Что такое беглые гласные 5 класс

Беглые гласные в корне, суффиксе и приставке. Примеры слов

Приведем при­ме­ры слов с бег­лы­ми глас­ны­ми «о», «е» в корне, суф­фик­се и при­став­ке слов раз­ных частей речи.

Что такое беглые гласные?

При изме­не­нии фор­мы слов или при обра­зо­ва­нии новых слов в раз­ных мор­фе­мах может про­ис­хо­дить заме­на одних глас­ных или соглас­ных зву­ков дру­ги­ми. Это назы­ва­ет­ся чере­до­ва­ни­ем. Поинтересуемся при­ме­ра­ми чере­до­ва­ний глас­ных и соглас­ных зву­ков.

Иногда чере­до­ва­ние глас­ных «о» и «е» может про­ис­хо­дить с нулем зву­ка. Это зна­чит, что в сло­ве или его фор­ме меж­ду соглас­ны­ми может появить­ся глас­ный «о» или «е» там, где его рань­ше не было, или, наобо­рот, исчез­нуть. Речь идет о бег­лых глас­ных, напри­мер:

Беглые глас­ные — это глас­ные, кото­рые чере­ду­ют­ся с нулём зву­ка при фор­мо­из­ме­не­нии или обра­зо­ва­нии новых слов.

Что такое беглые гласные 5 класс. Смотреть фото Что такое беглые гласные 5 класс. Смотреть картинку Что такое беглые гласные 5 класс. Картинка про Что такое беглые гласные 5 класс. Фото Что такое беглые гласные 5 класс

Примеры беглых гласных в корне

Беглые глас­ные «о», «е» наблю­да­ем в корне суще­стви­тель­ных в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла:

Пары суще­стви­тель­ных в фор­мах име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла име­ют бег­лые глас­ные, напри­мер:

В крат­ких фор­мах един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных отме­тим появ­ле­ние бег­лых глас­ных:

При обра­зо­ва­нии новых слов в корне могут появ­лять­ся или исче­зать бег­лые глас­ные:

Примеры слов с беглыми гласными в приставке

Если при­став­ка закан­чи­ва­ет­ся на соглас­ный, а корень сло­ва часто пред­став­ля­ет собой скоп­ле­ние двух или более соглас­ных, то для удоб­ства про­из­но­ше­ния, в при­став­ке появ­ля­ет­ся бег­лый глас­ный «о», напри­мер:

Примеры слов с беглыми гласными в суффиксе

Укажем сло­во­фор­мы раз­ных частей речи, в кото­рых име­ют­ся бег­лые глас­ные в суф­фик­сах:

Источник

Примеры слов с беглыми гласными в корне, суффиксе и приставке

Приведем при­ме­ры слов с бег­лы­ми глас­ны­ми «о», «е» в корне, суф­фик­се и при­став­ке слов раз­ных частей речи.

Что такое беглые гласные?

При изме­не­нии фор­мы слов или при обра­зо­ва­нии новых слов в раз­ных мор­фе­мах может про­ис­хо­дить заме­на одних глас­ных или соглас­ных зву­ков дру­ги­ми. Это назы­ва­ет­ся чере­до­ва­ни­ем. Поинтересуемся при­ме­ра­ми чере­до­ва­ний глас­ных и соглас­ных зву­ков.

Иногда чере­до­ва­ние глас­ных «о» и «е» может про­ис­хо­дить с нулем зву­ка. Это зна­чит, что в сло­ве или его фор­ме меж­ду соглас­ны­ми может появить­ся глас­ный «о» или «е» там, где его рань­ше не было, или, наобо­рот, исчез­нуть. Речь идет о бег­лых глас­ных, напри­мер:

Беглые глас­ные — это глас­ные, кото­рые чере­ду­ют­ся с нулём зву­ка при фор­мо­из­ме­не­нии или обра­зо­ва­нии новых слов.

Что такое беглые гласные 5 класс. Смотреть фото Что такое беглые гласные 5 класс. Смотреть картинку Что такое беглые гласные 5 класс. Картинка про Что такое беглые гласные 5 класс. Фото Что такое беглые гласные 5 класс

Примеры беглых гласных в корне

Беглые глас­ные «о», «е» наблю­да­ем в корне суще­стви­тель­ных в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла:

Пары суще­стви­тель­ных в фор­мах име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла име­ют бег­лые глас­ные, напри­мер:

В крат­ких фор­мах един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных отме­тим появ­ле­ние бег­лых глас­ных:

При обра­зо­ва­нии новых слов в корне могут появ­лять­ся или исче­зать бег­лые глас­ные:

Примеры слов с беглыми гласными в приставке

Если при­став­ка закан­чи­ва­ет­ся на соглас­ный, а корень сло­ва часто пред­став­ля­ет собой скоп­ле­ние двух или более соглас­ных, то для удоб­ства про­из­но­ше­ния, в при­став­ке появ­ля­ет­ся бег­лый глас­ный «о», напри­мер:

Примеры слов с беглыми гласными в суффиксе

Укажем сло­во­фор­мы раз­ных частей речи, в кото­рых име­ют­ся бег­лые глас­ные в суф­фик­сах:


Источник

Беглые гласные: что это такое?

Беглые гласные – гласные, чередующиеся с нулём звука (выпадающие) при изменении словоформы или при образовании новых слов.

К беглым гласным относятся О, Е, И. Они могут пропадать или, наоборот, появляться в различных морфемах: приставке, корне и суффиксе.

Значение

В древнерусском языке употреблялись сверхкраткие гласные Ъ и Ь, читающиеся соответственно как О и Е. Но такие буквы исчезли. В сильной позиции они заменились и стали писаться так же, как и читаются. В слабой позиции они просто перестали употребляться.

В наше время эти гласные необходимы для того, чтобы сделать произношение некоторых звуков более простым, ускорить его.

Словоформы с беглыми гласными

Беглые гласные употребляются в:

Иногда беглые гласные вставляются и в родственные слова. Также они могут находиться в ударной или безударной позиции

Орфографические правила

Написание в существительных и прилагательных

Чтобы правильно выбрать беглую гласную в существительных и прилагательных, нужно обратить внимание на согласную, находящуюся по соседству с беглой:

Написание в глаголах

Примеры

В корне

Интересно, что в этих примерах ударение переходит с корневого гласного на гласный в окончании.

Также часто появляются беглые гласные при образовании новых слов:

В суффиксе

Ещё раз рассмотрим случаи, когда беглые гласные возникают в кратких прилагательных:

В приставке

Когда приставка оканчивается на согласный звук, часто употребляются беглые гласные. Например:

Источник

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Чередование звуков. Беглые гласные

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

1. Чередование звуков в разных морфемах.

Чередование звуков – замена одних звуков другими.

Беглые гласные – это гласные, которые чередуются с нулём звука при изменении формы слова или образовании новых слов.

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – 176 с.

2. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс. – М.: Просвещение, 2012.

1. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Посмотрите на эти слова. Подберём к ним однокоренные, выделив корень.

Круг – кружок, корень круг/круж;

Луг – лужок, корень луг/луж;

Снег – снежок, корень снег/снеж.

В этих словах в корне чередуются буквы г и ж.

Слова снег и снежок являются однокоренными, согласные г//ж в корне чередуются.

Замена одних звуков другими в одной и той же части слова называется чередованием.

Понаблюдаем за этими формами.

В этих словах чередуются гласные о и а. Можно сделать вывод, что чередоваться могут не только согласные, но и гласные.

В одной и той же морфеме гласные о и е в некоторых словах чередуются с нулём звука и их называют беглыми гласными.

Знания о том, что такое беглые гласные, обязательно пригодятся! А выучить правила и избавить себя от ошибок очень легко!

Разбор тренировочных заданий

Выберите строку, в которой все слова имеют беглый гласный.

1. снег, молоток, стена, мешок;

2. мешок, снег, грусть, снежок;

3. молоток, мешок, снежок, отец;

4.снег, семья, друг, бесснежье.

Правильный ответ: 3. молоток, мешок, снежок, отец

Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте.

Вставьте пропущенные буквы.

Заяц, достоин, судей, улей, ключик, замочек, мешок, собачий.

Источник

Тема урока: «Беглые гласные»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: знакомство с понятием “беглые гласные”.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Что нас ждет сегодня на уроке? Попробуем узнать. В каждом слове назовите букву, которая является орфограммой.

Правильно, сегодня мы отправляемся в путешествие по стране Лингвистика. Вы любите путешествовать? О чем можно узнать в путешествии? Мы узнаем интересные случаи, которые могут происходить с гласными буквами.

2. Познавательная минутка.

– Прочитайте фразеологизм “Зарубить на носу”.

– Как вы понимаете это выражение? (Фразеологизм означает запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда. Слово “нос” здесь не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записи. В древности люди носили с собой дощечки и на них зарубками делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами.) Все, что вы сегодня услышите и поймете на уроке нужно “зарубить на носу”. – Что это нужно сделать?

3. Актуализация знаний.

1. Орфографическая работа

Сегодня очень холодно на улице. Видимо, мимо нас проехала Снежная Королева на тройке серых лошадей. Утром никто с ней не встретился? О ее присутствии можно догадаться по снежинкам. В записанных словах исчезли, замерзли буквы. Нужно отогреть слова, и восстановить запись.

(Слова взяты из домашнего упражнения)

П*анино, акк*рдеон, в* олонч*ль, г*тара, б*ян, б*рабан.

2. Снежная Королева оставила для вас приглашение. Открываем конверт.

“Привет, друзья!
Примите приглашенье
В нашей стране мы
Ждем вас с нетерпением.
Познаете вы много разных тайн,
Согласные и гласные живут
И тут, и там!”

– Мы отправляемся в царство Снежной Королевы, будьте осторожны! Королева очень капризная, любит придумывать разные задания.

Итак, первое задание. Синтаксическая минутка.

Белый заяц дрожит под кустиком.

– Выпишите глагол-сказуемое, подберите к нему однокоренные слова:

Дрожит – дрожь, дрогнуть, (ж//г) вздрагивать, (о//а)

– Выделите корень. Однокоренные ли получились слова? (Да). Почему буквенный состав корня различный? Каково лексическое значение слов?

Это явление в языке называется чередованием гласных и согласных в слове.

3. В стране Снежной Королевы нередко бывает ветер. Он разметал слова по снегу, вам нужно отыскать пары слов с чередованием. Укажите, какие чередования букв нашли.

Таскатьготовлюсь
Кормитьтащит
Ездитьмрачный
Готовитьсякормлю
Осмотретьезжу
Мракосматриваться.

– Можно ли назвать слова однокоренными, ведь основы слов разные? (Да)

– Что происходит со словами? (Произошло чередование)

4. Введение в новую тему.

– В русском языке существует явление беглости гласного, то есть чередования гласного О и Е с нулем звука. Сравните полдень – полдня. При одном и том же коне в одном случае мы видим присутствие гласного е, а в другом его отсутствие. Это явление имеет сложную историю. Связанную с предком современного русского языка – старославянским языком.

История носовых гласных

Для системы старославянского языка характерны так называемые носовые гласные, несвойственные системе современного русского языка. На письме эти гласные обозначались специальными символами

Что такое беглые гласные 5 класс. Смотреть фото Что такое беглые гласные 5 класс. Смотреть картинку Что такое беглые гласные 5 класс. Картинка про Что такое беглые гласные 5 класс. Фото Что такое беглые гласные 5 класс“юс малый”, Что такое беглые гласные 5 класс. Смотреть фото Что такое беглые гласные 5 класс. Смотреть картинку Что такое беглые гласные 5 класс. Картинка про Что такое беглые гласные 5 класс. Фото Что такое беглые гласные 5 класс“юс большой”. Эти звуки произносились как е с призвуком н и о с призвуком.

Однако данные звуки не были характерны для существующей системы русского языка, поэтому со временем они подверглись изменениям. Юс малый стал произноситься как современный звук Я, а юс большой – как звук у. С течением времени звуки утратили свое значение, так же перестали использоваться буквы, однако для современного человека немаловажна, так как имеет отношение к системе современного русского языка.

Процесс исчезновения происходил неравномерно и зависел от позиции звука в слове.

Так в позиции между гласными звук претерпевал большие изменения и заменялся выше названными звуками. Однако в позиции между согласными и гласными призвук согласного н усиливался и проявлялся – вместо одного звука получалось два.

Этим процессом объясняется беглость гласных и чередования звуков в таких случаях, как

Звук – звон, звякать, – звучать, мята – ментол, мну – мять.

1. Фронтальная работа.

– Являются ли однокоренными следующие слова

пень – пня, день – дня? (Нет)

(Это одно и тоже слово)

– А что случилось с этой парой (Изменилась только форма слова)

Коварная снежная Королева решила проверить вашу внимательность. Что произошло в словах? (Исчезла гласная Е)

– Из какой морфемы сбежала гласная буква Е? (из корня)

2. А что произошло со следующей парой слов: флажок – флажки. Будут ли они однокоренными? (Нет это форма слова)

– Откуда сбежала гласная? (Из суффикса)

5. Физминутка.

– Встали, вышли из-за парт.

Правую руку вверх, левую вверх,

В стороны – вниз, в стороны – накрест,

Тук-тук, делаем большой круг.

6. Закрепление знаний.

1. Работа с текстом.

Упражнение 298, учебник “Русский язык 5 класс” под ред. М.М. Разумовской.

– О чем этот текс? (О чередовании с нулем звука)
– Где возможно такое чередование?
– Чем объяснить это чередование?

2. Дополнительная информация. Чтение подготовленного ученика

Грамматическая сказка “Беглые гласные”

Вызвали е из алфавита.

– О чем этот текст?
– Какова основная мысль этого текста?
– С беглыми гласными нужно быть очень осторожными. Вы не забыли, что мы в гостях у Снежной Королевы. Несмотря на то что она пригласила нас в гости, у нее бывает коварный план. Я думаю, вы хорошо помните сказку “Снежная королева”?

7. Закрепление материала.

1. Просклонять существительные: сон, лоб

2. Игра “Четвертое лишнее”

Найдите слово, в котором возможно чередование звуков с в корне:

метель, ветер, снежинка, север.

Найдите слово с беглой гласной:

Скалы, льдинка, сугроб, мороз.

3. К нам спешит Снежная Королева, а в руках у него пакет. Прочтем?

Что-то в нем не все понятно, букв не хватает. Вставляем замороженные буквы, объясняем орфограммы.

В лес пришел Моро_ – Красный нос. Сне_ укрыл пни и кусты.

Толстый лед ск_вал быстрый ручей. Пуш_стый шарф л_жит на ветках сосен.

– Выпишите из текста слова с чередующимися гласными, подберите однокоренные слова. (Снег – снежный, пушистый – пуховый)
– Выпишите из текста слова с беглой гласной, измените форму слова. (Пришел – пришли, пни – пень, лед – льды)
– Какое время года описано в тексте? (Зима)
– Кто прилетает к нам в гости? (птицы) Измените слово, чтобы в нем появилось чередование (птица – птичка)
Измените слово, чтобы в нем появилась беглая гласная (птичка – птичек)

Итог урока.

Несмотря на холодное желание Снежной Королевы запутать вас, оставить в своем королевстве, вы справились со всеми заданиями, попутешествовали и узнали много нового материала. А что вы узнали в путешествии?

– Какие звуки называются чередующимися, а какие – беглыми?

У хорошей сказки – хорошая развязка.
Учитесь с улыбкой, шутите учась!
Любая ошибка, исчезнет боясь.
Веселой науки и радостных глаз.
Учитесь без скуки – как я!
В добрый час!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *