Что такое вотчина кратко в истории 6 класс
Значение слова «вотчина»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на холопов. Синонимы вотчины — аллод, бокленд. С VIII—IX веков вотчина являлась господствующей формой землевладения в большинстве стран Западной Европы. В процессе формирования вотчины создавался аппарат властного управления (суд, администрация и так далее). Крестьяне сохраняли свою общинную организацию (община, коммуна, альменда), что наряду с обязательным потомственным характером владения отличало вотчину от бенефиция, манора и поместья.
Вотчина различалась по экономической структуре (в зависимости от роли домена, типа феодальных повинностей крестьян), по величине, по социальной принадлежности вотчинников (светские, в том числе королевские, церковные).
ВО’ТЧИНА, ы, ж. (истор.). В Московской Руси — родовое имение крупного землевладельца (князя, боярина), переходившее от отца к сыну.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
во́тчина
1. истор. земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно с правом продажи, залога, дарения ◆ Декабря 12-го, 1796 года, пожалована Алексею Аракчееву грузинская вотчина, 2000 душ. Александр Архангельский, «Александр I», 2000 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Село Болдино было настоящая боярская вотчина, три тысячи душ, да беда была в том, что в несчастном разделе, девять лет назад, принял участие и единородный сын отца от первого брака и оттягал большую часть земли и душ себе и своей матери. Ю. Н. Тынянов, «Пушкин», 1935—1943 г. (цитата из НКРЯ)
2. перен. книжн. территория или организация, также в более широком смысле — область, сфера, где кто-либо чувствует себя хозяином, ведёт себя как хозяин ◆ Решение верное, временем оправданное, потому что помощник начал таскаться по бабам, неделю с этой машинисткой, неделю с другой, затем атаке подверглась вотчина комитетчиков — представительство «Аэрофлота». Анатолий Азольский, «Глаша», 2003 г. // «Новый Мир» (цитата из НКРЯ) ◆ Поговаривают, что таймырский промышленный гигант «Норникель», вотчина губернатора, вовсе не горит желанием отчислять кучу денег на решение социальных проблем жителей края. Виталий Цепляев и др., «Конец „матрёшек“», 2003 г. // «Аргументы и факты» (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова фуражный (прилагательное):
Вотчина
Во́тчина — земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно (от слова «отец») с правом продажи, залога, дарения. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на зависимых крестьян. Синонимы вотчины — аллод, бокленд.
Во времена Киевской Руси вотчина являлась одной из форм феодальной земельной собственности. Владелец вотчины имел право передать её по наследству (отсюда и происхождение названия от древнерусского слова «отчина», то есть отцовская собственность), продать, обменять или, например, поделить между родственниками. Вотчины как явление возникли в процессе формирования частной феодальной собственности на землю. Как правило, их собственниками в IX—XI веках были князья, а также княжеские дружинники и земские бояре — наследники прежней родоплеменной верхушки. После принятия христианства сформировалось и церковное вотчинное землевладение, собственниками которого являлись представители церковной иерархии (митрополиты, епископы) и большие монастыри.
Существовали различные категории вотчины: родовые, купленные, дарованные князем или другими, что частично влияло на возможность собственников свободно распоряжаться вотчиной. Так, владение родовыми вотчинами ограничивалось государством и родственниками. Собственник такой вотчины был обязан служить тому князю, на землях которого она находилась, а без согласия членов своего рода вотчинник не мог её продать или обменять. В случае нарушения таких условий собственника лишали вотчины. Данный факт свидетельствует о том, что в эпоху Киевской Руси владение вотчиной не было ещё приравнено к праву безусловной собственности на неё.
В период раздробленности Киевской державы вотчина стала основной формой феодального землевладения, роль которой постоянно возрастала за счёт новых княжеских пожалований, захвата общинных земель, покупки, обмена и т. п. Данный факт привёл также к значительному возрастанию влияния собственников вотчин на политическую жизнь русских княжеств.
Владения знатных бояр обычно складывались из нескольких вотчин, которые достаточно часто находились в разных местах государства и не создавали единого хозяйственного организма. В отношении к населению вотчины их собственники пользовались рядом прав и привилегий в сфере судопроизводства, сбора податей и прочего. В больших вотчинах формировался собственный административно-хозяйственный аппарат, который занимался организацией их повседневной жизнедеятельности.
В период распада Руси вотчинами также назывались отдельные удельные княжества (княжеские столы — престолы), которые унаследовались князем от его отца. На Любечском съезде 1097 года была предпринята неудавшаяся попытка на основе принципа вотчины («каждо да держит отчину свою») приостановить княжеские междоусобицы.
После того, как значительная часть западных русских земель попала под власть Литвы и Польши, вотчинное землевладение на этих территориях не только сохранилось, но и существенно возросло. Большинство вотчин стало принадлежать представителям древних малорусских княжеских и боярских родов. Одновременно Великие князья Литовские и польские короли даровали земли «в отчину», «на вечность» литовским, польским и русским феодалам. Особенно активным этот процесс стал после 1590 года, когда сейм Речи Посполитой наделил короля правом раздавать так называемые «пустыни» за Белой Церковью. Это были земли с малорусским населением, на которых затем сформировалось вотчинное по своей сути землевладение магнатских родов Вишневецких, Потоцких, Конецпольских и других. Крупное землевладение на территории современной Украины было практически ликвидировано в ходе национально-освободительной войны под предводительством Богдана Хмельницкого в 1648—1657 годах. Однако затем крупное землевладение было возобновлено на Правобережье, которое осталось под властью Речи Посполитой по итогам войны 1654—1667 годов. На Левобережье во второй половине XVII столетия шёл постепенный процесс формирования землевладения украинской козацкой старшины.
В XIV—XV веках вотчины были основной формой землевладения и в Северо-Восточной Руси, где шёл активный процесс формирования Московского княжества и затем государства. Однако в связи с возрастанием противоречий между центральной великокняжеской властью и сепаратистскими устремлениями бояр-вотчинников права последних начали существенно ограничиваться (например, было отменено право свободного отъезда от одного князя к другому, ограничено право суда феодала в вотчинах и прочее). Центральная власть начала опираться на дворянство, которое пользовалось землевладением согласно поместному праву. Особенно активным был процесс ограничения вотчин в XVI столетии. Тогда были значительно ограничены вотчинные права бояр (законы 1551 года и 1562 года), а во время опричнины большое количество вотчин было ликвидировано, а их собственники казнены. В конце XVI столетия в России основной формой землевладения были уже не вотчины, а поместья. В XVII столетии продолжился процесс юридического сближения вотчины с поместьем, который завершился изданием Петром I 23 марта 1714 года указа о единонаследии. С тех пор понятие Вотчина иногда употреблялось в России в XVIII—XIX веках для обозначения дворянской земельной собственности.
С VIII—IX веков вотчина является господствующей формой землевладения в большинстве стран Западной Европы. В процессе формирования вотчины создавался аппарат принуждения (суд, администрация и так далее). Крестьяне сохраняли свою общинную организацию (община, коммуна, альменда), что наряду с обязательным потомственным характером владения отличало вотчину от бенефиция, манора и поместья.
Вотчина различалась по экономической структуре (в зависимости от роли домена, типа феодальных повинностей крестьян), по величине, по социальной принадлежности вотчинников (светские, в том числе королевские, церковные).
В России Уложение о службе 1556 года фактически приравняло вотчину к поместью («служба по отечеству»), затем формально и окончательно — Указ о единонаследии 1714 года, объединивший вотчину и поместье в единое понятие имение.
Крупная собственность в Средневековье
На Западе уже с VIII в н. э. складывалась система, при которой феодалы являлись независимыми и полновластными хозяевами на своей территории, частная собственность господствовала над государственной, а вассальные отношения с верховным сюзереном регулировались при помощи традиции, обычая и договоров. Подобная самостоятельность владельцев постоянно угрожала целостности страны. Формы конкуренции того времени носили преимущественно военный характер, что ещё более ослабляло государство.
Западное влияние
Средневековая Русь первоначально формировалась в рамках общеевропейских тенденций экономического развития. Темпы их были, правда, замедлены непрекращающейся борьбой с кочевниками-степняками, но в течение XI века на землях, принадлежащих потомкам Рюрика, сложился целый ряд вполне самостоятельных княжеств (уделов) под условным верховенством киевского стола.
Занимающий его великий князь считался не более, чем старшим в роду, и мог принудить удельных владетелей к решению общегосударственных проблем только силой авторитета или военным вмешательством. Экономических рычагов воздействия у него не было.
Неравномерность хозяйственного развития, стремление усилиться за счёт соседа, различные внешнеполитические условия привели к тому, что получило в истории название периода княжеских междоусобиц. Попытка выхода из критической ситуации была предпринята на Любечском съезде в 1097 году, где провозгласили принцип «каждый да держит отчину свою». Она оказалась неудачной, но само понятие закрепилось и стало основной формой хозяйственной организации страны в доордынский период.
Крупное землевладение
Вотчина в древней Руси — сложный комплекс из земельной собственности и прав на холопов. Средневековый вотчинник мог передавать её по наследству, менять, продавать, делить между родственниками. Формировалась она одновременно с государственным аппаратом, включавшим в себя суд, администрацию, органы правопорядка и налогообложения. Субъектами хозяйства выступали:
Различались не только хозяева, но и способы получения вотчин. То, как она была приобретена, определяло ограничения прав собственника на владение:
Смертная казнь повсеместно на Руси была прерогативой исключительно государственной власти, утверждённой официальными указами и законами. Это очень отличало её от западных стран, где жизнью подданных мог распоряжаться любой, даже мелкий сеньор.
Воздействие восточных традиций
Движение по пути дальнейшей феодальной раздробленности было прервано монголо-татарским нашествием и установлением полуоккупационного режима ига. Развитие вотчины с этого времени получило разновекторное направление в землях, подчинённых Орде, и тех, что отошли под юрисдикцию Польского королевства и Великого княжества Литовского. В последних она приобретала со временем всё более выраженные черты самостоятельного хозяйства с укреплением прав частной собственности на землю и крестьян.
На Руси же, напротив, всё большее значение в управлении наделами стало приобретать государство.
Перед северо-востоком встала задача освободиться от захватчиков. Первый шаг на этом пути — объединение страны вокруг общего центра, каким стала Москва, благодаря хитрой и последовательной политике князей Данилова дома. Ограничение вольностей боярства способствовало централизации, собиранию сил для восстания против монголо-татарской деспотии. И действовали москвичи, используя пример своих врагов — ханы Орды являлись неограниченными владетелями всей земли государства.
Формирование служилого сословия
Противостояние князей с представителями боярских кланов всегда угрожало единству страны перед лицом внешнего врага и ограничивало верховную власть на внутриполитической арене. Однако именно крупные вотчинники являлись основными поставщиками для армии государя человеческих и материальных ресурсов, что ставило его в зависимое от них положение. Стремясь изменить подобный расклад сил, великие князья с XIV века постепенно внедряют раздачу земель во временное пользование людям, исполняющим военную службу.
Новые хозяйства
Практика эта выросла из института кормленщиков — слуг, которые осуществляли сбор и доставку кормов (дани) княжескому дворцу. Они на местах организовывали выполнение обязательных работ на государственных землях, распоряжались отправкой людей на мостовое или городовое дело, в извоз и т. п. Ими вёлся учёт населения, количество дворов (основной податной единицы), определялся размер налога. За выполнение своих обязанностей эти чиновники получали установленное по закону вознаграждение в виде продуктов натурального хозяйства.
Жалованье землёй с крестьянами людей, несущих военную службу, с одной стороны, было логичной заботой о пропитании тех, кто в силу своих обязанностей не мог выполнять в полном объёме сельскохозяйственные работы. А с другой стороны, так формировался новый для страны класс дворян-помещиков, мелких феодалов, чьё благосостояние целиком зависело от воли правителя государства, и кого он смог бы противопоставить в качестве вооружённой оппозиции крупным вотчинникам.
Особенности условного владения
Поместье как вознаграждение за тяготы военной службы стало особенно широко распространённым в период правления Ивана III в середине XV века. Кормления к тому времени вытеснялись из практики хозяйствования путём выкупа этой должности общиной и замены её выборными земскими властями. Впервые слово «поместье» упоминается в русских актах в документе, писанном между 1466 — 1478 годами. Если попытаться дать ему полное определение, то это условное землевладение, выделяемое военным служащим из государственного земельного фонда на время исполнения ими служебных обязанностей.
Тогда же правительство предпринимает ряд мер, обязывающих и наследственного вотчинника исполнять государственную службу. Помимо родового имения, он был принужден иметь и помещичью усадьбу. Тем самым делался шаг на пути слияния поместного и вотчинного землевладения. Однако временный характер пользования приводил к хищническому разграблению земель дворянами.
Согласно принципу западноевропейского средневековья «моё, пока не отнято» они стремились выжать максимум за тот короткий срок, на который получали казённые угодья.
Сравнительная характеристика
В конце XV века на Руси сложились 2 вида собственности. Общими основными чертами вотчинного и поместного землевладения стали:
Разница носила более масштабный характер и отличия можно представить в виде таблицы:
Пример | Вотчина | Поместье |
Принцип владения | Наследственный | Условный |
Хозяин | Князья, бояре, монастыри | Служилое сословие дворян |
Право наследования | Полное | При условии, что наследник продолжает службу отца |
Бездетность владельца | Имение остаётся в роду | Возвращается в казну |
Деление между наследниками | Возможно | Отсутствует |
Право купли, дарения, продажи | Имеется | Нет |
Налоги и сборы | Освобождены от большей части государственных повинностей | Помещичьи крестьяне платили царские налоги. Недоимки обязаны были возмещать помещики |
Стирание различий
Понимание того, что нестабильное положение помещиков ведёт к бесхозяйственности и экономически нерациональному землепользованию, заставило руководство страны пересмотреть их права на получаемые угодья. В XVI веке в правление Ивана Грозного правительство было вынуждено отменить жёсткие правила, по которым пожалованная дворянам земля не могла передаваться родственникам. Были определены условия наследования.
Расширение прав поместного дворянства
С 15-летнего возраста дети, вступающие в государеву службу, припускались к владению отцовским поместьем. Тогда же оформилось правило не отнимать у детей отцовских владений. В 1618 году это было закреплено на законодательном уровне, причём к наследованию стали допускаться не только прямые потомки, но и боковые ветви родственников, что послужило мощнейшим стимулом для помещиков заботиться о своём хозяйстве, развивать его без опасения потери.
Получило законодательное подтверждение и правило выделять пенсионное обеспечение вдовам и дочерям погибшего кормильца. До этого оно назначалось произвольно. Но с середины XVI века были приняты нормы, в соответствии с которыми семья помещика не оказывалась без куска хлеба при потере её главы. Сходство признаков вотчины и поместья проявилось и в том, что с принятием Соборного уложения 1649 года последние разрешалось сдавать в аренду, менять и продавать с разрешения государства.
Умаление вотчинного хозяйства
В соответствии с планом великокняжеской власти, направленным на подавление оппозиции в лице крупных феодалов, в царствование Ивана Грозного большое количество родовых вотчин было попросту уничтожено, а их собственники казнены. Центральная власть получила опору в лице дворянства. Законами 1551 и 1562 годов ограничивались права крупных вотчинников. Фактически вотчина и поместье были уравнены на юридическом уровне уже введением принципа «службы по отечеству».
Однако именно с крупными хозяйствами связаны первые признаки разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений. Только на хорошо развитой экономической базе могли создаваться первые мануфактуры и производства, в которых использовался дешёвый труд крепостных крестьян.
Юридическое слияние понятий
На протяжении всего XVII века шло непрерывное правовое сближение вотчины и поместья, параллельно со всё большим закрепощением привязанного к земле крестьянства. Эти процессы привели к созданию сословно-монархического государства, в котором последние незначительные различия между боярством и дворянством были стёрты Петром I в его Указе о единонаследии от 1714 года. В нём вводилось общее для всех землевладений понятие — имение.
Что такое вотчина в историческом смысле и современном контексте
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Кому из нас не доводилось слышать фразы типа «Это не моя вотчина» или «Наконец-то Максу вернули его вотчину» и т.д.!
В общем контексте вроде бы все понятно, но многие ли точно знают, что такое вотчина и какое значение она имела для развития феодальных отношений и государства в целом?
Ну что ж, для полноценного раскрытия этой темы нам с вами придется совершить небольшой экскурс в отечественную историю периода примерно от VIII-IX и вплоть до XVIII вв., когда понятия вотчины и поместья были объединены в новом типе землевладения – имении.
«Вотчина» — что это в истории
Чтобы не погружаться в довольно древнюю этимологию этого слова, достаточно обратиться к праславянскому языку, давшему нам два смысловых оттенка слова «отец» («otьсь»): «отчий» (как производное от «отьнь») и «отьчина» (как производное от диалектного «otьkь», которое могло означать и «самец животного», и «опекун, ответчик», и «хозяин, владелец»).
Таким образом, со времен формирования законного права на владение землей вотчина – это «отцовская собственность».
По сути это был передаваемый по наследству комплекс собственности, включающий в себя:
В Западной Европе того периода существовала аналогичная форма землевладения, которая называлась боклендом или аплодом (эти термины нередко использовались и в России как синонимы вотчины).
Крестьяне при этом оставались в своей общинной организации, в роли которой выступали альменды или коммуны (на Руси это были сельские общины).
Вотчина в Древней Руси и после ее распада
Начиная со второй половины VIII века, вотчинное владение землей начало заметно превалировать среди других типов феодальной собственности, и подобное главенствующее положение сохранялось в древнерусском государстве еще почти десять веков.
Одна вотчина могла отличаться от другой по величине и/или экономической структуре, что было обусловлено как ролью владения конкретного вотчинника, так и типом феодальной повинности зависимых крестьян.
Что касается разновидностей вотчинного землевладения, то их до конца XI века было всего три:
Все без исключения вотчинники обладали достаточно обширными правами и привилегиями – они могли вершить суд в пределах своего землевладения, собирать подати и даже внедрять ленную систему в отношениях со своими вассалами.
Обладая правом практически безусловной собственности на унаследованную или благоприобретенную землю, владельцы вотчины могли свободно ею распоряжаться:
После распада Древнерусского государства (так называемый Период раздробленности) вотчинников, обретавших все большее влияние на политическую жизнь отдельных княжеств, начали серьезно ограничивать в правах.
Так, некоторых вотчинников государство обязывало служить именно тому князю, на землях которого находились владения этих собственников.
Другим владельцам земли, особенно если вотчина была родовая (потомственная), запрещалось продавать или менять унаследованную собственность без согласия всех представителей своего рода. Чуть позже земельные собственники были лишены и права вершить суды в своих вотчинах.
Чем поместье отличалось от вотчины
К концу XIV века, когда процесс централизации на Севере и Востоке Руси шел полным ходом, великокняжеская власть заметно окрепла и усилилась. Политические преобразования, введенные Иваном III и продолженные Иваном IV, в первую очередь затронули принципы вотчинного землевладения.
В корне изменился и юридический характер поземельных отношений боярина/князя и его вольнонаемного слуги. Если раньше «вольник» мог в одном уделе быть слугой (работать на князя), а в другом – владеть вотчиной, то сейчас служба на княжеском дворе увязывалась с землевладением.
Эти кардинальные перемены и послужили своеобразным триггером (это как?) для запуска процесса трансформации вотчинных принципов владения землей в систему поместного землевладения.
К чему это привело:
Со временем государственная служба, увязанная с землевладением, стала повинностью, а мысль о том, что землей может владеть лишь тот, кто служит царю, стала неписаным правилом.
Вскоре это правило окончательно восторжествовало и превратилось в основной принцип поместной системы: землевладение – это привилегия служилых лиц.
Вот так и получилось, что в гражданском обществе XVI века практически не осталось землевладельцев-вотчинников, не принадлежавших к служилому классу. И это понятно, поскольку государство стремилось обеспечивать служебную пригодность не столько отдельных лиц, сколько целых служилых родов и фамилий.
Процессы ограничений в вотчинном землевладении шли параллельно с расширением правовых основ, предусмотренных для поместий.
Эти тенденции, когда вотчинные владения постепенно уравнивались с поместными, развивались по нарастающей вплоть до XVIII века, когда и вотчина, и поместье утратили свою правовую базу.
Это произошло в марте 1714 года. На волне своих масштабных реформ Петр I издал еще один важный для Российского государства указ (ныне известный как «Указ о единонаследии»), в силу которого окончательно устранялась разница между поместными и вотчинными землевладениями, объединенными в новый вид земельной собственности, который стал называться имением.
Вотчина в современном контексте
На сегодня исторический смысл слова «вотчина» почти полностью утрачен, хотя сам термин остается в специфике научного употребления.
Что касается обыденной жизни, то обычно под вотчиной мы подразумеваем какую-нибудь территорию, организацию, область или сферу, в которой кто-то ощущает себя знатоком, экспертом, гуру. Или ведет себя по-хозяйски, держится чересчур уверенно.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Сейчас термин вотчина можно применить к зажравшимся чиновникам, которые годами сидят на своих местах и чувствуют себя настоящими феодалами, отсюда и коррупция проистекает. Все ведь друг друга знают, доверяют, потому и взятки брать не боятся, а вот если бы чиновники не засиживались на одном месте, то и с созданием поместных корпораций жуликов и воров возникли бы непреодолимые сложности.
Вечеслав: да, задолбали уже эти либералы. Как только до власти дорвутся — так и начинают ее использовать по полной. А вот те, кто не смог дорваться — критикуют, ибо завидно, что у кормушки не они стоят. Надо какой-то тест на либерализм придумать, что бы таких в чиновники не пускать.