Что такое высокая певческая форманта впф

Низкая и высокая вокальные форманты

Качество металличности и полётности определяется наличием в спектре голоса группы высоких обертонов, так называемой высокой певческой форманты. Округлость и мягкость звучания голоса зависят от усиления обертонов низкой части спектра. Высокая и низкая певческие форманты, а также вибрато (пульсация с частотой 5-6 раз в секунду) определяют красоту и льющийся характер голоса.

Приоритет в открытии певческих формант принадлежит отечественной науке. В 1928 году В. С. Казанский и С. Н. Ржевкин установили, что в спектре хоро­шо поставленного мужского певческого голоса всегда присутствуют усиленные обертоны с частотой в области 517 Гц. Эта форманта получила название низкой певческой форманты. С ее присутствием связано округлое, полное и мягкое звучание пев­ческого голоса. Если эту область «вырезать» из звучания голоса, отфильтровать ее, то звук обеляется, приобретает плоский харак­тер. Позднее, в 1934 году, В. Бартоломью), работая на более совершенной аппаратуре, обнаружил, что в хорошо поставленном голосе всегда присутствуют группы значительно усиленных обер­тонов в высокочастотной части спектра. Эта область получила на­звание высокой певческой форманты.

Для низких голосов усиленная высокочастотная область равна 2500—2800 Гц, для более высоких она доходит до 3200 Гц. Эта об­ласть, то есть высокая певческая форманта, привносит в звук яр­кость, блеск, металл. От нее зависит «дальнобойность», полетность звука, способность «пробивать» оркестр.

Современная аппаратура позволяет удалить из тембра высокую певческую форманту с помощью специального фильтра, пропускающего все частоты тембра (спектра), за исключением области вы­сокой певческой форманты. Голос, из которого «вырезана» высокая певческая форманта, становится глухим, далеким, теряет блеск, приобретает непевческий характер. Подобные опыты были проде­ланы Е. А. Рудаковым в акустической лаборатории Московской консерватории и В. П. Морозовым в лаборатории Ленинградской консерватории. Интересно, что голос без высокой певческой форманты к тому же значительно уменьшается по силе. «Вырезание» из спектра голоса других областей частот подобного резкого действия на тембр и силу звука не оказывает. Данное яв­ление связано с особенностями восприятия звука ухом человека.

Исследования показали, что у мастеров вокального искусства в области высокой певческой форманты сосредоточено до 30—35% всей звуковой энергии голоса. У неопытных певцов, а также в ре­чи, даже когда она «поставлена», т. е. у дикторов и актеров, высо­кая форманта достигает только 5—7%. Сотрудниками акустической лаборатории Московской консерватории создан электронный при­бор стрелочного типа, показывающий процент содержания в голо­се высокой певческой форманты. Певец может петь в микрофон и видеть на шкале прибора, каков процент содержания высокой форманты в звуке, который он в данный момент извлекает. Поя­вилась возможность контролировать характер тембра не только слухом, но и зрением.

Наличие серебристости тембра, металла всегда служило пока­зателем правильной организации певческого звука. Голос, сфор­мированный в подобном характере, оказывался хорошо слышимым в больших помещениях. Таким образом, были выяснены загадки певческого тембра, и стало понятно, от каких областей усиления обертонов зависит качество блеска и яркости и от каких — объем­ность, «мясистость», округлость.

Если сравнить спектр гласного звука в речи и в пении профес­сионального певца, то во втором случае кроме двух речевых фор­мант будут присутствовать высокая и низкая певческие форманты, которые и сообщают голосу специфически певческий характер зву­чания. Чем интенсивнее звук, тем большую роль в спектре играют певческие форманты и тем меньше выделяются форманты гласных. Поэтому при большой мощности звука гласные становятся хуже различимыми. В таком случае особенно важен начальный момент формирования звука, который в основном и определяет в нашем слуховом представлении характер гласного. Если на магнитной пленке вырезать этот момент становления гласного, трудно узнать, какой гласный звук тянется.

Гласные в пении звучат «ближе друг к другу», более нейтрализованно, чем в речи. Фор­манты гласных в пении нес­колько изменены, так как перед артикуляционным аппаратом стоят задачи не только фор­мирования резонаторных поло­стей, но и образования певчес­кого звука. Для этого полости рта и глотки формируются шире и рот открывается относительно больше, чем в речи.

У владеющего голосом певца все гласные звучат оди­наково, ровно, т. е. в певчес­ком тембре, у неопытного — певческий характер голоса на одних гласных выражен лучше, чем на других: одни гласные звучат хорошо, другие «зава­ливаются» или, наоборот, «обе­ляются». Такая же неровность в тембре у необученных певцов отмечается на разных участках диапазона. Центральная его часть, например, звучит хорошо, а верхняя — перекры­вается, звучит глухо или, на­пример, открыто, бело. Отсут­ствие ровности голоса связано с неумением формировать раз­личные гласные и разные уча­стки диапазона так, чтобы со­хранять постоянно хорошее об­разование высокой и низкой певческих формант.

Для вокальной педагогики существенным является не только установление особенно­стей спектра, вызывающих в голосе певца яркость и мяг­кость певческого тембра, т. е. певческих формант, но и меха­низм и место возникновения этих групп усиленных оберто­нов. Как показал Бартоломью, высокая певческая форманта возникает в гортани человека. Полость, образующаяся между голосовыми складками и вхо­дом в гортань, имеет размеры 2,5—3,0 см и резонирует на ча­стоты порядка 2500—3000 Гц, т. е. как раз в области высокой певческой форманты. Рентгенологические наблю­дения показали, что эта по­лость у квалифицированных певцов во время пения всегда четко отграничена от полости глотки суженным входом в

гортань. Размеры и форма ее, а следовательно, и резонанс, сохраняются на всех гласных и на всем диапазоне, чего в речи у тех же певцов не наблюдается. Очевидно, стабильность формы и размеров надскладочной полости позволяет усилить возникшие в голосовой щели высокочастотные обертоны — образовать высокую певческую форманту.

Что такое высокая певческая форманта впф. Смотреть фото Что такое высокая певческая форманта впф. Смотреть картинку Что такое высокая певческая форманта впф. Картинка про Что такое высокая певческая форманта впф. Фото Что такое высокая певческая форманта впф

Что такое высокая певческая форманта впф. Смотреть фото Что такое высокая певческая форманта впф. Смотреть картинку Что такое высокая певческая форманта впф. Картинка про Что такое высокая певческая форманта впф. Фото Что такое высокая певческая форманта впф

При твёрдой атаке, когда фаза смыкания голо­совых складок акцентирована, звук имеет яркий, даже резкий, же­сткий характер, т. к. в нем содержится много высокочастотных обертонов. Если атака вялая, смыкание неплотное, высокочастот­ных обертонов мало, звук «рассыпанный», «несобранный», мягкий. Следовательно, характер смыкания голосовой щели имеет решаю­щее значение в образовании первичного спектра гортани, а значит, и звучания голоса в целом.

Место возникновения низкой певческой форманты указывает­ся предположительно. Некоторые считают, что она образуется в нижней части глотки, что совпадает с практическими приемами педагогов, которые, желая получить более округлый, мясистый звук, требуют хорошего зевка, открытия нижней части глотки. Дру­гие думают, что это связано с резонансом трахеальной трубки. При этом ясно ощущаются вибрации в грудной клетке, передающиеся от резонирующей трахеи через легочную ткань.

Итак, резюмируя, надо сказать, что первичный тембр, возни­кающий в голосовой щели, видоизменяется за счет резонанса че­тырех основных полостей: трахеи, гортани, глотки и рта. В трахее и гортани оформляются певческие форманты, в глотке и во рту — форманты гласных. Певческие форманты постоянно присутствуют в голосе квалифицированного певца, потому и полости, их рождающие (гортани и трахеи), у него неизменны в своем объеме, а позиция гортани у мастера вокала строго фиксирована. Форман­ты гласных, образующиеся в полостях глотки и рта, требуют резо-наторных объемов, потому язык при артикуляции гласных обяза­тельно перемещается из одной позиции в другую.

Тема 5.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Голос контртенора. Особенности высокой певческой форманты и техники пения

Ключевые слова: контртенор, спектр голоса, спектральный анализ, высокая певческая форманта, механизмы голосообразования, резонансная техника пения.

Библиография: 20 источников.

Термином контртенор отличают от тенора мужской голос академического певца, специализирующегося на исполнении традиционных альтовых или сопрановых оперных партий (Вивальди, Гендель, Каччини, Моцарт, Скарлатти, Бах и др.), а также более поздних вокальных произведений (партии Вани, Ратмира в операх М.И. Глинки «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила» и др.) (По материалам сайта: www.countertenors.ru и др.)

В последние десятилетия контртенор приобрел значительную популярность у слушателей. На сегодняшний день известны имена более 30 контртеноров из разных стран Европы, Азии, Америки, в т.ч. и ряд Российских контртеноров. Открываются школы по обучению контртеноров.

Вместе с тем природа голосообразования и техника пения контртенора остаются недостаточно изученной областью вокальной науки.

Настоящая статья посвящена компьютерным исследованиям относительного уровня и частотного расположения высокой певческой форманты в спектре голоса контртеноров.

Методика

Интегральный спектр, тем не менее, дает возможность уточнить частотное расположение ВПФ в спектре голоса, т.к. в области ВПФ относительный уровень спектра оркестра существенно снижен и ВПФ хорошо выделяется на его фоне. Что касается уровня ВПФ, то наличие мощных низкочастотных гармоник оркестра (как правило, ниже основного тона голоса певца) существенно снижает расчетную величину ВПФ (более подробно о компьютерных спектрах голоса певцов см.: [8]).

Результаты исследования

В данной работе было исследовано двадцать образцов голоса, с выделением спектров отдельных гласных на разных нотах диапазона или интегральных спектров полных вокальных произведений (или их фрагментов), исполненных четырьмя известными профессиональными контртенорами, в том числе:

С творческим биографиями указанных вокалистов и их репертуаром можно ознакомиться по их интернет публикациям [1, 2, 3, 15].

Примеры компьютерных распечаток спектров голоса Э. Курмангалиева, Р. Яваева, Е. Журавкина, Ф. Жарусски приведены на рис. 1, 2, 3, 4. Высокая певческая форманта отмечена полосой затенения. Цифровые параметры ВПФ справа (см. подпись к рис.1).

Что такое высокая певческая форманта впф. Смотреть фото Что такое высокая певческая форманта впф. Смотреть картинку Что такое высокая певческая форманта впф. Картинка про Что такое высокая певческая форманта впф. Фото Что такое высокая певческая форманта впф

Что такое высокая певческая форманта впф. Смотреть фото Что такое высокая певческая форманта впф. Смотреть картинку Что такое высокая певческая форманта впф. Картинка про Что такое высокая певческая форманта впф. Фото Что такое высокая певческая форманта впф

Что такое высокая певческая форманта впф. Смотреть фото Что такое высокая певческая форманта впф. Смотреть картинку Что такое высокая певческая форманта впф. Картинка про Что такое высокая певческая форманта впф. Фото Что такое высокая певческая форманта впф

Что такое высокая певческая форманта впф. Смотреть фото Что такое высокая певческая форманта впф. Смотреть картинку Что такое высокая певческая форманта впф. Картинка про Что такое высокая певческая форманта впф. Фото Что такое высокая певческая форманта впф

Рис. 4. Филипп Жарусски. Ария Argillano (Se in ogni guardo. ) из оп. Вивальди «Orlando Finto Pazzo» («Орландо, мнимый безумный»). Нота fa# 2 в заключительной части произведения. Обозначения те же.

Источник

Что такое высокая певческая форманта впф

Хорошо сказанное слово — уже пение, а хорошо спетая фраза — уже речь.

Голос — уникальный и могущественный инструмент, с помощью которого человек существует и проявляется в обществе.

С помощью голоса Вы можете говорить и петь, выражать мысли и эмоции, силу или слабость, любовь или ненависть, управлять желаниями и чувствами, намерениями и действиями людей. Качество Вашего голоса влияет на все аспекты Вашей жизни. В любой ситуации — от приватной беседы до публичного выступления, Ваш успех во многом определяется качеством Вашего голоса.

Если Вы поете, выступаете публично, то чтобы наилучшим образом донести до людей свои эмоции и чувства, откровения и мысли, Ваш голос должен звучать красноречиво и откровенно, внятно и проникновенно, красиво и музыкально.

Постановка и совершенствование голоса для пения и публичных выступлений — цель этого руководства.

В чем различия между певческим голосом и речью? В пении используется весь имеющийся диапазон голоса, а в речи — только его часть. Независимо от диапазона, говорящий человек пользуется средним отрезком своего голоса, так как здесь говорить удобнее, и он не устает. Певческий голос отличается от разговорного не только диапазоном и силой, но и тембром — более богатой окраской звука.

Развитие певческого голоса важно не только для хорошего вокала, но и для публичных речевых выступлений. Во многом для речи и для вокала применяются одни и те же механизмы звукоизвлечения, поэтому рекомендуем Вам внимательно и всесторонне пользоваться руководством.

С точки зрения физики звук — это волна, возникающая в воздушной среде в результате колебаний. Физические параметры звука: период колебаний, длина звуковой волны, амплитуда и частота колебаний.

По характеру колебательных движений звуки можно разделить на чистые тоны, сложные тоны и шумы. В природе мы практически не встречаемся с чистыми тонами, они подобны дистиллированной воде лабораторий, нас же окружает вода ручейков, речек, озер, прудов. Чистые тоны можно воспроизвести только с помощью камертона, или электроакустическим методом. Окружающие нас звуки — сложные. Помимо основного тона, имеется масса добавочных тонов, или обертонов. Звуки, состоящие из смеси тонов самых разных частот, в которых невозможно выделить основной тон, называются шумами.

Мы живем в мире шумов, шумы и шорохи доминируют в окружающем нас звуковом фоне. В лесу это — шелест листьев, в поле — шум ветра, на берегу моря — плеск волн. В природе абсолютной тишины не бывает. Тем более не бывает тишины в городе, здесь мы можем говорить только о большем или меньшем уровне шума. Поэтому известный исследователь свойств звука Лангенбек писал: «Человек с детства должен тренироваться, чтобы слышать определенные звуки, несмотря на шум».

Распространению звуковой волны мешают препятствия, встречающиеся на ее пути. Способность звуковой волны огибать препятствия называется дифракцией. Низкие звуки обладают лучшей дифракцией, чем высокие. Этим, например, объясняется тот факт, что когда группа поющих людей сворачивает за угол, то сначала перестают быть слышны высокие голоса, а затем уже низкие.

Волна может отражаться от большой поверхности, оказавшейся на ее пути. При этом возникает явление, называемое эхом. Каждый из нас встречался с ним в лесу, в горах, где отражающими поверхностями являются деревья, скалы.

Эхо может наблюдаться и в закрытых помещениях, где звук будет отражаться от стен, потолка, мебели. Такое многократное отражение звука в закрытых помещениях от различных предметов носит название реверберации. Реверберация может быть сильной, и тогда мы говорим о «гулкости» помещения. Зодчие Древней Руси, хотя и не знали законов современной физики, строили храмы, уникальные по своим акустическим свойствам. Например, в Георгиевском соборе Юрьева монастыря под Новгородом, построенном еще в XII веке, можно слышать слова, произнесенные даже шепотом в любом из углов собора. Во многих старинных соборах (Знаменский собор в Новгороде, Софийский в Полоцке, Домский в Риге) открыты концертные залы с великолепными акустическими свойствами.

Некоторые тайны древних зодчих удается раскрыть. Когда будете в старых церквах Киева, Владимира, Пскова, обратите внимание на круглые отверстия, расположенные по основанию купола. Это голосники — горлышки глиняных горшков, вделанных мастерами в толщу каменного купола при строительстве. Они значительно усиливают эффект реверберации. Для этой цели создаются специальные формы помещений с «направленным звуком» — концертные залы, эстрадные «раковины». Типичный пример такого сооружения — знаменитая эстрада Певческого поля в Таллинне, вмещающая одновременно несколько тысяч певцов.

Реверберацию можно ослабить путем изоляции отражающих поверхностей пористыми или губчатыми материалами, занавесями, коврами.

Электронная реверберация, наряду с другими эффектами, широко применяется для обработки звука при воспроизведении и записи музыки и вокала.

Объективные физические признаки звука, воздействуя на слуховые органы человека, вызывают в нем появление субъективных физиологических ощущений: высоты, громкости и тембра звука.

Оценка высоты звука производится в герцах (Гц) по имени немецкого физика Генриха Герца. Эта величина означает число колебаний в 1 секунду.

Диапазон воспринимаемых человеческим ухом частот находится в пределах от 15…16 до 20 000…22 000 герц. Звуки с частотой выше 20 000…22 000 герц относят к ультразвукам, ниже 15…16 — к инфразвукам. Воздействие этих частот на слуховые органы человека не воспринимается как звуковое ощущение, хотя и не остается для него бесследным.

Различные части диапазона воспринимаются ухом неравномерно. Лучше всего слышны тоны средних частот и особенно в зоне 800…2000 герц, хуже — крайние части диапазона: ниже 50 и выше 10 000 герц.

Собственно частота колебаний барабанной перепонки равна приблизительно 1000 герц. Эту частоту с полным основанием можно назвать «собственным тоном» барабанной перепонки, при воздействии звуковых колебаний этой частоты отмечается наилучший ее резонанс. В большинстве окружающих человека «приятных» звуков — шум леса, дождя, моря и т. д. — определяющей является частота в 1000 Гц.

С древности известно о целебных свойствах звуков. До наших дней дошли монотонные, тихие напевы колыбельных песен, которыми матери убаюкивали своих детей. Археологические раскопки сообщили нам о существовании в древности многочисленных лечебниц для нервных больных, в которых единственным методом лечения была постоянно журчащая вода протекающих ручейков.

В средние века высоту звука обозначали не частотной характеристикой, а октавой. Понятие «октава» существует столько же, сколько существует музыкальная грамота. Октава, как известно, состоит из 7 нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Самый низкий звук нашего диапазона, равный 16 герцам, представляет собой «до» субконтроктавы, самый высокий — «ре-ми» седьмой октавы. Диапазон нашего слуха охватывает около 16 октав. Частотный интервал октавы, соответствует увеличению частоты звуковых колебаний ровно в два раза. (Так до — 131 герц, до 1 — 262, до 2 — 524, до 3 — 1048).

Основными частотами, при помощи которых люди общаются друг с другом, используя речь, являются 500…4000 герц. Частотный спектр «голосов» многих представителей животного мира располагается в диапазоне слуха человека. Так, например, слоны «разговаривают» в зоне 95…380 герц, земноводные — 1000… 3000, цикады — 3000…8000, жуки — 5000…8000, саранча — 3000…15 000 герц.

Еще одна характеристика звука — сила звука. Она измеряется в единицах, получивших название белл — в честь Александра Грехема Белла, изобретателя телефона. Однако на практике оказалось более удобным использовать десятые доли бела, то есть децибелы. Введение такой единицы при акустических измерениях дало возможность выразить интенсивность всех звуков области слухового восприятия в относительных единицах от 0 до 140 децибел. Для сравнения мы приведем цифры, где показаны уровни интенсивности звуковой активности, выраженные в децибелах:

Источник

Акустические основы вокальной методики (стр. 11 )

Что такое высокая певческая форманта впф. Смотреть фото Что такое высокая певческая форманта впф. Смотреть картинку Что такое высокая певческая форманта впф. Картинка про Что такое высокая певческая форманта впф. Фото Что такое высокая певческая форманта впфИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

Что такое высокая певческая форманта впф. Смотреть фото Что такое высокая певческая форманта впф. Смотреть картинку Что такое высокая певческая форманта впф. Картинка про Что такое высокая певческая форманта впф. Фото Что такое высокая певческая форманта впф

Однако данное утверждение не относится к поставленному речевому голосу профессиональных актеров или ораторов. Способ произношения гласных в сценической речи, такой же, как и при пении, поставленным голосом. Поэтому их спектральные характеристики оказываются более схожими.

От приспособления резонансных полостей при формировании гласных звуков в пении во многом зависит тембр певческого голоса. Однако секрет специфического тембра поставленного певческого голоса, по-видимому, заключается и еще в чем-то другом.

По исследованиям специалистов из области физиологической акустики известно, что секрет этот заключается в наличии и степени выраженности в спектре певческого голоса двух сугубо певческих формант.

Низкая и высокая певческие форманты

Как показали специальные акустические исследования, у всех певцов с хорошо поставленными голосами, независимо от высоты тона и типа гласного, для спектра их певческих гласных характерно наличие, кроме речевых формант, еще двух сугубо певческих формант: низкой певческой форманты (НПФ) и высокой певческой форманты (ВПФ). Степень их выраженности в спектре певческого звука не имеет никакого влияния на распознавание фонем, т. е. не имеют информативного значения, а влияют только на качество его тембра.

Приоритет в открытии НПФ принадлежит отечественной науке.

В 1927 году Н. Казанский и С. Ржевкин установили, что в спектре хороших мужских голосов постоянно присутствует группа усиленных обертонов в области частоты 517 Гц. Эта форманта и получила название НПФ. С ее присутствием в спектре связаны определенные качества певческого голоса: округлость, полнота, мягкость и бархатистость звучания.

Как же ученые установили эту взаимосвязь?

Очень просто. При помощи специальных акустических фильтров можно «вырезать» из спектра звука любую область частот. Если частотную область НПФ удалить из спектра голоса певца, то есть отфильтровать ее, то звук при восприятии на слух обеляется, становится плоским, теряет свою объемность.

После открытия НПФ, несколько позже, в 1934 году немецкий ученый В. Бартоломью обнаружил, что для хорошо поставленного певческого голоса характерно наличие еще одной области усиленных обертонов, локализующихся в высокочастотной части спектра: от 1000 до 3000 Гц. Эта область усиленных частот получила название высокой певческой форманты (ВПФ).

Эти данные впоследствии были подтверждены исследованиями отечественных ученых, таких как С. Ржевкин, Е. Рудаков, В. Морозов и др.

В результате их исследований с использованием более совершенной аппаратуры было установлено, что для взрослых певцов расположение ВПФ на шкале частот несколько меняется в зависимости от типа их голоса. Для низких голосов ВПФ = 2500-2800 Гц, а для более высоких она доходит до 3200 Гц и более. Для детских голосов значение ВПФ еще более сдвинуто в сторону высоких частот и доходит порой до 4000 Гц.

-Какое же влияние на качество тембра оказывает присутствие ВПФ в спектре голоса?

Чем же это объясняется?

Самую высокую чувствительность наш слух проявляет к звукам, расположенным в области частот 1000 – 3000 Гц, что соответствует диапазону, примерно, c3 – g4. Именно в этой области частот и локализуется ВПФ.

Случайно ли это? По-видимому, нет.

Как пишет : «Вокальная речь в процессе эволюционного (исторического) и индивидуального (онтогенетического) развития человека формируется для слуха и под контролем слуха. Поэтому сосредоточение значительной части спектральной энергии в области максимальной чувствительности слуха следует рассматривать как вполне закономерное приспособление певческого голоса к особенностям слуховой функции слушателя»[14].

Это приспособление голосового аппарата проявляется в том, что при минимальной затрате голосовой энергии со стороны певца достигается максимальная слышимость его голоса. В вокальной практике это и называется пением поставленным голосом в высокой певческой позиции, т. е. когда в спектре голоса ВПФ выражена достаточно ярко по интенсивности.

По образному выражению Е. Рудакова, ВПФ работает, как «бронебойный наконечник», воздействуя на наиболее чувствительные участки слуха. Вот почему голоса хороших певцов обладают большой звонкостью и полётностью.

Если из спектра голоса вырезать ВПФ и послушать ее отдельно, то она оказывается очень приятной для слуха и напоминает нам соловьиную трель или звон маленького серебряного колокольчика. Любопытно, что эта «соловьиная трель» содержится не только в высоких голосах (сопрано, тенора или детских голосах), но буквально во всех, даже у самого низкого баса. И во всех случаях проявляется одна и та же закономерность: чем сильнее выражена ВПФ в голосе певца, тем более звонким он нам кажется при восприятии на слух.

Звуковую энергию ВПФ в спектре голоса можно измерить. Специальные акустические исследования показали, что у мастеров вокального искусства в области ВПФ сосредоточено до 30-35% всей звуковой энергии спектра голоса; у относительно квалифицированных певцов – 15-20%; а у неопытных ее значение не превышает 3-5%.

Так как степень звонкости голоса зависит от выраженности ВПФ в его спектре, то назвал ее процентную величину коэффициентом звонкости (Кзв). Его можно вычислить, если интенсивность спектральной энергии в области частот ВПФ (IF) разделить на суммарную интенсивность всего спектра (IS) и умножить на 100, то получим величину коэффициента звонкости голоса певца: Кзв = ( IF : IS) 100%

Однако уровень вокального развития певца характеризуется не только степенью выраженности ВПФ в спектре его голоса, но, главным образом, стабильностью ее интенсивности, независимо от типа гласного, высоты тона и продолжительности его звучания.

Чем квалифицированнее певец, тем изменения величины Кзв при пении различных гласных менее заметны. У певца, владеющего своим голосом, все гласные звучат одинаково по тембру и силе, благодаря постоянству выраженности ВПФ в спектре на всех его звуках. У неопытного певца качество тембра певческого голоса на одних гласных выявляется лучше, чем на других. Одни гласные звучат хорошо, а другие как бы «заваливаются» или слишком «обеляются».

Такая же неровность в тембре у необученного певца наблюдается и в зависимости от тесситурных условий исполняемого произведения, то есть в различных участках диапазона. Например, центральная часть диапазона звучит хорошо, а верхняя – перекрывается, звучит глухо или наоборот – открыто, бело, или слишком напряженно и «крикливо».

Все эти неровности звучания связаны с неумением произносить различные гласные при пении на любой высоте своего диапазона так, чтобы частотное расположение и степень выраженности НПФ и ВПФ при этом оставались постоянными. Задача певцов – научиться этому.

Но как этому научиться?

Для этого необходимо знать биомеханизмы образования этих специфически певческих формант, возникающих только при пении поставленным голосом.

Биомеханизм образования певческих формант

Биомеханизм образования певческих формант имеет не только акустическую, но и психофизиологическую природу. Например, замечено, что при пении forte ВПФ по интенсивности выражена значительно ярче, чем при пении piano. Однако при чрезмерном форсировании звука, особенно у мало обученных певцов, уровень ВПФ может не только не увеличиться, но даже уменьшиться.

Чего не любит голос – это насилия над ним, форсирования. Кажущаяся звонкость, полученная в результате чрезмерного усиления звука, недолговечна. Певцы, а особенно дети, быстро утомляются, голос начинает звучать тускло.

С точки зрения физиологии голосообразования на уровень ВПФ влияет многое:

-способ артикуляции: на улыбке или с округлыми губами; одинаково на всех гласных или по-разному;

-тип гласного-эталона для выравнивания всех других гласных, который определяет форму резонаторов в пении со словами;

-анатомия и морфология гортани: форма твердого неба и размеры гортани, свойства тканей от природы и пр.;

-мышечный тонус, как всего организма, так и голосообразующего комплекса, который зависит от работы эндокринной системы;

-работа голосовых складок: форма их колебаний, степень смыкания, атака звука, биомеханизм голосообразования различных голосовых регистров;

-работа дыхательного аппарата: соблюдение определенной певческой установки, оптимальной активности дыхательных мышц, качество фонационного выдоха.

-самочувствие певца, его характер и психологическое состояния, в данное время, связанное с настроением, отношением к учебе, эмоциональной отзывчивостью на музыку, пониманием содержания исполняемого произведения и пр.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *