Что такое басня отметьте ответ лисица и виноград
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » Литературное чтение » Эзоп “Лисица и виноград”, Крылов “Лисица и виноград”. Ефросинина Литературное чтение. Ответы. 3 класс. Рабочая тетрадь.
Эзоп “Лисица и виноград”, Крылов “Лисица и виноград”. Ефросинина Литературное чтение. Ответы. 3 класс. Рабочая тетрадь.
Что такое басня? Отметьте ответ галочкой.
Басня — это короткий нравоучительный рассказ.
2. Соответствие
Как называл свою героиню каждый из баснописцев? Укажите стрелкой.
Крылов называл героиню кума Лиса, а Эзоп — Лисица.
3. Книгочей
Допишите предложения
Эзоп — баснописец из Древней Греции.
4. Схема
Вспомните и запишите фамилии баснописцев
Запишем фамилии четырех баснописцев — Эзопа, Крылова, Лафонтена и Измайлова.
5. Таблица
Сравните басни Эзопа и Крылов. Заполните таблицу.
«Лисица и виноград» — мораль басни И.А. Крылова
Дети рано начинают знакомиться с баснями, то есть короткими рассказами, заканчивающимися определёнными нравственными уроками. Среди авторов таких произведений особой известностью пользуется Иван Андреевич Крылов, написавший более 230 сюжетов, оригинальных и заимствованных у иностранных писателей, а затем переработанных. Одной из самых интересных является мораль басни «Лисица и виноград».
История создания
Сюжет истории про лису и виноград не был придуман Крыловым. Он только сделал удачный перевод произведения французского баснописца Жана де Лафонтена. Это был не первый опыт в практике Ивана Андреевича. Его карьера началась с адаптации к русскому языку французских сюжетов «Дуб и трость» и «Разборчивая невеста», которые были затем напечатаны в журнале «Московский зритель». Также «Лису и виноград» переводили Тредьяковский и Сумароков.
Но и Жан де Лафонтен не был создателем оригинального сюжета. По различным источникам он заимствовал его у одного из следующих поэтов:
Информация об авторах и развитие жанра
Римский поэт Федр, живший на семь веков позже грека, скорее всего, выступил только как переводчик его произведения и подражатель автора. Тем не менее он сделал существенный вклад в литературу, изобретя жанр латинской басни. Бабрий же обычно занимался переложением историй Эзопа в стихотворную форму. Их произведения можно прочитать онлайн, поскольку они находятся в свободном доступе.
Хотя жанр басни очень древний, он не имел особого распространения вплоть до XVII века, когда его возвеличивали Лафонтен, а также русские авторы А. П. Сумароков, И. И. Хемницер, И. И. Дмитриев.
Крылов стал заниматься развитием традиций позже, но при этом не менее успешно. Чуть более чем за 30 лет он создал около 200 басен.
Художественные характеристики
«Лисица и виноград» И. А. Крылова наравне с другими его баснями заслуживает особого восхищения. Анализ его рукописей показал, что автор интуитивно выбирал удачные истории, глубоко обдумывал их, а потом ещё и неоднократно редактировал.
В итоге его произведения получались краткими, ёмкими, наполненными сатирой и остротами, быстро превратившимися в пословицы. В итоге сила выражения и красота формы рассказа становились совершенными.
Пересказ содержания
Главная героиня басни, кума Лиса, залезла в сад, где рос виноград. Она увидела сочные «как яхонты» кисти и очень захотела их попробовать. Но задача оказалась не из простых, так как ягоды висели высоко. Целый час она подходила к ним то с одной, то с другой стороны и раздражалась оттого, что видит виноград, а достать не может («зуб неймёт»). В конце Лисица ушла, попусту пробившись целый час и произнеся речь о том, что ягоды ещё не созрели и кислые, ими можно набить оскомину, хотя на взгляд они были хорошими.
Это краткое содержание составлено по басне Крылова, но его общая мысль созвучна произведениям Лафонтена, Эзопа, Федра или Бабрия. Но многочисленные переработки истории не могли не обзавестись собственными отличительными чертами, помимо сходств. Чтобы разобраться в них, можно заполнить соответствующую таблицу. Например, такую.
Общее | Различное |
Главный герой — Лисица (Лис у Лафонтена) | Объём |
Тема — Лису прельстил зрелый виноград и она решила им угоститься | Одни авторы писали в стихотворной форме, другие — в прозаической |
Наличие морали, нравственного вывода | Крылов добавил сюжету развёрнутости действий и выразительных характеристик |
Высмеивание таких пороков, как себялюбие и тщеславие на примере поступков животных, которые имитируют действия людей | В басне Лафонтена, в отличие от произведений других поэтов, автор оправдывает поступок и даже слова главного героя |
Известную басню Крылова дети могли читать в книге с рисунками и иллюстрациями или слушать в самом раннем возрасте. Мораль, которую передал автор, несложно понять самому или попросить разъяснений у родителей.
Мораль басни
Чтобы понять, о чём басня Крылова и её основная мысль, достаточно дочитать стихотворный текст до конца. Там сделан однозначный вывод. Героиня не смогла получить желаемое, но не возложила ответственность за это на себя. Проще оказалось убедиться, что это ей вовсе и не нужно в связи с придуманными обстоятельствами, будто зрелый на самом деле виноград ещё зелен.
Смысл басни очень прозрачен, тем не менее каждый человек хоть раз в жизни примерял на себя роль неудачливой Лисицы, когда его желания не исполнялись, но вместо того, чтобы что-то предпринять, он отступал, успокаивая себя выдуманным убеждением.
Примеры есть и в другой литературе. Например, в романе Джона Голсуорси «Серебряная ложка» входящем во всемирно известную эпопею о Форсайтах, одна из главных героинь, Флёр, не могла добиться свадьбы с любимым человеком. Причина была в разладе их семей, и на это внешнее обстоятельство ссылались практически все персонажи.
Но не все обратили внимание на слова матери возлюбленного Флёр, которая объяснила сыну тяжёлый характер и собственнические инстинкты девушки, которые не дали бы супругам стать счастливыми.
Таким образом, причина была не только в обстоятельствах, но и в поведении само́й девушки, которое она и не подумала изменить.
А название романа отсылает к английскому выражению «родиться с серебряной ложкой во рту». В общем виде оно означает просто принадлежность к состоятельному слою общества, но очень часто это оборачивается стремлением без особых усилий получать желаемое, а в случае невозможности этого обвинять кого угодно, только не себя.
Сравнение с другими сюжетами
Лиса — персонаж не только этой истории Крылова. Она участвовала и во многих других, взаимодействовала со следующими персонажами:
Если сравнить несколько басен с одним и тем же персонажем, видно, что Лиса в них всех выступает как хитрая и ненадёжная героиня. Такие же характеристики ей присущи в русских народных сказках. Таким образом, она олицетворяет худшие качества человека.
Значение басен в целом состоит в обличении через аллегории не только недостатков людей, но и не всегда справедливых общественных порядков. А их ценность — в художественных деталях, развитии у читателя творческой фантазии, образного и аналитического мышления.
Анализ стихотворения «Лисица и виноград» Ивана Крылова
Свою «Лисицу и виноград» Иван Андреевич Крылов разместил на страницах «Драматического вестника».
Басня написана в 1808 году. Ее автору исполнилось 39 лет, он вернулся к государственной службе и был принят в монетный департамент. В этот же период он становится признанным баснописцем. По жанру – нравоучительная басня, по размеру – вольный ямб со смешанной рифмовкой. Мораль басни скрытая, неявная, однако в ходе повествования раскрывается со всей очевидностью: не следует винить обстоятельства, если дело в тебе самом. Также следует признавать порог своих возможностей. Не нужно и по-детски обманывать себя. Чувствуется также, что Лиса рисуется перед потенциальным наблюдателем ситуации, боясь насмешек. «Кума»: крестная мать по отношению к родителям ребенка. В этом определении и желание представить персонаж «не новый», а с историей, со своей социальной ролью. Понятно, что фигура животного – аллегория человеческого характера. Опять, что типично для И. Крылова, вид животного становится его именем. За этим образом стоит и его народное понимание (символ изворотливости, хитрости). Следует признать, что в данной ситуации Лиса не вполне соответствует представлениям о ней, сдается перед препятствиями. «Залезла в сад»: в такой обтекаемой форме подается желание лисы полакомиться в чужом саду. «Кисти рделись»: то есть, полностью созрели. «Кумушка»: насмешливый уменьшительный суффикс, обыгрывающий тему лисы-крестной. «Глаза и зубы разгорелись»: метафора. «Как яхонты» (корунд; красный – рубин, синий – сапфир): сравнение. Возникшее недоумение насчет притязаний лис на виноград, разрешается просто: едят, да еще как. Собственно, как и все псовые, к которым героиня и относится. Кстати говоря, действие рассказа происходит, видимо, на юге, где плоды успевают созреть. «Они высоко»: устаревшая форма произношения слова, создающая у современного читателя ощущение неточности рифмы. «Отколь»: откуда. «Видит око, да зуб неймет»: крылатое выражение, афоризм. «Око»: глаз. «Неймет»: вышедшая из употребления глагольная форма. Выражение означает близость желаемого, успеха и невозможность его осуществления. Сходное значение у пословицы: близок локоть, да не укусишь. «Пробившись попусту»: промучившись, пытаясь достать плоды. «Час целой»: здесь и числительное для усиления правдоподобия, и вновь утратившая хождение форма слова. «И говорит»: то ли внутренний монолог, то ли речь, произнесенная вслух, на случай, если кто видел бессилие Лисы. Она уверяет себя, что «виноград зелен», отвратителен на вкус и не стоит таких нечеловеческих усилий. «Оскомина»: вяжущий вкус кислого.
Одним из первоисточников бродячего сюжета про лису и виноград служит басня Эзопа.
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Эзоп Басня «Лисица и виноград» Читательский дневник, краткое содержание
Эзоп Басня «Лисица и виноград» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Эзоп
Название: «Лисица и виноград»
Жанр: Басня
Тема произведения: путь к успеху.
Число страниц: 1
Главные герои и их характеристики:
О чем произведение:
Басня о том, как однажды Лисица пыталась достать виноград, но не смогла. Тогда она решила, что проблема не в ней, а виноград этот невкусный и неспелый.
Сюжет — краткое содержание:
Понравившийся эпизод:
Эта басня Эзопа очень краткая, поэтому сложно выделать какой-то определённый эпизод, мне понравилось всё произведение в целом.
План произведения для пересказа:
Главная мысль:
Иногда в своих неудачах люди склонны винить всех вокруг, но не себя.
Чему учит эта книга:
Басня учит нас тому, что на пути к успеху могут быть сложные препятствия, но не стоит винить в этом окружающих. Важно уметь взглянуть объективно на свои силы и способности.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
После прочтения басни Эзопа сразу запоминаются, потому что они краткие и содержательные. Мне нравится, что эта басня про Лисицу состоит всего из одного предложения, но заставляет задуматься о многом, помогает взглянуть на себя и оценить своё поведение.
Новые слова и выражения:
Прочь – в сторону, в значении отойти подальше от какого-то места.
Пословицы к произведению:
Мало что хотеть, надо знать да уметь.
Какие труды, такие плоды.
Эзоп «Лиса и виноград», И.Крылов «Лисица и виноград»
Цель: сравнить две басни, в которых рассказана одна и та же история, на материале басен Эзопа «Лиса и виноград», И.Крылова «Лисица и виноград».
Познавательные:
Коммуникативные:
Регулятивные:
Оборудование: учебник «Литературное чтение 3 класс. 2 часть», учебник «Русский язык 3 класс. 2 часть», тетрадь на печатной основе, videouroki, карточки для общей таблицы.
Ход урока
Этапы урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I Организационный момент
Мотивирование к учебной деятельности
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
II Подготовка к основному этапу
Постановка учебной задачи.
Актуализация знаний
— Кто может назвать тему урока?
— Что такое басня?
— От какого слова произошло слово «басня»?
— Чем отличаются басни от других жанров фольклора?
— С какими баснописцами знакомы?
Работают в паре. Вспоминают изученный материал 2 класса.
Высказывают предположения о теме урока. Делают прогноз
Личностные: проявляют интерес к учебному материалу
Регулятивные: формулируют учебную задачу
Познавательные: формулирование познавательной цели
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками
III Работа по теме урока. Чтение и анализ басен.
Ознакомление с содер-жанием басен.
Слушают подготовленное сообщение товарищем
Читают текст, отвечают на вопросы, выполняют задания
Коммуникативные: умение слушать своего товарища, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Познавательные: смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста
Регулятивные: контроль, осознание того, что уже усвоено
IV Физ. минутка
Гимнастика для глаз
Направлена на сохранение здоровья детей. (электронный ресурс)
Выполняют упражнения для глаз
V Работа по теме урока (продолжение)
Ознакомление с содер-жанием басен.
Слушают и записывают в тетрадь биографические факты, читают написанное, слушают аудиозапись басни,
Отвечают на вопросы, выполняют задания
Коммуникативные: умение слушать своего товарища, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Познавательные: смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста,
Регулятивные: контроль, осознание того, что уже усвоено
VI Работа по теме урока. Cравнение басен
Проведение сравнительного анализа басен
— Сравним две басни, работая в группах, по плану:
1. Форма изложения (в прозе или в стихах).
2. Сюжет (разный или одинаковый, только факты или подробный, выразительный).
3. Герой.
4. Построение басни (повествование, мораль)
Проверка выполненной работы.
— Если в басне И.А.Крылова мораль?
— Найдите пословицу в басне Крылова. Она может служить моралью?
— Как вы ее понимаете?
— Как называется такая мораль?
(скрытой).
Работа в группах по плану в тетрадях
Познавательные: структурирование знаний, анализ, синтез
Регулятивные: осуществлять самоконтроль, осознание того, что уже усвоено
Коммуникативные:
взаимодействие в группе, инициативное сотрудничество, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение диалогической формой речи, контроль культуры речи
VII Рефлексия
Совершенствование себя и своих знаний
— Итак, ребята, какие мы с вами цели ставили в начале урока?
— Достигли ли мы их?
— Как вы поняли основной нравоучительный смысл этих двух басен?
— Чему нас учат эти басни?
— Оцените свою работу
Оценка деятельности. Рассуждают, высказывают свои мнения
Формировать личностные УУД: осознание ответственности за общее благополучие.
VIII Дом. задание
Развитие памяти, выразительного чтения
— Выучить наизусть басню И.А.Крылова «Лисица и виноград» или Эзопа по желанию
Записывают дом. задание в дневник
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу