Что такое вторая группа допущений

I группа

К I-ой категории относятся лица, не имеющие каких-либо хронических заболеваний, а также факторов риска развития таких заболеваний или имеются указанные факторы риска при низком или среднем абсолютном сердечно-сосудистом риске и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний).

Результаты лабораторных обследований данной группы лиц находятся в пределах нормальных показателей. Как нетрудно догадаться, данная категория включает в себя граждан с наиболее благоприятным уровнем самочувствия.

По итогам диспансеризации для лиц этой категории проводят профилактические консультации и другие лечебно-оздоровительные мероприятия, имеющие своей основной целью пропаганду здорового образа жизни и соблюдение санитарно-гигиенических норм.

II группа

В данную категорию входят лица, не обладающие какими-либо хроническими заболеваниями, но находящиеся в зоне повышенного риска их приобретения. Кроме этого, сюда относят людей, имеющих предрасположенность к развитию сердечно-сосудистых заболеваний. Данная группа – самая обширная по своей численности, что связано с большим количеством факторов, негативно влияющих на организм человека (вредные привычки, неправильное питание, сидячий образ жизни, загрязнение климата и т.д.).

Эта категория граждан диагностируется путем проведения общепринятого стандартного обследования здоровья, а также дополнительных исследований отдельных рисков в случае наличия таковых.

К II группе здоровья относятся граждане, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания, но имеются факторы риска развития таких заболеваний

Граждане со II группой здоровья с высоким или очень высоким абсолютным сердечно-сосудистым риском подлежат диспансерному наблюдению врачом (фельдшером) отделения (кабинета) медицинской профилактики или центра здоровья, а также фельдшером фельдшерского здравпункта или фельдшерско-акушерского пункта, за исключением пациентов с уровнем общего холестерина 8 ммоль/л и более, которые подлежат диспансерному наблюдению врачом-терапевтом.

Гражданам со II группой здоровья при наличии медицинских показаний врачом-терапевтом назначаются лекарственные препараты для медицинского применения в целях фармакологической коррекции выявленных факторов риска.

III группа (а и б)

К группе III а относятся лица, страдающие хроническими неинфекционными заболеваниями (ХНИЗ), которые требуют диспансерного наблюдения и высококвалифицированной медицинской помощи. Основная масса граждан в этой категории – люди старше 40 лет, недуги которых напрямую связаны с возрастом и старением организма. Диспансеризация таких лиц проводится с целью вторичной профилактики, а именно предупреждения осложнений и обострений уже имеющейся болезни.

К категории III б относятся лица, у которых не выявлены ХНИЗы, но требующие установления диспансерного наблюдения или оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи по поводу иных заболеваний, а также граждане с подозрением на наличие этих заболеваний, нуждающиеся в дополнительном обследовании.

Граждане с III а и III б группами здоровья подлежат диспансерному наблюдению врачом-терапевтом, врачами-специалистами с проведением профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий.

Группы здоровья для детей

Группы здоровья, выделяемые по итогам диспансеризации детского населения, значительно отличаются от аналогичных у взрослых. В первую очередь стоит сказать о том, что для классификации детей существует целых 5 категорий (в отличие от 3 у взрослых).

Такое количество связано с повышенной уязвимостью детского организма перед различными заболеваниями, из-за чего их диспансеризация требует большего внимания и тщательности, что в результате приводит к получению значительного количества информации для классификации на категории.

1 группа

К данной категории относят физически и психически здоровых малышей, обладающих высокой сопротивляемостью организма болезням. Они тоже могут иногда болеть, но в момент осмотра какие-либо патологии у них отсутствуют. Фактически, в 1-ую группу входят дети, которые совсем не болеют, но на практике таких детей встречается очень мало.

2 группа

Данная категория включает в себя детей, не страдающих хроническими заболеваниями, но обладающих при этом пониженным иммунитетом. Такие малыши могут несколько раз в год перенести острые инфекции, но не более того. Обычно их разделяют на несколько подгрупп по типу риска. Например, в категорию «А» входят дети с проблемной наследственностью, а в «Б» включены малыши, подверженные риску развития хронических заболеваний.

3 группа

К 3-ей категории относят детей, имеющих какое-либо хроническое заболевание. Однако пациентов данной категории отличает тот факт, что такая болезнь протекает в состоянии компенсации. Это значит, что, несмотря на наличие патологии, ребенок не сталкивается с тяжелыми последствиями либо обострениями болезни и может вести нормальный образ жизни.

4 группа

Данная категория здоровья обозначает детей с хроническими недугами в стадии субкомпенсации. В этом состоянии уже наблюдаются значительные ухудшения самочувствия, нарушение работы некоторых органов и сниженная сопротивляемость организма. Таким детям зачастую нужно постоянное лечение и реабилитация, при этом их заболевания чаще всего выражены в какой-то физической неполноценности, а нервно-психическое развитие находится в состоянии нормы.

5 группа

К данной категории относятся дети с серьезными хроническими болезнями в состоянии декомпенсации. Это дети-инвалиды с тяжелыми проблемами в развитии либо сниженными функциональными возможностями. Стоит отметить, что заболевания этой группы не всегда являются врожденными. Абсолютно здоровый ребенок после перенесенной болезни, операции или травмы может получить 5 группу. Такие дети практически всегда требуют постоянного надзора и помощи.

Заключение

Таким образом, группы здоровья представляют собой шкалу, по которой определяется состояние организма, как взрослого, так и ребенка.

Учитывая осмотры узких специалистов, группу здоровья определяет педиатр или терапевт, который в свою очередь осуществляет комплексную оценку состояния организма человека.

Источник

Допуск электробезопасности группа 2, 3, 4, 5

Получить допуск по электробезопасности сегодня не проблема. Наш учебный центр предлагает пройти ускоренные курсы по разным программам. Это даст возможность быстро получить удостоверение электробезопасности по группам 2, 3, 4, 5 и допуск к работам, связанным с обслуживанием электроустановок разных типов.

Также вам будет выдан протокол аттестационной комиссии и журнал учёта проверки знаний работы в электроустановках. Учебные программы разработаны Управлением государственного энергонадзора, утверждены Мин. охраны труда и Мин. образования. Допуск электробезопасности будет заверен инспектором Ростехнадзора. Оформление удостоверения производится по группам 2, 3, 4 до 1000 В, а также 3, 4, 5 до и более 1000 В.

Что такое вторая группа допущений. Смотреть фото Что такое вторая группа допущений. Смотреть картинку Что такое вторая группа допущений. Картинка про Что такое вторая группа допущений. Фото Что такое вторая группа допущений Чтобы приступить к работе с электроустановками и оборудованием, сотрудник должен пройти медосмотр, обучение на курсах, сдать экзамен, получить удостоверение.

Категории и группы допуска по электробезопасности

Каждая группа дает человеку право работать с определенным видом электрооборудования. Основные подразделения существуют на категорию персонала, группы и вольтаж: до/свыше 1000 В. Давайте разберемся во всем по порядку.

Что такое вторая группа допущений. Смотреть фото Что такое вторая группа допущений. Смотреть картинку Что такое вторая группа допущений. Картинка про Что такое вторая группа допущений. Фото Что такое вторая группа допущений

Разновидности по группам

Что такое вторая группа допущений. Смотреть фото Что такое вторая группа допущений. Смотреть картинку Что такое вторая группа допущений. Картинка про Что такое вторая группа допущений. Фото Что такое вторая группа допущений Для обучения и принятия экзамена на 1, 2, 3 группу необходимо иметь 4 или 5 гр.

Категории персонала

Все работники, которым нужен допуск по электробезопасности, подразделяются 2 основные категории: неэлектротехнический и электротехнический (электротехнологический) персонал. К неэлектротехническому персоналу относится 1 и 2 группа, которая работает с оргтехникой, бытовой электротехникой, несложными электротехническими приборами, то есть агрегатами, использующими электричество либо электроинструмент и электроустановки под присмотром более компетентных лиц.

Что такое вторая группа допущений. Смотреть фото Что такое вторая группа допущений. Смотреть картинку Что такое вторая группа допущений. Картинка про Что такое вторая группа допущений. Фото Что такое вторая группа допущений

Электротехнический персонал делится на подкатегории:

Что нужно знать перед аттестацией на допуск электробезопасности

1 группа присваивается после инструктажа о правилах безопасного взаимодействия с вверенной техникой и приборами, также работник должен уметь оказывать первую помощь человеку, которого ударило электрическим током.

2 группа требует более серьезных знаний о том, как устроено и действует оборудование, на котором придется работать. Также тестируемый должен иметь представление о последствиях поражения током, уметь помочь пострадавшему, знать, как обеспечить безопасность своего рабочего места.

3 группу может получить только человек, с опытом работы со второй 1-3 месяца. Он должен знать электротехнику, устройство, принцип работы и обслуживания электроустановок, правила допуска к работе, методы надзора; уметь освобождать и помогать людям, которых ударило током.

4 группу допуска электробезопасности можно получить только после 3-6 месяцев работы с предыдущей. К моменту аттестации специалист должен знать электротехнику на уровне выпускника профтехучилища. Освоить основные правила охраны труда, пожарной и электробезопасности; знать устройство и обслуживание оборудования, порядок проведения проверок, надзора, уметь читать схемы и проводить инструктаж. Уметь правильно действовать при поражении человека электротоком.

5 группа дается после 3-24 месяцев деятельности с 4 гр. Работник, ее получивший, должен знать схемы, технологии, порядок эксплуатации и ремонта агрегатов, уметь организовать рабочий процесс, руководить работами, связанными с электричеством. Обязательно уметь обучать требованиям безопасности. Иметь навыки оказания доврачебной помощи.

Что такое вторая группа допущений. Смотреть фото Что такое вторая группа допущений. Смотреть картинку Что такое вторая группа допущений. Картинка про Что такое вторая группа допущений. Фото Что такое вторая группа допущений

Аттестацию по электробезопасности будет принимать комиссия Ростехнадзора (Приказ №343)

В соответствии с Приказом Ростехнадзора будут созданы комиссии для приема экзамена, аттестации других организаций будут недействительны. Читать подробнее.

Продолжительность и цена обучения на допуск электробезопасности

Группа допуска электробезопасностиАкадемические часыЦена курса (в руб.)Сроки получения допуска (в раб. днях)
2 до 1000В7245007
3 до 1000В7245007
3 до и свыше 1000В4050007-10
4 до 1000В7250007-10
4 до и свыше 1000В4050007-10
5 до и свыше 1000В405000до 7

Что лучше: получить или купить удостоверение электробезопасности?

Допуск необходимо подтверждать каждый год. Некоторые не хотят проходить аттестацию и оформлять его официально. Предпочитают купить удостоверение электробезопасности с допуском к работам. Тут есть риски:

Все эти аспекты станут решающим фактором при проверке. Обладатель такого «допуска» будет как минимум отстранен, а организация выплатит штраф, даже может быть закрыта.

Что такое вторая группа допущений. Смотреть фото Что такое вторая группа допущений. Смотреть картинку Что такое вторая группа допущений. Картинка про Что такое вторая группа допущений. Фото Что такое вторая группа допущений Бывали случаи уголовной ответственности за мошенничество, подделку документов, пособничество. Проще, спокойней, надежней оформить все официально, тем более что сделать это можно дистанционно, всего за 2-3 дня.

Как получить допуск по электробезопасности

Обучающие программы включают теоретическую часть, лекции, семинары. Аттестация проводится в присутствии представителя Ростехнадзора, который потом поставит свою подпись в удостоверении по электробезопасности. В нашем центре можно пройти эти процедуры несколькими способами:

В последнем случае документы приходят по почте, с курьерской службой или с курьером центра по желанию выпускника.

Что такое вторая группа допущений. Смотреть фото Что такое вторая группа допущений. Смотреть картинку Что такое вторая группа допущений. Картинка про Что такое вторая группа допущений. Фото Что такое вторая группа допущений

Для получения допуска по электробезопасности 2, 3, 4, 5 групп вам необходимо:

Для оформления удостоверения понадобятся следующие документы:

Форма оплаты наличная и безналичная (работаем как по УСН, так и по общей системе налогооблажения с НДС) уточняйте у менеджера.

Источник

Что такое группы допуска по электробезопасности, кому необходимо присвоить

Что такое группы допуска по электробезопасности, как их оформлять, кому необходимо получить, на основании каких нормативов, с какой целью требуются.
Эти и не только вопросы выясним в данной статье.
В статье используется ПТЭЭП, ПОТЭУ

Что такое группы по электробезопасности

Выполнение любой работы должно быть максимально безопасным. За это отвечает работодатель любой организации.(ТК РФ ст.212).

Но даже если «пришить» еще несколько пар глаз на лоб и на затылок, все равно за всей бригадой не уследишь. Все равно кто-то да умудрится выполнять поставленную задачу так, что здоровью и жизни будет угрожать опасность не только самому работнику, но и окружающим.
Поэтому наше высшее руководство выпустило директиву в виде нормативов о том, что всех специалистов (в независимости от стажа и должности), допускаемых к выполнению работ повышенной опасности, необходимо обучать умению выполнять свою работу безопасно.

Для того, чтобы более-менее определять, какой фронт работы можно доверить работнику, Ростехнадзор ввел своеобразную шкалу.
Каждое отделение называется «группа», которая соответствует уровню подготовки работника в области электробезопасности.

Вывод: группа допуска по электробезопасности есть не что иное как показатель подготовки специалиста, по которому можно судить, работу какого уровня сложности можно ему доверить.

Кто присваивает группу допуска, и на основании каких нормативов в электробезопасности

Электробезопасность была, есть и будет епархия Ростехнадзора. Именно ЭТА организация наряду с Министерством Труда придумывает новые нормативные требования для обеспечения максимальной безопасности на производстве при взаимодействии специалистов с агрегатами и инструментом, работающими от электрической энергии.
Сотрудники именно ЭТОЙ организации не только отслеживают исполнение нормативных предписаний, но и проводят проверку знаний у сотрудников предприятий, где необходим электротехнический (и электротехнологический) персонал.

Согласно ПТЭЭП и ПОТЭУ, обучение можно пройти как в учебном центре, так и дистанционно (о дистанционном обучении и проведении проверки знаний по новым правилам можно прочитать по ссылке).
Но группу допуска может присвоить только РТН (о комиссии на предприятии мы поговорим в другой статье).

Какие в электробезопасности бывают группы

Кто более-менее сносно учился в школе, то с уроков физики должен знать, что электрооборудование делится на вольтажи «До 1000в» и «До и Выше 1000в».
Также в «электричестве» есть такие понятия как персоналы «неэлектротехнический» и «электротехнический».

Это основные критерии в «Электрике», от которых зависят группы.
В неэлектротехническом персонале одна группа, в электротехническом шесть.

Ну обо всем поподробнее.

Персоналы.

Обычно это офисные сотрудники, работники салонов красоты, магазинов и т.д.
Присваивает специально назначенный сотрудник организации с 3 группой (в надзор ехать не надо) путем проведения инструктажа с записью в журнал для неэлектротехнического персонала 1 группы.

Удостоверение не выдается.

Что такое вторая группа допущений. Смотреть фото Что такое вторая группа допущений. Смотреть картинку Что такое вторая группа допущений. Картинка про Что такое вторая группа допущений. Фото Что такое вторая группа допущений

Содержит шесть групп (2, 3, 4 До 1000в, и 3, 4, 5 «До и Выше 1000в»). Категория поднадзорная (необходимо проводить проверку знаний в Ростехнадзоре с получением удостоверения).

Ниже на ступень (или можно сказать на подкатегорию) идут группы.
При вольтаже «До 1000в» присваиваются 2, 3 и 4 группы.
«До и Выше 1000в»- 3, 4 и 5.

До 1000в.

Присваивается начинающим электромонтерам, электромонтажникам, руководящему персоналу, а также спецам, выполняющим свои непосредственные обязанности с применением электроинструмента.
Работать можно ТОЛЬКО под присмотром старшего лица.

Для оформления этой категории работник должен иметь элементарные познания об электрооборудовании и электроустановках, знать, какую опасность представляет электрический ток, элементарные меры предосторожности, оказание первой медпомощи и т.д. (ПОТЭУ прил.1)

Спустя 3 месяца стажа в предыдущей категории (2 месяца, 1 месяц, срок зависит от образования, подробнее в прил.1) можно присваивать третью группу допуска.
Данная ступень дает право выполнять свои обязанности уже самостоятельно, разрешает подключение электроинструмента к сети, присвоение 1 гр по электробезопасности.

Обладатель этой группы вольтажа До 1000в достигает пика своей карьеры. С данной категорией специалист может выполнять любые сложные работы согласно штатному расписанию (в рамках вышесказанного вольтажа, разумеется).
Также четвертая группа может потребоваться помощнику руководителя, назначенного на роль ответственного за электрохозяйство.

До и Выше 1000в.

В организациях, где используется электрооборудование вольтажом Свыше 1000в, специалистам необходимо присвоить допуск До и Выше 1000в.
Данная категория (в отличии от До 1000В) начинается с 3 группы.
Оформить ее можно ТОЛЬКО после определенного стажа с IV группой До 1000в.

III группа по сути соответствует II группе ДО 1000В. Т.е. можно работать только под присмотром.

V группа допуска До и Выше 1000в является наивысшей ступенью карьерного роста специалистов в области электробезопасности.
Присваивается ответственным за электрохозяйство, главным энергетикам, специалистам, выполняющим работы повышенной опасности с электрооборудованием вольтажа свыше 1000в.

Срок действия группы допуска в области электробезопасности.

Если срок действия продлен не был, работника необходимо отстранить от выполнения работ.

НО! Группа сохраняется 3 года.
Если и в этот период срок не продлен, то полученная категория аннулируется, и начинать «восхождение» по лестнице допусков необходимо с самого начала (2 группа).

Кому необходимо присваивать допуск с группой по электробезопасности

Исходя из этого группа должна быть присвоена ВСЕМ сотрудникам, ЛЮБОЙ организации, БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ.
Секретарь, менеджер, да любой офисный работник подвержен опасности со стороны электрического тока. Поэтому для обеспечения собственной безопасности, сотрудника необходимо проинформировать, КАК уберечь себя от непредвиденных ситуаций, а заодно помочь ближнему в случае удара током (1 группа).

Монтажник, использующий болгарку в ходе своей работы, также подвержен опасности (2 группа).
Ответственный за электрохозяйство для обеспечения безопасности организации должен обладать соответствующими знаниями (4 гр).

(Электромонтеров и электромонтажников вообще можно не упоминать в данном блоке статьи – им нужно в первую очередь)
Всем вышеперечисленным специальностям (и сотням других) необходим обсуждаемый допуск с соответствующей группой.

Резюме: допуск с соответствующей группой по электробезопасности является своеобразной лестницей, по которой специалист, работающий с электроинструментом или электрооборудованием, поднимается в ходе своей карьеры.
Каждой группе присваивается номер, по которому можно судить, работу какого рода сложности можно доверить специалисту.

Группы допуска в организации по электробезопасности оформление требования нормативы

Источник

2 группа по безопасности работ на высоте

Проведение работ на высоте: допуск 2 группы

Проведение работ на рабочих местах, отнесенных к работам на высоте в рамках СУОТ означает, что для допуска к таким работам специалистам должна быть присвоена 1 или 2 группа. Это следует из Приказа Минтруда РФ от 16 ноября 2020 года № 782н. Конкретная группа присваивается после обучения. Но ещё перед его прохождением сначала нужно разобраться в том, на какую конкретную группу работникам надо учиться.

Какие категории работников относятся к 2 группе по безопасности работ на высоте

2 группа по высоте – это мастера, бригадиры, руководители стажировки, а также работники, назначаемые по наряду-допуску ответственными исполнителями работ на высоте. Большое значение имеет опыт работы на высоте больше 1 года. Плюс такие работники должны уметь:

Существуют два основных отличия между 1 и 2 группой безопасности работ на высоте. В первую очередь работники 2 группы имеют право перемещаться по рабочей зоне и осуществлять подъём или спуск на рабочее место при помощи самостраховки.

Также работники 2 группы могут быть назначены приказом руководителя организации ответственными исполнителями (производителями).

Таким образом, выбор группы безопасности работ на которую необходимо пройти обучение работнику зависит от характера, выполняемых им работ и его квалификации.

Обучение работе на высоте для 2 группы

Согласно статье 225 ТК РФ сотрудники, выполняющие различные работы на высоте, должны обязательно пройти обучение. В противном случае работодателю может угрожать довольно серьёзный штраф (до 130 тысяч рублей). Обучение нужно пройти по программе «Безопасные методы и приёмы выполнения работ на высоте». По её итогам состоится экзамен. Если работник сможет успешно итоговую аттестацию, то ему выдадут соответствующее удостоверение.

Что такое вторая группа допущений. Смотреть фото Что такое вторая группа допущений. Смотреть картинку Что такое вторая группа допущений. Картинка про Что такое вторая группа допущений. Фото Что такое вторая группа допущений

Программа делится на 2 части: теоретическую подготовку и практическую. Стажировка по высоте для 2 группы проводится на рабочем месте.

После завершения курса работник должен будет знать:

В результате прохождения программы работники 2 группы безопасности работ на высоте должны уметь:

Обучение проводится каждые 3 года. По его результатам оформляют удостоверение.

Обратите внимание: прохождение курса обучения работы на высоте 2 группы позволяет специалистам получить актуальные знания и навыки. Покупка удостоверений — уголовно наказуемое деяние. К тому же у вас окажутся работники без реальных знаний, что может привести к трагедии на объекте.

Обучиться без отрыва от производства Вы можете в любое время и любом месте, воспользовавшись курсом удалённого обучения «2 группа. Удостоверение – допуск на высоту». Не подвергайте себя или своих работников риску при покупке удостоверения, тем более когда есть возможность получить реальные знания по «цене удостоверения».

Удостоверение 2 группы по высоте

Результатом успешного прохождения обучения является удостоверение.

В удостоверении 2 группы работы на высоте должны быть обозначены следующие данные:

Удостоверение оформляется на 3 года. После завершения этого срока работнику нужно будет снова пройти обучение с получением нового удостоверения.

Источник

Журнал Практической Психологии и Психоанализа

Комментарий: Работа представляет собой главу из книги «Введение в работы Биона», написанной аргентинскими психоаналитиками Л. Гринбергом, Д. Сором, Э. Табак де Бьянчеди. Первоначально она была опубликована в Психоаналитическом журнале (№ 2. 2001) Харьковского областного психоаналитического общества.
Перевод: Шутков А.Е., Романова И.Ю.

Индивидуум и группа

Бион предположил, что ни один индивид, даже находящийся в изоляции, не может рассматриваться вне группы или как не имеющий активных проявлений групповой психологии, даже когда отсутствуют условия для их демонстрации.

Теории Фрейда и среди них эдипов комплекс, [1] указывают нам на огромную важность, которую имеет семейная группа в развитии человеческого существа. Работа Мелани Кляйн, в частности ее гипотезы о ранних объектных отношениях, психотической тревоге и примитивных механизмах защиты, [2] дает нам возможность понять не только то, что индивидуум принадлежит к семейной группе с самого начала своей жизни, но также и то, что его первые контакты с матерью и другими людьми его окружения обладают качеством, которое само по себе своеобразно и имеет глубокое значение для его последующего развития. Психотические тревоги, возникающие по отношению к первым объектам, активизируются вновь в различных ситуациях, с которыми сталкивается взрослый. Индивидуум должен установить контакт с эмоциональной жизнью группы, который выдвигает дилемму развития и дифференциации, а также стойкости перед страхами, связанными с этим развитием. Требования и сложности, происходящие из связи с различными группами, приводят его к регрессии, которая может быть отнесена к тому, что Мелани Кляйн описала в контексте психоаналитической теории.

Именно так Бион подходит к исследованию групп.

Один из его первых опытов работы с группами, рассматриваемыми в качестве объекта исследования, имел место во время Второй Мировой Войны, когда он был директором реабилитационного центра военного психиатрического госпиталя. Пациенты, к которым применялось лечение, должны были быть способны вернуться к военной задаче, и Бион, предположив, что реабилитация должна рассматриваться как групповая проблема, организует в соответствии с этим планом Отделение, состоящее из многих сотен мужчин, которое и возглавляет. Этот проект разрабатывался в течение шести недель и включал в себя программу, которая требовала, чтобы все мужчины один час в день посвящали физическим упражнениям и являлись членами одной или более групп, где они изучали ремесло. В соответствии с возникающими различными интересами индивидуумы могли образовывать группы для развития этих интересов. Поддерживались ежедневные встречи пациентов, сотрудников и директоров, на которых обсуждались программы, возникшие новые проблемы, а также решения, которые должны были быть приняты. Этот пункт программы был первым шагом на пути организации терапевтических семинаров.

Результаты этого опыта, в котором стали ясны некоторые характеристики групп в отношении планируемых задач, указали на необходимость более тщательного контроля за структурой и динамикой взаимодействия внутри группы. Позже в Тавистокской клинике в Лондоне Бион работал в качестве терапевта с малыми группами пациентов. Имея специфическую цель помочь в разъяснении возникающих в данной группе напряжений и имея технику, состоящую в описании ситуаций, возникающих как сопротивление решению предлагаемой группе задачи, он разработал несколько гипотез, касающихся наблюдавшихся им сложных групповых феноменов.

Факты, которые первыми привлекли его внимание в работе с различными группами, были связаны с поведением индивидуумов в составе группы и эмоциональным климатом, который устанавливался в этой ситуации. Группы, которые собирались для выполнения определенной задачи, демонстрировали отношения и обнаруживали методы, которые не казались проводимыми ради достижения предложенной цели. Они проявлялись при отсутствии интеллектуальной яркости в разговорах во время сессий; при ослаблении критических суждений; а также при нарушениях сознательного поведения ее членов, которые в целом не связывали свои способности с информацией, поступающей извне групповой ситуации. Поиск решения проблем внутри группы проходил не с помощью методов, находящихся в соответствии с реальностью.

Создававшиеся в группе ситуации были сильно заряжены эмоциями. Эти эмоции оказывали сильное влияние на членов группы и, казалось, ориентировали активность группы, при этом члены группы не видели, что это произошло. Терапевт разделял этот интенсивный и часто хаотический эмоциональный климат, в который до определенной степени вносил свой вклад каждый член группы. Группа казалась неготовой рассматривать эту ситуацию.

Группа часто казалась функционирующей как элемент или целое, даже несмотря на то, что этот элемент не проявлялся в индивидуальном вкладе каждого. Этот тип функционирования становится более очевидным, когда группа рассматривается с различных точек зрения; наблюдение за группой как за целым (а не за ее членами) позволяет некоторым фактам обрести новый смысл.

Гипотеза о существовании группового мышления происходит из того факта, что группа часто функционирует как целое, даже несмотря на то, что ее члены могут этого и не предполагать, и не осознавать.

Групповое мышление формируется единодушным мнением, волевым решением или желанием группы в данный момент. Члены группы вносят свой вклад анонимно и неосознанно. Групповое мышление может находиться в конфликте с желаниями, мнениями и мыслями отдельных индивидов и может вызывать у них чувство неловкости, гнев или другие реакции.

Организация группы в данный момент может рассматриваться как результат взаимодействия между групповым мышлением и желаниями отдельных индивидов. Эта организация, несмотря на то, что она может быть примитивной и рудиментарной, названа Бионом групповой культурой. Это понятие состоит из структуры, приобретенной группой на данный момент, задачи, которую она предполагает решать, и организации, которую она принимает для этой цели. Групповая культура представляет собой явление, которое можно наблюдать в контексте групповой ситуации, и может быть описана наблюдателем путем принятия в рассмотрение поведения ее членов, ролей, которые они играют, активных лидеров и поведения группы как целого.

Групповая культура является функцией [5] группового мышления и желаний отдельных индивидов, которые являются ее факторами. Организация, которую группа выбирает в данный момент или в течение определенного периода времени, происходит из конфликта между безличной и бессознательной коллективной волей и желаниями и потребностями индивида.

Чтобы сделать более точным понятие группового мышления, Бион вводит термин базовое допущение.

Базовое допущение

Базовые допущения задаются сильными эмоциями, исходящими из примитивного источника, и именно в силу этого рассматриваются как базовые. Их существование частично определяет организацию, которую примет группа, а также способ, которым она будет решать задачу. Поэтому групповая культура всегда демонстрирует лежащие в основе группы допущения или действующее в данный момент базовое допущение.

Суммируя мы можем сказать, что базовые допущения являются для группы эквивалентом всемогущественной фантазии о том способе, которым будут разрешены их трудности. Используемые здесь техники являются магическими. Все базовые допущения являются эмоциональными состояниями, которые стремятся избегать фрустрации, присущей научению через опыт, когда научение подразумевает усилие, боль и контакт с реальностью.

Группа базового допущения

Группы базового допущения или базовые группы, как их еще называл Бион, имеют определенные типичные формы организации, особенно, когда речь идет о руководстве и поведении. Следующие далее описания в основном взяты из ситуаций, возникающих в малых терапевтических группах, следующих технике Биона. Понятия тем не менее применимы и к пониманию таких больших групп, как армия, религиозные общества и социальные классы.

Культура называемая зависимой группой, основана на том, что отдельное базовое допущение организует себя для поиска лидера, который сможет удовлетворить его потребности. Эта роль легко приписывается координирующему работу терапевту, и часто можно видеть как идея «получения терапии» выражает ожидание, которое идет гораздо дальше рационального и логического.

Зависимая группа ведет себя с терапевтом так, словно убеждена, что вся работа должна быть выполнена им. О такой конфигурации, например, свидетельствуют отсутствие критических суждений и пассивность. Группа может организовываться подобно ученику рядом с профессором, от которого она ожидает инструкций или от которого она может их требовать. Она может функционировать также подобно группе последователей идеи или личности, положительные качества которых не подвергаются сомнению, или подобно группе детей, ожидающих, что их будут учить индивидуально и по очереди.

В культуре так называемой группы поиска пары руководство связывается с парой, которая обещает произвести на свет ребенка или некоторую идею, связанную с будущим; лидером в этом случае является нечто или некто еще не рожденный. Пара может быть установлена между двумя членами в диалоге; остальная часть группы не только терпит, но также и стимулирует эти взаимоотношения. Она никоим образом не реагирует ревностью или соперничеством, поскольку эта пара рассматривается как носитель надежды на рождение будущего лидера, который спасет группу. Эта надежда на мессию является надеждой на то, что идея или человек спасет группу от чувств ненависти, разрушения или отчаяния. Ясно, что для того, чтобы это произошло надежда на мессию никогда не должна быть осуществлена. В культуре, находящейся под влиянием этого базового допущения, терапевт со своим очень возбужденным любопытством может также участвовать в мессианской надежде с последующей потерей своей эффективности в качестве наблюдателя. Отклоняющейся от нормы формой группы этого типа является тенденция к расколу.

Важно отметить, что отклоняющаяся от нормы форма культуры возникает только тогда, когда группа сталкивается с новой идеей, которая способствует развитию, и что это не имеет место в культуре рабочей группы, а также не нейтрализует культуру базового допущения. Развитие новой идеи угрожает основной структуре группы и несет с собой возможность возникновения ситуации, которую Бион назвал катастрофическим изменением.

Базовое допущение может измениться на протяжении одной сессии или оставаться тем же в течение многих месяцев, но оно никогда не сосуществует с другими. Эмоции, связанные с ними, могут быть описаны общими терминами тревоги, страха, любви, сексуальности, ненависти и др.; тем не менее тревога в зависимой группе качественно отличается от тревоги в группе борьбы-бегства или группе поиска пары, и то же самое можно сказать о других эмоциях.

Согласно этим описаниям становится ясно, что методы, которыми группа оперирует в рамках определенного допущения являются примитивными и нереалистичными. Цепкость, с которой базовая группа связывается с этими примитивными способами, является следствием интенсивности чувств и механизмов проективной идентификации, которые она использует для защиты себя от психотической тревоги.

Одно свойство, общее для всех групп базового допущения, состоит во враждебности, с которой они сопротивляются любым стимулам, направленным на рост или развитие. В терапевтической группе стимул, направленный на рост и развитие имеет непосредственное отношение к инсайту; группа базового допущения свирепо этой возможности сопротивляется.

Рабочая группа

Говоря о базовых допущениях, мы больше говорили о примитивном эмоциональном уровне, который проявляет себя в каждой группе. Важно понимать, что этот примитивный уровень всегда сосуществует с другим уровнем функционирования, который имеет отношение к рабочей группе.

Вербальный диалог является функцией рабочей группы, так как представляет собой вытекающее из нее действие. Рабочая группа, которая терпит фрустрацию, дает возможность развиваться новым идеям, которые она не обожествляет, не отрицает, и от которых она не стремится избавиться; их развитию здесь не будут препятствовать, как это происходит в группе базового допущения. Сосуществование группы базового допущения и рабочей группы приводит к постоянному конфликту, который всегда повторяется внутри группы. Деятельность рабочей группы срывается группой базового допущения; стремлению индивидуума отделиться противится его регрессивное стремление не делать этого. Конфликт может быть описан различными способами: как конфликт между новой идеей и группой или между рабочей группой и базовым допущением. Группа базового допущения выступает против новой идеи, как это описано в нашей предыдущей формулировке этой темы. Рабочая группа и индивидуум в группе встречаются с болью противоборства обеих тенденций. Индивидуум, как человек в составе рабочей группы, подвергается действию неизбежной составляющей одиночества, изоляции и связанной с ростом и развитием боли. (См. Примечание ко второму изданию.)

Специализированная рабочая группа

Общество как группа также демонстрирует базовые феномены. В своем развитии социальные группы частично разрешают эту проблему как бы делегируя определенным подгруппам некоторые функции вмещения в себя. Бион называет эти организации и институты специализированными рабочими группами.

Катастрофическое изменение

Теперь мы готовы указать факты, которые Бион связывает с термином катастрофическое изменение. Этими фактами являются валентность, инвариантность и подрыв системы; он рассматривает эти элементы как внутренне присущие любой ситуации роста. Термин инвариантность указывает на то, что позволяет в новой структуре осознавать аспекты старой структуры.

На перипетии новой идеи (содержащейся внутри контейнера группы) можно частично указать описывая стремление группы базового допущения к уклонению при столкновении с чем-либо, предполагающим развитие. Попытки устранения, обожествления или догматизирования являются защитными реакциями перед лицом катастрофического изменения. Эту модель мы можем применять к любой научной, религиозной, терапевтической или социальной группе. Фрейд, например, дал начало новой и революционной идее; некоторые группы отвергли и изгнали его идеи, другие группы организовались вокруг него, сформировав институты, которые выполняют функцию хранителя и преобразователя его идей. В совершенно другом контексте Христос и его идеи вызвали защитные реакции и реакции раскола в группах, в которых можно обнаружить ту же самую лежащую в основе конфигурацию.

Мистик и группа

Мистик или гений, носитель новой идеи, всегда разрушителен для группы; Учреждение пытается защитить группу от этого разрушения. Проблема, которая возникает из отношений между мистиком-гением и институтом, создает эмоциональную конфигурацию, которая на протяжении всей истории повторяет себя в различных формах. Мистику требуется Учреждение и наоборот; институализированная группа (рабочая группа) является столь же важной для развития индивидуума, как индивидуум для рабочей группы.

Отношение между мистиком-гением и группой можно отнести к одной из трех категорий. Оно может быть попутным (commensal), симбиотическим или паразитическим. В попутных взаимоотношениях мистик-гений и группа сосуществуют, не задевая друг друга; здесь нет конфронтации или изменения, хотя бы некоторое изменение здесь и могло бы быть в случае, если бы отношения изменились. В симбиотических взаимоотношениях имеет место конфронтация, которая в конце концов будет полезна для обоих; идеи мистика-гения анализируются и принимаются к рассмотрению, а его вклады вызывают благожелательность или ненависть. Эти взаимоотношения приводят к тем большему росту мистика-гения, чем больше рост в группе, даже несмотря на то, что этот рост не просто обнаружить. Доминирующими эмоциями являются любовь, ненависть и познание. В паразитических взаимоотношениях, в которых зависть является основным фактором, результатом связи является разрушение и оголение как мистика-гения, так и группы. Одним из примеров среди множества возможных является группа, которая выдвигает исключительного в своей творческо-разрушительной роли индивидуума на такое положение в Учреждении, где его силы поглощаются административными функциями.

Периодически повторяющаяся структура этих описаний является одной из взрывоопасных сил внутри структуры, пытающейся ее сохранить. В случае группы такая конфигурация имеет место между мистиком-гением и Учреждением с его функцией вмещения в себя, выражения и возведения в ранг института проводимой новой идеи и защиты группы от разрушительной силы этой идеи.

Примечания:

[1] S. Freud, The Ego and the Id // Я и Оно, S.E. 19.

[2] M. Klein, «Some theoretical conclusions regarding the emotional life of the infant» // «Некоторые теоретические выводы относительно эмоциональной жизни младенца,» в Developments in Psychoanalysis, Hillary House, New York, 1952.

[5] Термин функция используется Бионом в математическом, философском и общеупотребительном смысле, явно имея своей целью удержание ассоциаций, происходящих из этих областей, от того, чтобы они ограничивались перечисленными значениями.

[6] M. Klein, цитируемое произв.

[7] S. Freud, цитируемое произв.

Примечание ко второму изданию:

Бион указывает на то, что психологическая структура сложной группы или рабочей группы (wg) является очень мощной: являясь чрезвычайно стойкой структурой, эмоциональные состояния базового допущения вызывают у индивидуумов в группе непропорциональный страх быть задушенными или захваченными ими. К этому следует добавить страх, провоцируемый отсутствием знания о силах, противопоставленных группе.

Если в данной группе находящиеся в конфликте силы можно охарактеризовать, например, как рабочую группу (wg), а также как направленные против базового допущения о зависимости (baD), тот нас может заинтересовать судьба базового допущения о поиске пары (baP) и базового допущения о борьбе-бегстве (baF). Мы также можем задать этот вопрос по-другому: что заставляет эмоции, связанные с базовым допущением, оставаться столь цепко связанными друг с другом?

Чтобы ответить на эти вопросы (о судьбе бездействующих базовых допущений и цепкости эмоций, относящихся к данному базовому допущению), Бион постулирует существование «протопсихического» феномена.

Это понятие выходит за рамки опыта переживания, однако Бион полагает, что оно является необходимым для ясного выражения его идей.

Протопсихическое состояние или активность можно охарактеризовать не только как не-психическое, но также и как не-физическое; его эволюция, скорее, вызывает психические или физические феномены. Это система, в которой эти аспекты остаются недифференцированными; это та матрица, из которой возникают явления.

Из этой матрицы (протопсихической системы) происходят базовые эмоции, относящиеся к базовому допущению, которое в данный момент цепко держит власть над психической жизнью группы. Бездействующие базовые допущения остаются, так сказать, в пределах протопсихической системы.

Эти протопсихические уровни являются источниками заболеваний группы.

Короче говоря, болезни группы должны усматриваться в: (1) отношении индивидуума к данному базовому допущению, как в случае поддержания им его, так и в случае борьбы с ним, и (2) в протопсихических стадиях других базовых допущений, бездействующих в данный момент.

Более того, сфера приложения понятия протопсихической системы может быть гипотетически расширена на область денег и их использования. Бион считает, что значение денег имеет не только коммерческий источник в смысле товара и необходимости обмена, но также имеет и групповой источник, связанный с данным базовым допущением, в эволюции протопсихической системы.

Согласно его представлениям, источник хождения денег лежит не только в необходимости обмена, но и наоборот, в потребности принимать ценности самой группой как, например, при «выкупе невесты»; хождение денег может быть также способом компенсировать группе потерю одного из ее членов.

То, что он имеет в виду не означает подчинения использованию валюты или ее отклонений в сторону какого-то конкретного базового допущения, хотя было бы возможно выделить определенные виды взаимоотношений, так как деньги имеют разный смысл в военной группе или в обществе, находящимся под влиянием базового допущения о борьбе-бегстве, и религиозном объединении. Если относящиеся к протопсихической системе понятия могут быть использованы для понимания психических и физических болезней, то они также могут рассматриваться в экономической науке как нарушения (болезни) механизма обмена.

Флюктуации размера валюты несомненно будут связываться с активным базовым допущением и будут зависеть от протопсихической системы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *