Что такое взрослый человек
15 признаков психологически взрослого человека (нет, не серьёзность)
Прежде чем перечислить признаки психологически взрослого человека, хотим отметить, что быть взрослым вовсе не означает быть всегда серьёзным, ответственным, скучным и не позволять себе спонтанно радоваться жизни, совершать ошибки или вести себя непосредственно, как это делают дети.
Это значит лишь то, что у взрослого человека есть в запасе несколько ролей, которыми он способен осознанно управлять. Иными словами, он может выбирать, когда быть серьёзным и ответственным, когда позволить себе реагировать на ситуацию по-детски, а когда стоит примерить роль родителя или учителя.
Ведь в каждом из нас живут эти три состояния, которые покрывают всю жизнь: взрослый, ребёнок и родитель. И зачастую проблемы начинаются тогда, когда мы включаем роли не в своё время. Например, надо принять ответственность, а ты ведёшь себя как ребёнок и избегаешь её. Когда нужно чему-то учиться, а тебе так не хочется, так лениво. Или когда можно искренне порадоваться чему-то, а ты и забыл, как это делается, и жизнь потеряла волшебство…
Вот для этого и надо взрослеть — чтобы жизнь становилась ярче, разнообразнее и гармоничнее.
И еще кое-что: человек, описанный ниже, не существует в природе. Идеальных людей нет. Этот список не для того, чтобы осознать, что вы не соответствуете и расстроиться, что вы совсем не взрослые. Это ориентир, к которому стоит стремиться, и возможность выявить слабые места, с которыми можно работать. Поэтому читаем, анализируем, но не впадаем в печаль за несоответствие идеалу. Подходим к делу конструктивно, по-взрослому, можно с ручкой и бумагой для более продуктивной работы.
Итак, психологически взрослый человек:
Можно ли повзрослеть? Безусловно, ДА! Причём, в любом возрасте. Но нужно действительно захотеть этого и быть готовым к работе. И тогда жизнь обретёт порядок, гармонию, красочность и глубину.
Что такое быть взрослым и стать взрослым
Детство заканчивается тогда, когда человек начинает ко всему относиться слишком серьезно. Или не может стать на какое-то время беззаботным. Даже позволить не может, а уж стать — вообще проблема. Ну хотя бы на вечерок и без алкоголя. У многих счастливых взрослых детство в душе не заканчивается никогда. А у иных оно заканчивается еще в средней школе.
Детство внутри человека не означает, что у него детское поведение. Это значит, что он может по желанию разбудить в своей душе ребенка. Искренне удивляться красивому закату. Радоваться неожиданному подарку. Искренне и беззаветно дружить, грустить и увлекаться. Конечно, это состояние должно быть контролируемым, иначе впадение в детство может плохо кончиться. В лучшем случае тогда человек становится для окружающих чудаком, которого все избегают, в худшем — упрячут в психушку. Поэтому нельзя противопоставлять детство и «быть взрослым». Это может быть одновременно.
А вот становиться взрослым — отдельная трудная задача. Далеко не все взрослые с ней справились. И это не максимализм, а честный взгляд на жизнь.
Какие критерии отличают взрослого от невзрослого? Я намеренно не говорю «ребенка», знаете, детдомовские в 10 лет уже взрослее многих студентов. Сформулирую свой вариант.
1. Ответственность . Слово замыленное, в основном употребляется как плата за поступок. На самом деле, ответственность — это понимание следствия своих поступков, адекватная оценка этих следствий, готовность их принять и платить цену. Все глаголы тут ключевые: понимание, оценка, готовность принять и платить. Это ответственность. Невзрослый будет жаловаться на жизнь, на несправедливость, на «у меня не получилось», «я так не хотел», «я надеялся на лучшее». Взрослый примет результат как цену своих поступков (или не поступков, если он не сделал что-то).
Если мне на голову упадет кирпич, то виноват я. Это моя жизнь и моя ответственность. Я не посмотрел, я не подумал. Да, по закону виноват будет другой. А по сути — я.
2. Самостоятельность . Тут надо понимать буквально: это способность человека прожить в одиночку без помощи с чьей-либо стороны: родителей, государства, господа Бога, магических заклинаний и т.д. Зависимый от кого-то человек — это, безусловно, невзрослый. То есть взрослый может с удовольствием принимать помощь и поддержку, но способен без нее обойтись.
3. Зрелость . Это включает в себя несколько навыков:
— иметь мнение. Умение самостоятельно приходить к мнению относительно чего-либо и критичность к поступающей информации. Большинство половозрелых людей по этому критерию незрелы, они живут мнением телевидения (ютуб — тоже телевидение). Своего мнения нет — что по ящику сказали, то и правда.
— умение рефлексировать, то есть рассуждать о происходящем, способность формулировать свои мысли как относительно чего-то внешнего, так и своих переживаний. Это важно, рефлексировать надо уметь и о событиях, и об ощущениях, чувствах.
— разнообразие моделей поведения. Нетривиальная, кстати говоря, вещь. У огромного количества людей жизнь идет по одной колее, которую они сами (или кто-то другой им) выкопал. Если жизнь изо дня в день это «проснулся —позавтракал — пошел на работу — поработал — пошел на обед —поработал — пошел домой — сел перед сериальчиком — лег спать, в выходные лежал на диване» — это незрелый человек. У зрелого человека есть большое разнообразие моделей поведения. У него вечера и выходные не под копирку, есть увлечения, он не живет в монотонном ритме, как человек в трансе. Он меняет свое поведение, изобретая новые модели.
— эмоциональная зрелость, или эмоциональный интеллект. Умение переживать чувства и понимать чужие. В какой-то степени это зависит от наследственности, темперамента, но это приобретаемый навык. Узость/широта диапазона чувств, который способен испытывать конкретный человек, и есть его эмоциональная зрелость. Так, например, равнодушный (не флегматичный — равнодушный) человек — эмоционально незрелый.
Теперь смотрите.
Вот человек заканчивает школу. Что дальше? Идет в институт. Какой процент идет туда, куда у него есть склонность? Мизерный. Идут туда, куда скажут взрослые, или куда идут друзья, или куда легче поступить, или где папа-мама помогут учиться. Учатся в институте не знаниям и навыкам, а умению сдавать сессию. Идут работать куда возьмут, а не куда хочется. Или куда вдруг повезет. Нет, конечно, читатели этой статьи не в счет, мы с вами не такие. Но там, за окном, какой процент работает по специальности, какой процент не ждет пятницу и окончания рабочего дня?
Вот пример массовой несамостоятельности. Нет понимания, что любые годы можно использовать, чтобы получить желаемое. Вот что такое невзрослый.
Я когда-то задумался, почему мне не интересны сплетни из жизни звезд и про знакомых. Потом понял, что мне моя жизнь интереснее. Жизнь близких, жизнь тех, кто мне дорог, — интересные. А какие-то люди с экранов — нет.
Взрослые люди живут своей жизнью. Иногда счастливой, иногда нет. Взрослый принимает ответственность за свою жизнь и понимает что с ним происходит.
Взрослые обучают свои нейросети тому, что им нужно, а не сливают годы жизни перед сериалами.
Взрослые умеют ставить себе цели, потому что это их настоящие цели, а не потому, что всем важно иметь свою квартиру и диплом.
Границы взрослой жизни – характеристика взрослого человека. Элементы взрослости
Всегда привожу такой пример. Если ребенку 5 лет дать 1 тысячу рублей, то как он может ее потратить? Купит, например, всякие вкусняшки или отдаст кому-то просто так. А все это потому, что он не взрослый и не знает цену деньгам. С какого возраста становится человек взрослым, где пролегает граница взрослой жизни?
Границы взрослости
В мифе о древнегреческом царе Эдипе чудовище Сфинкс задавало всем проходящим мимо путешественникам один и тот же вопрос: «У кого утром четыре ноги, днем две, а вечером три?» Те, кто не мог ответить на этот вопрос, погибали.
Эдип дал правильный ответ: человек, ползающий на четвереньках в детстве, ходящий на двух ногах в период расцвета и опирающийся на палочку в старости. Эти периоды жизни называли тремя возрастами человека:
В свою очередь период зрелости тоже разделяют на подпериоды.
По древней китайской классификации их четыре:
По Пифагору, который сравнивал периоды жизни с временами года, считается что период зрелости попадает на лето и осень. Хорошая пора!
Жизненный цикл — зрелость
Смена жизненного периода приносит трудности не только детям, но и взрослым. Одним из таких периодов, несомненно, является период полового созревания, юности и превращения ребенка, о котором заботятся и которого защищают, в независимого взрослого существа со своим разумом.
Вопрос, который беспокоит многих родителей и качает головы бесчисленного множества молодых людей: «Когда человека можно считать взрослым?».
Как узнать, когда у родителей больше нет права приказывать и запрещать, и когда подростки, которые не думают о собственном будущем, становятся взрослыми со своими собственными ценностями?
Многие ученые в области социологии, психологии и философии постоянно ищут ответы на этот вопрос. Юристы и политики участвуют в попытках решить, в каком возрасте люди несут ответственность за себя и готовы принимать жизненные решения.
Возраст, в котором они могут начать водить машину, выпить стакан алкоголя в баре, вести половую жизнь или вступить в брак, сильно различается от страны к стране и культуре.
Как можно судить о зрелости? В какой момент человек становится взрослым? Первое пиво, водительские права или выпускной?
Критерии взрослой жизни от социологов
Социологи согласовали несколько критериев, которые, тем не менее, весьма субъективны и зависят от собственного восприятия подростка, если он честен с самим собой.
Молодой человек может ответить самому себе, чувствует ли он себя взрослым, соответствуя следующим трем пунктам:
Важный критерий – это финансовая независимость. Если есть даже первые два пункта, а финансово вы от кого-то зависите, то ваша взрослость еще «не наступила».
Элементы взрослости — как можно судить, взрослый ли он?
Эти критерии являются чисто субъективными и ориентировочными только для общей оценки зрелости.
Стремясь зафиксировать этапы развития подросткового возраста и выявить истинное начало взрослой жизни, группа ученых во главе с британским социологом Джеффри Арнеттом разработала набор критериев, которые должны быть положительно оценены, чтобы привести к удовлетворительному утверждению «взрослости».
Однако исследователи предупреждают, что критерии соблюдаются постепенно в течение более длительного периода времени и не могут рассматриваться как список задач, а скорее, как руководство.
«Элементы» взрослой жизни
Если молодому человеку удается соответствовать этим категориям, значит, он победил и официально стал взрослым. Он заслужил право на то, чтобы с ним обращались как с таковым и свободно распоряжаться своей жизнь.
«Человек молод и стар в зависимости от того, каким он себя ощущает». Томас Манн
А как насчет вас, как вы относитесь к взрослой жизни? Вы когда-нибудь задумывались об этом? Со сколькими из вышеперечисленных индикаторов вы можете определить свое видение перехода к взрослой жизни?
Когда мы действительно становимся взрослыми?
Анна Веселко
Можно ли считать человека взрослым только потому, что он — родитель? А если ребенок появился у 15-летнего подростка? Может быть, мы становимся взрослыми, когда наступает совершеннолетие? Или все же тогда, когда мы оканчиваем университет, устраиваемся на работу, вступаем в брак? А если человек решает прожить жизнь один и не брать на себя обязательств и ответственность за других? Неужели он так и остается всю жизнь пусть не ребенком, но ведь и не совсем взрослым? А кем тогда? Публикуем сокращенный перевод статьи журналистки Джули Бек для The Atlantic, в которой она рассуждает о том, что делает людей взрослыми в эпоху, когда грань между детством и взрослостью размыта как никогда прежде.
Вероятно, было бы справедливо назвать Генри человеком, у которого не было цели: после окончания Гарварда он вернулся к своим родителям. Сперва ему удалось устроиться преподавателем, но через две недели Генри решил, что это не для него, и ушел. Ему потребовалось время, чтобы найти свое призвание: он работал на карандашной фабрике своего отца, продавал журналы, ходя от двери к двери, брал временную преподавательскую и репетиторскую работу и даже ненадолго убирал навоз лопатой, прежде чем добился некоторого успеха в том, что считал своей настоящей страстью, — писательстве.
На самом деле, если вы думаете о переходе к «взрослой жизни» как о совокупности формальных показателей — получение работы, переезд от родителей, женитьба и рождение детей, — на протяжении большей части истории, за исключением 1950-х и 60-х годов, люди не становились взрослыми столь предсказуемым образом. И все же сегодня все вышеперечисленное по-прежнему является почитаемыми показателями взрослой жизни. […]
Я решила попытаться ответить на этот вопрос в меру своих возможностей, но предупрежу вас заранее: ответа либо нет, либо существует множество сложных и многогранных ответов. […]
Так, в США нельзя пить алкоголь, пока вам не исполнится 21 год, однако законодательное совершеннолетие, наряду с правом голоса и возможностью пойти в армию, наступает в 18 лет. Или нет? Фильмы для взрослых вам разрешают смотреть уже в 17, а заниматься какой-то посильной работой — с 14.
Источник: Alessandro Biasciolit / istockphoto.com
На протяжении многих веков критерием зрелости считалось развитие скелета ❓ Согласно Закону о фабриках 1833 года, в Великобритании появление второго моляра (обычно появляется в возрасте от 11 до 13 лет) считалось доказательством того, что ребенок достаточно взрослый, чтобы работать на фабрике. … но оно зависит от того, какую часть скелета вы исследуете. Например, зубы мудрости обычно появляются в возрасте от 17 до 21 года, а кости руки и запястья, которые часто используются для определения возраста, и вовсе созревают с разной скоростью. Так, запястные кости кистей рук полностью развиты уже в возрасте 13–14 лет, тогда как другие кости — лучевая, локтевая, пястные и фаланги — «дозревают» в возрасте от 15 до 18 лет. Последняя кость, формирующаяся в теле, ключица, делает это между 25 и 35 годами. При этом на развитие костей могут влиять экологические и факторы. […]
Например, выпуск из средней школы или колледжа — это церемонии, предназначенные для того, чтобы «щелкнуть переключателем» иногда для сотен людей одновременно. Но люди не только довольно редко сразу же в момент выпуска переходят к полностью сформированной взрослой жизни, сам выпуск — это далеко не универсальный опыт. Более того, среднее и высшее образование сыграли большую роль в увеличении переходного периода между детством и взрослостью. […]
По словам Стейнберга, изучающего подростковый возраст и развитие мозга, к 22–23 годам мозг в значительной степени завершает свое развитие. Это не значит, что вы не можете продолжать учиться — можете, мозг остается «пластичным», податливым и изменчивым на протяжении всей жизни. Однако пластичность мозга взрослого человека отличается от пластичности развивающегося мозга, когда он все еще формирует новые связи и отсекает ненужные.
Пластичность мозга взрослого человека по-прежнему допускает возможность его модификации, однако на этом этапе нервные структуры уже не изменятся […]
Управляющие функции мозга — логическое мышление, планирование и другое высокоуровневое мышление — достигают «взрослого уровня зрелости к 16 годам или около того», — говорит Стейнберг. Таким образом, 16-летний подросток в среднем должен сдать логический тест не хуже, чем кто-либо постарше. Немного больше времени требуется для развития связей между такими областями, как префронтальная кора, которая регулирует мышление, и лимбическая система, которая в большей степени отвечает за эмоции, а также биологические побуждения к выживанию и продолжению рода.
До тех пор, пока эти связи не устанавливаются полностью, люди менее способны контролировать свои импульсы — это одна из причин, по которым Верховный суд США решил ограничить пожизненное заключение для несовершеннолетних. […] Тем не менее, говорит Стейнберг, вопрос зрелости зависит от поставленной задачи. Например, учитывая полностью развитую способность рассуждать логически, Стейнберг не видит причин, по которым 16-летние не должны иметь возможности голосовать, даже если другие аспекты их мозга все еще созревают. […]
В колледже у меня был профессор писательского мастерства, который, как мне кажется, считал себя провокатором — во всяком случае, он всегда пытался сбросить на нас горькую правду. Большинство его провокаций обходило меня стороной, но была одна, которая меня задела. Я не помню почему, но во время одного из занятий он просто сделал паузу и сказал: «В возрасте от 22 до 25 лет вы будете несчастны. Сожалею. Если вы похожи на большинство людей, вы будете заниматься самокопанием».
И именно это слово, «самокопание», застряло во мне с тех пор — подходящее описание того, что происходит со многими людьми в этом возрасте
Подобная неопределенность привела к некоторым разногласиям относительно того, действительно ли зарождающуюся взрослость можно считать отдельным этапом жизни. Стейнберг, например, так не считает, заявляя, что правильнее было бы говорить об удлинении подросткового периода, который он определяет как период от полового созревания до этапа, когда человек берет на себя большинство «взрослых» ролей. […] Другие критики концепции зарождающейся взрослой жизни пишут, что тот факт, что годы между 18 и 25 (или 29?) являются переходным временем, еще не означает, что они представляют собой отдельный этап развития. «Условия жизни могут меняться, но человеческое развитие не является синонимом простых изменений», — говорится в одном из исследований. […]
«Что действительно важно, так это то, что переход к взрослым ролям занимает все больше времени», — говорит Стейнберг. Сейчас у многих людей есть несколько лет, когда они не зависят от своих родителей, уже закончили учиться, но еще не обзавелись супругами или детьми.
Частично это может быть связано с тем, что необходимость быть супругом или родителем, кажется, все меньше ценится как важный атрибут взрослой жизни
Хэвигхерст развивал свою теорию в 1940–50-е годы, и выбор этих задач являлся лишь отражением своего времени. Экономический бум, наступивший после Второй мировой войны, сделал все это более достижимым, чем когда-либо. Даже для очень молодых людей, для которых было достаточно рабочих мест: иногда им даже не нужен был аттестат об окончании средней школы, чтобы найти работу, которая могла бы помочь содержать семью. Плюс социальные обычаи того времени, которые отдавали предпочтение браку, а не сожительству без брака, вот и получаем: работа, супруг, дом, дети.
Источник: DisobeyArt / istockphoto.com
Из многих обязанностей взрослой жизни лишь одну, которую я слышу чаще всего, называют преобразующей, — это родительство. Когда я спрашивала людей о том, с чем был связан момент их перехода во взрослую жизнь, появление детей было наиболее частым ответом.
И дело не в том, что вы не можете быть взрослым, если у вас нет детей. Просто тем, у кого они есть, часто кажется, что это и был момент переключения. […] Наличие детей — это то, что, кажется, заставляет нас чувствовать себя взрослыми и заставляет других поверить в это. […] Забота о больных родителях — это еще одна резкая смена роли, вместе с которой может наступить ощущение взрослости. Однако для того, чтобы стать взрослым, не обязательно должен наступить какой-то один переломный момент — большинство изменений происходит постепенно. […]
Ведь как насчет людей, у которых есть дети в 15 лет? А тех, кому приходится ухаживать за больными родителями в детстве, или тех, кто теряет их в раннем возрасте? Иногда обстоятельства подталкивают людей к взрослым ролям прежде, чем они будут к ним готовы. И почти всегда раннее ощущение взрослости связано с принятием на себя ответственности намного раньше, чем это делают большинство людей. […] На вас определенно могут возложить обязанности взрослого человека, и если мир обращается с как со взрослым, прежде чем он почувствует себя таковым, это может быть проблемой. […]
Быть взрослым не всегда желательно. Независимость может превратиться в одиночество. Ответственность может стать стрессом
«Мы живем в молодежной культуре, которая считает, что после 26 лет или около того жизнь идет под откос», — говорит Минц. […]
Взросление — это океан, в который впадает слишком много рек, чтобы было возможным их сосчитать. Его можно закрепить законодательно, но не полностью. Наука может раздвинуть границы понимания зрелости, но не до конца. Социальные нормы меняются, люди отказываются от традиционных ролей или вынуждены брать их на себя слишком рано. Вы можете отслеживать тенденции, но тенденции мало влияют на то, чего хочет и что ценит конкретный человек.
Взрослая жизнь в целом — это работа импрессионистов : если вы отойдете достаточно далеко, вы увидите расплывчатую картину, но если прижаться к ней носом, перед вами предстанут миллионы крошечных мазков. Несовершенные, неправильные, но, несомненно, часть большего целого.
15 признаков психологической зрелости по Абрахаму Маслоу
Психологическая зрелость человека (15 признаков по Маслоу) — считается важнейшим приобретением индивидуума для личностного и материального благополучия. Достаточно малость напрячься (прокачать полтора десятка установок), чтобы текучка из недоразумений и неудач динамично пошла на спад.
Обратите внимание: достижение психологической зрелости не конгруэнтно прожитым годам — отсюда и проблемы. По статистике 80% современных Homo sapiens обзаводится необходимой составляющей личностного развития со значительным опозданием. Причем 50% из них — это представители сильной половины человечества, проживающие в мегаполисах. Хотя у современной молодежи фиксируется прецеденты по опережению графика.
Если перефразировать мудреные определения ученых, то психологическая зрелость — это понимание того, как правильно действовать в любых (даже самых сложных) обстоятельствах. А также навыки рассматривать и анализировать недоразумения с осознанием личной внесенной лепты и ответственности за положение дел. Речь идет о том, что наши слова и поступки, как правило, являются причинами большинства сложных ситуаций. И, конечно, нельзя забывать об умениях контролировать и адекватно корректировать свои реакции, плюс признавать правоту визави (если таковая присутствует).
Принято считать, что психологическое время зрелости — индивидуальный показатель. Тем не менее существует современная периодизация, предложенная в середине прошлого века. По общепринятой шкале время зрелости наступает в возрасте:
Однако психологически незрелую личность можно встретить даже в глубокой старости. Отмечу: временная шкала не является ноу-хау и была хорошо известна задолго до нашей эры в стародавнем Китае и Древней Греции. В Поднебесной понятие психологической зрелости личности связывалось (в отличие от современности) с физическим взрослением, а периодизация также разделялась на 4 этапа:
Представитель же Эллады — Пифагор (570 — 490 года до нашей эры) на моральное взросление отводил согражданам два десятилетия — с 20 до 40 лет.
Гуру и один из основателей современной гуманистической психологии Абрахам Маслову предложил классификацию и оценку психологической зрелости человека. Согласно исследованиям (тестировались практически все категории населения — от студентов до бизнесменов и политиков), Маслоу определил общие особенности людей, стремящихся к самовыражению.
Посчитали? Есть прочерки? Не расстраивайтесь! Автор констатировал, что идеальных людей, обладающих полным набором правильных установок, максимально выражающих лучшую человеческую сущность, порядка 1% на планете Земля. При этом каждый способен развить свою психологическую зрелость: умение жить в мире комфортно; получать удовольствие от общения; управлять своими эмоциями и способностями; правильно интерпретировать настроение окружающих и быть успешным.
Антипод психологически зрелого человека — взрослый ребенок. Определить инфантильную особу легко по высказываниям и поступкам. Причем инфантилизм — не обвинение, а скорее проблема, которая может стать источником разрушения личности и неудач в жизни.
Пройдите тест на определение психологического возраста и узнайте: отказ от каких личностных установок уменьшит количество «входящих» проблем.
Совет: бесплатно прокачать жизненно-важные качества помогут онлайн-тренинги и аудиокниги.