Что такое воспитательная практика

· практики ценностно-смыслового взаимодействия педагога и воспитанника,

· практики выращивания в человеке «собственно человеческого»,

· организованные практики жизнедеятельности, в которых воспитанник формирует ценностно-смысловое отношение к миру, к другим и к себе.

Воспитательные практики составляют основное содержание воспитательной деятельности кл.руководителя. Требования к ней определены в Профессиональном стандарте Педагога (2013).

Данная функция представлена характеристиками трудовых действий, умений и знаний педагога. Например:

Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной средыРеализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельностиПостановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характераОпределение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организацииПроектирование и реализация воспитательных программРеализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправленияСоздание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организацииРазвитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизниФормирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной средеИспользование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка

Принципы организации воспитательных практик – основополагающие идеи, основные требования, которые должны предъявляться к организации воспитательных практик. К ним относят:

· Ориентированность на личность воспитанника

· Воспитание в деятельности

· Воспитания в коллективе

· Единство педагогических требований

· Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников

Воспитательные практики предполагают организацию кл. рук. различных видов деятельности школьников (игровой, спортивной, художественной, творческой, исследовательской и др.)

Понятие воспитательной программы. Структура и содержание воспитательной программы

Воспитательная программа классного руководителя (далее Программа) — нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание воспитательной работы с классным коллективом учащихся и родителями.

Цель воспитательной программы— создание условий для планирования, организации и управления воспитательным процессом в конкретном классном коллективе.

Функции воспитательной программы:

· нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

· целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в воспитательную область;

· определения содержания воспитания, то есть фиксирует состав элементов воспитательного процесса, подлежащих усвоению учащимися;

· процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия воспитания;

· оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания воспитательной деятельности, объекты контроля и критерии оценки уровня воспитанности учащихся.

Структура воспитательной программы классного руководителя.

Структура Программы является формой представления воспитательной работы как целостной системы, включает в своё содержание следующие элементы:

1. Титульный лист (название программы).

2. Пояснительная записка.

3. Цели и задачи на учебный год.

4. Направления воспитательной работы.

5. План работы на 1 учебный год с классным коллективом.

6. План работы на 1 учебный год с родителями учащихся.

7. Ожидаемые результаты.

8. Приложения к программе.

В Пояснительной записке должны быть обоснованы предлагаемые, направления воспитательной работы. Необходимо также указать, как именно используемые формы и методы работы позволяют выявить соответствие результатов воспитательной работы ожидаемым результатам.

Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год- структурный элемент программы, который характеризует работу с коллективом учащихся за прошедший учебный год. Отражает положительные и отрицательные моменты в проведенной работе, позволяет наметить цели и задачи на следующий учебный год.

Цели и задачи программы – структурный элемент программы определяющий цель работы с классом, достигаемую по средствам решения поставленных задач.

Ожидаемые результаты – структурный элемент программы, отражающий ожидаемый результат от реализации данной воспитательное программы.

Дата добавления: 2021-02-10 ; просмотров: 580 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Лекция: «Новые формы воспитательных практик в контексте развития современного образования (из опыта работы)»

Новые формы воспитательных практик в контексте развития современного образования (из опыта работы)

Диденко Татьяна Романовна,

методист Учебно-методического отдела

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«Центр развития образования города Дубны Московской области »

4. Создание условий, в которых обучающиеся могут приобретать новый социальный опыт.

В условиях вызовов современности перед педагогами стала задача сохранения и преобразования имеющихся практик в интерактивный формат. С весны 2020 года в условиях пандемии образовательный и воспитательный процессы перешли в дистанционный формат. Традиционные мероприятия различных направленностей приобрели новый формат: классные часы, мастер классы, творческие площадки, практикумы стали стрим-направлением (прямая трансляция в реальном времени). Данное преобразование способствовало не только сохранению активности обучающихся в сложившихся условиях, но и сохранению традиционности воспитательного воздействия. Представленные воспитательные практики, преобразованные в новые форматы, оказались близки и понятны ребятам, жизнедеятельность которых тесно связана с гаджетами, социальными сетями. Поставленная задача была выполнена.

Подводя итог, можно сказать, что сочетание традиционных и современных методик способствуют положительной динамике психологического климата в классе, повышают уровень участия обучающихся в общешкольных и внешкольных мероприятиях, удовлетворенность родителей жизнедеятельностью в классе.

Источник

Статья на тему «Современные воспитательные практики»

Современные воспитательные практики

Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как субъекту учебно-воспитательной деятельности, как к личности, которая сама стремится к саморазвитию, самоопределению и самореализации. Понятие “воспитание” признается важнейшей составной частью целостного процесса образования. В содержании любой образовательной технологии отражены процессы воспитания. Существует целая классификация воспитательных технологий, однако, на мой взгляд, среди современных воспитательных практик следует выделить воспитание самостоятельности и ответственности. Эта тема актуальна и была представлена в качестве проекта в нашей школе. В основу проекта положены следующие воспитательные принципы: принцип гуманизма, принцип социального закаливания, принцип сотрудничества и сотворчества, принцип ценностной ориентации. Данная тема очень актуальна, потому что “она вытекает из логики развития воспитательной системы, основанной на формирование субъектной активности участников образовательного процесса, на создание собственной модели воспитательной системы, основанной на использовании развивающих технологий в воспитывающей деятельности, на важности рефлексивной культуры учеников и учителей”. Кроме того, развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся является ключевым фактором структуры развивающего урока, всех развивающих технологий. Развитие самостоятельной познавательной деятельности может протекать по-разному, но в нашей школе мы привлекаем учащихся к проектно-исследовательской деятельности, которая способствует формированию ключевых компетенций учащихся и являются важной составляющей развития их самостоятельности. Ведь детям, на сегодняшний день, необходимо проявлять себя. Процесс воспитания самостоятельности и ответственности учащихся способствует, на наш взгляд, повышению качеству и эффективности всей учебно-воспитательной деятельности школы. Для воспитания самостоятельности и ответственности используются следующие виды деятельности: привлечение обучающихся к проектно-исследовательской деятельности, выпуск школьной газеты, поддержание школьных традиций через привлечения учащихся к разным видам мероприятий. Воспитание самостоятельности и ответственности очень востребованы в современной образовательной системе, во-первых, они способствуют повышению уровня мотивации к обучению и участию в общественных делах, также приводят к изменению личностных качеств педагогов, вызывают желание работать, преодолевать трудности, сотрудничать друг с другом, с учащимися, во-вторых, формируют ключевые компетенции у педагогов и у учащихся: готовность к самостоятельной работе с информацией, готовность и умение общаться, работать в группе, умение выявлять проблему, формулировать цель, находить пути и средства решения задач. Как показал анализ, представленный в проекте о воспитании ответственности и самостоятельности, эффективностью этих двух воспитательных практик является и успешная социализация выпускников школы, поступление в вузы на бюджетные места, повышение уровня самостоятельности учащихся, готовности к жизни в быстро меняющихся условиях социума, проявления ценностных отношений к миру, к людям, к себе. Как же это все можно реализовать на практике? В проекте, который был разработан и представлен нашей школой, представлена модель формирования этих двух воспитательных практик. Модель представлена по каждому классу. Так, например, формирование воспитания ответственности и самостоятельности происходит через реализацию проектов, формирование функциональной самостоятельности на уроках и во внеурочной деятельности, формирования познавательного интереса к предметам, трудолюбия, вовлечение к проектно-исследовательской деятельности, социализация, реализация проектов, обеспечивающих преемственность в воспитание самостоятельности и ответственности, формирования ценностно-смысловых установок: добро, вера, честь, совесть, долг, достоинство, справедливость, любовь, здоровье, семья; через воспитание воли, характера, умение сделать выбор через педагогическую поддержку сохранения мотивации.

Таким образом, проект, представленный нашей школой, по проблеме воспитания самостоятельности и ответственности в общеобразовательном учреждении является “объективным звеном в инновационной деятельности школы, наполнит новым содержанием в сложившуюся годами воспитательную систему и позволит решить основные проблемы в воспитательной деятельности школы”.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Эффективные практики в воспитании детей в школе. Из опыта работы

Эффективные практики в воспитании детей в школе.

Из опыта работы с обучающимися 7 класса.

Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка.

На данный момент я являюсь классным руководителем 7 класса. В классе 13 обучающихся,из них 7 девочек и 6 мальчиков. Важно учитывать и то, что дети из разных деревень ( д.Киселева – 2 человека, д.Герасимовка – 7 человек, с.Городище – 4 человека).

Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности – это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно-ориентированном подходе.

Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.

Одна из главных ролей, которую должен выполнять классный руководитель – организация различных видов деятельности учащихся, способствующая наиболее полному развитию личности, способности к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации. Функция классного руководителя, заключается в педагогическом сопровождении индивидуального становления и развития личности школьника в процессе получения им образования

В воспитательной работе на 2019-2020 уч.год выделила следующие цели:

создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе;

воспитание гражданских и патриотических качеств личности через пропаганду и утверждение здорового образа жизни.

В связи с данными целями одним из ведущих направлений в моей работе с классным коллективом является формирование здорового образа жизни и спортивное воспитание.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни очень важная задача. В данном направлении формируются у учащихся такие ценности, как: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

Очень важная часть отводится укреплению здоровья участи и развитию физической силы и ловкости. Сейчас как никогда важно помнить о влиянии школы на здоровье учащихся, о ее возможностях организовать качественное развитие, воспитание и обучение детей без ущерба для их здоровья. Ведь именно в пространстве школьного детства формируются основы физического, психического и социального здоровья детей. В связи с этим в последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, проектированию здоровьесберегающего пространства и собственно формирование культуры здоровья у участников образовательного процесса.

Работа в рамках спортивно-оздоровительного направления включает в себя общешкольные спортивно-оздоровительные мероприятия, внеурочную деятельность, а также внутриклассная работа, направленная на пропаганду ЗОЖ.

Ребята посещают спортивный кружок «Олимпиец» (11 человек, что составляет 85% обучающихся).

Мой класс участвует в спортивных мероприятиях и соревнованиях, которые проводятся как в школе, так и в городе. (Кросс наций, «Веселые старты», легкоатлетическая эстафета на приз газеты «Тавдинская правда).Участие в спортивных мероприятиях помогает сплочению коллектива, осознанию своих возможностей, выработке терпения, настойчивости, достижения цели.

В этом учебном году ребята приняли участие в агитбригаде «Здорово быть здоровым». Надо отметить, что дети сами готовили выступление, высказывали идеи, я только указывала на некоторые моменты.

Моя задача как классного руководителя – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка и с уважением отнестись к ее самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности и необходимости развития его индивидуальности, содействовать саморазвитию личности, реализовывать ее творческий потенциал.

В рамках данного проекта обучающиеся не только участвуют, но и сами организуют и проводят мероприятия (так называемые самоинициированные мероприятия): квест-игра для учеников 2-4 классов «Здорово быть здоровым», интеллектуально-познавательная игра для учеников 5-6 классов «Когда мы вместе – душа на месте».

Ребята принимают участие в различных конкурсах, посвященных ЗОЖ (конкурс рисунков и плакатов «Нет наркотикам!», «Я выбираю жизнь», литературный конкурс «Сказка про то, как Здоровый Образ Жизни помог царство получить» в исполнении Трусова Станислава).

Следует отметить участие ребят в акциях разного уровня (школьного и всероссийского) и интернет-конкурсах (участие во всероссийской акции «Неделя безопасности» (Российский учебник): «Безопасность в интернете», «Пожарная безопасность», «Терроризм», «ПДД»; Всероссийский конкурс «Символы России. Спортивные достижения»; Всероссийский урок безопасности. Цифровая грамотность и шопинг в интернете (Корпорация «Российский учебник», «Лекта»). Онлайн-тест; Участие во Всероссийской контрольной работе по информационной безопасности (Единый урок)).

В рамках ведущего направления в классе проходят мероприятия, которые проводятся в разнообразных формах. В своей практике применяю такие формы классных часов, как:

«Суд на наркоманией»

«Я – гражданин России»

Дискуссии, диалоги, часы общения:

«В здоровом теле – здоровый дух»,

«Здоровье и курение несовместимы».

Беседы с привлечением специалистов («Профилактика употребления психоактивных веществ»).

Просмотр и обсуждение видеороликов (Урок безопасного интернета)

В классе также проводятся конкурсы, «круглые столы», «устные журналы», викторины, посвященные здоровому образу жизни.

С целью развития индивидуальных особенностей ребенка, использую в своей деятельности личностно-ориентированный подход. Содержание проводимых классных часов включает материал, необходимый для самостроительства, самореализации и самоутверждения личности ребенка.

Воспитательная работа позволила выявить ряд проблем, с которыми я сейчас предлагаю вам познакомиться и предложить решение данных проблем.

Воспитание культуры поведения здорового образа жизни школьника (в школе и дома).

Привлечение обучающихся к активной волонтерской деятельности по пропаганде здорового образа жизни.

Расширение социального партнерства родителей (законных представителей), педагогов и обучающихся в процессе формирования школьной среды, свободной от негативных зависимостей.

Источник

Воспитательные практики: сущность понятия, принципы организации

Проектирование и реализация классным руководителем воспитательных программ.

1. Классный руководитель как координатор воспитательных воздействий на обучающихся

2. Воспитательные практики: сущность понятия, принципы организации.

3. Понятие воспитательной программы. Структура и содержание воспитательной программы.

4. Этапы разработки воспитательной программы для отдельных категорий обучающихся.

Классный руководитель как координатор воспитательных воздействий на обучающихся

Институт классного руководства в России: история возникновения и современность

В настоящее время в школах России наиболее известны следующие институты классного руководства:

освобожденный вариант. Воспитатель не ведет уроков, а только организует воспитательную работу с учащимися одного класса, сотрудничает с учителями, работающими в данном классе и с родителями школьников;

организатор параллели классов. Он не является учителем-предметником, а занимается только воспитательной работой в нескольких классах одной параллели или старших классах;

руководитель разновозрастного детского коллектива. Данный вариант организации воспитания целесообразен, например, в сельских малокомплектных школах;

традиционный вариант классного руководства, который используется чаще всего практике образовательных учреждений, когда педагог имеет полную учебную нагрузку плюс классное руководство в одном классе. В обязанности классного руководителя входит изучение учащихся, руководство ученическим коллективом, взаимодействие с учителями предметниками, работающими в данном классе, а также с родителями учащихся, с детскими юношескими организациями и объединениями.

Направления деятельности классного руководителя.

· Посредничество между обществом и ребенком в усвоении основ человеческой культуры;

· Организация отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива;

· Наблюдение за индивидуальным развитием школьника с целью создания благоприятных условий для формирования его личности; внесение необходимых педагогических корректив в систему его воспитания и социализации;

· Консультации и помощь в организации повседневной жизни и деятельности ребенка, в осмыслении его профессиональной ориентации;

· Создание благоприятной развивающей микросреды в классе;

· Координация усилий педагогов, семьи, социума, организация их взаимодействия в процессе становления и развития личности школьников

Воспитательные практики: сущность понятия, принципы организации

Дата добавления: 2021-02-10 ; просмотров: 342 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *