Что такое выборочное изложение

Практические задания

1) Составить конспект урока написания выборочного изложения по данному тексту:

Мурзик лежал в лодке и долго грыз резиновую пробку. Ею был заткан клапан, который выпускал из резиновой лодки воздух. Жевать пробку ему понравилось. Через час Мурзик ее разгрыз, и тогда случилось невероятное и страшное.

Густая струя воздуха с ревом вырвалась из клапана, как из пожарного шланга, ударила в морду, подняла на Мурзике шерсть и подбросила его в воздух. Мурзик чихнул. Взвизгнул и полетел в заросли крапивы. А лодка еще долго свистела, рычала, и бока ее тряслись и худели на глазах.

Куры раскудахтались по всем деревенскми дворам. Черный кот промчался тяжелым галопом через сад и прыгнул на березу. Оттуда он долго смотрел, как булькала странная лодка, выплескивая толчками последний воздух.

Определите тему выборочного пересказа, составьте план-схему, сконструируйте начало и концовку текста (если необходимо).

2) Подумайте, какую работу по выборочному изложению можно провести на примере данного текста?

Возможные варианты: а) без изменения последовательности частей;

б) с изменение последовательности частей.

Ты читал басню Ивана Андреевича Крылова про стрекозу? Помнишь, как эта попрыгунья «лето красное пропела», а потом просила муравья приютить и обогреть ее? Но не пожалел бездельницу трудяга-муравей, предложив ей после веселых летних песен поплясать на морозе.

И все как будто правильно, справедливо. Вот только стрекоза в басне какая-то странная. И поет она, и скачет. А ведь стрекоза – молчунья, да и прыгать она не умеет. Может, знаменитый баснописец ошибся и зря высмеял беднягу?

Нет, не ошибся. Ведь стрекозой когда-то называли вовсе не стрекозу, а совсем другое насекомое. То самое, которое сейчас мы называем кузнечиком. Ну, а его веселый нрав известен всем. Вот про этого-то беззаботного прыгуна и певуна, а вовсе не про безобидную стрекозу и написал свою басню Крылов.

3) На примере данного текста опишите подготовку к выборочному изложению на тему «Краски осени» (при формулировке темы, акцент делается на «словах – красках» и соответствующих предложениях из текста).

Наступает осень. На листьях и траве по утрам лежит холодная серая роса. Трава и листья уже желтоватые, подсохшие. Выглянет солнце, и золотые листья затрепещут на фоне голубого неба.

Ветер уносит листья. Они похожи на мелких птичек, которые несутся в теплые края. В тихую погоду листья падают, шепчутся, прощаются навсегда.

На опушке леса растут молодые осинки. Осенью все они становятся разноцветными. Кажется, что в лесу им холодно. Вот и вышли они погреться на солнышко.

Хлеб с полей уже убран. Черные грачи бродят по земле, ищут упавшие зерна. Хлопотливые сороки семьями кормятся около больших дорог. Маленькие нахохлившиеся воробьи сбиваются в стайки. Холодает. Скоро ударит первый морозец.

Источник

Работа над выборочным изложением

Класс: 4

Ключевые слова: изложение

Эффективность работы по развитию речи во многом зависит от того, насколько учитель осознал целесообразность отдельных видов работы.

Я предлагаю опыт работы над выборочным изложением. Данный вид изложения не всегда по достоинству оценивается учителями, вызывает определенные трудности у учащихся. Как известно, при выборочном изложении от ученика требуется пересказать в соответствии с заданием не весь текст, а какую-то его часть. Дети отбирают материал, связанный с определенным персонажем, темой, явлением.

Как и при подробном и сжатом изложении, ученик должен осмыслить текст с точки зрения содержания, жанра, языковых особенностей, а потом пересказать его тем или иным способом.

Преимущества выборочного изложения можно сформулировать следующим образом:

Опыт работы дает возможность выделить и те трудности, которые испытывают учащиеся:

Умение выбирать материал с учетом жанровых особенностей будущего высказывания — умение сложное, поэтому для выборочного изложения я подбирала небольшие отрывки из художественных текстов. Внимание учеников, как правило, сосредоточивала на различного рода описаниях (цветка, дерева, животного).

Остановлюсь более подробно на методике проведения обучающих выборочных изложений.

От упражнения к упражнению, от текста к тексту задания усложнялись и подготавливали детей к написанию самостоятельных выборочных изложений, работа проводилась на уроках русского языка.

Для изложений были предложены небольшие отрывки из художественных текстов (всего три текста).

Текст 1

На прибрежном лугу.

У самой воды небольшими кустиками выглядывали из зарослей мяты невинные голубые незабудки. А дальше, за свисающими петлями ежевики, цвела по откосу дикая рябина с тугими желтыми соцветиями. Высокий красный клевер перемешивался с мышиным горошком и подмаренником, а над всем этим тесно столпившимся содружеством цветов подымался исполинский чертополох. Он крепко стоял по пояс в траве и был похож на рыцаря в латах со стальными шипами на локтях и наколенниках. (К.Паустовский.)

Этот текст представляет собой описание. Он дает возможность познакомить учащихся с простейшими случаями выбора, когда весь материал на заданную тему расположен в одном месте и при пересказе не требуется вносить изменений в исходный текст.

Работа начинается с выразительного чтения текста учителем. Учащимся предлагаются вопросы:

Затем учащиеся получают задание перечитать текст и перечислить растения, которые в нем названы.

— О каких растениях автор лишь упоминает, а какие описывает подробно?

Затем учащиеся получают новое задание: выбрать все, что относится к описанию чертополоха, назвать слова, которые использует автор («исполинский чертополох», а не просто высокий, «крепко стоял по пояс в траве», а не рос, «похож на рыцаря в латах». ).

Учитель делает обобщение. Чертополох предстает перед нами живым сказочным существом, и благодаря этому оживает весь прибрежный луг.

Итогом работы являются пересказы отрывка, содержащие описание чертополоха.

Текст 2

Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом полукруглом цветнике перед деревянным домом. Цветник был очень запущен, сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, которые уже давно никто не чистил и не посыпал песком. Деревянная решётка совсем облезла, рассохлась и развалилась; пики растащили для игры в солдаты деревенские мальчишки.

Крапива занимала целый угол цветника. Она служила фоном для нежного и роскошного бледного цветка розы. Роза распустилась в хорошее майское утро. Когда она раскрыла свои лепестки, улетевшая утренняя роса оставила на них несколько чистых прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг неё всё было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро. (По В.Гаршину.)

Этот текст дает возможность показать, что материал, необходимый для выборочного изложения, не всегда сосредоточен в одном месте, а добавочные сведения, отдельные, иногда очень существенные, могут быть даны в разных частях текста.

После чтения текста учитель предлагает сформулировать основную мысль текста, ответив на следующие вопросы и выполнив задания:

Учитель делает обобщение о том, что основную мысль можно сформулировать так: «Распустившаяся роза прекрасна».

Затем дети перечитывают текст самостоятельно, перечисляют, какие еще предметы описываются в тексте (цветник, деревянная решетка, утро).

После этого дети отбирают из данного текста материал, необходимый для описания цветника. Работа идет параллельно на доске и в тетрадях. Каждое предложение анализируется с точки зрения его важности для описания.

В результате одни предложения исключаются, другие, необходимые для раскрытия темы, записываются. Данная работа способствовала тому, чтобы ученики имели перед глазами готовые рабочие материалы и могли сосредоточить основное внимание на форме изложения. Запись выглядит так:

Рабочие материалы к теме «Цветник»

1-е предл. Небольшой, полукруглый.

Перед деревянным домом.

2-е предл. Розовый куст, на котором расцвела роза. Цветник был очень запущен, сорные травы разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и дорожкам, которые давно не чистили и не посыпали песком.

3-е предл. Исключается.

4-е предл. Крапива занимала целый угол цветника.

5, 6, 7-е предложения. Исключаются.

После этого учитель предлагает просмотреть материалы и составить пересказ на тему «Цветник» (устно). Особое внимание обращает на последовательность изложения: с чего начать описание, чем его закончить, как связать отдельные его части (часть материала из первого предложения целесообразно перенести в заключение, тогда описание будет более законченным). С целью предупреждения возможных речевых недочетов можно предложить учащимся выполнить следующие упражнения.

Для того чтобы предупредить ошибку, связанную с механическим отбором материала, после пересказов учащихся можно предложить следующий вариант пересказа:

Цветник находился перед деревянным домом. Он был небольшой, полукруглый. Сорные травы разрослись по старым, вросшим в землю дорожкам, которые давно не чистили и не посыпали песком. Целый угол цветника занимала крапива. Б этом запущенном цветнике рос розовый куст, на котором распустилась роза.

После такой подготовительной работы четвероклассники писали выборочное изложение.

Текст 3

Олень в заповеднике.

Наконец я рассмотрел то, что принимал за сучья кустарника. Это были рога крупного самца-оленя. Дальше — как на внезапно разыгранной картинке — я увидел и самого оленя.

До чего же он был хорош! В настороженной позе, с гордо поднятой головой.

Когда мы подошли к оленю, он медленно пошел вдоль опушки кустов, изредка оглядываясь на нас. Видно было, что здесь, в заповеднике, животные не привыкли бояться человека. Правда, оленьи самки, которых можно отличить от самцов по отсутствию рогов, вели себя более осторожно.

Была зима — пора глубоких снегов, и стоило лишь сойти с лыж, как тут же оказывался по пояс в снегу. Трудновато приходится и оленям прокладывать себе дорогу в снегу. Они ходят табунами по десять-пятнадцать штук, идут гуськом друг за другом и так прокладывают себе постоянные дорогитабунные тропы. (По Г.Успенскому.)

Цель данной работы: обобщить материал текста и описать оленя, не упоминая об авторе и его спутнике, т.е. опустить личные местоимения.

Текст дает возможность показать, что не весь материал, имеющий отношение к теме, может быть использован в изложении. Необходимо извлекать, обобщать, изменять лицо, от которого ведется повествование. Перед чтением учителя учащимся предлагается определить, о чем говорится в тексте, сосредоточить внимание на описании оленя-самца. После чтения учащиеся перечисляют, о ком говорится в тексте (об авторе, олене, о спутниках автора, об оленьих самках). Затем анализируют каждое предложение с целью выбрать весь материал, относящийся к описанию оленя-самца. Отмечается 3-е предложение, в котором сформулирована главная мысль описания.

Учитель обращает внимание на то, что описание оленя дано от лица автора.

1, 2, 3, 4, 5-е предложения заранее записываются на доске.

По плану, предложенному учителем, дети систематизируют материал

План.

В процессе коллективной работы дети анализируют, обобщают материал, затем пишут изложение.

После завершения работы запись может выглядеть так:

Олень в заповеднике.

Олень — крупное, сильное и красивое животное. До чего же он был хорош.

Олень стоял в настороженной позе, с гордо поднятой головой. Рога у него были похожи на сучья кустарника. При встрече с людьми олень не испугался, а спокойно пошел мимо.

Выборочные изложения, используемые в системе других видов работ по развитию речи, помогают научить школьников собирать и систематизировать материал, способствуют закреплению умения определять объем и границы темы высказывания, раскрывать основную мысль.

Источник

Что такое выборочное изложение

Что такое выборочное изложение. Смотреть фото Что такое выборочное изложение. Смотреть картинку Что такое выборочное изложение. Картинка про Что такое выборочное изложение. Фото Что такое выборочное изложение

Одна из реальных возможностей усилить речевую направленность уроков русского языка — широкое и систематическое использование творческих работ малой формы: изложений, сочинений-миниатюр, мини-сочинений по заданным словам, письменных ответов на вопрос.

Для их проведения потребуется от 10 до 20 минут урока. Основное назначение таких работ – формирование коммуникативных умений.

Признаками созданного или создаваемого текста малой формы являются, во-первых, небольшой объём, во-вторых, характер содержания: обычно это впечатление, быстрый отклик на что-то. Результатом творческой работы могут быть зарисовка, этюд, художественная миниатюра.

Сочинения малой формы бывают как классными, так и домашними. В первом случае повышается спонтанность высказывания, во втором – создаются благоприятные условия для совершенствования текста малого объёма. Классная работа больше ориентирована на зарисовку, домашняя – на создание более совершенного текста.

Знакомя учащихся с новым жанром объёмного сочинения, часто используют текст-образец (на сходную тему, того же жанра, типа речи, той же стилистической окраски). Роль образца может выполнять и изложение-миниатюра, работая над которым, школьники усваивают, о чём и как следует писать в предстоящем сочинении. Только это будет уже фактически собственный текст, своего рода репетиция.

Например, мини-изложение используется для отработки умения определять тему и основную мысль текста, подбирать заголовок, выделять микротемы текста и составлять план, редактировать текст и т.д. Изложение-миниатюру использую на этапе подготовки к предстоящему изложению полного объёма. В этом случае в качестве исходного текста для изложения малой формы иногда беру фрагмент из текста будущего изложения.

Это та микротема, понимание и воспроизведение которой может вызвать у детей затруднение со стороны структуры, языкового оформления. Это может быть также та часть исходного текста, изобразительно-выразительные средства которой важны для передачи основной мысли текста. В школьной практике часто используются изложения с различными дополнительными заданиями (лексическими, грамматическими, стилистическими и др.).

Примеры текстов изложений

ВИД ИЗ ОКНА

Борис Райский, студент университета, приехал на лето к своей двоюродной бабушке, Татьяне Марковне Бережковой. Она жила, в маленьком имении, доставшемся Райскому от матери. Какой рай распахнулся ему в этом уголке, откуда его увезли в детстве! Какие виды кругом! Каждое окно в доме было рамой своей особенной картины!

С одной стороны Волга с крутыми берегами и Заволжьем; с другой — широкие поля, обработанные и пустые, овраги, и все это замыкалось далью синевших гор. С третьей стороны видны села, деревни и часть города. Воздух свежий, прохладный, от которого, как от летнего купанья, пробегает по телу дрожь бодрости. Дом весь был окружён этими видами, этим воздухом, полями, садом с тёмными аллеями, беседкой и скамьями.

Возле огромного развесистого вяза толпились вишни и яблони. Дальше рябина, кучка лип, ельник, березняк. И все кончалось обрывом, поросшим кустами, идущими почти на полверсты вдоль берега Волги. Возле сада, ближе к дому, лежали огороды. Там капуста, репа, морковь, петрушка, огурцы, потом громадные тыквы, а в парнике арбузы и дыни.

Перед окнами дома пестрел на солнце большой цветник. Татьяна Марковна любила видеть открытое место перед глазами, чтоб было солнышко и пахло цветами. С другой стороны дома, обращённой к дворам, ей было видно все, что делается во дворе, в людской, в кухне, на сеновале, в конюшне, в погребах. Всё это было у неё перед глазами, как на ладони.

Около дома вились ласточки, свившие гнезда на кровле. В саду и роще водились малиновки, иволги, чижи и щеглы, а по ночам щелкали соловьи. Двор был полон всякой домашней птицы, разношёрстных собак. Утром уходили в поле и возвращались к вечеру коровы и козел с двумя подругами. Несколько лошадей стояли в конюшнях. Над цветами около дома реяли пчелы, шмели, стрекозы, трепетали на солнышке крыльями бабочки. По уголкам жались, греясь на солнышке, кошки, котята.

Полы в доме были выкрашены, натёрты воском и устланы клеёнками. Печи обложены пёстрыми старинными изразцами. Шкафы битком набиты старой посудой и серебром.

На виду красовались старинные фарфоровые чашки, чайники, сахарницы, тяжёлые ложки. Кругленькие стулья, столы, столики жались по уютным уголкам. В доме царили покой и радость. (По И. Гончарову.)

Данный текст используется для написания мини-изложений. Класс разбивается на три варианта. Каждая группа пересказывает первый абзац исходного текста, а затем отбирает для своей микротемы необходимый материал. Ключевое предложение: «Каждое окно в доме было рамой своей особенной картины!». Три мини-изложения должны представлять собой описание вида из окна с определённой стороны дома.

В данной работе проводится обучение следующим умениям:

— отбирать необходимый языковой материал по смыслу;
— передавать своими словами чужой текст;
— описывать картину.

Такая работа может предшествовать как обычному изложению с преимущественным типом речи описание, так и сочинению-описанию, сочинению по картине.

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МУЖИЧОК

Летом даже ленивый и захудалый мужичонка не сходит с полосы, а хозяйственный мужичок просто-напросто мрёт на ней. Он почти не спит; ложится поздно, встаёт с зарей и спешит на работу. И жена, и взрослые дети — все мучатся хуже каторги. Даже подростки разделяют общую страдную муку. Зато в конце августа он уже может рассчитать, что своего хлеба у него хватит до масленой недели. Но сена вдоволь: есть чем и скотину прокормить, и на сторону продать можно. Сено — главная его надежда. Земельный надел так ограничен, что зернового хлеба сеется малость. Сена же он может добыть задаром, то есть только потратив, не жалеючи, свой личный труд на уборку. Если мало его личного труда, он ходит по соседям, собирает подмогу. Обыкновенно на подмогу выходят в праздники, а это тоже доставляет своего рода скорость: прогульных дней меньше. Идут весело, с песнями, работают быстро. Хозяин в первой косе. Хотя с работы возвращаются не поздно, но на миру работа идёт вдвое быстрее. Кроме того, угощенье наполовину дешевле обойдётся, чем ту же пустошь с наёмными рабочими убрать. Да и хозяину веселее, когда кругом все кипит. Это, может быть, одни из редких минут, когда в нем сердце взаправду играет.

Однако к концу страды даже хозяйственный мужичок начинает тощать на работе. Лицо у него почернело под слоем въевшейся пыли. Домашние еле бродят. К счастью, страда кончается. И озимые посеяны, и снопы с поля свезены и сложены в скирды, и последнее сено убрали. Наступает осень, иногда румяная, иногда сопровождаемая ливнями. Осень тоже имеет свою страду, но уже более снисходительную. Работают преимущественно под крышей или вблизи дома, на гумне, на огороде. Слышится стук цепов; воздух насыщается запахом созревших овощей. Но хозяйственный мужичок зорко следит за атмосферными изменениями, потому что и сплошь румяная осень может повредить, и от слишком частых дождей хозяйство, пожалуй, пострадает. Всего лучше, ежели погода перемежается. Тогда его сердце успокаивается до весны. Он ходит в поле и любуется на рост озими. Но и тут уж мелькает в его голове предательская мысль: «Что, если вдруг весна придёт засушливая или сплошь переполненная дождями?»

Но загадывать до весны далеко. Как-нибудь изворачивались прежде, изворотимся и вперёд. На то он и слывёт в округе умным и хозяйственным мужиком. Если рожь не удастся, овёс уродится. Если совсем неурожайный год будет, он кого-нибудь из сыновей на фабрику пошлёт, а сам в извоз уедет или дрова пилить наймётся. Нужда, конечно, будет, но ведь крестьянину нужду узнать никогда не лишнее.

(По М. Салтыкову-Щедрину.)

Текст используется для мини-изложения. Цель учащихся: найти в тексте качества, присущие, по мнению Салтыкова-Щедрина, хозяйственному крестьянину.

В данной работе проводится обучение следующим умениям:

— отбирать необходимый языковой материал по смыслу;
— передавать своими словами чужой текст;
— использовать приёмы сжатия исходного текста.

БЕРЁЗА

Весной

Ветви берёзы за моим окном еле-еле отходили от долгих морозов. Они ещё были жёсткие, хрупкие, как перекалённый металл. И ветер сквозил в них со звоном.

И ещё не было птиц, чтобы им вить гнезда в ее густой кроне. Но она оживала. Об этом я узнал однажды утром.

— Это же не ваша берёза, — сказал я соседу.

— Но и не ваша, — ответил он мне.

Да, она стояла за моим забором. Она была не моя. И не его. Была общая или, точнее, ничья, и поэтому он мог ее губить, а я не мог ему запретить.

Он перелил из банки в стаканчик светлую кровь берёзы и маленькими глотками выпил ее.

— Мне сок нужен, — сказал он. — В нем глюкоза.

Он пошёл к себе, оставив у берёзы трёхлитровую банку, чтобы в ней собиралась глюкоза. Капли быстро, одна за одной, падали, как из водопроводного крана, когда он неплотно прикрыт. «Сколько же он пробил капилляров, если так обильно льёт сок. Может, она стонала? Может, боялась за свою жизнь?» Я ничего этого не знал. Не знал потому, что у меня не было ни шестого, ни седьмого, ни сотого, ни тысячного чувства. Я мог ее только жалеть.

Но через неделю рану затянуло коричневым. Это она сама себя вылечила. И как раз в это время у неё стали набухать почки. И полезли из них зелёные язычки. Тысячи. Из каждой почки вылез язычок.

Я глядел на этот зеленоватый туман и радовался. Она была мне нужна, эта берёза. Я привык к ней. Привык к тому, что она всегда стояла перед моим окном, и в этом верном постоянстве или в привычке было то, что помогало мне находить хорошее настроение. Да, она была нужна мне, хотя я-то ей был совершенно не нужен. Она прекрасно обходилась без меня, как и без любого подобного мне.

Текст используется для мини-изложения. Цель учащихся: пересказать только тот материал, который имеет отношение к объяснению причины, по которой автору нужна описываемая берёза.

В данной работе проводится обучение следующим умениям:

— отбирать необходимый языковой материал по смыслу;
— выделять микротемы;
— передавать своими словами чужой текст;
— использовать приёмы сжатия исходного текста.

Летом

Берёза за окном защищает меня. Мой дом стоит метрах в ста от дороги. По дороге идут машины: грузовики, легковые, автобусы, бульдозеры, самосвалы, тракторы. Их сотни. Туда, сюда. И пыль. Какая пыль стоит над дорогой! Летит к моему дому, и если бы не она, не берёза, сколько бы ее врывалось в окна, оседало бы на столе, на постели, в лёгких! Всю эту пыль она берет на себя. Летом у неё отличная зелень. Она кипит при малейшем дуновении ветра. Густа, непроницаема. Даже солнце не может пробиться в окна. Но летом оно в комнате и не нужно. Куда лучше прохладная тенева. Зато берёза вся в солнце, и листва у неё от этого яркая, сочная, и ветви растут, наливаются силой и становятся прочными.

В июне не выпало ни дождинки, даже травы начали желтеть. Но она, видно, впрок запасла для себя влаги и нисколько не пострадала от засухи. Её листва была все такой же упругой и глянцевитой, только края у листьев стали округлые, а не зубчиками, как это было весной.

В конце июля она осыпала всю землю вокруг себя маленькими жёлтыми самолётиками. И с ветром и без ветра она выпускала их во все стороны, чтобы только подальше от себя. Чтобы не помешала ее могучая крона набирать побольше необходимого им солнца и дождя. Чтобы она не помешала им стать сильными. Да, у неё, не как у нас, свои законы. Она не держит своих детей около себя.

Много в том году появилось берёзовых всходов: на полях, в лугах, в ложбинах, И только не было на дороге.
Если есть что самое несчастное на земле, так это — дороги. На них ничего не растёт. И никогда ничего не вырастет. Где идут дороги, там голая земля.

Текст используется для выборочного изложения. Цель учащихся: пересказать только описание берёзы.

В данной работе проводится обучение следующим умениям:

— отбирать необходимый языковой материал по смыслу;
— выделять микротемы;
— передавать своими словами чужой текст;
— использовать приёмы сжатия исходного текста.

Такая работа может предшествовать полному изложению по этому же тексту, а также сочинению-описанию. Выделение из предложенного текста одной составляющей(описания дерева) автоматически обращает внимание на вторую (авторское рассуждение, вызывающее мысли об одиночестве, полезности, стойкости, нужности и т.д.) Следовательно мини-изложение по приведённому тексту может предшествовать и работе над сочинением-рассуждением.

Осенью

Солнце забыло мой дом. Забыло и берёзу за моим окном. И сразу стала желтеть листва. И всё больше, больше, словно заклиная его вернуться. А его нет и нет. Сизые облака, как тревожный, напоминающий войну дым, наступают по всему небу. Идут валом, затягивают всё. Идут низко, чуть ли не касаясь телевизионных антенн. И пошли дожди. Они слабо шелестели, скатываясь с ветки на ветку. И день и ночь лили дожди, и всё стало мокрым, и земля перестала впитывать воду, может потому, что всему растущему влага уже не была нужна.

Я проснулся ночью. Как было темно в комнате! Как тихо. Только шорох падающих с ветвей капель. Печальный шорох погибающего и вечно живущего дождя. Я встал, открыл окно и увидел берёзу, еле различимую в тёмном полумраке осени. Она стояла неприкрытая, отданная ненастью. А наутро ударил заморозок. Потом ещё были заморозки, и вокруг берёзы золотым кольцом улеглась листва. И все это было во мгле. Но когда деревья оголились, выглянуло солнце, и какой грустью повеяло отовсюду, а особенно от неё. Ведь совсем недавно был буйный кипень* зелени, все сверкало, лоснилось, цвело. Все было так прекрасно и жизнерадостно и вдруг исчезло. И исчезло надолго. Будут идти моросящие дожди, будет чернеть гниющая листва, будут зябко стучать на ветру окостеневшие ветви деревьев, будут стыть лужи. Улетят птицы. И потянутся длинные глухие ночи. Зимой они будут ещё длиннее. Завоют метели. Ударят морозы. (По С. Воронину.)

Текст используется для подробного изложения. Цель учащихся: пересказать текст максимально полно.

В данной работе проводится обучение умению передавать своими словами чужой текст.

Зимой

Я уехал на юг. Я не мог смотреть, как с приближением зимы тоскливо отмирает то, что ещё совсем недавно радовало, вселяло уверенность в жизни. Летел самолётом. Из Симферополя ехал на такси, удивлённо и радостно оглядывал старую зелень тёплого юга. Негромко засмеялся, увидев Чёрное море.Большая тёплая вода. Я зарывался в неё. Уходил лицом ко дну, к ее зелёным камням. Ел виноград. Изнемогал на горячем песке. И глядел на море, на чаек, на вечно голодных чаек, орущих из-за куска хлеба. И снова уходил в тёплую воду, взлезал на волну и скатывался с неё и снова взлезал. Зарывался в горячий песок. И рядом со мной были такие же, как я, сбежавшие со своих мест в эту благодать. Смеялись, шутили, искали на берегу разноцветные камешки и старались не думать о том, что было дома. Так было легче и проще. Но от дома, как от самого себя, никуда не уйдёшь.

Подул северный ветер. И ветви, как кости, сухо защёлкали одна о другую. Северный никогда не бывает кратковременным. На неделю, на две разыгрывается он. И тогда берегись все живое, да к тому же если ещё мороз. Хорошо, что мой дом хоть в какой-то мере защищает ее. И все равно холодно. И холодно будет так долго, что многие слабые не доживут до весны. Но она дождётся. Она выстоит и ещё не один год постоит перед моим окном. (По С. Воронину.)

Текст используется для подробного изложения. Цель учащихся: пересказать текст максимально полно.

В данной работе проводится обучение умению передавать своими словами чужой текст.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *