Что такое воспитание как педагогическое явление
Воспитание — основная категория педагогики
Людмила Еромова
Воспитание — основная категория педагогики
Воспитание — в самом общем виде — заключается в подготовке младшего поколения к жизни в обществе. В процессе воспитания подрастающие поколения должны усвоить то, что уже накоплено обществом, т. е. усвоить знания на достигнутом уровне их развития, овладеть определенными трудовыми умениями, усвоить нормы и опыт поведения в обществе и выработать определенную систему взглядов на жизнь. В процессе воспитания должны формироваться также и такие качества, которые необходимы для решения новых задач, не стоявших перед старшим поколением. А для этого должны быть выработаны умения приобретать необходимые знания, приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни и труда, заниматься творческой деятельностью/
Таким образом, можно сказать, что воспитание — это процесс передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к жизни и труду, необходимому для обеспечения дальнейшего развития общества.
«Воспитание» — важнейшее понятие, носящее характер категории. В педагогике можно встретить понятие «воспитание»,употребляемое в нескольких значениях: в широком социальном смысле, когда речь идет о воспитательном воздействии на человека всего общественного строя и окружающей человека
действительности; в широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое в системе учебно-воспитательных учреждений (или каком-либо отдельном учебно-воспитательном учреждении, охватывающее весь учебно-воспитательный процесс; в узком педагогическом смысле, когда под воспитанием понимается специальная воспитательная работа, направленная на формирование системы определенных качеств, взглядов и убеждений учащихся; в еще более узком значении, когда имеется в виду решение определенной воспитательной задачи, связанной, например, с формированием нравственных качеств (нравственное воспитание, эстетических представлений и вкусов (эстетическое воспитание) и т. п.
Воспитание человека в широком педагогическом смысле — это целенаправленный процесс, осуществляемый под руководством специально выделяемых обществом людей — учителей, педагогов, воспитателей, включающий в себя все виды учебных занятий и внеучебной, специально проводимой воспитательной работы. Выделение отдельных более частных видов воспитания, которые требуют использования особых организационных форм и методов работы с учащимися, позволяет рассматривать их более детально, но всегда с учетом целостного воздействия всех факторов воспитания на личность учащегося.
В становлении личности человека большую роль играет самовоспитание, под которым понимается осознанная и целеустремленная работа человека над формированием у себя желаемых черт, качеств и форм поведения. Педагогика оперирует и целым рядом других понятий (например, знание, умение, навык, прием, средство, метод и т. д., которые будут раскрыты при рассмотрении соответствующих педагогических явлений.
Воспитание обусловлено потребностями общества и непосредственно связано с трудом. Оно меняется по мере развития и совершенствования орудий и средств труда, появления новых видов и форм трудовой деятельности, взаимоотношений людей в процессе труда. Существует закономерная связь между воспитанием и уровнем развития производительных сил общества.
Эта закономерная связь проявляется в том, что характер воспитания всегда соответствует уровню развития производительных сил и производственным отношениям, свойственным каждой общественно-исторической формации.
Истории известны пять общественно-экономических формаций. На основе дошедших до нас археологических данных уже в первобытном обществе мы можем выделить такие формы воспитания, как уход за детьми, обучение их приемам и способам добывания продуктов питания, изготовления предметов одежды, строительства жилища, которое осуществлялось на основе подражания старшим в процессе самой жизни, самого труда, обеспечивающего существование людей.
Велик вклад в развитие педагогической теории, внесенный прогрессивными педагогами и просветителями дореволюционной России. История отечественной педагогики с гордостью называет имена основоположников революционно-демократической педагогика В. Г. Белинского и А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. В их работах и высказываниях впервые в истории развития педагогической мысли задачи осуществления идеалов воспитания связывались с необходимостью революционного преобразования обще-ства.
Вопросами педагогической теории и организацией практического обуче-ния и воспитания много занимался Л. Н. Толстой, который создавал школы для крестьянских детей, сам написал ряд учебников для школьников, в том числе знаменитую «Азбуку» и учебник арифметики. В своих педагогических искани-ях Л. Н. Толстой стремился выразить протест против формализма и казенщины царской школы, призывал развивать творческие способности детей, учил ува-жать личность каждого ребенка. Много сделал для развития русской школы и педагогики известный русский хирург и либеральный общественный деятель Н. И. Пирогов, выступавший с резкой критикой сословной школы и стоявший за необходимость внесения коренных изменений в общий подход к воспитанию.
Особенно велик вклад в развитие отечественной педагогической мысли Константина Дмитриевича Ушинского, который по своим политическим взглядам был близок к народникам, а в философии — к материализму, хотя в пони-мании педагогических явлений не до конца стоял на материалистических позициях. Его педагогические взгляды изложены в труде «Человек как предмет воспитания». Им создан и ряд учебников, в числе которых известные «Родное слово» и «Детский мир», по которым училось не одно поколение детей.
В настоящее время расширяется спектр традиционных педагогических систем — детского сада, школы и вуза. К новым системам относятся — музей, семья, производственный коллектив, детская организация, спортивная или музыкальная школа, центр детского творчества. В качестве педагогической системы может рассматриваться конкретная деятельность педагога или педагогического коллектива. В наше время получили известность авторские педагогические системы И. П. Иванова, А. С. Макаренко, М. Монтессори, В. А. Сухомлинского, В. Ф. Шаталова.
Понятийный аппарат педагогики, как и любой другой развивающейся науки, естественно,претерпевает постоянные изменения: появляются новые понятия и вместе с тем уточняются, углубляются уже имеющиеся. В силу этого в педагогической литературе можно встретить различные определения одних и тех же педагогических категорий и понятий, что часто зависит от аспекта их рассмотрения, а также расстановки авторами определенных акцентов. Воспитание – социальное целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения общественно-исторического опыта новым поколением с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Категория «воспитание» – одна из основных в педагогике. Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи. Следовательно, воспитание – это целенаправленное формирование личности на основе формирования:
– определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира;
– поведения (как проявление отношений и мировоззрения).
Виды воспитания:
– эстетическое и т. д.
Воспитание как всеобщая категория исторически включала в себя обуче-ние и образование. В современной науке под воспитанием как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению.
При этом воспитатель:
1) передает опыт, накопленный человечеством;
2) вводит в мир культуры;
3) стимулирует к самовоспитанию;
4) помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложного положения.
В свою очередь воспитанник:
1) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;
2) работает над собой;
3) обучается способам общения и манерам поведения.
В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе. Как показывает практика, воспитание диалектически взаимосвязано с обучением. Оно способствует развитию и утверждению основных качеств личности, проявляющихся в поступках. Эти качества характеризуют не только мировоззрение человека, но и социальные, нравственные позиции; индивидуальные устремления. Накопление и передача опыта культуры и цивилизации во взаимосвязи с ростом научного знания стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условием его развития.
Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ в соответствии с ФГОС до «Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО». Старший воспитатель.
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования Программа создавалась с учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) и.
Эффективный урок как основная форма обучения в школе Эффективный урок как основная форма обучения в школе «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче.
Книга памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работы В нашем ДОУ существует музей «Родничок» и уже на протяжении нескольких лет в изостудии оформляется экспозиция ко Дню Победы. Посетить.
Основная роль современной школы Основная роль современной школы Современная школа — это Дом, в котором сформировано Единое образовательно-воспитательное и информационное.
Рабочая основная образовательная программа по математике для 5–6 классов ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Донецкой.
Статья «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики» Воспитание духовно – нравственных чувств, как и чувств патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Современные психолого.
Презентация «Путешествие в сказку «Цветик-семицветик». Возрастная категория 6–7 лет (подготовительная к школе группа) Презентация непосредственно образовательной деятельности Образовательная область: «Познавательное развитие». Формирование элементарных.
Воспитание как общественная и педагогическая система
Воспитание как явление, присущее всем общественно-экономическим формациям, имеет некоторые общие признаки (передача накопленного социального опыта, овладение знаниями, забота о здоровье и развитие физических сил, формирование мировоззрения и т.д.), но по своим целям, содержанию, организации и методам оно существенно изменяется в зависимости от исторического развития общественных отношений.
В педагогическом словаре даны следующие определения понятия «воспитание», как общественного, так и педагогического явления.
В психологическом аспекте воспитание рассматривается как:
1) процесс социализации индивида, становления и развития его личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в том числе специально организованной целенаправленной деятельности родителей и педагогов;
2) обретение индивидом общественно признанных и одобряемых данным сообществом социальных ценностей, нравственных и правовых норм, качеств личности и образцов поведения в процессах образования.
Следовательно, и в том, и в другом случае воспитание представляет собой взаимодействие внутренних, психических процессов, связанных с активным полаганием себя вовне, самовоспитанием, саморазвитием и самореализацией, и внешних влияний; результатом такого взаимодействия выступает индивидуальность человека как уникальный сплав интеллектуального и социокультурного знания, переживания и опыта. Содержательная характеристика воспитания воплощается в конечном счете в категориях права, морали и нравственности.
Воспитание как процесс осуществляется в ходе систематического взаимодействия определенных компонентов социальной действительности, из которых складывается воспитание как система. Следовательно, необходимо ввести понятия «системы», «системы воспитания».
Воспринятые от античности представления о системности бытия развивались как в системно-онтологических концепциях Б. Спинозы и Г. Лейбница, так и в построениях научной систематики XVII-XVIII вв. (К. Линней).
Интенсивные исследования по построению строгого определения понятия системы начались в 40-50-х гг. XX века. В конце 40-х гг. Л. Берталанфи предложил программу построения «общей теории систем», которая явилась одной из первых попыток обобщённого анализа системной проблематики.
Для анализа научного определения понятия системы весьма компактным и продуктивным является метод словарного поиска и межнаучной трактовки понятия «система.
Исследованием понятия «система» в педагогической науке занимались такие ученые, как Ю.П. Сокольников, В.П. Беспалько, В.А. Караковский и др. Согласно Ю.П. Сокольникову, основным компонентом любой социальной системы является человек как социальное существо, как носитель системного качества, которое он приобретает, лишь будучи включенным в определенную общественную систему. Эта общая характеристика социальных систем в полной мере относится и к воспитательным системам.
Особое назначение воспитательных систем предопределяет и своеобразие третьей группы компонентов. Ими являются средства воспитания.
В.П. Беспалько дал следующее определение педагогических систем: «Системы, в которых осуществляются педагогические процессы, называются педагогическими системами». Они включают взаимодействие следующих компонентов: система, содержание образования, организационные формы, цели, дидактические процессы, педагоги, учащиеся.
Проанализировав исследования Ш.А. Амонашвили, Ю.П.Азарова, Ю.К.Бабанского, Ф.А. Дистервега, Е.Н. Ильина, В.А. Караковского, О.Н. Козловой, Т.Е. Конниковой, А.С. Макаренко, Б.Т. Лихачева, И.Г. Песталоцци, И.П. Подласого, К.Д. Ушинского, В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина, и других, можно сделать вывод, что ведущими принципами современной системы воспитания являются:
1. Личностно-ориентированный подход.
2. Связь воспитания с жизнью, трудом.
3. Опора на положительное в воспитании.
4. Гуманизация воспитания.
5. Общественная направленность.
6. Единство воспитательных воздействий.
Обобщение точек зрения педагогов В.П. Беспалько, П.П. Блонского, К.Н. Вентцеля, А.С. Макаренко, Б.Т. Лихачева, И.П. Подласого, В.А. Сухомлинского, Ю.П. Сокольникова, Л.Н. Толстого, С.Т.Шацкого позволило нам сделать вывод о том, что воспитательная система, пройдя многовековой путь развития и становления, характеризуется следующими основными чертами, выражающими ее сущность:
1. Воспитание возникло из практической потребности приспособления, приобщения подрастающего поколения к условиям общественной жизни и производства, замены ими стареющих и выбывающих из жизни поколений.
3. Воспитательная система функционирует в конкретно-исторических условиях в результате определенным образом сложившихся общественных отношений и образа жизни общества.
4. Основным критерием осуществления деятельности воспитательной системы является степень соответствия свойств и качеств личности требованиям жизни.
5. Единство целостной системы воспитания осуществляется благодаря внутренним условиям самой системы. Этими условиями являются целостный характер цели воспитания, содержания, методов, средств и путей воспитания. Этими же условиями является и целостный характер воспитательных отношений (субъектно-объектных, субъектно-субъектных).
Анализ государственных документов Российской Федерации, определяющих развитие образования, а также передовой педагогический опыт позволяет заключить, что «целью воспитательной работы является воспитание граждан, подготовленных к жизни в обновляющемся обществе: этически, эстетически, интеллектуально развитых, с активной социальной позицией».
Важное место в работах таких педагогов, как Б.Т. Лихачев, С.Л. Соловейчик, Ю.П. Сокольников отводится раскрытию задач воспитательной работы. Их можно обобщить и конкретизировать следующим образом:
— реализация потенциала воспитательной системы;
— создание специфической среды жизнедеятельности со своим укладом, духовной атмосферой, традициями, ритуалами;
— активное овладение богатствами человеческой культуры, формирование основ мировоззрения;
— развитие политической культуры и общественной активности;
— выработка сознательного отношения к учению, удовлетворение разнообразных интересов, запросов учащихся;
— воспитание общечеловеческой морали;
— воспитание трудолюбия, расширение политического кругозора, подготовка к сознательному выбору профессии;
— воспитание основ эстетической культуры;
— выработка умения культурно и целесообразно проводить свободное время.
Данные задачи реализуются во взаимосвязи. Воспитательная работа делает педагогический процесс непрерывным, целостным, позволяет включать учащихся в совместную деятельность со взрослыми, обеспечивает восприятие социального опыта старших, способствует нравственному становлению школьников.
В воспитательной работе можно выделить следующие основные направления воспитания личности ребенка.
Методы воспитания в теории и практике воспитания всегда являлись дискуссионной проблемой. Практически в каждом обществе, образовательном учреждении, у каждого педагога складывается своё представление о методе воспитания. Трудность классификации методов воспитания объясняется тем, что существует множество критериев: цели воспитания, средства осуществления, последовательность применения, личностный фактор (позиции воспитателя и воспитанника). В педагогической практике и теории наиболее традиционными методами воспитания принято считать методы убеждения, приучения, поощрения, воспитания на личном примере, наказания и пр.
С.C. Гребешок предложил следующее толкование методов воспитания: «Воздействия педагога, направленные на воспитание ученика, призваны вызвать соответствующее ему действие ученика, направленное на самовоспитание. Отсюда следует, что методы воспитания бинарные.» Он выделил следующие доминирующие бинарные методы воспитания-самовоспитания: убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера), стимулирование и мотивация (мотивационная сфера), внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), требование и упражнение (волевая сфера), коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции), воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая сфера), метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера).
Рассмотрев основные теоретические положения процесса воспитания, остановимся более подробно на роли и функциях каждого вида воспитательных систем.
Принципиально по-иному решался вопрос после революции. Задача формирования человека нового типа требовала «разрыва» с семейным «консервативным» воспитанием, которое вызывало тревогу. Н.И. Бухарин говорил, что необходимо «разрушать старые отношения в семейной организации» и вести «медленный подкоп под самую консервативную твердыню всех гнусностей старого режима».
В эти же годы определяется вторая стратегия по отношению к семейному воспитанию. С.Т. Шацкий, ПЛ. Блонский, Н.Н. Иорданский, А.В. Евстигнеев-Беляков считали необходимым опереться на положительное в семье, использовать традиции семейного воспитания. Необходимо, утверждала эта группа педагогов; использовать в воспитательных целях трудолюбие, теплоту и сердечность семейных взаимоотношений.
В 50-60-е годы XX в. эта идея возродилась вновь. Школы-интернаты должны были избавить детей от пережитков, сохранившихся в советской семье. Они были призваны уберечь ребёнка от разногласий, семейного стремления к накопительству в ущерб общественным интересам, корыстных расчётов и простого легкомыслия. Планировалось довести к 1980 году число детей в школах-интернатах до двух с половиной миллионов. Предполагалось добиться того, чтобы каждая семья имела бы возможность бесплатно содержать детей и подростков в детских учреждениях.
Заслуга В. А. Сухомлинского состоит в возвращении к общечеловеческим ценностям. Он первым в советской педагогике обратился к процессам духовной жизни ребёнка, необходимости и ценности сопереживания, сочувствия, созидания необходимых условий для воспитательной деятельности родителей и учителей.
Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Следовательно, необходимо дать определение понятию «семья». Существует множество определений понятия «семья». Например, С.В. Ковалев считает, что «семья является исторически-конкретной системой взаимоотношений между супругами, родителями и детьми; малой группой, члены которой связаны между собой брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения и трудовых ресурсов. Именно семья была, есть и будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни».
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Главным в воспитании ребенка является достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ним. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек, оставлять ребенка наедине самим с собой.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная, ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитаниями формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.
По мнению исследователей, занимающихся проблемами семьи (И.М. Балинский, А.И. Захаров, И.А. Сихорский и другие), семья может выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в воспитании ребёнка.
Семейное воспитание должно иметь определённое содержание, которое направлено на развитие всех сторон личности ребёнка, и основываться на определённых принципах:
— гуманность и милосердие к растущему человеку;
-вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников;
— последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного); оказание посильной помощи своему ребёнку, готовность отвечать на вопросы.
Реализация этих принципов будет зависеть и от типа воспитания. Ученые-исследователи (Гребенников И.В., Ковинько Л.В) предложили следующую классификацию типов воспитания:
4. Хаотический — управление осуществляется непоследовательно: иногда авторитарно, иногда демократически, иногда либерально.
Именно по отношению родителей к своему ребёнку, как считает Е.М Волкова, можно предположить, каким он станет в будущем.
Проблемой родительского отношения к ребёнку занимались такие исследователи как А.В. Петровский, А.И. Захаров, И.М. Балинский, Н. Мясищев, Р.А. Зачепицкий и др.
С.Л. Соловейчик считает, что отношения родителей к ребёнку отличаются высокой психологической напряжённостью и многообразны в своих проявлениях. Наиболее частыми, по его мнению, типами отношений являются: внимательное, боязливое, тщеславное, сердитое, раздражительное, приспособляющееся, общительное, сенсационное, настойчивое, постоянное, уверенное, обнадёживающее.
П.Ф. Лесгафт выделил шесть позиций родителей по отношению к детям, оказывающих влияние на их поведение:
1. Родители не обращают внимания на детей, унижают, игнорируют их. В таких семьях дети часто вырастают лицемерными, лживыми, у них часто наблюдается невысокий интеллект или задержка умственного развития.
2. Родители постоянно восхищаются своими детьми, считают их образцом совершенства. Дети чаще всего вырастают эгоистичными, поверхностными, самоуверенными.