Что такое воровская честь
Что такое воровская честь
В рабочем движении можно услышать сегодня — мы боремся не за рост зарплаты, а за свою честь, свое человеческое достоинство, хотим показать, что мы не быдло. Но хорош ли такой подход? Объединяет ли он класс? Мне хочется изложить здесь свое мнение по этому поводу. Что же такое честь? Откуда она взялась? Как появилось и кому пригодилось личное достоинство гражданина. Наверное, у меня получится спорный текст, тем интереснее может быть полемика.
Разговор о чести исторически верно было бы начать историческим экскурсом в глубины раннего феодализма, но парадоксальным образом я начну с дней сегодняшних или почти что сегодняшних, с воровского сообщества. В отличие от разложившихся и изнеженных аристократов, не способных более поднять на защиту своей чести не только копье, но и шпагу, воровское сообщество все еще уважает понятие своеобразной воровской чести, составляющей идеологический фундамент воровской иерархии. Во главе выстроенной в каждой колонии пирамиды находится «вор в законе», он опирается на черную (по цвету формы) воровскую массу, которая попирает ногами свою кормовую базу, так называемых «мужиков», которые работают на производстве и содержат не работающих по «принципиальным» соображениям воров.
За это воры «защищают» заключенных от администрации и контролируемых ей секций охраны порядка. То есть, если администрация, например, принуждает воров к труду, то они организуют тюремные бунты, зэки режут себе вены, их зверски избивает тюремный спецназ и так далее. Конечно, у простых заключенных периодически возникает вопрос: почему бы ворам просто не работать как всем? — Не позволяет воровская честь! — Если кому-то ответ не вполне понятен, то он подвергнут процедуре гражданской казни, то есть «опущен», теперь всякий, кто общается с ним, также вычеркивается из общества. Таким образом, сообщество делится на три категории: людей, имеющих честь (воров), людей, потенциально способных иметь честь, и органически неспособных иметь честь изгоев. Понятно, что такая триада делает любое сопротивление воровской верхушке крайне затруднительным.
Нетрудно заметить здесь прямую аналогию с любым иерархическим социумом, основанным на систематическом насилии и, прежде всего, с феодальным обществом. Конечно, каждый вассал, прежде всего, служит своему сюзерену, так же как воры служат «вору в законе». При этом декларируется, однако, служба в интересах общества — защита от нападения соседних феодалов. Таким образом угнетение и эксплуатация крестьян идеологически оправдывается необходимостью существования особых социальных групп, наделенных особыми моральными качествами, то есть рыцарей как носителей чести и воинской доблести, и монахов как носителей духа, нестяжательства, разума и так далее.
Честь всегда подразумевает поединок 1 на 1, где человек, занятый повседневно производительным трудом, не имеет никаких шансов против специально подготовленного рыцаря в дорогих доспехах, здесь она противостоит «бесчестной» коллективной драке, где большинство имеет значительно больше шансов на победу. Таким образом правящий класс навязывает угнетенным свою идеологию, свои правила игры, которые они, хотя бы из-за своей бедности, не в силах выполнять не только в физическом, но также в культурном и интеллектуальном плане. По этой причине победа отдельного представителя угнетенных над угнетателем в «культурном» поединке в шахматы, например, или идеологическом поединке–диспуте столь же маловероятна.
Однако самое страшное то, что даже если какой-то из представителей народа и оказывался, статистически–случайно, столь одарен от природы, что мог противостоять угнетателям, даже играя по их правилам, то феодальная идеология позволяет инкорпорировать его в правящий класс как счастливого носителя чести. Сам факт его победы по правилам правящего класса означал, что он обладает честью и таким образом может быть принят в клир или на службу короля.
Конечно, со своей стороны рыцари и монахи никогда не воевали с нардом по навязанным им правилам. Поскольку выступление против власти является покушением на священное понятие чести, то идеология правящего класса позволяла истреблять восставших крестьян самым подлым образом, включая лживые клятвы и убийства из-за угла. Трагично, что фата-моргана «доблестных рыцарей» застилала глаза крестьянских вождей и делала их преступно доверчивыми.
От чести к достоинству
Собственно, это и сделал абсолютизм. Окрепший буржуазный класс не мог больше терпеть произвол баронов-разбойников и нашел суд в лице Людовиков. Ришелье запретил дуэли и честь уступила место достоинству. Достоинство не надо подкреплять шпагой, это имманентное свойство буржуа. Только лишаясь состояния, люмпенизируясь, выбывая из класса, буржуа теряет свое достоинство.
Но если наличие чести признавалось лишь за отдельными наиболее выдающимися представителями крестьянства, то не прошло и нескольких сот лет, как гражданскими правами, то есть достоинством, были наделены и большинство тех, кто вовсе не обладает средствами производства — рабочих. Для капиталиста, с одной стороны, важно, чтобы рабочий выступал как свободный, независимый продавец, рабочей силы, с другой стороны, он давно не боится назвать рабочего на Вы.
Все дело в том, что, в отличии от чести, которая защищается непосредственно — через шпагу, защита достоинства сложная, опосредованная процедура, где буржуазное выступает верховным арбитром. Добавим, дорогая процедура.
Слышали ли вы когда-нибудь историю о том, как рабочий, оскорбленный работодателем, защитил свою честь через суд? Я — нет. И догадываюсь, почему так. Другой пример. Теоретически, УПК защищает от полицейского произвола всех, но практически лишь того, кто пришел на допрос со своим личным адвокатом. Это не случайно. Достоинство подобно кошельку — без денег оно столь же бессмысленно, как честь — без шпаги.
Индивидуальное и коллективное
Так же, как рыцарская мораль признавала лишь индивидуальный вызов, современное буржуазное государство старается признавать лишь индивидуальную защиту своих прав. Другими словами, честь и достоинство всегда индивидуальны. Таким образом, пропагандируя через свою культуру честь и достоинство, буржуазия реализует принцип «разделяй и властвуй». Неспособная справиться массой, с классом, она охотно принимает вызовы индивидуумов, неважно, лежат они в террористической плоскости «чести» или юридической плоскости «достоинства».
Бунт одиночки не может угрожать системе. Бунтарь, сражающийся за честь, не может нанести серьезный урон эшелонированной системе безопасности буржуазного государства. Сутяжник, защищающий свое достоинство, будет измотан многолетними судебными процессами. Оба не имеют ресурсов для победы.
Такая ситуация повторяется во всех замкнутых социальных группах. В иерархической системе всегда есть место для стукачей (апеллирующих к закону) и отморозков (адептов прямого террора) — двух специфических групп изгоев, не представляющих никакой опасности для системы просто в силу индивидуалистического характера своего мировоззрения. Но почему они не могут повести за собой массы?
Именно по этой причине честь и доблесть лежат в фундаменте фашистской идеологии. Идеологии тотального террора и угнетения. В безумных утопиях Лимонова носители чести будут «сражаться и умирать молодыми», в то время как большинству будет предложена роль их рабов. Угнетение и эксплуатация скрыты здесь за культом героев, конечно же, обладающих честью. Одним из ее проявлений является культивируемый Лимоновым среди членов организации культ жертвенности. Фашизм можно представить без антисемитизма, но представить его без культа героев невозможно. Стоит сорвать с него рыцарский плащ и перед нами предстанет во всей своей «красоте» кровавый вурдалак, требующий все новых жертв во имя бесконечного насилия, целью которого является лишь сохранение его власти и господствующего экономического положения класса собственников.
Так же, как культ чести ведет к фашизму, так же культ личности, человеческого достоинства, неизбежно ведет к либерализму. Для того, чтобы ездить на машине, нужен бензин. Для того, чтобы судиться, нужны деньги. Но кто мешает их заработать? Никто. Именно так говорят либералы. Как только у тебя появляются деньги, у тебя появляется возможность использовать свои права и защищать свое достоинство. Это индивидуальный выход. Открой бизнес. Не получилось. Сам виноват. Недоволен? Как же не стыдно, где ваше чувство собственного достоинства? Сколько можно ходить с протянутой рукой, клянча повышение зарплаты. Открой бизнес. Не хочешь? Иди работать по найму. Нарушают трудовые права? Увольняйся. Не можешь найти другой работы? Открой свое дело… Миллионы квалифицированных специалистов, которые могли бы повести за собой рабочий класс, бродят, заблудившись в трех соснах либеральной идеологии, согнувшись под грузом своего чувства собственного достоинства, не позволяющего им смотреть на менее образованных товарищей по классу как на равных себе.
Капиталисты объединены буржуазным государством, последовательно отстаивающим их интересы. Именно поэтому они могут быть индивидуалистами. Они индивидуально заплатили налоги и теперь государство следит, чтобы никто не помешал им индивидуально присваивать плоды коллективного труда рабочих. А рабочие, те самые, чей коллективный труд обеспечивает существование общества? Они бьются каждый за себя и не могут ничего сделать. Вместе мы много сильней, чем машина буржуазного государства. Но работницы говорят своим детям: ты самый лучший, ты самый смелый, если не самый смелый, то самый сильный, если не самый сильный, то самый умный. В школе детей ранжируют оценками. Этот самый сильный, тот самый умный. Во дворе, дети проходят через иерархию подростковых групп, знакомятся с понятием чести. Я самый смелый — буду самый главный. Буржуазное общество культивирует индивидуализм обоих видов миллионом путей. И вот, оказавшись во взрослой жизни, мы не способны объединиться для борьбы.
Предложили должность супервайзера за выход из профсоюза? Надо соглашаться, ведь я самый честный… или самый умный… в общем, самый достойный. Не льстите себе. Вас просто купили. В обмен на должность и зарплату вы продали самое дорогое, что есть у рабочего человека — пролетарскую солидарность.
В отличие от капиталистов, мы все лишь частички гигантской машины, которая производит все, чем располагает человечество, вкрученные в нее болты, гайки, шестеренки ее механизма. Стоит нам остановиться, руководствуясь чувством пролетарской солидарности, и мир капитала падет. Машина развалится на мельчайшие детали и мы будем строить новый мир. Но этого не случится, пока мы ищем индивидуальные пути решения своих проблем, культивируем в себе честь и собственное достоинство, но стоит отбросить это химеры прошлого, взглянуть на товарищей по работе как на равные тебе болты и гайки, осознать их, независимо от всего, как друзей и братьев, как мир капитала падет под нашим ударом.
marafonec
Марафонец
Бег на месте к горизонту
Воровские и мафиозные понятия и законы
Воровские понятия и законы
Воровской и тюремный закон
Таким образом, тюремный закон — это свод норм, правил, запретов и традиций, обязательный для всех осужденных, заключенных и т.д., независимо от их принадлежности к той или иной категории в “табели о рангах”.
Тюремный закон регулирует отношения как между отдельными осужденными, заключенными и т.д., так и между группами осужденных, заключенных; он определяет механизмы разрешения возникающих конфликтов как между отдельными лицами, так и между группами лиц. Различия между воровским и тюремным законом можно проследить из нижеприведенной таблицы:
Воровской закон
Преданность и поддержка воровской идеи;
Недопустимость никаких контактов с правоохранительными органами;
Быть честными по отношению друг к другу;
Вовлечение в свою среду новых членов, особенно молодежи;
Запрет на занятия политической деятельностью;
Следить за порядком в ИТУ и СИЗО, устанавливать там власть воров в законе;
Обязательное умение играть в карты.
Из этих 7 основных законов вытекают следующие дополнительные:
отказ от сотрудничества с любыми властными структурами;
никогда не давать показания;
никогда не признавать вину;
не иметь собственности и сбережений;
периодически “садиться” в места лишения свободы;
не брать в руки оружие;
не работать ни при каких условиях;
“держать” порядок в зоне, т.е. разбирать конфликты, не допускать ссор, поножовщины и т.д.;
наладить снабжение ШИЗО — ПКТ;
пополнение воровского блага, т.е. дани, собираемой со всех осужденных, заключенных и других лиц;
чтить родителей (особенно мать);
не состоять ни в каких партиях, комсомоле и т.д.;
учить правильной жизни молодежь, разъяснять, что такое правильные понятия;
никогда не прописываться по месту жительства;
картежная игра между ворами должна быть честной;
запрет мстить исподтишка;
не воровать (крысятничать) у своих;
не обижать мужиков.
Тюремный закон
Выделять долю в общак;
Нельзя поднять руку на вора в законе;
Непримиримое отношение к доносительству;
Запрет отнимать что бы то ни было у кого бы то ни было без основания;
Запрет предъявлять обвинения без доказательств;
Запрет оскорблять любым образом;
Не вступать в секции, т.е. не становиться красным;
Не воровать у своих
Таким образом, можно сказать, что соблюдение норм тюремного закона обязательно как для воров в законе, так и для всех остальных криминальных элементов, а соблюдение отдельных положений воровского закона обязательно только для воров в законе и лиц, стремящихся быть коронованными. Еще раз повторим, что многие положения воровского и тюремного закона совпадают.
Преступные авторитеты, используя особенности криминальной субкультуры и пользуясь своим особым положением в местах лишения свободы и содержания под стражей в своих целях, добиваются следующего:
достижения полного влияния на достаточно неустойчивую среду осужденных и заключенных с помощью норм и правил, возведенных ими в закон;
осуществляют очень жесткое “правление” массой осужденных и заключенных, заставляя многих подчиняться силовыми методами, вплоть до убийства неугодных, причем делается это чужими руками (так называемыми торпедами), сами оставаясь в стороне;
или сами, или их ближайшие помощники проникают в среду работающих осужденных (сухари), с целью осуществления контроля над промышленной зоной ИТУ;
используют иные методы давления, прикрываясь воровским и тюремным законом.
Основные “функциональные” обязанности воров в законе:
пропаганда преступного образа жизни (для чего используются любые возможности — от шантажа и подкупа до “премирования” крупными суммами денег, автомобилями, поездками за рубеж и т.д.);
расширение своего ближайшего окружения (как указывалось выше) за счет привлечения молодежи;
организация общака и постоянное его пополнение;
принятие коллективных решений о проведении воровских сходок или съездов для принятия на них важных решений, раздела контролируемых территорий, осуществления своеобразного “суда чести” и т.д.;
оказание материальной помощи авторитетам преступного мира, находящимся в заключении, их семьям;
поддержание связей с лидерами других преступных сообществ во избежание ненужных разборок, а зачастую для совместных действий;
организация контрразведывательной работы в отношении сотрудников правоохранительных органов, прокуратуры, пенитенциарных учреждений и т.д.;
осуществление функций арбитра, рассмотрение проступков членов преступного сообщества, назначение наказания;
скрытное осуществление противодействия администрации пенитенциарных учреждений путем запугивания, подкупа, шантажа, угроз и т.д.;
выявление среди сотрудников ИТУ и СИЗО коррумпированных лиц для использования в своих целях (организация дороги в ИТУ, СИЗО, информирование о предпринимаемых мерах в отношении спецконтингента и др.).
Блатные санкции. В основе сплоченности преступных объединений лежит их довольно хорошая организованность и очень жесткие санкции по отношению к “оступившимся” нарушителям воровского (тюремного) закона. В той же мере это касается и лиц, содержащихся под стражей и в местах лишения свободы, хотя говорить о том, что там существуют организованные преступные сообщества нельзя.
У воров в законе существует три вида санкций, которым они могут быть подвергнуты:
публичная пощечина за мелкие провинности (чаще всего за безосновательные оскорбления); причем, дать пощечину может только равный по “званию”, т.е. тоже вор в законе;
дать (бить) по ушам — т.е. перевести в низшую категорию, так называемых мужиков;
К преступникам, не имеющим ранга вора в законе может быть применено большое число санкций, основными из которых являются:
совершение насильственного акта мужеложства (особенно распространено среди несовершеннолетних преступников), т.е. перевод в самую презираемую группу петухов, обиженных, опущенных и т.д.;
лишение занимаемого статуса (дать по ушам) — перевод из категории блатных в категорию мужиков;
изгнание из семьи (микрогруппы) — остракизм;
парафин, т.е. чисто символический акт мужеложства; заключается в проведении по губам провинившегося половым членом, при этом акту насильственного мужеложства провинившийся не подвергается;
ломание рук (ног) — применяется к лицам, проигравшимся в карты и не отдавшим в долг, а также к лицам, безосновательно избившим кого-либо;
смерть — применяется достаточно редко и только за грубейшие нарушения тюремного закона (точного установления, что лицо является агентом правоохранительных органов; за воровство крупной суммы из общака и т.д.); на убийство провинившегося должна быть санкция вора в законе или сходки местных авторитетов.
Итальянские мафиозные законы.
Омерта и 10 Заповедей
Десять заповедей Коза Ностры — неофициальный свод законов, которым должен следовать каждый член мафии.
В число заповедей входят следующие:
1. Никто не может сам подойти и представиться кому-то из «наших» друзей. Он должен быть представлен другим нашим другом.
2. Никогда не смотрите на жён друзей.
3. Не допускайте, чтобы вас видели в обществе полицейских.
4. Не ходите в чужие клубы и бары.
5. Ваш долг — всегда находиться в распоряжении «Коза Ностра», даже если ваша жена вот-вот родит.
6. Всегда являйтесь на назначенные встречи вовремя.
7. С жёнами надо обращаться уважительно.
8. Если вас просят дать любую информацию, отвечайте правдиво.
9. Нельзя присваивать деньги, которые принадлежат другим членам «Коза Ностра» или их родственникам.
10. В «Коза Ностра» не могут входить следующие лица: тот, чей близкий родственник служит в полиции, тот, чей родственник или родственница изменяет супруге (супругу), тот, кто ведёт себя дурно и не соблюдает нравственных принципов.
25 правил коза ностра:
1. Запачкать свои руки не должен бояться даже руководитель. Не следует поручать подчиненным работу, которую сам не умеешь делать.
2. Немного удачи лучше, чем много мудрости.
3. Чем больше ты открываешься перед своим врагом, тем больше у него возможностей уничтожить тебя.
4. Наличные – это всегда наличные. Шуршащие в кармане деньги всегда надежнее чеков и карт.
5. Никогда не рассказывай всего того, что тебе известно. Открывай только 75-95% из того, что ты знаешь. Оставшиеся 5-25% могут защитить тебя.
6. Не следует принимать решения в гневе. Злость – это животный инстинкт, но никак не логика. При принятии решения голова должна быть чистой – это свидетельство ума и осторожности.
7. Мужчина ничего не стоит без своего слова. Оно должно быть как скала. Если что-то пообещал, то должен выполнить.
8. Держи свой язык за зубами. Если пришлось соврать, говори мало. Если не знаешь, что сказать, лучше молчи. Чем больше ты скажешь, тем больше себя обезоружишь. Когда твой рот закрыт, ошибки совершают другие.
9. Не стой на открытом пространстве, если не хочешь поймать пулю врага. Избегай быть зажатым в угол.
10. Когда не можешь победить по правилам, измени правила или не бойся их нарушить.
11. Предательству нет прощения.
12. Уважение врага – это хорошо, но страх – намного лучше. Страх остановит врага быстрее, нежели желание уважать тебя.
13. Всегда есть возможность сменить женский гнев на расположение, если подарить кольцо с бриллиантом.
14. За спиной каждого великого мужчины стоит великая женщина. Только мудрая женщина может дать стабильность, которая поможет мужчине стать великим.
15. В мире нет ничего вечного.
16. Не давай чаевых тем, кто не стремится их получить.
18. Хочешь мира – готовься к войне. Всегда нужно быть готовым к худшему, даже если ты не ожидаешь ничего плохого.
19. Если не соблюдаешь осторожность – найди себе священника. Все равно ты обречен, а твоя жена станет вдовой.
20. Сомневаясь, доверяй своим инстинктам – они скорее помогут, чем навредят.
21. Человек предполагает, а Бог располагает.
22. Держи своих друзей рядом с собой, а врагов еще ближе. Внедри к врагам информаторов, чтобы знать обо всех действиях, слабостях и намерениях.
23. Даже самые идеальные планы терпят неудачу. Проявляй терпение и будь готов получить меньше. Так ты избежишь разочарований.
24. Чтобы заработать деньги, их нужно куда-нибудь вложить. Не бойся потратить деньги, если это обещает тебе прибыль.
25. Счастливым будет тот, кто сначала терпит от других унижение, но потом получает возможность для сладкой мести. Люди слишком часто забывают о своих унижениях. Подними ставки и тогда у тебя не будет другого выхода, кроме как отомстить.
Наказания для преступивших воровской закон
Жизнь по воровским понятиям полна ограничений и обязанностей. И все воры в законе знают, что нарушать кодекс воровской чести запрещено.
Не могут его нарушать и члены преступных группировок, сидящие за решёткой или разгуливающие на воле. Судьба таких отступников решается на воровском суде.
Фактрум узнал, что делают с теми, кто совершил преступление против воровского закона.
В чём заключается воровской кодекс?
Воровской закон включает в себя нормы и правила поведения в обществе воров. Следовать ему должны все преступники, особенно воры в законе — криминальные авторитеты. Они же следят за выполнением воровского кодекса на своей территории — подконтрольной области или на зоне.
Для зеков есть свои тюремные понятия. Сидящие должны вкладывать деньги в общак и не должны воровать у своих. Они обязаны чтить родителей и старших, особенно тех, кто выше их в иерархии. Нельзя доносить на сокамерников и подельников и отнимать вещь или жизнь без веской причины. Нельзя и предъявлять обвинение другому заключённому, если нет доказательств.
Как выносят приговор на воровском суде?
Во-первых, для обсуждения преступления собирается воровская сходка. Часто она проходит под видом какого-либо праздника. Назначает дату и время сходки община — несколько самых уважаемых воров. С подозреваемого в невыполнении, отступлении или нарушении воровского кодекса «спрашивают» — зачитывают обвинение. При этом обвинитель должен находиться рядом, чтобы самому ответить за свои слова или действия. Если обвиняемый сумеет доказать, что он не совершал «преступления», то обвинителю приходится несладко. Воровской суд в таком случае назначает лжецу наказание.
Наказания, которым подвергаются нарушившие воровской кодекс
Самым лёгким наказанием считается публичная пощёчина. Дать сдачи или уклониться от удара осуждённый ворами не может. Это грубое нарушение воровского закона. Хоть наказание и не слишком страшное, но его последствия довольно печальны. «Битого» вора перестают уважать на зоне. Одним из наименее строгих наказаний считается денежный штраф. Эта блатная санкция применяется к тем, кто подставился, сорвал сделку или опоздал на воровскую сходку. Суммы бывают просто заоблачные, некоторые штрафы исчисляются миллионами долларов.
За «западло» или обман старших воров невысокого ранга карают сильнее. Такая процедура наказания называется «дать по ушам», то есть лишить занимаемого статуса и перевести в категорию «мужиков». Нарушителя закона также могут изгнать из группы и лишить его поддержки в делах. Намного сильнее наказывают карточных должников. Им запросто могут сломать ногу или руку.
Но вместе с тем «дать по ушам» могут и по другому поводу. Если вор в законе хочет уйти на покой и стать «вором в короне», то братва проводит процедуру разжалования. В ходе неё вор в законе становится коронованным вором.
Преступные короли Они командуют криминальным миром почти век. Их слово — закон для бандитов
Фото: Александр Климчук / ТАСС
«Лента.ру» начинает цикл публикаций о ворах в законе — генералах преступного мира. Появившись в начале XX века, эти люди вне закона быстро оказались во главе всей преступности СССР, а затем и России. Воры в законе не похожи на других криминальных авторитетов: их отличает своя идеология, обряды и своеобразный кодекс чести, разительно отличающий их от остальных бандитов. Их мир надежно скрыт от посторонних глаз, а сами законники редко попадают в криминальные сводки, при этом управляя всем, что творится по ту сторону закона, не только на постсоветском пространстве, но и далеко за его пределами. В первом тексте цикла мы расскажем о том, как возникла воровская каста, как создавались ее негласные правила и как менялся мир законников на протяжении десятилетий.
Эра законников
Считается, что первые воры в законе появились в конце 20-х — начале 30-х годов XX века. Конечно, преступники с четкой идеологией (например, Моисей Винницкий, известный в криминальных кругах как Мишка Япончик) существовали и до этого. Но они — одиночки, которые в отличие от законников не были единой силой, связанной общим кодексом поведения. Впрочем, если время появления воров примерно известно, то насчет того, как именно они появились на криминальной арене, существуют три основные версии.
Первая — и самая банальная — гласит, что воры в законе стали порождением тюремной среды в непростое для страны время: за решеткой, как и в любом замкнутом сообществе, у руля становятся самые сильные и авторитетные участники. Со временем такие вожаки сидельцев стали второй властью в местах лишения свободы, выступая и судьями, и карателями среди зэков.
По второй версии, прародителями законников стали белые офицеры, которые после Гражданской войны оказались не у дел — многие из них загремели в тюрьмы. Их товарищи, оставшиеся на воле, нередко выходили на криминальную тропу, звались жиганами — и в конечном итоге тоже попадали за решетку. «Идейные» жиганы активно воевали с уркаганами — преступниками, которые не придерживались вообще никаких правил, — и рвались к лидерству в преступном мире, идя по трупам: о зверствах и жестокости бывших белогвардейцев с ужасом вспоминали заключенные Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН), которые попали туда в 30-х годах XX века.
Конспирологи считают, что бывшие царские сторонники избрали для себя путь тайного сопротивления новой власти: они начали грабить и разворовывать советское государство, которое разрушило их жизни. Косвенное подтверждение этой теории в том, что созданный впоследствии кодекс воровской чести местами перекликается с принципами белых офицеров.
Наконец, третья версия гласит, что к появлению воров в законе приложили руку сотрудники Народного комиссариата внутренних дел (НКВД). Якобы в условиях, когда в стране появилось огромное количество заключенных — через лютую систему ГУЛАГа были просеяны миллионы человек, — советскому государству была необходима поддержка во внутреннем секторе обнесенных колючей проволокой учреждений. Тогда силовикам и пришла в голову идея искусственно выделить среди зэков законников, которые благодаря своему авторитету стали управлять основной массой заключенных.
Противники этой теории отмечают: воровские правила строго запрещают любые контакты с властью, превращая законников в идеальных диссидентов преступного мира. Если бы воров действительно насаждали сотрудники НКВД, то в преступном мире такой план наверняка быстро был бы раскрыт — и обернулся бы провалом. Впрочем, в пользу показушности некоторых воров говорит то, что после окончания Великой Отечественной войны они действительно перешли на сторону властей и стали нещадно резать тех законников, которые были по-настоящему преданы воровской идее. Это была настоящая война за решеткой, ведь уже к началу войны в СССР насчитывалось около 3,5 тысяч воров в законе.
«Сучья война»
Конец Великой Отечественной ознаменовался новым притоком заключенных в советские лагеря. В их числе были и законники, которые воевали на фронте за СССР, но, вернувшись за решетку, они столкнулись с непониманием тех воров, кто на фронте не был. Последние считали, что по воровским понятиям участие в боевых действиях — это сделка с властью. На законников-фронтовиков начались гонения, их отказывались считать ворами, но те с таким положением дел соглашаться не хотели. На зонах все чаще вспыхивали местечковые конфликты — и власти, недовольные упрямыми и непокорными ворами, не преминули воспользоваться расколом в их рядах и поддержали гонимых. Так началось противостояние, вошедшее в историю криминального мира под названием «сучья война».
«Настоящие» законники стали звать своих оппонентов, получивших господдержку, «ворами разложенными», а чаще — просто суками. Почувствовав за собой силу, суки стали не просто стремительно давить противников, а еще и обращать воров старой школы в свои ряды. Делалось это через особые ритуалы: чтобы перейти к сукам, законнику было достаточно, к примеру, поцеловать лезвие ножа или «ударить в колокол» — ударить тяжелым предметом по заранее подготовленной рельсе.
Кадр: сериал «Сучья война»
«Воры разложенные» не гнушались убивать противников, которых между собой называли баранами: ворам старой школы отрубали головы, жгли их током, резали ножами, а порой и совали раскаленный лом в задний проход. Такие садистские приемы способствовали массовому притоку к сукам законников, которые не хотели в страшных муках расстаться с жизнью. Уже после окончания сучьей войны многие из переметнувшихся пытались вернуться к ворам старой школы, но приняты не были.
Ссучившиеся воры действовали не только там, где сидели сами: они устраивали так называемые трюмиловки — настоящие вояжи лагерных отрядов, состоящих из отпетых уголовников. Такие карательные отряды кочевали из зоны в зону, устраивали в каждой марафоны насилия и заставляли воров переходить к сукам. Одним из самых известных таких отрядов стала бригада вора Васьки Пивоварова, который воевал в штрафбате, а затем стал «своим человеком» у НКВД. Главной целью его «командировок» была поддержка и демонстрация власти сук, которые к этому времени были в каждом лагере.
Реформы Черкаса
После окончания «сучьей войны» лагерное спокойствие длилось недолго: в начале 60-х годов на зонах начались притеснения заключенных — им урезали количество встреч с близкими, ужесточили режим, а главное — сократили возможности получать передачи. Тогда-то и настал звездный час уцелевших законников, имевших связи и свои каналы поставки продовольствия — столь ценных за решеткой колбасы, чая, сигарет и тому подобного. Конечно, все это было не бесплатно, но рядовые зэки соглашались платить любые деньги, лишь бы отведать что-то, кроме жуткой тюремной баланды. Постепенно к законникам стали относиться как к благодетелям, что сыграло им на руку.
Однако картина для воров была радужной лишь на первый взгляд: сбавившие обороты суки никуда не делись и, взяв передышку, принялись снова давить на своих заклятых врагов пускай и не столь агрессивно, как в «сучью войну». Для законников настало время перемен: идейным вдохновителем корректировок воровского кодекса стал вор Анатолий Черкасов (Черкас). Правда, позже выяснилось, что он утаил от воровского сообщества две госнаграды, полученные на войне, но историю, как известно, не перепишешь.
Анатолий Черкасов (Черкас)
Черкас вынес на обсуждение законников четыре основных предложения. Первым делом он начал ратовать за отмену правила, по которому вор в законе должен обязательно сидеть за решеткой время от времени. Автор «поправок» резонно заметил, что на свободе законники будут куда эффективнее. По мнению Черкаса, представлять свои интересы в местах лишения свободы для законников было бы куда лучше через доверенных лиц — положенцев и смотрящих, которых вскоре после этого стали называть козырными фраерами.
Второй идеей новатора стало обложить данью воровской общак цеховиков — так до конца 80-х годов называли подпольных предпринимателей. При этом суммы, взимаемые с нелегальных коммерсантов, по замыслу Черкаса, не должны быть грабительскими: в теории, доведенные до отчаяния цеховики могли обратиться в милицию. Ворам, само собой, это было ни к чему.
Третьим пунктом своей программы Черкас предложил смягчить запрет на сотрудничество с правоохранительными органами. Нет, доносить, давать признательные показания и слыть потерпевшими воры по-прежнему права не имели. А вот подмахнуть бумагу с отказом от преступной деятельности, при помощи которой стражи порядка пытались задавить все воровское движение, теперь разрешалось. При этом Черкас кивал на старый воровской закон: мол, слово, данное сотруднику правоохранительных органов, ничего не стоит. Наконец, вор-реформатор предложил устроить «крышу» для воровского сообщества в среде нечистых на руку чиновников и блюстителей закона, которых предполагалось подкупать за деньги.
Внутренний вид жилого барака
Все предложения Черкасова были одобрены на воровской сходке (собрании), которая произошла в начале 70-х годов в Киеве. Однако, как показала практика, корректировки потребовал пункт о поборах с цеховиков: некоторые законники все-таки начали жадничать и брать больше положенного — на горизонте замаячил серьезный конфликт. Впрочем, его удалось избежать благодаря сходке 1979 года, прошедшей в Кисловодске. Впервые в истории воровского мира на собрание пригласили посторонних — представителей цеховиков. Вместе собравшиеся решили, что отныне законники имеют право взимать с предпринимателей не больше десяти процентов от их прибыли. Такой расклад устроил обе стороны.
По воровским заветам
Основа основ действующего сегодня кодекса законников — это преданность воровской идее: вор должен постоянно противостоять государству и никак не сотрудничать с ним, быть вне общества и не иметь социальных связей, в том числе не заводить семью. Тем не менее семейные ценности в среде законников уважают: тем, кто связан узами брака, принято помогать; также в мире преступных генералов уважают старших и родителей, особенно матерей.
Помимо семьи, вор в законе не должен иметь постоянного места жительства. Трудоустройство — табу для законника, кодексом это категорически запрещено. Не приветствуется в воровской среде и бизнес — кормиться законник должен только своим преступным ремеслом.
Кодекс также запрещает ворам врать своим «коллегам», красть у них и самовольно мстить другим законникам, если месть не одобрена воровским сообществом. Любопытно, что в «джентльменский набор» каждого вора обязательно входит умение честно играть в карты с другими законниками. Этот навык показывает, что человек бесстрашен и готов идти на риск проиграть что угодно — от денег до собственной жизни.
Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости
Неготовность идти ва-банк — это не только неверность воровской идее, но и проявление малодушия, недопустимого для настоящего законника. Вообще, стойкость и готовность с достоинством переносить любые невзгоды и печали в воровском мире ценится очень высоко. Недаром его представители нередко называют себя терпигорцами. К слову, поскольку чувство собственного достоинства очень важно для любого вора, кодекс законников запрещает им поднимать руку друг на друга или бросаться в своей среде пустыми и бездоказательными оскорблениями.
В местах лишения свободы законникам полагается брать в руки бразды правления и следить за жизнью других сидельцев. Воры за решеткой укрепляют свою власть, смотрят за порядком и обеспечивают других законников, загремевших в штрафной изолятор (ШИЗО), всем необходимым. Кроме того, преступные генералы собирают с сидельцев дань в общак и пополняют его из своих средств. Еще одна воровская обязанность (как за решеткой, так и на свободе) — рекрутирование в ряды криминала молодежи и обучение ее правилам «жизни по понятиям», по сути, подготовка новых «кадров».
Кстати, сегодня вором в законе может стать только мужчина — но так было не всегда. До войны в СССР насчитывалось около 500 законниц: эта преступная каста полностью исчезла лишь в 1956 году. Тогда законники решили, что отныне носить воровской титул женщины не будут. Обосновали просто: вор не может иметь сексуальных контактов с мужчинами, а у женщин они предусмотрены природой, поэтому законницами им не быть.
Подобные глобальные решения воры принимают сообща, встретившись на очередной сходке. Проходить она может где угодно — история знает случай, когда вор в законе Сергей Липчанский (Сибиряк) организовал встречу законников в застенках знаменитой Бутырки, просто договорившись с охраной. Хотя, конечно, куда чаще воры собираются в ресторанах или за городом. Впрочем, о таком крупном событии, как воровская сходка, быстро узнают и оперативники, после чего встречи законников нередко оборачиваются массовыми задержаниями.
Тонкости коронации
Для того чтобы стать членом воровского «клуба», претендент должен соответствовать ряду условий: иметь несколько отбытых сроков и поручительство как минимум двух действующих законников, как минимум пять лет обладающих воровскими титулами. Если условия соблюдены, по всем колониям разносится «воровской прогон» («малява»): послание о том, что такой-то хочет стать вором в законе. Делается это, во-первых, для информирования преступного мира, а во-вторых — для сбора информации о кандидате.
Может, он скрывает, что имеет карточный долг? Состоял в интимной связи с мужчиной? Стучал на кого-то? Если такое выяснится — путь в законники для кандидата закрыт. Если же ничего интересного и противоречащего воровскому кодексу в биографии кандидата не находится, назначается день посвящения, которое может проходить как на зоне, так и вне тюремных застенков. Кстати, раньше само посвящение для христиан называлось крещением, а для мусульман — коронацией. Теперь куда чаще используются общая для всех религий формулировка — «решение вопроса» по такому-то человеку.
Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости
При посвящении новоиспеченный вор дает клятву, в которой обязуется чтить воровские традиции. Иногда ему делают татуировку в виде сердца, пробитого кинжалом. Впрочем, это далеко не обязательно — а знаменитые воровские звезды на плечах и вовсе стали сегодня достоянием прошлого.
Добровольно сложить с себя воровские полномочия законник может лишь по одной причине — тяжелой болезни, не позволяющей ему посещать сходки. В этом случае он обращается к воровскому миру с просьбой отправить его «на пенсию». После проверки правдивости слов законника отпускают с миром. При этом самого воровского титула «пенсионер» не лишается, лишь немного меняется название — отныне его именуют вором в короне.
Но если добровольно отказаться от своих полномочий вор фактически не может, то лишиться титула за проступки — вполне. Как именно покарать виновного, воры решают всем миром, на общей сходке.
Суд для отступников
Провинившийся законник как обычно приглашается на сходку; при этом о грядущем суде его не предупреждают. После того как ему предъявят обвинения — обязательно с доказательствами, — «подсудимый» имеет право оправдаться, используя любые контраргументы. Если все его старания напрасны, вор признается «виновным» и участники сходки выбирают ему наказание.
Самое легкое из всех — унизительная пощечина, которую «осужденному» отвешивает другой вор в законе. При этом бить в ответ нельзя, иначе можно и вовсе лишиться титула: это наказание называется по-разному — развенчанием, раскоронованием или разворовыванием. Действующий вор бьет законника по ушам — и тот превращается в «мужика»: за решеткой его будут принимать уже как простого сидельца без каких-либо привилегий.
Фото: Павел Кассин / «Коммерсантъ»
Впрочем, если такие изощренные способы невозможны, «осужденного» могут просто заковать в бетонные ботинки и отправить на дно водоема, как это любили делать участники различных ОПГ. А порой палачи не только не пытаются скрыть свои действия, но, напротив, устраивают подобие акций устрашения. Известен случай, когда ликвидатор настиг «осужденного» за предательство беглеца в поезде, где выколол ему глаза, отрезал язык и уши, в которые затем вбил по гвоздю.
Измельчавшие короли
Точное число воров в законе, которые сегодня находятся в России, назвать сложно: этому мешает максимальная конспирация в их среде. Однако, по приблизительным подсчетам, на 2013 год в стране насчитывалось порядка четырехсот воров на свободе, и еще около ста — отбывающих наказание в местах лишения свободы. Конечно, на фоне 3,5 тысяч законников начала 40-х годов XX века эти цифры не велики.
При этом воров не просто стало меньше: стремительно уходят в прошлое те из них, кто всю жизнь строго следовал воровскому кодексу. Все больше законников позволяют себе и заниматься коммерцией, и заводить семьи. К примеру, дальневосточному вору в законе Евгению Васину (Джем) в 90-е его титул ничуть не мешал руководить огромным оргпреступным сообществом «Общак» и творить вещи, весьма далекие от строгих воровских правил.
Фото: Вадим Брайдов / «Коммерсантъ»
В те же 90-е, к слову, воровскими титулами стали торговать, пусть и за очень большие деньги; из-за этого появились законники, ни разу в жизни не топтавшие зону. Больше того: в последнее время воровской титул возможно получить чуть ли не по Skype — в самом деле, зачем собираться, если есть видеосвязь? Само собой, у тех воров, кто все еще чтит традиции, подобные новшества вызывают как минимум недоумение.
Появились в воровском мире и вполне «светские» наказания — штрафы. Теперь совершивший незначительный проступок законник вместо унизительной пощечины, которая так или иначе пошатнет его авторитет, может отделаться взносом в воровской общак. На фоне всего этого законники нового поколения, в отличие от своих предков, перестали гордиться попаданием за решетку: в места лишения свободы они отправляются крайне неохотно.
В целом, за последние годы законники сильно измельчали, а строгое следование воровскому кодексу становится скорее чертой воров старой школы. Однако именно жесткие правила поведения сделали законников теми, кто они есть, — первыми лицами преступного мира. И когда воровской кодекс с годами окончательно канет в Лету, велик шанс на то, что некогда могущественные и авторитетные воры в законе, для которых честь не была пустым словом, превратятся в обыкновенных бандитов.