Что такое взрослость психология
15 признаков психологической зрелости по Абрахаму Маслоу
Психологическая зрелость человека (15 признаков по Маслоу) — считается важнейшим приобретением индивидуума для личностного и материального благополучия. Достаточно малость напрячься (прокачать полтора десятка установок), чтобы текучка из недоразумений и неудач динамично пошла на спад.
Обратите внимание: достижение психологической зрелости не конгруэнтно прожитым годам — отсюда и проблемы. По статистике 80% современных Homo sapiens обзаводится необходимой составляющей личностного развития со значительным опозданием. Причем 50% из них — это представители сильной половины человечества, проживающие в мегаполисах. Хотя у современной молодежи фиксируется прецеденты по опережению графика.
Если перефразировать мудреные определения ученых, то психологическая зрелость — это понимание того, как правильно действовать в любых (даже самых сложных) обстоятельствах. А также навыки рассматривать и анализировать недоразумения с осознанием личной внесенной лепты и ответственности за положение дел. Речь идет о том, что наши слова и поступки, как правило, являются причинами большинства сложных ситуаций. И, конечно, нельзя забывать об умениях контролировать и адекватно корректировать свои реакции, плюс признавать правоту визави (если таковая присутствует).
Принято считать, что психологическое время зрелости — индивидуальный показатель. Тем не менее существует современная периодизация, предложенная в середине прошлого века. По общепринятой шкале время зрелости наступает в возрасте:
Однако психологически незрелую личность можно встретить даже в глубокой старости. Отмечу: временная шкала не является ноу-хау и была хорошо известна задолго до нашей эры в стародавнем Китае и Древней Греции. В Поднебесной понятие психологической зрелости личности связывалось (в отличие от современности) с физическим взрослением, а периодизация также разделялась на 4 этапа:
Представитель же Эллады — Пифагор (570 — 490 года до нашей эры) на моральное взросление отводил согражданам два десятилетия — с 20 до 40 лет.
Гуру и один из основателей современной гуманистической психологии Абрахам Маслову предложил классификацию и оценку психологической зрелости человека. Согласно исследованиям (тестировались практически все категории населения — от студентов до бизнесменов и политиков), Маслоу определил общие особенности людей, стремящихся к самовыражению.
Посчитали? Есть прочерки? Не расстраивайтесь! Автор констатировал, что идеальных людей, обладающих полным набором правильных установок, максимально выражающих лучшую человеческую сущность, порядка 1% на планете Земля. При этом каждый способен развить свою психологическую зрелость: умение жить в мире комфортно; получать удовольствие от общения; управлять своими эмоциями и способностями; правильно интерпретировать настроение окружающих и быть успешным.
Антипод психологически зрелого человека — взрослый ребенок. Определить инфантильную особу легко по высказываниям и поступкам. Причем инфантилизм — не обвинение, а скорее проблема, которая может стать источником разрушения личности и неудач в жизни.
Пройдите тест на определение психологического возраста и узнайте: отказ от каких личностных установок уменьшит количество «входящих» проблем.
Совет: бесплатно прокачать жизненно-важные качества помогут онлайн-тренинги и аудиокниги.
Психологическая взрослость
Почему человеку бывает сложно повзрослеть? Эта проблема родом из детства. Полноценное проживание детства, решение всех задач развития данного периода строит фундамент развития личности. Если человек не овладел первичными навыками, то решение дальнейших задач значительно усложняется.
В психологии нет единого определения психологической взрослости. что создает больше путаницы в головах, нежели формирует ясное представление о том, как повзрослеть. В своей практической работе я использую более простую и на мой взгляд более разумную схему взросления человека, в основе которой баланс (гармония) между физическим и психологическим развитием человека. Психологическая зрелость основывается на физическом возрасте человека.
Шанс повзрослеть
4 стадии взросления
Физическое развитие человека протекает через четыре основных стадии (в каждой из которых можно выделить свои подэтапы): ребёнок (0-14), подросток (14-25), взрослый (25-63), старик (63 и далее). Каждому этапу физического развития соответствуют определенные задачи развития психики человека: навыки, умения, знания, которые условно собраны в единый образ-архетипическую роль, соответствующую физическому возрасту.
Девушка-Юноша: период который начинается с изменения гормонального фона физического тела человека, что по сути своей и определяет психологические задачи развития в этом периоде жизни. Девушки начинают осваивать новые энергии и своего тела-пассивные (женские)- роль «Ведьма», соответственно юноши-активные (мужские)-роль «Защитник»
Сама ситуативность восприятия порождает мысль о постоянном переходе противоположностей друг в друга, поэтому инь-ян не равняются биному женское-мужское, а пары мужское-женское, пустое-наполненное являются лишь следствием такого бинарного типа мышления. Первоначально инь и ян означали соответственно теневой и солнечный склоны горы (такое понимание можно, в частности, встретить в «И цзине») — и эта символика как нельзя лучше отражала суть этих двух начал. С одной стороны, они представляют лишь разные стороны одной горы, не сводимые друг к другу, но и не отличающиеся друг от друга, с другой стороны, их качественное различие обуславливается не внутренней природой самого склона, а некоей третьей силой — солнцем, которое поочередно освещает оба склона.
Каждый взрослый человек целостен и содержит в себе все возможные виды энергий: и активные и пассивные, и физически и психические и т.д.
Для обретения баланса внутри необходимы качественно освоенные и активные и пассивные энергии взаимодействия с миром. Психологически взрослый человек готов к осознанному выбору партнера для создания семьи и осознанному родительству. Рождение ребенка в семье-экзамен на психологическую взрослость родителей.
Почему так трудно повзрослеть?
Никого не удивлю, если скажу, что все проблемы родом из детства. Качественное проживание детства, освоение всех задач развития этого периода формирует фундамент развития личности, на котором потом и вырастет сама личность человека. Если не усвоены первичные задачи, то усвоение дальнейших сильно усложняется. Трудно стать полноценной женщиной если не освоить мужские энергии. Трудно стать полноценным мужчиной, если не освоить женские энергии.
Мальчик, который не освоил свои пассивные энергии, став Юношей или не может начать действовать ибо залип в бездействии женских энергий- его пугает агрессивный мужской мир и он всячески сопротивляется собственной внутренней агрессии тестостерона. вырастая в слабо адаптированного к миру взрослых мужчин. Соответственно ищет женщину, за которой будет удобно спрятаться от этого агрессивного мира, становясь паразитом, альфонсом и т.д. Или наоборот начинает уничтожать все женские проявления своей личности, стыдясь их, игнорируя их, пряча внутри своей психики глубоко, вытесняет их. вырастая в агрессивную особь мужского пола, который женщину не воспринимает за человека в принципе, считая её инкубатором для рождения детей, обслуживающим персоналом в собственной жизни, тенью воспитывающей его детей и т.д.
Гомосексуальные перекосы в формировании половой идентичности человека, формируются по большей части, как раз по причине отсутствия результата качественного проживания периода до полового созревания и соответственно отсутствия принятия изменений тела и психики в период полового созревания.
В процессе взросления очень значимо наставничество психологически зрелых родителей. И это ещё один значимый момент, который затрудняет психологическое взросление.
К сожалению, родители, погруженные в эго сами пребывают в дефиците энергий любви и им нечем делиться и нечему научить ребенка. Для таких родителей, ребенок является источником чистой энергии любви, который они активно потребляют и выпрашивают, создавая внутри него ситуацию дефицита энергий любви-погруженность в эго (эгоизм и эгоцентризм). Это не просто недолюбленность» в детстве, это опустошенность.. Это отсутствие энергий так необходимых для качественной жизни, для эффективного проживания всех задач что физического. что психического развития, что и усугубляет освоение архетипических ролей полноценно и мешает психологическому взрослению в итоге.
Счастливые семейные отношения при погруженности в эго очень очень очень трудно построить.
Есть ли шанс повзрослеть у вечных мальчиков и девочек, юношей и девушек? Не шанс, а именно возМОЖНОсть есть. Этому и посвящена инициационная терапия.
В основе инициационной терапии м/ж зрелости (от лат. initiatio – переход, таинство, посвящение) лежит проживание индивидуальных и групповых инициаций, дающих возможность мужчинам и женщинам легко и увлекательно совершать восхождение по духовным ступеням мужественности и женственности. Взгляды Карла Густава Юнга получили широкое распространение в практике инициационной терапии м/ж зрелости. Карл Густав Юнг отмечал существование в психике человека двух начал – мужского и женского. Женское начало в личности мужчины он называл Анимой (Душа), мужское начало в личности женщины он называл Анимусом (Дух).
Возможность духовного созревания «половинок» личности дает возможность достичь их гармоничного внутреннего союза, что обязательно найдет свое отражение во внешних изменениях – улучшаются любовные отношения, уходит чувство одиночества, страха, тревоги, устанавливается здоровая личностная автономия=психологическое взросление. Взяв за основу теорию Юнга об «Аниме» и «Анимусе», в инициационной терапии м/ж зрелости разработана уникальная матрица-схема строения личности, получившая название Архетипическая мандала мужских и женских духовных функций. Она представляет наличие и взаимосвязи 7-ми мужских и 7-ми женских духовных функций-ступеней в личности человека любого пола, поднимаясь по которым, созревает мужественность и женственность, и этот путь вверх и есть путь к сакральному мужско-женскому внутреннему союзу. Сакральный союз мужского и женского начал личности на определенных этапах своего становления актуализирует могучий потенциал любого человека. Мужское и женское начала личности со-творят друг другу, образуя во внутреннем мире некий уникальный механизм, позволяющий «вырабатывать» энергии, необходимые во всех сферах жизни и деятельности.
На данной схеме, отсутствуют женская роль «Богиня» и мужская «Целитель», не потому, что они мне не значимы, а потому как это рабочая схема из моего инициационного тренинга, за годы проведения которого, нет опыта обращения людей после 56 лет для психологического взросления.
Моя точка зрения отлична не только последовательностью освоения ролей. Считаю безрезультатным освоение ролей =форм, если их нечем наполнить=нет энергии для наполнения форм содержанием= нет достаточного объёма энергий любви внутри человека. Ведь качественный красивый результат, можно получить лишь при гармонии формы и содержании освоенной роли.
Это конечно же не весь список причин, которые можно исследовать и выправить в процессе инициационной терапии.
Психологически взрослый человек умеет любить себя и мир вокруг, умеет строить гармоничные отношения, которые он наполняет собственным счастьем. Психологически взрослый человек знает кто он, куда и зачем идёт по жизненному пути. Психологически взрослый человек-Творец. создающий пространство собственной жизни.
Автор Тиана Лявенко
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
зрелость (взрослость)
Полезное
Смотреть что такое «зрелость (взрослость)» в других словарях:
Зрелость (взрослость) — наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся завершением формирования когнитивной сферы личности, относительной стабильностью отношения к социальному окружению, активной трудовой (профессиональной) деятельностью, способностью… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ЗРЕЛОСТЬ, ВЗРОСЛОСТЬ — период наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человека, проявления развитого чувства ответственности, потребности в заботе о других людях, способности к активному участию в жизни общества; наступает между… … Профессиональное образование. Словарь
Зрелость (взрослость) — возраст между молодостью и старостью; период, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных,интеллектуальных и физических способностей личности … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Зрелость (взрослость) — Наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся достижением наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических возможностей человеческой личности. Хронологические рамки З. достаточно условны и охватывают период от зрелости… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь
ЗРЕЛОСТЬ (ВЗРОСЛОСТЬ) — наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности. Хронологические рамки периода зрелости достаточно условны и… … Словарь по профориентации и психологической поддержке
зрелость — (взрослость), состояние, к коему приходит организм в конце периода развития. Самый продолжительный период онтогенеза, характерный тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей личности.… … Большая психологическая энциклопедия
зрелость — взрослость, гипергенитализм, период, развитость, обдуманность, опытность, возмужалость, спелость, зрелый возраст, сформированность Словарь русских синонимов. зрелость 1. спелость 2. зрелый возраст / о мужчине: возмужалость Словарь синонимов… … Словарь синонимов
взрослость — зрелость, великовозрастность Словарь русских синонимов. взрослость сущ. • зрелость • возмужалость Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012 … Словарь синонимов
ЗРЕЛОСТЬ — Взрослость, завершение роста, состояние полного функционирования; конец процесса созревания. Этот термин широко используется обычно с прилагательными, определяющими вид зрелости; например, половая зрелость, интеллектуальная зрелость,… … Толковый словарь по психологии
взрослость — см. зрелость. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия
Взрослость
Взро́слый — человек, достигший определённого возраста, и по отношению к которому есть основания предполагать, что он обладает телесной и ментальной зрелостью. Взрослый индивид располагает теми необходимыми знаниями и умениями, которые позволяют ему принимать решения, важные на его жизненном пути.
По сравнению с подростками, взрослые наделены бо́льшими правами и большей ответственностью. Как правило, взрослые в состоянии сами себя обеспечивать. Вхождение во взрослый возраст, в зависимости от местного законодательства, сопровождается получением таких прав, как вождение автомобиля, употребление алкоголя, курение, самостоятельный выезд за границу, участие в политической жизни (получение прав избирать и быть избранным), половые отношения и брак.
См. также
Жизнь человека (онтогенез)
0—2 дня
и до рождения
после рождения
(С 3 лет — начало боязни темноты,
До 3—4 лет — выработка
социоадаптационных рефлексов
(испражнения),
В 3 года — самоосознавание,
До 5—6 лет — импритинг,
непроизвольное запоминание)
(окончание боязни темноты)
полового созревания)
способностей к продолжению рода
продолжению рода
(рекорд — к 122 годам)
Полезное
Смотреть что такое «Взрослость» в других словарях:
взрослость — зрелость, великовозрастность Словарь русских синонимов. взрослость сущ. • зрелость • возмужалость Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012 … Словарь синонимов
взрослость — ВЗРОСЛЫЙ, ая, ое; взросел и взросл, взросла, взросло. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
взрослость — см. зрелость. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия
Взрослость — ж. отвлеч. сущ. по прил. взрослый II Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
взрослость — взр ослость, и … Русский орфографический словарь
взрослость — см. взрослый 1); и; ж. Достичь взрослости … Словарь многих выражений
зрелость (взрослость) — наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности. Хронологические рамки периода З. достаточно условны и… … Большая психологическая энциклопедия
ЗРЕЛОСТЬ, ВЗРОСЛОСТЬ — период наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человека, проявления развитого чувства ответственности, потребности в заботе о других людях, способности к активному участию в жизни общества; наступает между… … Профессиональное образование. Словарь
Зрелость (взрослость) — наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся завершением формирования когнитивной сферы личности, относительной стабильностью отношения к социальному окружению, активной трудовой (профессиональной) деятельностью, способностью… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Зрелость (взрослость) — возраст между молодостью и старостью; период, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных,интеллектуальных и физических способностей личности … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА
Ранняя взрослость (от 20—25 до 35—40 лет)
Тема волнующая многих: «ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА». Период зрелости — самый продолжительный период онтогенеза. В развитых странах с самой высокой продолжительностью жизни на него приходится три четверти жизни человека.
Три стадии взрослой жизни
Молодость — это, прежде всего, время для создания семьи.
Молодой возраст — это, прежде всего, время создания семьи и устройства семейной жизни, время овладения избранной профессией и первых значительных достижений в ней, определяющих отношение к общественной жизни и своей роли в ней. В молодости доступны самые сложные виды работы, общение наиболее полное и интенсивное, дружеские и любовные отношения легко устанавливаются и полностью развиваются.
Основная проблема в эмоциональной сфере, требующая обязательного решения в раннем взрослом возрасте, — это достижение идентичности и близости.
Эмоциональная близость в человеческих отношениях выступает основой любви. Чувство любви глубоко интимно и сопровождается ситуативно возникающими и меняющимися эмоциями нежности, восторга, ревности, которые часто выражаются в виде гнева, печали, гнева, обиды, разочарования и других эмоций. Любовь охватывает довольно широкий спектр эмоциональных явлений, различающихся по глубине, силе и другим характеристикам: от относительно слабо выраженных отношений (симпатий) до полностью волнующих человеческих переживаний, достигающих силы страсти.
Создание семьи чрезвычайно важно для личного развития. Человек приобретает новый статус, связанный с ответственностью за продолжение семьи и воспитание следующего поколения. С рождением первенца супруги начинают осваивать родительские роли отца и матери. Меняется весь образ жизни, появляются новые обязанности, новые аспекты ответственности друг перед другом и новая общая ответственность за человека, который родился. Развивается комплекс эмоций, связанных с отцовством, в том числе радость от общения с ребенком и переживания.
Привязанность и доверие, особая чуткость к потребностям ребенка, чувство интереса, восхищения и гордости за ребенка.
Создание семьи и рождение детей — очень важный шаг в жизни каждого человека, который обусловлен следующими мотивами: любовью, духовной близостью, материальным расчетом, психологической совместимостью и моральными соображениями. Будущее семьи будет зависеть от того, какими ценностями будет руководствоваться человек при создании семьи.
Второй важный аспект жизни в подростковом возрасте — освоение выбранной профессии. Человек в этом преуспевает, приобретает профессиональные навыки. В юности легче получить знания, умения и навыки, необходимые для работы по профессии; человек наиболее продуктивен, выдерживает величайшие физические и умственные нагрузки, наиболее способен овладеть сложными методами интеллектуальной деятельности. Развиваются требуемые особые личностные и функциональные качества: организаторские способности, инициативность, находчивость, точность и аккуратность, быстрая реакция и др.
Если человек выбирает успешный жизненный путь, то уже в подростковом возрасте он достигает достаточно высокого уровня мастерства в профессии и своего объективного признания. С чемпионатом обретается чувство профессиональной компетенции.
Замечено, что ближе к 30 годам романтические ценности на работе сменяются более практичными. Следующие предметы становятся основными.
Факторы мотивирующие работать
внутренние — удовлетворенность самим процессом работы и значимостью полученного результата, внешние — вознаграждение, материальное стимулирование, признание в коллективе сотрудников и в целом в профессиональной среде. Человек уже реально оценивает свои способности, корректирует жизненные ценности и уровень притязаний.
Психо-познавательные процессы в этот период развиваются неравномерно. Интеллектуальное развитие человека, достигшего ранней зрелости, идет рука об руку с формированием или трансформацией его личности. Хотя развитие психофизических функций прекращается к 25 годам, интеллектуальное развитие продолжается многие годы.
Взрослый человек может контролировать ход своего интеллектуального развития и добиваться значительных результатов, связанных с работой или творчеством. Успех
человек зависит от уровня своих способностей, уровня образования и правильно подобранного вида деятельности. Этот факт свидетельствует о том, что развитие познавательной сферы человека индивидуально обусловлено.
Самосознание, самооценка и «самооценка» находятся под влиянием самоопределения человека как сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала и гражданина.
В соответствии с осознанием собственных физических характеристик, осознанием психологического возраста, профессиональной ориентации, основных личных и социальных установок интегральная «Я-концепция» включает в себя новообразования, отражающие личностную зрелость.
В этот период наблюдается нормативный кризис в возрасте 30-33 лет. Это связано с несоответствием жизненных планов человека реальным возможностям. В этом возрасте жизненные ценности пересматриваются, а неактуальные ценности отбрасываются.
Период раннего взросления характеризуется освоением профессиональной деятельности, самосовершенствованием, созданием семьи, воспитанием детей, спецификой организации свободного времени (досуга), позволяющей реализовать неиспользованный человеческий потенциал.
Таким образом, каждая сфера деятельности человека характеризуется специфическим характером действий и общения: работа — общественно полезная деятельность, семья — концентрация и разнообразие межличностных отношений, досуг — реализация личного потенциала.
Ведущим фактором развития в этот период является профессиональная деятельность, а главными задачами раннего взросления являются самоопределение и создание семьи.
Психологические особенности взрослого человека
В возрастной психологии взрослый период обычно рассматривался как стабильный период. Э. Клапред охарактеризовал зрелость как состояние психического «окостенения». Однако исследования показали, что процесс развития человека не заканчивается взрослой жизнью. Н.Н. Рыбников ввел термин «акмеология» для определения периода зрелости как наиболее продуктивного и творческого периода в жизни человека. Он отличается от подросткового возраста прежде всего тем, что общее соматическое развитие и половое созревание завершены, физическое развитие достигает своего оптимума и характеризуется высочайшим уровнем интеллектуальных, творческих и профессиональных достижений.
В период раннего взросления выстраивается собственный образ жизни, осваиваются профессиональные роли, люди вовлекаются во все виды социальной активности. В среднем зрелом возрасте социальные и профессиональные роли консолидируются. Поздняя зрелость характеризуется дальнейшим закреплением социальных и профессиональных ролей и одновременно их перестройкой, доминированием одних и ослаблением других.
Период зрелости также известен как период зрелости. Зрелый человек занимает центральное место в социальной и возрастной структуре общества. Как правило, именно в этом возрасте большинство людей достигает пика своей профессиональной и общественной карьеры. Ценности зрелых людей начинают играть ведущую роль в обществе, и они могут решать свои вкусы, образ жизни и стиль действий.
С психологической точки зрения зрелому человеку свойственны шесть характеристик
Личностный аспект зрелости рассматривается в контексте моральной нормативности поведения. Личные моральные нормы соответствуют гуманистическим ценностям и являются основными регуляторами человеческого поведения и отношений; направлять человека на постепенное развитие, достигая высоких результатов, не только личных, но и социально положительных.
Для зрелого человека характерно выполнение различных социальных ролей, использование роли в качестве инструмента для реструктуризации своего поведения в различных ситуациях. Это означает возможность гибко перестраивать свою личность и меняться в разных ситуациях.
А.А. Реан смотрит на зрелость с разных точек зрения: индивидуальная зрелость, личность, субъект действия и личность. Также можно различать интеллектуальную, эмоциональную и личностную зрелость. Автор выделяет такие базовые компоненты социальной зрелости личности, как ответственность, толерантность и саморазвитие, а также интеграционный компонент, охватывающий все предыдущие. Этот компонент — позитивное мышление, позитивное отношение к миру, которое обуславливает позитивный взгляд на мир.
Зрелым людям свойственен выбор условно гибких стратегий выживания. Наибольшее предпочтение они отдают оптимальной для этого возраста стратегии «Поиск социальной поддержки», которая характеризуется широкой «сферой применения» и более низкой «трудоемкостью».
Проблема личностного развития в зрелом возрасте становится наиболее актуальной в связи с постоянным увеличением числа взрослых в возрасте от 35 до 45 лет с психологическими проблемами невротического, профессионального и личностного характера. Наблюдается тенденция к усилению социальной апатии и инфантильности взрослого населения. Многие психологи замечают кризис среднего возраста.
Нормативный кризис 30–33 лет вызван несоответствием жизненных планов человека реальным возможностям. Человек отвергает то, что не имеет значения, и пересматривает систему ценностей. Нежелание менять систему ценностей приводит к нарастанию противоречий внутри личности. Стабильный период 33 & # 8722; 40 лет характеризуется тем, что в этом возрасте человек наиболее успешно делает именно то, что он хочет. Он ставит цели и достигает их. Возраст 40-45 лет — кризис среднего возраста — этот возраст является кризисом для многих, так как противоречие между целостностью мировоззрения и нелинейностью развития нарастает. Часто люди теряют смысл жизни. Чтобы преодолеть кризис, нужно найти новый смысл — в человеческих ценностях, в развитии интереса к будущему, к новым поколениям. Если человек продолжает сосредотачиваться только на себе и своих потребностях, это приводит к новым кризисам.
Психологическое содержание кризиса среднего возраста: обесценивание мечтаний, переоценка ценностей, истощение одних смыслов жизни и поиск других, формирование продуктивного отношения к жизни, определяющее дальнейшую самореализацию личности.
Э. Эриксон придавал большое значение кризису «среднего возраста». Возраст 30-40 лет он назвал «декадой роковой черты», основными проблемами которой являются потеря физической силы, жизненного тонуса и снижение сексуальной привлекательности. Успешное разрешение кризиса, по мнению Эриксона, ведет к генеративности (продуктивности, тревоге), которая включает в себя стремление к росту, заботу о следующем поколении и собственный вклад в развитие жизни на Земле. В противном случае возникает застой, который может соответствовать ощущению запустения, регресса.
Б. Ливехуд назвал возраст 35-45 лет своеобразной точкой расходящихся путей. Один из этих способов — это постепенная психологическая инволюция человека в соответствии с его физической инволюцией, другой — продолжение психической эволюции, несмотря на физическую инволюцию. Следование первому или второму пути обусловлено степенью развития в нем духовного начала. Результатом кризиса должен стать поворот человека к собственному духовному развитию, чтобы по другую сторону кризиса он мог продолжить свое интенсивное развитие, черпая силы из своего духовного источника. В противном случае он становится «в середине пятого десятилетия трагической личностью, жалующей старые добрые времена, чувствуя угрозу всего нового».
В позитивном самопринятии есть принятие своей личности в целом, чувство уверенности в себе и чувство собственного достоинства. Негативное самовосприятие сопровождается желанием винить себя в неудачах и несчастьях, сильным внутренним конфликтом, неадекватной самооценкой и интенсивным использованием защитных механизмов.
Кризис среднего возраста »часто сопровождается теми или иными депрессивными переживаниями. Это может быть снижение интереса или удовольствия в любом случае, апатия; человек может испытывать систематический недостаток или упадок энергии, поэтому ему приходится заставлять себя идти в работать или заниматься домашними делами. Часто возникают страхи по поводу собственной никчемности и беспомощности. Особое место в депрессивных переживаниях занимает страх за будущее, который часто маскируется страхом за детей или даже за страну в целом. Часто депрессивные переживания сосредотачиваются на потеря смысла и интереса к жизни.
Нередко люди старше 35 лет внезапно решают сменить профессию и пойти в школу. Также в возрасте «около 40» наблюдается большое количество случаев депрессии, самоубийств и алкоголизма. В этот период жизни большинство людей обращаются к духовным практикам, психологам, религиям, размышляют о прожитых годах и осознают свои ошибки. Компьютерная зависимость также может быть следствием очередного жизненного кризиса.
Стадии развития взрослого человека
Есть много периодов возрастного развития. Периоды детства и юности являются наиболее обобщенными и наиболее значимыми. Это не случайно. Первый этап жизненного цикла человека — это начало и время формирования как психических функций, так и личностных образований; это генетически очень важно и хорошо изучено. В зрелом возрасте качественных изменений («метаморфоз») в развитии психических процессов не происходит: у взрослого человека творческое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, развитые формы речи, в том числе письменная, и т. Д. Их индивидуальные показатели колеблются до в определенной степени, но столь значительных детских сдвигов во взрослом возрасте не наблюдается.
Детские психологи говорят о личности с дошкольного возраста. Развитие мотивационной сферы, самосознания, ценностной ориентации и т. Д. Можно проследить на протяжении всего периода неполной средней школы и подросткового возраста. Ближе к концу подросткового возраста начинается стабилизация развития личности, хотя именно в подростковом возрасте могут происходить значительные изменения.
Поэтому умственное развитие ребенка и подростка интенсивно и охватывает все сферы. Это имеет общие закономерности, в основном потому, что условия жизни в то время были похожи. В семье, детском саду и школе осваиваются основные нормы поведения и отношений со взрослыми и сверстниками, важнейшие виды деятельности — прямое эмоциональное общение с матерью, манипулирование предметами, игры, обучение.
Американские психологи учитывают влияние трех видов факторов на развитие личности — нормативного возраста, нормативного исторического и ненормативного. Как показано на рис. 5.2, возрастные изменения психики у всех максимальны в детстве, минимальны в подростковом и подростковом возрасте; роль нормативного возрастного фактора несколько возрастает в пожилом возрасте. Исторические условия (экономический рост или упадок, война, революция, политическая стабильность и т. Д.) Имеют сильнейшее влияние на развитие личности подростков. Для детей, которые не видели в своей жизни ничего другого, и для пожилых людей, мировоззрение и ценности которых давно устоялись и не подвержены сильному влиянию обстоятельств, этот фактор не имеет большого значения. Наконец, с возрастом систематически возрастает роль ненормативных факторов — индивидуальных условий жизни, достижения или недостижения целей конкретным человеком, важных событий, таких как обретение любви, рождение ребенка, потеря любимого человека, серьезные болезнь и др.
Возрастные периоды среднего и конца жизни охарактеризовать труднее: индивидуально-типичные различия с возрастом увеличиваются. Личностное развитие на каждом этапе зрелости зависит от жизненного плана и его реализации, от «выбранных нами путей». По мере содержания границы периодов становятся менее определенными. Анализируя развитие зрелой личности, следует начинать не столько с общих закономерностей, сколько с вариантов развития.
В то же время существуют периодизации взрослого развития. Они отражают идеи, иногда совершенно разные, обо всем образе жизни, задачах, которые необходимо решить, переживаниях и кризисах. Возрастные границы периодов чаще всего определяются следующим образом. Граница юности и юности устанавливается на отметке 20-23 лет, юности и зрелости — 28-30 лет, иногда смещается до 35 лет, зрелости и старости — в районе 60-70 лет. Некоторые периодизации различают старость. Особенно сложно определить последнюю линию жизни. Согласно актуальной статистике, в развитых странах Запада он составляет 84 года для женщин и 77 лет для мужчин. Однако индивидуальные различия настолько велики, что у некоторых долгожителей продолжительность последней жизни увеличивается до 100 лет и более.
Популярное видео по данной теме:
Данная статья размещена исключительно в познавательных целях и не
является научным материалом или профессиональным медицинским советом.