Что такое бактериофаг в биологии 10 класс

Вирусы

Вирусы способны размножаться только внутри живых клеток, до проникновения в них вирусы не имеют признаков жизни: пассивно перемещаются во внешней среде, ожидая встречи с клеткой-мишенью.

Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть картинку Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Картинка про Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс

В 1892 году Ивановский Д.И. в ходе изучения мозаичной болезни табака обнаружил, что болезнь вызывается мельчайшими субстанциями, которые проходят через бактериальный фильтр, то есть были меньше бактерий. Вирусы впервые увидели в электронный микроскоп в 1939 году (спустя 19 лет со смерти Ивановского), однако считается, что именно Ивановский положил начало вирусологии как науке.

Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть картинку Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Картинка про Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс

У вирусов отсутствует обмен веществ с внешней средой (метаболизм).

Не имеют клеточной мембраны, ограничивающих их от внешней среды, и, соответственно, клеточного строения.

У вирусов отсутствует половое размножение и деление. Попав в живую клетку, вирус встраивает свою нуклеиновую кислоту (РНК/ДНК) в наследственный материал клетки-мишени. В результате клетка начинает синтезировать вирусные белки (новые вирусы): так увеличивается численность вирусов.

Носителем наследственной информации у вирусов может быть ДНК, РНК. В связи с этим все вирусы подразделяются на ДНК- и РНК-содержащие.

Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть картинку Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Картинка про Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс

Взаимодействие вируса с клеткой

Найдя клетку, на поверхности которой есть подходящий рецептор, вирус взаимодействует с ним и прикрепляется к мембране клетки. Путем эндоцитоза (образование вакуоли) вирус проникает внутрь клетки, выходит из вакуоли в цитоплазму. Наследственный материал (ДНК/РНК) вируса реализуется по схеме: ДНК ↔ РНК → белок.

Образовавшиеся белки объединяются в вирусные частицы, которые могут выходить из клетки разными путями. Вирионы вирусов гепатита C выходят из клетки путем почкования (экзоцитозом), при таком варианте клетка долгое время остается живой и служит для продукции новых вирионов.

Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть картинку Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Картинка про Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс

Известен и другой механизм выхода вирионов из клетки: взрывной, при котором оболочка клетки разрывается, и тысячи вирионов отправляются инфицировать новые клетки. Такой способ характерен для аденовирусов, ротавирусов.

Бактериофаги («бактерия» + греч. phag(os) — пожирающий)

Ниже вы можете видеть типичное строение бактериофага. Бактериофаг напоминает шприц, который протыкает стенку бактерии и впрыскивает внутрь нее свою нуклеиновую кислоту.

Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть картинку Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Картинка про Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс

Бактериофаги успешно применяются в медицине для лечения многих заболеваний. Это высокоэффективные, дорогостоящие препараты, которые помогают, например, нормализовать микрофлору кишечника при бактериальных инфекциях.

Вирусные инфекции

Вирусы вызывают множество заболеваний человека и животных. Некоторые из них неизлечимы даже на современном этапе развития медицины, например бешенство. К вирусным инфекциям относятся грипп, корь, свинка, СПИД (вызванный ВИЧ), полиомиелит, желтая лихорадка, онковирусы.

Такая группа, как онковирусы, потенцируют развитие опухолей в организме. К ВИЧ и онкогенным вирусам не существует специфических антител, что затрудняет процесс создания вакцины. В то же время против ряда вирусных инфекций: корь, ветряная оспа созданы вакцины, создающие стойкий пожизненный иммунитет.

Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть картинку Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Картинка про Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс

Риск заражения ВИЧ присутствует при гемотрансфузии (переливании крови), половом акте. Инфекция также может быть передана от ВИЧ инфицированной матери к плоду.

Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть картинку Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Картинка про Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Источник

Что такое бактериофаги простыми словами

В 1928 году британский бактериолог Александр Флеминг вернулся из отпуска в Шотландии в свою лабораторию в Лондоне и обнаружил, как в одной из чашек Петри бурно разрослась колония плесневых грибов (Penicillium notatum). С выделением пенициллина началась эра антибиотиков.

С тех пор антибиотики спасли миллионы жизней по всей планете. Флеминг также обнаружил, что бактерии обладали устойчивостью к антибиотикам, если действовали малым количеством пенициллина, либо если антибиотик употреблялся слишком короткое время.

Алмрот Райт предсказал устойчивость к антибиотикам еще до того, когда это было обнаружено экспериментально. Бактериальная резистентность — явление естественное по своей природе, а потому неизбежное.

Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть картинку Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Картинка про Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс

Вот уже более десятка лет Всемирная организация здравоохранения, Центр по контролю заболеваний в США, многие крупные эксперты в России открыто признают, что мы вступили в так называемую пост антибиотиковую эру.

В 2016 году в США зафиксирован случай заражения человека одной из разновидностей энтеробактерий. Штамп оказался устойчивым к воздействию тетрациклина, колистина, ко всем до единого из 26 видов антибиотиков, представленных на рынке. Женщину так и не удалось спасти.

Ученые по всему миру продолжают изучать явление резистентности в надежде минимизировать угрозы. Однако одной из самых подходящих альтернатив можно назвать препараты (комбинированные или моно) на основе бактериофагов.

Бактериофаги являются важнейшим компонентом нашей продукции и помогают при профилактике бактериальных заболеваний и борьбе с ними. Название звучит непривычно и немного непонятно. На самом деле, с бактериофагами люди знакомы уже более ста лет.

Бактериофаг в переводе с греческого означает «пожиратель бактерий». Не самое доброе «существо», но в действительности никто никого не пожирает. Бактериофаги — это природные агенты, которые естественным образом ограничивают размножение бактерий. Они способны избирательно устранять только те бактерии, которым они соответствуют, при этом не повреждая нормофлору или человеческие клетки.

Они являются самым распространенным биологическим объектом на Земле.

Бактериальные вирусы были открыты дважды: в 1915 году Фредериком Уильямом Туортом и в 1917 году Феликсом Д’Эреллем, который и предложил термин «бактериофаг».

Второе открытие было сделано во время исследования вспышки дизентерии среди французских солдат во время Первой мировой войны. При изучении лизиса (разрушения клетки под действием собственных или чужеродных ферментов) бактериальных культур.

Ученый обратил внимание, что какое-то существо, невидимое в обычный микроскоп, разрушает выращенные им культуры бактерий. Микробиологу удалось настроить его размножение: бактерии, зараженные им, погибали, а количество агента увеличивалось.

В 1919 году ученый успешно вылечил бактериофагами первых пациентов. Он описал случай успешного лечения дизентерии с использованием фагов, доказав, что они обеспечивают выздоровление больного организма. Были проведены и первые опыты по применению фагов при раневых инфекциях, холере, тифе и даже бубонной чуме. Успех выглядел вполне убедительно.

После открытия бактериофаги начали использовать для борьбы с бактериальными патогенами. Однако в Западной Европе и США от такой терапии вскоре отказались из-за сомнительных результатов. Это было неудивительно, принимая во внимание тогдашний уровень понимания биологии бактериофагов и отсутствие стандартизации. А открытие в 1928 году пенициллина и последовавшая за этим событием «эра антибиотиков» надолго отодвинули интерес к профилактическому и медицинскому использованию бактериофагов.

Хотя в государствах Восточной Европы, таких как СССР, применение бактериофагов в терапии продолжилось, чему способствовало основание в 1934 году Института Бактериофага в Тбилиси Георгием Элиавой совместно с Феликсом Д’Эреллем.

В мире интерес к фаговой терапии возобновился только в 1980-е годы, когда эффективность лечения антибиотиками значительно снизилась, а бактерии стали более устойчивы к лекарствам. Сейчас исследования в этой области активно ведутся по всему миру.

Источник

Презентация по биологии 10 класс «Вирусы и бактериофаги»

Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть картинку Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Картинка про Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Продолжить знакомство с вирусами и бактериофагами как неклеточными формами жизни.

История открытия вирусов Ивановский Дмитрий Иосифович В 1852 году русский ботаник Ивановский Дмитрий Иосифович получил инфекционный экстракт из растений табака, пораженных мозаичной болезнью 12 февраля 1892г. на заседании Российской академии наук Д.И.Ивановский сообщил, что возбудителем мозаичной болезни табака является фильтрующийся вирус. Эту дату можно считать днем рождения вирусологии, а Д.И.Ивановского- ее основоположником.

Классификация вирусов крысиный вирус Килхама (Оспа,(ОРЗ) человека, герпес) Энцефалит, корь, краснуха, корь, бешенство, грипп и др. (ВИЧ)) Вирусы насекомых и других животных

НЕ ПОТРЕБЛЯЮТ ПИЩИ; НЕ ВЫРАБАТЫВАЮТ Е; НЕ РАСТУТ; НЕТ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ. Вирион

Задание 1. Допишите слова Открыл вирусы _________________________ Наука о вирусах________________________ Дата рождения вирусологии___________________ Д.И.Ивановский вирусология 12 февраля 1892г.

Корь, свинка, грипп, полиомиелит, бешенство, оспа, желтая лихорадка, трахома, энцефалит, гепатит, СПИД, бородавки, герпес.

Задание 2. Строение вируса Укажите стрелками: Капсид Нить ДНК или РНК

Электронная микрофотография бактериофагов, инфицирующих клетку Базальная пластина

Задание 3. Строение бактериофага Укажите стрелами и проставьте цифры 1.Головка 2.ДНК или РНК 3.Хвостик 4.Базальная пластина 5.Длинные хвостовые нити

Задание 4. Схема размножения бактериофага 1. 2. 3. 4. 5. Поставьте цифры в нужной последовательности ________________________________________ 2; 3; 5; 4; 1

Изучаем значение вирусов в природе и жизни человека.

Домашнее задание: Изучить текст § 21 учебника и ответить на вопросы №1-4 стр.113 На выбор: Подготовить презентацию или сообщение сообщение «Вирусы и человек» Составьте кроссворд по новой теме.

Рефлексия Анкетирование «Я на уроке биологии» Очень понравилось понравилось не понравилось 1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть картинку Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Картинка про Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть картинку Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Картинка про Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть картинку Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Картинка про Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть картинку Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Картинка про Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс

Номер материала: ДБ-414708

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть картинку Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Картинка про Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс

В России планируют создавать пространства для подростков

Время чтения: 2 минуты

Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть картинку Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Картинка про Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс

ОНФ проверит качество охраны в российских школах

Время чтения: 2 минуты

Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть картинку Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Картинка про Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть картинку Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Картинка про Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс

Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж

Время чтения: 2 минуты

Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть картинку Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Картинка про Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть картинку Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Картинка про Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс

Школьники из России выиграли 8 медалей на Международном турнире по информатике

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Bio-Lessons

Образовательный сайт по биологии

Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть картинку Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Картинка про Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс

Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть картинку Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Картинка про Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс

Вирусы. Бактериофаги. Вирусные заболевания.

Вирусы

Вирусы (от лат. вирус — яд) – представляют собой мельчайшие неклеточные формы жизни. Вирусы имеют размеры 2-5*10 -7 см, что значительно меньше, чем бактериальная клетка (от 0,2 до 10 мкм). Рассмотреть вирусы возможно только с помощью электронного микроскопа, увеличивающий в 100 тысяч и более раз. Вирусы относятся к отдельному царству.

Вирусология – наука изучающая вирусы. Становление вирусологии как науки начинается с 30-х годов 20 века.

История открытия вирусов

Впервые вирус табачной мозаики (рис.1) был открыт русским ученым Д.И.Ивановским (1892г.) (рис.2).

Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть картинку Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Картинка про Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс

Рис.1 Листья табака (слева) пораженные вирусом табачной мозаики (справа)

Студент Петербургского университета Дмитрий Ивановский выезжал на Украину и в Бессарабию для определения причин болезни табака. В листьях табака будущий ученый не обнаружил клеток бактерий, однако было замечено, что сок зараженного растения поражал здоровые листья. Используя свечу Шамберлана Ивановский профильтровал сок больного растения, тем самым исключив прохождение через фильтр мелких бактерий. Полученный фильтрат все равно вызывал заражение листьев табака. Это еще раз доказывало «невиновность» бактерий. Д.И.Ивановский попробовал культивировать возбудителя на питательной среде, однако это не дало результата. После проведенных опытов Дмитрий Иосифович пришел к выводу, что возбудитель является необычной природы и имеет размеры в разы меньше чем клетка бактерии. В последствие возбудитель был назван «фильтрующиеся бактерии».

Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть картинку Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Картинка про Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс

Рис.2 Д.И.Ивановский — первооткрыватель вирусов

Свои выводы ученый изложил в труде «О двух болезнях табака» в 1892 году. Именно этот год считается годом открытия вирусов.

Наряду с Д.И.Ивановским изучением вирусов занимался голландский микробиолог Мартин Бейеринк, который в 1898 году повторив опыты русского ученого, назвал вирусный раствор – «заразной живой жидкостью» или «жидкий живой контагий».

Первый вирус животных (вирус ящура) был описан в 1897 году Лёффером и Фрошем. В 1901 году вирус желтой лихорадки был открыт англичанами У. Ридом и Д. Кэрроллом.

В 1917 году Ф.д’Эррелем был открыт бактериофаг – вирус, поражающий бактерии.

Удивительно то, что первая вакцина от оспы была предложена за 100 лет до открытия вирусов, в 1796 году английским врачом Э.Дженнером. Второй по открытию стала – антирабическая вакцина, представленная французским ученым микробиологом Л.Пастером в 1885 году.

Названия «ультравирус» и «фильтрующий вирус» использовались в науке до укоренившегося ныне краткого термина — «вирус», который впервые применил Л.Пастер.

Строение и формы вирусов

Вирусы — неклеточные частицы, состоящие из белковой оболочки (капсид) и собственного генетического материала в виде нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) (рис.3).

Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть картинку Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Картинка про Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс

Рис.3 Строение вируса иммунодефицита человека (ВИЧ)

Вирусы могут обладать разнообразными формами: шаровидные, овальные, палочковидные, нитевидные, цилиндры, тетраэдры, октаэдры и др.(рис.4).

Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть картинку Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Картинка про Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс

Рис.4 Разнообразные формы и виды вирусов

Более сложные вирусы имеют в своем составе дополнительные белковые или липопротеидные оболочки. Вирусы гриппа и герпеса кроме белковой оболочки могут содержать и углеводы.

ДНК-содержащие вирусыРНК-содержащие вирусы
оспыбешенства
герпесакори
бактериофаги Т-группыСПИДа и лейкоза
гепатита Вгепатита А
паповавирусыгриппа
аденовирусыполимиелита
цитомегаловирусОРЗ
Эпштейн-Баражелтой лихорадки
и др.краснухи и др.

Геном вирусов может быть представлен однонитчатыми и двунитчатыми молекулами ДНК (вирус оспы человека, овец, свиней, аденовирус человека) и РНК (матрица для вирусов насекомых и других животных). Вирусы с однонитчатой молекулой РНК (энцефалит, краснуха, корь, бешенство, грипп и др.).

Вне живой клетки вирус не питается, не передвигается, не растет, не размножается и не проявляет других свойств живого.

Размножение вирусов

Вирусы способны размножаться только внутри живой клетки. Вирус проникает внутрь клетки путем связывания его с особым протеином – рецептором, расположенным на поверхности клетки. На поверхности чувствительной клетки происходит связывание с рецептором, после чего присоединившейся участок погружается в цитоплазму и превращается в вакуоль. Стенки вакуоли, состоящей из цитоплазматической мембраны способны сливаться с другими вакуолями или даже ядром. В результате вирус достигает любой участок клетки.

Основные этапы заражения вирусом:

1.Присоединение вируса к мембране клетки-хозяина.
2.Впрыскивание своей нуклеиновой кислоты (НК) в цитоплазму клетки-хозяина. Капсид остается снаружи.
3. ДНК вируса у эукариотической клетки проникает в ядро клетки и встраивается в ДНК хозяина. В бактериальной клетке ДНК вируса встраивается в ДНК бактерии. РНК содержащие вирусы вначале делают из нее копию в виде ДНК, а затем полученную ДНК встраивают в хромосому или нуклеотид клетки-хозяина.
4. Генетический материал клетки хозяина перестает функционировать. В ядре осуществляется синтез копий вирусной НК, а в цитоплазме на рибосомах – синтез копий вирусного капсида.
5. Образуются функциональные вирусы. НК «одевается» в капсид, происходит сборка вирусных частиц.
6. Образовавшиеся вирусы выходят из клетки-хозяина, так как первая исчерпала свои ресурсы. Вирусы продолжают проникать в новые клетки, расположенные поблизости.

Описанные этапы характерны для литических (от греч. «лизис» — растворение, разрушение, распад) вирусов, вызывающие разрушение или гибель клетки. Существует так же второй вид, так называемых «умеренных» вирусов. Они встраиваю свою нуклеиновую кислоту в ДНК клетки.

Паразитируя на генетическом уровне живой клетки, они встраиваются в ее геном. Внедрив свой генетический код в молекулу ДНК, вирус становится частью живой клетки. В такой форме он может не проявлять себя неопределенно долгое время. В какой-то момент вирусные частицы ДНК «включаются» одновременно во всех зараженных клетках, вызывая их гибель.

Данный процесс до конца не изучен, и возможно именно он мог бы решить вопрос возникновения онкологических заболеваний.

Быстрая способность адаптироваться и видоизменяться, подстраиваясь к геному клетки, делает некоторые вирусные заболевания практически неизлечимыми. Таким образом, вирусы представляют паразитизм на генетическом уровне (рис.5).

Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть картинку Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Картинка про Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс

Рис.5 Размножение вируса гриппа

Бактериофаги

Совсем по-другому проникает в клетку вирус бактерий – бактериофаг (от греч. фагос – «пожирающий»)(рис.6).

Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть картинку Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Картинка про Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс

Рис.6 Строение бактериофага

Бактериофаг состоит из головки, хвостика и нескольких хвостовых отростков (белковых нитей). Наружная часть головки покрыта белковой оболочкой. Во внутренней части головки расположена ДНК, а внутри хвоста проходит центральный канал. Из-за толстых клеточных стенок бактерий белок-рецептор бактериофага не может погрузиться в цитоплазму.

Удерживаясь на поверхности клетки за счет шипов, расположенных под базальной мембраной, бактериофаг пронзает стенку бактерии и вводит внутрь полый стержень. По этому стержню в цитоплазму поступает ДНК (или РНК). Геном бактериофага проникает внутрь клетки, а оболочка остается снаружи. Спустя время, сформировавшиеся зрелые фаговые частицы разрушают бактерию изнутри и выходят наружу (рис.7).

Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Смотреть картинку Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Картинка про Что такое бактериофаг в биологии 10 класс. Фото Что такое бактериофаг в биологии 10 класс

Рис.7 Размножение бактериофага

Обладая способностью полного уничтожения бактериальной клетки, бактериофаги могут быть использованы для лечения разнообразных бактериальных заболеваний (холеры, дизентерии, брюшного тифа и др.).

Отмечено, что отделение от вирусной частицы нуклеиновой кислоты приводит к потере инфекционной способности к репродукции. Это говорит о том, что нуклеиновая кислота играет важную роль в размножении вируса.

При благоприятных условиях вирус очень быстро размножается. Так, за 30 минут в одной клетке появляются сотни новых вирусов.

Вирусы могут продолжительно сохраняться в почве, воде и другим средах. Некоторые представители устойчивы к высоким температурам (свыше +100С) и высушиванию.

Виды вирусных заболеваний

В настоящее время известно около 400 видов вирусов растений и около 500 видов вирусов животных.Вирусы растений вызывают поражение листьев и других органов, вызывая появление разноцветных или бесцветных пятен и полосок. Вирусы вызывают замедление роста растений, изменяет их форму и снижает урожайность.

Наиболее опасными для человека являются вирусы гепатита – А, В, С. Вирус способен сильно повреждать ткани печени, вызвав необратимые последствия.

ВИЧ.СПИД

Более опасную для человечества форму представляет вирус иммунодефицита человека или сокращенно ВИЧ (HIV). Попав в кровь, ВИЧ, поражает иммунную систему человека, приводя к развитию болезни под названием СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита человека). РНК-содержащий ВИЧ атакует белые кровяные клетки – лимфоциты, отвечающие за иммунитет, делая человека уязвимым для других болезней.

Внедренный в лимфоциты РНК вирус начинает синтезировать фермент – ревертазу. Этот фермент служит матрицей для последующего синтеза молекулы ДНК. Синтезированная вирусная ДНК встраивается в хромосому лимфоцита. После чего вирус долгое время может не проявлять себя. Это может длиться от 1 до 2 лет, а иногда и более. Спустя время вирусная ДНК начинает проявлять себя, синтезируя сотни тысяч вирусов, что в итоге приводит к разрушению лимфоцита.

Вероятность заражения ВИЧ увеличивается при прямом контакте с кровью больного человека. Распространенные пути передачи вируса; незащищенный половой контакт с инфицированным человеком, инъекции шприцом, переливание крови. ВИЧ не передается воздушно-капельным путем, через укусы насекомых, посуду, при рукопожатиях и пользовании общественными местами (туалеты, бассейны, бани и т.п.).
В настоящее время вакцины против СПИДа нет, но существуют медицинские препараты на основе азотимидина и ингибиторов протеаз, способные подавить синтез вирусной ДНК. Это облегчает течение болезни и значительно удлиняет жизнь человека.

Хочется отметить, что ВИЧ инфицированный человек, вовремя обратившийся в центр СПИДа, может контролировать развитие этой тяжелой болезни и в принципе жить полноценной жизнью с соблюдением определенных мер. При отсутствии строгого контроля и лечения, стадия инфицирования переходит в стадию СПИДа, которая неминуемо ведет к гибели. Человек на стадии СПИДа, из-за «иммунной беспомощности», может погибнуть от ряда инфекционных болезней.

Симптомами СПИДа является температура, постоянный озноб, легкая простужаемость, резкое похудение.

Чтобы предупредить СПИД необходимо соблюдать следующие правила;
— избегать прямого контакта с кровью неизвестного человека (зараженными так же могут быть лимфа, сперма, влагалищные выделения, грудное молоко и др.);
— избегать случайные половые связи;
— использовать презервативы;
— пользоваться одноразовыми шприцами;
— пользоваться личными бритвенными приборами, при этом не разрешать пользоваться своими.

Природным очагом СПИДа по мнению ученых считается Центральная Африка, а носителем вируса являются зеленые мартышки.

Грипп

Всем известный вирус гриппа не менее опасный, наряду с корью, гепатитом и полиомиелитом.

Грипп – болезнь, угрожающая человеческой жизни. В 1918-1919 годах весь земной шар трижды был охвачен волнами гриппа, во время которых погибли 20 млн человек. В США в зиму 1968-1969 годов 50 млн человек перенесли грипп, 70 тыс. из них скончались.

Наиболее распространенные вирусные инфекции, пути заражения и меры профилактики

Инфекция

Пути заражения

Меры профилактики

Гепатит (А)

«Болезнь грязных рук».Мыть руки перед едой, овощи и фрукты — перед употреблением. При хранении продуктов соблю­дать гигиенические требованияПоловой путь и че­рез кровьИсключение половых контактов с инфицированными

Энцефалит

Переносчики — кро­вососущие клещиИсключить укусы клещей, осо­бенно в природных очагах (хвой­ные леса) и в период активизации (март-май)

КГЛ — конго-крымская геморраги­ческая лихо­радка

Бешенство

При укусе боль­ных животныхИсключать контакты с живот­ными, не привитыми от бешен­ства. При контакте с подозри­тельным животным немедленно обращаться к врачу

Грипп (ОРВИ)

Воздушно-капель­ныйМарлевые повязки, влажная уборка, дезинфекция и проветри­вание помещений

Корь, крас­нуха

Воздушно, но не капель­ныйСоблюдать правила личной ги­гиены. Не вступать в контакт с инфицированными, применять ватно-марлевые повязки

Ветряная оспа

Болеют парноко­пытные животные (коровы, козы, ов­цы)Исключение контакта и срочное обращение к ветеринарному вра­чу при появлении характерных пятен на слизистых и коже жи­вотных

Полиомие­лит

Чаще через гряз­ные руки, воду, пищевые продук­ты. Возможно и воздушно-капельное заражение.Предупредительные прививки

либо инфекции, вызываемые как бактериями так и вирусами

Пневмония

Воздушно-капель­ныйМарлевые повязки, влажная уборка с дезинфицирующими средствами и проветривание помещений.

Эпидемия — прогрессируемое во времени и пространстве инфекционное заболевание.

Пандемия — инфекционное заболевание захватывающее большие территории (мирового значения). В настоящее время к ряду таких заболеваний относится коронавирусная инфекция (COVID-19) вызванная коронавирусом (SARS-CoV-2).

Профилактика и методы борьбы с вирусами

Основные методы борьбы с вирусными инфекциями — профилактические прививки (вакцины), Ослабленные возбудители болезни, введенные в организм, позволяют выработать иммунитет. Благодаря вакцинам исчезло такое опасное вирусное заболевание, как оспа. Следует помнить, что без оболочки (капсида) вирусная НК сама попасть в клетку не может. Поэтому дезинфекция, вызывающая разрушение белков оболочки вируса (кипячение, хлорирование, обработка карболовой кислотой и др.), — эффективное профилактическое мероприятие. Наш организм тоже обладает защитными механизмами. Так, иммунный белок интерферон способен защищать организм человека от проникновения вирусов гриппа. В целях профилактики воздушно-капельных вирусных инфекций эффективно обрабатывать защитными средствами носовую полость.

Кроме того, сейчас создано несколько видов антивирусных препаратов как на основе неорганических веществ (ремантадин), так и на основе синтетических антител (виферон, биферон и т. д.). Несмотря на то что фармакология и вирусология ведут постоянные успешные исследования, не надо забывать, что соблюдение мер личной гигиены является надежным методом профилактики вирусных инфекций.

Происхождение вирусов

Ученые полагают, что вирусы и бактериофаги представляют собой обособившиеся генетические элементы клеток, подвергшиеся эволюции вместе с клеточными формами жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *