Что такое возрастная периодизация по д б эльконину
Психологический возраст по Эльконину
Возрастная периодизация — это систематизация этапов развития личности человека от момента рождения до момента смерти. Для каждой возрастной периодизации характерно описание унифицированных для всего человечества этапов развития, их универсальность, а также наличие общих признаков и критериев для объективной оценки.
В истории психологии было описано множество подходов к рассмотрению проблемы возрастной периодизации, но наиболее известной в отечественной науке является классификация периодов развития человека Даниила Борисовича Эльконина. По мнению Эльконина, особенности периодизации развития психики человека являются важнейшей фундаментальной проблемой не только возрастной, но и всей психологической науки в целом. Разработка этого вопроса имеет исключительно важное теоретическое значение, т.к. будет способствовать выделению движущих сил развития на каждом из этапов и построению оптимальной педагогической системы и структуры гармоничного воспитания в целом.
Даниил Борисович Эльконин
В основе концепции Д.Б. Эльконина — особенности постепенной смены типов ведущей деятельности от одного этапа к другому, согласно этому положению он выделил содержательно различные стадии развития человека — эпохи, фазы и периоды. В свою очередь фазы могут быть:
Для характеристики каждого из этапов ученый ввел 4 основных критерия:
На каждом из возрастных этапов должно произойти два взаимосвязанных и взаимодополняющих процесса:
Возрастная периодизация этапов развития человека Д.Б. Эльконина
Возрастная периодизация по Эльконину психического развития. Таблица, этапы в схемах, характеристика, принципы
Возрастная периодизация по Д.Б. Эльконину — это совокупность установленных принципов и критериев развития ребёнка от момента его рождения до достижения возраста 17 лет. В советской и российской детской психологии научные труды Эльконина используются для прогнозирования личностного поведения детей, а также анализирования периодов развития ребёнка.
Определение и сущность
Возрастная периодизация по доктору Эльконину изучает разные периоды психологического развития детей, охватывая 3 основные эпохи их жизни. В систему возрастных критериев Эльконина включены теории возрастной периодизации, которые принадлежат таким учёным как А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Л.И. Божович.
В процессе создания собственных критериев возрастной периодизации доктор рассматривал период развития ребёнка в рамках его постоянного контакта с объектами окружающей среды.
Согласно теории Эльконина, структура психологического возраста ребёнка, включает в себя неотъемлемый элемент ведущей деятельности. Во время основной занятости происходит зарождение интереса к другим направлениям в социальной и психологической сфере.
В сознании ребёнка происходят необратимые изменения, которые возникают на определённой стадии взросления. Это психофизиологический процесс, включающий в себя построение личности человека, а также формирование морально-этических критериев.
Возрастная периодизация по Эльконину включает в себя раннее детство, детство и подростничество. Систематизация психологического развития ребёнка ограничена граничным возрастом. Учёный считал, что после достижения детьми 17 лет спрогнозировать его дальнейшее социальное и психологическое поведение невозможно.
Перед ребёнком данного возраста открывается большое количество возможностей и жизненных путей, которые представляют собой огромное разнообразие вариантов взаимодействия с окружающим миром. Основным последователем доктора считается его ученица К.Н. Поливанова, которая является российским психологом и специалистом в области детского развития.
Критерии и принципы
Возрастная периодизация по Эльконину включает в себя следующие критерии, которые являются базовыми в анализе психофизиологического развития детей младшей, средней и старшей возрастной группы:
Возрастная периодизация по Эльконину включает в себя вышеперечисленные критерии, которые применяются в процессе описания особенностей социального, бытового и психологического развития ребёнка, находящегося на определённом этапе своего развития.
В таблице ниже подробно описаны основные принципы возрастной периодизации, разработанной Д.Б. Элькониным:
Название принципов | |
Исторический | Руководство данным принципом позволяет провести эффективный анализ и аналогию детского развития в разные временные эпохи. При этом учитываются социальные, бытовые и психологические условия жизни ребёнка, проживавшего в конкретный исторический период. |
Биогенетический | Этот принцип предусматривает изучение проблем и особенностей детского развития с учётом влияния ряда факторов, присутствующих на определённом отрезке взросления ребёнка. Биогенетический принцип включает в себя изучение условий, в которых он произрастал, объектов окружающей среды, межличностных отношений внутри семьи. Определение движущих сил, являющихся частью психологического развития детей, является обязательным условием составления правильной возрастной периодизации. |
Аналитический | Данный принцип включает в себя глубокий анализ формирования базовых аспектов жизни, эмоциональной и волевой сферы ребёнка. Также тщательному изучению подлежит уровень интеллекта и поведенческие особенности, характерные для детей конкретного возрастного периода. Полученные результаты исследования систематизируются на основании общих критериев. |
Сравнение факторов | В процессе взросления психика ребёнка подвергается влиянию различных факторов, присутствующих в общеобразовательных учреждениях, семье, на улице. Во время составления возрастной периодизации данные аспекты не могут быть оставлены без надлежащего внимания. |
Стабильность развития | Период взросления ребёнка и формирование его личности предусматривает наличие определённого отрезка времени, в течение которого он познает мир, знакомится с объектами окружающей среды, взрослыми людьми, являющимися носителями поведенческих норм и жизненных задач. В этот период у детей не возникает социальных конфликтов и потребности в переходе на новый уровень развития. |
Критические периоды взросления | По мере психологического взросления ребёнка его сознание переходит на более новый уровень взросления. Дети нуждаются в получении новой информации, изучении большого количества объектов окружающей среды, знакомстве и общении с другими людьми, которые не являются частью их привычного общества. Возникновение возрастных кризисов является предвестником начала нового периода жизни и развития личности ребёнка. |
Возрастная периодизация по Эльконину предусматривает физическое и психологическое взросление детей. Переходы на новый этап развития сопровождаются резким изменением внешних данных и личностных характеристик.
Этапы и эпохи
Согласно научной теории Эльконина, весь период детства можно условно разделить на 3 основные эпохи, переход между которыми обусловлен возникновением внутреннего кризиса. Ребёнок начинает ощущать противоречие между приобретёнными операционно-техническими навыками и мотивационной сферой, которая присутствует в настоящее время. Каждая эпоха взросления включает в себя 2 периода развития.
В зависимости от социально-бытовых и психологических условий, в которых взрослел ребёнок, можно выделить промежуточные фазы взросления. В состав возрастной периодизации по Эльконину не включают пренатальное развитие, так как в данном случае действуют совсем другие механизмы органического созревания. Ниже перечислены основные эпохи и периоды взросления детей всех возрастных групп.
I Эпоха. Ранее детство
Эта возрастная эпоха длится от момента рождения ребёнка и заканчивается после достижения возраста 3 лет. Её началом принято считать наступление кризиса новорожденности, когда происходит противоречие между абсолютной беспомощностью младенца и его полной зависимости от взрослых людей, находящихся в ближайшем окружении.
При этом у новорожденного отсутствуют готовые формы и навыки к самостоятельному общению. Разрешение социального и психологического кризиса происходит на 2 мес. жизни младенца.
Период младенчества
Этот возрастной период начинается после достижения ребёнком 2 мес. и продолжается до 1 года. Социальный аспект развития характеризуется полной связанностью с матерью.
Все виды социальной активности ребёнка проявляются в отношении взрослого человека, который осуществляет уход, проводит с ним наибольшее количество личного времени. В детской психологии данную взаимосвязь именуют термином «Пра-Мы».
Ведущей деятельностью ребёнка является мотивационный аспект в постоянном желании общения с взрослыми людьми. На данном периоде взросления ребёнок приобретает эмоционально-заряженные представления, выделяет себя среди остальной массы людей, различает своё отражение в зеркале, приобретает навыки самостоятельной ходьбы.
Выделяют позднее и раннее младенчество. В последнем случае происходит развитие ситуативно-личностного восприятия. В позднем младенчестве происходит формирование навыков ситуативно-делового общения с развитием моторных функций. Следующий этап возрастного кризиса наступает по достижению 1 года.
Период раннего детства
В возрастной периодизации данный период длится с 1 года до достижения ребёнком 3 лет. Социальное развитие характеризуется появлением относительной самостоятельности, автономностью в передвижении по дому, а также в других условиях окружающей среды.
У ребёнка нарастает повышенный интерес к предметам, что в конечном итоге вызывает необходимость в изменении привычной формы общения. В глазах детей данного возраста взрослые люди воспринимаются в качестве основных помощников, а не в качестве посредников между ними и объектами окружающего мира.
В период раннего детства основной ведущей деятельностью ребёнка является налаживание контактов с окружающими предметами, которые выполняют функцию социального орудия. У детей начинают активно развиваться речевые способности, а также стремление к выполнению задач, которыми заняты взрослые.
У ребёнка появляется собственное «Я», и он чувствует себя полноценным субъектом общества. После похвалы или успешного выполнения поставленных задач у детей данного возраста уже появляется чувство гордости и успешности.
Завершение периода раннего детства также связано с нарастающим кризисом социального развития. По мере взросления ребёнка происходит изменение формата общения со взрослыми, которые находятся в его окружении. Дети требуют большей автономии.
Возрастной кризис перехода на новый этап развития сопровождается яркой симптоматикой в виде следующих психоэмоциональных реакций:
Степень насыщенности вышеперечисленной симптоматики напрямую зависит от того, в каких условиях воспитывается ребёнок, а также от реакции взрослого окружения.
II Эпоха. Детство
Данная эпоха периодизации по Эльконину охватывает период взросления детей возрастом от 3 до 11 лет. В её состав интегрированы период дошкольного развития и годы учёбы в школе.
Период дошкольного детства
В периоде дошкольного детства находятся дети возрастом от 3 до 7 лет. Это очередная стадия взросления, когда у ребёнка происходит распад взаимосвязи совместной деятельности с людьми, находящимися в их ближайшем окружении.
Поведение взрослых воспринимается в качестве образца для подражания. Ребёнок начинает повторять выполнение тех же самых задач, которыми ранее были заняты окружающие его люди. Основным видом деятельности детей данного возраста являются сюжетно-ролевые игры.
В период дошкольного детства дети приобретают следующие навыки и способности, которые ранее им были недоступны:
Переход от периода дошкольного детства к следующему этапу взросления сопровождается очередным социальным кризисом, который наступает в возрасте 7 лет. Его появление связно с наличием внутренних переживаний, а также личным отношением детей к окружающему миру.
Основные признаки кризиса выглядят следующим образом:
По достижению возраста 7 лет дети чётко разграничивают добро и зло, а также могут не радоваться предметам, которые получили нечестным путём.
Период младшего школьного возраста
Этот возрастной период характерен для детей, возраст которых от 7 до 11 лет. Социальное развитие ребёнка характеризуется резким изменением формата жизни. В окружении детей появляются социальные взрослые, в качестве которых выступают учителя общеобразовательных учреждений.
Основной ведущей деятельностью ребёнка является учёба, направленная на овладение большим количеством знаний, в различных сферах жизни. Сознание детей поглощено операционно-технической сферой, наличие которой возможно только при условии регулярного посещения школы.
В период младшего школьного возраста ребёнок приобретает следующие навыки:
Вместе с наступлением очередного кризиса социального развития завершается целая эпоха детства. В среднем это происходит, когда детям исполняется 12 лет. В связи с началом фазы полового созревания у ребёнка появляется способность к рефлексии своих действий и чувств.
III Эпоха. Подростничество
Это финальная эпоха возрастной периодизации по Эльконину, которая касается детей возрастом от 12 до 17 лет, а также включает в себя 2 основных периода подростничества.
Период младшего подросткового возраста
Период развития детей младшего подросткового возраста начинается после того, как им исполнится 12 лет, а продолжается до достижения 15 лет. Эта стадия взросления ребёнка характеризуется расширением сферы его социальной активности.
Радикальным изменениям подвергается формат общения с родителями, сверстниками, преподавателями общеобразовательных учреждений. Переход в средние классы сопровождается увеличением большего количества учителей и расширением сферы интересов.
Отношения со сверстниками строятся не только на желании наладить дружеские социальные связи, но также содержат в себе элементы выраженной симпатии. Детям прививаются нравственные нормы, касающиеся регуляции межличностных отношений.
В данный период взросления ведущей деятельностью детей является познание другого человека, интимно-личностное общение со своими сверстниками, усвоение правил социального поведения.
Сознание ребёнка находится в условиях мотивационно-потребностной сферы. Приобретаются новые ощущения в виде чувства взрослости, открытие своего обновлённого «Я», которое строится на основе самосознания и личностной рефлексии. Очередной кризис социального развития наступает в возрасте 15 лет.
Дети чувствуют себя взрослыми, что вызывает у них желание получить новое место в социуме. Появляется жажда равноправных взаимоотношений с родителями и другими окружающими людьми. В тот же момент взрослые оказываются к этому психологически не готовы.
Период старшего подросткового возраста
Это наиболее короткий период развития, в котором находятся дети возрастом от 15 до 17 лет. На данном этапе характер ребёнка подвергается качественным изменениям, вызванным активной учебной деятельностью и самообразованием.
Находясь в условиях разнообразия спортивных секций, курсов, факультативов, общения с репетиторами и учителями, оказывается на проге выбора будущей профессии. Основной деятельностью детей данной возрастной группы является приобретение знаний и научных понятий, которые после окончания школы позволят самоопределиться по части дальнейшего жизненного пути.
Эпоха подростничества также завершается кризисом личности, который наступает в 17 лет. Его появление связано со вступлением детей в реалии взрослой жизни, радикальным изменением круга общения и вида деятельности. Перед ребёнком оказывается выбор дальнейшего пути.
Дети продолжают обучение, поступая в специализированные учреждения образования, устраиваются на работу, не требующую профессиональных навыков, либо не предпринимают никаких мер по дальнейшему развитию своей личности. В своих трудах Д.Б. Эльконин обращает внимание на то, что после достижения детьми 17 лет дальнейшую возрастную периодизацию составить практически невозможно.
Значение и роль
Возрастная периодизация, составленная Д.Б. Эльконином, применяется в области изучения детской психологии. Научные труды доктора используются в качестве методического пособия в процессе оценки уровня психологического, социально-бытового и личностного развития ребёнка конкретной возрастной группы.
Возрастная периодизация по Д.Б Эльконину — это комплекс принципов и критериев развития ребёнка, которые охватывают все этапы его взросления. В возрастной периодизации советского учёного отображён период младенчества, детства и подростничества. На всех этапах взросления дети приобретают новые навыки, развивают свои способности, расширяют круг общения.
Переход на новый этап развития сопровождается внутренним кризисом, который позволяет ребёнку осознать своё место в социуме, а также стать полноценным субъектом общества. Труды Д.Б. Эльконина используются детскими психологами в процессе ежедневной профессиональной деятельности.
Видео о возрастной периодизации
Возрастная психология. Концепция Эльконина:
Мир психологии
психология для всех и каждого
Проблема возрастной периодизации в трудах Д.Б. Эльконина.
Д.Б. Эльконин писал, что проблема периодизации психического развития в детском возрасте является фундаментальной проблемой детской психологии. Ее разработка имеет важное теоретическое значение, ибо через определение периодов психического развития и через выявление закономерностей переходов от одного периода к другому, в конечном счете, может быть решена проблема движущих сил психического развития. От правильного решения проблемы периодизации во многом зависит построение системы воспитания и обучения детей.
Д.Б. Элькониным определены основные подходы к проблеме периодизации:
При усвоении общественно выработанных способов действий с предметами происходит формирование ребенка как члена общества, включая его интеллектуальные, познавательные и физические силы. Для самого ребенка это развитие представлено прежде всего как расширение сферы и повышение уровня овладения действий с предметами. Именно по этому параметру дети сравнивают свой уровень, свои возможности с уровнем и возможностями других детей и взрослых. В процессе такого сравнения взрослый открывается ребенку не только как носитель общественных способов действий с предметами, но и как человек, решающий определенные общественные задачи.
В основе возрастной периодизации Д.Б. Эльконина лежат ведущие деятельности, определяющие возникновение психологических новообразований на конкретном этапе развития. Рассматриваются отношения продуктивной деятельности и деятельности общения.
Вот как представляется в целом периодизация психического развития Д.Б. Эльконина.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Д.Б.ЭЛЬКОНИНА
Эпоха раннего детства (до 3 лет).
Эпоха детства (3-11 лет).
Эпоха подростничества (11-14 лет).
Периодизация Д.Б. Эльконина является наиболее распространенной в отечественной психологии.
Содержательное раскрытие особенностей возраста предполагает: выделение возрастных особенностей в натуральном ряду развития, осмысление особенностей социального положения, понимание их преломления в психике и поведении ребенка.
Методики раннего развития: система Эльконина-Давыдова
Теория деятельности (о психологическом развитии детей разного возраста), основоположником которой стал советский психолог, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР Д. Б. Эльконин, а впоследствии продолжена и развита его последователем, академиком В. В. Давыдовым, легла в основу создания учебных программ и предметных учебников, которые до сих пор используются в общеобразовательных школах.
Дети, рожденные в 80-е годы прошлого столетия, начинали учить азбуку в трехлетнем возрасте, играя в кубики. Современные малыши учатся читать, ходить и говорить, одновременно осваивая азы компьютерной грамоты, и их интерес к окружающей действительности намного шире.
Педагогическая наука и практика должны шагать в ногу с эволюцией – это непреложный факт. Однако только немногим ученым в этой области удалось разработать методику развития детей, ставшую основой школьных учебников на несколько десятилетий вперед и не потерявшую своей актуальности в эпоху цифровых технологий. Одной из таких методик является система Эльконина-Давыдова, о которой мы сегодня поговорим.
Суть и цель теории
Психологические основы теории развивающего обучения Эльконина и Давыдова основываются на материалах Выготского о зоне ближайшего развития. Ученые предполагают, что детям доступны дедуктивные способы обучения, теоретический уровень сознания, а также логика науки и истории культуры.
Эти идеи определяют основную цель и задачи системы обучения Эльконина-Давыдова.
Главная цель — формировать способности к саморазвитию, самопознанию и рефлексии через специально организуемый процесс обучения.
Технология развивающего обучения Эльконина-Давыдова берет за основу теоретию, которую должен получить ребенок. Это и есть содержание данного вида обучения. Методом выступает организация учебной деятельности детей в группе. А продуктом системы развития Эльконина-Давыдова являются психологические новообразования, соответствующие возрасту.
Содержание
Чем отличается от традиционной системы
Система обучения Эльконина-Давыдова давно стала официальной для российских школ. Но она значительно отличается от классического варианта целями, способами и результатами.
Классическая система | Система Эльконина-Давыдова |
Способствует появлению эмпирического мышления | Развивает теоретическое мышление |
Познание идет от частного к общему, от четко обозначенных понятий к системе, от явления в целом к его сути. | Изучение идет от общих объяснений к частному примеру, От абстрактных объектов к конкретным, от системы к единичным понятиям |
Дети получают готовые знания, понятия, которые надо выучить | Дети находятся в условиях, где сами доходят до понимания того или иного закона, действия, явления |
Метод познания: репродуктивный | Метод познания: исследовательский |
Ребенок – объект учебного процесса | Ребенок – субъект |
Форма обучения: индивидуальная | Учебный диалог |
Главный результат: знания | Умение их получить |
Форма работы: чаще всего индивидуальная | Дети работают большими и маленькими группами |
Можно еще долго продолжать эту таблицу, но основные различия развивающего обучения Эльконина-Давыдова именно в этих принципах.
Молодые годы
В 1927 г. он окончил педагогический факультет данного учреждения, а затем 2 года отработал педагогом-педологом детской профамбулатории. В 1929 г. стал преподавать в университете по своей специальности. С 1931 г. он трудился с другими исследователями, разрабатывая проблемы детской игры. Как он говорил, в особенности в классических обществах игра считается значимым компонентом в существовании детей. С помощью игрушек, выступающих в роли уменьшенных орудий труда, они обретают разнообразные умения. Также игрушки предоставляют наглядные сведения о находящемся вокруг обществе (модели действительно существующих предметов и куколки в одеждах), содействуют физиологическому формированию детей.
Особенности обучения
Особенности развивающего обучения Эльконина и Давыдова строятся на следующих принципах.
Чем же так удивительна технология развивающего обучения Эльконина-Давыдова? Ученики сначала усваивают общие методы решения заданий одной направленности. В дальнейшем этим же способом они будут решать отдельные задачи, конкретные примеры. Учебная программа выстроена так, что в каждом последующем задании конкретизируется и улучшается выученный ранее навык.
Нахождение этого общего способа и называется учебной деятельностью в программе обучения Эльконина-Давыдова. На уроках дети занимаются поиском и попытками применения средств решения поставленных задач. Они ищут, спрашивают, рассуждают. Высказывания детей не ошибочные, а считаются размышлением. Поэтому оценок, как в обычных школах, тут быть не может. Но учитель обязательно отмечает успехи и делится этим и с детьми, и с родителями.
Особенности методики Эльконина-Давыдова
Методика развивающего обучения, созданная выдающимися советскими учеными, в 1996 году была признана новой государственной системой. Ее задачи четко сформулированы в логической последовательности:
Руководствуясь этими тремя принципами, учитель создает на уроке непринужденную, творческую или исследовательскую атмосферу, в которой каждый ребенок имеет возможность раскрыться, тогда как в прежней образовательной системе центральной фигурой на уроке был учитель, а дети в тени его авторитета выполняли роль послушных исполнителей.
Психологические аспекты
Мы уже упоминали, что теория Выготского нашла отражение в системе развивающего обучения. Определение зоны ближайшего развития основополагающее в этой системе. Помимо этого обучение делится на уровни согласно психическому развитию ребенка. Развивающее обучение должно учитывать:
Характеристики возрастных эпох по Д.Б. Эльконину
Анализ гипотезы Д.Б. Эльконина о периодизации психического развития
1.2 Характеристики возрастных эпох по Д.Б. Эльконину
I. Эпоха раннего детства (до 3-х лет).
Младенчество (до 1 года). Младенец живет в специфической социальной ситуации развития полной беспомощности и единственным средством, опосредующим все его проявления, является взрослый. Именно мать всегда находится рядом с ребенком, поэтому отношения ребенка к действительности с самого начала имеют социальный характер: ведущий вид деятельности младенца – эмоциональное общение. К 2 месяцам у ребенка появляется комплекс оживления на появление взрослого: улыбка, двигательная реакция; к 6 месяцам деятельность общения развивается: ребенок узнает маму. Взрослые развивают руку ребенка: дают ему игрушку, включают в общение через предмет, побуждают к действиям с ним.
На границе младенчества и раннего возраста происходит переход к предметным действиям. Начинается формирование практического и сенсомоторного интеллекта.
Ранний возраст (1-3). Ведущий вид деятельности этого периода – предметно-манипулятивный. Ребенок овладевает действиями с предметами (ложкой, карандашом, ведром и т.д.), самостоятельно открывает дверь, пересыпает песок. Это опеперационально-техническая фаза.
В этом возрасте предметные действия служат для ребенка способом налаживания межличностных контактов. Общение, в свою очередь, опосредуется предметными действиями ребенка и практически не отделено от них. Но к 3-м годам ребенок начинает сравнивать себя со взрослыми («Я», «Я сам»).
II. Эпоха детства (3-11 лет).
Дошкольный возраст (3-7лет).
Стремление к самостоятельности выводит ребенка на ролевую игру, имитирующую отношения людей в процессе труда. Благодаря игровым приемам ребенок принимает на себя роль взрослого и моделирует в игре их межличностные отношения. Таким образом, ролевая игра, объединяя общение и предметную деятельность, обеспечивает их совместное влияние на развитие ребенка. У него возникает потребность занять новую социальную позицию, и к концу этого периода у ребенка появляется стремление чему-то научиться, он хочет получить результат своей деятельности в качестве оценки, тянется к учению.
Младший школьный возраст (7-11 лет).
Это фаза операционно-технической деятельности, в основном учебной. Ребенок учится читать, писать. В процессе учения формируются интеллектуальные и познавательные способности, развивается система отношений ребенка с окружающими – его собственная практика взаимоотношений с другими людьми. Но приходит время, и он хочет подражать поведению взрослых, хочет равноправного отношения к себе.
III. Подростничество (11-17 лет).
Младшее подростничество (11-17 лет).
Появляется новая деятельность – деятельность интимно-личностного, эмоционального общения со сверстниками, возникает объединение с себе равными, появляются лидеры. Возникает «чувство взрослости» — особая форма новообразования сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими, находит образцы для подражания, перестраивает свою деятельности и отношения.
Важно, чтобы круги общения ребенка не выходили из-под контроля взрослых («трудный возраст», «переходный возраст»).
Ранняя юность – старшее подростничество (14-17 лет).
У ребенка вновь появляется потребность к сапопознанию, формируется самосознание, ставятся задачи саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации. Осуществляется профессиональное и личное самоопределение, ему важно знать, кем он будет. Ведущая деятельность – учебно-профессиональная (вновь операционно-техническая фаза), в процессе которой формируются мировоззрение, профессиональные интересы, идеалы.
Таким образом, в каждом возрастном периоде существуют оптимальные возможности для наиболее эффективного формирования и развития определенных психологических и поведенческих свойств и качеств – возрастная сензетивность т.е. повышенная чувствительность для развития определенного свойства психики.
Так, раннее детство – наиболее благоприятный возраст для развития речи, младший школьный – для развития учебных навыков и умений.
В каждый возрастной период следует проводить амплификацию, т.е. насыщение возраста тем, что ему требуется для развития нужных в этот момент функций. Но нельзя применять искусственную акселерацию (ускорение), так как это не приведет к желаемым результатам и может затормозить развитие.
Гипотеза Д.Б. Эльконина о периодизации психического развития считается общепринятой в современной возрастной психологии.
По мнению Л.С. Выготского, гипотеза Д.Б. Эльконина связана, со стремлением перейти от «чисто симптоматического и описательного принципа к выделению существенных особенностей самого детского развития».
Для создания новой возрастной периодизации психического развития ребенка Д.Б. Эльконин взял за основу идеи Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, но исходил и из собственных заключений:
Возрастное развитие – это общее изменение личности, формирование нового плана отражения, изменение в деятельности и жизненной позиции, установление особых взаимоотношений с окружающими, формирование новых мотивов поведения и ценностных установок.
Развитие – это диалектический процесс, определяемый внутренними противоречиями, целенаправленный, неравномерный, имеющий на своем пути определенные критические периоды.
Природу детства следует рассматривать в ее конкретно-историческом понимании.
В основе периодизации лежат закономерности развития деятельности и растущего человека.
Таким образом, вся психическая деятельность человека была рассмотрена ученым как процесс непрерывной смены деятельности, в которой выделяются ведущая деятельность, новообразования и кризисы данного возраста.
Д.Б. Эльконин внес огромный вклад в развитие отечественной психологической науки. В своей статье «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте» (1971 г.) Эльконин впервые последовательно представил возраст в логике деятельностного подхода, по-новому объяснил содержание кризисов развития, открыл закон чередования, периодичности разных типов деятельности:
Подход этого ученого считается общепринятым в современной возрастной психологии, а проблема периодизации навсегда останется актуальной.
Список использованной литературы
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
2. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 2000.
Анализ гипотезы Д.Б. Эльконина о периодизации психического развития
Информация о работе «Анализ гипотезы Д.Б. Эльконина о периодизации психического развития»
Раздел: Психология Количество знаков с пробелами: 13033 Количество таблиц: 1 Количество изображений: 0
Похожие работы
Проблема периодизации психического развития
… – 17 лет). Ведущая деятельность – учебно-профессиональная деятельность. В этот период происходит освоение профессиональных навыков и умений. Операционная деятельность преобладает. Таким образом, психическое развитие осуществляется в процессе закономерной смены ведущего типа деятельности. Переходы от одного периода к другому сопровождаются значительными трудностями в отношениях взрослых и детей, …
Развитие психики человека в онтогенезе
… контекста. Он считал его скорее спонтанным процессом, практически не зависящим от обучения. Глава 2. Основные закономерности психического развития человека в онтогенезе 2.1 Культурно-историческая концепция развития психики человека Л.С. Выготского Фундамент современной отечественной возрастной психологии составляют сформулированные Л.С. Выготским (1896-1936) принципиальные идеи и система …
Возрастные циклы психического развития
… различные основания и критерии, которые были положены в основу классификации жизненного цикла человека. Разделение жизненного цикла человека на периоды позволяет лучше понять закономерности развития человека и специфику возрастных этапов. Периодизации психического развития можно разбить на два больших класса: периодизации одного из аспектов психического развития и периодизации, пытающие …
Игра как одно из средств социализации дошкольников с задержкой психического развития
… – необходимое условие для формирования в последующем учебных умений и навыков. Поэтому автор рассматривает программу «Игра» как одно из основных направлений коррекционно-развивающего воздействия по подготовке дошкольников с задержкой психического развития к школьному обучению. В результате изучения теоретически научного материала, проведенной диагностико-аналитической деятельности, нами были …
Какими бывают результаты обучения
Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова:
Программа долгое время была экспериментальной, велся (и ведется) контроль за успехами детей в сравнении с учениками обычных школ. Тесты показывают высокие показатели по усвоению учебного материала, уровню высших психических функций, коммуникативных способностей.
Ребята, закончившие младшую школу по системе развивающего обучения, обладают более высоким уровнем по таким показателям:
Недостатки методики Эльконина-Давыдова
У родителей сохранился в памяти основной ориентир, служивший нескольким поколениям советских школьников – оценка. И они понимают, как надо реагировать, видя определенную цифру в дневнике ребенка. Новая методика смущает отсутствием баллов в дневнике: родители обеспокоены тем, что не могут проследить, чем занимается ребенок на уроке, насколько хорошо усваивает материал. А баллы в это время накапливаются на основании выполненных работ, учитель их суммирует, но объявляет уровень успехов только по итогу изученной темы.
Взрослым сложно отказаться от стереотипной модели поведения. Ясно, что ими движет ответственность за ребенка и самые благие побуждения. Но родителям нужно понять, что «воспитательные мероприятия» за оценки не входят в методическую систему, направленную, в том числе, на развитие самостоятельности и ответственного отношения к учебе.
Сложности при работе по методике Эльконина-Давыдова есть и у учителей «старой закалки», по тем же причинам, что у родителей. К тому же, значительно возрастает степень ответственности учителя за оценивание знаний: ему необходимо с особой тщательностью следить за активностью каждого ребенка на уроке, чтобы фиксировать каждый ответ. Это сделать не сложно, при условии, что наполняемость классов будет незначительной. Но этот вопрос решить сложнее, и он не зависит от учителей: проблема нехватки кадров и школ пока сохраняется.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.