Что такое восприемники при крещении

Крёстный

Крёст­ный (вос­при­ем­ник) в Таин­стве Кре­ще­ния сви­де­тель, пору­чи­тель за веру кре­ща­е­мого, обя­зан­ный настав­лять его в пра­ви­лах хри­сти­ан­ской жизни.

Что такое восприемники при крещении. Смотреть фото Что такое восприемники при крещении. Смотреть картинку Что такое восприемники при крещении. Картинка про Что такое восприемники при крещении. Фото Что такое восприемники при крещении

Кре­ще­ние мла­денца совер­ша­ется по вере вос­при­ем­ни­ков, на кото­рых лежит святая обя­зан­ность научить детей истин­ной вере, помочь им стать достой­ными чле­нами Церкви Хри­сто­вой.

После погру­же­ния мла­денца в купель кре­ще­ния крест­ный при­ни­мает его из рук свя­щен­ника. Отсюда сла­вян­ское назва­ние – вос­при­ем­ник. Тем самым он на всю жизнь берет на себя обя­зан­ность вос­пи­ты­вать ребенка в пра­во­слав­ном духе, и ответ за это вос­пи­та­ние будет давать на Страш­ном Суде.

При Кре­ще­нии мла­ден­цев вос­при­ем­ники про­из­но­сят (испо­ве­дуют) вместо них Символ веры, про­из­но­сят обеты и имеют попе­че­ние о науче­нии вере и нрав­ствен­но­сти вос­при­ня­тых ими (VI Всел. соб., прав. 53; Карф., прав. 54, Треб­ник).

Обычай иметь вос­при­ем­ника при Кре­ще­нии вос­хо­дит к древ­ней­шему Апо­столь­скому Пре­да­нию.

Нали­чие двух вос­при­ем­ни­ков явля­ется рус­ской тра­ди­цией. По пра­ви­лам Церкви доста­точно одного вос­при­ем­ника: крест­ного отца для маль­чика и крест­ной матери для девочки. На прак­тике допус­ка­ется несо­от­вет­ствие пола.

^ Обя­зан­но­сти крест­ных

У крест­ных по отно­ше­нию к крест­ни­кам есть 3 основ­ные обя­зан­но­сти:

В Таин­стве Кре­ще­ния крест­ные обе­щают Богу при­ве­сти к Нему малыша. Важно пом­нить об этом.

^ Кто может быть крест­ным

Без­рас­судно при­гла­шать крёст­ным чело­века нецер­ков­ного: чему может научить тот, кто сам не знает пред­мета? Это как выбрать про­вод­ни­ком в опас­ном путе­ше­ствии, где цена вопроса – жизнь (в нашем случае – Вечная), про­хо­димца, не зна­ю­щего марш­рута.

Так же нерас­су­ди­тельно цер­ков­ному чело­веку брать на себя перед Богом обеты вос­пи­ты­вать в хри­сти­ан­ской вере мла­денца, роди­тели кото­рого не только вне Церкви, но и не соби­ра­ются воцер­ков­ляться, при­ви­вать своё чадо ко Христу-Спа­си­телю.

Если же вас при­гла­шают быть вос­при­ем­ни­ком роди­тели, кото­рые не только не против того, чтобы кре­стить ребёнка, но и сами готовы стать чле­нами цер­ков­ной общины, то разумно, перед при­ня­тием соб­ствен­ных обетов, взять и с роди­те­лей обет испол­нять Запо­веди, еже­дневно молиться за своих детей, при­хо­дить с ними в храм, ста­раться еже­не­дельно их при­ча­щать. В идеале хорошо бы посо­ве­то­вать роди­те­лям похо­дить в вос­крес­ную школу или на заня­тия по кате­хи­за­ции: через пару заня­тий будет понятно, серьёзно ли они отно­сятся к духов­ной жизни, либо рас­смат­ри­вают Кре­ще­ние как маги­че­ский обряд.

По древ­нему цер­ков­ному пра­вилу, при Кре­ще­нии мла­ден­цев необ­хо­ди­мым счи­тался только один вос­при­ем­ник – муж­чина для кре­ща­е­мого лица муж­ского пола или жен­щина для лица жен­ского пола (Боль­шой Треб­ник, 5 гл., «зри»). Пра­вило о «бытии при Кре­ще­нии одному вос­при­ем­нику» при­над­ле­жало первым векам хри­сти­ан­ства и строго соблю­да­лось в Церкви Восточ­ной и Запад­ной до IX века. В наше время широ­кое рас­про­стра­не­ние полу­чил обычай быть при Кре­ще­нии двум вос­при­ем­ни­кам: крест­ному отцу и крест­ной матери.

Только пра­во­слав­ные вос­при­ем­ники или вос­при­ем­ницы имеют цер­ков­ное зна­че­ние. Их имена вос­по­ми­на­ются в молит­вах и вно­сятся в сви­де­тель­ства о Кре­ще­нии. Вос­при­ем­ник «пред­став­ляет собою лицо кре­ща­е­мого и за него обеты Богу, творит, Символ испо­ве­дует и обязан вос­при­ем­ного сына наста­вить вере и закону Божию, чего не могут учи­нить ни невежа в вере, ни ино­вер­ный» (Книга о долж­но­стях пре­сви­те­ров при­ход­ских, 80).

Согласно с прак­ти­кой древ­ней Церкви, как ино­верцы нико­гда не допус­ка­ются к вос­при­ем­ни­че­ству, так и пра­во­слав­ному непри­лично быть вос­при­ем­ни­ком детей у ино­вер­ных роди­те­лей, исклю­чая те случаи, когда дети кре­стятся в пра­во­слав­ную веру. Каноны Церкви такого случая, как уча­стие при кре­ще­нии в каче­стве вос­при­ем­ника ино­слав­ного лица, также не преду­смат­ри­вают.

Не могут быть вос­при­ем­ни­ками безум­ные, совер­шенно несве­ду­щие в вере, а также пре­ступ­ники, явные греш­ники и при­шед­шие в храм в нетрез­вом виде. Напри­мер, не бывшие по нера­де­нию у испо­веди и Свя­того При­ча­стия дли­тель­ное время не могут дать руко­вод­ства и нази­да­ния в жизни своим крест­ни­кам. Не могут быть вос­при­ем­ни­ками мало­лет­ние (до 14 лет), так как еще неспо­собны к делу учи­тель­ства и нетверды в разу­ме­нии веры и силы Таин­ства (кроме тех слу­чаев, когда совер­шенно невоз­можно иметь совер­шен­но­лет­него вос­при­ем­ника).

Древ­няя Рус­ская Цер­ковь не знала такого пра­вила, кото­рое бы устра­няло мона­хов от вос­при­ем­ни­че­ства. Известно, что крест­ными отцами наших рус­ских вели­ко­кня­же­ских и цар­ских детей были боль­шей частью монахи. Только впо­след­ствии мона­хам было вос­пре­щено вос­при­ем­ни­че­ство потому, что оно вовле­кает монаха в обще­ние с миром (Номо­ка­нон при Боль­шом Треб­нике). Роди­тели не могут быть вос­при­ем­ни­ками от купели Кре­ще­ния соб­ствен­ных детей. Жен­щине, нахо­дя­щейся в обыч­ном очи­ще­нии, неудобно быть вос­при­ем­ни­цей. В таких слу­чаях можно отло­жить Кре­ще­ние или же при­гла­сить другую вос­при­ем­ницу.

Цер­ков­ные пра­вила не запре­щают быть вос­при­ем­ни­ками одного и того же мла­денца родным брату и сестре, а также отцу с доче­рью или матери с сыном. В насто­я­щее время свя­щен­ники не допус­кают мужа и жену к сов­мест­ному вос­при­ем­ни­че­ству одного и того же мла­денца. Чтобы не допу­стить нару­ше­ний суще­ству­ю­щих правил отно­си­тельно вос­при­ем­ни­ков, свя­щен­ник обычно зара­нее узнает от роди­те­лей, кого они желают иметь вос­при­ем­ни­ками для своих детей.

Дей­стви­тельно ли Цер­ковь учит о недо­пу­сти­мо­сти брака между крест­ными согласно 211‑й статьи Номо­ка­нона?

Пре­пят­ствия к вен­ча­нию и вос­при­ем­ни­че­ству при кре­ще­нии. Гри­го­ров­ский С. П. Изда­тель­ский совет РПЦ. 2007. По бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­шего Пат­ри­арха Алек­сия II. С. 49–51. Цитата оттуда:

«В насто­я­щее время 211‑я статья Номо­ка­нона [где ука­зы­ва­ется на недо­пу­сти­мость брака между вос­при­ем­ни­ками] не имеет ника­кого прак­ти­че­ского зна­че­ния и должна почи­таться отме­нен­ною… Так как при кре­ще­нии доста­точно быть одному вос­при­ем­нику или одной вос­при­ем­нице, смотря по полу кре­ща­е­мого, то нет осно­ва­ний счи­тать вос­при­ем­ни­ков состо­я­щими в каком-либо духов­ном род­стве и потому вос­пре­щать им вступ­ле­ние в брак между собою».

Проф. Павлов в своем курсе Цер­ков­ного права так ком­мен­ти­рует про­блему духов­ного род­ства вос­при­ем­ника и вос­при­ем­ницы одного ребенка и брака между ними:

«…несколько правил апо­кри­фи­че­ского про­ис­хож­де­ния и стран­ного содер­жа­ния (напри­мер, 211 пра­вило, запре­ща­ю­щее мужу и жене быть вос­при­ем­ни­ками одного и того же мла­денца, под стра­хом быть раз­лу­чен­ными от супру­же­ского сожи­тия). Свя­тей­ший Синод уже в первые годы своего суще­ство­ва­ния стал отно­ситься к таким пра­ви­лам с боль­шим сомне­нием и нередко делал поста­нов­ле­ния, прямо им про­ти­во­по­лож­ные, осо­бенно по делам брач­ным».

В декабре 2017 года на Архи­ерей­ском Соборе Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви был принят доку­мент “О кано­ни­че­ских аспек­тах цер­ков­ного брака”, в кото­ром ука­зано: “Браки между вос­при­ем­ни­ками могут совер­шаться по бла­го­сло­ве­нию епар­хи­аль­ного архи­ерея (с учетом указа Свя­тей­шего Синода от 31 декабря 1837 года)”.

Могут ли бере­мен­ные и неза­муж­ние жен­щины ста­но­виться крёст­ными?

Бере­мен­ные и неза­муж­ние жен­щины могут быть крест­ными, кано­ни­че­ских запре­тов этого не суще­ствует. Все запреты отно­сятся исклю­чи­тельно к дре­му­чим народ­ным суе­ве­риям и не имеют ника­кой силы для хри­стиан.

С какого воз­раста не нужен крёст­ный?

Лицам старше 14-ти лет.

Как кре­стить ребёнка, если один или более членов семьи против?

– Таких людей сле­дует поста­раться при­ве­сти на встречу со свя­щен­ни­ком. Здесь глав­ное понять, что внутри у чело­века, почему он отка­зы­ва­ется от кре­ще­ния своего ребенка. Если люди – ате­и­сты, пере­убе­дить их и заста­вить отка­заться от своих взгля­дов бывает трудно. Но убе­дить в необ­хо­ди­мо­сти спо­кой­ного и лояль­ного отно­ше­ния к факту кре­ще­ния ребенка все же можно.

Источник

ВОСПРИЕМНИКИ

(крестные отец и мать), лица, к-рые при крещении взрослых являются свидетелями и поручителями за серьезность намерения и за правую веру крещаемого, а при крещении младенцев и больных, лишенных дара речи, дают за них крещальные обеты и произносят Символ веры. На В. возлагается обязанность следить за ростом религ. и нравственного сознания новокрещеного. В случае необходимости В. должны оказывать покровительство своим крестникам или даже брать их на свое попечение.

Институт восприемничества существует в Церкви с древности. О поручителях (лат. susceptores) упоминает Тертуллиан (II в.) (Tertull. De bapt. 18). Свидетельство о поручителе, участвовавшем в приеме нового члена в христ. общину, содержится в т. н. «Апостольском предании» III в., (Trad. Ap. 20), хотя здесь речь идет не о восприемничестве в собственном смысле слова, ибо поручитель участвовал в оглашении, а не в самом Крещении. Участие поручителя (В.) в Крещении зафиксировано 45 (54)-м прав. Карфагенского Собора (419): «Болящие, которые за себя отвещати не могут, да будут крещаемы тогда, когда, по их изволению, изрекут свидетельство о них другие, под собственною ответственностию». В трактате «О церковной иерархии» «Ареопагитик» (V-VI вв.) подробно описаны функции В. (EH. 2: 2-5).

Гуго Сен-Викторский (1-я пол. XII в.) в соч. «De sacramentum» (О таинствах) свидетельствует о том, что в католич. Церкви случались трое В.; большинство католич. Соборов XIII-XIV вв. допускали 2 крестных и крестную для крещаемого и 2 крестных матерей и крестного для крещаемой; эта практика преобладала в XV в. Число В. детей из знатных семей нередко доходило в отдельных местах, напр. в Венеции, до 20 и даже до 100, что обеспечивало этим детям множество покровителей и подарков. Тридентский Собор (XVI в.), запретив такую практику, определил, что крещаемый должен иметь одного крестного отца или крестных отца и мать (Torquebiau. Col. 158).

Участие в крещении неск. В. и восприемниц, а также заочное восприемничество, когда ввиду родственных или дружеских отношений с семьей новокрещеного крестным отцом или матерью признается лицо, не участвовавшее в крещении, являются злоупотреблением.

Со своими крестниками и их родителями В. вступают в отношения, к-рые именуются духовным родством. Факт духовного родства имеет особое значение в брачном церковном праве, являясь одним из препятствий к браку. Отцы Трулльского Собора (691-692) 53-м прав. запретили браки между В. и родителями воспринятых («Понеже сродство по духу есть важнее союза по телу. »). В «Василиках» запрещение браков между лицами, состоящими в духовном родстве, распространено и на 3-ю степень: воспринявший кого-либо от св. Крещения не должен жениться на этой особе, потому что она ему дочь, ни на ее матери или дочери. Не может также жениться на перечисленных лицах и сын восприемника. Определением К-польского Синода при патриархе Николае III Грамматике (1084-1111) признано было препятствием к браку наличие духовного родства до 7-й степени включительно, подобно кровному родству. Но степени эти определены только по нисходящей линии от восприемника и воспринятого, а по восходящей линии лишь по отношению к родителям крестника или крестницы. На родственников по боковой линии отношения духовного родства не распространяются.

Поскольку 53-е прав. Трулльского Собора поставило духовное родство выше плотских отношений, ищущие развода могли добиваться его через восприятие собственного ребенка. Чтобы противодействовать этому, визант. императоры Лев IV и Константин VI издали новеллу, на основании к-рой супруг, виновный в разводе по причине наступившего вслед. восприемничества собственного ребенка духовного родства с женой, несовместимого с продолжением супружества, подлежал денежному штрафу или телесному наказанию, 7-летнему изгнанию и запрету вступать в новый брак. Тем самым данное злоупотребление было искоренено.

В церковно-каноническом сознании отношения между восприемником и его крестницей и соответственно между восприемницей и ее крестником, а также между восприемником и восприемницей приобрели характер духовного родства, к-рое, однако, не может поставляться на один уровень с духовным родством, связующим В. с крестниками одного пола с ними и с их родителями. После того как установилась практика иметь при крещении восприемника и восприемницу, имп. св. Юстиниан запретил брак между восприемником и воспринятой, мотивировав это тем, что ничто не может в такой мере возбуждать отеческой любви и установить столь правомерного препятствия к браку (CJ. 5. 4. 26. 2).

Однако в указе Святейшего Синода РПЦ от 19 янв. 1810 г. отрицаются отношения духовного родства между детьми В. и воспринятым. Святейший Синод нашел непреодолимое препятствие к браку лишь в отношениях между восприемницей и отцом ее крестницы, а также между восприемником и матерью крестника. Тем самым он исходил из непризнания канонической действительности восприемничества лица другого пола по отношению к крещаемому, хотя ни в этом указе Святейшего Синода, ни в позднейших актах церковной власти не возбраняется самый обычай участвовать в крещении в качестве В. 2 лицам разного пола.

Иногда В. называют лиц, участвующих в браковенчании в качестве свидетелей, или поручителей, что является более обычным их наименованием. В. называют также духовных отцов, к-рым вручаются для наставления новопостриженные монахи.

Лит.: Бердников И. С. О восприемничестве при крещении и духовном родстве как препятствии к браку. Каз., 1892; Павлов А. С. Курс церковного права. Серг. П., 1902. С. 311-313, 349-352; Herman E. Baptême en Orient // DDC. T. 7. Col. 174-201; Torquebiau P. Baptême en Occident // Ibid. Col. 110-174; Афанасьев Н., протопр. Вступление в Церковь. М., 1993. С. 86-93; Цыпин В., прот. Церковное право. М., 1996. С. 132-133, 352.

Прот. Владислав Цыпин

Источник

Что такое восприемники при крещении

Комментарии

Сети богословия

Мнение

Локальные традиции Церкви: западный обряд в Православии
Опыт Церкви в истории подтверждает слова апостола Павла о том, что во Христе стираются этнические, культурные и языковые границы, которые обычно разделяют людей и лишают их взаимопонимания. Читать дальше

Тема недели: Локальные традиции Церкви: западный обряд в Православии

Новые материалы

Что такое восприемники при крещении. Смотреть фото Что такое восприемники при крещении. Смотреть картинку Что такое восприемники при крещении. Картинка про Что такое восприемники при крещении. Фото Что такое восприемники при крещении

Чтобы разобраться с вопросом истории возникновения и практики восприемничества в древней, а также в современной Православной Церкви будет полезно обратиться к работе Александра Васильевича Петровского, магистра богословия, преподавателя С.-Петербургской духовной семинарии, «Восприемники»[1]. Мы приведем некоторые определения из предлагаемого богословского исследования, которые позволят определить суть проблем и недоумений, связанных с современной практикой совершения Таинства Крещения.

«По принятому словоупотреблению термин восприемник (ἁνἁδοχος, susceptor, sponsor, fidejussor и т. п.) означает лицо, являющееся свидетелем, поручителем за веру крещаемого и вместе его наставником, руководителем в дальнейшей религиозно-нравственной жизни».

«Предписывая крещаемому иметь восприемника, древняя церковь возлагала на последнего особого рода обязанности. По свидетельству памятников, они начинались до крещения, имели место при самом акте крещения и продолжались впоследствии».

«Восприемник был свидетелем, поручителем веры крещаемого и своим положением напоминал воспринимаемому о тех обязательствах, какие он брал на себя, вступая в христианское общество».

«Указанные обязанности сами собою предрешают вопрос, кому древняя церковь разрешала быть восприемником. Так как он являлся свидетелем, поручителем веры крещаемого и его наставником в дальнейшей жизни, то им мог быть только тот, кто сам был наставлен в основных истинах христианства, знал Символ веры, молитву Господню и другие главные пункты христианского вероучения».

«Признается необходимым только один восприемник; при младенце мужеского пола мужчина, при ребенке женского пола — женщина. В таком духе выражается требник».

Высказывания А.В. Петровского можно дополнить цитатой из Пространного катехизиса митрополита Филарета (Дроздова): «При Крещении нужны восприемники для того, чтобы поручиться перед Церковью за веру крещаемого и по Крещении принять его под свое попечение для утверждения в вере (см. святой Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии, гл. 2)»[2].

Из приведенных выше определений можно сделать обобщающий вывод: восприемник призван совместить в себе и исполнить перед Церковью три основных функции: он должен быть свидетелем веры своего крестника, поручителем истинности его духовных намерений и в определенной степени стать наставником новопросвещенного христианина.

Как гласит общеизвестная истина, цель определяет средства. Вот и попробуем на основании заявленных требований к восприемнику определить, каким образом современная Церковь приводит к вере тех, кто сам (уже будучи взрослым) или через крестных (во младенчестве) возжелал спасения и вопросил у Бога «благой совести»[3] в Таинстве Крещения.

Прежде всего приведем выдержку из документа «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви»[4]: «При совершении Таинства Крещения над младенцами и детьми до 7 лет необходимо помнить, что крещение детей совершается в Церкви по вере их родителей и восприемников. В этом случае минимальную огласительную подготовку должны пройти как родители, так и восприемники, кроме тех случаев, когда они научены основам веры и участвуют в церковной жизни. Огласительные беседы с родителями и восприемниками следует проводить заранее и отдельно от совершения Таинства Крещения. Уместно призвать родителей и восприемников подготовиться к участию в Крещении их детей личным участием в Таинствах Покаяния и Евхаристии».

Также процитируем и распоряжение[5] Патриарха Кирилла № P-01/12. «В связи с утверждением Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2-5 февраля 2013 года документа “О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви”, принятого Священным Синодом 27 декабря 2011 года (журнал № 152), считаю необходимым придать более систематический характер исполнению на приходах епархии города Москвы указаний, содержащихся в этом документе, относительно минимальных требований к подготовке лиц к принятию Таинства Крещения.

Во всех приходах, патриарших и монастырских подворьях, а также монастырях, находящихся в Патриаршем управлении, должны неукоснительно соблюдаться положения, предусмотренные разделом II. 1 упомянутого выше документа, которым, в частности, предусмотрены минимальные требования к оглашению взрослых людей и детей старше 7 лет, желающих принять Таинство Крещения, а также родителей и восприемников детей младше 7 лет. Эти минимальные требования включают в себя:

Из содержания этих двух документов мы можем выделить следующее. Крещаемый (-ая), родители и восприемники поставлены на один духовный уровень, который можно определить как очень и очень низкий. Но если для того, кто готовится к Крещению, и в какой-то степени его родителям вполне естественно пребывание в некоем духовном и богословском неведении, то крестному, в свете вышеобозначенных требованиях к восприемнику, такое неведение абсолютно недопустимо.

Во-первых, свидетельствовать о вере готовящегося к Крещению может лишь тот, кто сам эту веру уже обрел. Вера — это дар Божий (см. Ефес. 2:8; Рим. 10:17), и мы прекрасно понимаем, что далеко не каждый из тех, над кем был совершен церковный обряд Крещения, обладает этим бесценным даром. Но даже если вера присуща поручителю, этого все равно недостаточно. Апостол Иаков учит, что «вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Вера должна быть утверждена делами, достойными Евангельского учения. Спаситель предупреждает: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Матф. 7:21). А для того чтобы отличить волю Божию от похотей мира, человеку, по слову апостола Павла, необходимы «чувства, долгим учением приученные к различению добра и зла» (Евр. 5:14).

Нужно признать, что в настоящий момент основная масса «крестных» — это сват, друг, брат или тетя (из Магадана), которые заходили в храм в лучшем случае пару раз за всю жизнь. А это значит, что ни две, ни три, ни десять огласительных бесед не могут дать гарантии обретения веры новоиспеченными восприемниками. В подавляющем большинстве эти христиане как были далеки от Церкви, так таковыми и останутся.

Во-вторых, поручительство требует оснований. То есть Церковь может принять поручительство лишь того, кто обладает для этого неким внутрицерковным авторитетом. Если за качество исполнения той или иной работы незнакомого мне человека предо мною поручится другой незнакомый мне человек (или тот, кто сам эту работу исполняет некачественно), то подобное поручительство для меня не будет иметь никакой силы. Так на каком основании Церковь должна принимать поручительство в истинности и серьезности намерений крещаемого от того, кто сам этих истинных намерений не исполняет или даже не имеет?

В-третьих, и это самое главное, наставить или научить кого-либо может лишь тот, кто сам уже чему-то научился. Писание устами Спасителя гласит: «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего» (Матф. 10:24). Чему может научить крестный своего восприемника, если сам «учитель» в храм заходит лишь иногда и в Таинствах Церкви не участвует? Очевидно, что только такому же безответственному отношению к вере. О том Господь предупреждает: «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Матф. 15:14). Не может младенец, который сам еще питается молоком, подавать пищу лежащему рядом младенцу. Питает младенцев тот, кто сам уже питается твердой пищей. О том в духовном отношении в Послании к Евреям пишет апостол Павел: «Ибо, [судя] по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий питаемый молоком несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5:12-14).

Из вышесказанного становится понятно, почему из 75-80 процентов населения России, которые называют себя православными, лишь 3-5 процента прибегают к спасительным Таинствам Покаяния и Причастия. Каков наставник, таков и ученик. Конечно, это несколько утрированные рассуждения. Нельзя не принимать во внимание действие благодати Святого Духа на новопросвещаемого и его восприемника при совершении Таинства Крещения. И тем не менее было бы заблуждением думать, что действие благодати Божией, просвещающей «всякого человека грядущего в мир»[6], избавляет от ответственности восприемника или священника, вверившего неутвержденную душу в попечение несмысленного наставника.

Возникает естественный вопрос — что делать, как действовать в сложившейся ситуации? Конечно, лучшим вариантом было бы привлечение к восприемничеству лишь воцерковленных, участвующих в духовной жизни прихода верующих. Но в силу определенных причин решение поставленного вопроса не может быть однозначным. В Церкви не так много воцерковленных прихожан, готовых стать наставниками, которым можно было бы поручить духовное воспитание новокрещенного христианина. Возможно, проблема не была бы такой острой, если бы в том или ином храме крестили только тех, кто фактически проживает на территории данного прихода. В этом случае священник, зная свою паству «в лицо» и постоянно видя новокрещенного прихожанина и его восприемника, имел бы более возможностей для их пастырского окормления. В определенной степени данный подход можно применить в небольшом сельском приходе, но реалии современного мегаполиса совершенно для этого не подходят.

Очевидно, что проблема воцерковленности новопросвещенных христиан не может иметь одного универсального решения, здесь требуется всесторонний, комплексный подход.

Как мы уже отмечали выше, проведение огласительных бесед с восприемниками не гарантирует обретение ими истинной, деятельной веры. Да, можно констатировать, что более половины потенциальных невоцерковленных восприемников ответственно и даже с неким интересом посещают огласительные беседы и вполне добросовестно исполняют все домашние задания катехизатора. Но, как показывает практика, в будущем, после совершения Таинства Крещения, в лучшем случае лишь один из десяти-двадцати подобных «поручителей» серьезно пересмотрит свое отношение к вере и, может быть, станет полноценным участником Таинств Церкви.

Безусловно, огласительные беседы для восприемников необходимы, и возможно, что в определенное время, знания, которые были получены в процессе огласительных бесед, сыграют свою роль в деле спасения как самого восприемника, так и его крестника. Такой благоприятный исход, конечно, можно и нужно принимать во внимание, но уповать на подобное развитие ситуации было бы безответственно. Это должны понимать как родители, когда выбирают крестных для своего малыша, так и священник, который может и должен помочь им принять верное решение.

[2] Свт. Филарет Московский (Дроздов) Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. [Электронный ресурс.] URL: http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/prostrannyj-pravoslavnyj-katekhizis/2_13.

[4] О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви. [Электронный ресурс.] URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1909451.html.

[5] Распоряжение Святейшего Патриарха Кирилла о подготовке к Таинству Крещения от 3 апреля 2013 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *