Что такое берлинский кризис опишите ход событий
БЕРЛИ́НСКИЕ КРИ́ЗИСЫ
Том 3. Москва, 2005, стр. 383
Скопировать библиографическую ссылку:
БЕРЛИ́НСКИЕ КРИ́ЗИСЫ, международно-политич. кризисы периода « холодной войны », вызванные противоборством СССР и зап. держав в герм. вопросе. Причиной берлинского кризиса 1948–49 являлся отход США, Великобритании и Франции от выполнения решений Берлинской (Потсдамской) конференции 1945 о сохранении политич. и экономич. целостности Германии. На сепаратном Лондонском совещании (23.2–1.6.1948) зап. державы приняли план поэтапного создания зап.-герм. государства, его включения в Маршалла план и интеграции в зап. блок. Первым шагом на пути реализации этого плана стала начатая 20.6.1948 амер., брит. и франц. оккупационными властями денежная реформа, призванная обеспечить экономич. обособление их зон от сов. зоны оккупации Германии (СЗО). Распространение реформы на зап. секторы Берлина, являвшиеся в экономич. отношении частью СЗО, и неизбежный в этих условиях наплыв в Вост. Германию денежных знаков, выведенных из употребления в зап. зонах, грозили подорвать экономику СЗО. Предложение СССР об особом урегулировании для Зап. Берлина зап. державы отклонили. В ответ сов. сторона 22 июня объявила о проведении денежной реформы в СЗО и Большом Берлине. Зап. державы отказались признать марку сов. зоны в качестве денежной единицы Зап. Берлина. Стремясь заставить зап. державы вернуться за стол переговоров, СССР с 24 июня ввёл запрет на перемещение товаров из зап. зон оккупации в Зап. Берлин (воздушное сообщение не ограничивалось). Одновременно сов. сторона заявила о готовности полностью обеспечить Зап. Берлин продовольственными и иными товарами из СЗО. Меры, принятые СССР, сепаратистские силы использовали как повод для углубления раскола Германии. Зап. оккупац. власти прекратили межзональную торговлю, торговлю зап. секторов Берлина с СЗО и тем самым изолировались от неё экономически. США и Великобритания организовали «воздушный мост» между зап. зонами оккупации и Зап. Берлином с целью обеспечить «выживание» последнего в условиях «сов. блокады». (По «воздушному мосту», который обслуживался в т. ч. сов. воен. авиадиспетчерами, в Зап. Берлин в день доставлялось 3–4 тыс. т продовольствия, при потребности в 25 тыс. т; жители Зап. Берлина имели возможность беспрепятственно приобретать продукты и товары в СЗО и Вост. Берлине; св. 100 тыс. западноберлинцев получали продовольствие по карточкам сов. зоны.) Под прикрытием пропагандистской кампании, развёрнутой зап. державами вокруг «воздушного моста», продолжалась активная работа по созданию зап.-герм. государства. В февр. 1949, завершив осн. мероприятия по подготовке к провозглашению Федеративной Республики Германии, зап. державы согласились на переговоры по урегулированию положения в Берлине. 4.5.1949 в Нью-Йорке представители США и СССР достигли договорённости об отмене с 12 мая ограничений на сообщение и торговлю между зап. зонами оккупации и Зап. Берлином и о восстановлении межзонального товарооборота; на 23 мая назначалась сессия Совета министров иностранных дел (СМИД) в Париже для рассмотрения герм. вопроса. Тем самым под Б. к. 1948–49 была подведена черта. В день открытия сессии СМИД зап. державы объявили о вступлении в силу Осн. закона ФРГ; раскол Германии стал свершившимся фактом.
Первый Берлинский кризис
СПОРЫ О БУДУЩЕМ ПОСЛЕВОЕННОЙ ГЕРМАНИИ
Денежная реформа 18 июня 1948 г. в западных зонах предполагала введение в них новых денежных знаков и последующее их распространение в Западном Берлине, хотя юридически последний, находясь в центре советской зоны оккупации, в финансово-экономическом смысле являлся ее частью, то есть имел общие с ней источники снабжения, транспортные коммуникации и т.д. Меры западных держав вызвали наплыв в советскую зону обесцененных старых денежных знаков, которые продолжали иметь хождение в Восточной Германии. Это вызвало угрозу экономического хаоса на востоке, и Москва прореагировала на ситуацию резко. 24 июня 1948 г. Советский Союз ввел запрет на передвижение и перевоз товаров из западных зон в восточную. Одновременно были прекращены и поставки из советской оккупационной зоны в западные секторы Берлина. Западная часть города оказалась отрезанной от источников снабжения в советской оккупационной зоне и лишилась возможности получать товары по суше из западных. Эта ситуация получила в литературе название «блокады Западного Берлина».
Сохранение такого положения означало экономическое удушение и гражданского населения города, и дислоцированных там служащих вооруженных сил США, Британии и Франции. В ответ на советские меры США и Великобритания, используя имеющийся в Западном Берлине аэродром, организовали воздушный мост между западными оккупационными зонами и Западным Берлином, по которому силами военно-транспортной авиации в город стало доставляться все необходимое для обеспечения его жизнедеятельности. Западные военные самолеты нарушали воздушное пространство над советской оккупационной зоной и пролетали над расположением советских частей на восточногерманской территории. Все сопровождалось жесткой риторикой и взаимными угрозами, которыми обменивались Москва и Вашингтон. Ни СССР, ни США не были готовы воевать. Но война могла начаться случайно, если бы один из самолетов оказался сбит, упал на какой-то из советских военных объектов и т.п. Вероятность столкновения была высока, обе державы балансировали на грани войны.
Описанная ситуация в литературе называется берлинским кризисом, под которым понимается резкое обострение международно-политической ситуации из-за обстановки вокруг города, при котором стала расти вероятность военного столкновения Советского Союза с западными державами. Берлинский кризис по счастью не перерос в войну. Западные державы получили возможность осуществлять поставки по воздуху беспрепятственно, СССР не пытался сбивать самолеты или иным образом препятствовать их навигации. Пик кризиса продолжался с 24 июня по 30 августа 1948 г. После переговоров послов четырех держав в Москве было достигнуто частичное соглашение о мерах для урегулирования ситуации. Оно не было выполнено, и ситуация оставалась напряженной. Но было уже ясно, что она по-своему устойчива и противостоящие стороны не стремятся к эскалации. Конфронтация вокруг Берлина по нисходящей продолжалась до 23 мая 1949 г. (VI сессия СМИД в Париже), после чего СССР отменил ограничения на транспортировку грузов с запада и ситуация нормализовалась.
В западных столицах события вокруг Берлина были оценены как поражение сталинской дипломатии и признак слабости Советского Союза. В Вашингтоне победа казалось полной. Г. Трумэн окончательно уверился в правильности наступательной линии и стал форсировать решение вопроса о прекращении режима оккупации в Западной Германии и о создании отдельного западногерманского государства. В ноябре 1948 г. Г. Трумэну предстояло пройти через президентские выборы. Берлинская ситуация дала ему серьезный козырь.
История международных отношений (1918-2003) / под ред. А.Д. Богатурова.
Согласно расчетам военного губернатора американской зоны оккупации генерала Люсиуса Клэя, чтобы лишь как-то выжить в условиях полной изолированности от внешнего мира, западноберлинским жителям требовалось ежедневно 4,5 тыс. тонн продовольствия, а также несколько тысяч тонн топлива, ведь электро- и водоснабжение также было прекращено. Отдавая приказ о начале регулярного снабжения Западного Берлина с помощью авиации, генерал Клэй, наверное, не слишком верил в длительный успех этой акции. Ведь даже при мобилизации для крупномасштабной транспортной операции всех возможных средств он считал реальной ежедневную переброску в заблокированный город не более 700 тонн продуктов питания и предметов первой необходимости.
Ю. Шпаков. «Изюмные бомбардировщики» над Берлином
НЕУДАЧИ СОВЕТСКОЙ ПРОПАГАНДЫ
Согласно сообщению ЦРУ, основывавшемуся на достоверном источнике, советские оккупационные власти испытали своего рода шок после сообщения восточногерманского руководства о всех вероятных последствиях западной контрблокады восточной зоны. 28 июня, спустя четыре дня после введения блокады, советские и восточногерманские власти провели тщательное обсуждение экономических последствий свертывания транспортных и торговых связей с Западом. Советский военный комендант был поражен выводами аналитического доклада об ужасающей перспективе блокады для восточногерманской промышленности. До этого весь расчет делался на то, что экономика восточной зоны сможет выжить даже в условиях блокады.
Тем не менее, скорее из пропагандистских соображений, советская поемная администрация объявила о повышении норм выдачи продовольствия в своей зоне оккупации. Это привело, однако, к совершенно обратному результату — к росту отрицательных настроений, которые, к примеру, широко распространились среди населения земли Бранденбург и были зафиксированы Бюро информации СВАГ. Так, заводской рабочий Скомеда из Эберсвальде заявил: «. Надо быть артистом, чтобы прожить целый день с прибавкой 50 грамм хлеба и 50 грамм картофеля и быть сытым». Председатель производственного совета верфи имени Э. Тельмана в г. Бранденбурге, член СЕПГ (фамилия не указана)», только с трудом мог успокоить возмущенных рабочих, когда им было объявлено о размерах повышения рационов».
Ситуацию усугубили серьезные события, произошедшие в советской зоне оккупации. 9 сентября 1948 г. состоялась демонстрация восточных немцев у Бранденбургских ворот. Сначала митингующие выдвигали экономические требования, затем из толпы все чаще стали раздаваться политические лозунги антисоветской направленности. Кто-то из митингующих сорвал советский флаг. Со стороны советских солдат раздались одиночные выстрелы по толпе.
События 9 сентября оказались не досадной случайностью. Они стали вспышкой недовольства политикой советских властей, накопившегося у значительной части немецкого населения в восточной части Берлина. Характерно в этом отношении открытое письмо доктора Фриденсбурга, одного из лидеров Христианско-демократического союза Восточного Берлина, адресованное полковнику Тюльпанову, заместителю советского военного коменданта Берлина генерала Котикова:
«Даже наиболее доброжелательно настроенные люди чувствуют все большее разочарование и отчаяние в связи с позицией, которую Советский Союз занял по отношению к нашим примитивным и естественным демократическим воззрениям. Советская политика в отношении Германии, опирающаяся лишь на коммунистическую партию, заранее обречена на провал.
Непрерывные усилия наших коммунистов, несмотря на их малочисленность, навязать свою волю подавляющему большинству населения с помощью оккупационной власти непрерывно вызывают рост антикоммунистических настроений и на будущих выборах в Берлине, точно так же, как и в каком-либо другом месте, приведут к сокрушительному поражению коммунистической партии.
Немцы считают, что наши упреки в адрес других оккупационных держав являются перышком по сравнению с тем гнетом, которому советская оккупационная держава ежедневно подвергает наши сердца и нашу собственную и частную жизнь».
Вооруженное подавление демонстрации привело лишь к нарастанию антисоветских настроений в Восточном Берлине. Этому способствовали и проведенные восточногерманскими властями многочисленные аресты среди нарушителей общественного порядка. Бюро информации зафиксировало ряд высказываний, в которых выражалась одна мысль: проведенные аресты являются лишь доказательством слабости, «чрезвычайной нервности русских, везде видящих измену».
С.Я. Лавренов, И.М. Попов. Советский союз в локальных войнах и конфликтах
1 октября Советское правительство направило правительствам США, Великобритании и Франции ноту, в которой изложена позиция Советского Союза в отношении положения в Германии, создавшегося ныне в связи с образованием 20 сентября с. г. сепаратного правительства в городе Бонне (западная часть Германии). При этом Советское правительство заявило, что создание боннского сепаратного правительства является грубым нарушением Потсдамских решений, согласно которым правительства СССР, США, Великобритании и Франции взяли на себя обязательство рассматривать Германию как единое целое и содействовать ее преобразованию в демократическое и миролюбивое государство, а также обязательство по заключению мирного договора с Германией.
На пути восстановления единства Германии создан теперь целый ряд препон. Кому, например, не ясно, что созданное в Бонне марионеточное «правительство» не может служить делу восстановления единой, демократической, миролюбивой Германии? Образование боннского правительства направлено, напротив, на углубление раскола Германии.
В этих условиях нельзя не признать законным стремление германских демократических кругов взять в свои руки восстановление единства Германии и ее возрождение на демократических и миролюбивых началах. Именно в этом Советское правительство видит смысл решений Немецкого Народного Совета о введении в действие конституции Германской Демократической Республики и об образовании в Берлине Временного правительства Германской Демократической Республики.
В связи с указанными решениями Немецкого Народного Совета Советское правительство решило передать Временному Правительству Германской Демократической Республики функции управления, принадлежавшие до сего времени Советской Военной Администрации.
Вместо Советской Военной Администрации в Германии будет создана Советская Контрольная Комиссия, которая будет иметь своей задачей контроль за выполнением Потсдамских и других совместных решений четырех держав в отношении Германии.
Заявление Главноначальствующего советской военной администрацией Германии генерала армии Чуйкова В. И. в связи с решениями Немецкого Народного Совета о введении в действие Конституции Германской Демократической Республики и об образовании в Берлине Временного Правительства Германской Демократической Республики, 11 октября 1949 г.
461,Берлинский кризис — рассматриваем во всех подробностях
Берлинский кризис считается одним из самых напряженных моментов периода “холодной войны”. Считается, что начало ему было положено еще в 1958 году, когда Никита Хрущев 27 ноября провозгласил “Берлинский ультиматум”. Но пик пришелся именно на 1961 год – период с июня по ноябрь.
Ход событий во время Берлинского кризиса
Нота, которая была направлена Хрущевым бывшим союзникам, получила название “Берлинский ультиматум”, в котором и говорилось о сепаратном мире и объявлении ГДР независимым государством. В ответ на эту ноту американский президент Эйзенхауэр заявил, что в случае реализации плана СССР со страной будут разорваны любые дипломатические отношения и в конечном итоге развитие ситуации приведет к использованию военной силы.
Хрущев согласился встретиться с лидерами западных государств в Женеве, но эта встреча прошла неконструктивно. В 1959 году генсек СССР прилетел в Америку, где на заседании ООН предложил провести всеобщее вооружение, пообещав в качестве первого шага сократить военный потенциал своей страны.
Рис. 2. Никита Хрущев.
Затем, с мае 1960 года, произошел инцидент с американским военным самолетом, который был сбит над Уралом. Ответственность за происшествие взял на себя президент США, его запланированный визит в Советский Союз отменили, а ситуация в европе и вокруг Берлина в частности обострилась еще больше.
Результатом цепочки событий стало возведение Берлинской стены, которая 38 лет разделяла западную и восточную части города.
Историки называют настоящим “днем рождения” Германской Демократической Республики именно дату завершения ее строительства – 13 августа 1961 года. С этого дня попасть из одной части города в другую можно было только через пропускной пункт.
Рис. 3. Берлинская стена.
Интересно, что именно строительство стены в итоге позволило несколько стабилизировать обстановку вокруг столицы Германии. Спустя 10 лет после объявления “Берлинского ультиматума” между участниками конфликта было подписано соглашение о статусе Западного Берлина.
Обострение ситуации
К началу 60-х гг. общественное недовольство росло, процесс оттока населения усилился, что требовало принятия немедленных мер по установлению четкого контроля границы двух частей города. Так как Советский Союз и страны Запада по этому вопросу по-прежнему имели диаметрально противоположные мнения, то к общему решению не пришли. Следствием безуспешных переговоров между СССР, США, Англией и Францией об изменении статуса Западного Берлина стало строительство Союзом Берлинской стены, что явилось прямым нарушением Потсдамского соглашения (1945 г.), предусматривавшего свободу передвижения в городе.
Причины Берлинского кризиса
Фактической датой окончания кризиса принято считать 13 августа 1961 года, когда в Берлине был установлен нормальный пограничный контроль. В советской и современной российской историографии не существует комплексного освещения событий периода конца 50-х – начала 60-х гг., что отчасти обусловлено негативными последствиями кризиса для нашей страны.
Что мы узнали?
Поговорили кратко о Берлинском кризисе 1961 года: о том, какие причины его вызвали и какие события происходили в этот важный исторический период. Узнали о переговорах между бывшими союзниками, обострении холодной войны, предложении Хрущева провести всеобщее разоружение и о том, как и по какой причине была возведена Берлинская стена.
Видео
Эта страница в последний раз была отредактирована 9 ноября 2019 в 08:43.
Итоги
Берлинский кризис в конечном итоге привел к окончательному разделению послевоенной Германии на два государства: ГДР и ФРГ. Очевидностью стала невозможность объединения двух секторов в условиях продолжающегося противостояния СССР и Запада.
После испытания Союзом ядерной бомбы США столкнулись с необходимостью считаться с мнением советского руководства, а социалистическое влияние СССР на другие страны стало более активным, что привело к другим масштабным конфликтам, в частности, к Карибскому кризису 1962 г., когда весь мир оказался на волосок от возможности ядерной войны.
Причины и последствия Берлинского кризиса
Внешняя политика советского государства в конце 1950-х – начале 1960-х гг. была направлена на стабилизацию неустойчивой обстановки в Западной Европе. Центральное место занимала так называемая германская проблема.
СССР интересовало решение двух вопросов: юридическое признание ГДР Западом, что в перспективе прервало бы ее международную изоляцию, и присвоение Западному Берлину, все еще находившемуся под властью войск США, Франции и Англии, статуса свободного демилитаризированного города, что фактически привело бы к присоединению западной части города к ГДР.
Ситуация вокруг Берлина и породила международный политический кризис 1961 г. – Берлинский кризис, который стал одним из самых напряженных политических событий периода Холодной войны.
Началом кризиса следует считать «Берлинский ультиматум» Н.С. Хрущева (27 ноября 1958 г.)
Предпосылки кризиса
Берлин в конце 50-х — начале 60-х гг. действительно стал проблемой для Советского Союза. Раздел города на два сектора: западный (ФРГ) и восточный (ГДР) мешал властям ГДР осуществлять контроль над населением.
27 ноября 1958 г. Н.С.Хрущев направил Франции, США и Англии ноту, в которой содержалось ультимативное требование вывода западных войск, базировавшихся в городе. В случае отказа Советский Союз грозил заключением сепаратного мирного договора с ГДР, сложением оккупационных полномочий. После этого о доступе в Берлин западным державам пришлось бы договариваться напрямую с ГДР, а поскольку юридического признания ее западными странами так и не произошло, то на это их руководство пойти не могли. Кроме того, ГДР, как суверенное государство, имела право в доступе в город и отказать. Проведение международной конференции по этому вопросу не смогло разрешить конфликтную ситуацию.
Начатая в 1959 г. в ГДР принудительная коллективизация сельского хозяйства привела к тяжелому экономическому положению, что спровоцировало волну миграций в западную часть Германии, которая предлагала лучшие условия жизни благодаря подъему экономики. Именно через западный сектор Берлина происходила массовая утечка специалистов из восточной части страны, а в социалистический сектор проникали сотрудники западных спецслужб, шпионы и диверсанты капиталистических стран, ведущие в ГДР подрывную деятельность.
Обострение ситуации
К началу 60-х гг. общественное недовольство росло, процесс оттока населения усилился, что требовало принятия немедленных мер по установлению четкого контроля границы двух частей города. Так как Советский Союз и страны Запада по этому вопросу по-прежнему имели диаметрально противоположные мнения, то к общему решению не пришли. Следствием безуспешных переговоров между СССР, США, Англией и Францией об изменении статуса Западного Берлина стало строительство Союзом Берлинской стены, что явилось прямым нарушением Потсдамского соглашения (1945 г.), предусматривавшего свободу передвижения в городе.
Причины Берлинского кризиса
Фактической датой окончания кризиса принято считать 13 августа 1961 года, когда в Берлине был установлен нормальный пограничный контроль. В советской и современной российской историографии не существует комплексного освещения событий периода конца 50-х – начала 60-х гг., что отчасти обусловлено негативными последствиями кризиса для нашей страны.
Последствия Берлинского кризиса
Итоги
Берлинский кризис в конечном итоге привел к окончательному разделению послевоенной Германии на два государства: ГДР и ФРГ. Очевидностью стала невозможность объединения двух секторов в условиях продолжающегося противостояния СССР и Запада.
После испытания Союзом ядерной бомбы США столкнулись с необходимостью считаться с мнением советского руководства, а социалистическое влияние СССР на другие страны стало более активным, что привело к другим масштабным конфликтам, в частности, к Карибскому кризису 1962 г., когда весь мир оказался на волосок от возможности ядерной войны.
БЕРЛИНСКИЙ КРИЗИС 1948‒1949
Международный кризис на начальном этапе «холодной войны».
Начался 23 июня 1948 с распространения на западные секторы Берлина сепаратной денежной реформы, которую оккупационные власти США, Великобритании и Франции ранее провели в своих зонах оккупации. Там самым нарушалось экономическое единство Берлина, создавалась угроза для экономики всей советской зоны. В качестве ответной меры советская военная администрация в ночь с 23 на 24 июня перекрыла наземные коммуникации между Берлином и западными зонами.
Были также прекращены поставки товаров в Западный Берлин, ограничена подача туда электроэнергии. В этой связи западные державы развернули пропагандистскую кампанию о «блокаде Берлина» и прорвавшем ее «воздушном мосте». На деле товары, которые доставляла военно-транспортная авиация США и Великобритании в западные сектора Берлина, не обеспечивали самых минимальных потребностей его жителей, имевших неограниченную возможность покупать все необходимое в восточном Берлине и на прилегающей территории советской зоны.
На этой основе была разработана и 30 августа 1948 принята директива четырем главнокомандующим оккупационными войсками в Германии, предусматривавшая одновременное введение восточной марки во всем Берлине и снятие транспортных ограничений на путях доступа из западных зон. Однако переговоры о конкретных мерах по выполнению этой директивы закончились неудачей. Кризис не закончился, а, напротив, углубился.
Советская сторона лишь 14 июля заявила о готовности взять на себя снабжение населения всего Берлина и тем самым компенсировать поставки из западных зон, прерванные из-за «транспортных ограничений», введенных с 24 июня. На «черном рынке» в Берлине западная марка дорожала, а восточная дешевела, и в этих условиях введение монополии последней становилось малопривлекательным для немцев.
9 сентября 1948 на площади перед рейхстагом с речью против «блокады» выступил не признанный советским комендантом бургомистр Э. Рейтер; возникли беспорядки, был сорван советский флаг с Бранденбургских ворот и обстрелян часовой у памятника советским воинам. Эти события можно считать апогеем берлинского кризиса.
На дипломатической арене кризис выразился в обмене резкими нотами между СССР и западными державами и в острой полемике в ООН. Западные державы ввели «контрблокаду» — фактическое эмбарго на торговлю между востоком и западом. 31 января 1949 были опубликованы ответы Сталина на вопросы американского корреспондента Дж. Кингсбери Смита, из которых следовало, что решение вопроса о валюте в Берлине не рассматривается более как предпосылка к отмене транспортных ограничений на путях доступа к Берлину. На этой основе с 15 марта завязались неформальные переговоры между постоянным представителем СССР в ООН Я. А. Маликом и американским дипломатом Ф Джессепом. Началась деэскалация кризиса.
5 мая 1949 было согласовано совместное коммюнике четырех держав, которое предусматривало отмену с 12 мая «транспортных ограничений» между Берлином и западными землями Германии, между восточной и западными зонами Берлина, а также между западными и восточной зонами оккупации Германии, а также созыв нового совещания Совета министров иностранных дел четырех держав (СМИД), что было воспринято мировой общественностью как последняя попытка решить германский вопрос на основе сохранения единства страны. Попытка оказалась неудачной.
Начало работы СМИД 23 мая 1949 совпало с вступлением в силу в западных зонах Основного закона, чем было официально оформлено создание западногерманского государства — Федеративной Республики Германии. 7 октября 1949 в восточной зоне было провозглашено создание другого германского государства — Германской Демократической Республики. Раскол Германии был окончательно оформлен. Это можно считать одним из непосредственных последствий первого Б. к.