Что такое времена античности
Античность: эпоха легенд и расцвета цивилизаций
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Человеческая жажда знаний неистребима.
И наряду с познанием окружающего мира люди постоянно стремятся понять самих себя, пытаясь взглянуть на собственную суть сквозь призму вех развития общества.
Как констатируют историки и обществоведы, самое глобальное, яркое и ощутимое влияние на современность оказала эпоха античности. Но что это за период, какие черты для него характерны, почему след, оставленный им в истории, оказался таким глубоким и неизгладимым?
Что такое античность
Примечательно, что основы базовой терминологии, коррелирующей с понятием античности, непосредственно связаны с эпохой Возрождения. Это были времена, когда лучшие европейские умы решили обратиться к истокам и дать вторую жизнь древним наукам, философии, искусству.
Чуть позже, на рубеже XVII-XVIII веков, когда влияние церкви заметно ослабло, а культура стала обретать все более светский характер, свободомыслие воспринималось уже как норма. Вот только тогда, на фоне активного развития философской мысли, и появилось сравнительно новое понятие – antiquité, – образованное из латинского существительного antiquitas (или «древность»).
Термин появился благодаря французским мыслителям, но использовали его изначально лишь по отношению к тем видам искусства, что были отмечены характерными чертами греко-римской цивилизации.
Спустя несколько десятилетий, когда количество исследований по истории искусства превысило знаковые пределы, под античностью стали понимать уже практически весь культурный продукт этой эпохи (от 14 века до нашей эры до 5 века нашей эры).
И только в России, вплоть до революционных событий 1917-го, период античности по-прежнему именовали «классической древностью».
Исследования и периоды античности
Несмотря на значимый вклад в исторические и культурологические исследования, вопросы античности и ее периодизации то и дело подвергались пересмотру по политическим мотивам. Благо, что хотя бы в ключевом тезисе ученые оказались единодушными:
античность – это период особого исторического прогресса, представлявшего собой уникальную культурную и политическую целостность.
В совокупности эта эпоха длилась около полутора тысяч лет, но в большинстве источников она подразделена на три основных этапа:
С точки зрения геополитического контекста, вместе с распадом западных территорий Римской империи завершилась и эпоха античности (именно как период особого исторического прогресса). Эти уникальные хронологические рамки замкнулись, уступив место новому историческому периоду – эпохе Средневековья.
Культура античности
Возвращаясь к связи античности с эпохой Возрождения, так и хочется спросить: а чем же был вызван неожиданный интерес философов и ученых того времени к древнегреческим и древнеримским достижениям?
Поскольку весь современный мир – это своеобразное наследие греко-римской цивилизации, которая через колонизацию и просвещение навязала свои ценности практически всем народам Земли, то ответ здесь, пожалуй, и не требуется.
И это понятно, ведь магистральным путем к этому историческому прогрессу стала именно античная культура, быстро превратившаяся в идейное ядро развития любых общественных начал.
Традиции гуманизма и неуклонный рост уровня личных свобод стали мощным триггером для эволюционных изменений в жизни общества, и эти перемены, в свою очередь, расчистили дорогу:
Основы европейского общества начали коваться еще в третьем тысячелетии до нашей эры, а современную форму получили всего лишь две сотни лет назад. Но они и по сей день не теряют актуальности, чего бы это ни касалось, начиная с вопросов терпимости и мультикультурализма и заканчивая традициями демократии.
При этом наиболее серьезные культурные отличия можно наблюдать между наследниками Римской и Византийской империй. Культура Рима лучше всего сохранилась в Западной Европе, в то время как Константинополь дал толчок к развитию государств Восточной. Несмотря на непохожесть европейских народов, у них всегда были и есть общие культурные корни.
Философия античности
Основополагающей частью античной культуры, безусловно, является философия. Само понятие «философия» возникло благодаря древнегреческим мыслителям, которые ввели этот термин, чтобы обозначить формат мышления, необходимый для познания мира и принципов бытия человека.
Постепенно мифологические воззрения смешивались с практиками древневосточных культур, а затем самые светлые умы начали делать первые попытки к объяснению самых разнообразных явлений – природных, социальных, физиологических, – благодаря чему античную философию и стали называть матерью наук.
В совокупности все направления философии той эпохи объединяют такие характерные черты, как:
При этом воззрения на социум, которые проповедовали философы античности, дали толчок развитию гуманитарных наук, легли в основу христианского учения, а в итоге – помогли сформировать общество таким, какое оно есть сейчас.
Эти ставшие сакральными имена не только хорошо знакомы современникам, но и наверняка не будут забыты еще многими и многими поколениями наших потомков:
Несмотря на порой кардинальные различия, почти все учения в античной философии характеризуются одной общей особенностью: все они рассматривают человека как элемент единой системы мироздания. И все они выделяют главное – разумное начало в этом элементе.
Вместо заключения
У многих из нас античность ассоциируется с учебниками истории и покупкой произведений искусства. Однако буквально вся цивилизация построена на фундаменте античной мысли и культуры.
Через изучение прошлого возможно понять многие глубинные процессы, управляющие жизнью общества в XXI веке. А многотысячелетнее наследие словно говорит: всегда есть куда развиваться!
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Хоть античность часто называют эпохой расцвета, в некоторых аспектах она была довольно отсталой. Например, наличие рабов считалось нормой, как и угнетение некоторых частей населения.
Для развития культуры и искусства, это были золотые времена. С тех пор, и до наших дней, все только деградирует и идет по пути упрощения. Об античном искусстве будут помнить вечно, а кто будет говорить о том, что создают наши современники?! Очередной пример того, что прогресс технологий, может только негативно влиять на содержание и развитие искусства.
Античность
Античность (от латинского «древность») — термин, означающий цивилизацию Древней Греции и Древнего Рима во всем ее многообразии.
Периоды Античности
Ранняя Античность (VIII—IV вв. до н. э.) — расцвет греческих полисов, возникновение Римского государства.
Классическая Античность (IV в. до н. э. — II в. н. э) — время распространения цивилизации Греции и Рима (от Александра Македонского до смерти Марка Аврелия).
Поздняя Античность (конец II/III —V/VI в.) — упадок Римской империи (до падения Римской империи (476 г.) и закрытия Академии в Афинах императором Юстинианом (529 г.)). Распад западной части Римской империи ознаменовал собой начало новой эпохи — Средневековья.
Термин «Античность» был принят в начале XVIII в. во французском языке и обозначал особый вид искусства.
Уникальное явление
Начиная с эпохи Возрождения развитие книгопечатания стимулировало изучение греческих и латинских авторов. Теоремы Пифагора, геометрия Евклида, законы Архимеда стали основой обучения в школе. Труды античных географов, исходивших из шарообразности Земли и вычисливших ее объем, сыграли немалую роль в период Великих географических открытий. Философские системы античных мыслителей вдохновляли философов Нового времени. В Новейшее время античный мир также сохранил значение в самых разных сферах духовной и интеллектуальной деятельности.
Античность как эпоха и феномен мировой истории
Общепринято эпоху Античности особо выделять из общего содержания мировой истории: в Греции и Риме формировалось совершенно уникальное явление – полис, который характеризуется наличием магистрата и гражданской общины. Начало периода датируется примерно VIIIв. до н.э., завершение периода до сих пор не имеет сколько-нибудь однозначной исторической градации.
В «классическом» виде Античность завершается «падением Западной Римской империи» в 476г. н.э. На данный момент, эта дата, устоявшаяся когда-то, вызывает множество нареканий – и с точки зрения смены формаций, и с точки зрения культурного подхода (период Античности продлевают до VI в. н.э., а то и вовсе еще на несколько веков ближе к современности), и с политической точки зрения (свергнутый в 476г. Ромул являлся нелегитимным правителем; последним официальным и законным императором был Юлий Непот, умерший в 480г.)1.
Мною в данной очерковой работе предлагается более узкий и последовательный подход. Раз мы начало Античности связываем с полисным миром и греческой культурой, которые породили гражданство, базовые ценности гражданского воспитания и образования, демократические основы и т.д., то нужно конец античного периода искать через упадок полиса, гражданской общины и отмирание каких-то привычных полисных норм, забвение базовых культурных ценностей. Таковым временным промежутком можно считать «критический» для полисной гражданской античности IVв. н.э., но вполне вероятно еще несколько продолжить эпоху Античности. Но до какого рубежа? Четвертый век для Античности, вероятнее всего, не следует считать завершающим веком, но можно утверждать, что он переломный. И в чем он стал переломным рассмотрено ниже.
Четвертый век до нашей эры в историографии принято называть «кризисом полиса», четвертый век нашей эры я бы охарактеризовал веком «упадка» или «окончательной деградации» полиса, которое шло параллельно с утверждением христианства и культа императора в Римской республике, превращения граждан в подданных императора. По всей вероятности процессы угасания античной языческой культуры, муниципальной власти, распространение христианства и утверждение вертикали власти императора – нельзя рассматривать по отдельности, это были взаимовлияемые процессы. Потенции идущие «сверху» влияли на обстановку на местах, а на местах, в свою очередь, накапливалось, как снежный ком, свой конгломерат жизненных условий и культурных воззрений. Например, если для первых римских правителей христиане были всего лишь одной из сект, одним из религиозных учений, то при Константине I (единый правитель в 324-337гг) Церковь и христианство достаточно усилились до такой степени, что игнорировать их было теперь невозможно. Как следствие, они получили официальную и всемерную поддержку со стороны высшей власти. Император Юлиан Отступник (правил в 361—363 годах) станет последним римским правителем, после которого преемники (в том числе и «византийские») станут придерживаться официально христианской веры – именно по причине усиливающейся роли Церкви и христианства в «Римской империи».
Далее сформулируем тезисы – через что именно следует вырождение полисной организации и всего, что было связано с прежней Античностью:
– упадок муниципального образования, с которым энергично боролась Церковь, а городское образование – краеугольный камень в воспитании любого гражданина, оно связано напрямую с его общественно-гражданской деятельностью (занятия философией, риторикой; политические выступления, судебные тяжбы и т.д.);
– упадок античного театра, языческих культов, храмов;
– упадок Курии в городах, муниципальной власти; граждане превращались в подданных2;
– муниципальное здравоохранение поглотила богатая Церковь, строя свои больницы и занимаясь обслуживанием населения;
– появление института дефенсоров;
– усиление роли епископов.
Как пишет Г. Л. Курбатов: «Большинству граждан в IV в. уже действительно было не за что любить свою гражданскую общину. Падение гражданского патриотизма нашло свое выражение и в религиозной жизни города. Быстрая победа христианства над язычеством в городе в IV в. была также обусловлена распадом полисной идеологии, падением интереса городского населения к языческим культам, являвшимся одним из важнейших средств идейного сплочения городского населения вокруг местных божеств, полисных интересов и традиций. Христианство подрывало идеологические основы рабовладельческого полиса. Все это не могло не сказаться и на всех сферах духовной жизни города. Несомненно, в тесной связи с упадком полисного патриотизма стоит падение интереса к античной литературе, театру, классическому образованию, которое столь явственно прослеживается в Антиохии IV в.»3.
В новый, пятый век, полис входит неким таким пережитком, реликтом прежнего античного мира. Разрушение в Александрии здания Мусейона в 391г., последнего пристанища языческой Античности, прекращение Олимпийских игр в 394г. оказываются весьма знаковыми событиями, после которых в массе своей до античных ценностей и идеалов мало кому есть дело, оставаясь уделом немногочисленной образованной интеллектуальной прослойки людей.
Античность уходит в прошлое в связи с утратой значения прежних полисных гражданских институтов, утратой значения полисной идеологии и вообще всего, что присуще былому античному полису, который в эллинистическую и римскую эпоху пытался сохранить свою урезанную независимость и автономию.
…Поэтому, говорить о политическом акте отправки регалий в Константинополь в 476 г. – явно не говорить о конце Античности как о феномене, как о периоде. На мой взгляд, важно обозначить следующий аспект проблемы периодизации мировой истории: завершение Античности и Древнего мира – следует развести по разные стороны. Это совершенно разные смысловые, историко-категориальные понятия. Поэтому неправомерно конец Античности и пресловутого рабовладения связывать с началом Средневековья и эфемерным феодализмом.
Для чего процессы локального значения, происходившие в Европе и Средиземноморье переносить на весь остальной мир?
Конец Античности не означает конца Древнего мира. Попытка связать смену эпох сменой формаций, на мой взгляд, неудачна. Общепринятое положение о завершении Античности и Древнего мира в 476г., пускай даже и условно, не имеет ни логики, ни последовательности в связи с тем основанием, что они берут разные смысловые начала и означают разные пространственно-временные категории.
В отличие от периодизации Древнего мира (за пределами Средиземноморья) Античность, действительно, имеет локальное значение, важна для Европы, но не для остальных регионов Земли в целом.
Античность и Римская империя (как государство) – совершенно разные исторические явления, которые нельзя смешивать и отождествлять. Не настаивая на дате, но условно говоря, в 400г. закончился мир Античности, полисных и гражданских начал, а с 401г. начался мир христианства, засилия Церкви, тотальности имперского института власти. Все это уже обретало иной, от антично-полисного смысл, Империю наполняла другая, властно-правительственная и христианская идеология. Христианская Римская империя продолжила дальше свое существование, но в разделенном виде (Римская империя в 395г. снова стала двоичным государством).
Выводы можно сформулировать следующие. Античность не следует отождествлять 1) с Римской империей как государством, тем более с ее частью в лице западной Римской империи, 2) с Древним миром и отсюда выводить сугубо локально-европейское понятие Средневековья, 3) Средневековьем в мировом масштабе, переносить частное на обще-мировое. В историографии проблема финала Античности сводится к проблеме периодизации в историографии, в то время как начало эпохи берет истоки совсем с другого смыслового обозначения.
И тут, на мой взгляд, существует два выхода:
1) говорить про Античность в узком смысле (как мною представлено: через полисные институты, языческую культуру и т.д.) и быть последовательным в подходе определения Античности, пускай и в абстрактно-условном смысле;
2) продолжать говорить в очень широком смысле и в произвольном порядке про греко-римский мир и античную культуру, которая продолжала существовать в городах «варварских королевств» и в Византии; говорить про гибель Римской империи в 476г. (?), про смену рабовладельческой формации на феодальную и т.д.
Второй вариант страдает непоследовательностью и не может быть продуктивным.
2. Г.Л. Курбатов пишет: «Так, в течение IV в. курия, как орган самоуправления античного рабовладельческого города, по мере его разложения постепенно утрачивала свое значение в жизни города. Одни из функций античного полисного самоуправления — функции по организации эксплуатации земельной собственности города, руководству храмовым хозяйством, организации раздач беднейшим согражданам, языческих празднеств и т. д. постепенно отмирали, другие, не связанные с чисто античным характером городской жизни, переходили к независимым от античной полисной организации общественным силам». Курбатов Г.Л. Ранневизантийский город (Антиохия в IVвеке). – СПб., 1962. Глава VII.
Античность
Содержание
Анти́чность [1] (восходит к лат. antiquitas — древность) — в общем смысле это слово означает «греко-римская древность», иначе говоря, цивилизация Древней Греции и Древнего Рима во всём многообразии её исторических форм.
Общая периодизация античности
В целом общая периодизация античности выглядит следующим образом.
Временные периоды могут несколько варьироваться в геополитическом контексте. Так, золотой век античности в Древней Греции был отмечен раньше, чем в Римской империи. Кроме того, античная цивилизация в Восточной Римской империи зародилась раньше и угасла позже, чем в западной части, где её уклад разрушили вторгнувшиеся германцы. Тем не менее античное культурное наследие (в основном в позднеантичном виде) довольно хорошо сохранилось в быту, культуре, языке и традициях большинства современных романских народов, а от них передалось и другим народам Средиземноморья (южные славяне, арабы, турки, берберы, евреи).
Необходимо отметить и то, что многие элементы классической античности (традиции, законы, обычаи и т. д.) хорошо сохранялись в малоазиатском ядре Восточной Римской (Византийской) империи до XI века, до пришествия турок-сельджуков.
Периодизация античности и протоантичности
Крито-микенский период — предыстория античности
Крито-микенский (конец III—II тыс. до н. э.). Минойская и микенская цивилизации. Возникновение первых государственных образований. Развитие мореплавания. Установление торговых и дипломатических контактов с цивилизациями Древнего Востока. Возникновение оригинальной письменности. Для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития, поскольку на острове Крит, где в то время проживало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в балканской Греции, подвергшейся в конце III тыс. до н. э. завоеванию греков-ахейцев. По сути, крито-микенский период — это предыстория античности.
Минойская цивилизация (Крит)
История открытия и названия
Открыта 16 марта 1900 года английским археологом Артуром Эвансом и названа в честь мифического царя Крита Миноса — владельца лабиринта, построенного, по легенде, Дедалом. По той же легенде, древние греки платили дань Миносу людьми, которых он скармливал чудовищу Минотавру — порождению его жены Пасифаи.
По свидетельству Гомера, помимо собственно минойцев (автохтонных критян, этеокритян) на Крите проживали пеласги (согласно Геродоту и др., прибывшие из Малой Азии или Греции), а также кидоны (малочисленный народ, возможно, родственный минойцам — от них происходит название города Кидония). Позднее на остров проникли ахейцы (греки).
Генетическая принадлежность минойского (этеокритского) языка не установлена. Частичная дешифровка критского письма позволила выявить некоторые морфологические показатели. Не поддаётся расшифровке фестский диск.
Минойская цивилизация сильно пострадала в результате природной катастрофы XV в. до н. э. — вулканического взрыва на острове Тира (Санторин), породившего катастрофическое цунами. Это извержение вулкана, возможно, послужило основой мифа об Атлантиде.
Ранее предполагалось, что извержение вулкана уничтожило минойскую цивилизацию, однако археологические раскопки на Крите показали, что минойская цивилизация существовала по крайней мере около 100 лет после извержения (обнаружен слой вулканического пепла под сооружениями минойской культуры).
После извержения власть на острове захватили ахейцы. Возникла микенская культура (Крит и материковая Греция), объединяющая в себе минойские и греческие элементы. В XII в. Микенская культура была уничтожена дорийцами, которые в итоге заселили и Крит. Вторжение дорийцев привело к резкому культурному упадку, вышло из употребления критское письмо.
Тем не менее этеокритский язык (язык автохтонных критян), по-видимому, ещё продолжал существовать — последние его памятники, записанные греческим алфавитом, относятся к III в. до н. э. (тысячелетие спустя после исчезновения минойской цивилизации!)
Микенская цивилизация (Балканская Греция)
Раннеэлладский период Греции
Является частью крито-микенского периода греческой истории.
В III-II тыс. до н. э. в Балканской Греции обитали пеласги, лелеги и карийцы, вся страна, по словам Геродота, называлась Пеласгией. Поздние греческие историки считали эти народности варварами, хотя в действительности их культура находилась на более высоком уровне развития (об этом свидетельствуют археологические данные), чем культура греков-ахейцев, вторгшихся на территорию Греции на рубеже III-II тыс. до н. э.
Все поселения раннеэлладской эпохи можно разделить на два вида — это цитадели (например, в Лерне), в которых проживали представители родоплеменной знати, и плотно застроенные посёлки (например, Рафина и Зигуриес), заселенные в основном крестьянами-земледельцами. Все цитадели были окружены оборонительными сооружениями, которые присутствовали также в некоторых поселениях.
Помимо земледелия в раннеэлладский период возникает ремесло (гончарное, кузнечное), но численность ремесленников была мала и продукция обеспечивала местный спрос, хотя не исключено, что она также выходила за пределы отдельной общины.
Разделение поселений на цитадели и посёлки может говорить о начале классообразования во второй половине III тыс. до н. э. Цивилизация этого периода уже опережала в своём развитии другие европейские культуры, однако дальнейшему прогрессивному росту помешало передвижение племен по территории Балканской Греции.
Возникновение первых ахейских государств
Все поселения среднеэлладского периода располагались, как правило, на возвышенных участках и были укреплены, примером такого поселения является городище Мальти-Дорион в Мессении. В центре этого городища располагался дворец, к нему примыкали мастерские ремесленников, остальную часть составляли дома простых людей и складские помещения.
К концу среднеэлладского периода стал ощущаться культурный подъем в развитии цивилизации материковой Греции, возникают первые государственные образования, происходит процесс классообразования, проявляющийся в выделении прослойки знати, наблюдается значительный рост населения, связанный с успехами сельского хозяйства. Выросло количество, как мелких населённых пунктов, так и крупных городов. Период в истории Греции между XVI и XI вв. до н. э. принято называть микенской эпохой, по названию крупнейшего политического и экономического центра континентальной Греции — Микен, расположенного в Арголиде.
Вопросы об этническом происхождении носителей микенской цивилизации долгое время оставались одними из сложнейших, только после расшифровки учёными линейного письма утвердилось мнение, что это были ахейцы. Ахейцы, переселившиеся на Крит и острова Малой Азии около XVI в. до н. э., по-видимому, происходили от северных, фессалийских ахейцев.
Первые города-государства, образованные в XVII—XVI вв. до н. э. — Микены, Тиринф, Пилос — имели тесные культурные и торговые связи с Критом, микенская культура многое заимствовала от минойской цивилизации, влияние которой ощущается в культовых обрядах, светской жизни, художественных памятниках; несомненно, от критян было воспринято искусство постройки судов. Но микенской культуре были присущи только ей свойственные традиции, уходящие корнями в глубокую древность (по мнению А. Эванса, микенская культура есть только ответвление критской и лишена какой-либо индивидуальности), свой путь развития. Несколько слов можно сказать о развитии микенской торговли и внешних отношений с другими государствами. Так, ряд предметов, найденных в Египте и ранее считавшихся привезенными с Крита, теперь определяется как изделия микенских ремесленников. Существует гипотеза, согласно которой микенцы помогли фараону Яхмосу (XVI в. до н. э.) в его борьбе с гиксосами, а во времена Эхнатона (XV в. до н. э.) в его новой столице Ахетатоне была распространена микенская керамика.
В XV—XIII вв. до н. э. ахейцы завоевали Крит и Киклады, колонизировали многие острова в Эгейском море, основали ряд поселений в глубине территории Греции, на месте которых позднее взросли знаменитые античные города-государства — Коринф, Афины, Дельфы, Фивы. Этот период считается временем расцвета микенской цивилизации.
Ахейцы поддерживают не только старые критские торговые связи, но и прокладывают новые морские маршруты на Кавказ, Сицилию, в Северную Африку.
Основными центрами, как и на Крите, были дворцы, однако важным отличием их от критских является то, что они были укреплены и представляли собой цитадели. Поражают собой монументальные размеры цитаделей, стены которых построены из необработанных глыб, достигающих в некоторых случаях веса до 12 тонн. Самой выдающейся цитаделью, пожалуй, является Тиринфская, вся оборонительная система которой была продумана с особой тщательностью для предотвращения всех неожиданных пагубных ситуаций.
Образованию городской общины в том виде, как она рисуется в Илиаде и Одиссее, с разнородным населением на определённой территории, со всеми особенностями государственного устройства, содействовало передвижение эллинских племён, известное под именем возвращения Гераклидов или переселения дорийцев в Пелопоннес. Происходившее при этом смешение племён и объединение завоевателей и завоёванных в общей политической организации, жажда успеха и благоустройства на новых местах должны были ускорять переход от родового строя к территориальному, государственному. Следовавшее за передвижением дорийцев основание колоний в Малой Азии и на островах действовало в том же направлении ещё сильнее: новые интересы и новые отношения вызывали к жизни новые формы общественного устройства. Передвижение эллинов, в котором главная роль принадлежала дорийцам, приурочивается к XII веку (с 1104 г.); началось оно вторжением эпирского народа фессалийцев через Пинд в ту страну, которая в историческое время именовалась Фессалией. Эолийские туземцы были частью покорены, частью бежали на юг и дала своему местожительству название Беотии. Жившие у подножия Олимпа дорийцы двинулись сначала в ту область, которая впоследствии называлась Доридой, а оттуда часть их, вместе с этолийцами, через Коринфский залив переправлялась в Пелопоннес, до того времени занятый ахейцами и в северной части ионийцами. Только после продолжительной борьбы с туземцами дорийцы мало-помалу утвердились в Мессении, Лаконике, Арголиде, куда они проникли со стороны Аргосского залива, и в Коринфе. Ахейцы вынуждены были или покориться пришельцам на положении неполноправных обывателей, или, утратив свои племенные особенности, слиться с победителями воедино, или, наконец, сняться с насиженных мест. С этого времени название Ахайи получила северная полоса полуострова, откуда ионийцы бегали к своим соплеменникам в Аттику: прибрежную область заняли спасавшиеся от дорян ахейцы. Другая часть ахейцев покинула Пелопоннес и поселилась на острове Лесбос. С Коринфского перешейка дорийцы проникли в среднюю Грецию и здесь завладели Мегаридою. В Пелопоннесе удержались на своих землях, в политической независимости от дорийцев, жители Аркадии, а Елида досталась союзникам дорийцев, этолийцам. Ближайшими последствиями того же завоевания Пелопоннеса было и выселение ионийцев из Аттики и других областей на острова и малоазийское побережье, где возникло ионийское 12-градие (Милет, Ефес, Фокея, Колофон и др.), и основание дорийцами, вышедшими преимущественно из Арголиды, шести городов (Гексаполис) на карийском берегу и на прилегающих к нему островах. С возвращением Гераклидов и основанием древнейших колоний, которые, в свою очередь, послужили метрополиями новых поселений, эллинская народность окончательно разместилась в Греции на постоянное жительство. Это событие составляет рубеж, за которым лежит царство легенд и мифов, а по другую сторону начинается историческое существование Греции как страны эллинов.
Состояние эллинских обществ, ближайшее к историческому времени, обрисовано с замечательною яркостью и полнотою в так называемых гомеровских поэмах, Илиаде и Одиссее, к началу VIII век до н.э. существовавших приблизительно в нынешнем виде. Изображенное в них состояние общества содержит в себе все элементы дальнейшего развития Греции и составляет как бы исходный момент в образовании различных форм государственного устройства. Создание Илиады и Одиссеи относится к Х-IX в. Воспетые в поэмах события отделены от времени составления поэм передвижением племён и народов в материковой Греции, последствием чего было основание малоазийских и островных колоний. Распределить содержащиеся в поэмах исторический материал по эпохам и периодам нет возможности; главная доля его принадлежит временам самого автора. Индивидуальный тип эллина с его наиболее постоянными достоинствами и слабостями, верованиями и наклонностями установился уже в обществе времён Гомера. Положительных законов в этом обществе ещё нет, поэтому уклонения от нормы отношений в ту или другую сторону здесь чаще и менее чувствительны; однако имеют большую силу исконные обычаи и установки, охраняемые самими богами, а также общественное мнение. В обществе живут ещё обломки родового строя, особенно в семейных и частно-правовых отношениях, но городская община уже сложилась, в управление ею распределено между единоличным вождём, советом старейшин и народом. Экономическая зависимость иных вождей от народа, сила публичного слова, наличие ораторов, примеры критики, направленной против вождей и т. п. свидетельствуют, что уже в эту пору народ в городских общинах не был бесправной массой или безответным орудием других органов власти. Если от народа требуется покорность вождю, то и для вождя обязательны забота о народе, справедливость в решении дел, храбрость на войне, мудрость советов и красноречие в мирное время. Личные достоинства вождя — одно из необходимых условий почёта со стороны народа и самого повиновения его требованиям. Дальнейший успех общественности состоял в том, что взаимные отношения властей приобрели большую определённость: понятие общего блага в государстве получило перевес над всеми прочими интересами, личные достоинства и заслуги перед обществом были главным правом на влияние и значение в государстве.
Гомеровское общество далеко не однородно по своему составу: в нём различаются люди простые и знатные, кроме свободных есть рабы, в среде свободных наблюдаются различия по состоянию и роду занятий, взаимные отношения между господами и рабами носят на себе печать патриархальной простоты и близости, в отношениях мужчины и женщины замечается больше равноправия, чем это было в более позднее, историческое время. Поэмы Гесиода восполняют показания гомеровских песен об эллинском обществе в ту отдалённую пору.
Полисный период
(XI—IV вв. до н. э.) Этническая консолидация греческого мира. Становление, расцвет и кризис полисных структур с демократической и олигархической формами государственности. Высшие культурные и научные достижения древнегреческой цивилизации.
Гомеровский (предполисный) период, «тёмные века» (XI—IX вв. до н. э.)
Окончательное разрушение остатков микенской (ахейской) цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений, их трансформация в раннеклассовые, формирование уникальных предполисных общественных структур.
Архаическая Греция (VIII—VI вв. до н. э.)
Первый период античности. Начинается параллельно с закатом бронзового века. Началом периода античности принято считать дату учреждения древних Олимпийских игр в 776 до н. э.
Формирование полисных структур. Великая греческая колонизация. Раннегреческие тирании. Этническая консолидация эллинского общества. Внедрение железа во все сферы производства, экономический подъём. Создание основ товарного производства, распространение элементов частной собственности.
Классическая Греция (V—IV вв. до н. э.)
V—IV вв. до н. э. — период высшего расцвета полисного устройства. В результате победы греков в Греко-персидских войнах (500—449 до н. э.) происходит возвышение Афин, создаётся Делосский союз (во главе с Афинами). Время высшего могущества Афин, наибольшей демократизации политической жизни и расцвета культуры приходится на время правления Перикла (443—429 до н. э.). Борьба между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции и противоречия между Афинами и Коринфом, связанные с борьбой за торговые пути, привели к Пелопоннесской войне (431—404 до н. э.), которая завершилась поражением Афин.
Характеризуется. Расцвет экономики и культуры греческих полисов. Отражение агрессии персидской мировой державы, подъём национального самосознания. Нарастание конфликта между торгово-ремесленными типами полисов с демократическими формами государственного устройства и отсталыми аграрными полисами с аристократическим устройством, Пелопонесская война, подорвавшая экономический и политический потенциал Эллады. Начало кризиса полисной системы и потеря независимости в результате македонской агрессии.
Эллинистический период
Эллинистический (IV—I вв. до н. э.). Кратковременное утверждение мировой державы Александра Македонского. Зарождение, расцвет и распад эллинистической греко-восточной государственности.
Первый эллинистический период (334—281 до н. э.)
Походы греко-македонского войска Александра Македонского, краткий период существования его мировой державы и её распад на ряд эллинистических государств. Высокий эллинизм совпал по времени с ожесточенными пуническими войнами, отвлекавшими внимание Рима от восточных областей Средиземноморья, и длился до завоевания римлянами Македонии в 168 году и разрушения ими Коринфа. В эти годы процветал Родос, играло огромную роль богатое Пергамское царство при Аттале I (241—197) и Евмене II (197—152), создавались величественные памятники птолемеевского Египта. Первый эллинистический период характеризуется началом традиции обожествления царя. К завершению периода царский культ становится «визитной карточкой» эпохи эллинизма, его формы и ритуалы проникают практически на все уровни индивидуальной и общественной жизни, становясь важнейшей чертой сакральных практик той эпохи.
Второй эллинистический период (281—150 до н. э.)
Расцвет греко-восточной государственности, экономики и культуры.
Третий эллинистический период (150—27 до н. э.)
Кризис и распад эллинистической государственности.
Римская империя
Принципат (27 до н. э.-284 н. э.)
Тетрархия и доминат (285—324 гг. н. э.)
Упадок Римской империи (395—476 гг. н. э.)
География античности
География. Балканская Греция в древности занимала территорию ок. 88 тыс. кв. км. На северо-западе граничила с Иллирией, на северо-востоке — с Македонией, на западе омывалась Ионическим (Сицилийским), на юго-востоке — Миртойским, на востоке — Эгейским и Фракийским морями. Включала три региона — Северную Грецию, Среднюю Грецию и Пелопоннес. Северная Греция горным хребтом Пинд делилась на западную (Эпир) и восточную (Фессалия) части. Средняя Греция отграничивалась от Северной горами Тимфрест и Эта и состояла из десяти областей (с запада на восток): Акарнания, Этолия, Локрида Озольская, Дорида, Фокида, Локрида Эпикнемидская, Локрида Опунтская, Беотия, Мегарида и Аттика. Пелопоннес соединялся с остальной Грецией узким (до 6 км) Коринфским перешейком.
Центральной областью Пелопоннеса была Аркадия, которая граничила на западе с Элидой, на юге с Мессенией и Лаконией, на севере с Ахайей, на востоке с Арголидой, Флиунтией и Сикионией; в крайнем северо-восточном углу полуострова располагалась Коринфия. Островная Греция насчитывала несколько сот островов (самые крупные — Крит и Эвбея), образовывавших три больших архипелага — Киклады на юго-западе Эгейского моря, Спорады в восточной и северной его части и Ионические острова у западного побережья Малой Азии. Балканская Греция — в основном гористая страна (ее пронизывают с севера на юг два ответвления Динарских Альп) с чрезвычайно изрезанной береговой линией и многочисленными заливами (самые крупные — Амбракийский, Коринфский, Мессенский, Лаконский, Арголидский, Саронический, Малийский и Пагасейский).
Самые крупные из греческих островов — Крит к юго-востоку от Пелопоннеса и Эвбея, отделенная от Средней Греции узким проливом. Многочисленные острова Эгейского моря образуют два больших архипелага — Киклады на юго-западе и Спорады в восточной и северной его части. Самые значительные из островов у западного побережья Греции — Керкира, Левкада, Кефалиния и Закинф.
Наследие античности
Античность и современное общество
Античность оставила огромный след в современности.
С появлением первых государств и зарождением различных экономических форм государства в экономической жизни перед обществом возникло множество проблем. Их важность и актуальность сохраняется по сей день. С течением времени влияние античного наследия всё более крепло. Латынь продолжала оставаться языком учёных всего европейского мира, углублялось знакомство с греческим языком и греческими мыслителями. В XIX веке сложилась теория «греческого чуда» — абсолютного совершенства искусства классической Греции, по сравнению с которыми искусство эллинизма и Рима было упадком и эпигонством. Развитие книгопечатания стимулировало изучение греческих и латинских авторов и знакомство с ними. Теорема Пифагора, геометрия Евклида, закон Архимеда стали основой обучения в школе. Труды античных географов, исходивших из шарообразности Земли и вычисливших её объём, сыграли немалую роль в великих географических открытиях. Философские системы античных мыслителей вдохновляли философов Нового времени.
В XVIII веке, в преддверии Великой французской революции, философы-материалисты обращаются к Лукрецию. Его учение о возникновении мира из атомов, об эволюции природы и человеческого общества без божественного промысла, о естественном договоре, объединяющем людей для общей пользы, о законе, который не бог, а люди устанавливают для той же пользы и отменяют его, когда он этой пользе перестает удовлетворять, было созвучно передовым теориям того времени. И столь же созвучны были идеи народовластия, равенства, свободы, справедливости, хотя, став революционными лозунгами 18 в., они понимались гораздо шире, чем в античности.
Европейский театр и литература постоянно обращались к античности, и все более многообразными становились их связи с нею. Обрабатывались античные сюжеты: «Антоний и Клеопатра» и «Юлий Цезарь» у Шекспира, «Андромаха», «Федра», «Британик» у Расина, «Медея», «Гораций», «Помпей» у Корнеля. Воспроизводились целые пьесы. Например, «Комедия ошибок» Шекспира повторяла «Менехмов» Плавта, а «Скупой» Мольера — плавтовский «Ларчик». Слуги комедий Мольера, Лопе де Вега, Гольдони похожи на ловких, умных рабов Плавта, помогавших господам устраивать свои любовные дела. Переводились античные романы и в подражание им писались новые. Множество античных образов и сюжетов — богов, богинь, героев, битв и празднеств — служило темами художникам и скульпторам, трактовавшим их в соответствии со вкусами своего времени. Так, активный участник Великой французской революции — художник Давид — в противоположность художникам, угождавшим вкусам изнеженной знати, писал античных героев, преисполненных патриотических и гражданских чувств: «Клятва Горациев», «Смерть Сократа», «Леонид у Фермопил».
Римское право легло в основу права других западных государств.
В новое и новейшее время античный мир сохранил свое значение в самых разных сферах духовной и умственной деятельности. К нему обращаются историки, социологи, культурологи. Античный мир как некий замкнутый цикл известный с возникновения до гибели, постоянно служит эталоном для культурологов.
Адаптация античной культуры в России
Примечания
Ссылки
пластической телесности античной архитектуры. — Киев: НИИТИАГ, 1998. — 408 с. — ISBN 966-7452-02-6.