Что такое высокофункциональный аутизм
Люди с синдромом Аспергера в обществе
Синдром Аспергера является самой слабовыраженной формой аутизма. Людей с данным расстройством называют Аспи. По некоторым данным, их количество от общего числа аутистов составляет примерно 20 %. Однако точную распространенность патологии определить сложно, поскольку синдром Аспергера очень тяжело выявить и отличить от высокофункционального аутизма.
Расстройство может возникнуть у людей различной национальности, пола и расы. Но замечено, что мужчины с синдромом Аспергера встречаются чаща, чем женщины.
В последнее время изучению синдрома Аспергера и особенностям интеграции людей с таким расстройство в общественную жизнь стало уделяться очень много внимания. Это объясняется тем, что у Аспи, как правило, достаточно высокий интеллект и нет проблем с речью. При адекватной терапии такие люди могут найти свое место в социуме, добиться успехов в карьере и создать крепкую семью.
Особенности патологии
Синдром Аспергера и аутизм стали бичом нашего времени. Эти расстройства не являются органическими заболеваниями, от них не существует лекарств, ими нельзя заразиться и нельзя от них вылечиться.
Аутизм, как отдельная патология, возник около 70 лет назад. До этого времени аутистов причисляли к шизофреникам или слабоумным. Синдром Аспергера самостоятельным диагнозом стал еще позднее. Впервые о нем заговорили в конце прошлого века. Синдром получил свое название в честь Ганса Аспергера. Этот австрийский психиатр и педиатр в 1944 году ввел термин «аутистическая психопатия». Так он назвал расстройство, характеризующееся ограниченной эмпатией у детей по отношению к сверстникам, неспособностью выстраивать невербальную коммуникацию и физической неловкостью.
Современное название синдром получил в начале 80-х годов прошлого века. Тогда же появилась современная концепция, а чуть позже были разработаны основные принципы диагностики.
Синдром Аспергера часто называют самой легкой формой аутизма, характеризующейся такими особенностями:
Диагностируется аутизм в раннем возрасте, но сделать это непросто. Постановке диагноза предшествует многочасовая работа психологов и психиатров, социальных работников и других специалистов. С синдромом Аспергера все еще сложнее. У детей заметить проявления синдрома крайне сложно. Именно поэтому многие люди узнают о своем расстройстве уже в зрелом возрасте.
Например, известный британский актер Энтони Хопкинс о своем расстройстве узнал в 80 лет. С раннего детства он испытывал трудности с обучением, страдал дислексией, с трудом освоил письмо и чтение. Истинной причиной всех этих проблем был синдром Аспергера, о котором актер узнал уже в столь преклонном возрасте.
Причины возникновения
На сегодняшний день синдром Аспергера является наименее изученным расстройством. Ученые так и не пришли к единому мнению по поводу его возникновения, высказывая разные теории:
Большинство исследователей среди причин развития синдрома Аспергера называют причины, которые схожи с предпосылками развития аутизма и других психических расстройств.
С большой долей уверенности можно сказать, что учеными до сих пор не найдены генетических и биохимических маркеров, которые были бы характерны исключительно для синдрома Аспергера.
Диагностика и лечение
Все расстройства аутистического спектра, в том числе и рассматриваемое, не поддаются лечению. Врачи лишь пытаются научить человека жить в обществе с учетом своего состояния. Существует гипотеза, что чем раньше будет выявлено это отклонение, тем эффективнее будет терапия. Аспи будет легче пройти обучение в школе, выстроить социальные связи, раскрыть свой потенциал и жить продуктивной жизнью. Но для того чтобы начать лечение в детстве, необходимо диагностировать расстройство, а в случае с синдромом Аспергера сделать это непросто.
Диагноз подтверждается заключением психолога, психиатра, невропатолога и дефектолога. Все эти специалисты должны иметь опыт работы именно с детьми, поскольку все занятия и беседы с ребенком проводятся в игровой форме. Ведется также сбор анамнеза при помощи родителей, дается оценка уровню интеллектуального, психоречевого развития ребенка и его способности к коммуникации.
К основным методам диагностики синдрома относятся:
Лечение синдрома Аспергера сводится к психотерапевтическому воздействию. Весьма эффективны такие методы, как психоанализ и поведенческая терапия. Основной задачей специалистов становится социальная адаптация Аспи в обществе. Ребенка нужно научить жить со своей особенностью.
Кроме психотерапевта, коррекцией расстройства также должен заниматься нейропсихолог.
При своевременной терапии прогноз более чем благоприятный. Аспи может вести нормальную жизнь, строить карьеру и создать семью. Но следует помнить, что хотя с возрастом симптомы расстройства немного сглаживаются, полностью синдром не исчезнет.
Положение в обществе
Людям с тяжелыми формами аутизма реализоваться в обществе можно, но сделать это довольно сложно. Проблемы начинаются с раннего возраста. Детей аутистов берут в детские сады. Но с ними трудно работать неподготовленным педагогам, поэтому родители вынуждены искать другие учебные заведения и специалистов. Позже возникают проблемы с обучением в обычных школах, колледжах и вузах. Работодатели тоже не горят желанием трудоустраивать людей с такими особенностями.
Люди с синдромом Аспергера практически не испытывают подобных проблем. Благодаря их высокому интеллекту, а иногда и выдающимся способностям, их очень ценят там, где нужно выполнять много рутинной работы, концентрироваться на деталях, обрабатывать большие объемы информации и замечать закономерности. Аспи в коллективе никогда не создают конфликтных ситуаций, их не интересуют интриги, и они практически никогда не меняют место работы.
Найти достойного спутника жизни непросто любому человеку. Аспи сделать это еще сложнее. Брак будет счастливым в том случае, если партнер не будет пытаться изменить человека с синдромом, а постарается принять его особенность. Женщины с синдромом могут иметь детей, хотя не все решаются на этот шаг. Потому что Аспи и так очень тяжело дается ежедневное нахождение в социуме, а с появлением детей усилий придется прикладывать еще больше.
В развитых странах мира изучению синдрома Аспергера уделяется большое внимание со стороны государственных структур. Ранее людям с таким расстройством ставился диагноз шизофрения, после чего к ним применялись соответствующие методы лечения. Все это приводило к полной недееспособности человека.
Нередко забота о таких людях перекладывалась на государство. Теперь же удается полностью социализировать людей с синдромом Аспергера и высокофункциональным аутизмом. Они не только обслуживают себя, но и приносят немалую пользу обществу.
В США и других развитых странах людям с различными видами аутизма, в том числе и с синдромом Аспергера, уже давно оказывают поддержку во всех областях жизни. Их активно берут на работу, особенно в ІТ-сфере. В России ситуация обстоит иначе: потенциал Аспи еще только раскрывается отечественными работодателями.
Ряд исследователей считает, что среди гениев, оставивших след в истории, было много аутистов и Аспи. Конечно, диагностировать у них синдром теперь можно лишь по косвенным признакам, поскольку во времена их жизни о подобном расстройстве никто не знал. К таким людям причисляют Вольфганга Амадея Моцарта, Авраама Линкольна, Льюиса Кэррола и Леонарда да Винчи.
В последнее время знаменитости стали откровенно рассказывать публике о своих проблемах. Недавно Илон Маск, который основал компании Tesla и SpaceX, рассказал в интервью, что у него синдром Аспергера. По его словам, заново изобрести электромобиль и отправить людей на Марс мог только такой необычный парень.
Как общаться с Аспи
Женщины и мужчины с синдромом Аспергера воспринимают окружающий мир совсем не так, как нейротипичные (не имеющие РАС) люди. Если вы хотите лучше их понять, то стоит помнить о таких особенностях восприятия ими окружающей действительности:
Все люди, страдающие РАС, разные, и расстройство может проявляться по-разному. Однако проблемы у них общие. Синдром Аспергера оказывает влияние на то, как человек чувствует, видит, слышит и выстраивает отношения с окружающими. Но эти особенности могут оказывать различное влияние на его жизнь.
Облегчить проблемы, связанные с синдромом, можно при помощи своевременно начатой терапии. Если вы заметили особенности в поведении своего ребенка или сами испытываете сложности в построении взаимоотношений с окружающими, то обязательно проконсультируйтесь с психотерапевтом.
Сегодня найти хорошего специалиста не составит труда. В Москве есть много разных клиник, среди которых особое место занимает Московский Городской Психоэндокринологический Центр. В этом медицинском учреждении работают высококвалифицированные специалисты различных медицинских специальностей.
Что такое высокофункциональный аутизм
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
По современному классификатору психических расстройств DSM-V расстройство аутистического спектра (РАС) включает в себя пять фронтальных детских состояний.
Бесплатные занятия с логопедом
По современному классификатору психических расстройств DSM-V расстройство аутистического спектра (РАС) включает в себя пять фронтальных детских состояний, известных как первазивное расстройство развития (PDD): классический аутизм, синдром Аспергера, синдром Ретта, синдром Хеллера и атипичный аутизм.
Классический аутизм (Синдром Каннера)
«Я не страдаю от аутизма, но я страдаю от того, как вы относитесь ко мне».
В 1943 году впервые было описано такое явление, которое носит название синдром Каннера или классический аутизм.
Спектр детей с классическим аутизмом включает триаду аутических расстройств, у них нарушена творческая игра, социальное взаимодействие и коммуникация. Часто проявляется стереотипное поведение, интересы и деятельность. Как правило, видны эти нарушения в возрасте от 1,5 до 3 лет. Часто дети с синдромом Каннера не говорят до 3-4 лет, начав говорить они, часто повторяют неосознанно заученные фразы, не общаются и не взаимодействуют с другими детьми. У большинства детей прослеживаются тяжёлые сенсорные трудности. В пример приведено описание одного из больных аутизмом Каннера опубликованное в 1956 году:
«Джей S, в настоящее время почти 15 лет, предоставлял в младших классах значительные трудности для учителей … он бродил в классе … и устраивал истерики. Он феноменально разбирается в математике … и сейчас заканчивает 11-й класс с хорошими оценками … в свободное время он изучает карты и собирает почтовые марки, Он достиг IQ больше 150 баллов».
Лео Каннер утверждал, что дети с аутизмом очень многого могут достичь в науке, они могут жить полноценной жизнью, если найдут свои интересы и увлечения.
История показывает, что многие люди, у которых бы в наше время диагностировали аутизм, сделали огромный вклад в искусстве, математике, науке и литературе.
И помните – «Аутисты нуждаются в принятии, а не лечении»
Синдром Аспергера
Дети с синдромом Аспергера, носят самую лёгкую степень из расстройств аутического спектра, в частности, потому, что симптомы более управляемым и эти дети, как правило, имеют прекрасный прогноз на будущее с помощью постоянных и правильных методов коррекции. У них часто не прослеживается значительной задержки речи по сравнению с другими в спектре, но у них так же возникают трудности в социализации и коммуникации.
Ниже приведено в пример поведение, которое тесно связанно с синдромом Аспергера:
Из-за отсутствия явных признаков аутизма этот синдром трудно заметить, пока ребенок не начнет посещать детски сад, школу и другие общественные места.
Часто симптомы этого синдрома путают с другими поведенческими проблемами, такими как синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ).
Еще одним распространённой чертой «аспергера» является неспособность понять намерения другого человека, действия, слова и поведение. Они не понимают юмор, сатиру, намёки и т.д. Кроме того, дети с этим синдромом не могут инстинктивно реагировать на «универсальные» невербальные сигналы, такие как улыбка, «хмурые» брови и т.д.
Некоторые люди с синдромом Аспергера имеют своеобразную манеру разговаривать: чрезмерно громко, монотонно или с необычной интонацией. «Аспергеры» испытывают трудности со своими эмоциями. Они могут плакать или смеяться в неподходящее время.
Как правило, «аспергеры» на первый взгляд мало чем отличаются от обычных детей. Они просто немного другие дети, их можно назвать вычурно общающимися, детьми с хорошей вербализацией, их называют детьми с высоко функциональным аутизмом. В мире уже подумывают о том, чтобы синдром Аспергера вынести из общего спектра аутизма
Неуточнённое глубокое нарушение развития или атипичный аутизм (PDD-NOS)
Диагноз «атипичный аутизм» применяется для детей, которые находятся в аутическом спектре, но не в полной мере отвечают критериям, которые подходят под классический аутизм или синдромом Аспергера.
Как и другие формы аутизма атипичный аутизм может сочетаться с широким спектром интеллектуальных способностей. Его определяющие черты — значительные проблемы в социальной сфере и развитии речи.
Это диагноз врачи используют для тех, кто имеет частичные характеристики аутизма или у кого очень умеренные симптомы. Например, человек может иметь значительные признаки аутизма в социальной сфере, но не иметь стереотипных повторяющихся движений.
Атипичный аутизм можно условно поделить на три подгруппы:
Синдром Геллера
Синдром Геллера известен как детское дезинтегративное расстройство, которое характеризуется потерей ранее приобретённых речевых и социальных навыков и постоянной задержкой развития в этих областях. Например, ребёнок, ранее говорил 2 или 3 словосочетания и постепенно или резко потерял способность общаться с помощью слов.
Также характерным для этого расстройства является социальный и эмоциональный регресс развития. Например, ребёнок, который любил сидеть на руках родителей и обниматься теряет эту способность.
Детское дезинтегративное расстройство, как правило, проявляется на четвёртом году жизни.
В целом, социальные, коммуникативные, поведенческие и особенности этого расстройства напоминают аутизм. Ранее приобретённые двигательные навыки теряются (например, ребёнок раньше мог ездить на велосипеде или рисовать фигуры).
Синдром Ретта
Синдром Ретта является редким, но тяжёлым расстройством мозга, которое встречается у девочек. Это расстройство, как правило, обнаружили в первые два года жизни.
При синдроме Ретта проявляются симптомы, такие как потеря двигательных и коммуникативных навыков после периода нормального развития. Дети, пострадавшие от этого расстройства часто теряют способность говорить. У них очень часто проявляются стереотипные движений рук, таких как ломание, хлопанье и беспрерывное «мытье» рук.
Замедление роста головы и потеря мышечного тонуса является одним из первых признаков при синдроме Ретта.
В возрасте с 1 до 4 лет, социальные и речевые навыки ухудшаются. Ребёнок замолкает и появляется незаинтересованность в других людях.
Синдром Ретта также вызывает проблемы с мышцами и координацией. Бег и ходьба становятся неуклюжими, прерывистыми. Дети с этим синдромом часто страдают неравномерным дыханием и судорогами.
В большинстве случаев этот синдром вызван мутацией (изменением в ДНК) в гене MECP2, который находится на Х-хромосоме (одной из половых хромосом).
Несмотря на трудности связанные с симптомами, многие люди с синдромом Ретта приспосабливаются к нормальной жизни, главное для них чувствовать любовь и поддержку близких.
Стадии развития аутизма
Люди с аутизмом начальной (ранней) стадии имеют заметные проблемы с навыком общения с окружающими. Обычно они могут разговаривать, но им трудно поддерживать диалог.
Другим на этом уровне может быть тяжело искать новых друзей.
Симптомы ранней стадии аутизма:
Люди с аутизмом начальной стадии часто поддерживают высокое качество жизни с небольшой поведенческой и психоэмоциональной коррекцией. Своевременная коррекция поможет улучшить социальные и коммуникативные навыки.
Пациенты с легкой стадией аутизма уже нуждаются в серьезной коррекционной поддержке. Симптомы, связанные с этим уровнем, включают более серьезную нехватку словесных и невербальных навыков общения. Это часто затрудняет повседневную деятельность.
Симптомы легкой стадии:
Люди с аутизмом второго уровня обычно нуждаются в большей поддержке, чем люди с аутизмом уровня 1. Даже при поддержке они могут с трудом адаптироваться к изменениям в своей среде.
Может помочь целый ряд методов лечения. Например, сенсорная интеграционная терапия может использоваться на этом уровне. Она помогает научиться справляться с сенсорными данными, такими как: запах, громкие или раздражающие звуки, отвлекающие визуальные изменения, мигающие огни.
Своевременная терапия развивает навыки, необходимые для выполнения повседневных задач, таких как принятие решений или навыки работы.
Это самая тяжелая стадия аутизма. На ней требуется существенная поддержка. В дополнение к более серьезной нехватке навыков общения люди с аутизмом 3-го уровня также демонстрируют повторяющееся или ограничительное поведение.
Повторяющееся поведение относится к тому, чтобы делать одно и то же снова и снова, независимо от того, является ли это физическим действием или говорение одной и той же фразы.
Ограничительное поведение – человек имеет тенденцию замыкаться в себе и ограждать от общения с окружающим миром. Это может быть связано с невозможностью адаптироваться к изменениям или наличием интересов по очень конкретным темам.
Симптомы тяжелой стадии аутизма:
Люди с аутизмом 3-го уровня нуждаются в интенсивной терапии, которая фокусируется на различных проблемах, включая общение и поведение.
Часто им назначается и медикаментозное лечение. Хотя нет лекарств, которые специально относятся к аутизму, некоторые препараты могут помочь справиться с определенными симптомами или сопутствующими нарушениями, такими как депрессия или проблемы с концентрацией.
Дети с тяжелой стадией РАС нуждаются в постоянном сопровождении взрослых, которые будут помогать осваивать базовые навыки.
Высокофункциональный аутизм у детей
Сегодня различают несколько классификаций РАС. Среди которых есть и высокофункциональный аутизм (ВФА) у детей. Обычно считают, что пациенты с диагностированным ВФА – это в своем роде гении.
Признаки высокофункционального аутизма:
Из научных статей можно сделать вывод, что при данной категории РАС, проблемы поведенческого спектра начинают проявляться в школьном или даже подростковом возрасте. Для коррекции часто применяют слабые медикаменты, которые воздействуют на функциональность мозговой деятельности (стимуляторы).
ВФА может проявляться в:
Приобретенный аутизм
Часто можно услышать истории мам, которые говорят: «Мой малыш развивался полноценно, а потом, в один момент, исчезли отдельные навыки, пропала речь, ребенок стал замкнутым. Как результат всей этой симптоматики нам поставили диагноз «приобретенной аутизм»».
Причины приобретенного аутизма:
Так может ли аутизм быть приобретенным?
Официального подтверждения данной теории нет, но многие исследователи считают, что РАС – это, скорее всего, генетическое, а значит наследственное, а не приобретенное заболевание. Известно только то, что, в некоторых случаях симптомы заболевания проявляются в раннем младенческом возрасте, а некоторые проявляются в более позднем возрасте.
Болезни, травмы и прививки могут стать своеобразным раздражающим элементом, после которого заболевание начинает прогрессировать.
По данному вопросу ведутся исследования.
Виртуальный аутизм
По последним результатам исследований, дети, которые большой промежуток времени пребывают перед экранами телевизоров, мониторами, планшетами, мобильными телефонами, начинают проявлять специфические для РАС симптомы. Данному явлению дали название «виртуальный аутизм».
Современные интернет-технологии могут играть отягчающую роль в проявлении заболевания, его стадии и формы. В период длительного просмотра мультфильмов или за игрой на ПК или смартфоне у ребенка происходит торможение работы нейронных областей, иными словами, он полностью зацикливается на одном действии, запуская необратимый процесс деструкции в мозге.
По наблюдениям врачей, у пациентов отмечались улучшения состояния после полной изоляции от экранов в течение 7 дней.
Да, в эру современных технологий сложно оградить ребенка полностью от гаджетов. Поэтому рекомендуем постепенно сокращать время просмотра любимых передач или мультфильмов, подбирая замещающие интересные действия – например, чаще выходите на прогулки, играйте в подвижные игры (прятки, догонялки), лепите, рисуйте и т.д. Ребенку нужно внимание.
Парааутизм: понятие, симптомы
Парааутизм – это условное обозначение схожих между собой психологических феноменов из группы расстройства развития у детей, которые схожи с симптомами РАС или шизофрении.
Приставка «пара» обозначает наличие некоторых отличий от стандартной симптоматики.
Симптомы проявления парааутизма:
Если игнорировать долгий промежуток времени все эти симптомы, с большой вероятностью наступят осложнения (соматизированные):
Часто наблюдается депрессивное состояние, замкнутость, плаксивость. Постепенно искажаются когнитивные, эмоциональные и волевые навыки.
Эмоциональный аутизм
Эмоциональный интеллект (ЭИ) определяется как способность идентифицировать, оценивать и контролировать эмоции самого себя, других и групп. Интерес и исследования, связанные с EИ, за последнее десятилетие резко возросли.
Существует две конструкции эмоционального интеллекта:
Они дифференцируются по типу измерения, используемому в процессе операционализации. Например, перспектива возможностей подразумевает ЭИ как форму интеллекта, которая лучше всего оценивается с помощью тестов производительности и имеет более сильные отношения с иерархиями когнитивных способностей.
Таким образом, способность ЭИ относится к индивидуальным различиям в способности обрабатывать и использовать эмоциональную информацию для содействия эффективному функционированию в повседневной жизни.
Определяющей особенностью расстройств аутистического спектра (РАС) является нарушение межличностного общения и контакта. Это включает в себя трудности с:
К сожалению, основные особенности РАС не могут уменьшаться с возрастом. Как правило, люди не «перерастают» свои дефициты.
Эмоциональный аутизм может фактически увеличивается по мере того, как социальная среда становится более сложной. Эти трудности могут затем переходить во взрослую жизнь и привести к сопутствующим эмоциональным симптомам. Действительно, высокий стресс, беспокойство и депрессия регулярно присутствуют у лиц с РАС.
РАС включает дефициты, которые имеют непосредственное отношение к созвездию эмоционального самовосприятия, охватываемого признаком ЭИ. Признак эмоционального интеллекта (черта ЭИ) охватывает многие аспекты социально-эмоционального функционирования, которые, как было показано, нарушаются в РАС в форме самовосприятия.
Вербальный аутизм
У детей с вербальным аутизмом (ВА) нет проблем с развитием речевых навыков, они имеют широкий словарный запас, могут складывать целые предложения. Основная проблема в данном случае – это нарушения социального и когнитивного спектра.
Дети с диагностированным ВА предпочитают находиться в одиночестве, сложно находят контакт с окружающим миром, не признают увлечения окружающих, зацикливаются на своих интересах.
При раннем диагностировании, с подбором технологий коррекции, можно несколько сгладить социальный барьер, приблизить ребенка к «комфортному» социуму.
Органический аутизм
Органический ранний аутизм – это классическая форма аутизма, так называемый синдром Каннера (Информация о нем представлена в начале нашей статьи).
Инфантильный аутизм
Признаки инфантильного аутизма просматриваются обычно в раннем детском возрасте (до 3 лет).