Что такое восточное партнерство
Без потерь не обошлось. В каком состоянии «Восточное партнёрство» подошло к саммиту
Свято место пусто не бывает
На мероприятие в бельгийскую столицу не приедут официальные лица Белоруссии. В июне Минск объявил о временной приостановке участия в программе «Восточное партнёрство» после введения Евросоюзом 4-го санкционного пакета в отношении страны.
«Кресло лидера Белоруссии останется пустым, однако я надеюсь, что к следующему саммиту в этом кресле будет сидеть демократически избранный президент Белоруссии», — заявил председатель Европейского совета Шарль Мишель. Тихановская назвала условие для диалога Евросоюза с Лукашенко
Судя по всему, он рассчитывает, что уже в скором времени к власти в Белоруссии придёт кто-то из эмигрировавших представителей оппозиции. 12 декабря Мишель, а также глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель приняли в Брюсселе бывшего кандидата в президенты Белоруссии Светлану Тихановскую и представителей антиправительственных сил и организаций, базирующихся за рубежом.
То есть будущей белорусской власти, если она будет угодна Брюсселю, уже автоматически пообещали денег. Ну, а если у власти останется Лукашенко, то граждане Белоруссии от Брюсселя не получат ничего.
Эти 3 млрд, кстати, обещаны в дополнение к тем дополнительным €15 млн в качестве поддержки неправительственных организаций и СМИ, вещающих на Белоруссию из-за границы, о выделении которых сообщил Мишель.
В очередной раз европейские чиновники обвинили власти Белоруссии в нарушении прав человека и репрессиях против оппозиции, пообещав привлечь их к ответственности за совершённые преступления.
На троих сообразить не удастся
Проект «Восточное партнёрство» запускался для всех 6 участников с одной целью — экономическое сближение и ускорение политической ассоциации с ЕС, — но интеграция всех этих стран разнонаправленная и разноскоростная.
Звучали призывы выделить «Ассоциированное трио» в отдельную группу в рамках «Восточного партнёрства», но, как сообщили несколько высокопоставленных чиновников ЕС, участвующих в организации саммита, Брюссель не планирует этого делать, хотя Евросоюз в итоговом коммюнике признает существование «трио».
Мир на грани войны
Армения и Азербайджан, в отличие от Украины, Молдавии и Грузии, заключивших с ЕС соглашения об ассоциации, не стремятся к столь тесной интеграции с Евросоюзом. Ереван сохраняет крепкие связи с Россией, будучи членом Евразийского экономического союза, имея при этом Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнёрстве с ЕС. Баку в ЕврАзЭС не входит и не подписывал аналогичное соглашение с Брюсселем, затягивая переговорный процесс из-за чувствительности многих вопросов, например, об открытии доступа европейского рынка для азербайджанской продукции, в первую очередь сельскохозяйственной, процесс урегулирования территориального спора в Нагорном Карабахе.
Да и вообще после того, как Брюссель не смог усадить за стол переговоров власти Армении и Азербайджана в момент, когда конфликт вспыхнул с новой силой, влияние ЕС в регионе сильно ослабло. А благодаря кому ситуацию удалось взять под контроль? Опять-таки, России.
Армения и Азербайджан думают прежде всего, как решить собственные вопросы, и национальные, и касающиеся двусторонних отношений. Если они этого не сделают, то на грани существования может оказаться всё «Восточное партнёрство», поскольку присутствующее постоянно напряжение между двумя участниками явно не будет способствовать развитию проекта и реализации совместных инициатив.
Таким образом, можно констатировать, что «Восточное партнёрство» переживает кризис идентичности: разница целей всех стран-участниц настолько очевидно проявилась, что ЕС будет вынужден применять индивидуальный подход к каждой из них, о чём свидетельствует заявление Борреля о том, что программа «должна и дальше развиваться на принципах инклюзивности и дифференциации, как в двустороннем, так и в многостороннем направлениях».
Проект ЕС «Восточное партнерство»
«Восточное партнерство» (ВП) является политической инициативой, которая направлена на сближение шести восточных соседей — Армении, Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Молдавии и Украины — с Европейским союзом. Эта инициатива представляет собой восточное измерение Европейской политики соседства (ЕПС).
С инициативой создания программы интеграции стран СНГ изначально выступила Польша еще в период ее подготовки к вступлению в ЕС в 2002-2004 годах.
Географически тогда польская инициатива охватывала лишь Белоруссию, Украину и Молдавию с возможным привлечением ряда приграничных районов России, в первую очередь Калининградской области.
Официально инициатива по созданию «Восточного партнерства» была выдвинута на заседании Европейского Совета 19-20 июня 2008 года. Инициатором выступила не только Польша, но и Швеция, которые предложили ЕС развивать интеграционные инициативы с рядом постсоветских стран. В программу включались Грузия, Азербайджан, Украина, Молдавия, Белоруссия и Армения.
7 мая 2009 года в Праге (Чехия) был проведен специальный саммит ЕС, учредивший программу «Восточное партнерство».
Главной целью «Восточного партнерства» является создание необходимых условий для ускорения политической и экономической интеграции между Европейским союзом и заинтересованными странами-партнерами.
Реализация программы ВП в целях сближения стран-партнеров с Европейским союзом предполагает сотрудничество со странами-партнерами на основе так называемых четырех тематических платформ:
— демократия и стабильность (административные реформы, антикоррупционные меры, обучение управленческого аппарата, развитие институтов гражданского общества, свободных СМИ и др.);
— экономическая интеграция, создание зон свободной торговли (по мере успешного развития торгово-экономических связей и гармонизации законодательства с правовой базой ЕС);
— энергетическая безопасность (меры по обеспечению надежного энергоснабжения как стран-партнеров, так и ЕС, энергосбережению и развитию источников возобновляемой энергии);
— развитие контактов между людьми (либерализация визового режима при одновременном обеспечении мер по пресечению незаконной миграции).
Программа «Восточное партнерство» предусматривает следующие инициативы: подписание соглашения об ассоциации (Association Agreements), предусматривающее формы более тесного сотрудничества в таких областях, как внешняя политика и безопасность, права и свободы, экономика, культура; создание углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли (Deep and Comprehensive Free TradeAgreement, является частью соглашения об ассоциации); постепенная либерализация визового режима вплоть до полной отмены виз (Visa Dialogue).
В настоящее время соглашения об ассоциированном партнерстве с ЕС подписали Грузия, Молдавия и Украина. Безвизовый режим действует только для граждан Молдавии.
Высшим органом программы «Восточное партнерство» является саммит ВП — встречи глав правительств/государств ЕС и стран, включенных в ВП, их цель — определение основных направлений ВП (проходит раз в два года).
Первый саммит состоялся в Праге (Чехия) в мае 2009 года, второй — в сентябре 2011 года в Варшаве (Польша), третий — в ноябре 2013 года в Вильнюсе (Литва), четвертый — в мае 2015 года в Риге (Латвия).
Ежегодно проходят саммиты на уровне министров иностранных дел. Раз в полгода проводятся встречи по сотрудничеству в рамках четырех правительственных платформ.
Многостороннее сотрудничество также осуществляется в рамках Парламентской ассамблеи «Евронест» (Euronest PA), Конференции региональных и местных органов власти стран «Восточного партнерства» — CORLEAP, Форума гражданского общества «Восточного партнерства», Бизнес-форума «Восточного партнерства».
Основным источником финансирования Европейской политики соседства, в том числе «Восточного партнерства» является Европейский инструмент соседства (ENI), который в 2014 году заменил Европейский инструмент соседства и партнерства (ENPI). Бюджет Европейского инструмента соседства на 2014-2020 годы составляет 18,2 миллиарда евро.
Всего за время действия программы странам-участницам «Восточного партнерства» было выделено со стороны ЕС 3,2 миллиарда евро на реализацию различных программ по развитию.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
О России не с любовью: что обсудили на «Восточном партнерстве»
Ситуация на Украине и приписываемое Западом России стремление чуть ли не вторгнуться в эту страну продолжают оставаться главной темой в повестке многочисленных мероприятий Евросоюза. Не стал исключением и прошедший 15 декабря саммит лидеров ЕС и стран – участниц «Восточного партнерства», объединяющего Украину, Грузию, Молдавию, Армению и Азербайджан. По итогам стороны высказали обеспокоенность «продолжающейся дестабилизацией» на востоке Европы. Как пояснили «Известиям» в Госдуме, цель информационных вбросов о якобы планах Москвы на украинском направлении — разрушить связи РФ с Европой.
Все на одного
Декабрь оказался крайне богат на обсуждение и осуждение России за приписываемое ей усиление военной мощи у рубежей Украины, вопреки многочисленным заявлениям Москвы о надуманности таких подозрений и уверениям, что военнослужащих на линию разграничения в Донбассе стягивает Киев.
Ситуация вокруг Украины оказалась одной из ключевых на виртуальном саммите лидеров России и США Владимира Путина и Джо Байдена 7 декабря, и вскоре тема была продолжена на встрече глав «большой семерки» 12 декабря. 13 декабря на дискуссии о потенциальном ответе Москве в случае ее вторжения на Украину собрались министры иностранных дел Евросоюза, а уже 16 декабря эту тему продолжат на своем саммите лидеры ЕС.
Эта тема задала тон и саммиту Евросоюза со странами – участницами «Восточного партнерства», состоявшемуся вечером 15 декабря в Брюсселе. И это несмотря на то, что незадолго до старта мероприятия прибывший туда украинский лидер Владимир Зеленский успел отдельно обсудить этот вопрос с французским коллегой Эммануэлем Макроном и канцлером Германии Олафом Шольцем.
Совместное коммюнике по итогам планировали опубликовать в ночь на 16 декабря. Но, согласно черновику заявления, попавшему в руки изданию EUobserver, лидеры намеревались заявить о «глубокой обеспокоенности продолжающейся дестабилизацией и нарушениями принципов международного права во многих частях региона «Восточного партнерства», включая регион Черного моря».
И хотя Россия в черновике заявления не значилась, речь Жозепа Борреля накануне саммита, озаглавленная «Россия–Украина» и завершившаяся словами «надейтесь на лучшее, но готовьтесь к худшему», не оставила сомнений в том, кого конкретно винят в эскалации на рубежах ЕС.
По словам первого зампреда комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Виктора Водолацкого, истерия вокруг якобы намерения России захватить Украину возникла с подачи Вашингтона.
— Это результат информационной политики Госдепа США и ЦРУ, которые в одночасье запустили информационную утку, а СМИ и соцсети разогнали волну. Сейчас вот «Восточное партнерство» поднимает эту волну. Цель одна — разрушить связи России с Европой, в первую очередь экономические. Америка — это хищник, который поглощает страны для того, чтобы туда пришел американский капитал, — сказал «Известиям» депутат.
И способ реагирования у Москвы на это, по его мнению, лишь один: «включать такие же рычаги — на всех информационных ресурсах и в соцсетях рассказывать об этой фейковой политике».
Потеря бойца
Напомним, этот появившийся в 2009 году формат объединил ЕС с шестью постсоветскими странами, куда до недавнего времени входила и Белоруссия. Впрочем, лидер последней страны Александр Лукашенко начал манкировать приглашениями на саммит еще несколько лет назад, отряжая участвовать в них министров, а нынешним летом Минск и вовсе объявил о выходе из «Восточного партнерства» в ответ на введение ЕС санкций против Белоруссии.
Впрочем, как рассказал «Известиям» один из европейских дипломатов, в знак того что страну никто не выгонял и ее ждут обратно, за общим столом было решено оставить пустое кресло с табличкой «Белоруссия». При этом в официальном пресс-релизе, анонсирующем саммит, было отмечено, что «ЕС продолжает сотрудничать с народом Беларуси» — то есть не с ее лидером, чью победу на прошлогодних выборах Европа так и не признала.
К слову, за несколько дней до саммита председатель Европейского совета Шарль Мишель и глава европейской дипломатии Жозеп Боррель встречались с экс-кандидатом в президенты Белоруссии Светланой Тихановской. Как пояснил один из европейских дипломатов, целью было показать: Брюссель «готов возобновить взаимодействие с Минском, как только необходимые условия для демократического переходного периода будут созданы». Но звать Тихановскую на саммит партнерства, вопреки многочисленным призывам, в ЕС всё же не стали.
К упору на безопасность
Когда «Восточное партнерство» только появилось, его заявленной целью было развитие политико-экономической интеграции ЕС с шестью постсоветскими республиками за счет, в частности, углубления экономических связей, включая создание зон свободной торговли, облегчения поездок в ЕС для граждан этих стран и помощи в совершенствовании их систем управления.
РФ изначально воспринимала эту европейскую инициативу, рожденную с подачи не самых дружественных Москве Польши и Швеции, с опаской, считая ее попыткой ослабить на постсоветском пространстве российское влияние. И не без оснований. К настоящему моменту три страны из этой «шестерки» — Украина, Грузия и Молдавия — успели объявить вступление в ЕС целью своей внешней политики и подписали соглашение об ассоциации с союзом. И хотя Брюссель никогда не давал обещаний принять эти три государства, как было обещано, например, балканским странам, на нынешнем саммите признали «суверенное право каждого партнера выбирать уровень амбиций» в плане того, к чему он стремится в своих отношениях с ЕС.
Армении же и Азербайджану вновь пообещали «рассмотреть возможность открытия диалога по либерализации визового режима» с ЕС, что должно уравнять Ереван и Баку с Кишиневом, Киевом и Тбилиси в плане безвизового доступа на территорию союза.
Впрочем, в последнее время на фоне ситуации на Украине в Евросоюзе стали всё чаще задаваться не только визовыми и экономическими вопросами, но и вопросом о роли Брюсселя в области безопасности на пространстве «Восточного партнерства». Недавно глава директората, отвечающего в Европейской комиссии за регион, Лоуренс Мередит отметил, что ЕС готов активизировать свое участие в решении региональных конфликтов, и ассоциированное трио (то есть Украина, Грузия и Молдавия) «будет тем местом, с которого можно начать». Если ЕС не готов к полномасштабным военным миссиям на Украине в виде оказания помощи вооруженным силам в оборонных и других операциях, надо помочь Киеву хотя бы гражданской миссией, вторил этому евродепутат Пятрас Ауштрявичюс, один из ведущих законодателей ЕС по «Восточному партнерству».
Безопасность по-прежнему не главный вопрос политики «Восточного партнерства» ЕС, но он начинает играть всё более заметную роль в повестке, сказал «Известиям» глава программы «Международный порядок и демократия» Германского совета по международным отношениям Стефан Майстер. По его словам, Украина, Грузия и Молдавия предъявляют огромные требования и просят больше поддержки в этой области от ЕС. Речь идет, в первую очередь, о мягкой безопасности, но также и об инфраструктуре, энергетической безопасности и так далее, поэтому секьюритизация всего региона лишь усилит это развитие, отметил немецкий эксперт.
Уже со следующего года в рамках программы Европейского фонда мира — недавно принятого инструмента, открывшего Брюсселю возможность для военной поддержки стран-партнеров и финансирования развертывания своих военных миссий за рубежом, — ЕС начнет оказывать помощь в области безопасности Украине, Грузии и Молдавии.
— Эта мера помощи направлена на повышение общей устойчивости Грузии, Республики Молдова и Украины. Например, некоторые действия направлены на укрепление потенциала вооруженных сил по оказанию помощи гражданским лицам, особенно во время кризисов или чрезвычайных ситуаций, — пояснил «Известиям» официальный представитель внешнеполитической службы ЕС Петер Стано.
Кроме того, как он рассказал, в настоящее время продолжаются обсуждения способов поддержки Украины в реформировании ее сектора профессионального военного образования, о чем сам Киев попросил Брюссель еще летом.
Пять целей на пятерых
Как ЕС обновляет связи со странами СНГ
Все последние дни лидеры Европейского союза занимаются отношениями с бывшими и нынешними странами СНГ. В воскресенье, 12 декабря, президент Европейской комиссии Шарль Мишель и верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Жозеп Боррель встретились с лидером белорусской оппозиции Светланой Тихановской. Президента Белоруссии Александра Лукашенко в ЕС законным лидером страны не считают, после президентских выборов 2020 года в отношении белорусских властей было введено пять раундов санкций, последние по времени — уже в этом месяце, 2 декабря, за использование в качестве политического инструмента мигрантов, пытающихся незаконно прорваться из Белоруссии в Европейский союз.
В понедельник главы МИД ЕС, обсудив ситуацию в Африке, согласовали введение санкций против россиян и компаний, причастных, по их данным, к деятельности ЧВК Вагнера.
14 декабря вечером при посредничестве Мишеля в Брюсселе прошла встреча президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна. Договоренность о ней была достигнута еще до того, как в Сочи 26 ноября прошли трехсторонние переговоры с участием российского президента Владимира Путина и лидеров Азербайджана и Армении. Во время прошлогодней второй карабахской войны Россия сыграла роль главного миротворца, ЕС отступил на второй план. «Запад попросту «по-джентльменски» пропускает Россию вперед, чтобы потом, в случае возникших расхождений, иметь пространство для маневра и предложения себя в качестве «более эффективного модератора», — описывает европейскую стратегию ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России Сергей Маркедонов (цитата по «Спутник-Армения»). В этой ситуации, в отличие от многих других кризисов, Запад и Россия, по замечанию эксперта, не рассматривают друг друга как жестких оппонентов.
В среду, 15 декабря, принципы отношений между ЕС и пятью странами — соседями России и программа их развития будут обновлены на саммите «Восточного партнерства».
Как Евросоюз движется на восток
Программа «Восточное партнерство» существует с 2009 года, ее цель — развитие отношений 27 стран Европейского союза с шестью постсоветскими странами (Арменией, Азербайджаном, Белоруссией, Грузией, Молдавией и Украиной). Все 12 лет существования программу преследуют кризисы, она постоянно критикуется Россией, в том числе за попытку превратить ее в «антироссийскую затею». Первым и самым масштабным кризисом стал украинский в 2013–2014 годах. События Майдана были спровоцированы решением тогдашнего украинского руководства отложить подписание соглашения об ассоциации с ЕС и создании зоны свободной торговли. Подписание этих соглашений было одним из главных элементов «Восточного партнерства». В итоге Украина, Грузия и Молдавия их заключили, а также установили с ЕС безвизовый режим. Оставшиеся участники от подписания амбициозных программ сотрудничества с ЕС отказались, развивая сотрудничество на удобной им скорости. Однако события 2014 года, в том числе присоединение Крыма к России, стали постоянным источником напряжения. На саммитах 2015 года стороны схлестнулись вокруг формулировки о признании территориальной целостности Украины, двумя годами позже от упоминания о Крыме и Украине отдельным пунктом пришлось отказаться, чтобы документ был поддержан всеми участниками.
Белоруссия то посылает свои делегации на саммиты «Восточного партнерства», то игнорирует их. Не будет представителей официального Минска и на нынешнем форуме — Белоруссия в ответ на санкции Евросоюза приостановила участие в программе. Оставшимся участникам ЕС предлагает следовать пяти долгосрочным целям: развитие устойчивых и интегрированных экономик, поддержание верховенства закона, развитие экологической и климатической устойчивости, обеспечение устойчивой цифровой трансформации, равноправных, справедливых и инклюзивных обществ. На решение этих задач ЕС готов направить €2,3 млрд. Предполагается, что этот инвестиционный план привлечет еще до €17 млрд в виде государственных и частных инвестиций.
Однако обсуждением этих вопросов участники саммита вряд ли ограничатся. Источник в правительстве Германии заявил «РИА Новости», что форум может дать четкий сигнал солидарности с Украиной в условиях нынешнего обострения ситуации на российско-украинской границе, где, как утверждают в ЕС, Россия концентрирует военные силы. В повестке заседания этот вопрос не значится, но это не значит, что он не может возникнуть, сказал РБК высокопоставленный европейский источник. Будет ли пограничный кризис или другие вопросы, связанные с Россией, упомянуты в итоговой декларации, пока говорить рано, по состоянию на середину дня 14 декабря документ еще не был согласован, добавил источник.
«Восточное партнерство» находится в состоянии перманентного кризиса, считает генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. По его словам, эту программу критикуют с разных сторон: одни считают, что она недостаточно активна и агрессивна со стороны Евросоюза, другие — что в нынешних условиях она теряет свою актуальность для многих участников. «Естественно, что когда речь идет о таком большом количестве разных стран, которые имеют совершенно различные алгоритмы взаимодействия в том числе с ЕС, разный уровень сотрудничества с Россией, то всегда очень трудно говорить о какой-то единой схеме и едином подходе. Конечно, программа так или иначе рассыпается на целый ряд индивидуальных проектов, по которым Евросоюз работает с отдельными странами «Восточного партнерства», — сказал Кортунов РБК. Он добавил, что есть примеры, когда отношения с Россией и Евросоюзом для стран — участниц программы развиваются по принципу игры с нулевой суммой, но есть и примеры того, как страны не без успеха пытаются лавировать между Москвой и Брюсселем и сохранять достаточно позитивные и выгодные для себя отношения как с Востоком, так и с Западом. «Среди таких примеров можно упомянуть Армению, которая является членом Евразийского экономического союза, но при этом очень активно развивает свои связи с Европейским союзом и получает значительные финансовые ресурсы от Брюсселя, как, впрочем, и от отдельных стран Евросоюза. Поэтому тут многое зависит от особенностей руководства, от исторического фона, на котором развиваются эти отношения, и от наличия или отсутствия политической воли со стороны Евросоюза», — заключил эксперт.
«Восточное партнерство»: санкции для России и 2 млрд евро для участников
Превентивные санкции
Президент Украины Владимир Зеленский призвал страны ЕС применить мощную санкционную политику в отношении России не в качестве реакции на вероятную военную эскалацию с ее стороны в Донбассе, а в превентивных целях.
Зеленский также выразил желание, чтобы одну из главных ролей в процессе урегулирования ситуации в Донбассе сыграли Соединенные Штаты, но чтобы этот процесс шел при обязательных консультациях с Киевом и при его участии.
В свою очередь, Евросоюз призвал Россию разрядить обстановку на границе с Украиной,
В декларации, принятой по итогам саммита, говорится также, что ЕС по-прежнему выступает за сохранение суверенитета, независимости и территориальной целостности в пределах международно признанных границ всех стран «Восточного партнерства».
Там также сказано о неизменном стремлении к укреплению демократии и верховенства закона, и о том, что защита прав человека и основополагающих свобод остается главной целью сотрудничества в рамках «Восточного партнерства».
Амбициозный инвестиционный план
Автор фото, Reuters
Президент Евросовета Шарль Мишель
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
Конец истории Подкаст
ЕС объявил о планах по инвестированию в страны «Восточного партнерства» более 2 млрд евро.
Как заявил председательствующий на саммите председатель Европейского совета Шарль Мишель, этот амбициозный экономический и инвестиционный план призван оказать серьезное влияние на общество.
Еще в июле Еврокомиссия составила новую инвестиционную программу, по которой страны «партнерства» до 2027 года смогут получить в сумме 2,3 млрд евро.
Эти деньги пойдут на поддержку полумиллиона малых и средних предприятий, на реконструкцию дорог, борьбу с коррупцией, поддержку независимой прессы и неправительственных организаций и тому подобные цели.
При этом ЕС в соответствии со своей обычной практикой будет выделять деньги на условиях софинансирования и надеется, что страны «партнерства» таким образом смогут привлечь в европейские проекты в разы больше средств, чем сами эти 2,3 млрд евро.
«Европейские устремления и европейский выбор»
Автор фото, Reuters
И состав участников саммита, и результаты встречи показывают, в каком сложном и неопределенном состоянии находится эта программа сотрудничества Евросоюза с восточноевропейскими странами, не вошедшими в ЕС.
Армения и Азербайджан с разной степенью энтузиазма участвуют в ВП, но не хотят вступать в ЕС.
Но к этому не готовы ни сами эти три страны, ни ЕС, и не будут готовы в сколько-нибудь обозримом будущем. ЕС предлагает им лишь тесное сотрудничество на основе договоров об ассоциации.
Программа «Восточного партнерства» вообще с самого момента создания в 2009 году виделась европейским политикам как замена перспективе членства в ЕС: будем с вами сотрудничать настолько тесно, насколько вы захотите, но принимать вас в полноправные члены пока не собираемся.
По итогам саммита глава Еврокомиссии также выразила надежду, что место Беларуси на встречах «Восточного партнерства» вскоре займет демократически избранный представитель.