Что такое воскрилия одежд
Хранилища и воскрилия одежды
«Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих» (Мф. 23:5).
Хранилища (тфилин, или филактерии, иногда тотапот) — повязки с кожаными ящичками со словами из Закона Моисеева, которые иудеи одевали на свой лоб и левую руку (против сердца). Коробочки крепились ремнями. Длина ремней должна была быть достаточной, чтобы головной ремень свешивался на грудь, а ручной — мог быть обмотан семь раз вокруг руки, семь раз вокруг среднего пальца и еще немного свешиваться. Все это должно было быть черного цвета и сделано евреем. Фарисеи надевали хранилища при молитве, а особо ревностные носили весь день.
«И да будет тебе это знаком на руке твоей и памятником пред глазами твоими, дабы закон Господень был в устах твоих, ибо рукою крепкою вывел тебя Господь [Бог] из Египта» (Исход 13:9).
«И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоём [и в душе твоей] и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоём и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Второзаконие 6:8).
«Итак положите сии слова Мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они повязкою над глазами вашими; и учите им сыновей своих, говоря о них, когда ты сидишь в доме твоём, и когда идёшь дорогою, и когда ложишься, и когда встаёшь; и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих…» (Второзаконие 11:18–20).
Фарисеи старались увеличить эти ящички с выписками из закона до невероятных размеров, при это заменяя исполнение Законов внешними формальностями.
Тотапот, найденные в Кумране.
Воскрилиями одежд по церковно-славянски названа бахрома, по-еврейски «цицит», по-гречески κράσπεδα, — кисти с голубыми нитями по краям верхней одежды. Цицит были обязательно у каждого иудея по предписанию закона Моисеева, чтобы напоминать о заповедях Господних.
«И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти; и будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни, и исполняли их, и не ходили вслед сердца вашего и очей ваших, которые влекут вас к блудодейству, чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы пред Богом вашим» (Числа 15:37–40).
Фарисеи увеличивали кисти бахромы (цицит), заботясь о том, чтобы виднее было их благочестие.
Воскрилия одежд — бахрома (кисти) на «таллифе» («талите»), особой белой одежде, имеющей вид продолговатого четырехугольного платка с круглым прорезом в средине для головы.
Края одежды Господа тоже были оторочены бахромой («κρασπέδου»). Прикоснувшись к воскрилиям на Его одежде люди получали исцеление.
«И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю [κρασπεδου] одежды Его, ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею. Иисус же, обратившись и увидев её, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова» (Мф. 9:20&ndash22).
«И се, жена кровоточива дванадесяте лет, приступльши созади, прикоснуся воскрилию ризы его, глаголаше бо в себе: аще токмо прикоснуся ризе его, спасена буду. Иисус же обращься и видев ю, рече: дерзай, дщи, вера твоя спасе тя. И спасена бысть жена от часа того» (Мф. 9:20&ndash22).
«И куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю [κρασπεδου] одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись» (Мк. 6:56).
«И аможе аще вхождаше в веси, или во грады, или села, на распутиих полагаху недужныя и моляху его, да поне воскрилию ризы его прикоснутся: и елицы аще прикасахуся ему, спасахуся» (Мк. 6:56).
Евангелие по Матфею 23:5
Толкования:
Блж. Иероним Стридонский
Ст. 5-7 все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель
Блж. Феофилакт Болгарский
все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих
Евфимий Зигабен
вся же дела своя творят, да видими будут человеки: разширяют же хранилища своя и величают воскрилия риз своих
Вся же дела своя творят, да видими будут человека
– все дела, которые считались у них хорошими. Заметь, что предыдущее обвинение было в строгости к другим и в небрежности, а это – в тщеславии. Затем показывает, что и тщеславятся они не чем-нибудь великим, так как у них не было особенных добродетелей, но маловажным и пустым, – что также увеличивает обвинение.
Разширяют же хранилища своя и величают воскрилия риз своих
Этим-то они и тщеславились, как особенными добродетелями. Скажем и об этом. Так как евреи постоянно забывали о благодеяниях Божиих, то Бог повелел написать их на свитках и привязывать на руке учителей чтобы всегда видеть их и помнить. Такие свитки назывались хранилищами, потому что они хранили (от забвения) и (таким образом) спасали. Далее, чтобы не забывали заповедей, Бог повелел приставить гиацинтовую кисть к краям одежды около ног, чтобы, находясь всегда на виду, она напоминала о заповедях. Ее называли воскрилием. Книжники и фарисеи, хотя и пренебрегали заповедями, однако украшали себя широкими хранилищами и распускали большие воскрилия своих одежд, гордясь этим и неразумно считая себя благочестивыми. Марк ( 12:38 ) назвал это длинными одеждами (στολαι), говоря: блюдитеся от книжник, т.е. берегитесь, хотящих во одеянии ходити. Подобным же образом сказал и Лука ( 20:46 ). И не только этими, но и другими мелочами они показывали свое тщеславие. Слушай:
Лопухин А.П.
все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих
Повторение мыслей, высказанных в 6:1, 5, 16 с изменением только примера. Ничто не делается с душевным расположением, напротив, “все” — для показа, ради выслуги, отличия, приобретения репутации и славы, особенно в глазах невежественных и простых людей, а в конце концов — наживы и религиозной эксплуатации.
В recepta пропущено греческое γαρ, которое доказывается очень сильно. Вторая половина стиха служит одним из доказательств ханжества и тщеславия фарисеев, которые желали того, чтобы видели их люди. Это был своеобразный вид религиозной публикации, свидетельствовавшей о приобретении и усвоении религиозной праведности и благочестия.
Ориген
все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих
Итак, Господь, порицая книжников и фарисеев за их телесное и видимое благочестие, говорит: Все же дела свои делают с тем, чтобы видели га люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих. Ученики же Христовы совершают все свои дела с тем, чтобы их видел только Бог; ибо они привязывают закон Божий к своей руке духовным образом, то есть к своему благому делу, и, упражняясь в божественных науках и постоянно приводя их в действие, делают подвижными божественные заповеди пред очами своих душ, и воскрилие добродетели наполняют Иисусом, подражая Учителю.
Прп. Исидор Пелусиот
все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих
Прп. Иустин (Попович)
Ст. 5-7 все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель
Свт. Иоанн Златоуст
все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих
Троицкие листки
все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих
Воскрилия
Смотреть что такое «Воскрилия» в других словарях:
воскрилия — воскр’илия (Иез.16:8 ; Мат.23:5 ) полы, края одежды. Во втором случае имеются в виду кисточки, которые закон предписывал евреям делать на краях одежды (Чис.15:38 39; Втор.22:12 ) для напоминания о заповедях Господних … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
воскрилия — воскр’илия (Иез.16:8 ; Мат.23:5 ) полы, края одежды. Во втором случае имеются в виду кисточки, которые закон предписывал евреям делать на краях одежды (Чис.15:38 39; Втор.22:12 ) для напоминания о заповедях Господних … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии
Воскрилия одежд — (Мат.23:5 ) состояли из пурпурно голубых кистей на четырех концах верхней одежды; по предписанию закона Моисеева (Чис.15:37 ), они должны были напоминать заповеди Господни. Фарисеи думали, что чем шире их воскрилия, тем виднее для народа их… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Клобук — головная одежда монахов, состоящая из камилавки (см.) и надетой на нее креповой ткани, оканчивающейся сзади тремя длинными концами (воскрилиями). К. составляет принадлежность полной форменной одежды монаха; иногда лишь, вне богослужения, он… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Кисть — (евр. гадил и цицит; греч. краспедон). Согл. Чис 15:38 40; Втор 22:12, к краям верхней одежды израильтян (см. Одежда, II) прикреплялись К., в к рые обязательно вплеталась нить из голубой (фиолетовой, см. Пурпур) шерсти. К. должны были напоминать… … Библейская энциклопедия Брокгауза
Евангелие от Матфея 23:5 — Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища* свои и увеличивают воскрилия одежд своих; * Повязки на лбу и на руках со словами из закона Чис.15:38 Втор.22:12 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Иез.16:8 — И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, и вот, это было время твое, время любви; и простер Я воскрилия [риз] Моих на тебя, и покрыл наготу твою; и поклялся тебе и вступил в союз с тобою, говорит Господь Бог, и ты стала Моею. Исх.19:4 Ос.2:19 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Книга пророка Иезекииля 16:8 — И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, и вот, это было время твое, время любви; и простер Я воскрилия [риз] Моих на тебя, и покрыл наготу твою; и поклялся тебе и вступил в союз с тобою, говорит Господь Бог, и ты стала Моею. Исх.19:4 Ос.2:19 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Мат.23:5 — Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища* свои и увеличивают воскрилия одежд своих; * Повязки на лбу и на руках со словами из закона Чис.15:38 Втор.22:12 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Мф. 23:5
Свт. Иоанн Златоуст
все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих
Прп. Исидор Пелусиот
все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих
Письма. Книга I.
Прп. Иустин (Попович)
Ст. 5-7 все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель
Толкование на Евангелие от Матфея.
Блж. Иероним Стридонский
Ст. 5-7 все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель
Толкование на Евангелие от Матфея.
Блж. Феофилакт Болгарский
все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих
Ориген
все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих
Итак, Господь, порицая книжников и фарисеев за их телесное и видимое благочестие, говорит: Все же дела свои делают с тем, чтобы видели га люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих. Ученики же Христовы совершают все свои дела с тем, чтобы их видел только Бог; ибо они привязывают закон Божий к своей руке духовным образом, то есть к своему благому делу, и, упражняясь в божественных науках и постоянно приводя их в действие, делают подвижными божественные заповеди пред очами своих душ, и воскрилие добродетели наполняют Иисусом, подражая Учителю.
Комментарий на Евангелие от Матфея.
Евфимий Зигабен
вся же дела своя творят, да видими будут человеки: разширяют же хранилища своя и величают воскрилия риз своих
Вся же дела своя творят, да видими будут человека
– все дела, которые считались у них хорошими. Заметь, что предыдущее обвинение было в строгости к другим и в небрежности, а это – в тщеславии. Затем показывает, что и тщеславятся они не чем-нибудь великим, так как у них не было особенных добродетелей, но маловажным и пустым, – что также увеличивает обвинение.
Разширяют же хранилища своя и величают воскрилия риз своих
Этим-то они и тщеславились, как особенными добродетелями. Скажем и об этом. Так как евреи постоянно забывали о благодеяниях Божиих, то Бог повелел написать их на свитках и привязывать на руке учителей чтобы всегда видеть их и помнить. Такие свитки назывались хранилищами, потому что они хранили (от забвения) и (таким образом) спасали. Далее, чтобы не забывали заповедей, Бог повелел приставить гиацинтовую кисть к краям одежды около ног, чтобы, находясь всегда на виду, она напоминала о заповедях. Ее называли воскрилием. Книжники и фарисеи, хотя и пренебрегали заповедями, однако украшали себя широкими хранилищами и распускали большие воскрилия своих одежд, гордясь этим и неразумно считая себя благочестивыми. Марк (12:38) назвал это длинными одеждами (στολαι), говоря: блюдитеся от книжник, т.е. берегитесь, хотящих во одеянии ходити. Подобным же образом сказал и Лука (20:46). И не только этими, но и другими мелочами они показывали свое тщеславие. Слушай:
Толкование на Евангелие от Матфея.
Лопухин А.П.
все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих
Повторение мыслей, высказанных в 6:1, 5, 16 с изменением только примера. Ничто не делается с душевным расположением, напротив, “все” — для показа, ради выслуги, отличия, приобретения репутации и славы, особенно в глазах невежественных и простых людей, а в конце концов — наживы и религиозной эксплуатации.
Хранилища, греч. “филактерии,” в Ветхом Завете “тотафот,” у раввинов “тефиллин,” от “тефила,” “молитва,” употребляются евреями до настоящего времени в основании Исх. 13:9-16; Втор. 6:8; 11:18. Каждый еврей должен надевать две филактерии, одну на лоб, другую на левую руку, привязывая их ремнями во время утренней молитвы (за исключением суббот и праздничных дней). Они делаются из пергамента в виде маленькой коробки, в которую вкладывается маленький свиток с местами из Исх. 13:1-16; Втор. 6:4-9; 11:13-21. Филактерия, надевавшаяся на лоб, имела то отличие, что коробочка разделялась на четыре части, куда вкладывались четыре маленьких свитка с вышеозначенными молитвами. Как это обыкновенно бывает, ревнители делали свои филактерии больше, чем у других, чтобы проявить и здесь свое мнимое благочестие. “Филактерия” есть неточный перевод на греческий еврейского “тефиллин” — молитвы. Зигабен производит “филактерия” от φυλάττειν, охранять, и ρύεσθαι, избавлять от опасности, охранять, беречь, защищать. Φυλακιήριον означает, собственно, караульный пост, укрепление, башня, в переносном смысле охрана, амулет. Слово “расширяют” относится, может быть, к ремням, которыми привязывались филактерии, но, может быть, и к самым футлярам или коробочкам, как думает Цан. К той же категории принадлежали и кисти на таллифе, особой белой одежде, имеющей вид продолговатого четырехугольного платка с круглым прорезом в средине для головы. Кисти делались из белых и голубых нитей, по-еврейски назывались “цицит,” а по-гречески κράσπεδα. Таллиф с кистями носится евреями и теперь (только мужчинами, как и филактерии) во исполнение Чис. 15:37 сл.; Втор. 22:12. “так делали фарисеи, — говорит Феофилакт, — потому, что это предписано было в законе. Предписано же было для того, чтобы, видя это, иудеи не уклонились от заповедей Божиих. Но Бог хотел не такого буквального исполнения; нет, иметь хранилища значило исполнять заповеди.” “Так как иудеи, — говорит Иоанн Златоуст, — часто забывали благодеяния Божий, то Бог повелел им написать на особенных листочках чудеса Его и привязывать эти листочки к рукам своим… Бог повелел им, как малым детям, делать то же, что многие делают во избежание забывчивости, обвязывая палец льном или нитью.”
В recepta пропущено греческое γαρ, которое доказывается очень сильно. Вторая половина стиха служит одним из доказательств ханжества и тщеславия фарисеев, которые желали того, чтобы видели их люди. Это был своеобразный вид религиозной публикации, свидетельствовавшей о приобретении и усвоении религиозной праведности и благочестия.
Толковая Библия.
Троицкие листки
все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих
Евангелие по Матфею 23:5
Толкования:
Блж. Иероним Стридонский
Ст. 5-7 все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель
Блж. Феофилакт Болгарский
все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих
Евфимий Зигабен
вся же дела своя творят, да видими будут человеки: разширяют же хранилища своя и величают воскрилия риз своих
Вся же дела своя творят, да видими будут человека
– все дела, которые считались у них хорошими. Заметь, что предыдущее обвинение было в строгости к другим и в небрежности, а это – в тщеславии. Затем показывает, что и тщеславятся они не чем-нибудь великим, так как у них не было особенных добродетелей, но маловажным и пустым, – что также увеличивает обвинение.
Разширяют же хранилища своя и величают воскрилия риз своих
Этим-то они и тщеславились, как особенными добродетелями. Скажем и об этом. Так как евреи постоянно забывали о благодеяниях Божиих, то Бог повелел написать их на свитках и привязывать на руке учителей чтобы всегда видеть их и помнить. Такие свитки назывались хранилищами, потому что они хранили (от забвения) и (таким образом) спасали. Далее, чтобы не забывали заповедей, Бог повелел приставить гиацинтовую кисть к краям одежды около ног, чтобы, находясь всегда на виду, она напоминала о заповедях. Ее называли воскрилием. Книжники и фарисеи, хотя и пренебрегали заповедями, однако украшали себя широкими хранилищами и распускали большие воскрилия своих одежд, гордясь этим и неразумно считая себя благочестивыми. Марк ( 12:38 ) назвал это длинными одеждами (στολαι), говоря: блюдитеся от книжник, т.е. берегитесь, хотящих во одеянии ходити. Подобным же образом сказал и Лука ( 20:46 ). И не только этими, но и другими мелочами они показывали свое тщеславие. Слушай:
Лопухин А.П.
все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих
Повторение мыслей, высказанных в 6:1, 5, 16 с изменением только примера. Ничто не делается с душевным расположением, напротив, “все” — для показа, ради выслуги, отличия, приобретения репутации и славы, особенно в глазах невежественных и простых людей, а в конце концов — наживы и религиозной эксплуатации.
В recepta пропущено греческое γαρ, которое доказывается очень сильно. Вторая половина стиха служит одним из доказательств ханжества и тщеславия фарисеев, которые желали того, чтобы видели их люди. Это был своеобразный вид религиозной публикации, свидетельствовавшей о приобретении и усвоении религиозной праведности и благочестия.
Ориген
все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих
Итак, Господь, порицая книжников и фарисеев за их телесное и видимое благочестие, говорит: Все же дела свои делают с тем, чтобы видели га люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих. Ученики же Христовы совершают все свои дела с тем, чтобы их видел только Бог; ибо они привязывают закон Божий к своей руке духовным образом, то есть к своему благому делу, и, упражняясь в божественных науках и постоянно приводя их в действие, делают подвижными божественные заповеди пред очами своих душ, и воскрилие добродетели наполняют Иисусом, подражая Учителю.
Прп. Исидор Пелусиот
все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих
Прп. Иустин (Попович)
Ст. 5-7 все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель
Свт. Иоанн Златоуст
все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих
Троицкие листки
все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих