Что такое выразительная речь
Выразительность русской речи и ее средства
Выразительность речи — совокупность таких её качеств как, прежде всего — целесообразности, уместности, точности, логичности, ясности, экспрессивности, которые обеспечивают полноценное (максимально приближенное к адекватному пониманию передаваемой информации) восприятие речи адресатом.
Качества речи, обусловливающие ее выразительность, обладают не одинаковой степенью релевантности (значимости) и отчасти разными средствами выражения в функциональных разновидностях языка. Так, в официально-деловой речи точность, не допускающая инотолкования, «проявляется прежде всего в употреблении специальной терминологии, в однозначности и безобразности нетерминологической лексики» (Кожина М.Н., 1993. С. 179). А точность художественной речи означает соответствие языковых средств эстетической задаче создания образа, то есть их мотивированность художественным контекстом (Шмелев Д.Н., 1964. С. 24-37).
Существуют и другие трактовки понятия выразительности речи.
Например, выразительность речи понимается
Выразительные средства — это такие языковые/речевые средства, которые обеспечивают полноценное (максимально приближенное к пониманию заложенной в тексте информации) восприятие речи адресатом.
Выбор и использование выразительных средства зависят от ситуации общения, избранного жанра и стиля речи, а также от авторской индивидуальности. Так, в официальноделовой речи точность, не допускающая инотолкования, достигается благодаря использованию специальной терминологии, однозначной и безобразной нетерминологической лексики, повторов слов (преимущественно терминов), уточняющих оборотов и др. средств языка. В газетно-публицистической речи точность имеет подчеркнуто документально-фактологический и оценочный характер и создается за счет широкого употребления профессионализмов, оценочных метафор, а также других выразительных средств. Употребление выразительных средств зависит также от авторской индивидуальности.
Традиционно выделяются такие выразительные средства русского языка:
В качестве примера использования выразительного средства приведем начало «Баллады о синем пакете» Николая Тихонова:
Локти резали ветер, за полем — лог,
Человек добежал, почернел, лег.
Лег у огня, прохрипел: «Коня!»
И стало холодно у огня.
А конь ударил, закусил мундштук,
Четыре копыта и пара рук.
Озеро — в озеро, в карьер луга,
Небо согнулось, как дуга.
Как телеграмма, летит земля,
Ровным звоном звенят поля.
В этом тексте использованы
Кроме того, использованы лексико-синтаксические приемы: анадиплозис (..почернел, лег. / Лег у огня. ); сравнение (. Небо согнулось, как дуга. / Как телеграмма, летит земля. ).
Некоторые исследователи определяют выразительные средства широко, полагая, что «средствами выразительности могут являться все средства языка и речи (если они соответствуют коммуникативным целям автора речи)» (Савова М.Р., 1998. С. 30).
Близкой точки зрения придерживается А.В. Федоров: «В системе стиля всякое средство выражения, всякий элемент языка, приобретающий стилистическую функцию, является выразительным средством, независимо от того, создает ли он в сочетании с другими элементами впечатление привычности данного отрезка речи или, напротив, заставляет его выделяться в целом по контрасту с нейтральными формами речи, или же, наконец, создает контраст внутри него, вступая в столкновение с окружающими словами или грамматическими конструкциями» (Федоров А.В., 1971. С. 73).
Выразительность речи
Выразительность речи —это такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя; речь, обладающая этими особенностями, называется выразительной.
Показателями данного критерия являются:
– Хорошее знание выразительных возможностей языка;
– Использование разнообразных интонаций;
– Умение расставлять паузы;
– Умение вызвать реакцию у слушателя.
Когда мы придаем слову эмоциональную окраску, то благодаря этому мы выражаем свое отношение не только к предмету мысли, но и к нашему собеседнику.
– понятие, объясняемое в специальной литературе по-разному,например: синоним экспрессивности речи (Ахманова О.С., 1966, с. 94; Матвеева Т.В., 1986, с. 88); «такиеособенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя» (Головин Б.Н., 1988, с. 182); «свойство речи обращать на себя внимание и запоминаться» (Хазагеров Г.Г.,Корнилова Е.Е., 2001, с. 126); «способность текста привлекать внимание своей речевой организацией» (Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С., 1999, с. 215); «способность… речи «хорошо», «ярко» выразить что-нибудь, темсамым привлечь внимание собеседника и удерживать его на всем протяжении этой речи» (Пекарская И.В.,2001, с. 12); «коммуникативное качество речи», которое «характеризует эффективность коммуникативно-целесообразного проявления индивидуальности автора речи с помощью различных речевых средств» (Савова М.Р., 1998, с. 29); «приемы использования языка для достижения конечной цели – убедить,доказать» (Солганик Г.Я., 1973, с. 38) и т.д.
В принятой нами системе терминов элокуции выразительность речи (высказывания, части текста илитекста в целом) определяется как совокупность таких качеств (прежде всего – точности (см.), логичности(см.), ясности (см.), экспрессивности (см.)), которые обеспечивают ее полноценное (максимальноприближенное к пониманию передаваемой информации) восприятие адресатом.
Качества речи, обусловливающие ее В., обладают неодинаковой степенью релевантности (значимости) иотчасти разными средствами выражения в функциональных разновидностях языка. Так, в оф.-дел. речиточность, не допускающая инотолкования, «проявляется прежде всего в употреблении специальнойтерминологии, в однозначности и безо́бразности нетерминологической лексики» (Кожина М.Н., 1993, с. 179).А точность в речи художественной означает соответствие языковых средств эстетической задаче созданияобраза, т.е. их мотивированность худож. контекстом (Шмелев Д.Н., 1964, с. 24–37).
Что такое выразительность речи и какие виды бывают?
Второй час оратор носится по сцене, поет, жонглирует микрофоном, показывает яркие презентации и пересказывает сборник анекдотов. А публика все равно остается глухой и уже начинает откровенно посапывать в полудреме. В чем проблема спикера? Плохой вокал или прошлогодние шутки? Проще — не тем «цепляет». Выразительность речи — не единое понятие. Как и все категории, она включает в себя подвиды. Но какие именно и как выбрать себе подходящий?
Что такое «выразительная речь»?
Выразительная речь — это стиль вербальной коммуникации, включающий грамотность, поставленный голос, четкую дикцию. Также к особенностям подобного говора относят:
В речи проскальзывает характер рассказчика. Неудивительно, что няни в детском саду легко общаются с малышами, но ничего не смыслят в выступлениях адвокатов. Автомеханик спокойно поддержит разговор с программистом, но не сумеет красочно описать сюжет художественной книги в попытках заинтересовать и побудить к прочтению.
В любом правиле есть исключения. Находятся гуманитарии, умело поддерживающие разговор о технике. Есть и архитекторы, знающие толк в психологии. Однако на гораздо больший успех можно рассчитывать, если выбрать для дальнейшего развития именно тот вид выразительной речи, который подходит под тип личности.
Разновидности выразительной речи.
1. Логическая.
Самый строгий вид. Однако это не значит, что в нем нет преимуществ. Логически построенная речь позволяет передать максимальное количество информации при минимальных затратах времени. Логика — лучший выбор для слушателей, которые не любят ждать и всегда берут «быка за рога». Среди характеристик категории — наличие:
Может показаться, будто логические тексты используются только в научных или деловых кругах. Это ложное суждение. Все зависит от мышления рассказчика. Речевая логика активно используется даже в быту, если ее носитель любит говорить кратко и по делу. Несмотря на стереотип, в таком разговоре нет чрезмерной сухости, так как он включает в себя уместные сравнения и эпитеты.
Кому подойдет: логикам; тем, кто не любит «лить воду», предпочитая говорить по существу.
2. Эмоциональная.
Для такой практики рассказчику не обязательно быть актером, оглушительно смеяться или плакать, бурно реагировать на все вокруг. Нет, он может быть вполне спокоен и уравновешен. Одно дело ощущать эмоцию и совершенно другое — ее выражать. Яркая демонстрация чувств — это другой подвид выразительности. Подробнее он будет рассмотрен в одном из следующих разделов статьи.
Оратор эмоционального типа стремится управлять переживаниями публики или собеседника, а не передавать их самому. Хотя одно другого не исключает. Для подобного вида характерно:
Эта методика не взывает к уму, наоборот, — она стремится его затуманить. Основная цель здесь — сердце и душа. Именно поэтому данный вид общения часто приравнивают к манипуляциям. Осваивать его лучше осторожно, не подключая негативные цели. В противном случае реакция публики будет резко отрицательной.
Кому подойдет: личностям с активной жизненной позицией, лидерам, прирожденным психологам.
3. Психологическая.
Эта разновидность во многом схожа с предыдущей. Она также содействует сближению спикера и его слушателей. Есть склонность к манипуляциям, как и у эмоционального вида. Однако последний призван воздействовать только на чувства, которые аудитория уже ощущала раньше. Психология же влияет на сиюминутные переживания, причем охватывая еще и ум, инстинкты. Признаки:
Психологический метод работает «здесь и сейчас». Другим видам зачастую необходима заранее продуманная структура, которая будет в точности воспроизводиться во время рассказа. Психология же требует экспромта.
Кому подойдет: ценителям психологии; стремящимся к влиянию; внимательным, находчивым; тем, кто умеет контролировать собственные эмоции и их выражение.
4. Экспрессивная.
Экспрессивный тип тесно связан с харизмой. Рассказчик, использующий этот вид, ярко и открыто выражает свое внутреннее состояние. Или применяет актерское мастерство. В подобной методике внимание уделяется:
Выступая, спикер «заражает» слушателей энергией, напором, воодушевлением. Секрет экспрессии заключается в правиле «10 процентов». Если хотя бы десятая доля публики, в которой больше 10 человек, поведется на уловки оратора, остальная часть толпы тоже подключится к игре, причем неосознанно.
Кому подойдет: активным, харизматичным личностям; холерикам, сангвиникам; актерам по призванию.
5. Лингвистическая.
Красивая речь — еще одна наживка для собеседника. Эта техника цепляет своей «правильностью». В ней нет психологии, излишних эмоций или крайней сухости. Однако человека, овладевшего подобной методикой, очень приятно и интересно слушать. Специфика вида:
Кому подойдет: лингвистам; тем, кто предпочитает соблюдать правила, ценит адекватную строгость и не любит беспорядок.
6. Литературная.
Литературная речь — настоящее искусство. Ни в одном из подвидов выразительности нет такой художественной насыщенности. Это сочетание реальности и иллюзии, аллегорическая действительность. К ее признакам относятся:
Частично литературный тип связан с лингвистическим — последний помогает словесно передавать образы. В целом каждый из видов речи как-то связан с остальными, но не идентичен.
Кому подойдет: литераторам, любителям книг, ценителям искусства, мечтателям; тем, кто предпочитает образность, любит загадки.
7. Юмористическая.
Этот вид делится на собственно юмор и сатиру. У каждого подвида есть свои признаки.
Юмор | Сатира |
---|---|
Легкость подачи | Смысловое нагромождение |
Добродушие | Негативный подтекст, высмеивание, критика |
Открытость | Завуалированность |
Периодическое использование для отступления, отвлечения или отдыха | Применение на протяжении всей речи в качестве основы рассказа |
Универсальность в использовании | Ситуационная ограниченность |
Обе разновидности комизма требуют живого ума, наблюдательности. Ораторам, выбравшим именно этот путь развития, лучше соблюдать осторожность. Уместность в этом случае особо важна. Сатиру нельзя использовать на многих мероприятиях. Нежелательно, чтобы юмор составлял более трети всего рассказа. Исключение — выступления комедиантов.
Кому подойдет: сангвиникам, оптимистам, критикам; весёлым, харизматичным людям; тем, у кого быстрая смекалка и находчивость.
Выразительность речи редко дается одному человеку сразу в нескольких видах. Намного чаще встречаются ситуации, когда спикер овладевает единственным типом выразительного выступления. И его оказывается достаточно, чтобы публика взорвалась бурными аплодисментами. Тем не менее стремиться к умелой комбинации этих разновидностей — похвально. Однако во всем есть мера: один освоенный стиль — хорошо, два — отлично, три — шедеврально, а вот четыре — уже сплошной хаос.
Определение понятия «выразительная речь»
Определение понятия «выразительная речь»
Одна из важных задач нашей школы — вооружить учащихся культурной, выразительной речью. Умение говорить еще более важно, чем умение писать. Дидактическое правило гласит: «В школе не должно быть невыразительного чтения». [46, с.24]
Не только поэты, но и такие прозаики, как Н. В. Гоголь, И. С. Тургеневи драматург А. Н. Островский, создавали свои произведения в расчете на звучание. Звучащее слово гораздо лучше воспринимается, чем напечатанное.
«Выразительность речи – умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства, умение владеть интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя» – говорид Рождественский Н.С.
Выразительность речи — важнейшее коммуникативное качество, обеспечивающее на риторическом уровне достижение влиятельности высказывания, его действенности.
Выразительность речи зависит так же от правильного дыхания, звучного голоса, четкой дикции, нормального темпа, соответствующего цели высказывания. Умение регулировать силу и высоту голоса способствует развитию его гибкости и подвижности. Постепенно формируется умение пользоваться разным темпом речи. Большую роль в речи играет интонация. Она усиливает смысл сказанного. Вместе с тем с ее помощью можно придавать высказыванию смысл, противоположный тому, что выражает основное значение слова.
Выразительность можно рассматривать как качественную характеристику речи и как показатель высокой степени самостоятельного, осознанного использования языка.
Основным назначением выразительности речи является обеспечение эффективности коммуникации. (В. П. Аникин, В, В. Виноградов, А. Ф. Головенченко, Е.Н.Головин, С.И.Ожегов, С.Л. Рубинштейн и др.). С одной стороны, она помогает слушателю понять внутренний, глубинный смысл высказывания, его целеустановку и эмоциональную природу, поскольку «самим подбором и размещением средств языка, знаковой структурой воздействует не только на ум, но и на эмоциональную область сознания, поддерживает внимание и интерес слушателя». [2, с.76]
C другой стороны, использование адекватных выразительных средств позволяет говорящему объективно передать содержание высказывания и отношение к предмету речи и собеседнику. С.Л. Рубинштейн писал: «Стержнем или канвой смыслового содержания речи безусловно является то, что она обозначает, но живая человеческая речь не сводится к одной лишь абстрактной совокупности значений. Она обычно выражает и эмоциональные отношения человека к тому, о чём он говорит, и к кому он обращается. Можно даже, пожалуй, сказать, что чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». [24, с.54]
Таким образом, совокупный анализ лингвистической и психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, что понятие выразительность речи имеет интегративный характер. Это дает возможность рассматривать выразительность речи как сложную систему, состоящую из нескольких компонентов, основными из которых являются вербальные и невербальные средства.
Большинство авторов (Б.И. Головин, С.И. Ожегов, 3.В. Савкова и др.) главным элементом звуковой выразительности называют интонацию. Основными компонентами интонации выступают: характеристики голоса (тембрирование и мелодика), темпоритм речи, логические и психологические паузы. Интонация является важным средством формирования высказывания и выявления его смысла. Вступая во взаимосвязь с лексикой и синтаксисом, интонирование конкретизирует (подтверждает, дополняет) сообщение.
Функциональное назначение интонации реализуется с помощью, голоса, который выполняет важнейшие коммуникативные функции: привлекает внимание слушателей, настраивает на восприятие содержания речи; выражает смысл высказывания и эмоциональное отношение говорящего к предмету речи.
Темп речи помогает передать и логическую структуру речи. Вводные предложения, придаточные предложения, деепричастные обороты часто произносятся в более быстром темпе, чем главная часть предложения (но не всегда).
Человеческой речи свойствен известный ритм, образуемый повторностью сильных и слабых звучаний, а также пауз. Так как ритм соединен с темпом, то это явление обычно и называют темно-ритмом. Темпо-ритм свойствен и прозе, но в прозе он очень неопределенный, меняющийся без строгой закономерности, а потому менееявный. По этой-то причине лучше знакомиться с темпо-ритмом на стихотворных произведениях. Стихами пишутся произведения различных родов и жанров. Поэтому сама манера чтения или интонационно-мелодический тип исполнения стихов не может быть одним и тем же. Различают три типа исполнения: декламативно-риторическнй, напевный и говорной.
Темпо-ритмическая организация устной речи является тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик. [23, с.89]
Паузы помогают более точно оформить течение мысли, облегчают восприятие речи. Логические паузы и ударения помогают выделить отдельные слова в зависимости от смысла высказывания. Психологические паузы передают эмоционально личностный смысл речи.
Итак, интонация включает в себя целый комплекс средств выразительности, благодаря которым выполняет многообразные функции : различает коммуникативные типы высказывания; дифференцирует части высказывания соответственно их смысловой важности; выражает конкретные эмоции; вскрывает подтекст высказывания; характеризует говорящего и ситуацию общения. [25, с.33]
Образность речи придают изобразительно-выразительные средства лексики. Большинство ученых определяют образность как способность языковых единиц вызывать наглядно-чувственные представления (А.В. Потебня, А.И. Петровский, Л.И. Тимофеев, Д. Н. Шмелев и др.).
Главным источником образности являются тропы, которые расширяют границы употребления слов, так как используют множество вторичных оттенков; углубляют представление о явлении; усиливают эмоционально-выразительную окраску речи, в ключая в нее оценочные характеристики, по утверждению целого ряда авторов (Н.А. Дмитриева, Г.В. Пархоменко и др.), образные средства лексической выразительности способствуют появлению в сознании слушателя живых и конкретных образов, которым часто сопутствуют чувственные ассоциации. Все виды тропов основаны на употреблении слов в переносном значении для достижения нового, неожиданного оттенка смысла.
Синтаксическая структура речи (свободный порядок слов в предложении; многосоюзие; бессоюзие; анафора; риторический вопрос и др.) усиливает вербальную выразительности. Под синтаксической структурой речи можно понимать не только особое построение предложений, но и текст в его стилевых разновидностях. [26, с.65]
Дополнительным средством, усиливающим выразительность называют невербальные средства, которые, внешне оформляют высказывание и являются неотъемлемым средством устной речи. К ним относится: мимика (изменение формы губ, глаз, бровей, подвижность лица); жесты (любые движения рук, телодвижения с целью подчеркивания значения произносимого), и поза. Выразительные движения дополняют и обеспечивают точность интерпретации вербального сообщения (А.А. Бодалев, К. Изард, В.А. Лабунская, П.М.Якобсон и др.).
Авторы выделяют разные показатели выразительности речи. [15, 24, 25] Мы посчитали возможным в качестве определяющих признаков выделить следующие: логическая точность; уместность (способность передать содержание в соответствии с задачами и обстановкой сообщения); эмоциональность.
Данные признаки свидетельствуют о том, что освоение человеком выразительности речи обеспечивает адекватность передачи информации и эффективность речевой коммуникации с окружающими людьми, способствуя тем самым, установлению результативности взаимодействия.
Таким образом, выразительность речи является важной качественной характеристикой, позволяющей говорящему точно адекватно ситуации общения передать смысл, содержание высказывания. Слушающему при этом необходимо верно расценить используемые говорящим компоненты выразительной речи.
Консультация для педагогов «Выразительность речи»
Выразительность речи – это умение внятно,
убедительно и в то же время по возможности
сжато выражать свои мысли и чувства;
умение интонацией, выбором слов,
построением предложений, подбором
фактов,примеров действовать на слушателя
(Н. С. Рождественский).
(Слайд1.) Под этим понятием эмоциональной выразительности подразумевается создание наглядно-чувственных образов средствами языка и речи. Речевая выразительность имеет для ребенка особую важность. В первую очередь она является фактором, обеспечивающим оформление фраз как целостных смысловых единиц; вместе с тем она обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, а также об эмоциональном состоянии говорящего.
Видеообращение от детей:
1 Здравствуйте, мы говорим вам, здравствуйте!
2 Доброго здоровья люди вам.
3 Каждый день и час желаем – здравствуйте!
4 Будьте счастливы, мира, радости и процветания вам!
-Вам понравилось приветствие?
— А как вы поняли, что мы вам пожелали здоровья? (из слов)
— А как дети усилили, дополнили, украсили свою речь? (интонацией, тоном, жестами, мимикой)
— Вы, наверное, помните выражение, что «часто бывает не то, что сказано, а то как сказано», то есть надо уметь владеть интонацией.
— Если бы мы вам продекламировали это стихотворение со злостью в голосе, могли бы вы сказать, что мы вам пожелали здоровья?
– Скажи выразительно и громко!
Что же значит, по-вашему, выразительно говорить? (ответы педагогов).
Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и
эмоциональное чтение художественного произведения. Значит, для того,
чтобы в речи ребёнка появилась какая-либо интонация, он должен не просто
понимать то, о чём говорит, но и сопереживать тому, о чём повествует. Воспитание выразительности речи способствует общему психическому развитию ребенка и облегчает обучение.
Для начала я предлагаю небольшую ревевую разминку. Нужно сказать слово «ребята»всем вместе хором:
— Посмотрите, мы произносили одно и то-же слово, но от того какая была интонация оно меняло эмоциональную окраску.
Что же помогает выразительно говорить?
(Слайд 3). Еще в древности, до появления речи как средства общения люди пытались передать информацию с помощью криков, звуков различной высоты и силы, жестов и мимики или пантомимики.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, что такое мимика?
Мимика (греч. — подражатель) — выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств, настроений человека, один из вспомогательных способов общения людей. Сопровождая речь, мимика способствует выразительности. (Слайд4).
Например: «Вы откусили кислый лимон (сладкое яблоко)». Один ребёнок показывает,а остальные угадывают.Например: «Вова ест яблоко, а какое?».
Например, Ребенок поднимает тяжелую штангу, бросает её, изображает спящего котенка. и т. д.
Отличным практическим материалом станет книга М. И. Чистяковой «Психогимнастика». Так же Разработаны комплексы гимнастик для развития мимической мускулатуры. (поднять и опустить брови, нахмурить брови и т. д.)
Жест (от лат. gestus — движение тела) — некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.
И пантомимика, объединяет в себе и мимику, и жест.
(Слайд4).Бернард Шоу говорил: «Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идет об интонации. Так, например, есть 50 способов сказать “да” и 500 способов сказать “нет”. В то время как написать эти слова можно только по разу».
(Конверт1)Задание: Покажите, пожалуйста, мимикой сигналы,написанные на ваших карточках:
• У меня есть свободное время;
• У меня есть вопрос;
Передайте друг другу этот карандаш, используя уже и мимику и жесты,как будто это:
3 Стакан, до краев заполненный водой,
4 Горячая печеная картошка,
(слайд 5).Теперь определим компоненты «выразительности речи». Это интонация, мелодика, логическое ударение, пауза, ритм, темп и тембр.
Просодика – сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм,
интенсивность, темп, тембр и логическое ударение.
Мелодика речи – совокупность тональных средств, характерных для данного
языка; модуляция высоты тона при произнесении фразы (понижение или повышение тона голоса). Ритм речи – упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием. Темп речи (тесно связан с ритмом) – скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой напряженности. Пауза –перерыв в процессе речи. Тембр голоса – специфическая, индивидуальная окраска голоса, качество звука. Логическое ударение – интонационное средство; выделение
какого-либо слова в предложении членораздельно, длительно, громко.
Упражнение на мелодику голоса.
Для привлечения внимания детей к мелодике (основному тону голоса) можно использовать такой прием, как «рассказ проблемной истории»:
«Вчера я была в магазине. Там купила кабачки, помидоры, огурцы. Это овощи». (Утверждение, тон голоса понижается).После паузы можно спросить у детей: «Почему вы мне ничего не ответили?»предположительный ответ детей: «Вы нас не спрашивали!» — «Ну, хорошо, слушайте дальше. А еще я купила бананы и апельсины. Это фрукты?» — «Да, конечно!» — «Как вы узнали, что первый раз я вас не спрашивала, а во второй раз спросила?»
Скорее всего дети не дадут правильного ответа, но выскажут предположение, что изменился голос.
В данном случае нужно объяснить детям, что человеческий голос может изменяться – «подниматься и спускаться как с горки (при работе со старшими дошкольниками можно ввести термины «голос повышается», «голос понижается»).
Попробуйте изменить высоту своего голоса вверх или вниз. Заметили, что
ваша фраза изменилась? Приём изменения высоты голоса добавляет речи
певучесть, нежность и гибкость и называется МЕЛОДИКОЙ.
Игра на овладение мелодикой «Ласково и грубо».
Ролевая игра. Предложите ребёнку выбрать роль медведя или зайчишки.
Уточните, какой голос у медведя (низкий, грубый, а какой у зайчишки
(ласковый, высокий, тоненький). Предложить малышу повторить фразу с
интонацией конкретного животного. Например, медведь – «У лисы
пушистый хвост», а заяц – «У лисы пушистенький хвостик».
Ритм (чередование ударных слогов). Детям можно предложить отхлопывать в ладоши ритм сначала слоговых серий (Та-та-Та-та, та-Та-та-Та, Та-та-та-Та-та-та и т. д.) Ритм задается педагогом в виде хлопков, ударов в барабан, музыкальных отрывков, серии слогов, коротких стихотворений и т. д.
Темп.При развитии восприятия темпа вводятся контрастные образцы: «быстро» и «медленно», после овладения ими предлагается образец умеренного темпа. Можно использовать картинки (символы): «Черепаха», «Ракета». В качестве речевого материала используются потешки, поговорки, чистоговорки, скороговорки. Первоначально у детей формируют умение подчинять скорость собственных движений темпу, заданному в речевом образце, например, предлагают выполнить серию хлопков, прыжков, взмахов рук в том темпе, с которым воспитатель читает стихотворные тексты. Если взрослый ускоряет речь (переходит от медленного темпа к быстрому или умеренному, то дети тоже должны ускорять свои движения.
(Конверт 2). Речевые разминки при работе над художественными паузами лучше всего проводить с пословицами.
Предлагается аудитории выполнить задание.
Один в поле | не воин.
Согласье | крепче каменных стен.
Одна пчела | не много меду натаскает.
Правда | дороже золота.
За правое дело | стой смело.
(Конверт 3). Тембр голоса. Отражает эмоциональные оттенки речи (грусть, веселье, мрачный тембр).
Уважаемые коллеги, у нас работает лесное радио. Обитатели леса читают
каждый своё объявление. Прочитать необходимо так, что остальные поняли,кто автор объявления:
Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг
пальца обведу. Учитывая все это, настоятельно прошу называть меня по
имени и отчеству. Патрикеевной больше не называть.
Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне!
Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья?
Что –то стало очень скучно одному выть на луну. Кто составит компанию?
Прошу разбудить меня весной. Приходить лучше с мёдом!
Тому, кто найдёт мой хвост. Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый. И не беспокойте меня с такими мелочами
Мяу, мяу ушла зализывать раны. До встречи в марте!
Помогу всем, у кого сломался будильник!
Сила голоса. Изменение громкости звучания речи должно быть осознанным и зависеть от содержания высказывания.
Перед тобой три поезда, которые едут и гудят. Тот, что ближе, гудит громко,
следующий голосом средней силы и последний тихо- тихо.
папа. А теперь сам покажи разными голосами.
(слайд 6). Логическое ударение (выделение наиболее важного по смыслу слова из фразы). Работа начинается со знакомства с этим понятием.Дошкольникам объясняют: это слова, которые считаются особенно важными, произносят громче и (или) медленно (растянуто) остальных слов в предложении.
Например, педагог произносит фразу «Воробьи клюют крошки».И организует ее анализ:
— Какое слово я выделила как самое важное? Да, именно воробьи, а не другие птицы клюют крошки.
— Послушайте,как я скажу теперь: «Воробьи клюют крошки». Что я уточнила о воробьях? (Что они клюют, а не летают или сидят). Как я произнесла важное слово?
—Послушайте еще раз: «Воробьи клюют крошки». Что я теперь уточнила о воробьях? (Они питаются крошками, а не зерном, рябиной.) Как я выделила важное слово?
Интонацию называют зеркалом нашей эмоциональной жизни. Наша речь это та же музыка, пение. элемент выразительности речи. Без нее, например, не может быть предложения. Есть цепочка слов, которая превратится в предложение только тогда, когда появится интонация. Интонация конца предложения поможет отделить одно предложение от другого. И делать это она будет по-разному.
(Конверт3). (Слайд 7).Все предложения по цели высказывания делятся на три группы:
1 Повествовательные предложения. Это предложения, которые рассказывают о чем-нибудь, сообщают, несут информацию для собеседника. У этих предложений утвердительная интонация
2 Вопросительные предложения. Это предложения, которые содержат вопрос.
3 Побудительные предложения. Это предложения, которые приказывают или просят что-то сделать. Побуждают к действию.
Задание. Надо прочитать стихотворение «Чудеса» с позиции повествования и т. д.
В сундуке лежала шуба
Стала шуба мне мала.
Интонационной выразительности речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Многие педагоги сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности при подготовке к выступлениям на праздниках.
При неправильном произношении у детей отмечаются различные несовершенства дыхания. Научив ребенка «правильно» дышать, воспитав длительный речевой выдох, мы, тем самым, создадим необходимую базу для овладения правильным звукопроизношением.
(слайд8). Я предлагаю вам 4 простых упражнения, которые не только подготовят детей к правильному речевому дыханию, но и будут хорошим профилактическим средством от простуды.
1. «Ныряльщики» вдох ртом, выдох носом.
2. «Больной тяжело дышит» вдох ртом, выдох ртом.
3. «Кто лучше надует игрушку» вдох носом, выдох ртом.
4. «Доктор слушает больного» вдох носом, выдох носом.
Все эти средства интонации, выразительность речи и чтения
Можно ли всем этим премудростям научить ребёнка? Конечно! И
оптимальная форма занятий – это игра!
(слайд 9).Это достигается следующими видами работ:
1)Основной метод – это выразительная речь и чтение художественных
произведений самим педагогом. Дети подражают.
2)Театрализованная деятельность. Участие в инсценировках дает
возможность перевоплощаться в различные образы и побуждает говорить
свободно и выразительно, действовать раскованно. Для инсценировок
необходима подготовительная работа, где в вопросно – ответной беседе
выявляется, какие свойства характера присущи каждому персонажу, каковы должны быть его манера речи, мимика, жесты, походка. Большое значение имеет атрибутика (костюмы, детали костюма).
3)физкультурные паузы. Координация речи с движением.
4)Речевые разминки, которые следует включать в каждое занятие. В старшем возрасте, они могут проводиться в форме соревнования. Произнесения скороговорок, чистоговорок, приветствий, обращений, имен с разными эмоциями и интонациями (грустно, удивленно, радостно, тихо, громко, быстро, медленно, стихи-диалоги по ролям.
5)Использование музыкального сопровождения при чтении художественных произведений, при заучивании стихов.
6) Иллюстрация прочитанного, услышанного.
7)Игры в стихи и со стихами. Как же научить играть в стихи и со стихами?
Очень просто: их нужно читать и знать наизусть, иначе игра не состоится, не во что будет играть. Правила заключены в самом стихотворении, в его
назначении и содержании. Это скороговорки, считалки, дразнилки,
смешилки и прочая стихотворная «шумиха».
8) Дидактические игры и упражнения,например:
1. Подбери картинку к стихотворению.
2. Покажи мимикой, что ты грустный, веселый и т. д.
3. Узнай по картинке, про что стишок.
4. Добавь словечко. Договори слово.
5. Как назвать вторым словом.
6. Что это может быть.
5) Подвижные речевые игры,например:
3. У медведя во бору.
9) Посещение театра, конкурсов чтецов.
10) Прослушивание дисков со сказками и стихами, прочитанные
профессиональными актерами. После неоднократного прослушивания сказки можно предложить ребенку пересказать текст, подражая голосам актеров.
(слайд 10) Интонацию называют зеркалом нашей эмоциональной жизни. Наша речь это та же музыка, пение. Чем богаче палитра голосовых оттенков, тем эффективнее воспринимается информация, сообщаемая детям. Как свидетельствуют психологи, «обучиться интонации нельзя… интонация речи в определенной жизненной ситуации приходит сама собой, и о ней не нужно ни думать, ни заботиться. Больше того, как только Вы постараетесь её сделать, это будет замечено как фальшь».
• У меня есть свободное время
• У меня есть вопрос
Один в поле | не воин.
Согласье | крепче каменных стен.
Одна пчела | не много меду натаскает.
Правда | дороже золота.
За правое дело | стой смело.
В сундуке лежала шуба
Стала шуба мне мала.
В сундуке лежала шуба
Стала шуба мне мала.
В сундуке лежала шуба
Стала шуба мне мала.
Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая все это, настоятельно прошу называть меня по имени и отчеству. Патрикеевной больше не называть.
Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне!
Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья?
Что –то стало очень скучно одному выть на луну. Кто составит компанию?
Прошу разбудить меня весной. Приходить лучше с мёдом!
Тому, кто найдёт мой хвост.
Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый. И не беспокойте меня с такими мелочами
Мяу, мяу ушла зализывать раны. До встречи в марте!