Что такое взаимодействие людей
Что такое психология взаимодействия людей в процессе общения
Практикующий психолог. Занимаюсь вопросами преодоления насилия в семье, оди.
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Невозможно представить себе человека, который бы не взаимодействовал с другими людьми. Даже те, кого жизнь определила в интернаты, кто, не слышит и не видит, по-своему контактирует с окружающими, посылает им сигналы о боли, голоде, принимает поддержку, помощь, любовь. Вопросами общения, выстраивания отношений одного человека с другими занимается психология взаимодействия людей.
Что такое взаимодействие
Давай проведем небольшой эксперимент. Засеки на часах 5 минут, не читай дальше эту статью, не реагируй на телефон, не включай соцсети, телевизор, радио, не общайся с окружающими и не выстраивай ни с кем внутренние диалоги.
На эти 5 минут ты отключилась от любого взаимодействия, ограничила свои контакты и осталась одна. Большинству людей даже этот промежуток покажется слишком долгим, внутри у них появляется гнетущая пустота, от которой они хотят всеми силами избавиться. Следующие 5 минут посвяти другому упражнению – вспомни весь свой день.
Если читаешь эту статью утром, обрати взор на вчерашний день. В поле твоего интереса должны попасть:
Стратегии и тактики общения
Возможно, тебе не хватит и 5 минут, чтобы вспомнить все те моменты, когда ты каким-либо образом контактировала с окружающими людьми в рамках одного дня. Но все перечисленные ситуации и множество других, в которых ты участвуешь ежедневно, это примеры взаимодействия с людьми. А само взаимодействие это общение, сотрудничество, конкуренция, участие в совместных проектах, работа над достижением одних и тех же целей.
Взаимодействовать ты можешь открыто, в реальной жизни, или в электронной среде. Стоит отнести к этой сфере взаимоотношений и ситуации, в которых ты выстраиваешь диалоги с другими внутри себя.
Кстати, взаимодействовать можно не только с людьми, но и с животными, неодушевленными предметами, но это – другой вопрос. Сейчас интересно рассмотреть отношения между людьми.
Ролевые игры
Почти невозможно найти человека, который бы во взаимоотношениях с окружающими не играл в какие-то игры. Для этого нужно быть кристально чистым, искренним, не иметь скрытых интересов, игнорировать личные мотивы и цели. Поэтому практически каждый, взаимодействуя с другими людьми, выбирает для себя какую-то роль.
С этой точки зрения интересна знаменитая теория Эрика Берна, человека, который основную часть жизни посвятил анализу взаимодействия (транзакций).
Image by Gerd Altmann from Pixabay
Берн выделил 3 основные роли, которые принимает человек в разных жизненных ситуациях.
Ребенок
Основная характеристика этой роли – не брать на себя ответственность. Лучше показаться слабым, вызвать жалость, рассказать, почему у тебя все плохо, чем признаться, что ты боишься или тебе лень что-то делать.
Часто эту роль на себя принимают люди, привыкшие быть жертвой. Вспомни, как часто какая-нибудь твоя знакомая плакала, что все ее приятели – алкоголики, ловеласы или абсолютно никчемные люди. Во всех разрушенных отношениях всегда был виноват кто-то другой. Мало того, идеалом ей кажется человек, который будет сильным, умным, богатым, т.е. способным обеспечить все ее нужды, защитить от любых невзгод.
Родитель
Идеалом ребенка чаще всего выступает родитель. Все его действия направлены на защиту «бедного, маленького птенчика», страдающего от несправедливости мира. Делая это, он берет на себя слишком большую ответственность, с которой не может справиться, ломается под ее гнетом или становится деспотом.
В первом случае сломавшийся родитель начинает обвинять мир и тех, кого взял под свою защиту, в несправедливостях и неблагодарности.
Во второй ситуации начинает относиться к окружающим, как к неспособным ни на что юнцам, полностью игнорируя их реальные потребности и возможности. Такой тип взаимодействия возникает между начальником и подчиненными. Нередко она появляется и между супругами, и тогда ситуация может доходить до абсурда, когда контролируется все:
Еще одна интересная черта родителей – стремление быть во всем лучшим. Конечно, этого хочет и ребенок, но последний мечтает об идеалах, быстро сдается, признавая величие мира и невозможность его покорить. Родитель же уверен, что он все всегда знает лучше всех и находится вне конкуренции.
Эта позиция характеризует уравновешенного человека, который имеет силы принять ответственность, но в то же время дает возможность окружающим проявить себя, отвечать за свои действия, слова. Взрослый ценит права и обязанности, открыт к равноправному взаимодействию.
Роль предполагает умение адекватно оценивать ситуацию, при необходимости оказывать помощь, содействие. Такой человек неплохо справляется в конкурентной среде и, если проигрывает, ищет не виноватых, а причины и будущие возможности.
Image by Gerd Altmann from Pixabay
Факторы взаимодействия
Ролевые игры занимают важное место во взаимоотношениях между людьми. Но на взаимодействие влияют множество других факторов.
Пример – в соседнем доме живет молодая девушка. Вы незнакомы, не здороваетесь, но часто пересекаетесь по дороге на работу, в магазине. Если вы встретитесь на отдыхе в другом городе или семья, то, вероятно, поприветствуете друг друга и даже остановитесь поговорить.
Психология взаимодействия людей связана с изучением поведения, контактов, выстраиваемых человеком в обществе. Она рассматривает типичные роли, игры, факторы и формы взаимодействия, прогнозирует успешность человека, как социального существа.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛЮДЕЙ
Под взаимодействием в социальной психологии, кроме того, обычно понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность.
Взаимодействие обычно классифицируют по форме. В этом случае различают межличностное и межгрупповое взаимодействие, межличностные отношения и общение.
Межличностное взаимодействие — это случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок.
Основными признаками такого взаимодействия выступают:
— наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам цели (объекта), достижение которой предполагает взаимные усилия;
— эксплицированность (доступность) для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми;
Межгрупповое взаимодействие — имеет место между целыми группами (а также их частями) и выступает как интегрирующий (или дестабилизирующий) фактор развития общества.
Западные теории взаимодействия | ||
Наименование теории | Ведущие представители | Основная идея теории |
Теория обмена | Джоржд Хоманс | Люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты. |
Символический интеракционизм | Джордж Мид, Герберт Блумер | Поведение людей по отношению друг к другу и к предметам окружающего мира определяется значениями, которые они им придают. |
Управление впечатлениями | Эдвин Гофман | Ситуации социального взаимодействия подобны драматическим спектаклям, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления. |
Психоаналитическая теория | 3. Фрейд | На взаимодействие людей оказывают сильное влияние представления, усвоенные в раннем детстве, и конфликты, пережитые в этот период. |
Можно разделить процесс взаимодействия людей на три этапа (уровня): начальный, средний и заключительный.
На своем начальном этапе (низшем уровне) взаимодействие представляет собой простейшие первичные контакты людей, когда между ними имеет место лишь определенное первичное и очень упрощенное взаимное или одностороннее «физическое» влияние друг на друга с целью обмена информацией и общения, которое в силу конкретных причин может и не достигать своей цели, а потому и не получать всестороннего развития.
Главное в успехе первичных контактов заключается в принятии или не принятии партнерами по взаимодействию друг друга. Отношения приятия-неприятия проявляются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, стремлении закончить или продолжить общение. Они свидетельствуют о том, нравятся ли люди друг другу. Если нет, то следуют обоюдные или односторонние реакции отвержения (скольжение взгляда, отдергивание руки при пожатии, отворачивание головы, тела, отгораживающие жесты, «кислая мина», суетливость, убегание и т.п.) или прекращения установившегося контакта.
Большую роль во взаимодействии на его начальном этапе играет и эффект конгруэнции.Конгруэнция — подтверждение взаимных ролевых ожиданий, полное взаимопонимание, единый резонансный ритм, созвучность переживаний участников контакта. Конгруэнция предполагает минимум разногласий в узловых моментах линий поведения участников контакта, следствием чего является снятие напряжения, возникновение доверия и
К основным факторам достижения конгруэнции обычно относятся:
а) переживание сопринадлежности, которое возникает в случаях:
— когда цели субъектов взаимодействия связаны между собой;
— когда существует основа для межличностного сближения;
— принадлежность субъектов к одной социальной группе;
б) эмпатия, которая легче реализуется:
— при установлении эмоционального контакта;
— при сходстве поведенческих и эмоциональных реакцийпартнеров;
— при наличии одинаковых чувств к какому-то предмету;
— когда привлекается внимание к чувствам партнеров (например,они просто описываются);
в) идентификация, которая усиливается:
— при живости, разнообразии поведенческих проявлений взаимодействующих сторон;
— когда человек видит в другом черты своего характера;
— когда партнеры как бы меняются местами и ведут обсуждение с позиций друг друга;
— при ссылках на прежние случаи;
— при общности мыслей, интересов, социальных ролей и позиций. В результате конгруэнции и действенных первичных контактов устанавливается обратная связь между людьми
Можно выделить три основные функции обратной связи. Она выступает обычно: 1) регулятором поведения и действий человека; 2) регулятором межличностных отношений; 3) источником самопознания. Обратная связь бывает разных видов, и каждый ее вариант соответствует той или иной специфике взаимодействия людей и установления между ними устойчивых отношений. Обратная связь может быть: а) вербальной (передаваемой в виде речевого сообщения); б) невербальной, т.е. осуществляемой посредством мимики, позы, интонации голоса и т.д.; в) выраженной в форме действия, ориентированного на проявление, показ другому человеку понимания, одобрения и выраженного в совместной активности. Обратная связь может быть непосредственной и отсроченной во времени, она может быть ярко эмоционально окрашена и передаваться человеком другому как некое переживание, а может быть с минимальным переживанием эмоций и ответных поведенческих реакций.
Насреднем этапе процесса взаимодействия людей, который получил название продуктивной совместной деятельности, развивающееся постепенно активное сотрудничество находит все большее выражение в эффективном решении проблемы соединения взаимных усилий партнеров.
Обычно различают три формы или модели организации совместной деятельности: 1) каждый участник делает свою часть общей работы независимо от другого; 2) общая задача выполняется последовательно каждым участником; 3) имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными. Их реальное существование зависит от условий деятельности, ее целей и содержания.
Вместе с тем в это время взаимодействие людей активно сопровождаетсяилиопосредуется проявлением сложных социально-психологических феноменов, получивших название совместимости-несовместимости (или срабатываемости-несрабатываемости).
В следует помнить, что двигателем взаимодействия и совместной деятельности выступает, прежде всего, мотивация его участников. Существует несколько видов социальных мотивов взаимодействия (т.е. мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми):
1) максимизация общего выигрыша (мотив кооперации);
2) максимизация собственного выигрыша (индивидуализм);
3) максимизация относительного выигрыша (конкуренция);
4) максимизация выигрыша другого (альтруизм);
5) минимизация выигрыша другого (агрессия);
6) минимизация различий в выигрышах (равенство).
Формы влияния людей друг на друга в процессе деятельности. Одни из них побуждают партнера к действиям (приказ, просьба, предложение), другие санкционируют действия партнеров (согласие или отказ), третьи вызывают на дискуссию (вопрос, рассуждение). Сама же дискуссия может происходить в форме совещания, беседы, диспута, конференции, семинара и целого ряда других видов межличностных контактов.
Высшим уровнем взаимодействия выступает исключительно эффективная совместная деятельность людей, сопровождаемая взаимопониманием.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Сущность и социальная роль взаимодействия людей
С точки зрения психологии взаимодействие — это процесс непосредственного или опосредованного воздействия людей друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур. Если при взаимодействии обнаруживается противоречие, то оно выступает источником самодвижения и саморазвития явлений и процессов.
Под взаимодействием в психологии, кроме того, обычно понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, по-
зволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность.
Взаимодействие всегда присутствует в виде двух компонентов: содержания и стиля. Содержание взаимодействия определяет, вокруг чего или по поводу чего развертывается то или иное взаимодействие. Стиль взаимодействия указывает на.то, как человек взаимодействует с окружающими.
Можно говорить о продуктивном и непродуктивном стилях взаимодействия. Продуктивный стиль представляет собой плодотворный способ контакта партнеров, способствующий установлению и продлению отношений взаимного доверия, раскрытию личностных потенциалов и достижению эффективных результатов в совместной деятельности. Непродуктивный стиль взаимодействия — неплодотворный способ контакта партнеров, блокирующий реализацию личностных потенциалов и достижение оптимальных результатов совместной деятельности.
Обычно выделяют пять основных критериев, позволяющих правильно понять стиль взаимодействия.
1. Характер активности в позиции партнеров (в продуктивном стиле — «рядом с партнером», в непродуктивном — «над партнером»).
2. Характер выдвигаемых целей (в продуктивном стиле — партнеры совместно разрабатывают как близкие, так и дальние цели; в непродуктивном — доминирующий партнер выдвигает только близкие цели, не обсуждая их с партнером).
3. Характер ответственности (в продуктивном стиле за результаты деятельности ответственны все участники взаимодействия; в непродуктивном стиле вся ответственность отнесена к доминирующему партнеру).
4. Характер отношений, возникающих между партнерами (в продуктивном стиле — доброжелательность и доверие; в непродуктивном стиле — агрессия, обида, раздражение).
5. Характер функционирования механизма идентификации-обособления между партнерами.
Психика людей познается и проявляется в их взаимоотношениях и общении. Взаимоотношения и общение — это важнейшие формы существования людей. В их процессе люди
устанавливают контакты, связи, влияют друг на друга, осуществляют совместные действия и испытывают взаимные переживания.
Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Взаимодействие человека с человеком в обществе — это и взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, воздействие на оценки другого индивида, его эмоциональное состояние. 1
Взаимодействие, кроме того, можно представить как систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей. Совместная жизнь и деятельность в отличие от индивидуальной имеет вместе с тем более жесткие ограничения любых проявлений активности-пассивности индивидов. Это вынуждает людей строить и согласовывать образы «я — он», «мы — они», координировать усилия между ними. В ходе реального взаимодействия формируются также адекватные представления человека о себе, других людях, их группах. Взаимодействие людей выступает ведущим фактором в регуляции их самооценок и поведения в обществе.
Взаимодействие бывает межличностным и межгрупповым.
Межличностное взаимодействие — это случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок.
Основными признаками такого взаимодействия выступают:
• наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам цели (объекта), достижение которой предполагает взаимные усилия;
• эксплицированность (доступность) для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми;
• рефлексивная многозначность — зависимость его восприятия от условий осуществления и оценок его участников.
зволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность.
Взаимодействие всегда присутствует в виде двух компонентов: содержания и стиля. Содержание взаимодействия определяет, вокруг чего или по поводу чего развертывается то или иное взаимодействие. Стиль взаимодействия указывает на.то, как человек взаимодействует с окружающими.
Можно говорить о продуктивном и непродуктивном стилях взаимодействия. Продуктивный стиль представляет собой плодотворный способ контакта партнеров, способствующий установлению и продлению отношений взаимного доверия, раскрытию личностных потенциалов и достижению эффективных результатов в совместной деятельности. Непродуктивный стиль взаимодействия — неплодотворный способ контакта партнеров, блокирующий реализацию личностных потенциалов и достижение оптимальных результатов совместной деятельности.
Обычно выделяют пять основных критериев, позволяющих правильно понять стиль взаимодействия.
1. Характер активности в позиции партнеров (в продуктивном стиле — «рядом с партнером», в непродуктивном — «над партнером»).
2. Характер выдвигаемых целей (в продуктивном стиле — партнеры совместно разрабатывают как близкие, так и дальние цели; в непродуктивном — доминирующий партнер выдвигает только близкие цели, не обсуждая их с партнером).
3. Характер ответственности (в продуктивном стиле за результаты деятельности ответственны все участники взаимодействия; в непродуктивном стиле вся ответственность отнесена к доминирующему партнеру).
4. Характер отношений, возникающих между партнерами (в продуктивном стиле — доброжелательность и доверие; в непродуктивном стиле — агрессия, обида, раздражение).
5. Характер функционирования механизма идентификации-обособления между партнерами.
Психика людей познается и проявляется в их взаимоотношениях и общении. Взаимоотношения и общение — это важнейшие формы существования людей. В их процессе люди
устанавливают контакты, связи, влияют друг на друга, осуществляют совместные действия и испытывают взаимные переживания.
Взаимодействие, кроме того, можно представить как систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей. Совместная жизнь и деятельность в отличие от индивидуальной имеет вместе с тем более жесткие ограничения любых проявлений активности-пассивности индивидов. Это вынуждает людей строить и согласовывать образы «я — он», «мы — они», координировать усилия между ними. В ходе реального взаимодействия формируются также адекватные представления человека о себе, других людях, их группах. Взаимодействие людей выступает ведущим фактором в регуляции их самооценок и поведения в обществе.
Взаимодействие бывает межличностным и межгрупповым.
Межличностное взаимодействие — это случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок.
Основными признаками такого взаимодействия выступают:
• наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам цели (объекта), достижение которой предполагает взаимные усилия;
• эксплицированность (доступность) для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми;
• рефлексивная многозначность — зависимость его восприятия от условий осуществления и оценок его участников.
Межгрупповое взаимодействие — процесс непосредствен-ного или опосредованного воздействия множественных субъектов (объектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношу ний. Обычно оно имеет место между целыми группами (а также их частями) и выступает как интегрирующий (или дестабилизирующий) фактор развития общества.
Кроме видов, обычно выделяют Несколько типов взаимодействия. Наиболее распространенным является их деление по результативной направленности: на кооперацию и конкуренцию. Кооперация — это такое взаимодействие, при котором его субъекты достигают взаимного соглашения о преследуемых целях и стремятся не нарушать его пока совпадают их интересы.
Конкуренция — это взаимодействие, характеризующееся достижением индивидуальных или групповых целей и интересов в условиях противоборства между людьми.
В обоих случаях как тип взаимодействия (сотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого взаимодействия (успешное или менее успешное сотрудничество) определяет характер межличностных отношений между людьми.
В процессе осуществления этих типов взаимодействия, как правило, проявляются следующие ведущие стратегии поведения во взаимодействии.
1. Сотрудничество, направленное на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется мотив либо кооперации, либо конкуренции).
2. Противодействие, предполагающее ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм).
3. Компромисс, реализующийся в частном достижении целей партнеров ради условного равенства.
4. Уступчивость, предполагающая жертву собственных интересов для достижения целей партнера (альтруизм).
5. Избегание, которое представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого.
В основу деления на типы могут быть положены также намерения и действия людей, которые отражают понимание ими ситуации общения. Тогда выделяют три типа взаимодействий: дополнительное, пересекающееся и скрытное.
» Дополнительным называется такое взаимодействие, при котором партнеры адекватно воспринимают позицию друг друга. Пересекающееся — это такое взаимодействие, в процессе которого партнеры, с одной стороны, демонстрируют неадекватность понимания позиций и действий другого участника взаимодействия, а с другой — ярко проявляют свои собственные намерения и действия. Скрытое взаимодействие включает в себя одновременно два уровня: явный, выраженный словесно, и скрытый, подразумеваемый. Оно предполагает либо глубокое знание партнера, либо большую чувствительность к невербальным средствам общения — тону голоса, интонации, мимике и жестам, поскольку именно они передают скрытое содержание.
В своем развитии взаимодействие проходит несколько этапов (уровней).
На своем начальном (низшем) уровне взаимодействие представляет собой простейшие первичные контакты людей, когда между ними имеет место лишь первичное и очень упрощенное- взаимное или одностороннее «физическое» влияние друг на друга с целью обмена информацией и общения, которое в силу конкретных причин может и не достигать своей цели, а потому и не получать всестороннего развития.
Главное в успехе первичных контактов заключается в принятии или непринятии партнерами по взаимодействию друг друга. При этом они не составляют простой суммы индивидов, а являются некоторым совершенно новым и специфическим образованием связей и отношений, которое регулируется реальным или воображаемым (представляемым) различием — сходством, подобием — контрастом людей, включенных в совместную деятельность (практическую или умственную). Любой контакт обычно начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика, особенностей деятельности и поведения других людей.
Большую роль во взаимодействии на его начальном этапе играет и эффект конгруэнции. Конгруэнция — подтверждение взаимных ролевых ожиданий, полное взаимопонимание, единый резонансный ритм, созвучность переживаний участников контакта. Конгруэнция предполагает минимум рассогласований в узловых моментах линий поведения участников контакта, следствием чего является снятие напряжения, возникновение доверия и симпатии на подсознательном уровне.
На своем среднем уровне развития процесс взаимодействия людей получил название продуктивной совместной деятельности. Здесь развивающееся постепенно активное сотрудничество между ними находит все большее выражение в эффективном решении проблемы соединения взаимных усилий партнеров.
Обычно различают три формы или модели организации совместной деятельности:
1) каждый участник делает свою часть общей работы независимо от другого;
2) общая задача выполняется последовательно каждым участником;
3) имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными.
Общие устремления людей вместе с тем могут привести к столкновениям в процессе согласования позиций. В результате люди вступают в отношения «согласия-несогласия» друг с другом. В случае согласия происходит вовлечение партнеров в совместную деятельность. При этом происходит распределение ролей и функций между участниками взаимодействия. Эти отношения вызывают особую направленность волевых усилий у субъектов взаимодействия. Оно связано либо с уступкой, либо с завоеванием определенных позиций. Поэтому от партнеров требуются проявления взаимной терпимости, собранности, настойчивости, психологической подвижности и других волевых качеств личности, опирающихся на интеллект и высокий уровень сознания и самосознания личности.
В это время происходит постоянное согласование мыслей, чувств, отношений партнеров по совместной жизнеде-
ятельности. Оно облекается в различные формы влияния людей друг на друга. Регуляторами взаимовлияний являются механизмы внушения, конформности и убеждения, когда под действием мнений, отношений одного партнера изменяются мнения, отношения другого партнера.
Высшим уровнем взаимодействия всегда выступает исключительно эффективная совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаимопониманием.
Взаимопонимание людей — такой уровень их взаимодействия, при котором они осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, а также взаимно содействуют достижению единой цели. Существенной характеристикой взаимопонимания всегда выступает его адекватность. Она зависит от целого ряда факторов: от типа отношений между партнерами (отношений знакомства и приятельства, дружеских, любовных и супружеских отношений), товарищеских (деловых по сути отношений), от знака или валентности отношений (симпатий, антипатий, индифферентных отношений); от степени возможной объективации, проявляемости свойств личности в поведении и деятельности людей (общительность, например, легче всего наблюдается в процессе взаимодействия, общения).
Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельности, нужно взаимосодействие. Оно исключает свой антипод — взаимопротиводействие, с появлением которого возникают недопонимание, а потом и непонимание человека человеком.
Феномен социального восприятия. В ходе взаимодействия люди всегда первоначально воспринимают и оценивают друг друга. Социальная перцепция (социальное восприятие) — процесс восприятия и оценки людьми друг друга.
Особенностями социальной перцепции являются:
• активность субъекта социальной перцепции, означающая, что он (индивид, группа и т. д.) не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимаемому, как это имеет место при восприятии неодушевленных предметов. И объект и субъект социального восприятия воз-
действуют друг на друга, стремятся трансформировать представления о себе в благоприятную сторону;
• целостность воспринимаемого, показывающая, что внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия;
• мотивированность субъекта социальной перцепции, которая свидетельствует, что восприятие социальных объектов характеризуется большой слитностью его познавательных интересов с эмоциональными отношениями к воспринимаемому, явной зависимостью социальной перцепции от мотивационно-смысловой ориентированности воспринимающего.
Социальная перцепция обычно проявляется как:
• восприятие членами группы друг друга, членов другой группы;
• восприятие человеком самого себя, своей группы, чужой группы;
• восприятие группой своего человека, членов другой группы;
• восприятие группой другой группы (или групп).
Процесс социальной перцепции представляет собой деятельность его субъекта (наблюдателя) по оценке внешнего облика, психологических особенностей, действий и поступков наблюдаемого лица или объекта, в результате которой у субъекта социальной перцепции складывается конкретное отношение к наблюдаемому и формируются определенные представления о возможном поведении конкретных людей и групп.
В зависимости от этих представлений субъект социальной перцепции прогнозирует и свои отношения и поведение в различных ситуациях взаимодействия и общения с другими людьми.
Наиболее значимыми факторами восприятия людьми друг друга являются:
• психологическая чувствительность, представляющая собой повышенную восприимчивость к психологичес-
• знание возможностей, трудностей восприятия другого человека и способов предупреждения наиболее вероятностных ошибок восприятия, которое основывается на личностных качествах партнеров по взаимодействию, их опыте взаимоотношений;
• навыки и умения восприятия и наблюдения, позволяющие людям быстрее адаптироваться к их условиям, дают возможность избегать трудностей в совместной деятельности, предотвращают возможные конфликты во взаимодействии и общении.
Качество восприятия обусловлено и таким важным фактором, как условия (ситуация), в которых осуществляется социальная перцепция. Среди них: расстояние, которое разделяет общающихся; время, в течение которого длятся контакты; величина помещения, освещенность, температура воздуха в нем, а также социальный фон общения (наличие или отсутствие кроме активно взаимодействующих партнеров еще и других лиц). Сказываются и групповые условия. Личность, принадлежащая к определенной группе, малой или большой, воспринимает других людей под влиянием особенностей своей группы.
Существуют определенные функции социального восприятия. К ним относятся: познание себя, познание партнеров по взаимодействию, функции установления эмоциональных отношений, организации совместной деятельности. Обычно они реализуются посредством механизмов стереотипизации, идентификации, эмпатии, аттракции, рефлексии и каузальной атрибуции.
На восприятие других людей большое влияние оказывает процесс стереотипизации. Под социальным стереотипом понимается устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Для человека, усвоившего стереотипы своей группы, они выполняют функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека.
Стереотипы представляют собой инструмент «грубой настройки», позволяющий человеку «экономить» психологические ресурсы. Они имеют свою «разрешенную» сферу социального применения. Например, стереотипы активно используются при оценке групповой национальной или профессиональной принадлежности человека.
Идентификация — это социально-психологический процесс познания личностью или группой других людей в ходе непосредственных или опосредованных контактов с ними, при котором осуществляется сравнение или сопоставление внутренних состояний или положения партнеров, а также образцов для подражания со своими психологическими и другими характеристиками.
Идентификация в противоположность нарциссизму играет огромную роль в поведении и духовной жизни человека. Ее психологический смысл заключается в расширении круга переживаний, в обогащении внутреннего опыта. Она известна как самое раннее появление эмоциональной привязанности к другому человеку. С другой стороны, идентификация часто выступает элементом психологической защиты людей от объектов и ситуаций, вызывающих страх, порождающих тревожные и напряженные состояния.
Эмпатия — это эмоциональное сопереживание другому человеку. Через эмоциональный отклик люди познают внутреннее состояние других. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Ее почти всегда интерпретируют не только как активное оценивание субъектом переживаний и чувств познающего человека, но и безусловно как положительное отношение к партнеру.
Аттракция представляет собой форму познания другого человека, основанную на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. В этом случае понимание партнера по взаимодействию возникает благодаря появлению привязанности к нему, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения.
При прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально положительное отношение.
Рефлексия — это механизм самопознания в процессе взаимодействия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.
Каузальная атрибуция — механизм HHTepnpef ации поступков и чувств другого человека (каузальная атрибуция — стремление к выяснению причин поведения субъекта).
Исследования показывают, что у каждого человека есть свои «излюбленные» схемы причинности, т. е. привычные объяснения чужого поведения:
• люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку;
• в случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны прежде всего винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника;
• при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие (ваза упала потому, что плохо стояла) или в самом пострадавшем (сам виноват, что попал под машину).
При изучении процесса каузальной атрибуции выявлены различные закономерности. Например, причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу — обстоятельствам. Характер приписывания зависит также и от меры участия человека в обсуждаемом событии. Оценка будет различна в случаях, если он был участником (соучастником) или наблюдателем. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости случившегося испытуемые склонны переходить от обстоятельственной и стимульной атрибуции к личностной (т. е. искать причину случившегося в осознанных действиях личности).
Общая характеристика взаимоотношений людей
В процессе производства и потребления материальных благ люди вступают в различного рода отношения, в основе которых, как уже говорилось, лежит их взаимодействие друг с другом. В ходе такого взаимодействия возникают общественные отношения. Характер и содержание последних во многом обусловлены спецификой и обстоятельствами самого взаимодействия, целями, преследуемыми конкретными людьми, а также местом и ролью, которые они занимают в обществе.
Общественные отношения можно классифицировать на основе разных критериев:
• по форме проявления общественные отношения делятся на экономические (производственные), правовые, идеологические, политические, моральные, религиозные, эстетические и т. д.;
• с точки зрения принадлежности к различным субъектам различают национальные (межнациональные), классовые и конфессиональные и т. п. отношения;
• исходя из анализа функционирования связей между людьми в обществе можно говорить об отношениях по вертикали и горизонтали;
• по характеру регламентированности общественные отношения бывают официальными и неофициальными.
Все виды общественных отношений пронизывают в свою очередь психологические отношения людей (взаимоотношения), т. е. субъективные связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые уже различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) индивидов, в них участвующих. Психологические отношения — живая человеческая ткань любых общественных отношений.
Разница между общественными и психологическими отношениями состоит в том, что первые по своей природе, если так можно выразиться, «материальны», являются следствием определенного имущественного, социального и другого
распределения ролей в обществе и в большинстве случаев воспринимаются как должное, носят в известном смысле обезличенный характер. В общественных отношениях вскрываются прежде всего существенные особенности социальных связей между сферами жизнедеятельности людей, видами труда и общностей.
Психологические же отношения — результат непосредственных контактов между конкретными людьми, наделенных определенными особенностями, способных выражать свои симпатии и антипатии, осознавать и переживать их. Они насыщены эмоциями и чувствами, т. е. переживанием и выражением индивидами или группами своего отношения к взаимодействию с другими конкретными людьми и группами.
Психологические отношения полностью персонифицированы, так как носят сугубо личностный характер. Их содержание и специфика наполняются, определяются и зависят от конкретных людей, между которыми они возникают.
Отношение, таким образом, — это социализированная связь внутреннего и внешнего содержания психики человека, его связь с окружающей действительностью и сознанием.
Категория отношения может рассматриваться и как готовность к определенному взаимодействию, и как реально действующая связь в рамках «субъект-объект», «субъект-субъект».
Отношения в рамках «субъект-объект» и «субъект-субъект» не являются идентичными. Так, общим для одной и другой связи выступает, например, активность (или выраженность) отношения, модальность (положительная, отрицательная, нейтральная), широта, устойчивость и т. д.
Вместе с тем существенным различием отношений в рамках субъектно-объектной и субъектно-субъектной связи являются однонаправленность и взаимность отношений. Только при условии наличия взаимности отношений возможно образование «совокупного фонда» общего и нового межсубъектного образования (мыслей, чувств, действий). Когда трудно сказать, где свое, а где чужое, и то и другое становится нашим.
Субъектно-субъектные отношения характеризуются как постоянной взаимностью, так и изменчивостью, что обус-
ловливается активностью не только одной из сторон, как это имеет место при субъектно-объектных отношениях, где устойчивость больше зависит от субъекта, чем от объекта.
Субъектно-субъектные отношения, кроме того, включают в себя не только отношения человека с другим человеком, но и отношение к самому себе, т. е. самоотношение. В свою очередь, субъектно-объектные отношения — это все отношения личности к действительности, исключая отношения между людьми и самоотношение.
Общим критерием разделения межличностных отношений (взаимоотношений) на виды выступает привлекательность. К составным элементам взаимной привлекательности-непривлекательности относятся: симпатии-антипатии и притяжение-отталкивание.
Симпатия-антипатия представляет собой переживаемое удовлетворение-неудовлетворение от реального или мысленного контакта с другим человеком.
Притяжение-отталкивание есть практическая составляющая этих переживаний. Притяжение-отталкивание в основном связано с потребностью человека быть вместе, рядом. Притяжение-отталкивание часто, но не всегда связано с переживанием симпатий-антипатий (эмоциональным компонентом межличностных отношений). Такое противоречие возникает в случае популярности какой-либо личности: «К ней почему-то тянет, без видимого удовлетворения быть вместе и рядом».
Можно также говорить и о следующих видах межличностных отношений: отношениях знакомства, приятельских, товарищеских, дружеских, любовных, супружеских родственных, деструктивных отношениях. Данная классификация основана на нескольких критериях: глубине отношений, избирательности в выборе партнеров, функции отношений.
Главным критерием является мера, глубина вовлечения личности в отношения. Разные виды межличностных взаимоотношений предполагают включение в общение тех или иных уровней характеристик личности. Наибольшее включение личности, вплоть до индивидуальных характеристик происходит в дружеских, супружеских отношениях. Отношения
I знакомства, приятельства ограничиваются включением во «■взаимодействие преимущественно видовых и социокультур-; лых особенностей личности.
Второй критерий — степень избирательности при выборе ‘партнеров для взаимоотношений. Избирательность можно определить как число признаков, значимых для установления И воспроизводства отношения. Наибольшую избирательность обнаруживают отношения дружбы, супружества, любви, наименьшую — отношения знакомства.
Третий критерий — различие функций отношений. Под функциями понимается круг задач, вопросов, которые решаются в межличностных отношениях. Функции отношений проявляются в различии их содержания, психологического смысла для партнеров.
Кроме того, каждое межличностное отношение характеризуется определенной дистанцией между партнерами, предполагает ту или иную меру участия ролевых клише. Общая закономерность такова: по мере углубления отношений (например, дружба, супружество в сравнении со знакомством) сокращается дистанция, увеличивается частота контактов, устраняются ролевые клише.
Существует определенная динамика развития взаимоотношений людей. Начав правильно формироваться и развиваться, они во многом зависят от целого ряда факторов: от самих индивидов, от условий окружающей действительности и социального строя, от последующего формирования контактов и результатов совместной деятельности.
Первоначально завязываются контакты между людьми, представляющие собой начальную стадию реализации социальных связей между ними, первичный акт социального взаимодействия. От того, как они происходят, зависит восприятие и оценка людьми друг друга. На основе первичных контактов осуществляется восприятие и оценка людьми друг друга — непосредственная предпосылка возникновения общения и развития взаимоотношений между ними. В свою очередь общение представляет собой обмен информацией и является основой развития взаимоотношений между людьми. Оно позволяет достигать взаимопонимания между индивидами или сводит последнее на нет.
Так происходит зарождение содержания отношений между людьми, которое закрепляет социализированные связи между ними, способствует развитию их продуктивной совместной деятельности. От того, как происходит этот процесс зависит эффективность совместной деятельности и взаимопонимание. В окончательном итоге на этой основе формируются устойчивые отношения между людьми — высшая форма их социального взаимодействия. Они придают стабильность социальной жизни в обществе, способствуют его развитию, облегчают совместную деятельность индивидов, придают ей стабильность и продуктивность,
Понятие общения в психологии
Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия. Общение обычно включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т. п.) и обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности.
Если отношения определяются через понятия «связи», то общение понимают как процесс взаимодействия человека с человеком, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц. В ходе общения его участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т. д.
В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей, с которыми взаимодействует, причем происходит это стихийно, на житейском опыте. В большинстве случаев этого опыта бывает недостаточно, например, для овладения особыми профессиями (педагога,
актера, диктора, следователя), а иногда и просто для продуктивного и цивилизованного общения. По этой причине в знании его закономерностей, накоплении навыков и умений, их учета и использования необходимо совершенствоваться.
Каждая общность людей располагает своими средствами воздействия, которые используются в разнообразных формах коллективной жизни. В них концентрируется социально-психологическое содержание образа жизни. Все это проявляется в обычаях, традициях, обрядах, ритуалах, праздниках, танцах, песнях, сказаниях, мифах, в изобразительном, театральном и музыкальном искусстве, в художественной литературе, кино, радио и телевидении. Эти своеобразные массовые формы общения обладают мощным потенциалом взаимовлияния людей. В истории человечества они всегда служили средствами воспитания, включения человека через общение в духовную атмосферу жизни.
Проблема человека находится в центре внимания всех аспектов общения. Увлечение лишь инструментальной стороной общения может нивелировать его духовную (человеческую) сущность и привести к упрощенной трактовке общения как информационно-коммуникативной деятельности. При неизбежном научно-аналитическом расчленении общения на составляющие элементы важно не терять в них человека как духовную и активную силу, преобразующую в этом процессе себя и других.
Общение обычно проявляется в единстве пяти его сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-информационной, эмотивной и конативной.
Межличностная сторона общения отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением: с другими людьми и теми общностями, с которыми он связан своей жизнью.
Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие другие, связанные с личностью партнера.
Коммуникативно-информационная сторона представляет собой обмен между людьми различными представлениями,
идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т. п.
Эмотивная сторона общения связана с функционированием эмоций и чувств, настроения в личных контактах партнеров.
Конативная (поведенческая) сторона общения служит целям согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров.
Общение выполняет определенные функции.
1. Прагматическая функция общения отражает его потреб-ностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью.
2. Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.
3. Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.
4. Функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое Целое, а с другой стороны, она может быть причиной дифференциации и изоляции личностей в результате общения.
5. Функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.
6. Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога).
Общение чрезвычайно многогранно. Оно может быть представлено в своем разнообразии по видам.
Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение — это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.
Выделяют также межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель-продавец, учитель-ученик, начальник-подчиненный). В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, [выполняющая определенные функции.
Общение может быть также доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация. Доверительность — существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.
Общение может быть личным и деловым. Личное общение — это обмен неофициальной информацией. Деловое общение — процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.
Наконец, общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение является исторически пер-
вой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение — это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и видеотехники).
Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Различают вербальные средства общения (когда в качестве знаковых систем используется устная и письменная речь) и невербальные средства общения, когда применяются неречевые средства общения.
В вербальном общении обычно применяются два варианта речи: устная и письменная. Письменная речь — это та, которой обучают в школе и которую привыкли считать признаком образованности человека. Устная речь, по ряду параметров отличающаяся от письменной, является не безграмотной письменной речью, а самостоятельной речью со своими правилами и даже грамматикой.
Невербальные средства общения нужны для того, чтобы регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; выражать эмоции и отражать истолкование ситуации. К ним относятся следующие средства общения.
• кинесика — движение рук, ног, головы, туловища;
• направление взгляда и визуальный контакт;
• поза (в частности, локализация, смены поз относительно словесного текста;
• кожные реакции (покраснение, появление пота);
• дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);
• вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п.).
2. Акустические (звуковые):
• паралингвистические, т. е. связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте);
• экстралингвистические, т. е. не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, «шмыганье» носом и т. п.).
3. Тактильно-кинестезтеские (связанные с прикосновением):
• физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.);
• такесика (пожатие руки, хлопанье по плечу).
• приятные и неприятные запахи окружающей среды;
• естественный и искусственный запахи человека и др. Общение имеет свою структуру и включает в себя моти-
вационно-целевой, коммуникационный, интерактивный и перцептивный компоненты.
Мотивационно-целевой компонент общения. Представляет собой систему мотивов и целей общения. Мотивами общения членов могут быть: а) потребности, интересы одного человека, проявляющего инициативу в общении; б) потребности и интересы обоих партнеров общения, побуждающие их включиться в общение; в) потребности, вытекающие из совместно решаемых задач. Соотношение мотивов общения колеблется от полного совпадения до конфликта. В соответствии с этим общение может носить дружественный или конфликтный характер.
Основными целями общения могут быть: получение или передача полезной информации, активизация партнеров, снятие напряженности и управление совместными действиями, оказание помощи и влияние на других людей. Цели участников общения могут совпадать или противоречить, исключать друг друга. От этого зависит и характер общения.
Коммуникационный компонент общения. В узком смысле слова представляет собой обмен информацией между общающимися индивидами. В ходе совместной деятельности, как уже отмечено выше, обмениваются между собой различными мнениями, интересами, чувствами и т. д. Все это и со-
ставляет процесс обмена информацией, которому присущи следующие особенности:
• если в кибернетических устройствах информация только передается, то в условиях человеческого общения она не только передается, но и формируется, уточняется, развивается;
• в отличие от простого «обмена информацией» между двумя устройствами в общении людей он сочетается с отношением друг к другу;
• характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством используемых при этом системных знаков партнеры могут влиять друг на друга, оказывать воздействие на поведение партнера;
• коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации или декодификации. В обыденном языке это значит, что люди «говорят на одном языке».
Интерактивный компонент общения. Состоит в обмене не только знаниями, идеями, но и влияниями, взаимными побуждениями, действиями. Взаимодействие может выступать в виде кооперации или конкуренции, согласия или конфликта, приспособления или оппозиции, ассоциации или диссоциации.
Перцептивный компонент общения. Проявляется в восприятии друг друга партнерами по общению, взаимных изучении и оценке друг друга. Это связано с восприятием внешнего облика, поступков, действий человека и их истолкованием. Взаимная социальная перцепция при общении очень субъективна, что проявляется и в не всегда правильном понимании целей партнера по общению, его мотивов, отношений, установок на взаимодействие и др.
Важную роль в общении играет его коммуникативный компонент, на котором необходимо остановиться особо. Коммуникация — это связь, в ходе которой осуществляет-
ся обмен информацией между людьми в ходе межличностных отношений. Ей присущ ряд специфических особенностей.
1. Наличные отношения двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом. При этом взаимное их информирование предполагает налаживание совместной деятельности. Специфика человеческого обмена информацией заключается в особой роли для каждого участника общения той или иной информации, ее значимости.
2. Возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков.
3. Коммуникативное влияние лишь при наличии единой или схожей системы кодификации и декодификации у коммуникатора и реципиента.
4. Возможность возникновения коммуникативных барьеров. В этом случае четко выступает связь, существующая между общением и отношением.
Информация как таковая может бить двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация проявляется в форме приказа, совета или просьбы. Она призвана стимулировать какое-то действие. Стимуляцию, в свою очередь, подразделяют на активизацию (побуждение к действию в заданном направлении), интердикцию (запрет нежелательных видов деятельности) и дестабилизацию (рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности). Констатирующая информация проявляется в форме сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения.
Модель коммуникативного процесса обычно включает в себя пять элементов: коммуникатор — сообщение (текст) — канал — аудитория (реципиент) — обратная связь.
Основная цель информационного обмена в общении — выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций или проблем. Для него характерен механизм обратной связи. Содержание данного механизма состоит в том, что в межличностной коммуникации процесс обмена информацией как бы удваивается и, помимо содержательных аспектов, информация, поступающая от реципиента к коммуникатору, содержит сведения о том, как реципиент воспринимает и оценивает поведение коммуникатора.
В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача не только обменяться информацией, но и добиться ее адекватного понимания партнерами. То есть в межличностной коммуникации как особая проблема выделяется интерпретация сообщения, поступающего от коммуникатора к реципиенту. В ходе коммуникации могут возникать барьеры. Коммуникативный барьер — это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению.