Что такое врп в медицине
Внутренний и региональный: что такое валовой продукт и зачем его считают
Сохранить сбережения, грамотно инвестировать, закрыть ипотеку и следить за процентными ставками — сложно представить жителя современного мегаполиса без базовых знаний в экономике. Mos.ru начинает цикл публикаций «Московская экономика простым языком». Рассказываем о ВВП и ВРП.
Как рассчитывается ВВП
Ключевой показатель для экономики каждой страны — валовой внутренний продукт (ВВП). Это общая стоимость всех товаров и услуг, которые производятся в государстве за год. Обязательное условие — производство должно находиться внутри страны. Если гражданин занимается бизнесом в другом государстве, его товары и услуги не увеличивают отечественный ВВП и поэтому не учитываются в нем. Перечисления из бюджета в качестве помощи к ВВП тоже не относятся. В валовой внутренний продукт засчитываются только официально зарегистрированные сделки.
Валовой внутренний продукт настолько важный макроэкономический показатель, что его автор, Саймон Кузнец, получил Нобелевскую премию. Динамика ВВП помогает ученым и аналитикам разобраться, переживает страна экономический рост или, наоборот, спад. Валовой внутренний продукт влияет и на курс валют на бирже.
Пример. Жительница Москвы зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель и печет торты на заказ. Она ведет отчетность и сдает ее в налоговую, эти цифры будут включены в валовой внутренний продукт.
Вся продукция в экономике делится на конечную (не предназначенную для дальнейшей переработки или перепродажи) и промежуточную (расходы на сырье, комплектующие, арендная плата, товары для перепродажи и прочее). При расчете ВВП учитывается только стоимость конечной продукции.
Пример. В карьере добывают декоративный отделочный камень. Затем его покупают строители, которые, в свою очередь, продают его клиентам для отделки офисов или домов. Именно эта финальная стоимость товара и будет использоваться для расчета валового внутреннего продукта.
ВВП указывается как в национальной валюте (в России — в рублях), так и в долларах США. Если ВВП выражен в долларах, его проще сравнить с ВВП других стран мира.
Кстати, по итогам 2019 года Российская Федерация по покупательной способности вошла в топ-10 стран с самым большим валовым внутренним продуктом в долларах США и занимает шестое место после Китая, США, Индии, Японии и Германии.
Существует реальный и номинальный ВВП. Номинальный — это совокупность валовых продуктов всех предприятий страны в ценах текущего года. Это самый простой подсчет без учета инфляции: он не отражает реальной динамики и не позволяет сравнивать показатели разных стран.
Реальный ВВП более информативен, так как учитывает инфляцию. Показатель можно использовать для анализа динамики экономической ситуации в стране и сравнивать с показателями других стран.
Часто можно услышать выражение «ВВП на душу населения». Рассчитывается этот показатель просто: общая сумма валового внутреннего продукта делится на количество граждан страны.
ВВП считают с учетом всех отраслей экономики. Ключевые среди них — энергетика, добыча природных ресурсов, сельское хозяйство, строительство, промышленность, транспорт, здравоохранение, образование, торговля, финансы. Срез по отраслям позволяет понять слабые места и зоны роста в экономике государства.
ВРП. В чем разница?
Валовой региональный продукт (ВРП) — это стоимость всех товаров и услуг, которые произвели в конкретном регионе. Очень похоже на валовой внутренний продукт, но если сложить ВРП всех регионов России, то в сумме не получится ВВП страны. Это связано с тем, что некоторые отрасли сложно полностью отнести к конкретному региону, например оборонную промышленность или банковское дело.
Валовой региональный продукт помогает увидеть экономическую ситуацию в отдельной точке страны и понять, какие отрасли можно считать ведущими для экономики конкретного региона. В Москве наибольшую часть ВРП составляют оптовая и розничная торговля (28,6 процента), обрабатывающие производства (16,2 процента), операции с недвижимостью (9,6 процента), профессиональная, научная и техническая деятельность (8,2 процента). Именно поэтому городские власти уделяют много внимания этим сферам. А, например, низкая доля сельского хозяйства в ВРП столицы (0,1 процента в 2018 году) говорит о том, что Москва не сельскохозяйственный регион.
Структура ВРП мегаполиса, как правило, отражает потребности жителей большого города — заметная доля услуг населению (здравоохранение, образование и ЖКХ), инфраструктурных отраслей (транспорт, строительство), разнообразное промышленное производство. У мегаполисов, в отличие от моногородов и туристических центров, редко бывает определенная специализация, поэтому структура их валового регионального продукта достаточно сбалансирована.
Также стоит отметить, что в ряде государств понятие ВРП отсутствует. Там есть валовой внутренний продукт страны и валовой внутренний продукт региона или мегаполиса.
В 2018 году наибольший вклад в прирост московского ВРП внесли обрабатывающие производства (0,9 процентного пункта) и деятельность в области информации и связи (0,8 процента). Изменение структуры регионального продукта показывает, какие направления развиваются быстрее, а какие проседают. Показатель служит ориентиром при распределении бюджетных средств и планировании национальных проектов.
В целом ВРП отражает экономический потенциал города. Экономика Москвы — крупнейшая среди субъектов Федерации по ВРП и сопоставима с уровнем европейских городов. По данным Аналитического центра Правительства Москвы, в 2018 году ВРП столицы составил около 210 миллиардов евро (в постоянных ценах 2015 года). Исходя из отчета аналитического агентства Oxford Economics, это сравнимо с ВРП Мадрида и Парижа (около 230 миллиардов евро), и выше, чем ВРП Милана (около 175 миллиардов евро), Барселоны (чуть более 164 миллиардов евро), Рима (159 миллиардов евро) и Цюриха (138 миллиардов евро).
Если перейти на национальную валюту, то в 2018 году московский ВРП составил 17 881,5 миллиарда рублей, в пересчете на душу населения — 1423,6 тысячи рублей.
Важно оценивать не только уровень валового регионального продукта, но и его динамику. Если ВРП растет, значит, экономика работает хорошо и город развивается: появляются новые производства, рабочие места, растет уровень доходов населения. Так, в 2018 году в Москве прирост ВРП составил три процента.
Что такое ВРП. Объясняем простыми словами
ВРП (валовой региональный продукт) — это суммарная добавленная стоимость* всех продуктов и услуг, созданных предприятиями того или иного региона.
Добавленная стоимость — разница между стоимостью проданного товара/услуги и стоимостью материалов, затраченных на его/её производство.
ВРП рассчитывают как разницу между выпуском (это суммарная стоимость всех произведённых товаров и услуг за год) и промежуточным потреблением (стоимость товаров и услуг, которые нужны для производства других товаров и услуг).
Валовой региональный продукт — один из основных показателей экономической ситуации в том или ином субъекте РФ. Его рассчитывает Росстат.
Пример употребления на «Секрете»
«В десятку лидеров рейтинга также вошли Татарстан, Белгородская область, Краснодарский край, Ленинградская область, Воронежская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра и Калининградская область. Эти регионы характеризуются высоким уровнем экономического развития, в целом на них приходится порядка 40% суммарного ВРП субъектов России, оборота розничной торговли и инвестиций в основной капитал».
(Из новости о регионах с самым низким качеством жизни.)
Нюансы
Рассчитать ВРП достоверно довольно сложно. Открытая экономика российских регионов усложняет определение границ производства, поэтому в ВРП не учитывается добавленная стоимость, создаваемая в результате мультирегиональной деятельности.
Например, это касается деятельности в сфере обороны или государственного управления — услуг, оказываемых населению страны за счёт федерального бюджета. Также при расчёте ВРП не учитывают деятельность финансовых посредников, которая редко ограничивается рамками отдельных регионов.
Из-за этого, если сложить ВРП всех регионов России, в сумме не получится ВВП страны.
Существует несколько методов расчёта ВРП и ВВП, но наиболее часто используемый — расчёт ВРП как суммы всей добавленной стоимости, произведённой всеми юридическими и физическими лицами в регионе. Использовать при расчётах ВВП просто суммарную стоимость всех товаров и услуг невозможно, поскольку в этом случае возникает двойной счёт (например, учитывая при расчётах стоимость всего хлеба, произведённого на территории Ставропольского края, стоимость зерна может войти в конечный ВРП несколько раз: как зерно, как часть стоимости муки и уже как хлеб), объяснила доцент экономического факультета РУДН Татьяна Крейденко.
Критика
Валовой региональный продукт не учитывает качество товаров: ВРП может вырасти за счёт частой покупки дешёвых низкокачественных товаров, которые требуется часто менять. В этом случае рост ВРП будет следствием скорее расточительства и неэффективности, чем экономического развития территории.
Кроме того, рост ВРП может быть связан с восстановлением после стихийных бедствий или военных действий на территории. Сложно учитываются и технологические инновации в расчётах показателя.
Но, несмотря на это, пока нет альтернативного варианта для оценки экономического роста регионов, резюмирует Татьяна Крейденко.
Что такое врп в медицине
Современные тенденции развития налоговой системы РФ, кроме некоторых позитивных составляющих, характеризуются неравномерным размещением налогового потенциала на территории страны и, как следствие, различным вкладом отдельных регионов в формирование доходов бюджета. В условиях федеративного государства налоговые отношения формируются с учетом специфичности региональных экономик. Сложившаяся ситуация снижает эффективность функционирования налоговой системы за счет неравномерного размещения налогового бремени, которое, в свою очередь, не только нарушает действие принципа справедливости в территориальном разрезе, но и способствует снижению устойчивости формирования налоговых доходов.
Как известно, основу функционирования налоговой системы составляют факторы макроэкономической динамики, обобщенным показателем которых являются объемы ВВП (ВРП). Если отмечаем требование обеспечения единства налоговой политики на территории страны, то это вступает в противоречие с объективным ресурсно-воспроизводственным разнообразием региональной экономики.
Существующая вертикальная несбалансированность налоговой системы обусловлена не столько несправедливым перераспределением финансовых потоков, сколько отсутствием широты налоговой базы большинства субъектов РФ, что в ситуации формирования большинства налоговых доходов консолидированного бюджета РФ за счет 10–12 регионов автоматически деформирует вертикальные и горизонтальные пропорции бюджетной системы РФ и определяет целесообразность исследования зависимости налоговых доходов от макроэкономических показателей регионов.
Проблема недостаточной фискальной результативности, определяемая через существенно более низкие значения налоговых доходов, собираемых в пределах некоторых регионов РФ, требует исследования их макроэкономических детерминант и резервов с применением инструментов эконометрического анализа.
Методы эконометрики являются подходящими для исследования различных аспектов макроэкономического анализа и прогнозирования [1].
Эконометрические методы прогнозирования относятся к категории формальных (аналитических) методов, позволяющих получать прогнозы различных показателей, в том числе социально-экономических, а также анализировать качество полученных прогнозов на основе некоторых формальных статистических критериев.
Автором ранее были проведены исследования по анализу и прогнозированию налоговых доходов и макроэкономических показателей развития регионов с применением эконометрических моделей [2, 3, 4, 5].
В настоящей работе с помощью регрессионного анализа для регионов РФ построены зависимости налоговых доходов от ВРП в 2012–2014 гг., которые могут быть использованы органами власти субъектов Российской Федерации для планирования и прогнозирования налоговых поступлений.
Вопросы планирования налоговых поступлений в доходные части бюджетов в регионах России всегда оставались актуальными в связи с постоянными изменениями факторов и показателей, влияющих на их величину.
Планирование налоговых доходов бюджетов – это деятельность органов власти по постановке задач в виде конкретного объема поступлений в бюджет на основании данных о социально-экономических показателях и предположений об их изменении. Прогнозирование налоговых доходов – это деятельность органов власти по построению вероятностной модели изменения социально-экономических показателей на основании анализа сложившихся тенденций.
Предметом планирования налоговых поступлений являются причинно-следственные связи явлений и процессов взаимодействия государства и налогоплательщиков. В широком смысле содержание планирования проявляется в научном обосновании будущего поведения системы, ее частей, элементов, процессов и явлений.
Планирование, разработка бюджета связаны с постановкой задач по достижению определенных показателей. Прогнозирование в большей степени носит исследовательский характер, результатом которого являются определенные вероятностные значения и показатели, использование которых способствует повышению обоснованности постановки задач, в том числе и планов.
В настоящее время при составлении краткосрочных финансовых прогнозов целесообразнее использовать два подхода к прогнозированию доходов, это экстраполяционный подход и моделирование.
Согласно экстраполяционному подходу прогнозное значение доходов зависит от их прошлых значений. Данный метод широко применяется в региональной практике среднесрочного и краткосрочного финансового планирования.
При втором подходе – моделировании, т.е. способе теоретического анализа и практического действия, направленном на разработку и использование моделей, значение доходов представляется в виде зависимости от составляющих его факторов. Прогнозное значение каждого элемента дохода рассчитывается с помощью этой зависимости по прогнозным значениям факторов. Моделирование активно используется на республиканском уровне, но значительно реже применяется для прогнозирования доходов местных бюджетов.
По регионам ЦФО наиболее значимыми оказались регрессионные модели линейного вида (табл. 1), которые показывают линейно-возрастающую зависимость налоговых доходов от изменения ВРП в регионах.
Регрессионные модели формирования налоговых доходов регионов Центрального федерального округа в 2010–2014 гг.
Коэффициент детерминации R 2
Изменение налоговых доходов при увеличении на 1 млн руб. ВРП, млн руб.
Что такое врп в медицине
Валовой региональный продукт (ВРП) представляет собой валовую добавленную стоимость товаров и услуг, созданную резидентами региона, и определяется как разница между выпуском и промежуточным потреблением. Показатель ВРП является по своему экономическому содержанию весьма близким к показателю валового внутреннего продукта (ВВП). Однако между показателями ВВП (на федеральном уровне) и ВРП (на региональном уровне) есть существенная разница.
Сумма валовых региональных продуктов по России неравнозначна ВВП, поскольку не включает добавленную стоимость по нерыночным коллективным услугам (оборона, государственное управление и т.д.), оказываемым государственными учреждениями обществу в целом.
При расчете валового регионального продукта на душу населения использовалась среднегодовая численность населения, пересчитанная с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2002 г.
Этот показатель важен не только с точки зрения сопоставления производства и использования валового регионального продукта, но, особенно, с точки зрения изучения уровня благосостояния населения субъекта.
В силу большой открытости региональной экономики показатели потребления рассчитываются не только для резидентных единиц данного субъекта домашних хозяйств, а для всех резидентных и нерезидентных единиц, фактически осуществлявших потребление на территории данного субъекта.
При расчете фактического конечного потребления домашних хозяйств на душу населения использовалась среднегодовая численность населения, пересчитанная с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2002 г.
Валовое накопление основного капитала представляет собой вложение резидентными единицами средств в объект основного капитала для создания нового дохода в будущем путем использования их в производстве.
Валовое накопление основного капитала по субъектам Российской Федерации характеризует инвестиционную деятельность субъектов.
В России зафиксирован всплеск жалоб на государственную медицину
Число жалоб россиян в страховые медицинские организации на доступность и качество медицинской помощи по программе ОМС выросло в два раза с января по октябрь 2021 г., сообщил вице-президент Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов на совещании комитета Совфеда по социальной политике 13 декабря.
Как следует из его презентации (есть в распоряжении «Ведомостей»), число жалоб по территориальной программе ОМС с учетом обращений по лечению COVID-19 составило в октябре 140 200 (+100% к январю), без учета COVID-19 — 113 900 (+106%). Количество обращений по федеральным медицинским организациям выросло за тот же период на 51% до 1270.
Согласно документу, с января по октябрь 2021 г. страховые медицинские организации провели 24,1 млн экспертиз и выявили 3,5 млн нарушений. Большая часть из них выражается в несоблюдении порядка, стандартов и клинических рекомендаций оказания медицинской помощи, преждевременном прекращении лечебных мероприятий и нарушении сроков ожидания медицинской помощи. В случае с COVID-19 основными нарушениями являются несвоевременная диагностика и задержка с назначением респираторной поддержки, отказ от назначения антикоагулянтов и отсутствие лечения сопутствующих патологий.
Председатель ФФОМС Елена Чернякова в ходе совещания, напортив, сообщила о снижении числа жалоб в фонд на медицинское обслуживание. По ее данным, если в 2019 г. было зарегистрировано 43 200 обращений, то в 2020 г. — уже 38 700. За 9 месяцев 2021 г. число жалоб составило 33 400. Из них обоснованными были признаны 55% жалоб в 2019 г. и 59,9% в 2021 г. Доля жалоб на оказание медицинской помощи выросла с 40,5% в 2019 г. до 55,9% за 9 месяцев 2021 г., на организацию работы медицинских организаций — снизилась с 16,2% до 11,3%, на взимание денег за услуги — сократилась с 12,8% до 8,8%.
Рост числа жалоб свидетельствует о том, что «права граждан на получение доступной и качественной медицинской помощи в рамках территориальных программ ОМС в полной мере не реализуются», «права застрахованных лиц при получении медпомощи в ФМО также нарушаются», говорится в презентации вице-президента ВСС. Одной из причин этого называется необходимость взаимодействия с ФФОМС и региональными властями, которые «не реализуют свои полномочия должным образом».
В начале 2021 г. в России прошла реформа системы ОМС — 1 января вступил в силу закон, которым, в частности, ФФОМС были переданы полномочия страховщиков по организации медицинской помощи, оказываемой федеральными медорганизациями. Таким образом, из процесса были исключены частные страховые компании. Также ФФОМС получил полномочия контролировать сроки, качество и условия предоставления медицинской помощи государственными клиниками.
По мнению Власова из Союза пациентов, в результате реформы системы ОМС «в регионах денег стало меньше». Его слова на совещании косвенно подтвердила министр здравоохранения Оренбургской области Татьяна Савинова. Она отметила, что субвенция на федеральные клиники в 2021 г. составила 1,5 млрд руб., в то время как реальное потребление медпомощи в них со стороны населения области в последние годы был на уровне 0,5 млрд руб.
В Минздраве и ФФОМС не ответили на запрос «Ведомостей» на момент публикации материала.
Выправить ситуацию с финансированием здравоохранения и уровнем удовлетворенности населения может внедрение риск-ориентированной модели в системе ОМС, рассказал «Ведомостям» президент ВСС Игорь Юргенс. Речь идет о классическом для страхового бизнеса подходе, когда компании несут ответственность за финансовый результат деятельности по обеспечению населения медицинской помощью. В частности, страховщики оставляют на своих счетах часть средств из фондов ОМС в виде резервов и несут страховые риски вместе с государством.
По словам Юргенса, в текущей конструкции, когда страховые компании по сути выполняют роль проводников денег от ФФОМС в больницы и поликлиники, не соблюдается принцип «деньги идут за пациентом». Страховые компании могли бы аккумулировать выделяемые средства и перераспределять их в зависимости от того, где больше поток пациентов, уверен Юргенс. Он напомнил, что пилотный проект в регионах с внедрением риск-ориентированного подхода обсуждается не первый год и провести его рано или поздно придется, так как «денег на то здравоохранение, которое обещано Конституцией, – всем, бесплатно, всегда – не хватит». Смысл пилотного проекта в том, чтобы деньги получали те медицинские организации, которые наиболее эффективно их используют.
В ноябре 2021 г. о поддержке Минфином развития страховой составляющей в системе ОМС заявил заместитель директора департамента финансовой политики министерства Роман Точилин. По его словам, которые приводила «Российская газета», системы ОМС и ДМС должны не конкурировать, а дополнять друг друга: «Возможно, имеет смысл внедрение определенных пилотных проектов в сфере ОМС, чтобы на примере нескольких регионов посмотреть, каким образом будет эта система функционировать при большей страховой составляющей».
В 2019 г. эксперты центра политики в сфере здравоохранения НИУ ВШЭ предложили план поэтапного внедрения рисковой модели в ОМС «в рамках пилотного проекта в 2–3 регионах страны». Переход предполагал повышение тарифов на медицинские услуги с последующим подключением страховых компаний к планированию объемов медицинской помощи. Третий этап предполагал объединение базовой программы ОМС и добровольных программ медицинского страхования, а также перевод финансовых рисков на страховые компании.