Что такое воскресная школа при храме

Воскресная школа – основа современной катехизации на приходе

Сегодня знать основы христианства хотят многие: некрещеные, утратившие веру и огромное число крещеных. Пройти кахетизацию (процесс просвещения, научения основам христианства) лучше всего в воскресной школе. О том, что она сегодня собой представляет, какие задачи перед собой ставит и каких результатов должна достигать, говорилось на секции «Церковно-приходская воскресная школа как ведущая форма катехизации на приходе» Х V Рождественских чтений.

Что такое воскресная школа при храме. Смотреть фото Что такое воскресная школа при храме. Смотреть картинку Что такое воскресная школа при храме. Картинка про Что такое воскресная школа при храме. Фото Что такое воскресная школа при храмеВ отличие от практики Древней Церкви, нынешняя кахетизация включает не только оглашение готовящихся ко Крещению, но и подготовку к церковным таинствам уже крещеных. Главная ее задача сегодня – сделать сознательной жизнь воцерковляющихся. Чаще всего катехизация проводится на приходе в виде собеседования со священником. Это – первый шаг на пути жизни в Церкви. Но этот первый шаг не должен быть длящимся вечность. И потому после крещения христианин должен не ограничиваться только изучением основ веры, а продолжать образование, переходить к практической жизни внутри Церковного организма, поскольку « вера без дел мертва » (Иак. 2, 26). Таким жизненным центром прихода, местом общения и общего дела для верующих в последнее время стала церковно-приходская воскресная школа.

В отличии от XIX века, когда в церковно-приходских школах учились только дети и это были обычные школы, в которых кроме Закона Божия преподавались дисциплины обычной светской образовательной программы, в наше время в воскресных школах учатся люди всех возрастов. А в отличие от современной светской, обучение в воскресной школе предполагает сообразование человека с образом Христовым, соответствующее духовно-нравственное воспитание.

Потому одной из главных задач воскресной школы является – дать знания, вдохновить каждого человека на жизнь в Церкви. А главной трудностью в создании воскресной школы является формализм и холодность.

Основой плодотворной деятельности воскресной школы является практикование индивидуального подхода к каждой возрастной группе.

По словам протоиерея Константина Островского, «взрослые сами способны читать и учиться». Конечно, для их образования могут читаться лекции на исторические, богословские и другие темы, но более важны исповедь, участие в литургии, общение с приходским священником, совместное с другими прихожанами дело.

Для детей же нужно, чтобы занятия были творческими, интересными, увлекательными. При этом они должны прививать знания. «Будет ли человек исполнять то, чему его научили, – тайна его свободы. Но мы должны его научить», – говорил иерей Георгий Каменев. Для этого важен системный подход: в зависимости от возраста рассказывать то, что дети уже способны воспринять; закреплять полученные знания твердыми навыками; переходя на следующий возрастной уровень, постоянно повторять уже пройденное. Актуальным является восстановление базовых человеческих категорий (например, человек, земля, отечество, дружба и др.), приучение детей к выражению своих мыслей на языке литературном, не редуцированном, привлечение к труду. А если занятия станут для них интересными, родители, слушая детей, будут сами входить в храм.

В ситуации демографического кризиса созидание здоровых полноценных семей особенно важно. По мнению психолога-консультанта центра «Живоносный источник» Ирины Машковой, «воскресная школа должна быть семейной и обучать тому, как строить христианскую семью и жить в ней». Такой опыт созидания духовно-здоровых семей у Церкви есть. И на него смотрят светские институты. «Наступило время социальных проектов, которые государство, используя церковный опыт, готово активно внедрять», – утверждает Мошкова.

Однако и церковным школам есть чему поучиться у светских, в первую очередь – управлению учебным процессом. Необходимо научиться правильно определять цель каждого учебного проекта, выбирать форму работы, проводить анализ и корректировку деятельности. В школе должны быть, помимо духовника, руководитель, методисты, организаторы и педагоги. У каждого есть своя роль и свои обязанности, и лучше, если все это будет заранее регламентировано.

Можно строить обучение в один год, можно – в три. Можно проводить культурно-просветительские, военно-патриотические, спортивные и другие мероприятия. Программ уже написано много, и, как отмечалось в ходе выступлений докладчиков, существует проблема технологии преподавания, а не выбора программ. «При школе могут быть и спортивные кружки, и танцевальные, и археологические. Лишь бы это детям было интересно, и помогало воцерковлению. Но нужны профессиональные преподаватели, труд которых должен быть оплачен, – сказал священник Константин Сопельников. – И не только программа обучения важна, но и профессионализм, духовный облик преподавателей».

Мало возвестить детям великие Истины, рассказать про базовые навыки благочестия, но сама вера в Бога должна определять их поступки. Потому с большим результатом проводятся «уроки-молебны», организованное причастие. Невозможно сочетать молитву с уроками, но, с другой стороны, Закону Божию можно учить через богослужения. Хотя бы потому, что молитва для ребенка – это средство быть честным. В этом мнении сходилось большинство участников встречи.

Отдельного подхода требуют подростки и молодежь. Им не нужны лекции по программе, они ждут ответов на острые вопросы. Для них важна сама среда общения, спортивные, туристические мероприятия, паломничества. В неформальной обстановке через дружескую беседу со сверстниками наставление в вере легче передается новоначальным. Руководитель молодежной группы должен быть способным адекватно интерпретировать происходящие в молодежной субкультуре события. Для молодежи постстуденческого возраста очень актуальным является поиск второй половины, создание долговечного супружеского союза, воспитание детей. Для них остается открытым вопрос: «Как построить семью на христианском фундаменте?».

Для всех вообще прихожан – важны общие дела. В воскресной школе через конкретные дела любви прихожане сближаются друг с другом и являют собой живое свидетельство христианской соборности. Глядя на них, и у новоначальных возникает желание тянуться ко Христу. И тогда, в зависимости от возраста и способностей каждого, для них в воскресной школе выбираются различные формы и методы катехизации. Цель же одна – воцерковление человека, единение в мире и любви в Теле Христовом.

Источник

Воскресная школа

Что такое воскресная школа при храме. Смотреть фото Что такое воскресная школа при храме. Смотреть картинку Что такое воскресная школа при храме. Картинка про Что такое воскресная школа при храме. Фото Что такое воскресная школа при храме

Особенности преподавания предметов духовно-нравственного направления в средних и старших классах

Перед каж­дым воз­рас­том Гос­подь ста­вит свою задачу, поэтому обу­че­ние пред­ме­там духовно-нрав­ствен­­ного направ­ле­ния школь­ни­ков раз­ных воз­рас­тов не может быть одинаковым.

О. Никита Заболотнов: как правильно организовать летний лагерь?

Как орга­ни­зо­вать лет­ний пра­во­слав­ный лагерь, чтобы отдых стал полез­ным? Рас­ска­зы­вает иерей Никита Забо­лот­нов, кли­рик Пет­ро­пав­лов­ского храма города Полев­ской Сверд­лов­ской епар­хии, помощ­ник бла­го­чин­ного по обра­зо­ва­нию и кате­хи­за­ции, завуч вос­крес­ной школы.

Как создать и развивать воскресную школу

Такой вопрос встает прак­ти­че­ски перед каж­дым недавно назна­чен­ным насто­я­те­лем, ведь, как в семье доб­рые роди­тели забо­тятся о своих детях, так и бла­го­че­сти­вые члены при­ход­ской семьи: духо­вен­ство, сотруд­ники, при­хо­жане не могут не забо­титься о вос­пи­та­нии, обу­че­нии и воцер­ко­в­ле­нии детей.

Священная история Ветхого и Нового завета: для детей мл. возраста

про­то­и­е­рей Михаил Фивей­ский Свя­щен­ная исто­рия Вет­хого и Нового завета: для детей мл. возраста.

Я иду на урок Воскресную школу. Закон Божий и уроки детского творчества. — Жукова В.В., Волкова Т.Г.

Наша книга помо­жет пре­по­да­ва­те­лям Вос­крес­ных школ про­во­дить уроки Закона Божия и рисо­ва­ния на задан­ную тему с детьми млад­шего школь­ного возраста.

Пьесы театра «Патерик». — Священник Константин Островский

Что лучше: молиться или играть? Конечно, молиться. Но по немощи чело­ве­че­ской все мы, и взрос­лые и дети, много играем, детям это даже необходимо.

Уроки для занятий с детьми в воскресной школе (для детей 3–5 лет)

Каж­дый урок состоит из чте­ния биб­лей­ской истории,золотого стиха, тема­ти­че­ских рас­ска­зов. Заня­тия вклю­чают в себя игро­вые эле­менты, актив­ные и спо­кой­ные игры, сти­хо­тво­ре­ния, твор­че­ские зада­ния и молит­вен­ное правило.

50 уроков для занятий в воскресной школе (для детей 2х-3х лет)

Каж­дый урок начи­на­ется и закан­чи­ва­ется молит­вой. Состоит из чте­ния биб­лей­ской исто­рии и золо­того стиха. Раз­ные заня­тия вклю­чают в себя игро­вые эле­менты, раз­минку, песни и сти­хо­тво­ре­ния, а также твор­че­ские задания.

Азы православия для детей. Евангельская история в пересказе Галины Калининой

Еван­гель­ская исто­рия, рас­ска­зан­ная детям про­сто и ясно в ту пору их жизни, когда каж­дое впе­чат­ле­ние глу­боко и сильно вхо­дит в дет­ское сердце и ум, несо­мненно, оста­вит след в их душах.

Закон Божий для самых маленьких – Куломзина С.С.

Цель уро­ков — дать детям доступ­ные им в этом воз­расте зна­ния о Боге, о молитве, о Церкви и о хри­сти­ан­ской жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *