Что такое взалкал в евангелии

Евангелие по Матфею 4:2

Толкования:

Анонимный комментарий

и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 2-3 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий

скажи, чтобы камни сии сделались хлебами

Испытывающему голод говорится нечто подходящее. Но ты, дьявол, становишься в двойное противоречие. Если по Его могуществу камни могут сделаться хлебами, то напрасно ты искушаешь Того, Кто настолько могущественен. А если Он этого сделать не может, то напрасно ты подозреваешь в Нем Сына Божия [говоря]: Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.

Блж. Петр Хрисолог

и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал

Блж. Феофилакт Болгарский

и, постившись

сорок дней и сорок ночей

Постится столько дней и ночей, сколько и Моисей, и Илия. Если бы постился больше, то воплощение Его показалось бы призрачным.

напоследок взалкал

Когда уступил природе, тогда и взалкал, чтобы голодом дать повод дьяволу подойти и сразиться с Ним и таким образом поразить его и низложить, даровав нам победу.

Евфимий Зигабен

и постився дний четыредесять и нощий четыредесять, последи взалка

Прежде всего постился, научая, что пост есть великая защита для сражающихся с демоном. Он не вышел за пределы того времени, в течение которого постился прежде Него Илия и прежде Илии – Моисей, чтобы, превосходя силу человеческой природы, не сделать невероятным того, что Он человек. Отсюда напоследок Он взалкал, утверждая этим, что Он человек, потому что человеку свойственно взалкать после поста. Кажется излишним прибавление о «ночах». Полагаю, однако, что это прибавлено ради еврейских постов: постясь днем, ночью евреи могли есть. Но Марк и Лука пропустили «ночи», так как они сами собою подразумеваются.

Еп. Михаил (Лузин)

и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал

Лопухин А.П.

и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал

Ориген

и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал

Прп. Андрей Критский

и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал

Постився Господь дний четыредесять в пустыни,
последи взалка, показуя человеческое;
душе, да не разленишися, аще тебе приложится враг,
молитвою же и постом от ног твоих да отразится.

Перевод: Господь, постившись сорок дней в пустыне, наконец взалкал, обнаруживая в Себе человеческую природу. Не унывай, душа, если враг устремится на тебя, но да отразится он от ног твоих молитвами и постом.

Прп. Ефрем Сирин

и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал

Произошло для поражения врага, дабы явно пред всеми представить Его, как обвиненного и осужденного; вместе с тем (Господь) Своими словами научил нас, что в подобных обстоятельствах мы должны алкать одного только слова Господня. Почему же о Моисее и Илии нигде не показано, что они алкали, о Господе написано, что Он взалкал? Думаю, что (так сделано), во-первых, по той причине, чтобы (само) Писание сокрушило тех, которые говорят, что Он не принял плоти; затем, для того, чтобы дать повод сатане приступить к искушению и сказать: «скажи… камням сим, дабы они сделались хлебом» (ср. Мф. 4:3 ).

Прп. Максим Исповедник

и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал

По какой причине Моисей и Илия постились сорок дней, отчего Господь, будто запечатлев дела Своих рабов, и Сам согласился прожить без еды те же сорок дней, и что означает число сорок?

Во многих местах богодухновенного Писания число сорок понимается как вредоносное, ибо сорок лет иудеи терпели бедствия в пустыне, четыреста лет они же были в рабстве в Египте, а также и этот мир, в котором мы переносим бедствия, слагается из четырех первоначал. Поэтому то, что Моисей, как первый законодатель, передавший Закон младенцам-иудеям, постится сорок дней, означает, что его законодательство предписывает воздерживаться от грехов на деле, — ведь всякий грех слагается из чувства и чувственного. То же, что Илия, отображающий пророческий дар, ибо он превзошел предписания Закона, постится сорок дней, означает, что пророческий дар предписывает воздерживаться от мысленного приятия [греха]. Господь же, Завершитель Закона, Один взявший на Себя грехи [всего] мира, даровал нам способность не только воздерживаться от греха на деле и в мысленном приятии, но также и становиться выше простых образов.

Свт. Василий Великий

и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал

Господь наш, постом укрепив воспринятую Им за нас плоть, принял на Себя в ней приражения диавола, как нас научая постом умащать и приучать себя к подвигам в искушениях, так и противнику доставляя Своим алканием удобство приступить к Нему. По высоте Божества, Он был бы неприступен противнику, если бы чрез алкание не снизошел до человеческой немощи.

Свт. Григорий Двоеслов

и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал

Свт. Григорий Палама

и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал

И Сам Христос, постившись в пустыне, с силою победил общего искусителя и, отняв силу его над людьми и совершенно уничтожив его тиранию, освободил наше естество и сделал оного посмешищем для всех тех, которые желают жительствовать по Его Евангелию; и пророчества пророков Он исполнил, и то, что ими совершалось в виде образа, Он самым делом возвестил, как благодать и истину. Видите ли дары поста и посредством чего, чего и сколь великого Он нас удостоил? Но и на основании противоположного, т.е. пресыщения и неумеренности, можно видеть, какую пользу приносит пост. Ибо в течение предыдущих двух недель пресыщение и неумеренность весьма овладели (нашим) городом; и посему – смятения и крики, драки и беспорядки, распутные песни, сатанинские хороводы и непристойный смех; а на этой неделе наставший пост все изменил на более достойное поведение и, изгнав связанные со многими расходами заботы суеты и сдержав тяжкий труд оставленного без дела желудка, перенес, нас на дела покаяния и убедил нас делать пищу не гибнущую, но пищу, пребывающую в вечную жизнь. Где теперь заклание бессловесных животных, и чад, и всевозможные приготовления тонких кушаний, и тщания поваров? Где перебегающие дороги и бесчинные, оскверняющие воздух, вопли? Где повсюду стучащие в трещотку и играющие на флейтах, веселящие дома и трапезы, и совозлежащие, сорукоплещущие и, под тимпаны и флейты выступающих, неумеренно напивающиеся? Где проводящие день и ночь в пирах? Где высматривающие, где будет попойка, забирающие друг друга на пьянство и на позор, проистекающий от пьянства? – Но лишь водворился пост, все злое исчезло, и вместо него пришло все хорошее. Вместо непристойных песен – ныне священный псалом воспевается устами; вместо неподобных хороводов – ныне спасительная печаль и слезы; вместо беспорядочной беготни и блужданий – общее всем устремление во священную Христову церковь. Ибо как чревоугодие производит многочисленный рой грехов, так пост является корнем всех добродетелей и началом божественных заповедей.

Свт. Иоанн Златоуст

и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал

Вот почему и Христос постился сорок дней, показывая нам спасительное врачевство. Дальше этого Он не простирается, чтобы чрезмерным величием чуда не сделать сомнительной самую истину воплощения. Теперь этого быть не может, потому что и прежде Его еще Моисей и Илия, укрепляемые божественной силой, оказались в состоянии вынести такой же продолжительный пост. А если бы Христос постился долее, то многим и это могло бы служить поводом сомневаться в истине воплощения. Итак, пропостившись сорок дней и ночей, «напоследок взалкал», давая, таким образом, случай дьяволу приступить к Нему, чтобы Своей борьбой с ним показать, как должно преодолевать и побеждать. Так поступают и борцы, желая научить своих учеников одолевать и побеждать борющихся с ними; они нарочно в палестрах схватываются с другими, чтобы ученики замечали телодвижения борющихся, и учились искусству победы. То же сделано было и там. Восхотев привлечь дьявола на борьбу, Христос обнаружил перед ним Свой голод, и когда тот приблизился, Он взял его, и затем раз, другой раз, и третий низложил его со свойственной Ему легкостью.

Свт. Лука Крымский

и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал

Троицкие листки

и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал

Источник

Зачем Господь взалкал в пустыне?

Что такое взалкал в евангелии. Смотреть фото Что такое взалкал в евангелии. Смотреть картинку Что такое взалкал в евангелии. Картинка про Что такое взалкал в евангелии. Фото Что такое взалкал в евангелии Картина «Христос в пустыне» художника Ивана Крамского / www.tretyakovgallery.ru

Когда Господь постился в пустыне, Он, как сказано в Евангелии от Матфея, напоследок взалкал. Иногда в разъяснениях этого места встречаются неправильные выводы, указывая, что после сорокадневного поста Господь пришел в такую степень истощения, что Его непосредственное единение с Богом Отцом начало колебаться. Разумеется, это не так.

Единение с Богом Отцом не могло поколебаться в принципе, потому что во Христе две природы (Божественная и человеческая) и одна Ипостась (Божественная, которая и определяет, как поступить). Все связанное с постом — чувство голода, жажды и прочее — могло коснуться только человеческой природы Христа, но не Его Ипостаси.

Моисей в пустыне воздерживался от пищи сорок дней и получил от Бога откровение, так же постился и пророк Илия. Что же, Господь слабее их? Поступки любого человека определяются не его природой, а ипостасью. Если сказать проще, ипостась — это «кто», а человеческая природа — это «что» (она одинакова у всех людей). Ипостась обладает этой природой и всегда выбирает, как поступить. Поскольку во Христе Ипостась Божественная, то никаких колебаний в Нем быть не могло: Он всегда действовал в соответствии с волей Небесного Отца (см. Ин. 5:30).

Божественная природа всецело принадлежит каждой из трех Божественных Ипостасей. Нам же, людям, принадлежит только часть человеческой природы, потому что грех разделил ее единство. Каждый человек, каждая человеческая ипостась — Иван, Петр, Мария, Наталья… — обладают своей частью человеческой природы и управляют ею.

Цель Господа Иисуса Христа — воссоединить всех в Себе (ср. Ин.14:20), но она полностью исполнится только во Втором Пришествии Спасителя, а пока лишь отчасти осуществляется в Церкви. Но в реальной жизни и в Ней мы, в силу греховности, не имеем полноценного единства, к которому призваны. Несмотря на это, история сохранила много достойных примеров из жизни православных семей и монашеских общин, когда ежедневным трудом над собой и помощью Божественной благодати люди достигали такого взаимопонимания, становились так сплочены, что представляли как бы один организм.

[Когда Господь постился в пустыне, Он, как сказано в Евангелии от Матфея, напоследок взалкал / Картина «Христос в пустыне» художника Ивана Крамского / www.tretyakovgallery.ru]

Когда Господь постился в пустыне, Он, как сказано в Евангелии от Матфея, напоследок взалкал

Например, святитель Василий Великий писал о своем монастыре, что он видит в нем единство насельников по образу Святой Троицы. Каждый монах в нем делал все для общего блага, забывая о себе. Это поистине пример христианского самопожертвования, образец любви к Богу и ближним. Все мы призваны стремиться к такому же единству.

Апостол Павел сравнивает Церковь Христову с телом, а каждого из нас называет членом этого тела (ср. Рим.12:5; Еф. 5:30). Как в теле каждый член действует на благо всего тела, а не так, что рука хочет своего, а нога — своего, и никак им не договориться. В идеале так должно быть и в христианском сообществе. Но в жизни у нас нога тянет одеяло на себя, рука — на себя, а ухо вообще мерзнет. Поэтому Церковь называется также лечебницей, где мы должны получить исцеление. По крайней мере, мы, являясь ее членами, должны достичь этого. А врач у нас Один — Христос.

В какой мере каждому из нас удается исцелиться — это другой вопрос. Мы можем говорить об исцеленности Пресвятой Богородицы, угодников Божиих, ведь они достигли спасения. Те люди, которых мы видим рядом, с которыми общаемся, соприкасаемся в земной Церкви, все заражены вирусом греха, и Христос пришел на землю, чтобы исцелить нас. Как Он говорит, «не здоровые имеют нужду во враче, но больные», и Он пришел спасти не праведников, а грешников (Мк. 2:17).

Исходя из этого, Церковь особо призывает в дни Великого поста увидеть свои прегрешения, а не грехи ближнего. Подмечать, в чем тот или иной человек неправ, так же нелепо, как если бы человек, имея серьезную проблему с легкими, находясь у врача, обсуждал мозоль друга: «Я, мол, чувствую себя сегодня неплохо, у меня только туберкулез, а этот — негодяй! У него ведь мозоль на ноге, и он ходит еще по общественным местам!» Такой пример суждения кажется абсурдным, но именно это происходит с человеком, который осуждает ближних, а свои грехи не видит.

Итак, зачем же Господь напоследок взалкал? Ведь Он мог силой Своего Божества заставить человеческое естество не испытывать голод, но по собственному произволению Он ощущал изнурение тела и даже позволил сатане искушать Себя. Почему? Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Христос сделал это, «показуя человеческое», то есть чтобы показать, что Он истинный Человек. Мы всегда видим во Христе два действия: Божественное (например, когда Он ходил по водам) и человеческое (Господь заплакал, узнав, что друг Его Лазарь умер).

Более того, тем, что Господь напоследок взалкал, Он привел дьявола в недоумение. Если посмотреть текст Евангелия, можно заметить, что сатана начал задавать вопросы со словом «если»: «Если Ты — Сын Божий…», сделай то-то и то-то, покажи Свою силу (см. Мф. 4:3,6). Но Спаситель отверг искушение. Дело в том, что дьявол не знал тайны спасения. Он не мог понять: то Христос ведет Себя как Бог, а то как Человек. Дьявол видел, что рождение Спасителя было безмужнее, и понимал, что это событие неестественного порядка. Опять же, двенадцатилетний Христос поразил седобородых книжников и начальников иудейских Своими знаниями и мудростью в Иерусалимском храме. В то же время Господь, как каждый из нас, страдал от жажды, нуждался в пище и сне. Потому дьявол и пытался прельстить Его земными благами, может, кроме пищи Он еще захочет власти или славы.

Сатана понимал, что Иисус Христос — неординарная Личность, Посланник Божий, с Ним надо справиться любым способом. Дьявол ведь пытается найти для каждого особый крючок, «желанную» страсть, которая погубит человека. И над Христом он стремился получить власть, но так и не сумел, ведь перед ним был Богочеловек.

Господь, уйдя после Крещения от Иоанна в пустыню, подает нам пример христианской жизни. Без самоотверженного подвига немыслимы жизнь ни мирянина, ни монаха. Основа этого аскетического подвига — пост и молитва. Как говорит Сам Спаситель, ими можно вооружиться в борьбе с искушениями и одолеть злые силы (см. Мф. 17:21).

Воспринимая человеческую природу, Господь Иисус Христос воспринял и все обстоятельства жизни, с которыми человек сталкивается. Он претерпел все скорби и личным примером показал верующим в Него, как в любых сложных жизненных ситуациях следует поступать. Главная проблема человека на его пути к Богу — это враждующий против него дьявол. На следующей неделе в четверг мы будем вспоминать преподобную Марию Египетскую (богослужение совершается в среду вечером — Мариино стояние). Из ее жизни мы узнаем, как против нее воевал дьявол и как она, простая женщина, постоянно обращаясь к Богу в молитвах, смогла не только выстоять в этой духовной борьбе, но и, победив, стать великой святой.

Источник

Зачем Господь взалкал в пустыне?

Митрополит Калужский и Боровский Климент

Единение с Богом Отцом не могло поколебаться в принципе, потому что во Христе две природы (Божественная и человеческая) и одна Ипостась (Божественная, которая и определяет, как поступить). Все связанное с постом — чувство голода, жажды и прочее — могло коснуться только человеческой природы Христа, но не Его Ипостаси.

Моисей в пустыне воздерживался от пищи сорок дней и получил от Бога откровение, так же постился и пророк Илия. Что же, Господь слабее их? Поступки любого человека определяются не его природой, а ипостасью. Если сказать проще, ипостась — это «кто», а человеческая природа — это «что» (она одинакова у всех людей). Ипостась обладает этой природой и всегда выбирает, как поступить. Поскольку во Христе Ипостась Божественная, то никаких колебаний в Нем быть не могло: Он всегда действовал в соответствии с волей Небесного Отца (см. Ин. 5:30).

Божественная природа всецело принадлежит каждой из трех Божественных Ипостасей. Нам же, людям, принадлежит только часть человеческой природы, потому что грех разделил ее единство. Каждый человек, каждая человеческая ипостась — Иван, Петр, Мария, Наталья… — обладают своей частью человеческой природы и управляют ею.

Цель Господа Иисуса Христа — воссоединить всех в Себе (ср. Ин.14:20), но она полностью исполнится только во Втором Пришествии Спасителя, а пока лишь отчасти осуществляется в Церкви. Но в реальной жизни и в Ней мы, в силу греховности, не имеем полноценного единства, к которому призваны. Несмотря на это, история сохранила много достойных примеров из жизни православных семей и монашеских общин, когда ежедневным трудом над собой и помощью Божественной благодати люди достигали такого взаимопонимания, становились так сплочены, что представляли как бы один организм.

Что такое взалкал в евангелии. Смотреть фото Что такое взалкал в евангелии. Смотреть картинку Что такое взалкал в евангелии. Картинка про Что такое взалкал в евангелии. Фото Что такое взалкал в евангелии

Когда Господь постился в пустыне, Он, как сказано в Евангелии от Матфея, напоследок взалкал / Фото: Картина «Христос в пустыне» художника Ивана Крамского / www.tretyakovgallery.ru

Например, святитель Василий Великий писал о своем монастыре, что он видит в нем единство насельников по образу Святой Троицы. Каждый монах в нем делал все для общего блага, забывая о себе. Это поистине пример христианского самопожертвования, образец любви к Богу и ближним. Все мы призваны стремиться к такому же единству.

Апостол Павел сравнивает Церковь Христову с телом, а каждого из нас называет членом этого тела (ср. Рим.12:5; Еф. 5:30). Как в теле каждый член действует на благо всего тела, а не так, что рука хочет своего, а нога — своего, и никак им не договориться. В идеале так должно быть и в христианском сообществе. Но в жизни у нас нога тянет одеяло на себя, рука — на себя, а ухо вообще мерзнет. Поэтому Церковь называется также лечебницей, где мы должны получить исцеление. По крайней мере, мы, являясь ее членами, должны достичь этого. А врач у нас Один — Христос.

В какой мере каждому из нас удается исцелиться — это другой вопрос. Мы можем говорить об исцеленности Пресвятой Богородицы, угодников Божиих, ведь они достигли спасения. Те люди, которых мы видим рядом, с которыми общаемся, соприкасаемся в земной Церкви, все заражены вирусом греха, и Христос пришел на землю, чтобы исцелить нас. Как Он говорит, «не здоровые имеют нужду во враче, но больные», и Он пришел спасти не праведников, а грешников (Мк. 2:17).

Исходя из этого, Церковь особо призывает в дни Великого поста увидеть свои прегрешения, а не грехи ближнего. Подмечать, в чем тот или иной человек неправ, так же нелепо, как если бы человек, имея серьезную проблему с легкими, находясь у врача, обсуждал мозоль друга: «Я, мол, чувствую себя сегодня неплохо, у меня только туберкулез, а этот — негодяй! У него ведь мозоль на ноге, и он ходит еще по общественным местам!» Такой пример суждения кажется абсурдным, но именно это происходит с человеком, который осуждает ближних, а свои грехи не видит.

Итак, зачем же Господь напоследок взалкал? Ведь Он мог силой Своего Божества заставить человеческое естество не испытывать голод, но по собственному произволению Он ощущал изнурение тела и даже позволил сатане искушать Себя. Почему? Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Христос сделал это, «показуя человеческое», то есть чтобы показать, что Он истинный Человек. Мы всегда видим во Христе два действия: Божественное (например, когда Он ходил по водам) и человеческое (Господь заплакал, узнав, что друг Его Лазарь умер).

Более того, тем, что Господь напоследок взалкал, Он привел дьявола в недоумение. Если посмотреть текст Евангелия, можно заметить, что сатана начал задавать вопросы со словом «если»: «Если Ты — Сын Божий…», сделай то-то и то-то, покажи Свою силу (см. Мф. 4:3,6). Но Спаситель отверг искушение. Дело в том, что дьявол не знал тайны спасения. Он не мог понять: то Христос ведет Себя как Бог, а то как Человек. Дьявол видел, что рождение Спасителя было безмужнее, и понимал, что это событие неестественного порядка. Опять же, двенадцатилетний Христос поразил седобородых книжников и начальников иудейских Своими знаниями и мудростью в Иерусалимском храме. В то же время Господь, как каждый из нас, страдал от жажды, нуждался в пище и сне. Потому дьявол и пытался прельстить Его земными благами, может, кроме пищи Он еще захочет власти или славы.

Сатана понимал, что Иисус Христос — неординарная Личность, Посланник Божий, с Ним надо справиться любым способом. Дьявол ведь пытается найти для каждого особый крючок, «желанную» страсть, которая погубит человека. И над Христом он стремился получить власть, но так и не сумел, ведь перед ним был Богочеловек.

Господь, уйдя после Крещения от Иоанна в пустыню, подает нам пример христианской жизни. Без самоотверженного подвига немыслимы жизнь ни мирянина, ни монаха. Основа этого аскетического подвига — пост и молитва. Как говорит Сам Спаситель, ими можно вооружиться в борьбе с искушениями и одолеть злые силы (см. Мф. 17:21).

Воспринимая человеческую природу, Господь Иисус Христос воспринял и все обстоятельства жизни, с которыми человек сталкивается. Он претерпел все скорби и личным примером показал верующим в Него, как в любых сложных жизненных ситуациях следует поступать. Главная проблема человека на его пути к Богу — это враждующий против него дьявол. На следующей неделе в четверг мы будем вспоминать преподобную Марию Египетскую (богослужение совершается в среду вечером — Мариино стояние). Из ее жизни мы узнаем, как против нее воевал дьявол и как она, простая женщина, постоянно обращаясь к Богу в молитвах, смогла не только выстоять в этой духовной борьбе, но и, победив, стать великой святой.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Мф. 4:2

Свт. Василий Великий

и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал

Господь наш, постом укрепив воспринятую Им за нас плоть, принял на Себя в ней приражения диавола, как нас научая постом умащать и приучать себя к подвигам в искушениях, так и противнику доставляя Своим алканием удобство приступить к Нему. По высоте Божества, Он был бы неприступен противнику, если бы чрез алкание не снизошел до человеческой немощи.

Беседа 1. О посте 1-я.

Свт. Иоанн Златоуст

и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал

Вот почему и Христос постился сорок дней, показывая нам спасительное врачевство. Дальше этого Он не простирается, чтобы чрезмерным величием чуда не сделать сомнительной самую истину воплощения. Теперь этого быть не может, потому что и прежде Его еще Моисей и Илия, укрепляемые божественной силой, оказались в состоянии вынести такой же продолжительный пост. А если бы Христос постился долее, то многим и это могло бы служить поводом сомневаться в истине воплощения. Итак, пропостившись сорок дней и ночей, «напоследок взалкал», давая, таким образом, случай дьяволу приступить к Нему, чтобы Своей борьбой с ним показать, как должно преодолевать и побеждать. Так поступают и борцы, желая научить своих учеников одолевать и побеждать борющихся с ними; они нарочно в палестрах схватываются с другими, чтобы ученики замечали телодвижения борющихся, и учились искусству победы. То же сделано было и там. Восхотев привлечь дьявола на борьбу, Христос обнаружил перед ним Свой голод, и когда тот приблизился, Он взял его, и затем раз, другой раз, и третий низложил его со свойственной Ему легкостью.

Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 13-я.

Свт. Григорий Двоеслов

и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал

Сорок бесед на Евангелия.

Свт. Григорий Палама

и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал

И Сам Христос, постившись в пустыне, с силою победил общего искусителя и, отняв силу его над людьми и совершенно уничтожив его тиранию, освободил наше естество и сделал оного посмешищем для всех тех, которые желают жительствовать по Его Евангелию; и пророчества пророков Он исполнил, и то, что ими совершалось в виде образа, Он самым делом возвестил, как благодать и истину. Видите ли дары поста и посредством чего, чего и сколь великого Он нас удостоил? Но и на основании противоположного, т.е. пресыщения и неумеренности, можно видеть, какую пользу приносит пост. Ибо в течение предыдущих двух недель пресыщение и неумеренность весьма овладели (нашим) городом; и посему – смятения и крики, драки и беспорядки, распутные песни, сатанинские хороводы и непристойный смех; а на этой неделе наставший пост все изменил на более достойное поведение и, изгнав связанные со многими расходами заботы суеты и сдержав тяжкий труд оставленного без дела желудка, перенес, нас на дела покаяния и убедил нас делать пищу не гибнущую, но пищу, пребывающую в вечную жизнь. Где теперь заклание бессловесных животных, и чад, и всевозможные приготовления тонких кушаний, и тщания поваров? Где перебегающие дороги и бесчинные, оскверняющие воздух, вопли? Где повсюду стучащие в трещотку и играющие на флейтах, веселящие дома и трапезы, и совозлежащие, сорукоплещущие и, под тимпаны и флейты выступающих, неумеренно напивающиеся? Где проводящие день и ночь в пирах? Где высматривающие, где будет попойка, забирающие друг друга на пьянство и на позор, проистекающий от пьянства? – Но лишь водворился пост, все злое исчезло, и вместо него пришло все хорошее. Вместо непристойных песен – ныне священный псалом воспевается устами; вместо неподобных хороводов – ныне спасительная печаль и слезы; вместо беспорядочной беготни и блужданий – общее всем устремление во священную Христову церковь. Ибо как чревоугодие производит многочисленный рой грехов, так пост является корнем всех добродетелей и началом божественных заповедей.

Беседы (Омилии). Беседа 6.

Свт. Лука Крымский

и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал

Прп. Ефрем Сирин

и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал

Произошло для поражения врага, дабы явно пред всеми представить Его, как обвиненного и осужденного; вместе с тем (Господь) Своими словами научил нас, что в подобных обстоятельствах мы должны алкать одного только слова Господня. Почему же о Моисее и Илии нигде не показано, что они алкали, о Господе написано, что Он взалкал? Думаю, что (так сделано), во-первых, по той причине, чтобы (само) Писание сокрушило тех, которые говорят, что Он не принял плоти; затем, для того, чтобы дать повод сатане приступить к искушению и сказать: «скажи… камням сим, дабы они сделались хлебом» (ср. Мф. 4:3).

Толкование на Четвероевангелие.

Прп. Максим Исповедник

и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал

По какой причине Моисей и Илия постились сорок дней, отчего Господь, будто запечатлев дела Своих рабов, и Сам согласился прожить без еды те же сорок дней, и что означает число сорок?

Во многих местах богодухновенного Писания число сорок понимается как вредоносное, ибо сорок лет иудеи терпели бедствия в пустыне, четыреста лет они же были в рабстве в Египте, а также и этот мир, в котором мы переносим бедствия, слагается из четырех первоначал. Поэтому то, что Моисей, как первый законодатель, передавший Закон младенцам-иудеям, постится сорок дней, означает, что его законодательство предписывает воздерживаться от грехов на деле, — ведь всякий грех слагается из чувства и чувственного. То же, что Илия, отображающий пророческий дар, ибо он превзошел предписания Закона, постится сорок дней, означает, что пророческий дар предписывает воздерживаться от мысленного приятия [греха]. Господь же, Завершитель Закона, Один взявший на Себя грехи [всего] мира, даровал нам способность не только воздерживаться от греха на деле и в мысленном приятии, но также и становиться выше простых образов.

Вопросы и затруднения.

Прп. Андрей Критский

и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал

Постився Господь дний четыредесять в пустыни,
последи взалка, показуя человеческое;
душе, да не разленишися, аще тебе приложится враг,
молитвою же и постом от ног твоих да отразится.

Перевод: Господь, постившись сорок дней в пустыне, наконец взалкал, обнаруживая в Себе человеческую природу. Не унывай, душа, если враг устремится на тебя, но да отразится он от ног твоих молитвами и постом.

Великий канон. Песнь 9.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 2-3 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий

скажи, чтобы камни сии сделались хлебами

Испытывающему голод говорится нечто подходящее. Но ты, дьявол, становишься в двойное противоречие. Если по Его могуществу камни могут сделаться хлебами, то напрасно ты искушаешь Того, Кто настолько могущественен. А если Он этого сделать не может, то напрасно ты подозреваешь в Нем Сына Божия [говоря]: Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

и, постившись

сорок дней и сорок ночей

Постится столько дней и ночей, сколько и Моисей, и Илия. Если бы постился больше, то воплощение Его показалось бы призрачным.

напоследок взалкал

Когда уступил природе, тогда и взалкал, чтобы голодом дать повод дьяволу подойти и сразиться с Ним и таким образом поразить его и низложить, даровав нам победу.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Петр Хрисолог

и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал

Собрание проповедей.

Евфимий Зигабен

и постився дний четыредесять и нощий четыредесять, последи взалка

Прежде всего постился, научая, что пост есть великая защита для сражающихся с демоном. Он не вышел за пределы того времени, в течение которого постился прежде Него Илия и прежде Илии – Моисей, чтобы, превосходя силу человеческой природы, не сделать невероятным того, что Он человек. Отсюда напоследок Он взалкал, утверждая этим, что Он человек, потому что человеку свойственно взалкать после поста. Кажется излишним прибавление о «ночах». Полагаю, однако, что это прибавлено ради еврейских постов: постясь днем, ночью евреи могли есть. Но Марк и Лука пропустили «ночи», так как они сами собою подразумеваются.

Толкование Евангелия от Матфея.

Ориген

и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал

Число сорока дней, состоящее из четырех десятков, сродно и четырем единицам, может быть, потому, что чувственный мир составлен из четырех стихий, или из-за того, что человек приобретает свой вид в материнской утробе в течение сорока дней. И, постясь больше [этого срока], чтобы кто не подумал, будто Он воспринял плоть не истинно, Господь напоследок взалкал, во всем приобщившись нам, кроме греха (Евр. 4:15), и став через Свое страдание нашим сопричастником.

Фрагменты.

Еп. Михаил (Лузин)

и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал

Постившись: совершенно воздерживаясь от пищи (ср. Лк. 4:2: ничего не ел в сии дни). — Сорок дней и сорок ночей: примеры такого долговременного поста известны из Ветхого Завета. Так постился Пророк Илья (3 Цар. 19:8) 40 дней, столько же постился Моисей (Исх. 34:28). «Христос постился не для того, что Ему нужен пост, но для нашего научения… постился сорок дней, но не простирался далее, чтобы чрезмерным величием чуда не сделать сомнительной самую истину воплощения… Если бы Он долее продолжал пост, то многим и это могло бы послужить поводом сомневаться в истине воплощения» (Злат., ср. Феофил.). — Напоследок взалкал: по истечении 40 дней почувствовал потребность в пище, «показуя человеческое».

Толкование на Евангелие от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал

(Лк. 4:2). Буквально — и постившись дней сорок и сорок ночей. Относительно поста Спасителя можно, по-видимому, поставить только единственный вопрос: возможно ли для человека пробыть такое продолжительное время вовсе без пищи и может ли он остаться после этого жив? Известно, что, несколько лет тому назад, в Америке произвели ряд подобных опытов, и эти опыты, под наблюдением врачей, доказали, что человек, даже и обыкновенный, может выдержать полный сорокадневный пост. О том, каково было душевное состояние Спасителя в пустыне, судить, конечно, трудно. Но всего более естественным представляется нам объяснение, по которому это время проведено было в непрестанной молитве. Такое объяснение ставит, прежде всего, в связь сорокадневное пребывание в пустыне с обстоятельствами самого крещения. “Иисус, крестившись, молился”, сказано в Евангелии от Луки. Почему же не предположить, что и дальнейшее пребывание Его в пустыне было продолжением этой молитвы крещения? Он и после много раз уходил в уединенные места для молитвы. Нет надобности предполагать, что все время сорока дней и ночей Он провел совершенно без сна, как думают некоторые экзегеты. По человечеству это едва ли могло быть. Во всяком случае, в Евангелиях на это нет никакого намека. Но что Он не вкушал никакой пищи, — это видно из свидетельства Луки, который говорит, что Он “ничего не ел в эти дни”. В Евангелиях Матфея и Луки указывается, что Он “напоследок” взалкал. Объясняют это так, что только в конце Своего долговременного поста Он почувствовал голод; но можно думать и так, что Он в течение всего поста чувствовал голод, который усиливался прогрессивно к концу поста и сделался напоследок самым сильнейшим и невыносимым. На это и указывают слова ὔστερον ἐπείνασεν.

Толковая Библия.

Троицкие листки

и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал

Троицкие листки. №801-1050.

Анонимный комментарий

и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *