Что такое вставка в ювелирном изделии
Правила раскрытия информации о ювелирных вставках
Методическое руководство к стандарту ассоциации «Гильдия ювелиров России» СТО 52818945-1-2016
ЗАЧЕМ РАСКРЫВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ О ЮВЕЛИРНЫХ ВСТАВКАХ?
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.09.2015 N 994)
«об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» на ярлыках ювелирных изделий должна быть указана следующая информация:
«VII. Особенности продажи ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней
64. Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, выставленные для продажи, должны быть сгруппированы по их назначению и иметь опломбированные ярлыки с указанием наименования изделия и его изготовителя, вида драгоценного металла, артикула, пробы, массы, вида и характеристики вставок, в том числе способа обработки, изменившего качественно- цветовые и стоимостные характеристики драгоценного камня, а также цены изделия (цены за 1 грамм изделия без вставок).
При использовании в качестве вставок материалов искусственного происхождения, обладающих характеристиками (свойствами) драгоценных камней, на ярлыках должна быть указана информация о том, что данный камень не является драгоценным».
ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ СТАНДАРТА О РАСКРЫТИИ ИНФОРМАЦИИ?
До настоящего времени отсутствовали стандарты, определяющие единообразные правила раскрытия информации о ювелирных вставках. С целью укрепления доверия потребителей к ювелирной промышленности Ассоциацией «Гильдия ювелиров России» было принято решение о разработке отраслевого стандарта, определяющего единые отраслевые правила раскрытия информации, которые были бы понятны специалистам и потребителям, и которые были бы гармонизированы с международными правилами раскрытия информации.
Стандарт «Ювелирные вставки. Правила раскрытия информации»
СТО 52818945-1-2016 разработан Ассоциацией «Гильдия ювелиров России» и утвержден решением Совета Ассоциации 8 сентября 2016 г. В стандарте Гильдии ювелиров России установлены правила раскрытия информации, приведена терминология, классификация по происхождению материалов, из которых изготовлены вставки, порядок маркировки природных камней и искусственных продуктов, в том числе облагороженных.
Основные правила раскрытия информации изложены в соответствии с рекомендациями Международной ювелирной конфедерации (CIBJO) с учетом действующего законодательства в Российской Федерации.
ЮВЕЛИРНАЯ ВСТАВКА — ЧТО ЭТО?
Ювелирные вставки — это любой огранённый камень, изготовленный из различных материалов, как природных, так и искусственных, предназначенный для использования в ювелирных изделиях или произведениях искусства. Неогранённые камни (кристаллы сырья) относятся к ювелирным вставкам в случае, если они закреплены в ювелирное изделие и являются неотъемлемой частью данного изделия. Все ювелирные вставки, по происхождению материала из которого они изготовлены, подразделятся на природные камни и искусственные продукты.
КАК ПРОИЗВОДИТСЯ РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ?
КАКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЮВЕЛИРНЫХ ВСТАВКАХ ДОЛЖНА БЫТЬ РАЗМЕЩЕНА НА ЯРЛЫКЕ ИЗДЕЛИЯ?
НАИМЕНОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ КАМНЕЙ (КАК ПРАВИЛЬНО?)
Наименование природных камней должно быть минералогическим или правильным коммерческим наименованием минерала.
В таблице приложения А стандарта приведены правильные коммерческие наименования наиболее распространённых природные минералов, горных пород, органогенных веществ, и их разновидностей. Данные минералогические и коммерческие наименования одобрены и рекомендованы CIBJO (Всемирной ювелирной конфедерацией).
минералы, горные породы и органогенные вещества
Как правильно читать ярлык на ювелирных украшениях
Ярлык, или «бирка» – это гарантия качества и подлинности ювелирного изделия. Все украшения, которые подготовлены к реализации, должны иметь опломбированные ювелирные ярлыки с достоверной информацией о товаре. Об этом говорится в Постановлении Правительства РФ «Правила продажи отдельных видов товаров». Ведь действительно, каждый знак, цифра и буква имеют значение, и поэтому вся информация, указанная на бирке, должна быть понятна.
Расшифровать ярлык не сложно. Рассмотрим все составляющие на примере бирок ювелирных изделий от Maxim Demidov.
Название и товарный знак производителя
Юридический адрес компании-изготовителя
Наименование изделия
Кольцо, браслет, серьги, колье и др.;
Заводской артикул
Артикул — условное обозначение, которое присваивается товару для его идентификации.
Вид драгоценного металла и проба
Указывается название металла, либо элемент периодический системы Д.И. Менделеева:
Масса украшения в граммах
Масса украшения включает вес металла и вставок из драгоценных камней.
Чтобы узнать чистый вес металла, необходимо из общей массы изделия вычесть массу драгоценных камней в каратах.
Штрих-код
Информация указывает на то, что ювелирное украшение продаётся законно. Правительство РФ рассматривает поправки в законодательство о введении дополнительной обязательной маркировки на ювелирные изделия. Если поправки вступят в силу, то на бирку будет помещен QR-код, который автоматически её расшифрует через мобильное приложение.
Наименование вставок
На обороте ярлыка указываются характеристики вставок в ювелирное украшение. Этот раздел включает в себя информацию:
Методы облагораживания и торговые коды, применяемые для маркировки
Во всем мире действует общепринятая аббревиатура, обозначающая облагораживание.
Огранка
Огранка драгоценного камня тоже имеет буквенное обозначение:
Подробнее ознакомиться с самыми популярными и интересными видами огранки можно в нашей статье «Формы роскоши и красоты».
Рядом с буквенным обозначением огранки бриллианта указывается количество граней:
Сведения о происхождении искусственной вставки
Если в украшении присутствует искусственная вставка, то этот факт тоже должен быть отражен в информации на бирке. Природные вставки обозначаются без дополнительных символов и уточнений. Искусственные вставки могут обозначаться как ГТ – гидротермальный.
Драгоценные камни: масса, количество, месторождение
Количество драгоценных камней указывается перед наименованием камня или перед указанием огранки.
Некоторые производители указывают месторождение камня. Этот тренд появился среди ювелиров совсем недавно, когда многие покупатели стали интересоваться – где добывают природные самоцветы.
Ещё один важный пункт на ярлыке – штамп ОТК. Отдел технического контроля – это отдел в компании-производителя, который осуществляет независимый контроль по соответствию выпускаемой продукции установленным требованиям.
Если мы прочитаем ярлык от ювелирного украшения Maxim Demidov «Пери», то получим следующую информацию по вставкам:
Внешний вид ярлыка
Изготавливают ярлык из плотной бумаги или из синтетического материала, чтобы он надолго сохранил сведения об украшении. Крепят бирку к изделию с помощью нити и фиксируют миниатюрной пломбой. Отверстие для пропуска нити делается типографским методом и закрепляется специальным металлическим кольцом.
Можно ли дарить украшения с биркой?
Очень часто ювелирное украшение приобретается в качестве подарка. Но как же его дарить – с ярлыком или без?
По правилам ювелирного этикета и хорошего тона, дарить драгоценности принято исключительно вместе с ярлыком, но без ценника и чека. Если вы считаете, что с биркой украшение выглядит не так празднично, то её можно срезать и отдать отдельно, после вручения главного подарка. Ярлык – это очень серьезный нюанс, так как именно на нём содержится вся информация об изделии и сторона, принимающая подарок, уже будет знать:
ЮВЕЛИРНЫЕ ВСТАВКИ
Термином «ювелирные вставки» обозначают природные драгоценные, полудрагоценные и поделочные минералы, некоторые материалы органического происхождения (жемчуг, янтарь), природные облагороженные камни, искусственные и синтетические аналоги природных минералов, а также не существующие в природе химические соединения, синтезированные как аналоги природных драгоценных камней (фианит, муассанит, иттрий алюминиевый и гадолиний-галлиевый гранат). Классификация ювелирных вставок представлена на рис. 16.5.
Рис. 16.5. Классификация ювелирных вставок
Наиболее известной и полной является классификация природных ювелирных камней Е.Я. Киевленко, которая основывается на назначении (группа) и стоимости (порядок) ювелирных минералов (табл. 16.3).
Классификации природных ювелирных камней (по Е.Я.Киевленко)
Группа | Порядок | Наименование камня |
Ювелирные (драгоценные камни) | I II III IV | Алмаз, рубин, сапфир синий, изумруд Александрит, корунды, благородный черный опал Топаз, аквамарин, турмалин, шпинель, благородный белый и огненный опал Циркон, желтый, зеленый и розовый берилл, бирюза, аметист, пироп, альмандин, лунный и солнечный камень, хризопраз, цитрин |
Ювелирно-поделочные камни | I II | Лазурит, жадеит, нефрит, малахит, чароит, янтарь, горный хрусталь (дымчатый и бесцветный) Агат, амазонит, гематит-кровавик, родонит, непрозрачные иризирующие полевые шпаты (беломорит и т. п.), иризирующий обсидиан |
Поделочные камни | Яшма, мраморный оникс, обсидиан, гагат, окаменелое дерево, лиственит, рисунчатый кремень, графический пегматит, флюорит, авантюриновый кварцит, селенит, агальматолит, цветной мрамор и т. п. |
— александрит-разновидность хризоберилла. Камень-хамелеон,
в зависимости от освещения меняет окраску.
Встречаются также бериллы желтовато-зеленоватого, зеленоватого, голубовато-зеленого, фиолетового, коричневого, черного цвета, с астеризмом (звездчатый эффект), эффектом «кошачьего глаза» и иризацией. Звездчатый эффект наблюдается, например, в бериллах Сибири, темно-коричневых бериллах Бразилии, черных бериллах Мозамбика. Появление эффекта шестилучевой звезды в берилле связывают с ориентированными включениями минерала ильменита.
Окраска топазов очень разнообразна: желтая, винно-, медово-и золотисто-желтая, голубая, синевато-зеленая, зеленая, розовая, красная (бразильские рубины), фиолетовая, редко встречаются абсолютно бесцветные камни. Кристаллы топаза могут обладать эффектом «кошачьего глаза».
Встречаются турмалины с эффектом плеохроизма (два оттенка основного цвета в одном кристалле), а также с астеризмом. Астеризм наблюдается чаще всего у турмалинов, окрашенных в зеленый цвет, и вызывается, как правило, наличием в камне тонких каналов, заполненных газово-жидкими включениями.
Гранат. Представляют собой силикаты алюминия, железа, кальция, магния, марганца, хрома, реже титана. Выделяют следующие виды:
Чистый кварц бесцветный и прозрачный. Цвет разновидностей кварца представляет весь солнечный спектр: фиолетовые аметисты, синие и голубые халцедоны, зеленые празем и хризопраз, черный морион, оранжевые сердолики, красные карнеолы, зеленые с красными пятнами гелиотропы и самый широкий набор цветных яшм.
Облагораживанием называют специальную обработку природных ювелирных камней, в результате которой под влиянием ряда физико-химических воздействий происходит улучшение некоторых потребительских характеристик (цвета, прозрачности, интенсивности окраски и др.).
Использование в ювелирном деле облагороженных камней не считается фальсификацией, однако продавцы обязаны оповещать покупателя о применении в реализуемом изделии облагороженных камней и о методе облагораживания. Цена облагороженного камня, как правило, ниже, чем сравнимого с ним по качеству природного необработанного.
Облагораживание камней предполагает использование определенных технических приемов, с помощью которых можно
26 Товароведением экспертиза промышленных товаров.
Кроме облагораживания, в ювелирном деле существует понятие имитации, когда драгоценные камни в ювелирных изделиях заменяются другими материалами. Однако, если имитацию выда-‘ ют за натуральный природный самоцвет при совершении сделок купли-продажи, это является одним из видов фальсификации, т. е. подделки.
Можно выделить несколько способов имитации:
1. Выдача менее ценных самоцветов за более драгоценные.
2. Изготовление имитаций драгоценных камней из стекла
(стразы).
3. Изготовление имитаций драгоценных камней из пластичес
ких масс.
4. Изготовление составных ювелирных камней.
5. Изготовление реконструированных ювелирных камней.
Слово «синтетический» означает, что минералы синтезированы в лабораторных условиях из их химических составляющих. Синтетическая разновидность камней, встречающихся в природе, имеет тот же химический состав, что и природный камень, за исключением небольшого различия в содержании примесей. Кроме того, к синтетическим относят и материалы, полученные искусственно, но не имеющие аналогов в природе. Примерами может служить фианит, иттрий-алюминиевый гранат и другие. Одним из классификационных признаков для синтетических камней служит способ их получения.
К отдельной группе отнесен культивированный жемчуг, выращиваемый в результате искусственного внедрения в тело устрицы-жемчужницы инородного предмета.
По высоте кабошоны подразделяются на низкие, средние и высокие. По форме различают кабошоны плоские, двояковыпуклые и выпукло-вогнутые.
Кабошоном обрабатываются непрозрачные минералы (бирюза, чароит, родонит), полупрозрачные минералы (морион, лунный камень), минералы с эффектом кошачий, тигровый, соколиный, бычий глаз и с эффектом астеризма.
Все многообразие видов огранки ювелирных камней предопределяет кристаллическое строение минералов. Каждая часть огра-. ненного камня имеет свое название. Названия элементов бриллианта полной огранки представлены на рис. 16.6.
Можно выделить несколько видов огранки.
Алмазный наконечник. Огранка основана на шлифовке и полировке естественных граней многогранника, в т. ч. октаэдра.
Алмазная таблица. Огранка предполагает срезание одной из вершин октаэдра до образования площадки (таблицы), а противоположную вершину октаэдра шлифуют до образования калетты, имеющей площадь в два раза меньше таблицы.
Огранка восьмеркой. Применяют для огранки мелких камней (от 0,01 до 0,03 карата). Таблица окружена восемью четырехсторонними гранями, а павильон состоит из восьми треугольных граней.
Швейцарская бриллиантовая огранка также применяется для небольших камней (от 0,01 до 0,05 карата). Она представляет собой усложненную огранку восьмеркой. Таблица окружена восьмью гранями, а в короне имеются еще восемь дополнительных нижних граней. Павильон имеет 16 граней.
Огранка розой предполагает плоское основание и купол из двух или более рядов треугольных граней, без образования таблицы.
Рис. 16.6. Основные элементы бриллианта полной огранки:
Применительно к бриллианту круглой, классической формы М. Толковским была разработана бриллиантовая огранка, наилучшим образом оттеняющая природную красоту кристалла, которая называется классической (или идеальной) огранкой М. Толковского (рис. 16.7).
Рис. 16.7. Классическая (идеальная) бриллиантовая огранка М. Толковского
М. Толковский установил, что, для того чтобы получить наибольший блеск и «игру» круглого бриллианта, огранка должна быть выполнена таким образом, чтобы максимально проявились оптические свойства алмазов. Для этой цели нужно соблюдать определенные соотношения размеров ограненного камня.
Полная бриллиантовая огранка получила развитие в следующих вариантах.
1. Бриллиантовая огранка «ЭЛБА «. При этом типе камень име
ет полную бриллиантовую 58-гранную форму, но грани наносят
еще и на поверхность рундиста.
2. Огранка «магна» (или «величественная»). Огранка алмаза
состоит из 102 граней. Основу составляет десятигранная таблица,
грани которой располагаются в следующем порядке: 61 грань ко
роны (1, 10, 20, 20, 10) и 61 грань павильона (10, 20, 20, 10, 1).
4. Огранка «импариант «- непарная огранка. Разработана Максиме Эльбе (Гамбург, Германия). Основана на непарном количестве граней таблицы 9, 11, 13. Такая огранка обеспечивает на 23-30% более интенсивную «игру камня».
Примером смешанной огранки может служить цейлонская огранка, которая состоит из короны бриллиантовой огранки и павильона ступенчатой огранки.
Фантазийные формы огранки. К классической огранке относится круглая огранка бриллианта при наличии 57 (58) граней — классическая огранка Толковского, Эпплера, скандинавская. Огранка предполагает строго определенные размеры элементов бриллианта и наклоны углов по отношению к рундисту. Все драгоценные камни, ограненные с параметрами, отличными от клас-
сических, принято считать ограненными фантазийной огранкой. Это всевозможные овальные, треугольные, «грушей», «челноком», «сердцем» и другие виды огранки.
При фантазийной огранке изменяется форма камня по отношению к идеальной, т. е. углы наклона, количество граней в сторону увеличения или уменьшения. Это обусловлено по крайней мере двумя причинами:
— необходимостью максимально использовать природное сырье,
которое своими размерами или дефектами не вписывается в па
раметры классической огранки;
— желанием потребителя иметь драгоценный камень с ориги
нальной огранкой. Такое желание зачастую обусловливается
модой.
Ювелирные изделия — то ли я покупаю?! Часть 3: ювелирные вставки — драгоценные камни
Сегодня я хочу поговорить о вставках, используемых при изготовлении ювелирнгых изделий.
Читая описания ювелирных изделий, все время натыкаешься на слова «натуральный драгоценный камень», «природный драгоценный камень». Многие покупатели предпочитают иметь ювелирные изделия с натуральными природными камнями-вставками. Поэтому при покупке – продаже ювелирных украшений часто задают вопрос: «А это натуральные камни?» И это действительно большая проблема — какой это камень на самом деле.
Чтобы разобраться в этом вопросе, неплохо представлять себе, какие ювелирные вставки вообще бывают, и какие используются в ювелирных украшениях.
1. Имитация драгоценных и полудрагоценных камней.
Имитация внешне напоминает природный камень, но в остальном не имеет с ним ничего общего. В основном имитация — это окрашенное стекло. Такая вставка может быть ограненной, а может иметь форму кабошона. Имитация может быть любого цвета и оттенка, может быть прозрачной или глухой (непрозрачной). В том, что вставка в изделии стеклянная, нет ничего плохого, она даже может быть больше, ярче, чем натуральный камень, и она всегда существенно дешевле, чем натуральный камень. В целом ряде случаев эти качества — большой плюс. Главное, чтобы при продаже продавец не вводил покупателя в заблуждение и сказал ему, что вставка — это имитация.
Пример ювелирной вставки – имитации
2. Искусственный драгоценный и полудрагоценный камень.
Такой камень создан не природой, а технологом на заводе, поэтому он называется «искусственным» или «синтетическим» камнем. Синтетический материал копирует природный аналог. Это настоящий камень, а не аморфное стекло. По структуре и свойствам он полностью совпадает с камнем, найденным где-нибудь в природе.
Отличается искусственный камень от природного лишь тем, что он не «родился в недрах», а полностью произведен человеком. Современные технологии позволяют воспроизводить практически любой драгоценный и полудрагоценный камень. По качеству (наличию дефектов) синтетические камни лучше природных, так как растут в стабильно-благоприятных условиях.
По стоимости они дороже стеклянной имитация, но существенно дешевле природных камней за счет того, что их можно производить промышленным способом в больших количествах.
Существуют синтетические материалы, не имеющие природных аналогов (например, разноцветные фианиты, разработанные в ФИАН (Физический институт Академии Наук СССР) в 1970 – 1972 гг. на основе кубической модификации окиси циркония и гафния). По цвету фианит может имитировать практически любой природный камень.
3. Облагороженные натуральные природные камни.
Это уже действительно камни, добытые в природе (в карьере или из россыпи). Определение «облагороженные» означает, что в своем первоначальном виде они были невзрачны или неярки и их товарная ценность была невысокой. Словом, их надо было как-то обработать, чтобы они приобрели более товарный вид (проще говоря, стали покрасивее). Классический пример — танзанит. Добытый из земли танзанит, в основном, светлый, неяркий и часто непрозрачный камень. Только после облагораживающего отжига при 400-650°C танзаниты становятся сине-фиолетовыми, такими, какими вы их знаете. Практически все танзаниты проходят такой отжиг. Это значит, что танзанит на 100% облагороженный камень.
Танзанит до облагораживания
Танзанит после облагораживания
4. Натуральные необлагороженные природные камни.
С этими камнями все просто и понятно: добыли «в природе» (в карьере, из месторождения или из россыпи) и потом без каких-либо облагораживающих процедур (например, нагревов или облучений) обработали для вставки в ювелирное изделие.
Надо отметить, что цены на такие камни могут варьироваться очень сильно в зависимости от их цвета, массы, дефектности, месторождения, где они были добыты. Например, бледно-розовые рубины из Шри-Ланки оцениваются в 10-15 долларов за карат, а стоимость темно-красных рубинов из Бирмы может превосходить 10 000 долларов за карат.
Так могут выглядеть рубины из Шри-Ланки
Подводя итог сказанному, хочу отметить, что ничего плохого в имитации, искусственных и облагороженных камнях нет. Просто продавец должен четко информировать покупателя, какие именно вставки использованы в его изделии. Когда у меня по каким-то вопросам, связанным с камнями, нет достаточной информации (например, покупателя интересует месторождение, где был добыт камень), я могу направить его непосредственно к продавцу, у которого я купил этот камень, или к геммологу для выяснения интересующих покупателя вопросов.
Сейчас во многих магазинах (я имею в виду не только «Ярмарку мастеров») продается большое количество изделий с разнообразными камнями-вставками по относительно небольшой цене. Покупая такие изделия, надо иметь ввиду:
— цена камня, как правило, возрастает по цепочке: имитация — искусственный камень — облагороженный натуральный камень — необлагороженный природный камень:
— вставка в ювелирное изделие проходит длинный путь. Цепочка этапов выглядит примерно так: добыча камня — обработка камня — продажа камня ювелиру — создание украшения — продажа его ювелиром в магазин — продажа конечному покупателю.
Конечно, какие-то этапы могут быть сокращены (например, добыча и обработка делается одними руками). Или могут появиться дополнительные этапы (например, может добавиться перевозчик камней). Представляете, сколько людей задействовано, и ведь на каждом этапе каждому участнику нужно заработать! (Не могут же они все работать ради подарка для вас.)
А теперь прикиньте, какова должна быть цена камней на самом первом этапе, чтобы в самом конце показаться вам не очень большой.
Если для вас не имеет значения, натуральный камень или синтетический, облагороженный он или нет, а в ювелирном изделии для вас главное — внешний вид, красота, броскость, выбирайте украшение по внешнему виду и носите его с радостью!
В следующей публикации я попытаюсь дать некоторые свои советы по выбору ювелирного украшения для тех, кому важны «происхождение» и «родословная» украшения, одним словом то, что по-английски называется pedigree.