтому его необходимо всесторонне исследовать.

Что делать?

По всей видимости, начинать надо с локальных водородных аномалий, которые фиксируют выходы водородных струй на поверхность планеты. Нужно подобрать комплекс геофизических методов для изучения этого явления.

— Если водородная струя образует вертикальную зону проницаемости, заполненную водно-водородным флюидом, то в этой зоне должны «размываться» горизонтальные отражающие поверхности. Соответственно, такие зоны будут фиксироваться сейсмическими методами (например, методом отраженных волн).

— Верхние километры таких зон будут заполнены минерализованной водой, т.е. природным электролитом, имеющим высокую электропроводность. Следовательно, данные зоны можно устанавливать методами электроразведки (например методом магнитотеллурического зондирования – МТЗ).

— Следует учитывать, что проницаемость (пористость) создается самим водородом в зоне его инфильтрации (когда он собирается в струйные потоки). И эту пористость (и кавернозность) он может создавать не только в карбонатах, но также в гранитах, гранито-гнейсах, кристаллических сланцах и др., что сопровождается метасоматическим преобразованием силикатных пород (каолинизацией, аргиллизацией). При этом объемный вес пород существенно (иногда резко) уменьшается, что открывает возможность успешного применения гравиметрии.

— Наконец, в высокопористых зонах (заполненных водой) резко снижаются скорости прохождения сейсмических волн, и это позволяет надеяться на результативность метода сейсмической томографии.

Методику геофизических исследований, отработанную на локальных водородных аномалиях и молодых воронках и предназначенную для поисков скрытых на глубине водородных струй (и связанных с ними вертикальных зон проницаемости), необходимо будет проверить бурением. Затем ее можно будет применять для выявления потенциально опасных площадей на территориях, где существуют или предполагаются особо охраняемые объекты.

Следует напомнить, что несколько лет назад две воронки образовались в непосредственной близости от Курской АЭС. Если мы научимся находить «водородные котлы», то, вполне возможно, приспособимся стравливать из них давление скважинами и утилизировать получаемый таким образом водород, т.е. будем получать немалую пользу и доход от явления, которое, не будучи оприходованным, может нанести немалый вред и быть причиной катастроф.

Сейчас мы не можем определенно говорить о природе региональной водородной аномалии, которая накрывает всю Москву, и о том, какие сюрпризы она может нам преподнести – пока еще слишком мало данных. Ясно одно: она слишком велика, и нам вряд ли следует надеяться взять под контроль эндогенные процессы, которые с ней могут быть связаны. Эти процессы, скорее всего, уже идут на глубине, но пока еще не вышли на поверхность. Однако, они наверняка проявятся в ближайшем будущем, и с ними могут быть связаны многие опасные явления, к которым нам лучше подготовиться заранее.

Ближайшее будущее – «человеческое»

Прежде всего, в пределах региональной аномалии возможно появление взрывных и провальных воронок. По мнению геоэкологов Москвы (которые еще не располагают сведениями про водородные струи) 15% территории города находится в зоне риска по карсту, и провалы на этих площадях могут произойти в любой момент. Специалисты про это знают, говорят и предупреждают, но не проявляют особой активности в понуждении властей к принятию соответствующих мер.

Видимо, успокаивающим фактором является бытующее мнение о «неспешном» образовании карстовых полостей. Но в нашем варианте, когда «работает» водород (который способен «сработать» быстро), к этой угрозе следует отнестись с первоочередным вниманием. Нужно постараться, если еще не поздно, провести в экстренном порядке разнообразные геофизические и геохимические исследования, и проводить их в дальнейшем в режиме мониторинга, чтобы установить динамику и направленность эндогенных процессов.

Эти исследования следует проводить не только по поверхности, но (что очень важно!) и в нижележащих горизонтах, для чего необходима сеть параметрических скважин глубиной от 100 м до 1,5 км. Необходимо как можно скорее накопить первичную сумму данных с тем, чтобы просто понять, в каком направлении нам следует двигаться дальше в своих исследованиях и жизненных планах.

Сейчас нам не ясны масштабы возможных неприятностей в связи с эндогенной водородной дегазацией в пределах Москвы. Однако, будь наша воля, мы бы прямо сейчас (еще до прояснения ситуации в земных недрах под мегаполисом) затормозили бы строительство многоэтажных сооружений. Очень уж велико их воздействие на нижележащие горизонты. И если есть водородные струи в черте города (а они есть), способные продуцировать воду («теплую» и химически агрессивную), то эта вода будет, прежде всего, размывать породы, находящиеся в напряженном состоянии, т.е. будет размывать породы под фундаментами небоскребов.

И не нужно ссылаться на высотные здания сталинской постройки, которые стоят уже более полувека. Во-первых, их строили иначе; а во-вторых, водородная дегазация, скорее всего, появилась гораздо позже, и ее воздействие мы начали замечать только в последние 15 лет (судя по времени проявления свежих взрывных и провальных воронок на Русской платформе).

О ближайшем будущем, но уже «геологическом»

В рамках «Гипотезы Изначально Гидридной Земли» региональная водородная аномалия является ранним симптомом (свидетельством) подготовки Русской платформы к излияниям плато-базальтов (траппов). Надо сказать, что наша платформа – единственная среди древних платформ, где еще не проявился трапповый магматизм, на остальных он широко проявился в мезозое и палеогене.

Это явление хорошо изучено, и в нем поражают: полное отсутствие предварительной тектонической и геотермальной активности, внезапное начало и гигантские объемы излившейся лавы. Это не обычный вулканизм, это “flood-basalts” – в буквальном переводе «затопляющие базальты» («flood» – в переводе с английского – наводнение, всемирный потоп, половодье).

В Индии на плато Декан этими базальтами залито 650 000 км2, у нас на Восточно-Сибирской платформе их еще больше. Процесс этот многостадийный, но удивляют объемы одноактных извержений – они могут заливать (за раз) тысячи квадратных километров (к примеру, всю Москву за один раз). Утешает (и успокаивает) одно: излияния плато-базальтов – это геологическое будущее, и до него могут пройти миллионы лет. Но этих миллионов может и не быть – ведь региональная водородная аномалия уже существует. И не дай Бог, если она к тому же «сидит» на территории, под которой окажется выступ астеносферы (но вроде бы именно это и намечается).

Однако о начале явления “flood-basalts” планета должна будет послать четкий сигнал, который невозможно будет не заметить (о его природе пока говорить не будем). И мы опасаемся, что после этого сигнала у нас останется мало времени для эвакуации, возможно, несколько лет, но, может быть, только месяцы. Пока этого сигнала еще не было.

Возможная приятная перспектива?

Вместе с тем, имеется и приятный аспект: весьма вероятно, что региональная аномалия на глубине 1,5-2-2,5 км (в кристаллическом цоколе платформы) соберется в несколько мощных водородных потоков, из которых можно будет отбирать водород скважинами.

Это сулит большие перспективы в плане добычи водорода в промышленных масштабах. Сейчас весь мир мечтает о переводе энергетики на водород, но никто не знает, где его взять. У нас же есть надежда, что Планета повременит с базальтами, и выделит нам хотя бы сотню-другую лет спокойного существования, чтобы мы могли оприходовать этот «домашний» водород (на зависть соседям), а дальше что-нибудь придумаем.

Заключение

Сказанное выше, несмотря на всю свою «предварительность», показывает необходимость скорейшей постановки широкого спектра исследований. О том, какие это должны быть исследования и на каких территориях – разговор особый, и мы к нему готовы (точнее сказать – почти готовы).

Вместе с тем одно направление в этих исследованиях хотелось бы наметить прямо сейчас. Речь идет о взрывах метана в угольных шахтах, которые в последнее время стали случаться все чаще и чаще. В метане (СН4) – на один атом углерода приходится 4 атома водорода, т.е. по числу атомов природный газ – это прежде всего водород.

Ситуация усугубляется еще и тем, что некоторое время назад, когда проводилось опережающее бурение для определения опасности «по взрыву», этих очагов могло и не быть, особенно если это бурение проводилось давно (10-15 лет назад).

Короче говоря, если выяснится, что очаги скопления метана в угольных бассейнах продуцируются струями водорода, то станет гораздо проще построить эффективную систему профилактических мер, которая сведет к минимуму возможные риски и потери.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *