Что такое выборщики в сша

Самая запутанная система в мире: разбираемся, как устроены американские выборы

Что такое выборщики в сша. Смотреть фото Что такое выборщики в сша. Смотреть картинку Что такое выборщики в сша. Картинка про Что такое выборщики в сша. Фото Что такое выборщики в сша

Американская двухуровневая система выборов, пожалуй, самая запутанная из всех, хотя ей больше 200 лет. По архаичной традиции президента США выбирают не прямо, подсчитывая голоса всех избирателей, а 538 выборщиками. Их, в свою очередь, назначают на партийных съездах из самых известных людей в округе.

Выборщиков ровно столько, сколько представителей штата в Конгрессе (плюс 3 голоса от округа Колумбия). Чем населённее конкретный state – тем больше от него выборщиков. Например, Калифорния, где живёт десятая часть американцев, выдвигает на итоговое голосование 55 человек. А у самых малонаселенных штатов вроде Аляски и Вайоминга выборщиков всего 3.

На первый взгляд, нет смысла биться за их голоса – проще «окучить» Калифорнию или Техас. Но система устроена так, чтобы самые населённые штаты не доминировали над небольшими. Условно говоря, в большом регионе один выборщик представляет интересы 500 тысяч человек, а в маленьком – 200 тысяч. Так в 2016 году победил Дональд Трамп – за него проголосовало на 3 миллиона меньше простых избирателей, чем за Хиллари Клинтон, но в итоге именно он стал президентом США.

Так что часто именно маленькие штаты решают исход голосования, чем очень гордятся местные жители. Хотя, по сути, они главу государства не выбирают. Американцы отмечают в бюллетенях, кого из кандидатов хотят видеть президентом и его замом. Но на самом деле они голосуют за группу выборщиков от своего штата. Те потом собираются в Вашингтоне и формальным голосованием утверждают волю избирателей.

Для победы на выборах кандидат должен набрать 270 голосов выборщиков. Это не так сложно: в Штатах действует правило «победитель забирает всё». То есть 50% + 1 голос обеспечивает поддержку на все 100%. Проще говоря, если в Калифорнии за кандидата проголосуют 28 выборщиков, ему зачитают все 55 голосов. Таким образом 2 из 5 последних выборов выиграл кандидат, за которого проголосовало меньшинство жителей страны.

Из-за двухуровневой системы возникает много скандалов, поскольку некоторые выборщики голосуют не так, как решил штат. На прошлых выборах «изменниками» оказались 10 президентских выборщиков. Четверо проголосовали не за Хиллари Клинтон, хотя должны были. Их оштрафовали на 1 000 долларов (во многих штатах «особое мнение» запрещено, но до 2016 никого не наказывали). Одного нечестного выборщика заменили “правильным” избирателем, но потом он вернул свой голос. Суд решил, что штат назначает выборщиков, но не может отстранить от голосования.

В Штатах несколько раз предлагали перейти к прямым выборам. Защитники системы выборщиков напоминают о традициях и говорят, что по-другому голоса в такой большой стране честно не подсчитать.

Популярное

Рейтинг недоверия Байдену среди молодёжи зашкаливает

МАРИЯ БУТИНА: Рейтинг недоверия Байдену среди американской молодёжи зашкаливает – 51%, т.е. больше половины, сказали, что их не устраивает деятельность Байдена на посту президента. Почему? Я поясню. 54% ребят сказали, что их не устраивает то, как Байден занимается вопросами национальной безопасности.

“Не факт, что Байден и первый президентский срок “досидит”, не то что пойдёт на второй”

Джо Байден решил баллотироваться на второй срок. Глава Белого дома активно убеждает однопартийцев в том, что будет участвовать в следующих президентских выборах. Как пишет The Washington Post, Байден таким образом демонстрирует уверенность в своих физических и умственных силах. Есть ли у него шанс переизбраться на второй срок? Об этом «Вести FM» поговорили с экспертом Центра исследования проблем безопасности РАН, кандидатом исторических наук, политологом-американистом Константином Блохиным.

Рейтинг недоверия Байдену среди молодёжи зашкаливает

МАРИЯ БУТИНА: Рейтинг недоверия Байдену среди американской молодёжи зашкаливает – 51%, т.е. больше половины, сказали, что их не устраивает деятельность Байдена на посту президента. Почему? Я поясню. 54% ребят сказали, что их не устраивает то, как Байден занимается вопросами национальной безопасности.

“Не факт, что Байден и первый президентский срок “досидит”, не то что пойдёт на второй”

Джо Байден решил баллотироваться на второй срок. Глава Белого дома активно убеждает однопартийцев в том, что будет участвовать в следующих президентских выборах. Как пишет The Washington Post, Байден таким образом демонстрирует уверенность в своих физических и умственных силах. Есть ли у него шанс переизбраться на второй срок? Об этом «Вести FM» поговорили с экспертом Центра исследования проблем безопасности РАН, кандидатом исторических наук, политологом-американистом Константином Блохиным.

BLM – таран для давления на республиканцев

АНДРЕЙ БЕЗРУКОВ: На что был расчет? Когда давили трампистов, когда демократы год назад это очень активно поднимали, расчет был на то, что они сделают так, чтобы удержать большинство, чтобы большинство поверило, что так нужно, и тогда можно давить меньшинство. А если это большинство распадается, то давить-то нечем. BLM – это организованная вещь, то есть движение самостийное, но его использовали просто-напросто как таран против республиканской администрации.

“Демократы готовят Харрис к президентству, а у республиканцев кризис лидерства”

В США прошли региональные выборы – в ряде штатов и городов избирали губернаторов и мэров. Прошедшее голосование называют репетицией выборов в Конгресс, и исход этих выборов может стать проблемой для нынешнего главы Белого дома. Так, в Вирджинии и Нью-Джерси лидируют республиканцы – а эти штаты сыграли важную роль в избирательной кампании самого Байдена. Как эти выборы повлияют на будущий расклад сил в американской политике? Об этом «Вестям FM» рассказал эксперт Центра исследования проблем безопасности РАН, кандидат исторических наук, политолог-американист Константин Блохин.

США – лидер по вмешательству в мире

МАРИЯ БУТИНА: Дов Левин говорит: «Мы больше всего вмешивались, поэтому нам достаточно посмотреть в зеркало». При этом он не критичен, он говорит, что «если так делаем мы, то с нами могут сделать так». «В связи с этим, мы уже сейчас должны продумать, что мы сделаем, чтобы с нами не сделали так, как мы делаем со всеми», – говорит он.

Сесть в кресло президента США – это как садиться на мустанга

АНДРЕЙ БЕЗРУКОВ: В США скоро выборы, а это значит, что нужно готовиться. Вот люди и позиционируются, готовятся, набирают политический капитал. А в это время страну лихорадит, и будет еще долго лихорадить. Кто бы сейчас ни сел в президентское кресло – это как садиться на мустанга: мустангу плохо, у мустанга болит живот, у него копыта болят.

Источник

Американская система голосования: Как в США выбирают президента

В США выбирают президента на следующие четыре года. Весь мир следит за ходом этих выборов и напряжённо ждёт результатов, ведь от этого будет зависеть и общий расклад сил в мировой политике, и экономическая обстановка в отдельно взятых странах, в нашей в том числе. Можно делать какие угодно прогнозы, но сама система американских выборов устроена так, что может опрокинуть любой из них. Ведь даже от волеизъявления большинства американцев итоги зависят не всегда.

Выборы президента Америки – совсем не то, что выборы его в России. Если у нас президента выбирают обычные люди, и ваш голос в любом случае будет отдан в счёт того, за кого вы голосуете, в США всё не так очевидно.

Одно из двух

Все знают ещё со школы, что американская политическая система – двухпартийная. А потому и выбирать президента американцам приходится всего из двух кандидатов. Нет, конечно, формально можно проголосовать за кого угодно. Например, если вам одинаково противны и демократы, и республиканцы, вы можете отдать свой голос, скажем, за «зелёных», но только лучше сразу морально готовиться к тому, что ваш кандидат не наберёт больше 1-2%. В истории Америки самый максимальный результат у кандидата от третьей партии (не демократов и не республиканцев) был в 1912 году у Теодора Рузвельта – но стоит учесть, что до этого он уже успел побывать президентом, а свою партию ему пришлось создать лишь потому, что родные республиканцы его не поддержали.

То же касается и беспартийных. Без партии в Америке вообще крайне сложно вести избирательную кампанию, потому что денег на неё взять неоткуда. Максимальный результат у независимого кандидата был на выборах 1992 года, у техасского миллиардера Росса Перо – за него отдали свои голоса почти 19% избирателей. Но для того, чтобы стать президентом, этого, увы, оказалось недостаточно.

Поэтому выбирать американцам всегда приходится одного из двух. Кстати, этих двух выбирает не народ, а партии – и демократы, и республиканцы выдвигают на выборы по одному кандидату, которого определяют сами в ходе внутрипартийного голосования (праймериз). Не понравятся народу выбранные кандидаты – ну что ж, селяви, такова суровая американская демократия.

Но, может быть, хотя бы из этих двух кандидатов точно победит тот, за кого проголосует большинство избирателей? А вот и нет. Ведь президента будут выбирать не простые граждане, а выборщики. И их голоса сыграют решающую роль.

Президента выбирают не простые люди

Вот уже 200 лет, как в США действует двухступенчатая система: сначала избиратели голосуют за списки выборщиков, а потом уже выборщики голосуют за президента. Граждане просто приходят на участки и отдают голос за список выборщиков от той партии, чей кандидат им более симпатичен. Всё. На этом их участие в выборах заканчивается.

Выборщиков для списков в свою очередь выбирают или руководители партий, или партийные съезды в каждом штате. Причём выборщиков от штата будет столько, сколько его представителей сидит в конгрессе. Исключение – федеральный округ Колумбия, не имеющий своих представителей в конгрессе, он выдвигает трёх выборщиков. Таким образом, непосредственно президента в итоге будут выбирать всего 538 человек – выборщиков. Можно себе вообразить, насколько важен в такой ситуации каждый голос…

А выборщики могут взять и проголосовать не за того кандидата. Допустим, выдвинут демократы выборщика, а он вдруг раз – и проголосует за Трампа. Таких «недобросовестных выборщиков», как их называют в Штатах, конечно, меньшинство, но они есть. Так, например, в 2016 году восемь демократов отдали голоса за Трампа, а два республиканца – за Хиллари Клинтон, предав таким образом своих избирателей. Впрочем, в июле этого года Верховный суд США постановил таких «предателей» штрафовать и не учитывать их голоса.

«Победитель получает всё»

Но если с выборщиками – особенно после решения Верховного суда – всё более или менее предсказуемо, то есть в американской выборной системе одно правило, которое может всё голосование перевернуть с ног на голову. И кандидат, за которого проголосовало большинство американцев, проиграет выборы. Речь о принципе «победитель получает всё».

Очень простой принцип. В соответствии с ним по итогам голосования в штате голоса всех выборщиков получает та партия и кандидат от неё, за которую отдано относительное большинство голосов. Миллионы могут проголосовать за кандидата в штате, но если за соперника проголосовало пусть даже на одного человека больше, все голоса выборщиков будут отданы в счёт победителя.

А теперь вообразим ситуацию. Просто в форме математической задачки. За республиканцев в двух штатах проголосовало, условно, по 499 избирателей, за демократов – по 501 избирателю. В третьем штате за республиканцев проголосовало 999 человек, а за демократов – 1. Итак, получается, что республиканцев поддержали 1997 человек, а демократов – 1003. А теперь предположим, что в каждом из этих трёх штатов – по 10 выборщиков. В первых двух победили демократы, значит, записываем в их счет 20 голосов выборщиков. В третьем победили республиканцы – соответственно, у них 10. Кто же победил при таком раскладе? Кандидат от демократов. Несмотря на то что число поддержавших его людей вдвое меньше, чем поддержавших республиканца.

Конечно, эта ситуация очень утрированная, в реальности такого контраста между голосами избирателей и выборщиков добиться, наверное, невозможно. Но ситуации, когда на выборах побеждают не те, кто получил большинство голосов избирателей, в американской истории были. И последний раз это произошло на предыдущих выборах президента США в 2016 году. За демократов было отдано 65 853 625 голосов, или около 48%, а за республиканцев – 62 985 106, то есть примерно на три миллиона и 2% меньше. Но победил всё равно республиканец Трамп, потому что получил большинство голосов выборщиков. К слову, для победы ему достаточно было получить 50% + 1 голос. Однако реальный разрыв по голосам выборщиков составил аж 77 голосов.

Половина США ещё до выборов знает, кого выберет

Ну и ещё один интересный момент. В США есть штаты, которые традиционно голосуют за определённую партию и отправляют на выборы выборщиков от неё. Голоса за противоположную партию там просто сгорают – а точнее, переходят в копилку кандидата от «традиционной» для этого штата партии. Так, например, Нью-Йорк и Калифорния всегда голосуют за демократов, а Техас и Алабама – за республиканцев. В итоге кандидаты даже обычно не проводят в этих штатах избирательную кампанию – что зря нервы и деньги тратить? Так что борьба идёт за «колеблющиеся» штаты, которые каждый раз голосуют по-разному.

Вот такие они, американские выборы. Об их демократичности можете судить сами. С одной стороны, простому работяге, живущему, например, в Техасе, можно не отвлекаться на такую ерунду, как выборы, – всё и так решат за него. Да и в других штатах участие простых граждан в судьбе своей страны уж очень опосредованное. С другой – хочешь выбирать президента, вступай в партию, иди в политику – то есть «случайные» люди в США не дойдут даже до реальных кандидатов в президенты.

Впрочем, самих американцев их выборная система не очень устраивает – если верить сентябрьскому опросу Института Гэллапа, 61% граждан поддержали бы замену Коллегии выборщиков на общенациональное голосование.

Источник

Что такое выборщики в сша

Можно провести аналогию между коллегией выборщиков и системой, существовавшей в Римской республике. В рамках той системы граждане Рима разделялись на группы по 100 человек, каждая такая группа имела один голос, за или против, предложенной Сенатом одной кандидатуры. Подобно «группам по 100 человек» штаты в США имеют определенное число выборщиков, количество которых зависит от размера делегации данного штата в Конгрессе.

Сейчас коллегия выборщиков функционирует следующим образом: у каждого штата есть определенное число выборщиков, равное числу конгрессменов от штата (суммарное количество представителей от данного штата в Сенате и Палате Представителей). В дополнении к этому, округ Колумбия, не имеющий представительства с правом голосования в Конгрессе, имеет три голоса выборщика. На последних президентских выборах было 538 выборщика. Хотя у каждого штата свои особенности, свои избирательные законы, как правило, выборщики назначаются членами партии в пределах штата. Выборщик не может быть сенатором, членом Палаты Представителей, или каким-либо другим чиновником.

Что такое выборщики в сша. Смотреть фото Что такое выборщики в сша. Смотреть картинку Что такое выборщики в сша. Картинка про Что такое выборщики в сша. Фото Что такое выборщики в сша

Кандидат, набравший большее количество голосов на всеобщих выборах в рамках штата, получает все голоса выборщиков данного штата. Исходя из такой системы, за кандидата могут проголосовать миллионы граждан, но он не получит ни одного голоса выборщиков.

В первый понедельник после второй среды декабря выборщики собираются в столицах своих штатов и голосуют за президента и вице-президента. Ни в Конституции, ни в каком-либо другом законе не сказано ничего о том, что выборщики обязаны проголосовать согласно результатам всеобщего голосования, то есть отдать свои голоса победителю всеобщего голосования, однако те, кто не сделают этого, скорее всего не будут переизбраны в качестве выборщиков. Для победы на президентских выборах кандидату необходимо набрать 270 голосов выборщиков. При небольшом разрыве голосов или соперничестве многих партий, ни один кандидат может не набрать нужных 270 голосов выборщиков. В этом случае президента выбирает Палата Представителей. Если ни один кандидат в вице-президенты не набирает нужного числа голосов выборщиков, его выбирает Сенат.

Система «победитель получает все», когда кандидат, набравший большее количество голосов на всеобщих выборах, получает все голоса выборщиков данного штата, по мнению многих, ведет к несправедливому распределению голосов выборщиков. Так на выборах 1876, 1888 и 2000 г кандидат, набравший большее число голосов избирателей все же не набрал нужное количество голосов выборщиков и не стал президентом.

Недостатки системы с использованием коллегии выборщиков

1) Главным недостатком системы выборщиков является то, что кандидат за которого проголосовало большинство избирателей (больше, чем за других) может и не стать президентом. Такая ситуация возникла в 2000 году, когда за А. Гора проголосовало большее число избирателей, чем за Буша, но он получил меньше голосов выборщиков, чем Буш, и поэтому проиграл.

2) Кроме того, система «победитель получает все» способствует снижению у избирателей определенных штатов желания идти голосовать. Действительно, существует неформальное деление штатов на те, которые имеют сильную тенденцию поддерживать демократов или же республиканцев. Основная предвыборная агитация по этой причине, в последнее время разворачивается в «неопределившихся штатах», небольших по размеру, которые имеют реальную возможность определить исход выборов. Например, сторонники демократической партии какого-либо штата, который традиционно считается «республиканским», не имеют большого стимула идти голосовать, они подчас небезосновательно считают, что их голос ничего не изменит.

3) Данная система не соответствует принципу «один человек – один голос». Дело в том, что каждый штат имеет, как минимум, 3 голоса выборщиков, независимо от того, насколько малонаселенным он является. Так, штаты Аляска, Дэлавэр, Вайоминг, Монтана, Южная Дакота, с разной численностью населения, а также Округ Колумбия имеют по 3 голоса выборщиков.

Преимущества

1) Система «победитель получает все» способствует стабильности двухпартийной системы, у третьих партий практически нет шансов получить большое количество голосов выборщиков, это добавляет стабильности американской политической системе (Некоторые используют тот же довод, только в качестве недостатка)

2) Небольшие группы людей обладают реальной возможностью определить исход выборов в рамках системы «победитель получает все».

Безусловно, коллегия выборщиков – политический институт прошлого. Она несовершенна и может давать сбои, что собственно и произошло на выборах 2000 года. Однако, несмотря на это, в американском обществе и в научных кругах, даже после выборов 2000 г. не наблюдается особенно жарких дискуссий по поводу реформирования или упразднения системы, хотя существует рад предложений на этот счет. Создается впечатление, что такое положение дел, когда существует механизм, который может допустить, что президентом станет кандидат, не набравший большинства голосов избирателей, не особенно тревожит американцев. Это объясняется во многом особым политическим сознанием американцев, в котором особое место занимает Конституция США, ведь именно там, во второй главе описывается коллегия выборщиков. Можно с большой долей уверенности предположить, что коллегия выборщиков – уникальная черта американской политической системы не будет подвержена серьезному реформированию и не будет упразднена.

Distribution of Electoral Votes

Источник

Выборщики в США (Коллегия выборщиков)

Избирательная система США выглядит довольно сложной не только для постороннего взгляда, но порой и для самих американцев. Важную роль в ней играет Коллегия выборщиков. Вопреки распространённому мнению, Коллегия выборщиков это не единый орган, собирающийся в конкретный день вместе. Выборщики голосуют в родных штатах. Сам институт выборщиков – важная часть американской политической традиции, существующая уже почти 250 лет.

Появление

Избирательная система США сформировалась одновременно с появлением независимого государства – в 1787 году. Отцы-основатели придерживались двух противоположных точек зрения на избирательное право. Более демократическая подразумевала введение прямого голосования, чтобы каждый гражданин мог выразить свою политическую волю. А сторонники более консервативных взглядов считали, что столь серьёзную функцию, как выборы президента и вице-президента, нужно передать палате представителей Конгресса, иначе радикалы и демагоги смогут вводить в заблуждение не очень образованных граждан.

В итоге, был найден компромисс – создать орган, куда бы входили лица с правом голоса от каждого штата. С конца XVIII века прописанная в Конституции избирательная система практически не изменилась. Несколько следующих конституционных поправок касались лишь расширения круга лиц, имеющих право становиться выборщиками. Каждый штат назначает выборщиков, число которых будет равняться числу представителей от этого штата в Конгрессе и Сенате. Наибольшим числом выборщиков на данный момент располагает Калифорния (55 человек).

Правовые механизмы

На сегодняшний день в Коллегию Выборщиков входят 538 человек, из них трое направлены Федеральным округом Колумбия (по поправке XXIII, Вашингтон, никак не представленный в Конгрессе, имеет право выставить своих выборщиков в таком числе, сколько их могло бы быть, если бы Вашингтон был штатом, но их число не должно превышать число выборщиков от наименее заселённого штата). Законодательных норм, регулирующих деятельность выборщиков немного. Это связано с тем, что в большинстве случаев их голосование не более чем, формальный итог голосования избирателей штата. Наиболее подробно деятельность выборщиков регламентирует законодательство Нью-Йорка, на примере которого лучше всего разбирать суть их работы. В общих чертах голосование выборщиков выглядит следующим образом.

В 48 штатах кандидаты, за которых проголосовало большинство населения, как правило, получают голоса всех выборщиков по умолчанию. Выборщики могут голосовать только единым блоком, их мнения не могут расходиться. Исключения наблюдаются только в двух штатах – Мэне и Небраске. Там два выборщика назначаются от штата в целом, а остальные – по округам, созданным для выбора членов палаты представителей. Голосуют они отдельно друг от друга, поэтому в этих двух штатах между выборщиками может быть раскол.

По закону, выборщики могут голосовать за любых кандидатов. Но, по традиции, их голос должен соответствовать воле жителей штата, который они представляют. Во многих штатах существует клятва «верности голосу». Однако это правило нередко нарушается. Таких выборщиков называют неверными. Только в 28 штатах существует ответственность выборщика за голосование вопреки народному голосу. Но максимальное наказание за это – всего лишь штраф в тысячу долларов. Федеральный закон запрещает подвергать неверных выборщиков уголовному наказанию.

Президентские выборы проходят в первый вторник после первого понедельника ноября високосного года. В течение недели после выборов Федеральная служба регистрации отправляет губернаторам письма с просьбой указать лиц, ответственных за выдачу выборщикам свидетельств, наделяющих их соответствующими полномочиями. Обычно оформлением подобных документов занимается секретарь штата. Свидетельства передают в Администрацию национальных архивов и документов, где их регистрируют, а затем пересылают в Федеральную службу регистрации для проверки и устранения возможных ошибок. Теперь эти документы поступают в Сенат, где будут опечатанными храниться до самого момента официального подсчёта голосов и оглашения результатов выборов.

В первый понедельник после второй среды декабря выборщики собираются в центральных городах своих штатов. Они избирают председателя и двух секретарей. В двух отдельных бюллетенях они указывают своего кандидата в президенты и в вице-президенты. После того, как голоса отданы, выборщики оформляют шесть свидетельств, к каждому из которых прилагают по два списка с результатами голосования:

За работу выборщикам положена небольшая денежная компенсация. В январе две палаты Конгресса подсчитывают голоса. Для того чтобы кандидат стал хозяином Овального кабинета нужно набрать не менее 270 голосов.

Достоинства и недостатки подобной избирательной системы

Многие американцы критикуют существующую систему и требуют перехода к обычному прямому голосованию. По их мнению, подобный механизм:

Но, так или иначе, институт выборщиков существует до сих пор. Чтобы изменить избирательную систему необходимо внести правки в Конституцию. Это очень сложная процедура, за изменение должны проголосовать не менее 38 штатов и не менее 2/3 Конгресса. Сторонники существующей избирательной системы считают, что именно она подчёркивает федеративность Соединённых Штатов и позволяет учитывать волю каждого штата, пусть даже самого маленького и незаселённого. Президент должен добиться поддержки большинства штатов, а не большинства избирателей.

Как стать выборщиком

Выборщиком может стать лицо, получившее американское гражданство либо по праву рождения, либо путём натурализации, прожившее в США не менее 14 лет. После войны Севера и Юга было запрещено занимать этот пост лицам, участвовавшим в мятеже (поправка XIV, которая сегодня представляет лишь исторический, а не политический или юридический интерес). В 1870 году была принята очень важная поправка XV, благодаря которой выборщиками смогли становиться представители цветного населения США. А с 1920 года в Коллегию смогли входить и женщины.

Обычно выборщик – это лицо, известное своему штату: политик, бывший военный или шериф, медийная личность. Но это ни в коем случае не может быть человек, связанный с распределением имущества или финансов. Партии заранее составляют свои списки выборщиков. Та из них, которая получит в штате поддержку населения в результате мажоритарного голосования, и назначает выборщиков на партийном съезде штата. Вполне логично, что когда дело доходит до голосования, выборщики поддерживают именно кандидатов от своей партии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *