Что такое вторая сигнальная система у человека

Что такое вторая сигнальная система у человека

Проблема формирования поведенческих стратегий личности на данный момент является малоизученной. Тем более нет исследований, касающихся связей стратегий поведения с типологическими особенностями личности, базирующимися на взаимодействии первой и второй сигнальных систем.

На первой, связанной с появлением понимания ребенком речи окружающих и возникновением первых собственных слов, начинают образовываться смысловые связи между словом, предметом и действием. Корковые процессы, возникая под влиянием словесных воздействий, проявляются в виде движений или действий.

Л.С. Выготский выделяет три стадии, при которых слово становится отражением действительности:

В ходе формирования процесса активного речевого общения и появления словесных реакций в ответ на воздействие окружающих предметов наступает 2-я стадия форм. II сигнальная система, при которой устанавливается такая тесная взаимосвязь между I и II сигнальными системами, что все раздражения, приходящие в I сигнальную систему обязательно проходят и во II, т.е. мы наблюдаем опосредование речью всех раздражений и реакций ребенка.

Третья стадия в развитии II сигнальной системы отличается появлением ее относительной самостоятельности, при которой I сигнальная система находится как бы в заторможенном состоянии, не принимая участия в реализации состоявшихся и формировании новых связей.

Таким образом, вторая сигнальная система, появляясь вместе с пониманием ребенка речи окружающих и формируясь в процессе овладения средствами языка и использования его в общении, принимает все большее участие во всей динамике мозговой деятельности ребенка, становясь со временем доминирующей.

Становление типов ВНД происходит на протяжении всего детства. Уже в дошкольном и младшем школьном возрасте отмечается проявление черт или того или иного типа ВНД.

При этом анализ работ известных психологов и физиологов свидетельствует о преобладании в детском возрасте черт «художественного» типа. Так, например, В.В.Зеньковский подразделяет мышление дошкольника на познавательные и эмоциональные: «как особая форма психической работы, как особый путь ориентирования и понимания, познавательное мышление диффренцируется медленно постепенно освобождаясь от влияния эмоций и желаний. При этом он отмечает, что мышление дошкольника никогда не бывает «чистым», поскольку подчиняется общим жизненным задачам ребенка, выдвигаемым перед ним эмоциональной сферой: «центр психической работы у ребенка лежит не в его интеллекте, а в эмоциях, но это вовсе не ослабляет работы мышления, а только придает ей другой характер».

Однако параллельно с развитием речи в этом же возрасте формируется словесно-логическое мышление, составляющее основу мыслительного типа.

Исследуя проблему поведения, его можно характеризовать с точки зрения производительности или непроизвольности регуляции деятельности или нормированности и «индивидуальности» (Х.Хекхаузен).

Теоретически и экспериментально доказано, что «при нормальных условиях все вообще произвольные реакции человека опосредуются и регулируются второй сигнальной системой» (Е.И. Бойко). Что касается нормированности или «индивидуальности», то, как считает Х.Хекхаузен, «индивидуальным» действие делает то, что оно всецело не определяется условиями ситуации. В связи с этим он выделяет 3 критерия «индивидуальности» действия по степени соответствия действиям других людей, поступкам человека в других ситуациях, действиям человека в аналогичных ситуациях в прошлом.

По мере того, как по этим показателям действие становится все более «индивидуальным», оно все меньше зависит от внешних обстоятельств и все более определяется личностными особенностями субъекта (Х.Хекхаузен).

Таким образом, можно предположить, что для лиц «художественного» типа особо актуальны проблемы самоактуализации собственного «Я» и их положение в социуме, что характеризует субъективную направленность личности, возможно, объяснимую повышенной тревожностью, неуверенностью в себе и своих силах, заниженной самооценкой и низким уровнем притязаний, склонностью к самообвинению, рефлексии в себе в первую очередь недостатков, чем достижений, что подтверждается также результатами опросников самоотношения В.В.Столина и личного опросника Г.Кеттела. В силу вышеназванных причин «художникам» необходимо признание их успехов, обязательная оценка извне для выработки адекватной самооценки и повышения рейтинга в собственных глазах. Все это способствует формированию «субъектной» стратегии поведения, имеющей целью достижение успеха.

Источник

Вторая сигнальная система

Вторая сигнальная система — специальный тип высшей нервной деятельности человека, система «сигналов сигналов», идущих от общего (но не одинакового) с животными первой сигнальной системы — ощущений, представлений, относящихся к окружающему миру. Речь, как вторая сигнальная система, как семиотическая система значимостей (см. Семиотика) — это «идущие в кору от речевых органов есть вторые сигналы, сигналы сигналов. Они представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что и составляет наше лишнее, специально человеческое, высшее мышление, создающее сперва общечеловеческий эмпиризм, а, наконец, и науку — орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в самом себе». И. П. Павлов (1932).

Мозг животного отвечает лишь на непосредственные зрительные, звуковые и другие раздражения или их следы; возникающие ощущения составляют первую сигнальную систему действительности. [1]

В своей работе «Рефлекс свободы» И. П. Павлов разделяет функции сигнальных систем следующим образом:

Вторая инстанция — большие полушария… Тут возникает при помощи условной связи (ассоциации) новый принцип дея­тельности: сигнализация немногих, безусловных внешних аген­тов бесчисленной массой других агентов, постоянно вместе с тем анализируемых и синтезируемых, дающих возможность очень большой ориентировки в той же среде и тем же гораздо большего приспособления. Это составляет единственную сигнали­зационную систему в животном организме и первую в человеке. Анализ и синтез, осуществляемый корой больших полушарий головного мозга, в связи с наличием В. с. с. касается уже не только отдельных конкретных раздражителей, но и их обобщений, представленных в словах. В. с. с. возникла в процессе эволюции, в процессе общественного труда. Способность к обобщённому отражению явлений и предметов обеспечила человеку неограниченную возможность ориентации в окружающем мире и позволила ему создать науку. П. с. с. и В. с. с. — различные уровни единой высшей нервной деятельности, но В. с. с. играет ведущую роль. Формирование В. с. с. происходит только под влиянием общения человека с другими людьми, то есть определяется не только биологическими, но и социальными факторами. Характер взаимодействия П. с. с. и В. с. с. может варьировать в зависимости от условий воспитания (социальный фактор) и особенностей нервной системы (биологический фактор). Одни люди отличаются относительной слабостью П. с. с. — их непосредственные ощущения бледны и слабы (мыслительный тип), другие, наоборот, воспринимают сигналы П. с. с. ярко и сильно (художественный тип). Для полноценного развития личности необходимо своевременное и правильное развитие обеих сигнальных систем.

В человеке прибавляется… другая система сигнализации, сиг­нализация первой системы — речью, её базисом или базальным компонентом — кинестетическими раздражениями речевых органов. Этим вводится новый принцип нервной деятельности — от­влечение и вместе обобщение бесчисленных сигналов предше­ствующей системы, в свою очередь опять же с анализированием и синтезированием этих первых обобщенных сигналов — прин­цип, обусловливающий безграничную ориентировку в окружаю­щем мире и создающий высшее приспособление человека — на­уку, как в виде общечеловеческого эмпиризма, так и в её спе­циализированной форме. [2]

— Павлов И.П. «Рефлекс свободы»

В изучении В. с. с. вначале преобладало накопление фактов, характеризующих значение обобщающей функции словесных сигналов, а затем — вскрытие нервных механизмов действия слова. Установлено, что процесс обобщения словом развивается как результат выработки системы условных связей (см. Условные рефлексы); при этом имеет значение не только количество связей, но и их характер: связи, выработанные во время деятельности ребёнка, облегчают процесс обобщения. При воздействии словесных сигналов наблюдаются стойкие изменения возбудимости, большая сила, частота и длительность электрических разрядов в нервных клетках определённых пунктов коры мозга. Развитие В. с. с. — результат деятельности всей коры больших полушарий; связать этот процесс с функцией какого-то ограниченного отдела мозга невозможно. В исследованиях В.с.с. в лаборатории высшей нейродинамики и психологии высших когнитивных процессов Е. И. Бойко [1] показана плодотворность учения И. П. Павлова о динамических временных связей В.с.с. [3] В развитие идей И. П. Павлова и Е. А. Бойко в школе Е. А. Бойко разработана общая когнитивистская модель целостного рече-мысле-языкового процесса, найдены решения сложнейших теоретических проблем психологии в ее взаимосвязях с лингвистикой, такие как вопросы соотношения языка и речи в процессах речепроизводства и речепонимания; характер связей речи с мыслью, речи с личностью говорящего; особенности развития детской речи и др. Здесь разработаны новые методы анализа публичных выступлений (интент-анализ), позволяющий в известной мере реконструировать «картину мира» говорящего — его целевые и предметные направленности, их динамику, особенности в конфликтной ситуации, в свободных условиях общения, в публичных выступлениях и др.

Существенным резервом для дальнейших исследований остаются проблемы типологии колоссальных индивидуальных различий во взаимосвязях общего и специального типов ВНД, неокортекса и эмоционально-волевой и непроизвольной регуляции деятельности и общения, пока что слабо представленных как в физиологии ВНД [2], так и в психолингвистических исследованиях и в антропологической лингвистике.

Источник

Что такое неврозы?

Неврозы — обратимые пограничные психические нарушения, осознаваемые больными, обусловленные воздействием психотравмирующих факторов и протекающие с эмоциональными и соматовегетативными расстройствами.

Для людей со слабыми нервными процессами большое количество жизненных требований и воздействий внешней среды может стать непосильными и вызвать перенапряжение нервных клеток, а, следовательно, и патологическое состояние — невроз.

Перенапряжение нервных процессов у человека создается его тяжелыми переживаниями, иногда неблагоприятными условиями быта и работы, конфликтными ситуациями и т.д.

Громадное значение у человека имеет прочный динамический стереотип, или свойства характера, складывающиеся под влиянием воспитания и примеров со стороны окружающих людей с раннего детского возраста. К проявлениям динамического стереотипа, помимо свойств характера, относятся также высокие чувства патриотизма, классовой солидарности, товарищества, чувство долга и т. д.

Типы высшей нервной деятельности у человека могут способствовать возникновению невроза, если имеется несоответствие между условиями существования, характером профессиональной деятельности и т.п.

И.П. Павловым было установлено, что перемена стереотипа для организма является трудной задачей. В связи с этим причина невроза нередко заключается в столкновении неправильного, несоответствующего социальным условиям стереотипа, сложившегося в период детства, с требованиями социальной среды, предъявляемыми к взрослому человеку.

При этом причина, обусловившая развитие невроза, далеко не всегда может быть объективно оценена как тяжелое, могущее вызвать перенапряжение нервных процессов переживание. Она принимает болезнетворный характер в связи с предшествующими условиями жизни, событиями, впечатлениями и т.д. В зависимости от прошлого жизненного опыта незначительные сами по себе переживания могут стать экстремальными и вследствие этого патогенными. Ослабление нервной системы соматическими или эндокринными заболеваниями может способствовать более легкому перенапряжению нервных клеток, причем патогенными становятся не сверхсильные, а обычные жизненные раздражители, ранее болезнетворно не действовавшие.

Соматические заболевания, ослабив организм и силу нервных процессов, могут лишь подготовить почву для развития невроза, но не создать его.

В основу классификации неврозов И.П. Павлова были положены 2 принципа:

Первый принцип дает возможность определить какие состояния могут быть отнесены к неврозам, а какие к неврозам отнесены быть не могут. Итак, неврозом считается хроническое длительное нарушение нормальной высшей нервной деятельности, вызванное перенапряжением нервных процессов в коре больших полушарий действием раздражителей:

Любые другие патологические состояния высшей нервной деятельности, в основе которых лежат не перенапряжения высшей нервной деятельности, локализованных в коре больших полушарий головного мозга, например,

Второй принцип дает возможность собственно классификации типов патологии в зависимости от типа высшей нервной деятельности больного.

Коренное качественное отличие человека от животного заключается, таким образом, в том, что он сносится с окружающей средой посредством двух сигнальных систем. Первая сигнальная система, общая у него с животными, включает в себя ощущения, восприятия и представления; вторая сигнальная система — система речи, слова — обусловливает возможность обобщения, отвлечения и развития понятий.

Обе сигнальные системы неразрывно связаны и находятся в постоянном взаимодействии. Вторая сигнальная система отражает в словах воздействия внешнего и внутреннего мира на первую сигнальную систему. Отрыв одной сигнальной системы от другой равносилен отрыву формы от содержания.

Другими словами, разница в клинической картине неврозов зависит не от разной природы заболеваний, а от разной почвы, на которой невроз развивается, от того, какая сигнальная система более слаба, а, следовательно, более подвержена изменениям.

И.П. Павлов считал, что экспериментально установленные у животных 4 основных типа высшей нервной деятельности и их вариации, зависящие от соотношения силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов, имеют место и у человека. Установленная И. П. Павловым классификация общих с животными типов высшей нервной деятельности человека совпадает с созданной Гиппократом классификацией темпераментов, хотя основана не на эмпирических, а на научно обоснованных физиологических принципах.

Однако основные свойства типа высшей нервной деятельности оказывают влияние как на возникновение, так и на течение различных заболеваний, в том числе неврозов.

И.П. Павлов писал: «Жизнь отчетливо указывает на две категории людей художников и мыслителей. Между ними резкая разница. Одни — художники во всех их родах — писателей, музыкантов, живописцев и т.д. — захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, живую действительность, без всякого дробления, без всякого разъединения. Другие — мыслители именно дробят ее и тем как бы умерщвляют ее, делая из нее какой-то временный скелет и затем только постепенно как бы собирают ее части и стараются их таким образом оживить, что вполне им все-таки так и не удается».

В зависимости от степени развития и соотношения сигнальных систем у человека формируется: средний тип с равномерным развитием обеих сигнальных систем; художественный с относительным преобладанием первой сигнальной системы и мыслительный с преобладанием второй сигнальной системы.

Экспериментальные исследования И. П. Павлова на животных показали, что почвой, способствующей развитию невроза, является тип высшей нервной деятельности. Значение биологического типа высшей нервной деятельности сохраняется до известной степени и у человека. Основным «поставщиком» неврозов является слабый и неуравновешенный типы высшей нервной деятельности.

Таким образом, к неврозам И. П. Павлов относит 3 основных заболевания, вызываемых перенапряжением корковых нервных процессов и зависящих от 3 специально человеческих типов высшей нервной деятельности: неврастению, истерию и психастению, различая внутри каждого невроза особые формы его течения.

«Неврастения есть болезненная форма слабого общего и среднего человеческого типа, — писал И.П. Павлов. — Истерик есть продукт слабого общего типа в соединении с художественным, а психастеник — продукт слабого общего в соединении с мыслительным».

Разница в клинической картине трех форм неврозов (неврастении, истерии и психастении) зависит не от разной природы заболеваний, а от разной почвы, на которой невроз развивается, от того, какая сигнальная система более слаба, следовательно, более подвержена изменениям.

В связи с этим можно построить следующую классификацию неврозов.

Классификация неврозов

I. Неврастения (заболевание среднего типа высшей нервной деятельности):

а) гиперстеническая форма

б) гипостеническая форма

в) неврастения с преобладанием состояний навязчивости.

II. Истерия (невроз художественного типа высшей нервной деятельности.

III. Психастения (заболевание мыслительного типа).

Таким образом, нет основания выделять в качестве самостоятельных форм неврозов ситуационные или реактивные неврозы. Различие между ними заключается в том, что при первых перенапряжение нервных процессов вызывают хронически длительно действующие раздражители, влияние которых еще продолжается, а при так называемых реактивных неврозах оно создается действием экстремальных по силе раздражителей. При этом как реактивные, так и ситуационные неврозы в зависимости от типа высшей нервной деятельности больных принимают форму одного из общих неврозов и должны быть к ней отнесены.

Каждая форма невроза может иметь различное течение от коротких невротических реакций до затяжных хронических форм.

Источник

Сигнальная система

Сигнальная система — система условно- и безусловнорефлекторных связей высшей нервной системы животных (человека) и окружающего мира. Различают первую и вторую сигнальные системы.

Термин введен академиком И. П. Павловым:

Это то, что и мы имеем в себе как впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды, как общеприродной, так и от нашей социальной, исключая слово, слышимое и видимое. Это — первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными.

— Павлов И. П., Полн. собр. соч., 2 изд., т. 3, кн. 2, 1951, с. 335—336

Первая сигнальная система развита практически у всех животных, тогда как вторая система присутствует только у человека и, возможно, у некоторых китообразных. Это связано с тем, что только человек способен формировать отвлечённый от обстоятельств образ. После произнесении слова «лимон» человек может представить, какой он кислый и как обычно морщатся, когда едят его, то есть произнесение слова вызывает в памяти образ (срабатывает вторая сигнальная система); если при этом началось повышенное отделение слюны, то это работа первой сигнальной системы.

Является предметом изучения физиологии высшей нервной деятельности человека и этологии

См. также

Что такое вторая сигнальная система у человека. Смотреть фото Что такое вторая сигнальная система у человека. Смотреть картинку Что такое вторая сигнальная система у человека. Картинка про Что такое вторая сигнальная система у человека. Фото Что такое вторая сигнальная система у человека

Полезное

Смотреть что такое «Сигнальная система» в других словарях:

СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА — Термин, часто употребляемый в отношении систем коммуникации нечеловеческих видов. Он предпочитается в таких контекстах термину язык. См. семиотика … Толковый словарь по психологии

Сигнальная система — – деятельность мозга путем анализа сигналов из внешней среды, конкретной обстановки; выделяют первую и вторую С.с., животным присуща первая С.с … Словарь терминов по физиологии сельскохозяйственных животных

сигнальная система десанту транспортного самолета — сигнальная система десанту Система устройств и приспособлений в грузовой кабине транспортного самолета для подачи световых и звуковых сигналов десанту. [ГОСТ 22285 76] Тематики оборуд. грузовых кабин транспортных самолетов Синонимы сигнальная… … Справочник технического переводчика

сигнальная система первая — см. первая сигнальная система Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 … Большая психологическая энциклопедия

сигнальная система шпулярника — Составная часть шпулярника, которая вместе с нитенаблюдателем посредством светового сигнала указывает место обрыва нити на шпулярнике. [ГОСТ 27876 88 (СТ СЭВ 6103 87, СТ СЭВ 6104 87, ИСО 5247/2 89)] Тематики текстильные машины Обобщающие термины… … Справочник технического переводчика

Первая сигнальная система — система условнорефлекторных связей, формирующихся в коре головного мозга животных и человека при воздействии на рецепторы раздражений, исходящих из внешней и внутренней среды. П. с. с. основа непосредственного отражения действительности в … Большая советская энциклопедия

вторая сигнальная система — Система реакций человека, создающаяся не только органами чувств, но и мозгом, перерабатывающим данные органов чувств, превращая их в сигналы второго порядка, которые становятся данными человеческого сознания. Вторая сигнальная система существует… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Вторая сигнальная система — Вторая сигнальная система специальный тип высшей нервной деятельности человека, система «сигналов сигналов», идущих от общего (но не одинакового) с животными первой сигнальной системы ощущений, представлений, относящихся к окружающему … Википедия

Третья сигнальная система — (психология) субъективная действительность человека, в которой происходит субъективное переживание образов восприятия и знаков сознания, сформированных во второй сигнальной системе; автор концепции И. И. Геллер. «Третья… … Википедия

вторая сигнальная система — свойственная человеку система условно рефлекторных связей, формирующихся при воздействии речевых сигналов, то есть не непосредственного раздражителя, а его словесного обозначения. Вторая сигнальная система возникает на базе первой сигнальной… … Энциклопедический словарь

Источник

Вторая сигнальная система

Сигнальная система как предмет изучения физиологии высшей нервной деятельности человека и этологии. Экспериментальные исследования И.П. Павлова. Роль социальных факторов в развитии второй сигнальной системы. Ее значение в развитии абстрактного мышления.

РубрикаБиология и естествознание
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления27.01.2010
Размер файла26,9 K

Что такое вторая сигнальная система у человека. Смотреть фото Что такое вторая сигнальная система у человека. Смотреть картинку Что такое вторая сигнальная система у человека. Картинка про Что такое вторая сигнальная система у человека. Фото Что такое вторая сигнальная система у человека

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Термин введен академиком И. П. Павловым:

Первая сигнальная система развита практически у всех животных, тогда как вторая система присутствует только у человека и возможно у некоторых китообразных. Это связано с тем, что только человек способен формировать отвлечённый от обстоятельств образ. В сочетании со словом образуется понятие. И чем больше образов связано со словом, тем глубже и многограннее понимание того, о чём идёт речь.

Сигнальная система является предметом изучения физиологии высшей нервной деятельности человека и этологии.

В отличие от условных рефлексов животных, отражающих окружающую действительность с помощью конкретных слуховых, зрительных и других сенсорных сигналов, раздражители второй сигнальной системы отражают окружающую действительность с помощью обобщающих, абстрагирующих понятий, выражаемых словами. В то время как животные оперируют лишь образами, формируемыми на основе непосредственно воспринимаемых сигнальных раздражителей, человек с его развитой второй сигнальной системой оперирует не только образами, но и связанными с ними мыслями, осмысленными образами, содержащими семантическую (смысловую) информацию. Раздражители второй сигнальной системы в значительной степени опосредованы мыслительной деятельностью человека.

1. Первая и вторая сигнальные системы

Приступая к экспериментальному исследованию высшей нервной деятельности, И. П. Павлов решительно отверг идеалистические представления о сверхъестественной природе психической деятельности человека. Его представления полностью соответствуют мыслям В. И. Ленина, который в 1894 г. писал: «Нельзя рассуждать о душе, не объяснив, в частности, психических процессов: прогресс тут должен состоять именно в том, чтобы бросить общие теории и философские построения о том, что такое душа, и суметь поставить на научную почву изучение фактов, характеризующих те или другие психические процессы».

Возникновение речевой сигнализации внесло новый принцип в деятельность больших полушарий. Речь, по определению И. П. Павлова, стала орудием высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом. Человек обозначает словами все то, что он воспринимает при помощи рецепторов.

2. Роль социальных факторов в развитии второй сигнальной системы

3. Значение второй сигнальной системы в развитии абстрактного мышления

4. Значение различных зон коры мозга в деятельности второй сигнальной системы

Различают несколько видов. При двигательной (лобная афазия Брока) понимание речи может быть не нарушено, сама же речь крайне затруднена или даже невозможна. Больной способен кричать и издавать отдельные звуки:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *