Что такое второзаконие в библии

Второзаконие введение

«Второзаконие — одна из величайших книг Ветхого Завета. Ее влияние на культурные и личные верования во все века не превзошла ни одна другая книга Библии. Она более восьмидесяти раз цитируется в Новом Завете и, таким образом, принадлежит к малой группе четырех ветхозаветных книг [Бытие, Второзаконие, Псалтырь и Исаия], к которым часто обращались христиане ранней церкви.» Дж. А. Томпсон

Введение

I. Уникальное положение в каноне

Наш Господь Иисус Христос был искушаем сатаной в пустыне на протяжении сорока дней и сорока ночей. Три примера этих искушений записаны в Евангелиях для нашего духовного наставления. Иисус не только три раза использовал ветхозаветный «меч духовный», но в каждом из этих случаев использовал одну и ту же часть «клинка» — Второзаконие! Возможно, эта книга была одной из любимых книг Иисуса — такой же любимой она должна быть и для нас. К сожалению, во многих аспектах Второзаконие оказалось незаслуженно забытым, возможно, благодаря своему названию, ведущему свое происхождение из греческого перевода — Септуагинты. Значение этого слова — «второй закон» — создало неправильное представление о том, что книга является лишь повторением материала, уже представленного ранее в книгах от Исхода до Чисел. Однако Бог никогда ничего не повторяет просто ради повторения: в повествовании всегда ставится иное, новое ударение или появляются новые подробности. То же можно сказать и о Второзаконии, чудесной книге, достойной тщательного изучения.

II. Aвторство

Либеральные критики с уверенностью утверждают, что именно Второзаконие является той самой «книгой закона», которая была найдена во время правления царя Иосии (примерно в 620 г. до н.э.). Они придерживаются мнения, что, на самом деле, Второзаконие — это «благочестивый обман» или «ложь во спасение», которая была создана в то время, якобы Моисеем, чтобы объединить и централизовать иудейское поклонение вокруг иерусалимского святилища.

Однако такой категории как «благочестивый обман» не существует. Если это обман, то в нем нет благочестия; если же книга имеет божественное происхождение, то в ней нет обмана.

Также, нет никакого подтверждения тому, что под «книгой закона», о которой говорится в 4 Царств 22, не подразумевается все Пятикнижие целиком. Предшественники царя Иосии, Манассия и Амон, были нечестивыми царями. Они предавались идолопоклонству в самом храме Иеговы, где, судя по всему, был спрятан Закон Моисеев.

Новое открытие Божьего Слова и подчинение ему всегда приносят с собой возрождение и восстановление, как это произошло при великой протестантской Реформации.

Краткое обоснование авторства Моисея приводится в статье «Вступление к Пятикнижию».

III. Bремя написания

Большая часть книги Второзакония была написана к 1406 году до н.э., но, как было отмечено ранее, некоторые части, равноценно вдохновленные Богом, могли быть добавлены после смерти Моисея.

Более подробное обсуждение времени написания можно найти в статье «Вступление к Пятикнижию».

IV. Исторический фон и тема

Второзаконие является подтверждением (а не просто повторением) закона для нового поколения, выросшего во время странствования по пустыне. Они готовились войти в Землю Обетованную. Для того, чтобы насладиться в ней всей полнотой Божьих обетований, они должны были знать закон и исполнять его.

Книга Второзаконие начинается с духовного истолкования истории Израиля, начиная от Синая (главы 1−3). Подразумевается, что те, кто не учится на уроках истории, обречены повторить ее в своей жизни. Основная часть книги посвящена обзору важных аспектов Божьего закона для Его народа (главы 4−26). Далее следует взгляд в будущее: предсказание Божьих намерений о благодати и правлении для Израиля со времени вхождения народа в Землю Обетованную до второго пришествия Мессии (главы 27−33). Книга заканчивается смертью Моисея и назначением Иисуса Навина в качестве его преемника (глава 34).

Апостол Павел напоминает нам о том, что эта книга обращена не только к Израилю, а и к нам. Комментируя Второзаконие 25:4, он говорит: «. для нас это написано» (1Кор 9:10).

Книга богата наставлениями, смысл которых можно обобщить глаголами Второзакония 5:1: «Слушайте. выучите. старайтесь исполнять».

Содержание

I. ПЕРВАЯ РЕЧЬ МОИСЕЯ — ПРИБЛИЖЕНИЕ К ЗЕМЛЕ ОБЕТОВАННОЙ (Гл. 1−4)

Б. От Хорива до Кадес-Варни (1:6−46)

B. От Кадес-Варни до Есевона (Гл. 2)

Г. Захват территорий на восточном берегу Иордана (Гл. 3)

Д. Призыв к послушанию (Гл. 4)

II. ВТОРАЯ РЕЧЬ МОИСЕЯ — ЧИСТОТА В ЗЕМЛЕ ОБЕТОВАННОЙ (Гл. 5−28)

Б. Предостережения о непослушании (Гл. 6)

B. Указания об отношениях с языческими народами (Гл. 7)

Г. Уроки прошлого (8:1 — 11:7)

Д. Вознаграждения за послушание (11:8−32)

Е. Законы о поклонении (Гл. 12)

Ж. Наказание лжепророков и идолопоклонников (Гл. 13)

З. Чистые и нечистые продукты питания (14:1−21)

К. Обращение с должниками и рабами (Гл. 15)

Л. Установление трех праздников (Гл. 16).

М. Судьи и цари (Гл. 17)

Н. Священники, левиты и пророки (Гл. 18)

О. Уголовное право (Гл. 19)

П. Законы о ведении войны (Гл. 20)

Р. Различные законы (Гл. 21−25)

С. Обряды и ратификации (Гл. 26)

Т. Проклятия и благословения (Гл. 27,28)

III. ТРЕТЬЯ РЕЧЬ МОИСЕЯ — ЗАВЕТ ДЛЯ ЗЕМЛИ ОБЕТОВАННОЙ (Гл. 29,30)

A. Завет, заключенный в Моаве (29:1−21)

Б. Наказание за нарушение Завета (29:22−29)

B. Восстановление при возвращении к Завету (Гл. 30)

Б. Песнь Моисея (Гл. 32)

B. Благословение Моисея (Гл. 33)

комментарии МакДональда на Второзаконие, введение

Источник

Второзаконие

Содержание

Название

Слово «Второзаконие» происходит от греческого перевода (в Септуагинте) библейского выражения ивр. מִשְׁנֵה הַתּוֹרָה ‎ [2] (мишне ха-тора; букв. «рукопись Торы, переписанная с другой рукописи», «список Закона») — др.-греч. Δευτερονόμιον («второй закон» или «повторённый закон»). Тем самым содержание этой книги интерпретируется в качестве «второго закона», провозглашаемого Моисеем в стране Моавской, и соотносится с «первым законом», который был получен Моисеем от Бога на горе Синай. Название книги соответствует её содержанию, во Второзаконии действительно повторяются значительные по объёму фрагменты религиозного законодательства книги Исход.

Содержание книги

Господствующим содержанием книги Второзакония является воспроизведение исторического и законодательного элемента книг: Исход, Левит, Числа (с включением, местами, некоторых новых законодательных положений). Книга даёт молодому поколению, родившемуся в пустыне, ретроспективный обзор пути, пройденного сынами Израиля в стремлении достигнуть Обетованной земли и законов, полученных ими через Моисея. Ту же назидательную цель имеют и обличительно-увещательные речи Моисея, помещённые в заключение Второзакония. В общем, Второзаконие представляет подробное предсмертное завещание мудрого и опытного вождя, наделённого вдохновением свыше, молодому, неустойчивому, еврейскому народу. [3]

Содержание Второзакония сочетает три элемента: исторический, законодательный и назидательный; наиболее характерным и значительным для этой книги является последний, имеющий целью утвердить в сознании израильтян целый ряд нравственных и религиозных принципов, без которых не может сложиться и нормально функционировать государственный и общественный строй. Исторический элемент играет, в данном случае, вспомогательную роль, и все ссылки Моисея на историю преследуют исключительно дидактическую цель. Законодательный элемент служит лишь средством для распространения тех нравственно-религиозных принципов, которые являются существенной частью книги.

Разделение книги на недельные главы

Происхождение книги

Авторство книги

Хотя еврейская религиозная традиция видит в Моисее автора всего Пятикнижия, уже Авраам Ибн Эзра (1089—1164) обратил внимание на ряд выражений и оборотов во Второзаконии, которые не могли употребляться в эпоху Моисея. Так немецкий библеист Эдуард Ройсс (ум.1891) решительно отрицал историческую достоверность Второзакония и приписывал (как и Де Ветте) книгу иерусалимскому духовенству.

Библейская критика

Существуют и менее радикальные теории происхождения и датировки Второзакония. Некоторые учёные, в особенности защитники традиционного взгляда, считают, что Второзаконие — произведение гораздо более раннего периода. Форма вассального договора, в которую облечены встречающиеся в Второзаконии обязательства, была весьма характерна и для XXIV-XXIII вв. до н. э., то есть времени Моисея. Об этом свидетельствует ряд сохранившихся международных документов, относящихся к западной Азии того периода.

Существуют и более радикальные теории. Некоторые ученые считают, что книга Второзакония была написана в послепленный период и легализована путем сочинения рассказа об обнаружении книги закона во времена царя Иосии (Иошияху) и о проведенных им реформах, предписаных в этой книге. Эти ученые считают, что реформы Езекии и Иосии — это вымысел, а культовые места на территории Израиля и Иудеи были уничтожены во времена военных кампаний египтян, ассирийцев и вавилонян, что подтверждается археологическими данными. [8]

Значение книги

С литературной точки зрения, Второзаконие — высокохудожественное произведение. Написанная в виде завещания Моисея, книга отличается мастерством построения и силой экспрессии. Поучительный характер, придаваемый автором своему творению, заставляет его часто прибегать к повторениям и подробностям; тем не менее, его проповедь нигде не становится риторичной и монотонной. Главы 32 и 33 — блестящие образцы древнейшего поэтического искусства Израиля.

Необычны для Древнего Востока следующие ограничения царской власти: «Но когда он сядет на престол царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, находящейся у священников левитов. И пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научился бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии. Чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его и чтобы не уклонялся он от закона ни направо, ни налево, дабы долгие дни пребыл на царстве своем он и сыновья его посреди Израиля». (гл 17, п. 18—20). И позднее еще в XIV–XVIII веках нашего времени эти предписания Второзакония были идеологической и правовой базой для сдерживания притязаний абсолютной монархии на всевластие и божественное происхождение.

Источник

Читать Второзаконие Моисеево

Книга Второзаконие Моисея — пятая книга Торы – Пятикнижия Моисея. В различных источниках также можно встретить название «Повторение Закона». Второзаконие Моисея резюмирует изложенное в первых четырех книгах Ветхого Завета – Бытие, Исход, Левит и Числа.

Книга Второзаконие читать.

Второзаконие Моисея состоит из 34 глав.

Второзаконие имеет характер прощальной речи Моисея к израильтянам. Отличительной чертой книги Второзаконие является то, что она написаны от первого лица. В ней воспроизводятся законы, данные в первых четырех книгах. Книга в том числе является обращением Моисея к молодому поколению, родившемуся после Исхода во времена странствий по пустыне. Это – ретроспективный взгляд на проделанный народом Израиля путь в поисках земли обетованной. Второзаконие также можно назвать завещанием Моисея. Моисей учит молодое поколение соблюдать веления и предписания Бога.

До нас дошло множество рукописей Второзакония Моисеева, что свидетельствует о ее популярности.

В книге Второзаконие приводятся также принципы монотеизма и теократии, по котором народу следует жить в своей стране.

Во Второзаконии приводятся:

Второзаконие является ценным культурным памятником эпохи, сочетая в себе

Авторство книги Второзаконие.

Религиозная традиция считает Моисея автором всего Пятикнижия, однако уже библеисты Средних Веков сомневались в авторстве Моисея, обращая внимания на присутствии в книге Второзаконие выражений, не характерных для времен Моисея. Существует мнение, что Второзаконие было написано кем-то из иерусалимского духовенства.

Современная библейская критика считает Второзаконие единственным цельным произведением Пятикнижия, в отличии от первых четырех книг, являющимися компиляцией текстов. Барух Халперн приписывает авторство пророку Иеремии вследствие схожести языка Второзакония и книги Иеремии. Однако множество ученых все же склоняется к авторству Моисея.

Значение Второзакония Моисеева.

Второзаконие —весьма высокохудожественное произведение, отличающееся силой экспрессии и мастерством построения сюжета. Проповедь Моисея – эмоциональна и относится к лучшим образцам древнего поэтического искусства.

Важнейшей идеей Второзакония была и остается идея того, что абсолютная монархия не имеет божественного происхождения и не должна претендовать на всевластие.

Читать книгу Второзаконие Моисея на нашем сайте приятно, так как мы сопроводили текст множеством классических иллюстраций известных художников.

Источник

Второзаконие введение

Автор

Второзаконие, как и другие книги Пятикнижия, считается трудом Моисея; подтверждением чему является сам Ветхий Завет (4Цар 14:6), древние иудейские источники (напр., труды Иосифа Флавия), а также Новый Завет. Такая точка зрения была практически общепринятой до возникновения уже в наши дни одного из направлений богословского учения — рационалистического критицизма. Сторонники этого направления утверждают, что некоторые части книги Второзаконие не могли быть написаны Моисеем, в подтверждение чего ссылаются на гл. 34, повествующую о смерти Моисея, и на 1:1,5, где речь идет о том, что стан израильтян в земле моавитской располагался «за Иорданом», а значит, и автор повествования находился в Ханаане.

Практически все исследователи Библии соглашаются с тем, что последняя, 34-я глава книги, рассказывающая о смерти Моисея, является добавлением, написанным Иисусом Навином. В этой связи необходимо отметить следующее: книга Иисуса Навина также заканчивается повествованием о его смерти, что, по всей видимости, было сделано автором Книги судей. Стихи в Книге судей, рассказывающие о смерти Иисуса Навина (Суд 2:9 и 7), очевидно, были воспроизведены и добавлены к последней главе Второй книги Паралипоменон. Вторая книга Паралипоменон фактически обрывается на середине предложения. Подобный способ связывать последующую книгу с предыдущей широко использовался в древности для того, чтобы показать надлежащую последовательность рукописей или глиняных табличек. Вполне возможно, что Иисус Навин стремился связать свою книгу с великим произведением Моисея и поэтому добавил к книге Второзаконие повествование о смерти Моисея и назначении его преемника.

Утверждение о том, что автор книги Второзаконие находился в Ханаане, появилось в результате неправильного понимания выражения, которое иногда переводили как «за Иорданом» или «по ту сторону Иордана» (Нав 9:10). Это выражение использовалось и тогда, когда речь шла о Трансиордании, и в том случае, когда повествование касалось Ханаана. В русском синодальном переводе Ветхого Завета в каждом случае это выражение переведено корректно, в соответствии с контекстом (1:1−5; 3:8,20,25; 4:41,47,49; 11:30; см. также Чис 32:19; Нав 9:1,10). Таким образом, данное утверждение не может приниматься во внимание при обсуждении авторства книги Второзаконие или даже ее вступительного раздела (1:1−5).

Время и обстоятельства написания

В XIX в. в кругах критического направления считалось, что книга Второзаконие возникла около 620 г. до Р.Х., во времена правления царя-реформатора Иосии, настаивавшего на том, что поклонение Богу должно быть сосредоточено в Иерусалиме; закон о главном святилище, изложенный в гл. 12, считался новоВведением Иосии. Однако уже в начале XX в. мнения исследователей разделились: одни полагали, что время написания книги Второзаконие совпадает со временем написания Первой и Второй книг царств, другие — что Второзаконие было написано в период плена. Большинство же ученых, считая, что книга написана в VII в. до Р.Х., подвергали сомнению ее композиционное единство. По их мнению, более «ранние» части книги были стилизованы под древнюю эпоху, черты которой сохраняли написанные позже стихи. Более «поздние» части книги они называли «добавлениями» или же считали изменениями, возникшими в результате «более поздней редакции». Подобная точка зрения недоказуема ни в положительном, ни в отрицательном аспекте.

События книги действительно происходят в то время, когда Ханаан еще не был завоеван израильтянами. Здесь нет ни одного упоминания об Иерусалиме, о котором, однако, упоминается более ста раз в Книге пророка Иеремии, написанной во времена царствования Иосии. Не говорится здесь и ни об одном из царей: двенадцать колен Израилевых, согласно тексту, образуют единый народ. В книге приведены названия городов-убежищ в Трансиордании, но о том, какие города в Ханаане получат такой же статус, ничего не известно. В повествовании не используются вавилонские названия месяцев, а также нет ни одного персидского слова; называются имена Моисея, Аарона и Иисуса Навина, но не упоминаются исторические личности, жившие в более поздние времена. Ни один автор, даже если он и стремился придать своему повествованию оттенок древности, не смог бы избежать упоминаний об уже известных ему исторических событиях или личностях. Но, возможно, наиболее важным фактом является общее структурное сходство книги Второзаконие с договорами или заветами середины второго тысячелетия до Р.Х. (приблизительно в это время жил Моисей). Во Второзаконии присутствуют следующие элементы таких договоров: 1) вступительная часть, представляющая посредника завета-договора (1:1−5); 2) исторический пролог, в котором рассматривается история, предшествующая договору (1:6 — 4:40); 3) раздел, состоящий из постановлений, разъясняющих образ жизни в соответствии с заветом-договором (4:44−11:32; 12:1−26:19); 4) провозглашение благословений в случае послушания и проклятий — в случае неподчинения завету-договору (27:1 — 30:20); 5) наставления в отношении лица, ответственного за исполнение завета-договора после смерти своего предшественника (31:1 — 34:12).На основании всех вышеперечисленных фактов мы заключаем, что книга Второзаконие была написана израильским законодателем Моисеем, что, естественно, предполагает дату написания не позднее его смерти в 1406 г. до Р.Х.

Характерные особенности и темы

Второзаконие — книга, на которую многократно ссылаются и иудеи, и христиане. В НЗ она цитируется более пятидесяти раз — по количеству цитат лишь Псалтирь и Книга пророка Исаии превосходят эту цифру. Второзаконие состоит главным образом из трех обращений Моисея к народу, сделанных им в конце жизни, — в то время, когда в ожидании вступления в Ханаан Израиль расположился станом на моавитских равнинах: завоевание Трансиордании было успешно завершено, и на смену Моисею пришел новый вождь — Иисус Навин.

Являясь прощальным обращением Моисея к народу, эта книга, повторно описывающая законы и историю Израиля, представляет собой интересное сочетание увещеваний и повелений и одновременно служит примером того, как следует обучать закону. В первом обращении (1:5 — 4:40) рассказывается об испытаниях, перенесенных Израилем, но не говорится о том, как Моисей противостоял фараону и каким образом чудеса и десять казней, обрушившихся на Египет, заставили фараона отпустить израильский народ. Тем не менее, многочисленные ссылки на книгу Исход (пять раз только в первом обращении: 1:20,34; 4:20,34,37) дополняют рассказ. Моисей повествует о чудесной всеобъемлющей Божией заботе о Своем народе во время его странствий из Египта к Хориву (очевидно, так называлась область или горная гряда, частью которой была гора Синай). Затем подробно останавливается на духовном и военном поражении израильтян у Кадес-Варни, упоминая о событиях, описанных в книге Числа: о путешествии вокруг Едома на пути к Трансиордании, о победе над царями Сигоном и Огом. Далее следует рассказ о распределении земли в Трансиордании между Рувимом, Гадом и половиной колена Манассии (как и в Чис 32). Вновь мы читаем о том, как Моисей умоляет Бога разрешить ему войти в Ханаан, и о том, как Бог отказывает ему в этом (см. Чис 27:12−32). Свое первое обращение Моисей заканчивает увещеваниями хранить верность Господу.

Второе обращение Моисея (4:44 — 11:32) также состоит из увещеваний. Некоторые исследователи считают, что оно продолжается до гл. 26:19 и включает законы и постановления, записанные в гл. 12:1 — 26:19. Речь Моисея начинается с повторения Десяти заповедей — это почти те же слова Господа, что и в Исх 20, за исключением четвертой заповеди (см. ком. к 5:12−15). Моисей напоминает об ужасе гнева Божия и призывает к послушанию. Только Десять заповедей были даны непосредственно голосом Божиим, остальная часть закона была передана Им через Моисея (5:22 и ком.). В гл. 6:4 дается знаменитая Шема: «Слушай, Израиль, Господь, Бог наш, Господь един есть», а далее следуют увещевания помнить об этом и повиноваться Богу. В последующих главах приводятся примеры Божией заботы и Божиих наказаний, которые испытал на себе Израиль с тех пор, как покинул Египет. Эти примеры являются напоминанием для израильского народа, что ему следует полагаться только на Бога, а не на свои силы. За этим следует обетование успеха в будущих войнах с народами Ханаана. В гл. 12:1 — 26:19 даются законы и постановления, касающиеся поклонения, пищи, рабов и долгов, ежегодных праздников, городов-убежищ, а также различных сторон жизни израильтян. Большинство из этих предписаний перекликаются с уже изложенными в других книгах Пятикнижия, что будет особо отмечено в комментариях к соответствующим стихам.

Третье обращение Моисея к Израилю (27:1 — 30:20) представляет собой строгое требование повиноваться законам Господа. В нем содержится описание торжественной церемонии, которая должна состояться после того, как Израиль укрепится в Ханаане, и которая будет напоминать церемонию заключения завета (Исх 20:1 — 24:8). Эта церемония должным образом была исполнена Иисусом Навином (Пав. 8:30−35). Все законы и наставления Моисея делают особое ударение на обязанности Израиля слушать и соблюдать закон Господа.

Моисей, великий законодатель Израиля, был посредником ветхого завета, посредником же нового завета стал Иисус Христос, Сын Божий (Иер 31:31−34). В то время как ветхий завет был написан на каменных скрижалях, Христос записывает новый завет посредством Духа Святого на скрижалях человеческого сердца (2Кор 3:3). Ветхий завет основывался на обещании Израиля: «Мы будем слушать и исполнять» (5:27; Исх 19:8; 20:19), а новый основывается на лучшем обетовании Божием — «И на сердцах их напишу его» (Иер 31:33; Евр 9:11−28). Ветхий завет взывал к сердцу человека, однако он оказался бессильным из-за человеческой слабости, т. е. неспособности соблюдать его условия, и в результате он потерял силу — «обветшал» (Рим 8:3; Евр 8:13). Только Иисус Христос посредством Святого Духа может изменить человеческие сердца (10:16 и ком.; Ин 3:1−15). На Него указывает в своих прообразах и пророчествах книга Второзаконие: Он есть пасхальный Агнец (16:1−17 и ком.) и грядущий Пророк (18:15−22 и ком.).

Русское название книга Второзаконие получила из Септуагинты, которая называет ее deuteronomion, что означает «второй закон», или «повторение закона».

Содержание

II. Первое обращение Моисея (1:6 — 4:40)

А. Путешествие от Хорива до потока Арнон (1:6 — 2:23)
Б. Войны в Трансиордании и заселение этой земли (2:24 — 3:29)
В. Увещевания Моисея исполнять Божий закон (4:1−14)
Г. Богу следует поклоняться не как идолу, но как Духу (4:15−40)

III. Промежуточный эпизод: города-убежища в Трансиордании (4:41−43)

IV. Второе обращение Моисея (4:44 — 11:32)

А. Повторение Десяти Заповедей (4:44 — 5:22)
Б. Посредничество Моисея при передаче законов и постановлений (5:23−33)
В. Единый Бог и требования любить Его, повиноваться Ему и учить этому своих детей (6:1−25)
Г. Обетования победы и призыв к отделению от нечестивых (7:1 — 10:5)
Д. Отделение левитов для ношения ковчега и служения Господу (10:6−9)
Е. Увещевание Моисея любить Великого и Истинного Бога и повиноваться Ему (10:10 — 11:25)
Ж. Первое упоминание о богослужениях на горах Гевал и Гаризим (11:26−32)

V. Повторение законов о поклонении Израиля (12:1 — 26:19)

А. Единое место для жертвоприношений, наказание за идолопоклонство (12:1 — 13:18)
Б. Законы о поклонении (14:1 — 18:22)
В. Законы, регламентирующие поведение израильтян (19:1 — 25:19)
Г. Принесение первых плодов и десятин, различные наставления (26:1−19)

VI. Третье обращение Моисея; завет и богослужение на горах Гевал и Гаризим (27:1 — 30:20)

А. Проклятия и благословения с гор Гевал и Гаризим (27:1 — 28:68)
Б. Палестинский завет (29:1 — 30:20)

VII. Завершение служения Моисея (31:1 — 34:12)

комментарии Женевской Библии на Второзаконие, введение

Что такое второзаконие в библии. Смотреть фото Что такое второзаконие в библии. Смотреть картинку Что такое второзаконие в библии. Картинка про Что такое второзаконие в библии. Фото Что такое второзаконие в библии

Публикуется с разрешения миссии «Свет на Востоке».
Новая Женевская учебная Библия.
© 1998, 2012

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *