Что такое взаимное доверие
Взаимное доверие
Однако всегда ли в произошедшем целиком и полностью виноват наш партнер или, возможно, мы сами невольно стали причиной подобной ситуации? Прежде чем возводить себя на пьедестал безвинной жертвы вероломного предательства, мне кажется, стоит задуматься над той гранью, которая отделяет доверие от его опасного двойника — доверчивости.
Быть доверчивым легко — на это способны даже дети. Доверчивость — как движение в одну сторону, как игра в одни ворота: она означает, что мы доверяемся другому, безоглядно и полностью отдаем себя в его руки. Доверчивый человек в принципе не способен разглядеть своего партнера, выстраивая отношения не с ним — живым и реальным, но со своим идеалистическим представлением о нем. Вот почему доверчивость часто называют слепой, и именно поэтому ею нередко пользуются, эксплуатируя ее в своих интересах. Совсем иное дело — доверие. Отношения доверия — это всегда результат взаимных усилий: их можно сравнить с мостом, который соединяет два берега и который построен людьми, живущими по обеим сторонам реки. Доверию сопутствует не вера, но уверенность. Становление доверительных отношений предполагает неоднократные и взаимные сигналы, свидетельства, подтверждающие чувства расположения, симпатии и любви. В отличие от односторонней доверчивости, доверие — результат созидательной и осмысленной работы двоих.
ДОВЕРЧИВОСТЬ — ЭТО ЖЕЛАНИЕ ПОЛНОСТЬЮ ОТДАТЬ СЕБЯ В РУКИ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА. ДОВЕРИЕ — ЭТО УСИЛИЯ ДВОИХ ЛЮДЕЙ.
Стремясь выстроить равные, уважительные и глубокие отношения с партнером, всегда полезно прислушиваться не только к собственным ощущениям и эмоциям, но и к тем импульсам, которые он (она) нам подает в ответ. Только так мы сможем убедиться, что наше доверие обоюдно и не является плодом нашей фантазии. Разумеется, такое стремление «почувствовать разницу» не может послужить стопроцентной страховкой от злоупотребления нашими чувствами, однако оно поможет нам лучше осознать качество отношений с партнером и тем самым уберечь себя от заведомо завышенных ожиданий, несбыточных надежд и неизбежно следующих за ними горьких разочарований.
Доверие в отношениях между мужчиной и женщиной
Без доверия нет отношений
Крепкий союз возможен лишь тогда, когда пара доверяет друг другу. Счастливые семейные отношения строятся на взаимных чувствах, взаимопонимании и, конечно же, на доверии. Из-за отсутствия доверия очень часто рушатся отношения, которые существовали долгое время.
Почему так важно доверие между партнерами и что оно дает?
Партнеры могут делиться друг с другом своими мыслями,чувствами, планами на будущее и будут уверены, что их выслушают и поддержат.
Доверие легко утратить, но трудно завоевать. Очень часто люди не могут доверять друг другу по разным причинам: из-за негативного жизненного опыта, собственных комплексов и страхов, низкой самооценки, обмана в предыдущих отношениях.
Что такое доверие в отношениях
Без доверия отношения не могут быть крепкими и счастливыми. Взаимное доверие позволяет паре чувствовать себя в безопасности.
Доверие – открытые положительные взаимоотношения между людьми, содержащие уверенность в порядочности и доброжелательности другого человека, с которым доверяющий находится в тех или иных отношениях.
Слово доверие означает “верить”, “быть уверенным”. Главным признаком доверия в отношениях является верность. Доверие – это твердая уверенность в правдивости слов своего партнера, уверенность в том, что он поможет вам в трудную минуту. Это уверенность в будущем, возможность не сомневаться друг в друге.
Доверие появляется тогда, когда люди честно и открыто общаются друг с другом, и их слова не расходятся с делом. Когда люди доверяют друг другу, не требуются никакие доказательства их слов и поступков. Доверие не означает, что ваш избранник постоянно должен находиться рядом, чтобы вы могли знать и видеть, что он делает.
Взаимодоверие необходимо развивать и прилагать у этому ежедневные усилия.
Что делать, если в отношениях нет доверия
Доверие – важная составляющая человеческих отношений. Завоевать его трудно, а потерять легко.
Порой вернуть его бывает невозможно. Отношения, в которых нет доверия, не могут быть прочными, так как в них отсутствует спокойствие и ощущение надежности. Зато присутствуют сомнения и беспокойство.
Для того, чтобы вернуть утраченное доверие, необходимо иметь надежду и убежденность, что отношения можно сохранить.
Как строить отношения в этом случае
Когда люди не доверяют друг другу, их отношения, скорее всего, долго не продлятся. По мнению психологов, чаще всего люди перестают доверять друг другу из-за ревности, обоснованной или беспочвенной.
Чтобы научиться доверять своему партнеру, начинать придется с себя.
Перестаньте себя мучить. Если ваш любимый человек дал вам повод для ревности, или вы его простили за предательство, но пронизывающая сердце боль не дает вам жить спокойно, и время от времени у вас возникает желание отомстить сопернице или расстаться со своим партнером – не терзайте себя. Окунитесь с головой в любимую работу, постарайтесь негативные мысли свести к минимуму.
Если ваш любимый пытается сохранить отношения, а вы его все еще любите, дайте ему шанс. Если вас мучает ревность, постарайтесь вспомнить то время, когда вы были вместе и счастливы. Визуализируйте те моменты, когда вы ходили на свидания, вместе гуляли по парку и признавались друг другу в своих чувствах. Если вы до сих пор любите друг друга, зачем отравлять свою жизнь ревностью?
Никто не станет оспаривать то, что причиной распада многих пар является ревность. Если мужчина оступился – это еще не конец отношений. Да, доверие потеряно, но еще существует возможность его вернуть. Безусловно, закрывать глаза на ситуацию не нужно, но следует изменить свое к ней отношение.
Чтобы с достоинством пережить такой период своей жизни, отнеситесь к случившемуся как к испытанию, которое поможет понять, насколько крепки чувства между вами.
Можно ли вернуть доверие
Если вы допустили ошибку и причинили своему партнеру боль, признайте свою вину, раскайтесь и искренне попросите прощения. Не перекладывайте свою вину на другого человека. Вы совершили предательство, поэтому позвольте вашему партнеру высказаться и излить свои эмоции.
Восстановить доверие можно только тогда, когда ваши отношения будут прозрачными. Если, несмотря ни на что, вы решили остаться вместе, забудьте про обвинения. Не пытайтесь вымещать свою злость, наоборот, оставайтесь спокойным. Постоянные укоры не приведут к нормальным отношениям.
Решение о сохранении отношений после предательства вы принимали вместе, поэтому и ответственность за это лежит на вас обоих. Не втягивайте в свои разборки родных и друзей.
Не надейтесь, что партнер сможет вас быстро простить. Боль, которую он ощущает, слишком сильна, и все забыть в один момент не получится. Не нужно на него давить. Оба должны понимать, что так, как было прежде, уже не будет, и первое время будет трудно. Но со временем боль притупится. Прислушивайтесь к его чувствам, и со временем все нормализуется.
Как вернуть доверие в отношениях
Если в ваших отношениях потеряно доверие, вновь его завоевать будет сложно. Потеря доверия приводит только к ухудшению отношений. Тот, кто не доверяет – не чувствует себя спокойным. Одна сторона уже не будет уверена в искренности другой. Один из партнеров злится, подавлен и одинок. Другой человек также беспокоится, особенно, если он не хочет, чтобы отношения были разрушены.
Как вернуть доверие?
Если другая сторона не согласна примириться, не следует на нее давить. Нужно время, чтобы успокоиться, для того чтобы принять взвешенное решение. Когда время пройдет, и обида притупится – предпримите еще попытки примириться. Поговорите с партнером, объясните, как он вам дорог и как для вас важно вернуть прежние отношения.
Если он вас простил, и примирение состоялось, помните, что вы дали обещание. Будьте верны своему слову и честны по отношении к этому человеку.
Вновь начать доверять друг другу сложно, но возможно. Для этого понадобится время. Верьте, что в один прекрасный день все наладится. Главное не теряйте веру, ведь именно она поможет преодолеть существующие между вами препятствия.
Что такое доверие по мнению людей
Что об этом думают реальные люди?
Отзыв на форуме
Отзыв на форуме
Отзыв на форуме
Отзыв на форуме
Отзыв на форуме
Отзыв на форуме
Что такое доверие? Сколько людей, столько и мнений.
Видео: Доверие в отношениях
Я предлагаю вашему вниманию видео, в котором говорится о том, как создать или возобновить доверие в отношениях.
Я постаралась рассказать о том, что такое доверие в отношениях между мужчиной и женщиной, что делать, если в отношениях нет доверия.
Если статья оказалась полезной, поделитесь ею с друзьями в социальных сетях.
Удачи вам, дорогие читатели, и до встречи на блоге “Женщина без предела”!
Что это такое — взаимное доверие?
Кто управляет
Вашим кораблем?
Здравствуйте. Сначала писал этот текст про взаимное доверие как письмо для своих партнёров, но потом осознал, что что-то из него может быть полезно и для читателей данного блога, у которых есть свой бизнес или которые только планируют его открывать.
Сильный капитан
Представьте себе корабль. Пусть будет это большой пассажирский красавец-лайнер, который отчаливает от берегов солнечной Барселоны и направляется в сказочный Рим. Пассажиры уже находятся на борту и предвкушают интересное приключение, плавно перемещаясь по волнам Средиземного моря.
Пока они решают, что будут кушать сегодня на ужин — лобстера или стейк из Black Angus с прожаркой «medium red», на капитанском мостике вовсю кипит работа — прокладывают маршрут, управляют работой всех систем на борту и двигателями, общаются с другими кораблями и диспетчерами, сверяются с метеосводками.
У каждого, кто находится на этом мостике, есть свои обязанности и они беспрекословно выполняют указания капитана. Ещё бы, ведь капитан сам отбирал в свою команду людей для того, чтобы они выполняли свои функции и которым он может доверять.
Он точно знает, что если скажет: «Полный вперёд!», — то корабль пойдёт вперёд (да-да, корабли по воде «ходят»). Если он скажет: «Влево курс на 23 градуса», — то корабль повернёт налево на 23 градуса.
Капитан — параноик
А теперь представьте себе, что этот капитан начал страдать паранойей и представлять, что каждый его помощник хочет его подставить и ради этого будет всё делать наоборот.
Любое общение помощников между собой капитан будет воспринимать как очередной сговор. Он будет уверен, что вся команда намеренно хочет потопить судно и его вместе с ним. Он будет бегать от одного помощника к другому, тщательно проверяя, что те всё делают именно так, как он сказал.
И не дай Бог, корабль переборщит с поворотом влево на 0,5 градуса… Капитан скажет, что все работают против него, обидится и уйдёт с капитанского мостика, считая, что всё идёт из рук вон плохо.
И ему не хочется знать, что 0,5 градуса — нормальное отклонение, которое штурман всегда может исправить, если такое положение будет угрожать кораблю. Что перебор вышел по той причине, что во время поворота на корабль пришла большая волна, которая «скорректировала» поворот… Нет, капитан считает, что всё это сделано специально…
Для чего нужно взаимное доверие?
К чему вся эта метафора? Очень часто бывает в бизнесе так, что кто-то из партнёров может начать думать, что другой, например, «ворует». У него нет улик, просто компания находится в небольшом кризисе из-за входа в несезон, поэтому доход того соучредителя упал.
Кого винить в таком случае? Конечно же, своего партнёра. Ведь это он привёл компанию к такому положению дел! И не важно, что этот соучредитель не справился со своими обязанностями сам. Ведь самого себя же не станешь ругать…
То есть всегда может настать такой момент, когда в компании будет тяжело. Но именно в этот момент нужно сплотиться. Нужно общаться друг с другом, выяснять боли друг друга и делать всё возможное для совместного их решения.
Не только бизнес
Узнаёте свою ситуацию? Если нет, то у Вас хороший уровень доверия. Берегите его. Если да, то срочно садитесь за один стол и пытайтесь разобраться в ситуации.
Поверьте, чаще всего компании закрываются именно из-за недопонимания партнёров, а не из-за того, что перестали быть в рынке. Рынок всегда можно сменить и стать успешным, если в партнёрских отношениях всё в порядке. То же касается и семейной жизни и многих других ситуаций.
Также взаимное доверие значительно ускоряет процесс работы, ведь не нужно по сто раз капитану повторять: «Лево руля!» Достаточно один раз сказать и быть уверенным, что именно так и будет.
ВЗАИМОДОВЕРИЕ КАК ОСНОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
ВЗАИМОДОВЕРИЕ КАК ОСНОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
Проблема доверия в отечественной социальной психологии специальному анализу не подвергалась, однако различные ее аспекты, фрагменты не могли остаться вне внимания исследователей. Первоначально стоящая перед нами задача изучения доверия в социальнопсихологическом плане, его возникновение, динамика развития и выявление механизмов функционирования оказалась не решаемой путем описания различного рода феноменологических проявлений, сущность и динамику которых невозможно было осмыслить, а тем более формализовать. Они постоянно ускользали, растворяясь в многочисленных феноменах межличностного взаимодействия. Стало очевидно: необходим другой уровень анализа.
В этой связи нами было предпринято несколько предварительных шагов, позволяющих разобраться в существе проблемы: а) анализ работ по философской этике, где доверие стало самостоятельным предметом исследования на общетеоретическом уровне, б) анализ философских исследований, посвященных изучению родовой по отношению к доверию категории веры, в) философскопсихологический анализ исследований в области различных направлений философской антропологии, который позволил осмыслить явление доверия как самостоятельную форму веры, связанную,
однако, не только с проблемами социальнопсихологического взаимодействия людей в обществе. Проведенная теоретическая работа позволила осмыслить доверие как специфический вид отношения к любому объекту, представленный субъекту как значимое переживание, проявляющееся в соотношении ценностных отношений к себе и к миру. Условиями возникновения доверия к миру или его фрагментам являются актуальная значимость объекта и его априорная безопасность (или надежность). Условиями возникновения доверия к себе являются актуальная значимость собственных потребностей, интересов, желаний (собственной субъектности) и априорная безопасность в предполагаемом способе их удовлетворения.
Таким образом, доверие можно исследовать лишь исходя из единой онтологии «человек и мир «. Методологическим принципом объединения субъекта и объекта доверия в единое онтологическое пространство выступает одновременная обращенность человека в себя и в мир, а также его стремление соответствовать, с одной стороны, миру, а с другой самому себе. Это положение явилось основным принципом анализа в теориях когнитивного соответствия.
Доверие к другому можно рассматривать как частный случай взаимодействия человека с миром. В социальнопсихологическом контексте данное явление называлось либо в контексте проблем общения (прежде всего доверительного), либо в контексте проблем межличностного и межгруппового взаимодействия в связи с изучением таких феноменов, как дружба, авторитетность, внушаемость, значимые другие, внутригрупповая сплоченность, межгрупповое взаимодействие и некоторых других. В изучении этих и других явлений доверие выступало в качестве обязательного фонового условия существования названных феноменов. Возникал вопрос: почему для столь разных явлений фоновое условие их существования является одним и тем же?
Исходя из вышеназванных оснований, анализ был направлен на поиск того пространства, где доверие функционирует: трансформируется, видоизменяется, переходит в свою противоположность.
В социальной психологии анализу подвергалось доверительное общение, которое определяется через акт доверия «человек доверяет информацию » [9; 16]. При этом оно определяется как однонаправленный процесс «один передает другому «. Именно этим обстоятельством можно объяснить, почему доверительное общение сводится авторами к акту самораскрытия. Такой подход, в конечном счете, не позволяет учесть роли процесса взаимодоверия, обладающего порождающим эффектом. При таком определении доверительного общения упускается важнейшее свойство подлинной доверительности взаимность различных признаков и детерминант, определяющих установку на доверие. Согласно нашему предположению, именно отсутствие взаимности (или соответствия) различных параметров, важных для установления доверительного контакта, является одной из причин, порождающих феномены межличностного взаимодействия; условием их существования выступает доверие, которое может предполагать самораскрытие, а может и не предполагать его.
Внутренний мир каждого человека является относительно замкнутым. А передача информации допускает оценку ее содержания обоими участниками общения, что с психологической точки зрения является наиболее важным. Согласно предлагаемому нами пониманию доверие реализуется не столько передачей «конфиденциальной » информации, сколько путем вовлечения другого лица в собственный внутренний мир, а потому оно выступает скорее как обсуждение интимной, секретной, значимой или любой другой информации. Таким образом, можно говорить, что взаимное доверие субъектов друг к другу предполагает такое отношение, которое строится на взаимопроникновении
взаимодействующих людей в смыслы друг друга и служит условием порождения новых смыслов, именно поэтому, выражаясь словами М.М. Бахтина, такое взаимопроникновение «творчески продуктивно » [2].
Исходная гипотеза заключалась в том, что в силу специфики социальнопсихологического взаимодействия, в отличие от взаимодействия с неодушевленными объектами, этот процесс встречный, закономерности функционирования исследуемого явления имеют свою особую феноменологию и, наполняясь особым содержанием, порождают сами феномены межличностного взаимодействия, в которых доверие (или его отсутствие) является фоновым условием. Полное взаимное доверие возникает в реальной жизни довольно редко, но такую ситуацию можно рассматривать как идеальную модель, в которой содержательные характеристики исследуемого явления проявляются в наиболее чистом виде.
При построении модели доверительного взаимодействия мы исходили из того, что «доверие к другому исходное условие человеческого общения » [1], а также «исходное психологическое отношение между людьми » [11]. Таким образом, с одной стороны, в каждом акте общения всегда присутствует определенная мера доверия, без которой нормальное общение вообще невозможно, ибо оно становится лишь транслированием содержания какоголибо текста, а с другой доверие выступает как исходное условие нормальных межличностных взаимоотношений, без которого отношения становятся контрсуггестивными или конфронтационными [5], [8], т.е. связь между людьми оказывается возможной в условиях доверия.
Доверие как относительно самостоятельное социальнопсихологическое явление можно рассматривать и изучать как феномен, порождаемый, проявляемый и динамично изменяющий свои характеристики в процессе взаимодействия людей, и как феномен внутриличностный, который, будучи порожден в межиндивидном пространстве, вновь и вновь «выносится » в пространство межличностных отношений, осуществляя функцию связи между людьми. Именно в межличностных отношениях доверие формируется и трансформируется.
Известно, что человек всегда ориентируется на свое отношение к другому, рассчитывая на симметричность своего предпочтения, что в психологии получило название «презумпция взаимности » [4], [7]. Человек лишь предполагает, что другой тоже испытывает по отношению к нему доверие, но эти предположения часто опровергаются жизнью. В этой связи мы разделили понятия «я доверие » и «мне доверие «, с целью показать, что этот процесс не всегда бывает взаимным. Эта несимметричность обусловлена как субъективными, так и объективными причинами: в одних случаях причинами личного, субъективного характера, а в других социальнопсихологическими, объективными обстоятельствами.
Доверие существует как субъективная социальная позиция по отношению к другому во внутриличностном (интрасубъектном) пространстве, и его существование «выносится » вовне, порождая, видоизменяя качественные особенности межличностных отношений. Однако поскольку это процесс встречный, то уже существующий уровень доверия в самом акте взаимодействия может видоизменяться, усиливаться или ослабляться, а может исчезать вовсе. Причем взаимодействующие субъекты могут об этом не знать или поразному интерпретировать. В любом акте общения или взаимодействия людей существует определенная доля доверия (ибо доверие есть условие общения), его количество или мера есть динамическая характеристика, определяющая качественную сторону процесса взаимодействия.
Как мы уже отмечали, несимметричность социальнопсихологического отношения может быть задана объективно,
т.е. извне, например, ситуацией или различием в социальнопсихологических статусах участников взаимодействия. Но это вовсе не означает, что при этом пропадает доверие в отношениях, оно остается, детерминируя порождение феноменов, где доверие существует как обязательное фоновое условие. В целом лишь для дружеских отношений характерна тенденция совпадения или симметричности. В основе других феноменов межличностного взаимодействия лежит ее нарушение. Например, как известно из некоторых исследований, в игровом взаимодействии теряется самоценность и уникальность субъектов, именно поэтому игровое взаимодействие связано с нарушением симметричности (соответствия) в отношениях по выделенным параметрам. Причем чаще всего оба участника игрового взаимодействия знают об этом. Обнаружено, что если при игровом взаимодействии присутствует еще и погоня за выигрышем, то это приводит к манипуляции. Игра от манипуляции отличается тем, что при игровой форме взаимоотношений играют оба, а при манипулятивной только один. Таким образом, налицо злоупотребление доверием другого [6], [12].
Итак, с психологической точки зрения доверие можно трактовать как особое внутреннее отношение, как состояние готовности к проявлению доверия хотя бы одним из двух взаимодействующих субъектов. Эта готовность «выносится » в межиндивидное пространство, в процесс общения и взаимодействия. Проведенный нами предварительный философскопсихологический анализ позволил вычленить содержание этой готовности. Оно заключается в переживании по отношению к другому всего двух его характеристик значимости и безопасности, что и является основными условиями возникновения доверия. Подобное переживание другого может и не реализовываться в форме самораскрытия, если не возникает адекватной для этого ситуации. Но такая готовность может быть реализована, если другой человек не обладает достаточной значимостью, ценностью для субъекта доверия, но оценивается им как безопасный. Именно с этих позиций становится объясним феномен случайного попутчика.
Согласно предлагаемой нами модели отношение к другому как к ценности и как к человеку и, в этом смысле, как к самому себе и служит гарантом надежности в установлении доверительных отношений. Здесь мы видим связь между доверием к себе и доверием к другому. Тот, кто способен относиться к себе как к самоценности, как к суверенному активному субъекту, тот способен таким же образом относиться и к другим. Тот, кто не боится доверять себе, тот может доверять и другому. Здесь важно заметить, что главнейшей характеристикой доверия как относительно самостоятельного социальнопсихологического феномена является мера. Выход за ее пределы как по отношению к себе, так и по отношению к другим чреват негативными последствиями. Однако подлинная личностная гармония заключается в умении чувствовать эту меру и в то же время быть открытым как миру, так и самому себе и другим людям.
Разрабатываемый подход позволил выделить пространство, где доверие возникает и видоизменяется. Имеется в виду единая система «человекчеловек «, в которой каждый отдельный субъект имеет лишь относительно самостоятельное значение как суверенный автономный субъект активности, ибо система «человек человек » порождает новую онтологию. В данном случае обращенность человека в мир направлена на субъективный мир другого, на его ценности и смыслы. Отражает человек в другом в каждый момент времени лишь то, что для него актуально и ситуативно имеет смысл и ценность. В момент взаимодействия людей происходит взаимоотражение тех смыслов и ценностей, которые актуальны для обоих.
Таблица 1-типология феноменов межличностных отношений,
в которых доверие является фоновым условием
Феномены межличностных отношений
Доверие к себе = доверию к другому
Доверие к себе = доверию к другому
Кооперация, сотрудничество, взаимовлияние
Доверие к себе > доверия к другому
Доверие к себе > доверия к другому
Потребность в самораскрытии
Доверие к себе = доверию к другому
Доверие к себе > доверия к другому
Доверие к себе = доверию к другому
Доверие к себе > доверия к другому
Таким образом, взаимодействие людей друг с другом в каждый момент времени характеризуется порождающим эффектом взаимодействия, который создает не только общность, но и способен порождать феномены межличностного взаимодействия от искреннего подлинного диалога до игрового взаимодействия и циничного манипулирования. Потому что человек одновременно обращен в мир и в себя, т.е. человек в каждый момент времени занимает не одну, а две психологические позиции: социальную и личностную, ибо, с одной стороны, он отражает все, что связано с его актуальными потребностями, интересами и желаниями, а с другой то, что актуально значимо для него в конкретном другом, с которым он взаимодействует здесь и сейчас. Все зависит от тех ценностных психологических позиций, которые занимают каждый из взаимодействующих субъектов как по отношению друг к другу, так и по отношению к самому себе.
Итак, если сущность доверительного отношения сводится к переживанию актуальной значимости (ценности) и априорной безопасности субъекта, с которым предполагается взаимодействие, то в социальнопсихологическом взаимодействии речь идет как о значимости собственной личности и безопасности своей предполагаемой активности, так и о значимости личности партнера по взаимодействию и безопасности его будущей активности. Суть порождающего эффекта взаимодействия сводится к различного рода соотношениям названных психологических позиций каждого из партнеров как по отношению к себе, так и по отношению к другому. Такое понимание позволило построить типологию тех видов межличностных отношений, внутри которых доверие или его отсутствие является фоновым условием. Построенная типология позволяет понять смысл и сущность порождающего эффекта взаимодействия.
Если оба взаимодействующих субъекта имеют сходные (соответствующие) психологические позиции в плане доверия к себе и доверия к другому: субъект относится к себе как к ценности, а к другому, как к себе, в этом случае можно говорить об идеальной модели взаимодействия, ибо это способствует возникновению подлинно диалогического общения, способного порождать новые смыслы. В таком диалоге неважным является число участников, «. решает присутствие
(или отсутствие) духа Целого » [3]. Такое взаимодействие предполагает, что оба взаимодействующих субъекта доверяют в равной мере и себе, и партнеру (другой актуально значим и потенциально надежен, так же, как значим я и надежны мои действия).
В реальной жизни возникают другие соотношения ценностных психологических позиций взаимодействующих субъектов, тогда возникает иная онтология, порождающая иные межличностные феномены. Нами выделено шесть различных вариантов позиций, занимаемых людьми по отношению друг к другу и одновременно к себе: 1) наиболее конструктивной является первая из выделенных позиций, когда человек умеет относиться к себе как к ценности и одновременно к другому как к себе (эта позиция, как мы уже отмечали, приводит к диалогу и является творчески продуктивной); 2) каждый из взаимодействующих субъектов к себе относится как к ценности, но снижает ценность и безопасность другого. Такое сочетание позиций порождает скорее игру, чем диалог, а поскольку каждый имеет в виду только себя, то результат такого взаимодействия (эффект порождения) соперничество, конфронтация, отсутствие кооперации. Здесь можно говорить об отсутствии доверия (каждый доверяет только себе); 3) оба партнера по взаимодействию полагаются друг на друга более, чем на себя. Такое сочетание позиций является рискованным для обоих, ибо оно связано с взаимным перекладыванием ответственности друг на друга, что, как известно, порождает безответственность. За такой позицией стоит «риск самоутраты » [10], а доверие превращается в ненасыщаемую потребность; 4) один партнер по взаимодействию относится как к ценности к себе и к другому, а другой как к ценности относится лишь к себе. Такое сочетание психологических позиций скрывает в себе возможность манипуляции, принуждения со стороны того, кто центрирован на себе. Видимо, человек, который доверяет исключительно себе, полагается только на себя, выглядит более сильным, чем тот, кто и к другому может относиться не только как к средству; 5) один партнер по взаимодействию в равной мере относится к себе и к другому как к ценности, а для другого первый является ценностью более высокого порядка, чем он сам, т.е. второй доверяет первому более, чем себе самому. В таком сочетании позиций заложены отношения подлинного авторитета, результатом которого является влияние на того, кто другому доверяет больше, чем себе; 6) означает прямо противоположное сочетание: у одного доверие к себе больше, чем доверие к другому, а у другого, наоборот к другому больше, чем к себе. Специфика такой позиции заключается в том, что она таит в себе опасность не просто манипуляции, а опасность попасть в зависимость от того, кто полагается лишь на себя. Другой же позволяет использовать себя в качестве средства.
Очевидно, что построенные модели позиций взаимодействующих субъектов являются лишь общей схемой, но они позволяют понять, почему изучаемый феномен столь динамичен и его сущность «не схватывается «, если не изучать онтологию, порождаемую взаимными позициями людей по отношению друг к другу и одновременно по отношению к себе. Описанные нами варианты позиций лишь составляют те условия, с которых начинается процесс взаимодействия. Они являются пусковым механизмом неустойчивых, «текучих » и постоянно изменяющихся межличностных отношений, в основании которых всегда лежит определенная мера доверия, выполняющая функцию связи между людьми.
Проведенный теоретический анализ доверительного взаимодействия позволил сформулировать гипотезы, которые были подвергнуты эмпирической проверке: а) в основе доверия к другому лежит соотношение ценностного отношения к другому и к себе, которое
может нарушаться в силу как объективных, социальнопсихологических, так и субъективных, личностных причин, б) нарушение соответствия между ценностным отношением к себе и к конкретному другому у любого из взаимодействующих индивидов или у обоих сразу порождает феномены межличностного взаимодействия, в основе которых лежит доверие или его отсутствие, в) испытывая определенную меру доверия к другому, человек ориентирован на взаимность своего отношения, которое на самом деле не всегда бывает взаимным (симметричным).
Для проверки двух первых гипотез было организовано исследование, объектом в котором выступили учащиеся старших классов. Отбор данного объекта исследования был продиктован теми соображениями, что круг доверительного общения этих учащихся включает довольно разнородный состав «персонажей «, имеющих самый разный социальноролевой статус по отношению к старшекласснику. Поэтому в одних случаях доверительные отношения будут строиться на паритетных началах, что подразумевает симметричные взаимоценностные позиции, а в других (со взрослыми) отношения будут предполагать авторитетность, а потому должны наблюдаться различия во взаимоценностных позициях.
Исследование проходило в два этапа. В эксперименте приняли участие 297 учащихся XI классов средних школ. На первом этапе эксперимента было отобрано 150 различных позитивных личностных качеств. Перед испытуемыми ставилась задача отобрать из них только те, которые приписываются человеку, вызывающему полное доверие.
Из всего списка ответов испытуемых были выбраны лишь те качества, которые имели наибольшую суммарную частоту выборов. В результате был получен ранжированный список качеств, составляющий обобщенную «идеальную модель » или некое «семантическое пространство » качеств, входящих в представление о человеке, который «вызывает доверие » (таких качеств оказалось 36).
На втором этапе эксперимента полученный набор качеств предлагался испытуемым для оценки конкретных людей, включаемых ими в круг доверительного общения. Оценка качеств производилась на основе биполярного принципа (+, ). По этим же качествам школьники оценивали и себя с той целью, чтобы сравнить самооценки с оценками тех, кого они включают в круг доверительного общения. Предлагая учащимся процедуру самооценки, мы исходили из того, что в основе доверия к сверстнику лежит отношение старшеклассника к другому, как к себе самому; другими словами, имеются в виду дружеские отношения, которые, согласно нашей гипотезе, предполагают расчет на симметричность в отношениях. Следовательно, и оценка значимых качеств сверстника должна в целом соответствовать оценке собственных идентичных качеств. В основе же доверительного отношения к взрослому лежит отношение старшеклассника к другому как к старшему, т.е. как к человеку более ценному, авторитетному. Приписывание соответствующих качеств такому взрослому должно преобладать по некоторым наиболее важным параметрам над приписыванием аналогичных качеств себе самому.
Таким образом, более высокая оценка взрослого как авторитетного лица по сравнению с самооценкой будет продиктована его большей значимостью, иначе определенной психологической позицией испытуемого, состоящей в том, что другой является ценностью более высокого порядка, чем он сам. В то же время сходная оценка себя и сверстника, которому испытуемый доверяет, будет соответствовать психологической позиции, заключающейся в том, что за сверстником признается ценность такого же порядка, как и в отношении себя самого.
При подсчете данных применялся четырехклеточный критерий X2 для четырехпольной матрицы. В результате использования данного критерия были
получены таблицы коэффициентов, показывающих степень различий приписывания каждого качества различным «ролевыми позициями » (анализ проводился при p>0,05).
Полученные данные показали, что в тех случаях, когда родители являются для старшеклассников авторитетом, основанным на доверительных отношениях, родители оцениваются старшеклассниками выше, чем сверстники, и выше, чем старшеклассники оценивают себя. Данное обстоятельство позволяет сделать важный вывод о том, что в детскородительских отношениях потеря авторитета родителями связана с потерей доверительности в отношениях, что приводит к утрате внутренней связи во взаимоотношениях родителей со своими детьми. Этот вывод имеет большое значение для практики консультативной работы. Видимо, психологупрактику при обращении к нему за консультацией, связанной с проблемами детскородительских отношений, прежде всего следует выяснять, насколько ребенок доверяет каждому из родителей, и если доверительная связь сохранена, значит, родители не потеряли авторитетность в глазах своего ребенка, т.е. между ними сохранена связь.
В результате подсчета суммарных частот приписывания каждого качества людям, находившимся в сходных ролевых позициях, был получен полигон частот или «обобщенный личностный профиль » отдельно для каждого из имеющихся «социальных персонажей «, которым наши испытуемые доверяют. Полученные профили позволяют наглядно продемонстрировать, что названные испытуемыми взрослые, вызывающие доверие, оцениваются старшеклассниками выше, чем собственная личность, а оценка всех названных сверстников не имеет различий (на статистически значимом уровне) по сравнению с самооценкой.
Приведенные графики наглядно демонстрируют, что в целом самооценка и оценка старшеклассников их сверстников
практически совпадают (статистически значимых различий не обнаружено ни по одному из качеств), в то время как самооценка по многим параметрам заметно (на статистически значимом уровне) ниже, чем оценка по тем же параметрам взрослых, включаемых в круг доверительного общения.
Итак, исходная гипотеза о том, что отношение доверия к другому основывается на сочетании определенных ценностных психологических позиций взаимодействующих субъектов по отношению к себе и по отношению к партнеру по взаимодействию подтвердилась: дружеские отношения строятся на отношении равноценностного отношения к себе и другому, а отношение авторитета на отношении к авторитетному лицу как ценности более значимой по определенным параметрам, нежели сам субъект доверия оценивает себя.
Для проверки гипотезы о расчете на симметричность в отношении доверия было организовано дополнительное исследование, направленное на решение задачи выявить, насколько совпадают психологические позиции в отношении меры доверия партнеров по взаимодействию. Для реализации поставленной цели использовалась психометрическая процедура, основанная на методике, предложенной В.Г. Щур [13]. Каждый испытуемый отмечал на импровизированной лестнице, состоящей из семи ступенек, куда он поставит каждого члена группы в зависимости от того, насколько он ему доверяет, и куда, по его мнению, его поставит по этому же признаку каждый член группы (в эксперименте приняло участие 124 человека, всего шесть различных групп людей). В целом длина выборки составила 2477 парных сравнений. В результате такой процедуры на каждого испытуемого мы получали три ряда чисел: «ядоверие «, «мнедоверие » и прогнозируемое «мне доверие «. Для выявления различия между рядами использовался непараметрический критерий Вилкоксона для парных сравнений. Основное предположение состояло в том, что между рядами «ядоверие » и прогнозируемое «мнедоверие » значимых различий быть не должно, так как человек рассчитывает на симметричность своего отношения, в то время как между рядами «ядоверие » и фактическое «мнедоверие » должны наблюдаться значимые различия. В результате были получены следующие данные.
Значимость различий между
показателями «ядоверие «, прогнозом «мнедоверия » и фактическим