Что такое воспитательное мероприятие в школе

Структура, формы и содержание воспитательного мероприятия как условие эффективности воспитания совместной деятельности педагогов и обучающихся

Воспитательное мероприятие — это одна из организационных форм, широко используемых в воспитательной работе учреждения.

Воспитательная деятельность позволяет выработать у обучающихся:

Формулировка и развитие новых подходов к процессам организации и проведения воспитательного мероприятия должно обеспечить, качественный рывок в повышении эффективности и дальнейшей его эволюции.

Каждое новое воспитательное мероприятие представляет собой элемент нового витка развития воспитательной работы и её постоянной модернизации.

Мероприятия – это события, занятия, ситуация в коллективе, организуемые педагогами для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Воспитательное мероприятие является процессом, предполагающим в своем развитии несколько взаимодействующих между собой стадий:

Такая логическая цепочка постоянна для любого мероприятия, меняется лишь содержание, усиливается значение того или иного этапа в зависимости от цели проводимого мероприятия.

В процессе организации и проведения любого воспитательного мероприятия его организаторам приходиться решать определенные вопросы:

Постараемся ответить на вопросы организаторов.

Подготовительная часть

Организационная часть

Основная часть

Заключительная часть

Организуя с детьми любую форму проведения мероприятий, важно не повторяться, уходить от шаблонов, никого не копировать, искать свой ключ т.е. «изюминку» мероприятия.

Подробное планирование (структура мероприятия)

Приведем пример разработки мероприятия «Щедрый хозяин Ямал».

Цель – расширение, закрепление и углубление знаний о Родном крае, экологии.

Задачи:

Форма игра-акция

Методические приемы – беседа, рассматривание иллюстраций, зарисовки, отгадывание загадок, демонстрация фотоматериалов растений и животных Ямала, создание проекта «Прикоснись к природе сердцем»

Материалы и оборудования – схемы-рисунки, схемы-плакаты, иллюстрации, стихи и загадки о северном крае, аудиозапись «звуки природы», клей, ножницы, трафареты животных, растений, материалы неживой природы, цветные и простые карандаши, ластик, макет лесотундры, фотоаппарат, мультимедиа, компьютерная презентация.

Оформление зала

Зал оформлен рисунками, стулья расположены полукругом. Большая часть зала отведена для проведения игр.

Ход мероприятия

Испытывая потребность в организации и проведении воспитательного мероприятия педагог нередко не может решать оперативно конкретные вопросы.

например

Психолого-педагогическое сопровождение воспитательных мероприятий занимает немаловажную роль при проведении современных мероприятий.

Музыкальное оформление воспитательного мероприятия является важным показателем его качественности, оно должно соответствовать его целям и содержанию. Музыка является наиболее действенным средством, обращенным к душе человека.

Художественное оформление зала играет важную роль в подготовке и проведении воспитательного мероприятия.

Фотосъемка и видеосъемка в ходе воспитательного мероприятия позволяет создавать необходимый материал для наглядного анализа выполненной работы, а также для её рекламы (выполнение презентации мероприятия, видео- и фото альбомов, оформление выставок и т. д.).

Выяснение мнения аудитории, выявление причин его изменений или отрицательного эффекта воспитательного мероприятия, возможно путем обратной связи.

С позиций модернизации, воспитательные мероприятия будущего должны все в большей степени опираться на достижения науки и техники, в целях нахождения в наибольшей степени эффективных средств достижения намеченных в мероприятии результатов.

Таким образом, воспитательные мероприятия чаще всего являются открытыми или показательными и представляют собой этапы большой работы, проводимой педагогами, а иногда и воспитанниками учреждения.

Поэтому ответственность, лежащая на организаторах мероприятия очень велика, ведь от того, как проходят мероприятия чаще всего судят об эффективности воспитательной работы в учреждении.

Источник

Что такое воспитательное мероприятие в школе

Основными содержательными элементами данной системы являются: участники воспитательного мероприятия; цель; содержание воспитания (информация, чувства, переживания, характер межличностных отношений); организация воспитательного мероприятия; используемые средства воспитания; используемые методы воспитания; условия проведения мероприятия; результат.

Основными процессуальными элементами являются: количество и последовательность этапов (фаз, стадий); продолжительность этапов; интенсивность общения.

Следует учитывать, что можно «. характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной» [Андреева А. А. 2. С.97];

2. Типология воспитательных мероприятий

Воспитательные мероприятия можно различать по: количеству участников (фронтальные, групповые, парные, индивидуальные); содержанию воспитания (социальные, интеллектуальные, художественные, валеологические, трудовые, социально-педагогической поддержки, досуговые); по степени универсальности. По мнению Т.А. Ильиной «В зависимости от степени пригодности тех или иных форм для решения различных воспитательных задач их можно подразделить на общие. и специальные»[7. C. 437]; методу воспитательного воздействия (словесные, практические); характеру инициирования (программные, ситуативные); степени обязательности участия (обязательные, добровольные); месту проведения (классные, вшутришкольные, внешкольные); по степени сложности. При этом «Выделяются простые, составные и комплексные» [Безрукова В. С. 6. C.83].

Данная типология не претендует на полноту и является ориентационной.

3. Формы воспитательных мероприятий

Возникновение новой формы организации воспитания происходит тогда, когда найдена инновационная совместная деятельность, обеспечивающая достижение воспитательной цели. Форма организации воспитания (воспитательное мероприятие) определяется: особенностью содержания воспитания (семантическая, операциональная, метрическая стороны). В. С. Безрукова полагает, что «Изначальный смысл мероприятия и состоял в том, что оно обозначало дозировку применяемых к воспитаннику мер»[6. С.81]; особенностью совместной деятельности воспитывающего и воспитуемого в рамках формы организации воспитания; характером отношений и др.

Можно предложить следующий примерный набор обязательных и добровольных форм воспитания:

Обязательные: 1) фронтальные (конференция, собрание, линейка, радиолекторий, политическая информация, общественно-полезный труд, лагерь труда и отдыха, смотр. ); 2) групповые (дежурство по школе, дежурство по классу, линейка, смотр, классный час, собрание, заседания органов управления. ); 3) индивидуальные (посещение на дому, поручение, собеседование. ).

Добровольные: 1) фронтальные (конференция, КТД, соревнование, субботник, дискуссия, конкурс, игра, олимпиада, референдум. ); 2) групповые (агидбригада, конкурс, слёт, игра, консультация, соревнование, викторина, экскурсия, круглый стол, диспут, самообслуживание, экспедиция, встреча, устный журнал, турнир ораторов, интеллектуальный аукцион, литературная гостиная, эстафета, выставка, рейд, операция, посиделки, ярмарка, день (старшего поколения, старшеклассника, птиц. ). ); 3) индивидуальные (поручение, консультация, открытый микрофон, игра. ).

Данный перечень форм организации воспитания не претендует на полноту и является ориентационным.

4. Этапы проведения воспитательного мероприятия

По мнению Ю.А. Конаржевского «. этапов в воспитательном мероприятии пять: анализ обстановки и формулировка цели, планирование, организация воспитательного воздействия на коллектив, непосредственное воспитательное воздействие на коллектив, и, наконец, заключительная фаза воспитательного мероприятия» [Конаржевский Ю. А. 1. С.123].

Этапы проведения программного воспитательного мероприятия: планирование (анализ ситуации, целеполагание, формулировка задач, организация планирования, коррекция процесса планирования); осуществление плана подготовки воспитательного мероприятия мотивация, организация, коррекция, учёт); осуществление плана воспитательного мероприятия (состав участников, содержание, организация, охрана труда, жизни и здоровья); анализ; оценка; учет и отчетность.

Ситуативное воспитательное мероприятие будет дополнительно включать этап обоснования необходимости (анализ ситуации, предполагаемый воспитательный эффект).

5. Принципы проведения воспитательного мероприятия

При проведении воспитательных мероприятий целесообразно руководствоваться следующими принципами: необходимости; учета возрастных и индивидуальных особенностей детей; доминирования предметно-практической деятельности. Как полагает Л.И. Божович, «. качества личности нельзя воспитывать только путем убеждений, требований, поощрений и наказаний. Способам устойчивого поведения надо учить так же, как мы учим его русскому языку или арифметике» [Цит.по 10. С.331];

— сочетания форм педагогического воздействия. Действительно «Любой метод. можно использовать в трех формах воздействия: прямой, косвенной и параллельной» [Лялина Е. В. 8. С.226];

— разнообразие форм воспитания. По мнению Н. И. Болдырева, важнейшим требованием к проведению воспитательной работы, является «Применение разнообразных форм ее организации» [5. С.72];

— взаимосвязи форм воспитания, ибо «одним из ведущих способов осуществления комплексного подхода при выборе организационных форм внеурочной работы является обеспечение их тесного взаимодействия» [Победоносцев Г. А. 4. С.98].

— сотрудничества участников на всех этапах проведения;

— оптимизации времени. «. для воспитания нужно не большее время, а разумное использование малого времени» [Макаренко А. С. 3. С.349].

6. Элементы методики проведения воспитательного мероприятия

При проведении воспитательного мероприятия следует учитывать, что оно «. чаще всего вносит небольшой вклад в формирование личности учащегося. Тем не менее, накапливаясь, и малозаметные результаты воспитательных воздействий в своей совокупности в течение определенного времени приводят к ощутимым качественным изменениям. » [Монахов Н. И. 9. С.39]. Именно последовательность воспитательных мероприятий составляет одну из важнейших содержательных линий целостного процесса воспитания в школе. Такое понимание места и роли воспитательных мероприятий и определяет элементы методики их проведения, как то: 1) установление места и роли данного воспитательного мероприятия в системе воспитания (школы, класса, клуба и т.п.); 2) определение (инициирование самозаявления) участников; 3) постановка целей: образовательных (мотивационных, информативных, развивающих, самоорганизации, оздоровительных, коррекционных, профилактики, ориентационных, релаксационных и др.); побочных (продукты совместной деятельности); 4) отбор и структурирование содержания воспитания (знания, деятельностные умения, поведенческие умения, чувства, отношения, ценности); 5) разработка плана мероприятия (определение ограничений, организация, используемые методы, средства, условия, время, продолжительность); 6) разработка плана подготовки мероприятия (изучение плана мероприятия, анализ имеющихся ресурсов, мотивация, распределение работ, распределение компетенций и ответственности, прогнозирование срывов, инструктирование, подготовка обеспечения, график подготовки, контроль подготовки); 7) осуществление плана мероприятия (предъявление и усвоение содержания воспитания, интенсивность, коррекция хода); 8) анализ; 9) оценка; 10) учет и отчетность.

7. Элементы методики анализа воспитательного мероприятия

Таким образом, анализ воспитательного мероприятия предполагает изучение: 1) уровня его готовности; 2) уровня осуществления; 3) косвенных показателей.

3. Макаренко А. С. Соч.: В 7 т.-М.:1958.-Т.IV.

5. Болдырев Н. И. Методика воспитательной работы в школе.- М.: Просвещение, 1974.

7. Ильина Т. А. Педагогика.- М.: Просвещение, 1984.

Источник

Методика организации воспитательного мероприятия

Методика организации воспитательного мероприятия.

Во все времена одной из главных целей развития общества являлось воспитание подрастающего поколения. Условие национального возрождения – воспитание гармоничной личности, человека, любящего свою Родину, умеющего реагировать на изменения в современном обществе, защищать своё достоинство закреплено в законодательстве РФ ФЗ 273 «Об образовании».

Для того чтобы воспитывать, необходимо педагогически грамотно организовывать деятельность детей. Педагоги для достижения воспитательных целей должны уметь организовывать разнообразную деятельность, которая имеет решающее значение для развития и воспитания обучающихся. Она так же важна и для самих педагогов, так как помогает им сблизиться с учащимися, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывает неожиданные и привлекательные для учащихся сторон личности самого педагога. А также позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, человеческой близости, что делает педагога и его учащихся друзьями. Всё это даёт педагогу ощущение необходимости его работы, её социальной значимости, востребованности.

Однако чтобы это происходило, надо знать, как организовать такую работу. Так что же такое воспитательное мероприятие? Это относительно завершённая совместная деятельность детей в определённый фиксированный промежуток времени, организованная педагогом с воспитательной целью.

Для планирования и успешного проведения мероприятия необходимо:

— знать существующие формы;

— уметь наполнить эти формы каждый раз нужным содержанием;

— владеть методикой организации мероприятий;

— уметь придумать полученному результату название;

Какие же формы воспитательных мероприятий существуют:

Источник

Методика подготовки и проведения воспитательного мероприятия

Методика

подготовки и проведения

воспитательного мероприятия

Подготовка и проведение воспитательного мероприятия начинается с всестороннего анализа и подготовки плана работы. Умение анализировать, изучать итоги своей деятельности, прогнозировать ее будущие результаты, планировать конкретные шаги для их достижения – показатели высокого профессионализма педагога. Грамотно выполненные анализ и план подготовки позволяют увидеть связь между воспитательной работой педагога и уровнем воспитанности учащихся, с которыми эта работа проводилась.

Подготовка воспитательного мероприятия

4. Наряду с задачами воспитательного мероприятия, вытекающими из его главной цели, каждый из перечисленных этапов, имея определенную специфику, решает свои задачи по формированию у учащихся различных черт и качеств: аналитических, организаторских, коммуникативных, конструктивных и т.д.

5. На каждом этапе мероприятия используются различные методы и приемы педагогического воздействия и взаимодействия с учащимися, воспитанниками, родителями, направленные на достижение общей цели и задач мероприятия, а также на решение задач конкретного этапа.

I.Этап анализа предшествующей педагогической ситуации и формулировки цели

Алгоритм анализа

1.Определить ожидаемые результаты воспитательного мероприятия: социальная и педагогическая значимость цели, ее конкретность и четкость; реальность и достижимость в данных условиях, за конкретный отрезок времени; степень эмоционального и воспитательного воздействия; степень обучающего значения данного мероприятия.

2.Определить, на какой основе сформулированы цель и задачи воспитательного мероприятия в соответствии с критериями эффективности: критический (мероприятие проводится в связи с датой красного календаря, по указанию “сверху” и без анализа ситуации), допустимый (мероприятие проводится в соответствии с планом работы коллектива. Но анализ предшествующей педагогической ситуации носит при этом поверхностный характер) и оптимальный (в основе формулировки цели – анализ состояния коллектива, интересов и потребностей учащихся (воспитанников). Проведены наблюдения, анкетирование, беседы, сочинения, на основании которых сделаны выводы о необходимости данного мероприятия).

3.Определить, какие задачи ставит педагог при осуществлении первого этапа воспитательного мероприятия, и каким образом решает их.

4.Установить, соответствует ли данное мероприятие возрастным особенностям учащихся; уровню развития ученического коллектива, с которым оно проводится; насколько реально решение поставленных задач в данном коллективе; подготовлены ли учащиеся к восприятию воспитательных воздействий, предусматриваемых мероприятием, знают ли они о его цели, заинтересованы ли в его проведении.

5.Использовать для анализа первого этапа наблюдение, анкетирование, беседы.

Анкета
для изучения интересов и мнений учащихся

Делаем ВЫВОДЫ из АНАЛИЗА и следуем далее.

II Этап планирования (моделирования) воспитательного мероприятия

Подготовка и моделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы заключается в построении педагогом модели определенной формы деятельности.

От планирования воспитательного мероприятия в значительной степени зависит его качество и эффективность работы в целом. Вместе с тем при коллективном подходе к осуществлению планирования, его правильной организации у школьников развивается чувство коллективизма и ответственность за порученное дело.

План составляется педагогом с привлечением обучающихся и воспитанников. В старших классах эту работу они могут делать и сами под руководством классного руководителя (основы самоуправления).

Учащиеся учатся правильно распределять свое время, силы, средства, выделять главное, развивают логику мышления.

Алгоритм планирования

1.Выяснить, какие задачи по воспитанию, обучению и развитию поставлены на данном этапе.

2.Наметить план подготовки и проведения мероприятия. Определить, способна ли реализация имеющегося плана решить поставленные педагогом задачи. Проанализировать, какие методы воспитания и приемы педагогического воздействия предусмотрены для решения задач этапа. Насколько целесообразен выбор методов и приемов воспитательного мероприятия. Соответствует ли он особенностям данного коллектива, отдельных учащихся, реализации комплексного подхода к воспитанию.

3.Выяснить путем бесед с коллективом какое участие примут в планировании учащиеся (другие члены сообщества), чему они при этом научатся? Важно учесть способствует ли планирование мероприятия проявлению активности учащихся, их самостоятельности и самодеятельности? Содействует ли процесс планирования развитию коллективистских отношений в классе (школе)? Способствует ли избранная форма планирования подготовки и проведения предстоящего коллективного творческого дела укреплению содружества между педагогом и учащимися?

4.Установить при планировании связь предстоящего мероприятия с предыдущим и последующими делами коллектива.

5.Выяснить, существует ли связь между анализом предыдущего мероприятия и планируемого.

6.Проанализировать, способствует ли планирование подготовительного этапа воспитательного мероприятия решению его общей цели?

7. Структура плана подготовки внеклассного воспитательного мероприятия:

III. Этап организации мероприятия

Этап организации мероприятия является самым важным для учащихся в плане формирования таких качеств, как ответственность за порученное дело, умение довести начатое до конца, умение организовать учащихся на выполнение того или иного задания и поручения, проконтролировать и проанализировать их действия. Правильная постановка организации любого дела призвана способствовать развитию детского творчества, инициативы, самодеятельности, самоуправления в ученическом коллективе.

Алгоритм организации мероприятия

1.Выяснить какие задачи по воспитанию, обучению и развитию поставлены на данном этапе.

2. Определить основные требования к организационной деятельности (распределить роли и место в организации мероприятия, отведенные педагогу, учащимся, другим участникам процесса; продумать насколько это оправдано и обосновано).

3. Установить степень и значимость участия в организации мероприятия учащихся для их активизации, проявления инициативы и творчества (подбор организаторов и исполнителей)

4. Организовать вводный инструктаж, определяющий уровень разделения труда между организаторами мероприятия.

5. Организовать текущий инструктаж с организаторами и исполнителями и выяснить процесс подготовки и организации, оказать помощь в решении проблем.

6. Установить, степень реализации плана подготовки мероприятия.

7.Проанализировать качество осуществления данного этапа и определить, как это может повлиять в дальнейшем на ход мероприятия.

8. Внести поправки в ход мероприятия в связи со степенью подготовки.

IV. Этап проведения мероприятия

Данный этап является центральным и призван способствовать реализации главной цели мероприятия и его задач. Этот этап характеризуется тем, что при проведении мероприятия, ярко видны все достоинства и недостатки, связанные с его подготовкой и организацией.

Алгоритм проведения мероприятия

1. Важно помнить, что любое мероприятие имеет:

2. Обратить внимание на следующие моменты:

а) подготовка помещения, оборудования и оформления к проведению мероприятия;

б) эмоциональный настрой всех участников мероприятия;

в) убедительность, четкость, естественность выполнения учащимися заданий и упражнений для достижения цели проводимого мероприятия;

г) осознанность цели учащимися;

д) содействие (участие) в достижении цели мероприятия всех участников процесса.

V. Этап подведения итогов

1. Подведение итогов предполагает оценку мероприятия учащимися на основе его анализа. Этот анализ проводится организаторами мероприятия под руководством педагога. Он направлен на закрепление положительного опыта, выявление причин недостатков и призван воспитывать такие черты личности, как критичность и самокритичность, чувство ответственности за порученное дело, чувство долга перед коллективом, чувство гражданственности. Обучающий момент этого этапа состоит в формировании у учащихся умения правильно оценивать свою работу, подводить ее итоги, намечать перспективы своей деятельности, то есть решать управленческие задачи. Развивать аналитическое мышление учащихся: умение выделять составные части мероприятия, анализировать каждую из них, синтезировать эти части в единое целое – осуществление развивающих задач.

2. Причины недостатков (достоинств) мероприятия могут заключаться в таких моментах, как:

3. Сделать вывод и заключение на основе анкетирования (опроса) о положительных и отрицательных сторонах проведения мероприятия, его недостатках и их предполагаемых причинах, продумать предложения о возможных путях преодоления недостатков и развития положительного опыта.

Ошибки при организации и проведении воспитательного мероприятия

1. Форма мероприятия не соответствует его содержанию.

Например, если основным содержанием мероприятия являются размышления воспитанников о важных жизненных ценностях, то форма игровой шоу-программы помешает в достижении поставленных целей.

2. Форма слишком необычна, непривычна для детей. Например, если Вы разработали деловую игру с множеством правил и условий, которые лично Вам кажутся ясными, логичными и жизненно-правдивыми, то это ещё не значит, что воспитанники сразу разберутся во всех правилах. Возникшая в ходе мероприятия организационная неясность может свести на нет имеющиеся достоинства новизны и оригинальности.

3. Форма избитая, надоевшая или слишком примитивная для детей данного возраста и уровня развития, а значит неинтересная для них.

Из всех форм самая распространённая в школьной практике (следовательно, самая банальная и скучная) – так называемая «беседа», при которой педагог бóльшую часть времени что-то рассказывает, а дети в лучшем случае тихо подрёмывают. (Отметим, что при методически грамотном проведении беседа предполагает активность детей, реализуемую посредством их участия в диалоге.Если такой активности нет, значит в методике организации беседы допущены серьёзные ошибки.)

4. Содержание не несёт в себе новизны для детей, неинтересно им.

Пример. Если в 6 классе проводить беседу о правилах вежливости, с которыми дети знакомы с начальной школы, то о какой новизне и интересе учащихся к содержанию мероприятия может идти речь? Реакция воспитанников на такую ошибку: «Мы это давно знаем и умеем», «Понимаем, мы же не маленькие».

5. Содержание мероприятия недоступно детям данного уровня развития, слишком сложно для них.

Пример. На мероприятии в 8 классе, посвящённом Дню космонавтики, педагог оперирует астрофизическими понятиями и формулами на уровне выпускника физико-математического факультета.

6. Однообразие видов деятельности, утомляющее воспитанников, вызывающее у них скуку.

7. Педагог не регулирует отношения между детьми.

Следствия этой ошибки – нездоровая конкуренция, унижение одних воспитанников другими, ссоры между де тьми, искажение результатов деятельности.

8. Педагог неинструктивно, непонятно для детей объясняет содержание деятельности. Следствие: дети не понимают, что и как им делать, переспрашивают, возникает шум, неразбериха, снижается продуктивность деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *