Что такое война толстой

Что такое война толстой. Смотреть фото Что такое война толстой. Смотреть картинку Что такое война толстой. Картинка про Что такое война толстой. Фото Что такое война толстой

Отношение Толстого к войне

Чтобы понять отношение Толстого к войне, достаточно почитать его произведения. Например, хорошо просматривается отношение автора к войне в его знаменитом произведении Война и мир. В этом романе автор, через мысли своих героев, показывал свое отношение к войне все больше убеждая читателя в ее бессмысленности. Давайте же разберемся, какое было отношение Толстого к войне, поделившись мыслями в нашем сочинении.

Отношение Толстого к войне сочинение

Как мы уже говорили, чтобы понять отношение Л. Н. Толстого к войне, достаточно изучить его произведение Война и мир. Здесь писатель затрагивает шестнадцатилетний период из истории страны, начиная с 1805 — 1807 гг., и заканчивая 1821 годом, останавливаясь подробно на войне с Наполеоном 1812 года.

Изучая роман, читатель видит ненависть, с которой относится к войне Л.Н. Толстой. Писатель был убежден в том, что убийство — это самое гнусное преступление из всех возможных. Именно таковой и является война по мнению Толстого. Писатель показывает бесчинства, грязь, боль и страдания, что сопутствуют сражениям, и лишь после акцентирует внимание на геройстве, патриотизме, подвиге и сплоченности. Изучая работу писателя, читатель видит отношение Толстого к войне, которое он высказывает словами Болконского. Тот, будучи раненым на поле боя, понял, что никакая победа не стоит человеческой жизни. Андрей уже не восхищается Наполеоном, который принес несчастия его соотечественникам. Наполеон уже не герой, он — преступник. Так считал и Толстой, показывая противоестественную для человека жизнь.

Свое отношение к военным событиям писатель показал и с помощью образа Пьера Безухова, который пришел в ужас от увиденного на поле битвы в Бородино. Его душа кричала, а сознание не справлялось с болью и горем, что несла за собой война. И все эти события автор изображает на фоне удивительной природы. Толстой будто кричит о том, что нужно наслаждаться красотой, подаренной богом, нужно ценить жизнь, а не убивать себе подобных. Но человеческая жизнь, подобна шахматным фигуркам, и в итоге слезы вдов, матерей и осиротелых детей окропляют заброшенные могилки. Этим невозможно восхищаться, не мог восхищаться и Толстой.

Что такое война толстой. Смотреть фото Что такое война толстой. Смотреть картинку Что такое война толстой. Картинка про Что такое война толстой. Фото Что такое война толстой

А вот о перемирии, и тех кто проявлял сострадание к раненому противнику, автор пишет с особым трепетом. И в этом мы видим явное, негативное, отношение Толстого к войне, а сам роман-эпопею Война и мир можно смело назвать антивоенным.

Источник

Что такое война по Толстому — помогите разобраться

Народ вынужден обороняться

Что же думал Толстой о войне? Давайте разбираться. Перебирая материалы, в которых были отражены события 1812 года, писатель понял, что, несмотря на всю преступность войны с ее многочисленными смертями, реками крови, грязью, предательством, иногда люди вынуждены сражаться. Возможно, этот народ в иные времена и мухе бы не причинил вреда, но если на него набрасывается шакал, он, защищаясь, прикончит его. Однако во время убийства он не чувствует никакого удовольствия от этого и не думает, что данный поступок достоин восхищения. Автор показывает, насколько любили свою Родину солдаты, вынужденные воевать с противником.

Против церкви

У Льва Толстого было две заветные юношеские мечты: создать большую семью и стать классиком мировой литературы наравне с Шекспиром и Данте. Но, достигнув вершины творчества, литературной славы и семейного счастья, он понял, что все это ему было не нужно. Преодолев искушение покончить с собой, Толстой обратился к поискам смысла жизни. Он читал мудрецов древности, общался с бедными, неграмотными людьми и пытался удовлетвориться их простыми истинами, но ни в чем не находил опоры. Тогда он, называвший себя атеистом, пошел в церковь. Толстой прилежно постился, молился и соблюдал жития, однако упрямый ум писателя противился религиозной мистике и обрядности и неизбежно находил противоречия и неясности в христианском вероучении.

Отрицательные герои в романе

Отношение Толстого к войне, конечно, интересно, но еще любопытнее, что он говорил о наших врагах. Писатель с пренебрежением отзывается о французах, которые больше пекутся о своем собственном «я», чем о нации – они не отличаются особым патриотизмом. А русским людям, по мнению Толстого, присуще благородство и самопожертвование во имя спасения Родины. Отрицательными героями в произведении являются также те лица, которые совершенно не думают о судьбе России (гости Элен Курагиной) и люди, скрывающие свое безразличие за напускным патриотизмом (большинство дворян, не считая некоторых достойных личностей: Андрея Болконского, Ростовых, Кутузова, Безухова).

Кроме того, писатель откровенно плохо относится к тем, кто наслаждается войной – Наполеону и Долохову. Так быть не должно, это противоестественно. Война в изображении Толстого настолько страшна, что удивительно, как эти люди могут получать от сражений удовольствие. Насколько жестокими нужно быть для этого.

ирл / 41.Война в понимании и изображении Толстого

41. Война в понимании и изображении Толстого.

Благородные люди и гуманные поступки в романе

Писателю по душе те люди, которые, понимая, что война – это отвратительно, подло, но иногда неизбежно, без всякого пафоса встают на защиту своей страны и не получают никакого наслаждения, убивая противников.

Это Денисов, Болконский, Кутузов и многие другие лица, изображенные в эпизодах. Отсюда становится понятным отношение Толстого к войне. С особым трепетом автор пишет о перемирии, когда русские проявляют сострадание к искалеченным французам, гуманном отношении к пленным (приказ Кутузова солдатам на исходе кровопролития – пожалеть поверженных противников, получивших обморожение). Также писателю близки сцены, в которых враги выказывают человечность по отношению к русским (допрос Безухова у маршала Даву). Не стоит забывать о главной идее произведения – сплоченности людей. Когда царит мир, народ, образно говоря, объединяется в одну семью, а во время войны происходит разобщение. В романе также присутствует идея патриотизма. Кроме того, автор превозносит мир и отрицательно высказывается о кровопролитии. Отношение Толстого к войне резко негативное. Как известно, писатель был пацифистом.

Что такое война по Толстому — помогите разобраться

Военные события 1805 – 1812 годов нашли свое отражение в романе-эпопее Л.Н. Толстого “Война и мир”. Этот период войн против Наполеона был необычайно трудным для русского народа. Описывая войну, автор выступает как настоящий патриот своей великой страны. В романе Толстой показывает бессмысленность войны, ее разрушающий характер, который несет людям только горе и несчастье. С другой стороны писатель указывает на высокий патриотический настрой русского народа, его сплоченность и непобедимость духа.

Война показана Толстым в романе в двух измерениях: война внешняя, как жестокое и кровавое побоище, уносящее жизни, и война внутренняя, показывающая нравственную сущность человека.

Преступление, которому нет оправдания

Что Толстой говорит об Отечественной войне? Он утверждает, что это преступление. Писатель не разделят солдат на защитников и нападающих. Бесчисленное множество людей чинило столько злодеяний, сколько в иное время не набралось бы за несколько столетий, а что самое ужасное, никто в данный период не расценивал это как нечто непозволительное.
Вот такой и была война в понимании Толстого: кровь, грязь (как в прямом, так и в переносном смысле) и бесчинства, приводящие в ужас любого сознательного человека. Но писатель понимал, что кровопролития неизбежны. Войны были на протяжении всей истории человечества и будут до самого конца его существования, с этим ничего не поделаешь. Но наша обязанность – стараться не допускать злодеяний и кровопролитий, чтобы и мы сами, и наши семьи жили в мире, который, однако, так хрупок. Его нужно беречь всеми силами.

Источник

Концепция войны в мировоззрении Л.Н. Толстого

Санаева Ирина Викторовна
к.ф.н., доцент БФУ им. И Канта, РФ г. Калигинград, nikasanaeva@mail.ru

Аннотация: Рассматривается аксиологическая оценка концепта «война» в соотнесенности с философскими понятиями «добро» и «зло» и репрезентация данной идеи на страницах романа «Война и мир» в призме философско-этических исканий Л.Н. Толстого.
Ключевые слова: аксиология, концептосфера, добро, зло, концепт

Concept of war in L. Tolstoy’s worldview

Sanaeva Irina Viktorovna
associate professor of I. Kant Baltic Federal University, Russia, Kaliningrad

Abstract: The author studies L. Tolstoy’s concept of beauty in connection with such philosophical notions as “good” and “evil”, the way this concept is depicted in the novel “War and peace” in the light of Leo Tolstoy’s philosophical and ethic quest.
Keywords: axiology, world perception, good, evil, concept

Проблема видения мира обсуждается в современной гуманитарной науке разными авторами уже на протяжении многих лет. Любое представление о мире в любой национальной концептосфере неотъемлемо связано с такими извечными понятиями, как добро и зло. Рассматривая эти категории, как в масштабах национальной концептосферы, так и при изучении их в концептосфере отдельно взятого человека, эти понятия однозначно будут приобретать аксиологическую окраску. На разных этапах своего развития человечество неизменно формирует свое понятие о добре и зле, о том, что хорошо и что плохо. Свой вклад в аксиологическую оценку вышеупомянутых понятий, несомненно, вносят и выдающиеся личности соответствующей исторической эпохи. А если личность, благодаря своему вкладу в развитие философской мысли народа, представляет собой особую значимость, то ее влияние на национальную концептосферу остается значимым и спустя столетия.

Одной из таких личностей, внесших несомненный вклад в русскую национальную концептосферу, является Лев Николаевич Толстой. Его религиозно-философское учение стало, как отмечает Н.В. Волохова «качественной мерой культуры, ее мерилом и критерием» [3, 257]. Ключевой идеей Льва Толстого было осмысление глубинного единства мировых религиозных и нравственно-философских течений, которое содержится «в сущностном единстве к транснациональной, надвременной обозначимости нравственного закона» [3, с.260]. Поэтому неотъемлемой частью русской национальной культуры Л.Н. Толстой рассматривает мораль. Совершенно очевидно, что для Л.Н. Толстого оценка окружающей действительности может быть дана только в полной связи с этическими понятиями. «Цель жизни, – отмечает он, – есть добро. Это чувство присуще душе нашей. Средство к доброй жизни есть знание добра и зла» [1, с.129].

Обращаясь к общепринятым богословским представлениям о душе, Л.Н. Толстой тем не менее на протяжении всей своей жизни пытался проникнуть в суть природы духовного, понять психологические процессы и выявить их материальную основу. Проявление божественного для него всегда соотносилось с проявлением добра в человеке. Л.Н. Толстой не приемлет порождаемую злобой насильственную борьбу, которая, в свою очередь, порождает лишь злобу и ненависть, что в конечном итоге приводит к взаимному истреблению участвующих сторон. Как отмечает М. Храпченко, «всему хищному, злому, дикому Толстой противопоставлял любовь и дружбу» [5, c.67].

Концепт «война» репрезентируется в романе в первую очередь через цвето- и светообразы, с установлением их эстетической значимости, а также посредством наглядно-чувственных образов и авторской речи.

Значительную роль в раскрытии концепта «война» играют пейзажи. Природа, будучи живительным источником жизни, созидая красоту и гармонию, напрямую соотносится с мыслями и переживаниями героев романа «Война и мир». Она не приемлет войну и убийства людей. Соответствующие картины природы даются автором как усилители мыслей и раздумий героев, которые на ее фоне получают не только большую выразительность, но порой и новое содержание. В некоторых случаях пейзажи выражают философскую позицию автора и его отношение к происходящему. Например, местность перед Аустерлицким сражением была покрыта туманом и мглой: «Туман стал так силен, что, несмотря на то что рассветало, не видно было в десяти шагах перед собой. Кусты казались громадными деревьями, ровные места – обрывами и скатами…» и только «…на высоте, на которой стоял Наполеон, окруженный своими маршалами, было совершенно светло, над ним было ясное, голубое небо, и огромный шар солнца, как огромный пустотелый багровый поплавок, колыхался на поверхности молочного моря тумана» (Т.3 Ч.2). Зыблющимися, обманчивыми контурами пейзажа, в котором ровная поверхность земли представляется обрывом, передано настроение тревоги в связи с ожидающим русскую армию поражением. Иллюзорной славе французского императора, который одержит здесь победу, соответствует сравнение солнца с «пустотелым поплавком». Находясь в лучах славы, Наполеон в то же время сравнивается с пустотой и отсутствием содержания, так как для Л.Н. Толстого война и военные действия, которые вел Наполеон, не имели никакого смысла.

Что касается Бородинского сражения, то сияние солнца здесь является символом вечной красоты природы: «… Лучи яркого солнца, поднимавшегося сзади, левее Пьера, кидали… в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и темные, длинные тени. Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня, виднелись своею изогнутою чертой вершин на горизонте». (Т.3 Ч.2 Гл. 30 с. 238) Восходящее солнце осветило поле, и все вокруг засияло ему в ответ, предвещая радость грядущей победы.

Почти все военные действия в романе сопровождаются цвето- и светообразами неясных тонов, задымленности; а также повсюду присутствует кровь, что создает образ страдания и смерти. Например: «…но из-за дыма выстрелов, с того места, где был Пьер, нельзя было почти ничего видеть» (Т.3 Ч.2 Гл. 31 с.245) или «Ряды пехотных солдат скрылись в дыму,…» (Т.3 Ч. 2 Гл.31 с. 246). «Дым стлался перед флешами, и то казалось, что дым двигался, то казалось, что войска двигались» (Т.3 Ч.2 Гл. 33 с. 250). Еще несколько примеров: «… дым выстрелов орудийных и ружейных на флешах стал так густ, что застлал весь подъем той стороны оврага» (Т.3 Ч.2 Гл. 33 с. 250). «… и потому Наполеон не мог видеть того, что происходило там, тем более, что дым, сливаясь с туманом, скрывал всю местность» (Т.3 Ч.2 Гл. 33 с. 250). Еще более сгущаются краски при описании такого природного явления, как туча: «Грозовая туча надвинулась…». (Т.3 Ч.2 Гл. 31 с.247) Грозовая туча здесь как бы предвестник предстоящей беды и тяжелого сражения. Неясные темные полутона даются через описание восприятия событий самих героев: «Все сделалось странно, неясно и пасмурно в глазах Пьера» (Т.3Ч2 Гл.31 с.247). Еще один пример: «Наполеон, стоя на кургане, смотрел в трубу, и в маленький круг трубы он видел дым и людей, иногда своих, иногда русских». Все вышеперечисленные примеры отражают позицию писателя по отношению к военным действиям и войне. Он подчеркивает ее ненужность и противоестественность. Л.Н. Толстой выражает уверенность в возможности единения людей, прекращения безрассудной бойни. Мечтой о мире, недоумением перед ужасами войны проникнуты многие эпизоды романа, такие как, например, вид высокого, бесконечного неба, противопоставленного мелочным, ничтожным замыслам людей на Аустерлицком поле. Размышляя над войной 1812 года, Л.Н. Толстой писал: «Должны были миллионы людей, отрекшись от своих человеческих чувств и своего разума, идти на восток с запада и убивать себе подобных, точно так же как несколько веков тому назад с востока на запад шли толпы людей, убивая себе подобных» (ВиМ Т. 3 Ч.1 Гл.1 с. 7). Множество таких примеров свидетельствует о непримиримой позиции великого писателя-гуманиста, осуждавшего войну как явление противоестественное, чуждое человеческой природе, разуму, сеющее раздор и разобщающее людей, и защищавшего право каждого человека на спокойную, мирную жизнь.

Источник

Сочинение на тему «Тема войны в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Исторический путь России был очень трудным. За свою многовековую историю Россия неоднократно проходила испытания войнами. Тема войны присутствует во многих произведениях русской литературы — от «Слова о полку Игореве» до продзведений современных авторов.

В романе «Война и мир» эта тема выражена особенно ярко, без нее невозможно понять философию жизни Л. Н. Толстого.

В своем романе Толстой описывает две войны начала XIX в. — войну 1805—1807 гг. в Европе и Отечественную войну 1812 г. Первая ведется на чужой земле и имеет цели, непонятные простому человеку. Вторая же затрагивает всех и каждого, потому что от исхода этой войны зависит не только политическое равновесие в Европе, карьера или семейное счастье отдельно взятых людей, но и существование мира вообще.

Судьбы почти всех героев романа связаны с войной. Война проверяет их мировоззрение и нравственные силы. Например, князь Андрей, принимавший участие в обеих войнах, под Аустерлицем хотел в одиночку совершить подвиг, спасти всю армию, стремился к славе и величию, к своему «Тулону». А после сражения «ему так ничтожны казались… все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, что он не мог отвечать ему». Под Бородино князь Андрей уже вместе со своим полком, вместе со всей русской армией делает все необходимое для спасения России, он — один из многих. «Князь Андрей, точно так же, как и все люди полка, нахмуренный и бледный, ходил взад и вперед… заложив назад руки и опустив голову. Делать и приказывать ему нечего было. Все делалось само собою».

Юный Николай Ростов сначала воспринимал войну как праздник, парад красивых мундиров, хотел совершить подвиг во имя Отечества и горячо любимого императора. «Мысль о поражении и бегстве не могла прийти в голову Ростову». Настоящая война с ее кровью, потом, возможностью скорой смерти открыла Ростову жизнь с другой стороны, как что-то запутанное и страшное, противное здравому уму, человеческой природе. В то же время война, жизнь в полку помогает Ростову уйти от «каши жизни», избежать ее сложных вопросов. Именно война дает ему возможность познать жизнь, возмужать.

Другой герой романа, Пьер Безухое, хотя и не принимал непосредственного участия в боевых действиях, все же присутствовал на Бородинском поле и видел сражение. После этого в Москве он был взят в плен французами, в плену познакомился с Платоном Каратаевым. Во время войны весь внутренний мир Пьера изменился. «Он узнал в своем плену не словами, не рассуждениями, но непосредственным чувством то, что ему давно уж говорила нянюшка: что Бог вот он, тут, везде. Он в плену узнал, что Бог в Каратаеве более велик, бесконечен и непостижим, чем в признаваемом масонами Архитекторе вселенной… он бросил трубу, в которую смотрел до сих пор через головы людей, и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь».

Те герои романа, которые не участвовали в сражениях, также были затронуты-войной. Например, Ростовы были вынуждены уехать из Москвы, оставив все свое имущество. Наташа отдала все подводы для перевозки раненых. Если бы не было войны, Наташа не встретилась бы с князем Андреем в Мытищах. А именно благодаря войне и этой встрече она так выросла духовно. Княжна Марья уехала из Лысых Гор, хотя французы предлагали ей свое покровительство. Перед отъездом она встретилась с Николаем Ростовым, и эта встреча оказалась очень важной в их судьбе.

Нужна помощь в написании сочинение?

При описании сражений Толстой говорит о бессмысленности войны. Например, в романе приводится такая картина Аустерлиц-кого сражения: «На этой узкой плотине теперь между фурами и пушками, под лошадьми и между колес толпились обезображенные страхом смерти люди, давя друг друга, умирая, шагая через умирающих и убивая друг друга для того только, чтобы, пройдя несколько шагов, быть точно так же убитыми». Также Толстой показывает еще одну сцену Аустерлицкого сражения — рыжий артиллерист и французский солдат дерутся за банник. «— Что они делают? — думал князь Андрей, глядя4на них». Эта сцена символизирует бессмысленность войны. Также Толстой изображает картину Бородинского поля после сражения: «Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?» Таким образом, Толстой, показывая ужас и бессмысленность войны, говорит, что война и убийство — противоестественное человечеству состояние.

В своем романе Толстой говорит о влиянии войны не только на судьбы отдельно взятых людей, но и на жизнь всего мира, на ход истории. «В этот двадцатилетний период времени огромное количество полей не паханы; дома сожжены; торговля переменяет направление, миллионы людей беднеют, богатеют, переселяются, и миллионы людей-христиан, исповедующих законы любви ближнего, убивают друг друга».

Традиции Толстого в изображении войны как явления противного человеческой природе и в то же время как объединяющего начала в жизни нации, взгляды Толстого на историю, на национальные особенности русских людей, сам жанр, получивший впоследствии название роман-эпопея, были использованы русскими писателями XX века и усвоены мировым искусством.

«Петр I» Алексея Толстого, «Доктор Живаго» Пастернака, многие произведения Хемингуэя и Ремарка, кинематограф и живопись XX века были бы невозможны без «Войны и мира» Толстого, особенно темы войны.

Источник

Изображение войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Что такое война толстой. Смотреть фото Что такое война толстой. Смотреть картинку Что такое война толстой. Картинка про Что такое война толстой. Фото Что такое война толстой

Картина военных действий

Автор подробно и точно рассказывает об исторических событиях в «Войне и мире»: начинается повествование с военных событий, происходящих в Европе 1805−1807 годов, и продолжается Отечественной войной 1812 года, которая захватила абсолютно всех, ведь от ее исхода зависели не только судьба и дальнейшая жизнь русских людей, но и будущее благополучие всего мира.

На страницах романа читатель может встретить описание таких исторических личностей, как Наполеон, Багратион, Кутузов, император Александр I, узнать, какую роль они сыграли в истории того времени.

Что такое война толстой. Смотреть фото Что такое война толстой. Смотреть картинку Что такое война толстой. Картинка про Что такое война толстой. Фото Что такое война толстой

На фоне кровавых баталий раскрываются мужество, патриотизм и сплоченность русского народа в борьбе с захватчиком, происходит знакомство с уникальными личностями, храбрость, настойчивость и военные навыки которых могут повернуть ход битвы и привести к победе. Такой человек — командир Тимохин.

В романе описывается много героических поступков, но не обделен вниманием и тот факт, что русская армия долгое время находилась в состоянии хаоса и беспорядка, а русский солдат был в полном смятении.

Да и подвиги были разными, например, действия капитана Тушина и его батареи спасли много жизней, но сам капитан не задумывался об этом, он просто делал то, что должен. Ему противопоставлен подвиг Долохова, который, захватив в плен офицера вражеской армии, тут же сделал доклад своему командиру: «Прошу запомнить, ваше превосходительство!», ожидая оценки и вознаграждения за свой подвиг.

Судьбы главных героев

Судьбы всех главных героев тесно переплетены с военными событиями, описанными в романе. Война врывается в их жизнь и проверяет на прочность их мировоззрение и силу духа:

Что такое война толстой. Смотреть фото Что такое война толстой. Смотреть картинку Что такое война толстой. Картинка про Что такое война толстой. Фото Что такое война толстой

Отношение автора

В строках романа прослеживается личный взгляд Толстого на события военных дней. По словам автора, война — это забава праздных и легкомысленных людей, он считает ее жестокой и бессмысленной, приносящей только лишения и боль. Свою мысль Лев Николаевич выражает в сочинении, используя различные литературные приемы:

Что такое война толстой. Смотреть фото Что такое война толстой. Смотреть картинку Что такое война толстой. Картинка про Что такое война толстой. Фото Что такое война толстой

Картина «Война и мир» подробно изображает батальные сражения и исторических деятелей того времени. В ней автор кратко дает свою оценку всему происходящему.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *