Что такое выставка в туризме
Туристские выставки: основные понятия, порядок оформления участия, учет затрат
«Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании», 2012, N 3
Развитие рыночных процессов в российской экономике приводит к тому, что со стороны предпринимательских структур, включая туристские фирмы, возрастает интерес к концепции управления и маркетинговым методам воздействия на формирование спроса и укрепление позиций на современном рынке. Несмотря на сложное экономическое положение многих компаний в современных кризисных условиях, проявляется увеличение их выставочной активности, что свидетельствует о роли выставок как о важном средстве выживания в конкурентной борьбе и предпринимательской деятельности.
В развитии выставочной отрасли заинтересованы практически все: начиная от производителей, продавцов и посредников и заканчивая конечными потребителями товаров и услуг. Сфера туризма не является исключением. Для турпродукта как услуги характерны следующие особенности: несохраняемость во времени, непостоянство качества, неосязаемость, неотделимость от источника и т.п. Таким образом, выставки позволяют партнерам и покупателям предварительно оценить уровень компетенции, гарантии и возможности фирм, предлагающих туристские продукты. Кроме того, турагентам выставки позволяют максимально комплексно ознакомиться с предложениями туроператоров и заключить соглашения о сотрудничестве «на месте» на наиболее выгодных условиях в преддверии высокого туристского сезона, который для разных направлений устанавливается в разные периоды (рисунок 1).
Основные функции, на реализацию которых направлено проведение туристских выставок
В настоящее время туристские выставки проводятся в наиболее экономически развитых странах, имеющих выдающиеся успехи в сфере туризма, как въездного, так и выездного. Общее количество ежегодно проводимых выставок, тематика которых касается туризма и отдыха, насчитывает несколько сотен.
В Российской Федерации проводится ежегодно до 100 туристских выставок, и с каждым годом продолжают появляться новые. Наряду с престижными международными выставками, такими как «MITT», «Leisure/Отдых», «Intourmarket», проводится много региональных и местных выставок и бирж (таблица 1).
Список важнейших туристских выставок мира и Российской Федерации
Чаще всего туристские выставки проводятся в крупных городах с высокой платежеспособностью населения. В России туристские выставки проводятся во многих регионах.
На рисунке 2 представлена система взаимодействия основных субъектов выставки.
Система коммуникационного взаимодействия основных субъектов туристских выставок
Перед принятием решения об участии в выставке обязательно нужно провести анализ ситуации на предприятии и четко определить собственную исходную позицию. Предварительное определение коммуникативных, ценообразовательных целей, а также целей распределения (сбыта) и товарной политики является очень важным этапом подготовки к выставке. Цели, поставленные перед выставкой, последовательно выводятся из отдельных целей маркетинга (рисунок 3).
Цели, преследуемые участниками туристских выставок
Представленные цели в большей степени подходят экспонентам. Цели посетителя профессиональной туристской выставки можно представить таким образом:
Общий алгоритм участия в туристской выставке включает в себя несколько обязательных этапов, представленных на рисунке 4.
Процесс принятия решений и участия в туристской выставке
С точки зрения организационных аспектов, а также особенностей оформления участия наиболее интересен четвертый этап, рассмотренный на рисунке 4. Он реализуется после того, как туристская компания определила цели своего участия и конкретную выставку. На данном этапе составляется план, назначаются ответственные лица, определяется порядок организационных мероприятий и программ, оценивается возможность привлечения дополнительных сил, оценивается потребность в различных материалах и посреднических услугах, определяется перечень вещей и предметов, которые необходимы для участия, калькулируются базовые расходы.
Каждый этап подразделяется на несколько и имеет свои сроки, рассчитываемые от конечного (в обратном порядке), так как время начала работы выставки определено и на момент составления плана экспоненту ничего не известно о возможных сроках переноса. Так, устанавливаются жесткие лимиты времени на проведение работ по каждому виду деятельности (таблица 2).
Планирование этапов разработки плана выставочного проекта
После формирования плана и установки сроков всех мероприятий участник выставки обязан заполнить и отправить в адрес оргкомитета заявку на участие с целью предварительной регистрации и бронирования выставочной площади.
Туристская фирма, желающая прорекламировать и заключить контракты на выставке относительно своих турпродуктов и услуг, должна предварительно заказать и оплатить место (часть выставочной площади для размещения стенда).
Заявка участника, подаваемая организатору выставки, может признаваться договором, но возможно также и заключение последнего как отдельного документа.
В ходе подачи заявки составляется техническое задание на разработку выставочного стенда. В задании намечаются сроки и даются инструкции по монтажу и разборке, указания по оформлению стенда, характеристики строительных материалов, которые разрешено применять, обязательства по исключению излишних отходов и их вторичному использованию, высота стенда, допустимая нагрузка на занимаемую поверхность. Называются и технические установки для обслуживания стенда, даются указания по поводу показов и рекламы на стендах, противопожарной охраны, предупреждения несчастных случаев и требований техники безопасности, материальной ответственности и страхования.
В заявке обязательно указывается желаемая конфигурация стенда. Тип стенда определяется существующими подходами по отношению к нему и его расположением к соседним стендам. С учетом этого рассматривают:
Фирма-экспонент также может воспользоваться стендом на открытой площадке. Обычно это свойственно турфирмам, предлагающим автобусные экскурсионные туры.
Кроме того, сейчас большой популярностью пользуются «объединенные», или «связанные», стенды. Две и более площади, разделенные проходами, соединяются с помощью имиджевых конструкций. Такое планирование свойственно особо крупным туроператорам или целым странам, занимающим значительные выставочные площади. Вариации конструкции между стендами могут служить необычным элементом, дополнительно привлекающим внимание.
Рассмотрим примеры заполнения заявок на участие в туристских выставках (рисунки 5, 6).
Пример 1. Многопрофильный туроператор «ЛеТур Вояж», г. Санкт-Петербург, занимающийся выездным туризмом, планирует участвовать в туристской выставке в сентябре 2012 г., проводимой в г. Москве.
Фрагмент заполнения заявки на участие в выставке туроператором
Порядок оплаты участия в выставке фиксируется отдельно, либо включается в форму заявки. Сумма аванса по выставочным мероприятиям обычно составляет более 50% договорной цены. Сумма налога на добавленную стоимость оплачивается сверх указанной в заявке стоимости и рассчитывается исходя из действующей ставки данного налога.
Наряду с заполнением заявки на участие при необходимости заполняются также сопутствующие заявки на предоставление пригласительных билетов, постоянных пропусков; на аренду залов для проведения презентаций и семинаров; на размещение рекламы и т.п.
Что касается профессиональных посетителей туристских выставок, то они также в большинстве случаев обязаны проходить регистрацию для получения пригласительного билета.
Пример 2. ИП Медведева Н.Н. «Отдых» является турагентом, осуществляющим продажу туров по России и за рубеж. Для формирования эффективных контактов, заключения договоров с туроператорами и ознакомления с их предложениями компания «Отдых» приняла решение об участии в выставке в мае 2012 г.
В качестве участника (посетителя) выставки был зарегистрирован старший менеджер по туризму Харламова Елена Валерьевна.
Фрагмент заполнения заявки на посещение туристской выставки турагентом
Участие в любой выставке, в т.ч. туристской, требует осуществления определенных расходов. Перечень данных расходов достаточно обширен. Для туроператоров, выступающих в качестве экспонентов, можно составить агрегированный список наиболее значимых расходов на участие в выставочном мероприятии (рисунок 7).
Основной перечень расходов экспонентов на участие в туристских выставках
Расходы посетителей туристских выставок, в т.ч. турагентов, обычно включают следующие статьи:
Участие в выставке осуществляется в интересах турфирмы, соответственно, все возможные затраты, связанные с данным мероприятием, признаются в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). В учетной политике фирма обычно определяет порядок отражения на соответствующих счетах таких расходов.
Участие требует осуществления следующих затрат:
В учете ОАО «Трансатлантик» будут сделаны следующие бухгалтерские записи:
Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы», субсчет «Выставочные расходы»,
Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»
Дебет счета 10 «Материалы»
Дебет счета 26, субсчет «Выставочные расходы»,
Дебет счета 26, субсчет «Выставочные расходы»,
Дебет счета 26, субсчет «Выставочные расходы»,
Дебет счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами»
Дебет счета 26, субсчет «Выставочные расходы»,
Оставшиеся материалы для оформления стенда могут быть использованы в дальнейшем, например при презентации фирмы, и будут списываться по мере их фактического применения.
Пример 4. Турагент «Меридиан» направляет своего сотрудника в качестве посетителя туристской выставки с целью ознакомления с предложениями туроператоров и заключения агентских и посреднических договоров.
Для осуществления участия менеджера в выставке необходимо перечислить ему аванс на командировочные расходы в размере 5000 руб., а также изготовить визитные карточки в количестве 100 шт. по цене 1180 руб., в т.ч. НДС.
21.06.2012 менеджер представил авансовый отчет, подтвержденный документами:
В организации выплачиваются суточные в размере 100 руб. Турагент не является плательщиком налога на добавленную стоимость.
В учете «Меридиану» необходимо сделать следующие бухгалтерские записи:
Дебет счета 44 «Расходы на продажу»
Дебет счета 44 «Расходы на продажу»
Необходимо также обратить внимание, что по ст. 12 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» требуется хранить рекламные материалы или их копии, в том числе все вносимые в них изменения, а также договоры на производство, размещение и распространение рекламы в течение года со дня последнего распространения рекламы или со дня окончания сроков действия таких договоров (если иной срок не установлен законодательством). Соблюдение данной нормы позволит подтвердить обоснованность осуществления таких расходов в случае возможных проверок.
Туристические выставки
Что из себя представляют туристические выставки?
Виды туристических выставок
По статусу выставки туризма можно разделить на международные и региональные. Также различают мероприятия, посвященные данной сфере в целом, и более узкоспециализированные выставки:
Кому будет полезно принять участие в выставке по туризму?
Известно, что выставки являются одним из самых эффективных способов рекламы и продвижения компании на региональный или международный рынок. Объясняется это тем, что на выставочном мероприятии у организаций появляется возможность, не только пообщаться с партнерами и представить свою услугу или товар, но и найти новых клиентов, а также понять их потребности, что в дальнейшем может помочь компании усовершенствовать свои товары и услуги.
Говоря о выставках по туризму, стоит отметить, что основными их участниками являются турфирмы и туроператоры, но ими круг участвующих не ограничивается. Также принять участие в выставке туризма окажется достаточно полезным для:
Кому будет интересно посетить туристическую выставку?
Туристические выставки в Москве
В столице России на сегодняшний день проходит множество выставок, посвященных туристической сфере, есть как узкоспециализированные, так и затрагивающие множество направлений данной области. Несомненно, участие в выставке туризма в Москве окажется максимально полезным для роста и продвижения компании.
Особенностью мероприятий, проходящих в столице, является то, что большинство из них имеют международный статус, то есть позволяют участникам открыть новые рынки не только в России, но и за рубежом.
Одной из самых известных международных туристических выставок, проходящих в Москве, является выставка Отдых Leisure. Ежегодно данное событие привлекает более 800 экспонентов. Среди них: турагентства, отельеры, ведущие операторы, страховые компании и системы бронирования, национальные офисы и администрации по туризму. Мероприятие включает широкий спектр тематических разделов и затрагивает множество направлений туризма. Наряду с выставкой Отдых Leisure проходят более узкоспециализированные мероприятия, такие как:
Заключение
Читайте также:
Привлечение внимания на выставке
Любая прогрессивная компания заботиться о своем имидже, старается быть узнаваемой на рынке. Листовки и каталоги зача.
Цели участия в выставке
Цель, которая задается на выставках, является одним из самых важных факторов для предпринимателя. Поставленные цели.
Почему важно серьезно подойти к выбору выставки?
Современные компании, участвующие в региональных и международных выставках, то есть их руководители, в курсе, что ну.
Выставки и ярмарки в туристической деятельности
Выставочные мероприятия занимают особое место в арсенале средств современного туристического маркетинга. Они представляют туристическому предприятию большие возможности одновременного распространения и получения широкого спектра экономической, организационной, технической и коммерческой информации при относительно доступной её стоимости. Выставочные мероприятия являются своего рода зеркалом развития отрасли, биржей информации, индикатором цен, средством прогнозирования конъюнктурных изменений. Дело в том, что туристическое предприятие обладает многочисленными возможностями, чтобы превратить для клиента посещение выставки во впечатляющее переживание, например, при помощи организации шоу-программ, викторин, лотерей и т.д.
Участие в работе выставок и ярмарок – эффективное и мощное средство формирования маркетинговых коммуникаций туристических предприятий. Давно уже став самостоятельным направлением коммуникационной деятельности, участие в выставках и ярмарках представляет собой сложный единый комплекс приёмов и средств таких основных элементов маркетинговых коммуникаций, как реклама (печатная, выставки и т.д.), пропаганда, личная продажа, стимулирование сбыта (раздача сувениров, предоставление скидок) и т.п.
В настоящее время термины «выставка» и «ярмарка» приобрели настолько близкое смысловое значение, что используются часто как слова синонимы. Схожие черты (адресованность организованному рынку, ограниченная продолжительность, периодическое проведение в конкретных местах и т.д.), приобретенные ими в ходе эволюции, позволяют говорить о своеобразной конвергенции. Поэтому отметим необходимые отличия, в основном организационного характера.
Так, Международное бюро выставок определяет выставку как «показ, основная цель которого состоит в просвещении публики путём демонстрации средств, имеющихся в распоряжении человечества, для удовлетворения потребности в одном или нескольких областях его деятельности или будущих перспектив».
Ярмарка, по определению Союза международных ярмарок, «представляет собой экономическую выставку образцов, которая в соответствии с обычаями той страны, в которой она проводится, представляет собой крупный рынок товаров, действующий в установленные сроки в течение ограниченного периода времени в одном и том же месте, и на которой экспонентам разрешается представлять образцы своей продукции для заключения торговых сделок в национальном или международном масштабах». В мире проводится достаточно много выставочных мероприятий так или иначе связанных с туризмом. Важнейшими среди них являются выставки в Брюсселе (1,2 миллиона посетителей), Милане и Вене (около 0,5 миллионов), Шаллеруа (400 тыс. посетителей), «Всемирная неделя туризма и путешествий» в Париже (около 200 тыс.) и др.
Особо следует выделить турбиржи. Это выставочные мероприятия, на которых наряду с рекламой туризма проводится активная работа по установлению контактов и заключению сделок между производителями туруслуг (гостиницами, транспортными предприятиями) и их продавцами (турфирмами). Такими биржами обычно открывается или завершается период активной рекламы туров, объявленных на следующий год.
Крупнейшими международными турбиржами считаются «ITB» (Берлин), «London travel market» (Лондон) и др.
Рассмотрим виды и специфику основных выставочно-ярмарочных мероприятий в сфере туризма.
Выставка – иллюстрированное представление турпродукта. Основная цель – оповещение публики относительно туристического предложения и оптовая (розничная) продажа турпродукта. Пути достижения основной цели – демонстрация предложений в туристической сфере и будущих перспектив. Время проведения: периодически 1-2 раза в году продолжительностью 2-3 дня. Из них самые большие в СНГ – «Киевская международная туристическая выставка» (Киев, Украина), «Ялтинская международная туристическая выставка» (Ялта, Украина), «Московская международная туристическая выставка» (Москва, Россия).
Ярмарка – экономическая выставка образцов турпродукта на рынке.
Основная цель – представление большого рынка туристических товаров и услуг; оптовая продажа туристического продукта. Пути достижения основной цели – представление образцов продуктов для подписания коммерческих соглашений национального и международного масштаба. Время проведения: действует в определённые сроки на протяжении определённого периода времени в одном и том же месте. Из них самая большая – Международная туристическая ярмарка «FITUR» (Мадрид, Испания).
Салон – демонстрация турпродукта (разновидность – туристический фестиваль). Основная цель – представление турпродуктов оптовым посредникам; установление связи между производителями и продавцами. Пути достижения основной цели: предоставление печатной рекламы, каталогов, предложения подписания соглашений. Время проведения: периодически 1 раз в год. Из них самый крупный – Международный турсалон «Salon Mondial du Tourisme» (Париж, Франция).
Турмагазин – (турмаркет; теммаркет) специализированный магазин для продажи туристического продукта на рынке. Основная цель: оптово-розничная продажа; повышение степени информирования клиентов о туристических предложениях. Пути достижения основной цели: продажа собственного продукта и других фирм-туроператоров на основе агентских соглашений; сосредоточение туристического предложения и представление справочной информации клиентам о туристических продуктах. Время проведения: постоянно, либо периодически действующие.
Процесс участия турфирмы в работе выставок можно условно подразделить на ряд взаимосвязанных взаимообусловленных этапов:
1. Принятие принципиального решения об участии в выставочных мероприятиях.
2. Определение цели участия фирмы в выставочных мероприятиях.
3. Выбор конкретной выставки, в работе которой будет участвовать фирма.
4. Подготовительно-организационный период.
5. Работа в ходе функционирования выставки.
6. Анализ итогов участия фирмы в работе выставки.
Принятие принципиального решения об участии в выставочных мероприятиях уже само по себе свидетельствует о достижении фирмой определенного уровня в своей работе. В то же время участие в работе выставки требует вложения значительных средств, что может позволить себе далеко не каждое туристическое предприятие.
Выставочная деятельность должна быть определена необходимостью достижения основных маркетинговых целей предприятия. В качестве таковых могут быть: представление фирмы и её продуктов; изучение рынков сбыта; поиск новых рынков; расширение числа клиентов; внедрение нового продукта на рынок; определение возможного спроса на него; поиск новых деловых партнёров; изучение предложений конкурентов; позиционирование своих продуктов относительно услуг конкурентов; формирование благоприятного имиджа фирмы; непосредственный сбыт продуктов и заключение контрактов.
Для достижения желаемого результата необходимо параллельно с определением целей установить и параметры каждой из них в отдельности, а именно:
1. Содержание цели (например, простое ознакомление или непосредственное заключение контрактов).
2. Масштабы цели (желаемая степень её реализации, например, увеличение контактов с новыми посетителями на 25% по сравнению с предыдущим участием).
3. Продолжительность её действия (период времени, в течение которого цель должна быть достигнута).
Для достижения указанных и других возможных целей определяющим является выбор конкретной выставки, в работе которой будет участвовать туристическая фирма.
Эффективному решению данного вопроса способствует тщательный анализ с точки зрения интересов и возможностей предприятия следующих аспектов: время и место проведения выставки; авторитет выставки; численный и качественный состав участников и посетителей; уровень деловой активности (количество и общий объём заключённых контрактов) на последней выставке. При этом необходимо учитывать возможные умышленные и неумышленные искажения публикуемых данных; возможность предоставления выставочных площадей и услуг; условия участия в выставке; разработка чернового варианта сметы участия фирмы в выставке и изучение соответствия затрат возможностям фирмы; окончательное решение вопроса участия в конкретной выставке.
1. Что представляет собой реклама?
2. Назовите основные этапы осуществления рекламной деятельности.
3. Каковы функции рекламы?
4. Что представляют собой цели рекламы?
5. Что такое рекламный слоган?
6. Назовите средства распространения рекламы.
7. Что представляет собой бюджет рекламы, его статьи?
8. Какие методы определения экономической эффективности рекламных мероприятий Вы знаете?
9. В чем сущность пиара туристических предприятий?
10. Что представляют собой выставочные мероприятия в туристическом маркетинге?
Заключение
Рассмотренные в учебном пособии проблемы туристического маркетинга позволяют получить необходимые знания для ведения маркетинговой деятельности в сфере туризма. Следует отметить важность правильного понимания таких вопросов, как сущность и особенности туристического маркетинга, сущность и структура туристического продукта, уровни маркетинговой деятельности в туризме, туристический рынок и его сегментирование, ценообразование, сбытовая и коммуникационная деятельность в этой сфере.
Для ведения эффективной маркетинговой деятельности необходимо систематически и системно проводить маркетинговые исследования.
Вопросы, связанные с маркетинговой информацией, методами сбора и анализа этой информации будут детально представлены в спецкурсе и одноименном пособии «Маркетинговые исследования в туризме».
Список использованной литературы
1. Закон Украины «О туризме» от 01.01.2004 г.
2. Азар В.И. «Экономика и организация туризма». – М.: Профиздат. 1983 г., 320 с.
3. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. «Экономика туризма» Учебное пособие – М.: Финансы и статистика, 2000 г., 456 с.
4. Биржаков М.Б. Индустрия туризма. – М.: ИНФРА-М, 2001 г. 463 с.
5. Гончарук Я.А., Павленко А.Ф., Скибинский С.В. Маркетинг: навчальний посібник у тестах. Вид. 2-е, допол. и переработ. – К.: КИЕУ, 2004 р., 392 с.
6. Гостиничный и туристический бизнес / под редакцией профессора Чудиновского А.Д. –М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 1998 г., 9-17 с.
8. Гуляев В.Г. Новые информационные технологии в туризме. – М.: БЕК, 1998 г., 388с.
9. Гуляев В.Г. Организация туристической деятельности. Учебное пособие. – М.: Нолидж, 1996 г., 312 с.
10. Дибб С., Симкин Л., Брэдин Дж. – Пер. Практическое руководство по маркетинговому планированию с англ. – СПб.: Питер, 2002 г., 256 с.
11. Дурович А.П., Копалев А.С. Маркетинг в туризме: Учебное пособие. – М.: «Экономпресс», 1999 г., 400 с.
12. Дурович А.П. Маркетинг в туризме: Учебное пособие. – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Новое знание, 2000 г., 496 с.
13. Жукова М.А. Индустрия туризма: Менеджмент организации. – М.: Знание, 2003 г., 390 с.
14. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма – М.: Финансы и статистика, 2001 г., 420 с.
15. Кабушкин И.И. Менеджмент туризма – М.: Литера, 2001 г., 412 с.
16. Квартальнов В.А. Туризм – М.: ИНФРА, 2001 г., 614 с.
17. Кириллов А.Т., Волков Л.А., Маркетинг в туризме – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1996 г., 520 с.
18. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм (перевод с англ. под ред. профессора Ноздревой Р.Б.). – М.: ЮНИТИ, 1998 г., 627 с.
19. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. Анализ. Планирование, внедрение, контроль / пер. с англ. СПб.: ПИТЕР, 2000 г., 896 с.
20. Котлер Ф. основы маркетинга / пер. с англ. / общ. ред. и вступ. ст. Пеньковой Е.М. – М.: Прогресс, 1990 г., 736 с.
21. Крамаренко В.И. «Экономика и менеджмент сферы услуг» – Симферополь: Таврида, 1998 г., 205 с.
22. Любимцева О.О. Организация туризма в Украине: конспект лекций. – К.: Торгово-экономический университет, 1995 г., 420 с.
23. Маркетинг / под ред. Романова А.И. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996 г., 560 с.
24. Маркетинг: Учебное пособие / под ред. Крамаренко В.И., Холода Б.И. – Симферополь: Таврида, 2000 г., 251 с.
25. Маркова В.Д. Маркетинг услуг – М.: Финансы и статистика, 1996 г. 128 с.
26. Павленко А.Ф., Войчак А.В. Маркетинг. Навчально методичний посібник для самостійного вивчання дисципліни – К.: КИЕУ, 2001 р., 244 с.
27. Папирян Г.А. Маркетинг в туризме – М.: Финансы и статистика, 2000 г., 162 с.
28. Папирян Г.А. Экономика туризма – М.: Финансы и статистика, 2000 г., 246 с.
29. Сикорская Г.Ф. особенности налогообложения туристических фирм // Главбух-23. Слепокуров А.С. «Геоэкологические и инновационные аспекты развития туризма в Крыму», – С.: СОНАТ, 2001 г., 100 с.
30. Слепокуров А.С., Пастушок С.М. Концептуальные вопросы развития инновационной деятельности в Крыму // Вопросы развития Крыма. Научно-практический дискуссионно-аналитический сборник. Вып. 7 – Симферополь: Таврия, 1977 г., 5-12 с.
31. Слепокуров А.С., «Перспективы инновационной деятельности в Крыму» (Экономика и управление) №1 – 1998 г., 7-9 с.
32. Туризм и гостиничное хозяйство: Учебник / под. ред. Чудновского А.Д. – М.: ТАНДЕМ; ЭКМОС, 2000 г., 400 с.
33. Туристический терминологический словарь / Справочно-методическое пособие / Авт.-сост. Зорин И.В., Квартальнов В.А. – М.: Советский спорт, 1999 г., 664 с.
34. Ходорков Л.Ф. «Мировое гостиничное хозяйство» – М.: ВКШ по иностранному туризму, 1991 г.
35. Чеботарь Ю.М. Туристический бизнес: Практическое пособие. – М.: Мир деловой книги, 1997 г., 710 с.
36. Чудновский А.Д., Агеева О.А. «Гостиничный и туристический бизнес» – М.: Нолидж, 1999 г., 352 с.
Дата добавления: 2019-11-16 ; просмотров: 695 ; Мы поможем в написании вашей работы!