Что такое базовая культура личности и каковы ее компоненты

Базовая культура личности и ее компоненты.

Что такое базовая культура личности и каковы ее компоненты. Смотреть фото Что такое базовая культура личности и каковы ее компоненты. Смотреть картинку Что такое базовая культура личности и каковы ее компоненты. Картинка про Что такое базовая культура личности и каковы ее компоненты. Фото Что такое базовая культура личности и каковы ее компоненты Что такое базовая культура личности и каковы ее компоненты. Смотреть фото Что такое базовая культура личности и каковы ее компоненты. Смотреть картинку Что такое базовая культура личности и каковы ее компоненты. Картинка про Что такое базовая культура личности и каковы ее компоненты. Фото Что такое базовая культура личности и каковы ее компоненты Что такое базовая культура личности и каковы ее компоненты. Смотреть фото Что такое базовая культура личности и каковы ее компоненты. Смотреть картинку Что такое базовая культура личности и каковы ее компоненты. Картинка про Что такое базовая культура личности и каковы ее компоненты. Фото Что такое базовая культура личности и каковы ее компоненты Что такое базовая культура личности и каковы ее компоненты. Смотреть фото Что такое базовая культура личности и каковы ее компоненты. Смотреть картинку Что такое базовая культура личности и каковы ее компоненты. Картинка про Что такое базовая культура личности и каковы ее компоненты. Фото Что такое базовая культура личности и каковы ее компоненты

Что такое базовая культура личности и каковы ее компоненты. Смотреть фото Что такое базовая культура личности и каковы ее компоненты. Смотреть картинку Что такое базовая культура личности и каковы ее компоненты. Картинка про Что такое базовая культура личности и каковы ее компоненты. Фото Что такое базовая культура личности и каковы ее компоненты

Что такое базовая культура личности и каковы ее компоненты. Смотреть фото Что такое базовая культура личности и каковы ее компоненты. Смотреть картинку Что такое базовая культура личности и каковы ее компоненты. Картинка про Что такое базовая культура личности и каковы ее компоненты. Фото Что такое базовая культура личности и каковы ее компоненты

Понятие «базовая культура личности» введено в отечественную педагогику О.С. Газманом. Она включает в себя то существенные, обязательное, что необходимо школьнику для самостоятельной деятельности, что определяет его дальнейшее развитие. В процессе воспитания базовой культуры ребенок не только усваивает социальные ценности и способы поведения и деятельности, но и развивает свои сущностные силы, внутренний личностный потенциал. Воспитывать базовую культуру личности – значит создавать предпосылки для развития ее индивидуальных сил и способностей в интересах личности, общества и государства.

Обращение в процессе воспитания к истокам культуры, культурному наследию предполагает освоение многообразного мира ценностей и, в первую очередь, обеспечивающих развитие свойств, качеств, ориентаций личности в гармонии с самим собой, с социальным окружением, другими людьми, с обществом. Освоить и реализовать все ценности культуры невозможно, но необходимо расширять их спектр в зависимости от возраста, личностных устремлений, уровня образования. Базовая культура личности – это достижение ею некоторой гармонии, дающей ей социальную устойчивость и продуктивную включенность в общественную жизнь и труд, также личностный, психологический комфорт (О.С. Газман).

Базовую культуру личности составляют не лучшие образцы мировой, национальной, народной культуры, а ее готовность к самостоятельному творческому развитию и обогащению культуры, самореализация себя в ней. С этой точки зрения основными компонентами базовой культуры личности следует считать аксиологический (ценностный), включающий овладение ценностями – знаниями, сформированными ценностями – качествами и ценностями – отношениями; технологический, раскрывающий степень практической готовности воспитанника к решению жизненной задач и ситуаций, его включение в разнообразные виды деятельности и общения; личностно-творческий, который обеспечивает творческую самореализацию, последовательное решение сущностных сил личности, ее способностей, дарований, личностного потенциала.

Приоритетными направлениями, составляющими основу содержания базовой культуры личности являются мировоззренческая культура, культура межнационального общения, правовая культура, нравственная культура, экологическая культура, культура жизненного самоопределения и труда, экономическая культура, эстетическая и физическая культура, культура семейных отношений.

Формирование базовой культуры по выделенным направлениям создает основу для развития целостной, гармонично развитой личности. В этом случае результатом формирования базовой культуры личности школьника является оптимальное наличие свойств, качеств, ценностных ориентаций, обеспечивающих гармонию личной и общественной культуры.

Источник

Базовая культура личности

Вы будете перенаправлены на Автор24

Культура личности – это совокупность характеристик личности, позволяющих ей жить в гармонии с общечеловеческой и национальной культурами, а также плодотворно развиваться в условиях современного общества с учетом собственной индивидуальности.

Базовая культура личности – это необходимый минимум общих способностей человека, его ценностных качеств и представлений, без которых невозможно осуществление полноценной социализации и общего развития.

Основные компоненты базовой культуры личности

Базовая культура личности представляет собой достижение личностью определенной гармонии, которая дает ей необходимую социальную устойчивость и позволят полноценно развиваться природным дарованиям личности посредством эффективного включения в общественную деятельность, жизнь и труд, а также создают нужный психологический комфорт.

Главными компонентами базовой культуры личности являются:

Приоритетные направления, входящие в основу содержания базовой культуры личности, представлены:

Процесс формирования базовой культуры личности по всем указанным направлениям, создает необходимую основу для гармоничного и целостного развития. При этом результативность формирования базовой культуры личности, представляет собой оптимальное наличие качеств, ценностных ориентаций и свойств, которые обеспечат гармонию общественной и личной культуры.

Готовые работы на аналогичную тему

Ориентиры воспитания базовой культуры личности

Современная система воспитания ориентирована на все направления развития базовой культуры личности. Разностороннее воспитание необходимо для того, чтобы максимально раскрыть и реализовать личностный потенциал каждого воспитанника, обеспечить их необходимым запасом интегральных знаний и жизненной энергией. Успешность всестороннего воспитания определяется исходными физическими возможностями, врожденными задатками и способностями, которые и определяют активности ребенка в той или иной области.

Современная педагогическая наука понимает человека как существо универсальное, подчеркивая исключительный феномен каждой личности, который проявляется в виде отдельных характеристик и личностного потенциала человека. Именно поэтому процесс воспитания необходимо направлять не только на развитие физического, нравственного, познавательного, творческого и коммуникативного потенциала личности ребенка, но и на оказание ему квалифицированной помощи в самоопределении в жизни, на основании учета индивидуальных возможностей и интересов.

Воспитание не имеет возможности «внедрить» в сознание и поведение каждого воспитанника требуемый смысл жизни. Это связано с тем, что смысл жизни может быть приобретен только развивающейся и взрослеющей личностью, на основании собственных усилий в поисках гармонии между собой и окружающим миром. Воспитание же помогает организовать, осознать, оценить и пережить данные усилия.

Основные ориентиры в воспитании базовой культуры личности выступают:

Направления воспитания базовой культуры личности

Основными направлениями в воспитании базовой культуры личности выступают:

На формирование базовой культуры личности ребенка большое влияние оказывают:

Источник

Базовая культура личности и её компоненты

Культура личности – это комплекс характеристик (знаний, качеств, привычек, способов достижения задуманного, ценностных ориентаций, творческих успехов), который позволяет личности жить в гармонии с общечеловеческой национальной культурой, развивать и общество, и индивидуальное своеобразие своей личности.

Базовая культура – это необходимый минимум общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможна как социализация, так и оптимальное развитие.

Базовая культура личности – это достижение ею некоторой гармонии, дающей ей социальную устойчивость и продуктивную генетически задуманных дарований личности,

включенность в общественную жизнь и труд, также личностный, психологический комфорт (О.С. Газман).

Основными компонентами базовой культуры личности следует считать

· аксиологический (ценностный), включающий овладение ценностями – знаниями; сформированными ценностями – качествами; ценностями – отношениями;

· технологический, раскрывающий степень практической готовности воспитанника к решению жизненной задач и ситуаций, его включение в разнообразные виды деятельности и общения;

· личностно-творческий, который обеспечивает творческую самореализацию, последовательное решение сущностных сил личности, её способностей, дарований, личностного потенциала.

Приоритетными направлениями, составляющими основу содержания базовой культуры личности, являются

· культура межнационального общения,

· культура жизненного самоопределения и труда,

· эстетическая и физическая культура,

· культура семейных отношений.

Формирование базовой культуры по выделенным направлениям создает основу для развития целостной, гармонично развитой личности. В этом случае результатом формирования базовой культуры личности является оптимальное наличие свойств, качеств, ценностных ориентаций, обеспечивающих гармонию личной и общественной культуры.

Тема 4.2 Методы воспитания

Дошкольное образование базируется на ФГОС. Он является той основой, на которой строится воспитательный и образовательный процесс в дошкольных учреждениях. В центре воспитательного процесса находится ребёнок – воспитуемый. По отношению к нему как к объекту воспитания педагоги и воспитатели выступают субъектами воспитательного процесса, воздействующим на личность с помощью специальных методов и технологий воспитания.

Методы воспитания– важные и очень сложные компоненты воспитательного процесса, которыми педагог обязан владеть профессионально.

Методы воспитанияэто способы педагогической работы, с помощью которых осуществляется целенаправленное формирование духовных, этических, эстетических и физических качеств личности.

Методы воспитания – это способы взаимодействия педагога и ребёнка, в процессе которого происходит воздействие на сознание, чувства, волю, поведение и систему отношений воспитанника с целью формирования личности.

В последнее десятилетие в педагогической теории существует понятие технологий обучения и воспитания.

С помощью методов воспитания и развития детей корректируется их поведение, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений.

Методы воспитания направлены на целостное развитие и воспитание личности.

Методы воспитания только в том случае могут быть «инструментом прикосновения»(А.С. Макаренко), если воспитатель правильно находит оптимальный вариант их сочетания, если он учитывает уровень развития и воспитанности детей, их возрастные особенности, интересы, стремления.

Эффективность методов воспитания повышается, если они используются в процессе организованной разнообразной деятельности ребенка, так как только в деятельности возможно формирование и развитие определенных черт личности, умений.

Особенно важно при подборе методов воспитания знать мотивы поведения и деятельности детей. Здесь недостаточно простого наблюдения за детьми, нужны специальные диагностические методики.

До сих пор в образовательных учреждениях разного вида в основном используются только словесные методы воспитания. Однако практика показывает, что нельзя полагаться только на одну группу методов, необходим комплекс методов.

Все методы воспитания адресованы к личности воспитанника. Но если воспитательные воздействия не принимаются ребёнком и не становятся внутренним стимулом его поведения, то можно говорить об индивидуальной работе, о подборе методов, соответствующих особенностям воспитанника, организации специальных педагогических ситуаций.

Процесс воспитания и развития личности ребенка будет эффективным только при условии, когда воспитательные воздействия переходят во внутренние стимулы его поведения и деятельности.

Существует много подходов к классификации методов воспитания.

Наиболее стабильной и широко используемой на практике технологией методов воспитания является технология, в основу которой положен деятельностный подход к воспитанию и структура самой деятельности.

Отечественный психолог Л.Л. Люблинская выделяет в структуре деятельности: цель – что человек хочет; мотив, побуждающий человека к действию, ради чего человек действует; средства, используемые для достижения поставленной цели; результаты деятельности; отношение человека к результатам и процессу самой деятельности;

Исходя из этой структуры деятельности, выделяется четыре группы методов воспитания:

1. Методы формирования сознания личности (взглядов, оценок, суждений, идеалов).

2. Методы организации деятельности, общения, опыта поведения.

3. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения.

4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения.

Методы формирования сознанияличности включают в себя разъяснение, беседу, рассказ (дошкольники), лекцию, диспут. Эти методы направлены на обогащение и развитие сознания детей знаниями об окружающей действительности, о прекрасном в природе и обществе, о нравственных правилах, о труде взрослых. С помощью этих методов у детей формируются система понятий, взгляды, убеждения. С помощью словесного воздействия на ребенка стимулируется его внутренняя сфера, и он сам постепенно учится высказывать свое мнение о том или ином поступке сверстника, литературного героя;

В дошкольном образовательном учреждении особенное место отводится рассказу. Рассказ – это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов. С помощью рассказа воспитанники получают знания о нравственных поступках, о правилах поведения в обществе, учатся отличать хорошее от плохого. В процессе рассказа воспитатель учит детей определенному отношению к героям повествования, раскрывает детям понятие положительного поступка, рассказывает, каким героям и их качествам можно подражать.

Метод рассказа требует от воспитателя эмоционального изложения, определенной артистичности.

Разъяснение как метод воспитания постоянно ис­пользуется в работе с детьми дошкольного возраста. Это связано с тем, что дети имеют небольшой жизненный опыт и не всегда знают, как и в какой ситуации надо поступать. Они нуждаются в разъяснении пра­вил поведения, определенных требований, в частности необходимости выполнения режимных моментов в детском саду. Самое главное при использовании метода разъяс­нения – не превращать его в нотацию.

Беседа – это метод, связанный с диалогом. Диалог может вестись с одним воспитанником, с несколькими или фронтально, с большой группой детей. Лучше беседу проводить с подгруппами (5 – 8 человек), т. к. в этом случае все дети могут принять участие в диалоге. Беседа – это привлечение самих детей к формированию у них определенных суждений, оценок. По своему содержанию беседа может быть этической, эстетической, затрагивающей явления общественной жизни, а также о фактах наук.

Когда проводятся беседы на этическую тематику, особенно необходимо доверие детей к своему воспитателю. Главной фигурой при проведении беседы должен быть воспитатель или педагог, поэтому он должен быть образцом, примером для подражания. В.А. Сухомлинский отмечал: «Слово этического поучения имеет силу в устах воспитателя лишь тогда, когда он имеет моральное право поучать».

Пример как метод воспитания. Пример – это, прежде всего, своеобразный наглядный образ, яркий показательный образец, достойный подражания. Используя пример в процессе воспитания и развития ребенка, важно знать, что он связан с подражанием детей. Ребенок всегда кому-нибудь подражает старшему брату, более сильному или умному товарищу, матери, отцу. Подражание особенно свойственно дошкольникам. Вначале это бессознательное подражание, а уже к выпуску из дошкольного учреждения ребёнок от бессознательного подражания переходит к преднамеренному.

Важное условиеповышения воспитательной силы примера – единство слова и дела. В словах, поступках и действиях не должно быть расхождения. Отнюдь не случайно народная мудрость гласит: «Слова зовут, а примеры влекут».

Методы организации деятельности, общения, опыта поведения объединяют такие методы, как приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций.

Приучение направлено на выполнение детьми определенных действий в целях превращения их в привычные и необходимые способы поведения. К.Д Ушинский говорил, что с помощью привычек убеждения делаются наклонностью и мысль переходит в дело.

Приучить ребенка правильно вести себя необходимо с момента его прихода в младшую группу. Воспитатель определяет минимум привычек для каждой возрастной группы детей, определяет показатели и критерии их сформированности. Затем детям даётся образец выполнения определённых действий. Приучение связано с контролем со стороны взрослых. Контроль требует от педагогов и воспитателей внимательного, заботливого отношения к детям, тактичного объяснения и оценки деятельности ребенка. Позднее дети сами научатся контролировать свои действия.

Метод приучения органически связан с методом упражнения. Система упражнений необходима для формирования привычек правильного поведения. Упражнение в своей основе имеет многократные повторения, закрепление, совершенствование нужных способов действий. Однако нельзя представлять упражнение как дрессировку, как механическое повторение действий.

При использовании методов приучения и упражнения нельзя обойтись и без такого метода, как создание воспитывающих ситуаций. Воспитывающие ситуации специально создаются педагогами и воспитателями, когда необходимо поставить ребёнка перед фактом выбора поступка (пригласить ли сверстника в игру, поделиться или нет любимой игрушкой, сначала выполнить задание, а потом продолжить игру).

Воспитательная ситуация – это всегда наличие выбора, это конфликт, борьба внутренних побуждений с нормами поведения, принятыми в обществе. Воспитательное действие педагогической ситуации бывает иногда так сильно и результативно, что надолго определяет направленность нравственной жизни ребёнка.

К методам стимулирования и мотивации деятельности и поведения относятся: поощрение, наказание, соревнование.

Среди указанных методов наиболее употребительны в дошкольном образовательном учреждении – поощрение и наказание. Поощрение – это способ положительной оценки поведения ребенка или группы детей. Поощрение всегда связано с положительными эмоциями. При поощрении дети испытывают гордость, удовлетворение, уверенность в правильном поведении и поступке. Переживая удовлетворение своим поведением, ребёнок внутренне готов к повторению хороших поступков. Поощрение выражается в виде похвалы, одобрения. В поощрении особенно нуждаются замкнутые дети, испытывающие робость, несмелость. Воспитатель не должен постоянно хвалить, поощрять одних и тех же детей, нужно осуществлять личностно-ориентированный подход в воспитании.

Наказание принято считать дополнительным методом воспитания. Само наказание связано с осуждением отрицательного поступка, отрицательного отношения к той или иной деятельности. Оно направлено на корректирование поведения ребенка. Если этот метод используется правильно, то он должен вызывать у ребенка желание не поступать плохо, формировать умение оценивать свое поведение. Главное – наказание не должно вызывать у ребенка страдания, отрицательных эмоций.

К методу наказания воспитатели должны относиться очень осторожно. Следует учитывать, что в современных условиях дети очень импульсивны, они эмоционально реагируют на любое наказание. Кроме того, современные дошкольники подвержены самым различным заболеваниям, они физически слабые. В педагогической теории всегда отношение к наказанию было отрицательным, а в большинстве случаев противоречиво. При наказании ни в коем случае нельзя изолировать ребёнка от группы сверстников, а некоторых детей нельзя осуждать в присутствии других.

Методы контроля, самоконтроля, а также самооценки.

На этом этапе ребенка учат оценивать себя, соотносить собственные действия с требованиями.

Таким образом, анализ реального педагогического процесса даёт возможность увидеть, что методы воспитания не применяются изолированно друг от друга. Все они взаимосвязаны, и в зависимости от ситуации одни методы переходят в другие. При этом всегда выделяется ведущий метод, а остальные дополняют его. В педагогической теории разработана классификация методов воспитания, в основе которой особенности самих методов и специфика их применения в воспитательном процессе.

При выборе методов воспитания важное значение имеет возраст детей и индивидуальные особенности большей части воспитанников. В основу воспитательного процесса берутся не отдельные методы, а их система.

С помощью всех этих методов и обеспечивается воспитание детей: корректируется поведение, формируются личностные качества, нарабатывается ценный жизненный опыт. Также нужно сказать, что все они направлены на полноценное развитие и воспитание человека как социальной единицы.

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 10015 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Базовая культура личности

Просмотр содержимого документа
«Базовая культура личности»

Понятие об общей, профессиональной, базовой культуре личности

Культура личности — это важен аспект понимания культуры. Это уровень воспитанности и образованности человека, овладения избранной сферой знаний или деятельности. Понятие «культура» фиксирует качеству человека, способ ее поведения, отношения ЕЕ к другим людям.

Культура личности – это комплекс характеристик (знаний, качеств, привычек, способов достижения задуманного, ценностных ориентаций, творческих успехов), который позволяет личности жить в гармонии с общечеловеческой национальной культурой, развивать и общество, и индивидуальное своеобразие своей личности.

Базовая культура – это необходимый минимум общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможна как социализация, так и оптимальное развитие.

Базовая культура личности – это достижение ею некоторой гармонии, дающей ей социальную устойчивость и продуктивную генетически задуманных дарований личности,

включенность в общественную жизнь и труд, также личностный, психологический комфорт (О.С. Газман).

Основными компонентами базовой культуры личности следует считать

· аксиологический (ценностный), включающий овладение ценностями – знаниями; сформированными ценностями – качествами; ценностями – отношениями;

· технологический, раскрывающий степень практической готовности воспитанника к решению жизненной задач и ситуаций, его включение в разнообразные виды деятельности и общения;

· личностно-творческий, который обеспечивает творческую самореализацию, последовательное решение сущностных сил личности, её способностей, дарований, личностного потенциала.

Приоритетными направлениями, составляющими основу содержания базовой культуры личности, являются

· культура межнационального общения,

· культура жизненного самоопределения и труда,

· эстетическая и физическая культура,

· культура семейных отношений.

Формирование базовой культуры по выделенным направлениям создает основу для развития целостной, гармонично развитой личности. В этом случае результатом формирования базовой культуры личности является оптимальное наличие свойств, качеств, ценностных ориентаций, обеспечивающих гармонию личной и общественной культуры.

Если общая культура личности отражает широту овладения ценностным содержанием духовной и материальной культуры, степень приобщения личности к созданию их ценностей, готовность и способность к их продуцированию, то профессиональная культура личности по существу отражает проявление общей культуры в специфических условиях профессиональной деятельности.

Термин “профессиональная культура” подчеркивает, что культура здесь рассматривается в отношении специфического качества деятельности специалиста и раскрывает предметное содержание культуры, определяемое спецификой профессии, профессиональной деятельности и профессионального сообщества.

Таким образом, профессиональную культуру можно определить как совокупность мировоззренческих и специальных знаний, качеств, умений, навыков, чувств, ценностных ориентаций личности, которые находят свое проявление в ее предметно-трудовой деятельности и обеспечивают ее более высокую эффективность. Следовательно, понятие “профессиональная культура” в педагогической науке необходимо изучать с позиции деятельностного подхода, т.к. данная научная концепция отвечает не только духу времени или моде, но служит наиболее верной, “работающей” и эвристичной моделью понимания, как общей культуры, так и культуры профессиональной.

Педагогическая этика как основа педагогической культуры современного педагога

«Этика – философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения» (С.И. Ожегов).

Педагогическая этика выступает отдельной и очень важной характеристикой работы педагога и его личности, определяя систему критериев оценки его поступков и поведения.

В трудах В.А. Сухомлинского подчеркивалось, что этические требования должны отражать живые человеческие отношения между педагогом и детьми. Значительный вклад в разработку теоретических и практических вопросов педагогической этики внесли В.И. Андреев, Д.А. Белухин, Т.В. Мишаткина, В.И. Писаренко и И.Я. Писаренко, П.К. Холмогорцев, В.Н. Чернокозова и И.И. Чернокозов. Они описывали, что нравственное сознание педагога формируется, по существу, также стихийно, как и любого другого члена общества. Оно соответствует времени. На сегодняшний день педагог усваивает нормы морали и осознаёт цели самовоспитания, саморазвития, самоосуществления в гуманистической системе ценностей, проходя обычные этапы социализации: семья, дошкольные учреждения, школа, вуз.

Развитие профессиональной нравственности в высших учебных заведениях и на курсах повышения квалификации не обеспечивает постоянного целенаправленного развития педагогической этики в достаточной мере. В то же время содействие развитию педагогической этики представляет собой важнейший резерв повышения качества образования.

Гуманистическая природа педагогической этики имеет значение для правильной постановки педагогом задач, выбор форм и методов обучения, помогает отыскать правильную линию в каждой уникальной ситуации деятельности.

Конечно же, новые задачи, которые ставятся перед педагогом в современном образовании, требуют новых подходов и решений. Искать их в одиночку – занятие сложное и не эффективное. В нашем дошкольном учреждении проводятся различные мероприятия (консультации, круглые столы и др.) при подготовке к педагогическому совету «Педагогическая этика в дошкольном учреждении». Ведь педагогический совет – это площадка, где проявляется новаторство каждого педагога, осуществляется поиск решений проблем и обобщение опыта.

В настоящее время возрастает значение педагогической этики как основы педагогической культуры. Без знания теории морали сегодня не может быть полноценной профессиональной подготовки педагога. Успешно решать сложные задачи воспитания и обучения может лишь тот педагог, который олицетворяет собой образец высоконравственной личности.

Таким образом, совершенно очевидно, что этика играет главенствующую роль в профессиональной деятельности педагога.

Для педагога важно умение правильно создавать систему педагогических условий для воспитания и обучения подрастающего поколения.

Анализ структуры и содержания педагогической культуры педагога

Понятие педагогическая культура ново. Его категориальная разработка началась совсем недавно. Педагогическая культура представляет собой интегративную характеристику педагогического процесса в единстве его объекта, субъекта, содержания, механизма, системы и целей.

Культура это освоенный и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности. Опыт же представляет собой закрепленное единство знаний и умений, переросшее в модель действий при любой ситуации; программу, принятую в качестве образца при решении всевозможных возникающих задач. Образование как система представляет собой социальный институт адресной и целенаправленной передачи такого опыта. Исходя из сказанного, можно дать следующее определение педагогической культуры: педагогическая культура представляет собой интегративную характеристику педагогического процесса, включающую единство как непосредственной деятельности людей по передаче накопленного социального опыта, так и результаты этой деятельности, закрепленные в виде знаний, умений, навыков и специфических институтов такой передачи от одного поколения к другому.

Поскольку культура представляет собой концентрированный опыт предшествующих поколений, она позволяет каждому человеку не только усваивать этот опыт, но и участвовать в его приумножении.

Педагогическая культура как явление неразрывно связывает две общественные системы педагогику и культуру и требует определения ее положения, как в системе педагогики, так и в системе культуры.

Для того чтобы определить место педагогической культуры в общей системе культуры, необходимо подвести ее под другое, более широкое понятие. Таким родовым понятием, на первый взгляд, должна выступать духовная культура. Но, как отмечалось в литературе, наследование социального опыта не является прерогативой только духовного производства. Оно осуществляется и в сфере материального производства, но выступает там, в форме практически-познавательной деятельности (18,86). Поэтому думается, что в рамки жесткого деления культуры на духовную или материальную педагогическая культура если и впишется, то с трудом, и при множестве оговорок. Нам кажется целесообразнее связать его с категорией «профессиональная культура».

В философской и социологической литературе нет единства в толковании понятия «профессиональная культура”.

Г.М. Кочетов трактует профессиональную культуру как элемент модели личности специалиста с высшим образованием и относит к ее признакам три момента:

1) знание свойств продукта и запросов потребителя;

2) способность прогнозирования специалистом последствий своих действий;

3) ответственность за свои действия (20,73-77). Как личностный аспект культуры труда рассматривается профессиональная культура в монографии Г.Н. Соколовой (40,144). Поскольку всестороннее изучение феномена профессиональной культуры не является предметом нашего исследования, в дальнейшем мы будем использовать его в трактовке И.М. Моделя.

Исследовавший профессиональную культуру И.М. Модель определил ее как категорию, характеризующую степень овладения профессиональной группой, ее представителями специфическим видом трудовой деятельности в любой сфере общественного производства. В этом качестве профессиональная культура служит мерой и способом формирования и реализации социальных сил субъекта деятельности (30,31). Очевидно, что в основе профессиональной культуры лежат сущностные характеристики той или иной профессии.

Профессиональная культура предполагает совокупность специальных знаний и опыта их реализации в профессиональной деятельности. Ее специфическим проявлением является формирование профессионального типа мышления, накладывающего специфический отпечаток на весь образ мышления и поведения человека.

Педагогическая культура шире культуры профессионального вида деятельности. Она качественно характеризует не только работу учителя (преподавателя, воспитателя), но и тип педагогического воздействия определенных общностей, к примеру, таких, как семья или трудовой коллектив. С одной стороны, педагогическая культура представляет собой часть общей культуры как общества в целом, так и каждого отдельного человека, ибо в той или иной мере присуща практически каждому. Вместе с тем, это культура конкретной профессиональной группы учительства. Но можно ли ее ограничить привычными рамками профессиональной культуры, как, например, культуру инженерную? Нет, нельзя. Инженерной деятельностью занимаются и, следовательно, уровнем инженерной культуры характеризуются лишь профессионально подготовленные люди. Педагогической деятельностью, в той или иной мере (за крайне редким исключением), занимается каждый, ибо практически каждый человек приходится кому-то отцом или матерью, братом или сестрою, дедушкой или бабушкой, дядей или тетей и т.д. В силу этого каждый человек оказывает на кого-то другого соответствующее педагогическое воздействие и характеризуется определенной культурой такого воздействия.

Следовательно, педагогическая культура общества определяется уровнем педагогической культуры масс и представляет собой часть общей культуры.

Кроме того, педагогическая культура есть и культура профессиональная, относящаяся к специалистам-воспитателям. Круг этих людей не мал, и определить его границы отнюдь не просто. Понятно, что его ядро составляют профессиональные педагоги, обслуживающие детские дошкольные учреждения, среднюю, среднюю специальную и высшую школу. К ним с полным основанием можно отнести и профессиональных педагогов, работающих как на уровне внешкольных учреждений, так и на уровне семьи репетиторов, возрождающихся гувернеров, надомных учителей музыки и т.п. К ним относятся профессионалы, работающие на уровне специфических воспитательных учреждений наставники в воскресных церковных школах, воспитатели в общежитиях, сотрудники исправительно-трудовых учреждений. Но границы профессионалов-воспитателей этим не замыкаются.

Таким образом, педагогическая культура и как элемент общей культуры, и в узком профессиональном проявлении проникает как бы во все «поры” общества, представляя собой его сквозное «сечение”. С одной стороны, педагогическая культура это особая подсистема, особый вид культуры. С другой стороны, она, как элемент, присутствует в каждом из видов культуры, связывая его с системой социального наследования.

Анализируя структуру культуры, Л.Н. Коган выделяет несколько ее видов, представляющих собой своего рода «вертикальное” сечение и пронизывающих как материальные, так и духовные сферы общественной жизни. Им выделяется культура экономическая, эстетическая, экологическая и политическая (17,38). Нам кажется, что к этому ряду с полным основанием следует причислить и педагогическую культуру, которая также неразрывно объединяет в себе как элементы культуры материальной (обучение способам материально-практической деятельности людей), так и элементы культуры духовной (формирование духовного мира человека).

Проблема типологии педагогической культуры также имеет весьма важное значение для выяснения сущности интересующего нас явления. В литературе последнего времени достаточно широко распространилось представление о двух типах образовательных систем тоталитарном и демократическом (34). Нам, однако, кажется, что подобный подход грешит упрощением.

Критериями выделения тех или иных типов педагогической культуры служат содержание ценностных ориентаций в сфере образования, нормы взаимоотношений наставника и обучаемого, а также степень свободы педагога при выполнении им своей социальной роли. Эти критерии позволяют вычленить три основных типа педагогической культуры демократический, авторитарный и тоталитарный.

Демократический тип педагогической культуры основан на сотрудничестве учителя и ученика при их обоюдном наделении взаимными правами и обязанностями в учебном процессе. В качестве главных ценностей этого типа педагогической культуры выступает развитие личностных качеств ученика и прежде всего его порядочности и человечности, любознательности, работоспособности, независимости. Для достижения этих целей учителю предоставляется полная свобода творческого выбора потребных ему форм и методов педагогического воздействия.

Авторитарный тип педагогической культуры характеризуется подавлением воспитанника и его полным подчинением воле воспитателя, который наделен максимумом прав при минимуме ответных обязанностей. Ценностями этого типа педагогической культуры выступает развитие у детей конформизма, послушания, дисциплинированности, почтения и некритичного отношения к авторитетам. Но при этом в выборе форм и методов педагогического воздействия учитель еще обладает определенной степенью личностной творческой свободы.

Здесь, однако, следует оговориться. Э. Фромм подчеркивал, что с употреблением термина «авторитарный” связано много недоразумений из-за того, что зачастую альтернативно противопоставляются диктаторский авторитет отсутствию всякого авторитета (45,26). Такая альтернатива ошибочна, ибо на самом деле друг другу противостоят авторитеты рационального и нерационального рода. Источником рационального авторитета является компетентность. «Человек, авторитет которого основан на уважении, указывает Э. Фромм, всегда действует компетентно в выполнении обязанностей, возложенных на него людьми. И ему не надо ни запугивать людей, ни вызывать их признательность с помощью каких-то неординарных качеств; постольку, поскольку он оказывает им компетентное содействие, его авторитет базируется на рациональной почве, а не на эксплуатации, и не требует иррационального благоговения” (45,26). Источник же иррационального авторитета власть над людьми. Она может быть как физической, так и духовной, как абсолютной, так и относительной, но в ее основе всегда лежат страх и сила. «Рациональный авторитет основан на равенстве лица, облеченного властью, и подчиненных, которые отличаются между собой только степенью знаний или мастерства в определенной области. Иррациональный авторитет по самой своей природе основан на неравенстве, включающем и неравенство ценностей» (45,26). Таким образом, антитеза демократического и авторитарного типов педагогической культуры основывается на антитезе авторитетов рационального и иррационального рода.

Тоталитарный тип педагогической культуры характерен для государств с диктаторским политическим режимом. Он не только сохраняет и усиливает абсолютный контроль за деятельностью ученика, но дополняет его абсолютным контролем и строжайшей регламентацией деятельности педагога. Главной ценностью этого типа педагогической культуры является формирование послушной, конформной, исполнительной личности, отличающейся доверием к социальным мифам и активным политическим суеверием. Собственно знание при этом уходит на периферию системы ценностей, а в сфере социально-гуманитарной и вовсе изгоняется из воспитательно-образовательной системы.

При тоталитарном типе педагогической культуры противоречие общественного положения учителя заключается в следующем. С одной стороны, государство доверяет ему подрастающее поколение для того, чтобы учитель формировал у этого поколения те ценности и идеалы, которые необходимы данному государству. Следовательно, учитель, который чаще всего является государственным служащим и оплачивается государством, обязан проводить государственную идеологию, тем самым, играя роль элемента пропагандистской машины. Отметим, что даже если учитель и не является государственным служащим, а преподает в частном учебном заведении, его свобода все равно весьма условна, ибо ограничена государственным образовательным стандартом со всеми вытекающими отсюда последствиями. Итак, с одной стороны, в системе тоталитарной педагогики учитель есть проводник государственной идеологии и его обязанность всячески эту идеологию насаждать.

С другой стороны, педагог просветитель. Уже по роду своей деятельности он призван не бездумно «натаскивать» детей на запоминание догматов, а учить их осознанно получать знания. Для этого нужна педагогическая культура демократического типа.

Под педагогической техникой понимается комплекс умений, помогающих учителю добиться оптимальных результатов в воспитательной работе. В учительской среде широко распространена точка зрения, выраженная Ю.П. Азаровым: «Очевидно, педагогическая техника это совокупность средств, приемов, с помощью которых мастер-воспитатель добивается необходимого воспитательного результата; техника это составная часть мастерства. Мастерство проявляется в том, как ведет себя педагог, как владеет своим голосом, в каких границах позволяет себе проявить гнев, радость, сомнение, требование, доверие, как он умеет обратиться к коллективу и к ребенку»

Что значит обладать высокой педагогической культурой? Говоря кратко, педагогическая культура есть культура воспитания и образования. Следовательно, уровень педагогической культуры человека определяется тем, в какой мере этот человек исполняет роль воспитателя и педагога. Последнее зависит от ряда факторов, среди которых можно выделить:

1) объем знаний, которыми обладает человек;

2) его жизненный опыт, человеческую мудрость;

3) навыки и умения передачи собственных знаний. Мало самому иметь обширные знания. Можно многое знать и при этом быть плохим педагогом, не обладая умениями и навыками передачи этих знаний другим.

К сказанному следует добавить, что обязательным моментом педагогической культуры выступает педагогическая этика.

Вот почему педагогическую культуру нельзя сводить только к педагогическому мастерству. Педагогическое мастерство лишь один из моментов педагогической культуры, который связан с владением специфическими умениями и навыками, момент, конечно же, необходимый, но педагогическую культуру не исчерпывающий.

Кроме того, педагогическую культуру нельзя ограничивать и рамками одной педагогики. Педагогика это, прежде всего наука. Педагогическая культура это и наука, и искусство. Кроме научных характеристик она предполагает и нечто иррациональное чутье, интуицию. Не случайно один из величайших писателей XIX в. Ф.М. Достоевский постоянно подчеркивал, что человек не сводится лишь к сознательному, он шире сознания. И познать человека одним умом нельзя (22,157).

Таковы основные сущностные характеристики педагогической культуры, отражающие ее положение, как в системе культуры, так и в системе педагогики. Субстанционально она представляет собой единство как непосредственной деятельности людей по передаче накопленного социального опыта, так и результатов этой деятельности, закрепленных в ценностях, нормах, традициях и социальных институтах. В ценностях, нормах и традициях аккумулировался опыт социального наследования. Институты же исторически возникали как средство его эффективной и целенаправленной реализации.

В деятельности людей по передаче и наследованию накопленного социального опыта можно выделить три основных уровня практический, ценностный и познавательный. Первым характеризуется осознанность формирования и реализации целей педагогической деятельности. Вторым осознанность потребности в знаниях и оптимальных формах их передачи. Третьим степень овладения педагогическими знаниями, как в среде профессионалов, так и за ее границами. Разумеется, это деление, как и любое членение живого и неразрывного тела культуры, есть лишь прием гносеологической абстракции и его не следует абсолютизировать.

В исследовании любого конкретного вида культуры важное место занимает анализ его структуры. При этом структура вида производна от структуры рода и связана с последним как особенное с общим.

Культура представляет собой сложноорганизованную систему, элементы которой не просто множественны, но тесно переплетены и взаимосвязаны. Как любая система, она может быть структурирована по различным основаниям. По субъекту-носителю культура делится на культуру общечеловеческую (или мировую); национальную; культуру социальной группы (классовую, сословную, профессиональную, молодежную); территориальную; культуру малой группы (формальной или неформальной) и культуру отдельного человека. Соответственно, взяв за основу структурирования носитель, мы сможем выделить в педагогической культуре элементы общечеловеческие и национальные, сословные и территориальные, и т.д.

Таким образом, как сложная структура самого объекта исследования, так и различия имеющихся в литературе подходов к его структурированию, оставляют исследователю возможность выбора основания для последующего анализа. Нам кажется, что для исследования структуры интересующего нас феномена педагогической культуры может быть успешно использован «блоковый” метод (17,89-93), выделяющий в том или ином виде культуры три блока когнитивный, поведенческий и институциональный.

Когнитивный (познавательный) блок включает педагогические знания, взгляды и идеи. Их объем, глубина и характер в условиях профессиональной и непрофессиональной педагогической деятельности претерпевают заметные изменения. Профессиональная культура педагога предполагает наличие глубоких и систематизированных знаний по какому-то конкретному разделу (математике, истории, физике, биологии и т.д.), дополненных специальными знаниями по дидактике и теории воспитания, общей, возрастной и педагогической психологии, методике и т.п. Вместе с тем, профессиональная культура педагога не может ограничиваться исключительно специальными знаниями и предполагает наличие у него возможно более широкого круга общих познаний. Без широкого круга общих знаний педагогу крайне трудно (или даже вовсе невозможно) заинтересовать учеников в процессе обучения. Умение заинтересовать ученика отечественная педагогическая классика традиционно относила к необходимым профессиональным качествам. Это считали В.Н. Татищев (2), В.Ф. Одоевский (3), В.Г. Белинский (5), и др. Таким образом, высокий уровень профессиональной педагогической культуры предполагает высокий уровень общей культуры личности.

Когнитивный блок педагогической культуры в своей конкретности представляет неразрывное единство двух составляющих актуальной культуры и культуры накопленной или культурной памяти. Под актуальной понимается та часть культуры, которая непосредственно функционирует в данном обществе в данное время и выражается в повседневных проявлениях культуры труда, быта, поведения. Культурная память представляет собой как бы отложенные, но не стертые прогрессом старые знания и умения, лежащие в основе современного уровня развития и при необходимости, извлекаемые из забытья (7,11).

Поведенческий блок педагогической культуры включает соответствующие нормы, ценности, обычаи и традиции. Любая культура всегда имеет социально-нормативный характер. Социальные нормы определяются как общепринятые правила, образцы поведения или действия (44,441). Осваивая их, человек и приобщается к конкретному виду культуры. Педагогическая культура нормативна, ею устанавливаются определенные нормы возможных отношений воспитателя и воспитуемого.

Нормы педагогической культуры исторически изменчивы. Это связано с динамичностью и вариативностью образования как сферы деятельности.

Особенностью институционального блока педагогической культуры является то, что в нем сочетается институционализированность и неинституционализированность. С одной стороны, само социальное наследование представляет собой определенный социальный институт, в котором задействованы все члены общества. С другой стороны, для распространения норм и ценностей педагогической культуры и их претворения в жизнь обществом используются специальные социальные институты, возникающие уже на стадии первобытности. Педагогическая культура институционализирована, ибо она есть достояние специфических социальных институтов, существующих именно для того, чтобы создавать, развивать и пропагандировать формы и методы педагогического воздействия.

Но педагогическая культура и неинституционализирована. На уровне семьи или производственного коллектива в своем повседневном обыденном проявлении и понимании она не имеет специальных институтов и существует и развивается без них, за счет совокупности традиций, устоявшихся норм и правил обучения и воспитания.

Разумеется, предложенное нами разделение структуры педагогической культуры на блоки в значительной мере условно. В реальности они тесно переплетены и взаимодействуют друг с другом. Однако в гносеологическом плане подобное разделение кажется целесообразным, вполне оправданным и позволяет прийти к более глубокому пониманию феномена педагогической культуры.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *