Что такое взвешенные клавиши
ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО СЕРЬЁЗНОЙ КЛАВИАТУРЕ
Акустическое фортепиано или электронный инструмент?
Если вы готовы к длительным поискам действительно хорошо звучащего акустического фортепиано за приемлемую цену, то это — ваше решение. На деле рынок подобных инструментов в реальности оказывается вторичным в силу того, что новые фортепиано стоят довольно дорого. Существуют еще несколько серьёзных нюансов, которые в жизни могут привести вообще к отказу от обучения музыке, а именно:
• Вес акустического фортепиано составляет 200–250 кг, а габариты его значительны;
• Акустическое фортепиано требует как минимум ежегодной настройки — соответственно, невозможно обойтись без поисков хорошего настройщика и серьёзных трат на него;
• Высокая вероятность конфликтов с соседями — уровень громкости у обычного акустического фортепиано не регулируется, и даже наличие демпфера не является решением этой проблемы.
Существует теория о том, что юному исполнителю интереснее заниматься на акустическом фортепиано, поскольку в нём процесс звукоизвлечения очевиден — стоит только открыть крышку инструмента — и вся молоточковая механика на виду. Довольно шаткий аргумент против преимуществ электронных клавишных инструментов с их малым весом, не превышающим в самом экзотических случаях 40 кг, и небольшими габаритами. Ещё один плюс — возможность регулирования громкости звучания электронного инструмента или вообще использования наушников, что позволяет заниматься в любое время суток. Настройка же электронному инструменту не требуется вообще.
Электронное фортепиано или синтезатор?
Если говорить кратко и не вдаваясь в технические подробности, то различия между электронными фортепиано и синтезаторами сегодня довольно размыты. Масса моделей электронных фортепиано, подобно синтезаторам, оснащены системами автоаккомпанемента, позволяющими исполнителю почувствовать себя в роли «человека-оркестра» и возможностью выбора звучания инструмента. Масса моделей цифровых фортепиано имеют возможности, сравнимые с лучшими синтезаторами — то есть в распоряжении музыканта имеются обширные встроенные библиотеки звуковых сэмплов. Но эти функции не означают значительного улучшений качества базового звучания инструмента. Необходимо оценивать только те звуки, которые будут использовать в повседневной игре. Замечательно, если при покупке цифрового фортепиано в демонстрационном зале будет иметься его акустический собрат. В этом случае нужно опробовать звучание цифрового фортепиано в басовых регистрах и сравнить его с акустическим инструментом. Басовое звучание цифрового фортепиано должно быть мягким и гладким, то есть таким же, как у обычного инструмента.
Итак, если результатом обучения должны стать навыки классического пианиста, безо всякого сомнения выбирайте именно электронное фортепиано. В случае приобретения синтезатора вспомним мудрость профессионалов: «обучение на синтезаторе даёт хорошего исполнителя на синтезаторе». Не так уж и плохо, другое дело — выбор конкретного типа инструмента зависит от того, какую цель ставит собой процесс обучения: карьеру классического пианиста или в некотором смысле умельца на все руки, чьи навыки пригодятся при работе не только на большой, но и на малой сцене, там, где не окажется рояля или акустического фортепиано. Само собой разумеется, что синтезаторы обладают возможностью воспроизводить звучание рояля или акустического фортепиано, а их клавиатура отвечает всем современным исполнительским требованиям. Именно о клавиатуре и пойдёт далее речь.
Клавиши: количество и качество. И не только клавиши.
Как известно, клавиатура рояля и акустического фортепиано охватывает 7 1/3 октавы и насчитывает 88 клавиш. Точно такую же клавиатуру с полноразмерными клавишами, как у обычного фортепиано, обязано иметь и электронное фортепиано, предназначенное для обучения.
С синтезаторами ситуация чуть сложнее: при современном многообразии современных электронных клавишных инструментов домашний синтезатор должен отвечать четырем базовым требованиям. Это — пятиоктавная клавиатура (61 клавиша), полноразмерные (вновь как у фортепиано) клавиши, динамическая клавиатура (громкость звучания которой зависит от силы удара по клавишам) и подходящий для конкретного пользователя набор запрограммированных звуков и ритмов. И раз уж зашла речь о клавишах, необходимо затронуть очень важную и не самую очевидную тему типов клавиатуры. Ведь соответствие физических параметров клавиатуры электронного инструмента и акустического фортепиано является абсолютно необходимым при выработке постановки руки и всех исполнительских приёмов начинающего пианиста.
Совершенно очевидно, что электронный инструмент (фортепиано или синтезатор) должен реагировать на игру музыканта так же, как и акустическое фортепиано, а исполнитель должен чувствовать их клавиатуры одинаково. Мало того, что клавиатура должна быть динамической (активной), то есть громкость звука зависит от силы удара по клавише, но клавиши должны оказывать сопротивление нажатию. Одной «динамичности» клавиатуры мало — при постоянном использовании только динамической клавиатуры может пострадать техника исполнения, что при обучении недопустимо. Для достоверной игры на инструменте нужно, чтобы он был оснащен взвешенной или полновзвешенной клавиатурой, которая достоверно передает ощущения от нажатия на клавиши, как при игре на акустическом фортепиано за счет использования пружинно-рычажной системы клавишного механизма. Её же называют и «молоточковой клавиатурой» — понятно, за счет создания ощущений удара молоточка по клавише. Типы полновзвешенных или молоточковых клавиатур делятся на градуированную и балансную — первая из них устанавливается на большинстве цифровых фортепиано. При использовании градуированной клавиатуры клавиши в нижнем регистре нажимаются немного тяжелее, а в верхнем — легче, ровно так же, как на акустических фортепиано. Балансная клавиатура тоже передает ощущения от нажатий, как на акустических фортепиано, но без распределения по силе нажатия от нижней октавы к верхней. В отдельных моделях цифровых фортепиано может применяться полувзвешенная (Semi-Weighted) клавиатура без молоточковой механики — просто клавиши нажимаются с определенным усилием. Однако это далеко не самый лучший вариант, если вы настроены на серьёзную учёбу.
Нужно обратить внимание и на полифоничность приобретаемого инструмента, то есть на количество нот (голосов), которое он может воспроизводить одновременно. Чем выше полифоничность — тем больше инструмент приближается к идеалу, установленному его акустическими собратьями.
Если вы приобретаете для обучения синтезатор, то необходимо обращать внимание не на богатство предоставляемых инструментом тембров и эффектов, а на общее звучание инструмента и реалистичность физических свойств самой клавиатуры, о чём уже говорилось выше. Как и при выборе электронного фортепиано нужно определиться, будете ли вы сопрягать синтезатор с компьютерами и иными внешними устройствами для обмена информацией (загрузка-выгрузка готовых музыкальных треков или ритмических рисунков). Аналогично надо принять решение об использовании внешнего усиления или активной акустики, хотя представить себе синтезатор без линейного выхода сейчас просто невозможно. Ни в коем случае нельзя забывать и о том, что в большинство клавишных инструментов начального уровня сейчас встроены программы пошагового обучения, облегчающие освоение всех премудростей музыкального мастерства.
Рекомендуемые модели инструментов
Все электронные фортепиано, о которых пойдет речь, имею полноразмерную клавиатуру — 88 клавиш. Прежде всего, это фортепиано бренда Casio, самой популярной из которых являются модель CDP-130, доступная в корпусе черной (CDP-130BK) либо серебряной расцветки (CDP-130SR). Взвешенная клавиатура с молоточковым механизмом имеет три уровня чувствительности, полифония — 48 нот. Инструмент имеет встроенный метроном и разъемы для подключения наушников и педалей — в комплекте с ним идет педаль полудемпфера SP-3, допускается и подключение аналогичной полной педали Casio SP-20H. Имеются встроенные эффекты, среди которых — реверберация, хорус и холл с эффектом концертного зала, включаемым одним нажатием кнопки. Коммутация с компьютером и внешними устройствами — по USB-порту. Имеются два встроенных динамика мощностью по 8 Вт, а в память инструмента записаны пять демо-композиций.
Цифровое фортепиано Casio CDP-230RBK отличается от предыдущей модели наличием огромного числа встроенных тембров — 700. Имеется функция автоаккомпанемента с 200 стилями и 10 пользовательскими стилями, а также автограмонизация 12 видов и 17 предустановленных звукорядов. Наличествуют 152 демо-композиции с возможностью записи 10 собственных произведений в память инструмента. Коммутация дополнена разъемами аудиовхода и микрофонного входа, а также слотом под карты памяти SD или SDHC объёмом до 32 Гб. Данная модель допускает запись музыки на внешний носитель. Casio Privia PX-160BK — это уже модель, ориентированная также и на полупрофи. Её звучание улучшено за счет 128-нотной полифонии. В память инструмента записаны 60 обучающих мелодий и имеется возможность подключения двух пар наушников.
Электронные фортепиано Yamaha используются и рекомендуются настоящими профессионалами, теми, для кого музыка давно стала делом всей жизни. Причина — естественность звучания и физических свойств клавиатуры. Эти же свойства инструментов позволяют рекомендовать их в качестве отличных фортепиано для обучения. В их числе — Yamaha P-45B, клавиатура которого оснащена градуированной молоточковой механикой с настройкой чувствительности клавиш. Тон-генератор типа AWM обеспечивает 64-нотную полифонию. Имеется вход для подключения педали демпфера, разъем для подключения наушников, USB-выход и два отдельных усилителя, каждый из которых работает на свой динамик мощностью 6 Вт. Наилучшее же возможное соотношение «цена-качество» обеспечивает модель Yamaha P-115, предлагающаяся в корпусе чёрной (P-115B) либо белой (P-115WH) расцветки. Сердце этого инструмента — звуковой модуль Pure CF, обеспечивающий 192-нотную полифонию и, соответственно, высочайшее качество звучания. Механика клавиатуры аналогична предыдущей модели. В памяти инструмента — 14 демо-композиций и 50 фортепианных композиций, 14 предустановленных тембров и 4 типа профессиональной реверберации.
Нужно добавить, что вес вышеописанных моделей не превышает 11.8 кг. В комплект к этим инструментам в качестве подарка идет усиленная крестообразная стойка для клавишных инструментов QUIK LOK T20 BK с двойной стальной рамой чёрного цвета, выдерживающей нагрузку 81 кг, и замком с технологией `DINO BITE.
Синтезаторы, рекомендуемые для обучения музыке, относятся к двум весьма популярным линейкам, ставшим фактически народными электронными инструментами, и не только в нашей стране — это линейки Casio CTK и Yamaha PSR. В первой из них необходимо выделить синтезаторы Casio CTK-1300, CTK-2400, CTK-3200 и CTK-6250. По существу, эти модели с автоаккомпанементом и необходимой для синтезатора пятиоктавной клавиатурой (61 клавиша) охватывает весь пользовательский диапазон — от начального уровня (CTK-1300) до серьезного полупрофессионального инструмента (CTK-6250). В двух старших моделях динамическая клавиатура имеет два уровня чувствительности. Особенностью младших моделей (от CTK-1300 до CTK-3200) является наличие встроенной обучающей системы. Полифония — от 12 до 48 нот в зависимости от модели, количество тембров — от 100 до 700 и ритмов от 100 до 210 соответственно. В CTK-6250 имеется редактор тембров с возможностью сохранения 100 пользовательских тембров и ритмов (из них 10 пользовательских ритмов), а также 16-дорожечный секвенсор и 32-канальный микшер.
Линейка синтезаторов Yamaha PSR (модели PSR-R200, PSR-R253, PSR-R300, PSR-R353 и PSR-R443) — это классика клавишных инструментов для обучения, пригодная и для полупрофессиональной работы. Все эти пятиоктавные модели имеют функцию автоаккомпанемента, 32-нотную полифонию и встроенную обучающую программу Y.E.S. / Yamaha Education Suite. Старшая модель линейки, PSR-E443 с клавиатурой с 4 уровнями чувствительности предлагает в общей сложности 763 инструментальных тембра. Возможно подключение внешнего плеера или i-устройства по аудиовходу. Подарок к синтезаторам этих двух линеек — крестообразная стальная стойка для клавишных инструментов Rockdale AP-3201 с регулировкой высоты, выдерживающая нагрузку до 40 кг.
Соседи могут спать спокойно
Несмотря на то, что электронное фортепиано или синтезатор обладают широким диапазоном регулировки громкости встроенных динамиков, и с таким небольшим (по сравнению с акустическим фортепиано) уровнем звучания инструмента конфликтов с соседями не избежать. Решение удивительно просто: не поддавайтесь на слухи о якобы неправильном звучании современных наушников и смело приобретайте для работы с инструментом либо ди-джейские наушники, либо просто накладные наушники — только ни в коем случае не вкладные. Их выбор зависит исключительно от вашего вкуса и возможностей, но в любом случае в современном мире наушники — это важный аксессуар для клавишного инструмента, позволяющий музыканту заниматься в любое время суток и не быть никому помехой. И, следовательно, быстрее восходить к вершинам исполнительского мастерства.
Что представляет собой клавишный контроллер и как он работает?
Анонс
DJSTORE
Что такое контроллер? Самое простое объяснение – это клавиатура, которая сама по себе не может воспроизводить звуки, но подключается к другому оборудованию, например, компьютеру, звуковому модулю, синтезаторам и подобному.
В большинстве своем контроллеры достаточно просты в использовании и легко находят свое место на студии. При выборе следует ориентироваться в первую очередь на удобство и габариты. Конечно, не стоит забывать про функциональность и коммутационные возможности.
Основные типы
2 наиболее важных параметра для музыканта при выборе клавишного инструмента – принцип работы и количество клавиш.
Что отличает контроллер от акустического пианино или любого другого клавишного инструмента – конструкция контроллера не влияет на воспроизведение звука. Даже с созданием синтезатора большинство электронных клавиатур используют пружинную механику, которая значительно отличается от молоточковой, установленной на акустических пианино. Для возврата клавиши на начальную позицию необходим специальный механизм: пружинная механика подходит для этого идеально.
Самые ранние синтезаторы могли воспроизводить множество различных звуков, но ни один не мог точно воспроизвести пианино. Звучание инструментов вышло на новый уровень благодаря созданию усовершенствованных тон-генераторов и сэмплирования в целом. Так решилась проблема исполнения партии пианино на обычной клавиатуре.
Стоит, однако, указать, что клавиатуры клавишных инструментов разделяются на несколько типов, в связи с чем могут предложить пользователям разные функции и возможности.
Полувзвешенные клавиатуры контроллеров отличаются чуть большим весом, и, внешне более похожи на рояльные, т. к. торцы клавиш являются закрытыми. Там также используется пружинная система. Несмотря на свою значительность, вес клавиш не является самым важным аспектом.
Взвешенные клавиши являются продолжением развития полувзвешенной механики, но в них используется еще и система противовесов. Из-за этого клавиши по своим ощущениям максимально приближены к фортепианным.
Клавиатура, практически полностью воссоздающая механику настоящего инструмента.
Основная причина, по которой пианино имеет иное звучание, заключается в том, что за хрупким на первый взгляд корпусом хранится сложный механизм. При нажатии клавиш в действие приводится механика: после нажатия от струн отходит демпфер, позволяя струне свободно звучать, в это время по нему ударяет обитый войлоком молоточек.
При работе такие инструменты несколько отличаются от синтезаторов, так как молоточку необходимо некоторое время для движения.
Градуированная (постепенное изменение веса молоточков от нижнего до верхнего регистра) молоточковая механика является наиболее совершенной, так как она в состоянии имитировать ощущения от игры на акустическом пианино. При этом, не имея образования, на таких клавиатурах очень сложно играть быстрые пассажи, секвенции.
Плюсы и минусы
Традиционно считается, что если клавиатура не характеризуется как взвешенная или обладающая молоточковой механикой, то она принадлежит к категории клавиш для Project-студий и живых выступлений. Их производство значительно дешевле, но в плане функциональности они практически не уступают топовым вариантам. Нужно просто учесть тот момент, что игра фортепианных партий для пианиста на таких клавиатурах может быть столь же необычной по ощущениям, как игра синтезаторных лидов и секвенций на настоящем пианино. Стоит заметить, что звуки ударных и перкуссии лучше всего играются на синтезаторной и полувзвешенной механике.
Самое явное различие в контроллерах, которое бросается в глаза – разное количество клавиш. Сегодня существуют инструменты с 88, 76, 61, 49, 37 и 25 клавишами. Инструменты на 25 и 37 клавиш пользуются большим спросом у тех, кому важен вопрос портативности.
Кстати, чем больше клавиш, тем больше вероятность того, что они взвешенного или даже молоточкового типа. Почти все 88-клавишные инструменты имеют взвешенную или молоточковую механику.
Многие контроллеры предлагают пользователю широчайший спектр возможностей. Нельзя не отметить коммутационные возможности, которые в этом вопросе играют не последнюю роль, так, например, MIDI разъемы могут передавать различные данные сразу по нескольким MIDI-каналам.
Далее мы рассмотрим другие важные особенности клавишных инструментов, на которые стоит обратить внимание.
«Velocity» несет очень важную функцию. Данный параметр фиксирует скорость нажатия на клавиши. Это особенно важно для реалистичного воспроизведения акустических звуков, а также для экспрессии в синтезаторных звуках. Ранее самые дешевые инструменты вообще не обладали этим параметром, поэтому есть мнение, что он был добавлен для увеличения стоимости инструмента. Позже этот момент был пересмотрен, и сегодня уже сложно найти клавиатуру, на которой нет этой функции.
Многие современные клавиатуры несут на борту некое количество «кривых» для скорости нажатия. Это своего рода разница между приложенной во время игры физической силой и числом, отображающим нажатия (от 0 до 127) в базе данных. Это нужно для того, чтобы, к примеру, при игре с большой силой, партии были легкими. Или наоборот, при легких нажатиях и сильных динамика воспроизведения была примерно одинаковой.
Колесо питч бенда необходимо для понижения/повышения высоты звучащей ноты на полтона-тон. Чаще всего этот элемент управления находится слева.
Колесо модуляции (‘mod’) обычно находится рядом с питчем и имеет аналогичную форму исполнения. Колесо модуляции используется для добавления некоторых эффектов, например, вибрато или тремоло. Кроме того, оно может быть использовано для управления и некоторыми другими параметрами.
При нажатии клавиши в секвенсор идет какая либо нота, а при последующем «дожатии» клавиши —MIDI-сообщения контроллера Aftertouch. Также возможно добавление эффектов, управление фильтром.
Чаще всего встречается монофонический aftertouch – давление воспринимается на уже «звучащие» клавиши. Полифонический aftertouch используется существенно реже, он позволяет отдельным клавишам посылать собственный независимый сигнал, что невозможно сделать на большинстве MIDI инструментов. Исключение составляют дорогие специфичные инструменты типа Roli Seaboаrd.
Большинство клавишных инструментов имеют разъем для педали сустейна. Физическое воздействие на педаль превращается в MIDI сообщение. Это важно при работе с естественными звуками пианино, также может использоваться для создания крещендо.
Более усовершенствованные клавиатуры предлагают еще разъемы под педали экспрессии, которые могут управлять громкостью, срезом фильтра и многими другими параметрами.
Помимо этого, на некоторых «навороченных» клавиатурах могут быть еще и разъемы для футсвитчей. Они могут использоваться для переключения эффектов, дорожек, включения и остановки записи в DAW и т.д.
Конечно, звуковые модули и инструменты предлагают и иные возможности управления. Здесь стоит сказать о фильтрах, параметрах огибающей, частотах осциллятора, балансе компонентов и пр. Существуют назначаемые элементы управления, но продвинутые клавиатуры располагают множеством дополнительных кнобов (или энкодеров) и слайдеров.
Переключение Program/Bank Change/Presets
Большинство MIDI инструментов понимают команды переключения program/bank. Это дает возможность переключения пресетов или банков с пресетами виртуального инструмента напрямую из MIDI-клавиатуры. Более улучшенная версия реализации этого процесса – возможность еще и сохранять пресеты самим инструментом, чтобы впоследствии нужные звуки всегда были под рукой.
Многие клавишные инструменты обладают функцией split (разделение клавиатуры), позволяя разным частям клавиатуры посылать сигнал на разные MIDI каналы. Например, при игре правой рукой воспроизводить звуки струнных, а левой – звуки пианино.
Другие функции и особенности
Клавишные инструменты также обладают и другими функциями, например:
Любой клавишный инструмент, созданный для подключения не только к компьютеру, но и к «железным» модулям, должен иметь как минимум 1 MIDI выход. Для работы с большим количеством устройств MIDI выходов может возникнуть потребность и в большем кол-ве выходов. При этом некоторые из клавиатур оборудованы еще и портом MIDI IN, что позволяет осуществлять управление настройками удаленно (например, при помощи программного обеспечения), либо даже использовать клавиатуру, как USB-MIDI конвертер.
Подключение MIDI клавиатуры к компьютеру на большинстве современных клавиатур решено благодаря наличию USB порта. Наличие USB разъема на некоторых синтезаторах еще привело к созданию универсальных аудиодевайсов, которые имеют на борту не только MIDI-интерфейс, но и аудио (Access Virus TI2, Elektron Analog Keys и подобные). Это означает, что одно устройство может заменить сразу несколько, а в отдельных случаях синтезатор или драм-машина могут управляться из DAW как VST/AU плагины.
Некоторые клавишные контроллеры современного производства выпускаются с драм пэдами, которые устанавливаются в дополнение к традиционным клавишам в качестве альтернативного метода работы с барабанными партиями.
Жесткие кейс (Flightcases)
Не входящие в комплект поставки устройства, но тем не менее очень нужные для гастролирующего музыканта. Используются для защиты инструментов во время перевозок. Помимо этого, благодаря своей конструкции, позволяют работать с инструментом, не доставая его из кейса.
Заключение
На сегодняшний день не существует такого понятия как «стандартный» клавишный контроллер, так как все они различны между собой. Покупка клавишного инструмента подразумевает четкое осознание того, какой результат вы хотите получить от игры. Важно не запутаться в большом количестве разных функций и определить нужные для себя.