Что такое воздушное пространство российской федерации
Что такое воздушное пространство российской федерации
Структура воздушного пространства
7. Воздушное пространство над территорией Российской Федерации, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию, делится на нижнее и верхнее воздушное пространство.
Границей нижнего и верхнего воздушного пространства является эшелон полета 8100 м (эшелон полета 265), который относится к нижнему воздушному пространству.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.09.2011 N 743)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Структура воздушного пространства включает в себя следующие элементы:
а) зоны и районы (зоны и районы Единой системы, районы полетной информации, диспетчерские районы, диспетчерские зоны);
б) маршруты обслуживания воздушного движения;
в) районы аэродромов (аэроузлов, вертодромов);
г) специальные зоны (зоны отработки техники пилотирования, пилотажные зоны, зоны испытательных полетов, зоны полетов воздушных судов на малых и предельно малых высотах, зоны полетов воздушных судов на скоростях, превышающих скорость звука, полетов воздушных судов на дозаправку топливом в воздухе, полетов воздушных судов с переменным профилем и т.д.);
д) маршруты полетов воздушных судов;
з) зоны ограничения полетов;
и) другие элементы, устанавливаемые для осуществления деятельности в воздушном пространстве.
9. Границы элементов структуры воздушного пространства устанавливаются по географическим координатам и высотам. Границы и условия использования элементов структуры воздушного пространства публикуются в документах аэронавигационной информации.
Что такое воздушное пространство российской федерации
Установление и использование структуры
11. Границы зон (районов) Единой системы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации.
Организация использования воздушного пространства в зонах (районах) Единой системы осуществляется органами Единой системы.
12. Районом полетной информации является воздушное пространство в границах зоны (района) Единой системы, в пределах которого обеспечиваются полетно-информационное обслуживание и аварийное оповещение.
Районы полетной информации могут устанавливаться для неконтролируемых аэродромов, а также вертодромов и посадочных площадок в случае наличия на них органа (службы), предназначенного для обеспечения полетно-информационного обслуживания и аварийного оповещения.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991)
13. Диспетчерским районом является контролируемое воздушное пространство выше 200 м от земной или водной поверхности в пределах района полетной информации.
В границах диспетчерского района может устанавливаться узловой диспетчерский район.
14. Диспетчерской зоной является контролируемое воздушное пространство в пределах района полетной информации, от земной или водной поверхности до высоты нижней границы диспетчерского района или высоты второго эшелона включительно, как правило, в радиусе не менее 10 км от контрольной точки аэродрома.
Диспетчерская зона может устанавливаться над 2 и более близко расположенными аэродромами.
В период, когда на аэродроме, вертодроме или посадочной площадке диспетчерское обслуживание воздушного движения органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) не предоставляется, воздушное пространство класса C диспетчерской зоны классифицируется как воздушное пространство класса G, за исключением воздушного пространства, в котором диспетчерское обслуживание предоставляется другим органом обслуживания воздушного движения (управления полетами).
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 05.09.2011 N 743; в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.02.2017 N 182, от 02.12.2020 N 1991)
(см. текст в предыдущей редакции)
15. Маршрут обслуживания воздушного движения в соответствующих случаях обозначает воздушную трассу, маршрут зональной навигации, местную воздушную линию.
16. Ширина воздушной трассы устанавливается:
Обеспечение оборудования воздушных трасс необходимыми средствами навигации осуществляется Федеральным агентством воздушного транспорта.
17. Маршрут зональной навигации устанавливается в соответствии с типом требуемых навигационных характеристик, который может быть обеспечен при полете по такому маршруту.
Типы требуемых навигационных характеристик для маршрутов зональной навигации и соответствующие им навигационные спецификации (RNAV, RNP) утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991)
(см. текст в предыдущей редакции)
Полеты по маршрутам зональной навигации с соответствующими навигационными спецификациями (RNAV, RNP) осуществляются воздушными судами, оборудованными для применения навигации, основанной на характеристиках (PBN).
(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991)
(см. текст в предыдущей редакции)
Воздушные суда, не оборудованные для применения навигации, основанной на характеристиках (PBN), могут выполнять полет по маршруту зональной навигации после получения командиром воздушного судна диспетчерского разрешения соответствующего органа обслуживания воздушного движения (управления полетами).
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991)
18. Местные воздушные линии открываются для полетов на высоте ниже эшелона перехода. Ширина местной воздушной линии должна быть не более 4 км.
Воздушное пространство, выделенное для местной воздушной линии, классифицируется как воздушное пространство класса C.
В период, когда на местных воздушных линиях диспетчерское обслуживание воздушного движения органом обслуживания воздушного движения (управление полетами) не предоставляется, воздушное пространство местной воздушной линии классифицируется как воздушное пространство класса G.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2017 N 182)
(см. текст в предыдущей редакции)
18(1). Использование условных маршрутов (участков маршрутов) обслуживания воздушного движения обеспечивает гибкое использование воздушного пространства.
Условные маршруты (участки маршрутов) обслуживания воздушного движения подразделяются на следующие категории:
Пользователи воздушного пространства указывают CDR1 и CDR2 в планах полетов воздушных судов, если планируемое время использования указанных условных маршрутов совпадает со временем, опубликованным в документах аэронавигационной информации.
(п. 18(1) введен Постановлением Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991)
19. Маршруты обслуживания воздушного движения и данные о воздушном пространстве свободной маршрутизации, в том числе условия использования маршрутов обслуживания воздушного движения и воздушного пространства свободной маршрутизации для полетов воздушных судов иностранных государств публикуются Федеральным агентством воздушного транспорта в документах аэронавигационной информации.
(п. 19 в ред. Постановления Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991)
(см. текст в предыдущей редакции)
20. Использование гражданскими воздушными судами воздушного пространства классов A и C вне маршрутов обслуживания воздушного движения и вне воздушного пространства свободной маршрутизации осуществляется при наличии диспетчерского разрешения, выданного органом обслуживания воздушного движения (управления полетами).
При осуществлении спрямления маршрута полета орган обслуживания воздушного движения информирует зональный (региональный) центр Единой системы и орган противовоздушной обороны.
(п. 20 в ред. Постановления Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991)
(см. текст в предыдущей редакции)
21. Для аэродромов (вертодромов) гражданской, государственной и экспериментальной авиации устанавливаются районы аэродромов (вертодромов).
(п. 21 в ред. Постановления Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991)
(см. текст в предыдущей редакции)
22. При определении границ районов аэродромов (вертодромов) должны учитываться схемы вылета и захода на посадку, ухода на второй круг, полета в зоне ожидания, а также стандартные маршруты вылета и прилета, маршруты входа (выхода) на воздушные трассы, местные воздушные линии и специальные зоны.
Границы районов аэродромов (аэроузлов, вертодромов) утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации.
Схемы маневрирования публикуются в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации с отображением значений высот в футах (по давлению QNH аэродрома) и в метрах (по давлению QFE).
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991)
Порядок разработки схем маневрирования воздушных судов гражданской авиации для аэродромов (вертодромов), информация о которых публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, устанавливается федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьей 69 Воздушного кодекса Российской Федерации.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991)
(см. текст в предыдущей редакции)
На аэродроме устанавливается полоса воздушных подходов (воздушное пространство в установленных границах), примыкающая к взлетно-посадочной полосе, в которой воздушные суда производят набор высоты после взлета и снижение при заходе на посадку. Границы полос воздушных подходов устанавливаются в порядке, определенном Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации соответственно для гражданской, государственной и экспериментальной авиации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.01.2018 N 84)
(см. текст в предыдущей редакции)
24. Пользователи воздушного пространства Российской Федерации, экипажи воздушных судов при выполнении полетов и диспетчеры управления воздушным движением при обслуживании воздушного движения руководствуются аэронавигационной информацией.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991)
(см. текст в предыдущей редакции)
Аэронавигационная информация предоставляется пользователям воздушного пространства Федеральным агентством воздушного транспорта.
(см. текст в предыдущей редакции)
Порядок разработки аэронавигационной информации, а также правила предоставления аэронавигационной информации устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 24 в ред. Постановления Правительства РФ от 05.09.2011 N 743)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
Для аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) государственной авиации, включая аэродром совместного использования, и аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) экспериментальной авиации разрабатывается инструкция по производству полетов в районе аэродрома (вертодрома, посадочной площадки), порядок разработки и применения которой устанавливается соответственно Министерством обороны Российской Федерации и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
(п. 26 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2017 N 182)
(см. текст в предыдущей редакции)
27. Типовые инструкции по производству полетов в районе аэродрома (аэроузла, вертодрома), а также типовая схема аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации.
28. В контролируемом воздушном пространстве для выполнения полетов вне маршрутов обслуживания воздушного движения полеты воздушных судов выполняются по маршрутам. Ширина маршрута соответствует:
а) ниже эшелона перехода:
б) от эшелона перехода включительно и выше:
29. Запретные зоны устанавливаются в воздушном пространстве Российской Федерации для защиты важных государственных объектов, ключевых промышленных комплексов (атомных электростанций, ядерно-радиационных объектов, химически опасных объектов, а также других особо важных объектов с точки зрения национальной безопасности страны) от вредных воздействий и разрушений, возникающих в результате возможных происшествий в воздушном пространстве.
30. Опасные зоны устанавливаются над открытым морем в интересах следующих видов деятельности:
а) обеспечение запуска и посадки космических объектов;
б) проведение поисково-спасательных работ;
г) выполнение полетов на испытания, исследования авиационной и ракетной техники, на установление рекордов;
д) проведение учений, показов новой военно-морской техники;
е) обеспечение пусков и падения ракет, падения их отделяющихся частей.
31. Опасные зоны устанавливаются в воздушном пространстве Российской Федерации в районах лесных пожаров и вулканической деятельности, промышленных районах с постоянной повышенной задымленностью.
32. Опасные зоны устанавливаются как для использования на определенный период времени (временные опасные зоны), так и для обеспечения деятельности, осуществляемой на постоянной основе (постоянные опасные зоны).
Временная опасная зона устанавливается главным центром Единой системы и доводится посредством извещения NOTAM. Для установления временной опасной зоны пользователи воздушного пространства, в интересах которых устанавливается временная опасная зона, не позднее чем за 5 суток до ввода в действие временной опасной зоны представляют в главный центр Единой системы запрос на установление временной опасной зоны с указанием ее границ и характера осуществляемой деятельности.
33. Зоны ограничения полетов устанавливаются в воздушном пространстве Российской Федерации для введения особых условий, ограничивающих полеты воздушных судов.
Зоны ограничения полетов, в которых особые условия ограничивают полеты воздушных судов на постоянной основе (постоянные зоны ограничения полетов), устанавливаются над охраняемыми объектами или особо важными государственными объектами.
Постоянные зоны ограничения полетов могут устанавливаться над государственными природными заповедниками, национальными парками, памятниками истории и культуры.
Зоны ограничения полетов, в которых особые условия временно обеспечивают безопасность использования воздушного пространства других пользователей (временные зарезервированные зоны ограничения полетов), устанавливаются при:
проведении на полигонах стрельб, пусков ракет, бомбометаний, десантирования;
проведении стрельб для обеспечения защиты сельскохозяйственных растений от градобития, регулирования осадков и в ходе работы противолавинных служб;
проведении работ с боеприпасами на объектах их хранения;
осуществлении научных исследований в атмосфере;
проведении взрывных работ;
выполнении полетов в специальных зонах вне районов аэродромов (вертодромов).
(п. 33 в ред. Постановления Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991)
(см. текст в предыдущей редакции)
34. Временная зарезервированная зона ограничения полетов устанавливается в соответствии с пунктом 38 настоящих Федеральных правил и может быть введена в действие только после опубликования сведений о ней Федеральным агентством воздушного транспорта в документах аэронавигационной информации.
Ввод в действие (активация) временной зарезервированной зоны ограничения полетов осуществляется на основании плана использования воздушного пространства либо графика работы, поступившего от пользователя воздушного пространства, в интересах которого она установлена, в зональный (региональный) центр Единой системы.
Данные о действии временной зарезервированной зоны ограничения полетов указываются в бюллетене доступности воздушного пространства.
(п. 34 в ред. Постановления Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991)
(см. текст в предыдущей редакции)
35. В период, когда действует временная зарезервированная зона ограничений полетов, через воздушное пространство такой зоны могут выполняться транзитом полеты воздушных судов других пользователей воздушного пространства по установленным условным маршрутам обслуживания воздушного движения.
Указанные условные маршруты обслуживания воздушного движения устанавливаются по согласованию с пользователем воздушного пространства, в интересах которого установлена временная зарезервированная зона ограничений полетов.
Процедуры координации при использовании условных маршрутов обслуживания воздушного движения, включая вопросы обеспечения безопасности использования воздушного пространства, определяются пользователем воздушного пространства, в интересах которого установлена временная зарезервированная зона ограничений полетов, и зональным (региональным) центром Единой системы, в зоне ответственности которого она находится.
(п. 35 в ред. Постановления Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
38. Запретные зоны, зоны ограничения полетов (постоянные зоны ограничения полетов, временные зарезервированные зоны ограничения полетов) и постоянные опасные зоны устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации по представлению лиц, заинтересованных в установлении таких зон.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991)
(см. текст в предыдущей редакции)
39. Использование воздушного пространства в запретных зонах, а также в постоянных зонах ограничения полетов запрещается, за исключением:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) использования воздушного пространства лицами, в интересах которых установлены такие зоны;
б) выполнения полетов на перехват воздушных судов-нарушителей, а также выполнения других оперативных заданий в интересах государства;
в) выполнения полетов в целях проведения поисково-спасательных работ и работ по оказанию помощи при чрезвычайных ситуациях;
г) выполнения полетов воздушных судов, осуществляемых в соответствии со специальными международными договорами.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991)
(см. текст в предыдущей редакции)
Почтовые адреса, телефоны, частоты радиосвязи авиационного диапазона лиц, наделенных полномочиями по выдаче разрешений на выполнение деятельности в воздушном пространстве запретных зон и постоянных зон ограничения полетов, а также по приему уведомлений об использовании воздушного пространства таких зон, предоставляются пользователям воздушного пространства Федеральным агентством воздушного транспорта.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991)
(см. текст в предыдущей редакции)
Указанная информация публикуется на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта в сети Интернет и включается в аэронавигационную информацию.
(п. 40 в ред. Постановления Правительства РФ от 04.08.2015 N 787)
(см. текст в предыдущей редакции)
В районах аэродромов (аэроузлов) с ограниченным воздушным пространством указанные значения могут быть сокращены в 2 раза. В этих случаях специальные зоны, установленные маршруты набора высоты, снижения и захода на посадку должны быть удалены друг от друга и от границ воздушных трасс, маршрутов зональной навигации и местных воздушных линий в вертикальной плоскости на расстояние не менее 300 м.
42. В случае отсутствия интервалов между границами районов аэродромов выполнение одновременных полетов при использовании системы наблюдения обслуживания воздушного движения возможно при условии удаления схем взлета и захода на посадку, маршрутов полета, специальных зон на расстояние не ближе 5 км от границы района аэродрома, а без использования системы наблюдения одновременные полеты в районах аэродромов запрещаются или устанавливаются интервалы между границами указанных элементов структуры воздушного пространства в вертикальной плоскости, составляющие 600 м.
Приграничная полоса вдоль государственной границы Российской Федерации в Северном Ледовитом океане не устанавливается.
44. Запрещаются полеты в приграничной полосе без представления плана полета воздушного судна, разрешения на использование воздушного пространства и без радиосвязи экипажа воздушного судна с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами).
45. При использовании воздушного пространства приграничной полосы вынужденные отклонения от маршрута обслуживания воздушного движения и маршрута полета производятся, как правило, в сторону территории Российской Федерации от государственной границы Российской Федерации.
46. Использование воздушного пространства приграничной полосы при выполнении авиационных работ осуществляется при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения территориального органа Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
47. В целях предотвращения непреднамеренного нарушения государственной границы Российской Федерации:
а) органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) аэродромов (вертодромов), находящихся в приграничной полосе, должны иметь систему наблюдения обслуживания воздушного движения;
б) пункты управления беспилотным воздушным судном, находящиеся в приграничной полосе, должны иметь систему наблюдения, позволяющую осуществлять контроль за полетом беспилотного воздушного судна.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.02.2020 N 74)
Статья 15 Воздушного кодекса. Структура воздушного пространства
Структура воздушного пространства включает в себя зоны, районы и маршруты обслуживания воздушного движения (воздушные трассы, местные воздушные линии и тому подобное), районы аэродромов и аэроузлов, специальные зоны и маршруты полетов воздушных судов, запретные зоны, опасные зоны (районы полигонов, взрывных работ и тому подобное), зоны ограничений полетов воздушных судов и другие установленные для осуществления деятельности в воздушном пространстве элементы структуры воздушного пространства. Структура воздушного пространства утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Комментарии к ст. 15 ВЗК РФ
В соответствии с комментируемой статьей и Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации структура воздушного пространства включает в себя следующие элементы:
1) зоны и районы ЕС ОрВД ;
Приказом Министра обороны РФ N 261, Минтранса РФ N 99 от 9 июня 2001 г. (ред. от 29 января 2003 г.) утвержден и введен в действие с 1 августа 2001 г. Перечень зон и районов Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.
2) воздушное пространство приграничной полосы;
3) районы аэродромов и аэроузлов;
4) воздушные трассы и местные воздушные линии;
5) маршруты полетов воздушных судов;
6) спрямленные воздушные трассы;
7) воздушные коридоры пролета государственной границы Российской Федерации;
8) коридоры входа (выхода) на воздушные трассы;
9) специальные зоны полетов воздушных судов (зоны отработки техники пилотирования (пилотажные зоны), зоны испытательных полетов, зоны полетов воздушных судов на малых и предельно малых высотах, зоны полетов воздушных судов на скоростях, превышающих скорость звука, зоны полетов воздушных судов на дозаправку топливом в воздухе, зоны полетов воздушных судов с переменным профилем и т.п.);
11) зоны ограничений полетов;
12) опасные зоны (районы пуска и падения ракет и их отделяемых частей);
13) районы полигонов;
14) районы взрывных работ;
15) районы противоградовых стрельб;
16) районы авиационных работ;
17) специальные районы;
18) другие специальные элементы, устанавливаемые для осуществления деятельности в воздушном пространстве.
Границы элементов структуры воздушного пространства устанавливаются по географическим координатам, высотам, указываются в соответствующих инструкциях и публикуются в документах аэронавигационной информации.
Воздушное пространство делится на нижнее и верхнее. Границей нижнего и верхнего воздушного пространства является высота 8100 м, которая относится к верхнему воздушному пространству.
По высоте выполнения полетов воздушное пространство классифицируется:
Воздушное пространство над территорией Российской Федерации, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения и контроль за соблюдением внутригосударственных и международных требований, стандартов, норм и процедур в области использования воздушного пространства и деятельности в области авиации возложена на Российскую Федерацию, делится на зоны и районы ЕС ОрВД.
Структура воздушного пространства зоны ЕС ОрВД устанавливается инструкцией по использованию воздушного пространства зоны Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, утверждаемой главнокомандующим ВВС.
В воздушном пространстве над территорией Российской Федерации вдоль ее государственной границы устанавливается приграничная полоса шириной 25 км с особым режимом ее использования.
В воздушном пространстве вдоль государственной границы Российской Федерации в Северном Ледовитом океане приграничная полоса не устанавливается.
Для выполнения полетов воздушных судов с аэродрома устанавливается район аэродрома. Границы района аэродрома (независимо от того, в чьей собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении он находится) по представлению старшего авиационного начальника аэродрома утверждаются командующим объединением ВВС и ПВО (командующим авиационным объединением, командиром авиационного соединения), ответственным за организацию использования воздушного пространства в зоне ЕС ОрВД, в которой расположен район аэродрома.
Правила полетов в районе аэродрома (аэроузла) определяются инструкцией по производству полетов в районе аэродрома (аэроузла) или аэронавигационным паспортом аэродрома.
Районы аэродромов, на которых организация и обслуживание воздушного движения (управление полетами) требуют взаимного согласования и координирования, могут по решению командующего объединением ВВС и ПВО (командующего авиационным объединением, командира авиационного соединения) объединяться в аэроузлы.
Границы района аэроузла утверждаются командующим объединением ВВС и ПВО (командующим авиационным объединением, командиром авиационного соединения), ответственным за организацию использования воздушного пространства в зоне ЕС ОрВД, в которой расположен район аэроузла. Границы районов аэродромов, входящих в аэроузел, могут не устанавливаться.