Что такое библиографический обзор
Обзор: виды, особенности подготовки и проведения
ОБЗОР: ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ
Библиографический обзор — совокупность библиографических сообщений,
последовательный рассказ о произведениях печати или о других видах документов (ГОСТ 7.0-99). В библиографическом обзоре дается оценка рекомендуемой литературы, он отличается оперативностью, доходчивостью, читателям предоставляется возможность визуально ознакомиться с изданиями. Все это способствует формированию читательских интересов.
Библиографические обзоры подразделяются:
Подготовка любого вида обзора осуществляется по единому плану:
Итак, сначала определяется тема, выбор которой обусловлен потребностями и интересами многих пользователей библиотек, затем — целевое и читательское назначение обзора. Необходимо отобрать литературу так, чтобы она наиболее полно отражала тему.
Выявление произведений печати — это просмотр каталогов, картотек, библиографических пособий родственной тематики, прикнижных и пристатейных списков литературы и др.
Выявленную литературу необходимо внимательно просмотреть, ознакомиться с рецензиями. Вопрос о количестве включаемых в обзор произведений решается в зависимости от формулировки темы (ее широты или конкретности), полноты раскрытия темы в отдельных произведениях печати. Если подготавливается рекомендательный обзор, то количество произведений обычно ограничивают (от 3 до 10). Нужно помнить, что именно отбор в первую очередь определяет качество обзора, поэтому малозначительные, неинтересные, не представляющие художественной и научной ценности материалы в обзор включать не следует.
Группировка литературы должна подчиняться отдельному замыслу и логике последовательности рассказа. Варианты различны. Используются следующие пути: от простого к сложному, индуктивный и дедуктивный, хронологический. Выбор группировки документов обзора — процесс творческий, основанный на учете многих факторов, определяющих группировку.
Характеристика произведений печати: главной задачей является умение выбрать в каждом произведении самые существенные сведения, сопоставить книги разных авторов, обратить внимание на практическую ценность того или иного издания. При подготовке обзоров художественной литературы используются тексты самих произведений: заранее подбираются цитаты и фрагменты, подтверждающие высказанную мысль и одновременно позволяющие плавно перейти к рассказу о другом произведении.
Не рекомендуется полностью пересказывать содержание произведений, включенных в устный обзор: читатель сам познакомится с ними, если у него возникнет желание это сделать. Задача библиотекаря (библиографа) — заинтересовать слушателей, побудить их взять для изучения те или иные произведения.
На заключительном этапе подготовки важно еще раз прочитать весь текст обзора, желательно вместе с намеченными отрывками и цитатами.
В водной части читателя вводят в тему, обосновывают ее важность, актуальность. Начало обзора во многом определяет его успех. Оно должно быть образным, с первых слов заинтересовать читателя. Многое зависит от личности библиотекаря, от верно взятого тона. Библиотекари имеют в своем арсенале ряд приемов, способствующих активизации внимания. Среди них можно назвать поэтические строки, пословицы, поговорки, крылатые слова, оригинальное обращение к читателям.
Вторая часть — сам текст обзора. Отобранные документы располагаются в определенном по-
рядке — по хронологии или логике, от простого к сложному и т. д. Это самый сложный и творческий этап, требующий от библиотекаря знания темы, эрудиции, владения литературной речью, умения убеждать, оказывать влияние на слушателей. Необходимо использовать особое влияние на читателей — внушение, убеждение, приемы рекламы.
Среди специфических рекомендуемых приемов — сведения об авторе, заслуживающая внимания история написания, новизна содержания. Очень важно уметь постоянно поддерживать интерес слушателей. Для этого существуют приемы, которые используют опытные лекторы: воздействие на слуховое восприятие — повышение или понижение тона повествования, использование приемов выразительного чтения, обращение к аудитории, создание атмосферы непринужденного общения, доверительного диалога. Зрительное восприятие стимулируется показом источников, акцентируя при этом внимание на оформлении, иллюстрациях и т. п.
Третья часть — заключение, где читателю дают возможность развить свой интерес, отсылая его к соответствующим разделам каталога, библиографическим указателям, периодическим изданиям.
К проведению устного библиографического обзора предъявляются в основном следующие требования: не рекомендуется его читать, пользуясь заранее составленным конспектом; отрывки, цитаты предварительно отмечают специальными закладками; библиографические данные следует называть отчетливо, чтобы читатели успели правильно их записать. Не следует употреблять слова и выражения, значение (смысл) которых самому библиотекарю непонятно.
Следует своевременно учесть оформление выставки по теме обзора, использование технических средств.
Библиографический обзор как метод массовой работы может быть самостоятельным мероприятием, а может являться частью всех массовых мероприятий в библиотеке. В таком случае они завершаются обзорами. Не в каждой библиотеке, особенно массовой, есть место для его проведения. Устраивать их в читальном зале в то время, когда там занимаются читатели, неправомерно.
Многие библиотеки нашли выход: они повесили объявление в читальном зале, в котором определено время для проведения обзоров. Например, каждое воскресенье в 13.00 организуются обзоры новых поступлений. Такая четкая регулярность в конце концов приводит к тому, что многие читатели специально приходят в библиотеку для прослушивания обзоров.
Новые возможности для их проведения предоставляют современные информационные технологии. Обзоры помещают на сайтах библиотеки, на дискетах, что может значительно расширить аудиторию читателей.
Эффективность обзора отмечается в дневнике, то есть фиксируется, сколько человек прослушало обзор, сколько книг взято. Если большая часть изданий взята читателями — обзор достиг цели.
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УСТНЫХ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ОБЗОРОВ
ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ
Обзоры новых поступлений
Только что вышедшие в свет и поступившие в библиотеку книги вызывают интерес у многих читателей. В публичных библиотеках обзоры новых книг бывают преимущественно универсальными по содержанию и информационными по назначению. В такие обзоры включают книги, журналы и другие материалы, относящиеся ко всем отраслям знания.
Данные обзоры проводятся оперативно и систематически. Литература отбирается с таким расчетом, чтобы она была интересна всем или большинству слушателей. В обзор включается сравнительно большое количество произведений печати, и главное внимание в рассказе обращают на новизну сведений, содержащихся в книгах и журналах.
Вступление и заключение в обзоре новинок делают, как правило, краткими. Издания, о которых приводятся сведения в основной части, группируют по отраслям знания. В первую очередь характеризуют новинки общественно-политического характера, затем — научно-технического, после чего характеризуют издания по искусству и литературно-художественные.
Цель устных обзоров, подготавливаемых по материалам поступивших в библиотеку журналов, — познакомить читателей с публикациями последних номеров. Вступительная часть содержит краткую характеристику самого журнала (год создания, профиль, структуру и другие сведения, которые особенно важны в случае, если он издается недавно или ранее библиотека его не выписывала), а в основной части рассказывается о конкретных материалах.
Для обзора рекомендуется взять два-три последних номера какого-либо журнала или по одному из поступивших в библиотеку новых номеров журналов разных наименований. Необходимо отобрать из них наиболее интересные материалы: романы, повести, подборки стихотворений, публицистические произведения, воспоминания, статьи о проблемах современной науки, политики, экономики, искусства.
В заключительной части обзора необходимо сказать о критико-библиографическом разделе, имеющемся почти в каждом журнале — не только литературно-художественном, кратко охарактеризовать его роль как источника дополнительной информации о книгах и материалах, публикуемых в других журналах. Это будет способствовать формированию информационной культуры и библиографическому обучению читателей.
Тематические обзоры
Искусство построения тематического обзора художественной литературы состоит в том, чтобы не только раскрыть содержание произведений, посвященных одной теме, но и показать своеобразие манеры и творческого стиля каждого писателя, отличие одной книги от других. С особой тщательностью отбираются материалы для вступительной части обзора и текстов-связок.
При составлении тематического обзора художественной литературы предпочтительнее конкретизировать тему, подобрать эмоциональный заголовок, используя для этого стихотворные строчки или названия самих произведений (например, «Мир и дар Набокова»). Кроме романов, повестей, поэтических произведений в обзор иногда включают рассказы, особенно если они принадлежат перу признанных мастеров этого жанра, а также публицистические, художественно-документальные произведения, книги и публикации местных авторов в периодических изданиях.
Необходимо тщательно продумывать содержание и построение каждого элемента тематического обзора. Во вступительной части отмечается важность темы, перечисляются авторы, дается общая характеристика произведений. Для этого используются критические статьи и рецензии, печатные литературно-критические обзоры.
В основной части важно показать значение каждого произведения в раскрытии темы. Исходя из этого, определяется порядок рекомендации произведений. Можно, идя от общего к частному, вначале назвать произведения, охватывающие тему в целом, а потом — произведения, посвященные отдельным событиям, периодам. Иногда лучше объединить их по жанрам (романы, повести, рассказы, стихотворения, художественная публицистика). В ряде случаев можно сначала назвать произведения авторов, давно пишущих на эту тему, а затем — тех, кто впервые обратился к ней. В заключительной части обзора необходимо подвести итоги, отметить особенности развития темы, в новых произведениях, появившихся недавно, порекомендовать критические статьи и рецензии, а также книги и публикации других авторов, имеющиеся в фонде библиотеки.
Персональные обзоры
Такие обзоры проводятся в связи с подготовхой к юбилейным или памятным датам (дням рождения писателей, художников, ученых и др.).
Возможны разные варианты персональных обзоров. В одних главное внимание уделяется характеристике самих произведений какого-либо автора — писателя, публициста. В персональный обзор включают основные произведения, известные читателям, и новые, только что вышедшие, либо не публиковавшиеся ранее. В других обзорах в первую очередь рекомендуется литература о жизни и творчестве какого-либо деятеля в целом или об отдельных периодах его творчества и отдельных его произведениях. В третьих — одновременно рекомендуются как произведения автора, так и литература о нем.
Материалы для обзоров выявляют не только в конкретных разделах каталогов и библиографических картотек, но и путем просмотра книг общего содержания, сборников воспоминаний, статей из периодических изданий. Во вступительной части обзора приводится краткая справка о жизни и творчестве деятеля.
Обзоры серий
При подготовке обзора серий основное внимание уделяется общей характеристике серии: во вступительной части сообщается ее название, приводятся краткие сведения об истории создания и количестве вышедших в составе серии книг. Затем дается информация о каждой книге, включенной в обзор.
Для подготовки текста обзора используют материалы из газеты «Книжное обозрение», печатные каталоги агентства «Роспечать», а также каталоги серий (если они были изданы), ежегодный «Указатель серий» к «Книжной летописи» Российской книжной палаты, статьи из журналов («Библиотека», «Мир библиографии», «Библиография» и др.).
Можно запланировать, подготовить и провести цикл рекомендательных обзоров книг, вышедших в сериях «Жизнь замечательных людей», «Эврика», «Жизнь в искусстве»; обзоры книговедческих серий: «Писатели о писателях», «Судьбы книг», «Книжные редкости».
Обзор периодических изданий
Данный обзор подразделяется на подвиды: обзор газет и обзор журналов. В каждом из случаев можно выделить обзор одного издания. Остановимся «толстых» журналах (например, «Новый мир»). В вводной части необходимо дать краткую характеристику истории журнала, его учредителей, состав редакционной коллегии, где много имен известных писателей, поэтов, литературоведов, на которых стоит обратить внимание читателей.
Следующим шагом является характеристика основных рубрик журнала. В каждом «толстом» журнале есть традиционные рубрики — проза, поэзия, публицистика, литературная критика, библиография, письма читателей и т. д. Наиболее значительные публикации в каждой рубрике характеризуются в процессе обзора. Обзоры периодических изданий можно делать по одному журналу или комплектами за год, полгода и т. д.
Что такое библиографический обзор
Если вы хотите придумать отличные идеи, знайте:
лучшие из них вы можете позаимствовать.
Возникнув в 20-е годы прошлого века, как устная форма информирования под названием «вечера живой библиографии», библиографический обзор до настоящего времени остаётся одной из наиболее распространённых и эффективных форм информационно-библиографического обслуживания в библиотеках всех типов.
«Библиографический обзор – это библиографическое пособие, в письменной или устной форме, представляющее собой связное повествование» (ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения»).
Данная форма отличается оперативностью, доходчивостью, эмоциональностью, читатели имеют возможность визуально ознакомиться с изданиями.
В задачи обзоров входит информация о новой литературе и рекомендация лучших книг. Существует несколько видов библиографических обзоров. Виды выделяются по разным признакам классификации:
1. По общественному назначению:
— информационный обзор, основная задача которого, – дать общие представления о документах, имеющихся в библиотеке, например, о новых поступлениях. Особенность информационного обзора состоит в том, что речь идёт о тематике документов без оценок содержания;
— рекомендательный обзор включает немного документов (10-15), но в нём, кроме краткой характеристики содержания, должна быть оценка и рекомендация документов.
2. По содержанию обзоры бывают:
— универсальные, в которых представлены документы из разных областей знания, например, обзор новых поступлений в библиотеку;
— тематические, где представлены документы по одной теме, проблеме;
— персональные, рассказ о выдающейся личности, построенный на основании имеющихся документов о нём и/или его произведений.
3. По видам документов:
— обзор периодических изданий (нескольких или одного);
— обзор непериодических изданий;
— обзор методических и библиографических пособий. Проводится в специальной аудитории (перед библиотекарями, учителями и т.д.);
— смешанный, где представлены разные по материальной конструкции документы (книги, журналы, газеты, CD-ROM).
4. По форме передачи:
— устный: непосредственно в аудитории, запись на магнитофоне, видеозапись (устные обзоры могут являться частью массового мероприятия или проводиться самостоятельно);
— письменный (печатный): библиотечный плакат, напечатанный на страницах периодического издания, размещенный на сайте библиотеки; дайджест (фрагменты текстов документов (цитаты, выдержки, статьи, рефераты), подобранные по определённой теме и сгруппированные таким образом, чтобы облегчить восприятие материала);
Рассказывать о книгах, не ограничивая себя, как свободное сочинение, довольно легко: когда нет заданных рамок и можно озвучивать исключительно собственные мысли, у вас больше простора для творчества. Но есть у этой медали и обратная сторона – такой рассказ может оказаться довольно сумбурным. Чтобы этого не произошло, и рассказ был действительно связным, необходимо воспользоваться планом, который состоит из трёх частей: вступительной, основной и заключительной.
Во вступлении обосновывается тема, отмечаются её особенности. Вступление должно быть коротким, интересным, привлекающим внимание слушателей, можно использовать факты-примеры, ссылки на мнение авторитетов, аналогии, критические оценки. Начать рассказ можно с неожиданной фразы, например, цитаты из книги. Всё, что планируется сказать, должно быть написано. Кратко даётся оценка книги – понравилась или не понравилась, заинтересовала, произвела впечатление, развеселила или показалась полезной и назидательной. Затем осуществляется плавный переход к рассказу о первом документе.
В основной части даётся характеристика самих документов. Насколько важна тема, затронутая автором? Актуальны ли проблемы, которые были подняты в произведении? Рассказывая о книге, не надо её пересказывать. Обязательно нужно выразить своё отношение к героям и их судьбам, отметить особенности книги: возможно, это произведение написано очень интересным языком, а может, вам понравились забавные диалоги, красивые описания природы, необычное построение сюжета, трогательная история, читая которую, вы не смогли сдержать слёз, – все это нужно отметить. В обзоре следует чередовать разные приёмы: они должны быть и простыми, и более сложными, серьёзными и развлекательными. Такое чередование полезно, как некоторая разрядка для слушающих детей. Если библиотекарь замечает, что содержание обзора утомило учащихся, он может прибегнуть к приёмам, которые несколько оживят, развлекут аудиторию, задать интригующие вопросы, показать интересный иллюстрирующий материал, выразительно прочесть текст из книги. Нет ничего хуже, чем пересказывать аннотации к книге. Прочитать всё нет возможности и необходимости. О непрочитанной книге лучше сказать примерно следующее: «Я ещё не успела прочитать её, судя по аннотации (предисловию, послесловию, рецензии на книгу, отзывам других читателей), в ней говорится о…, она затрагивает проблемы…, автор обращается…». Но нельзя рассказывать о книге слишком подробно, иначе слушателя ждёт некоторое разочарование: всё уже пересказано, а стоит ли читать?
Заключительная часть (или концовка) обзора содержит обобщение рассказанного о книгах, советы, как читать рекомендуемую литературу. Очень важно, чтобы конец обзора воспринимался детьми как естественно вытекающие выводы из всего сказанного, нацеливающие на чтение. И это самое трудное из того, чего требует методика обзора, – в заключение дать так называемую «установку на чтение»: «когда будете читать, попытайтесь ответить на вопрос…». В заключение называются выходные данные (место и год издания) всех перечисленных в обзоре документов.
Общие требования к проведению обзора:
— Библиотекарь должен не читать текст, а рассказывать.
— Страницы с цитатами отмечаются закладками.
— В конце обзора (для руководителей детского чтения) даются полные библиографические сведения названных документов, чтобы читатели могли их записать.
— Не следует употреблять слова и выражения, которые вам не понятны, если вы всё же решитесь их озвучить перед аудиторией, выясните их значение.
— Необходимо следить за культурой речи и поведения.
— Продолжительность обзора зависит от собравшейся аудитории, слишком длинный обзор может утомить слушателей и будет трудно удержать их внимание.
— Обзор можно сопровождать иллюстративным материалом, музыкой, слайдами.
Традиционные классические обзоры по содержанию подразделяются на обзоры новой литературы, тематические, персональные. В настоящее время к ним можно добавить обзоры документов на электронных носителях, дайджест-обзоры и др.
Обзоры новых поступлений даёт возможность читателю оперативно получать новые сведения о новых изданиях. Методически обзор новых поступлений строится довольно просто. Он состоит из двух частей.
В первой – вводной – в нескольких фразах библиотекарь сообщает, какая литература (каких отраслей) и за какой период пришла в библиотеку и включена в настоящий обзор.
Во второй – главной – части даётся краткая, но ёмкая характеристика самих книг. Главная трудность для библиотекаря состоит в том, чтобы в нескольких фразах охарактеризовать книгу, заинтересовать ею читателя.
Для этого существует множество приёмов. Например, привлечение внимания читателя к необычной биографии автора, обращение к иллюстрациям книги, цитирование и т. д. Такие обзоры сопровождаются выставками новых поступлений.
Близкой по сути к обзору является презентация книги – форма, широко используемая в последнее время. Как правило, презентации книг проходят в присутствии автора, издателя и других лиц, которые заинтересованы в продвижении книги. В ходе презентации рассказывается о процессе создания книги, о людях, причастных к этому и т. д.
К обзорам новых поступлений можно отнести и обзоры новых журналов, поступающих в библиотеку. Обзор журнала предполагает рассказ о его рубриках, о наиболее интересных произведениях, которые там публикуются. Обзор может охватывать не только конкретный номер журнала, но и несколько номеров, если там, например, печатается роман с продолжением, и даже вся подборка журнала за год: в этом случае даётся характеристика деятельности журнала как научного или культурного феномена, его роль в развитии научного или культурного процесса и т. п.
Целью тематического обзора является знакомство пользователя с литературой (как новой, так и вышедшей ранее) по какой-либо теме. При подготовке такого обзора огромное значение придаётся выбору темы и определению читательского назначения, т. к. любая тема может быть подана на разном уровне: более или менее популярно. Обзоры научно-популярной литературы должны проводиться очень продуманно для учащихся одного возраста, класса.
Методика подготовки тематического обзора требует довольно глубокого проникновения в тему, определения её основных «узлов», понимания того, кто внёс в изучение данной темы наиболее весомый вклад, знания основных концепций в освещении данной темы и т. п. Готовя обзор необходимо, если не прочитать каждую книгу, то детально просмотреть, обратив внимание на всё, что поможет выигрышно раскрыть книгу: фотографию, цитату и т. п. Надо показать, как пользоваться иллюстрациями, схемами, картами, чертежами, внутрикнижным справочным материалом, как обращаться при чтении такой литературы к словарям и энциклопедиям.
Целесообразно привлечь сопутствующий теме книги другой иллюстративный материал. Заканчивая беседу, стоит назвать другие новые книги по теме, доступные данной возрастной категории учащихся. Обзор нескольких научно-популярных произведений на одну тему лучше всего вести по выставке, используя её план, как путь чтения для читателей. Необязательно говорить о каждой книге с выставки, можно ограничиться несколькими, основными по теме.
Обзор библиотечной выставки выступает в качестве средства пропаганды выставки, своеобразной её рекламы. Этапы такого обзора: обоснование темы выставки, её значимости, актуальности, определение читательского назначения и раскрытие структуры. Характеристика литературы, представленной на выставке, даётся по разделам и обращается внимание на самые интересные материалы, а также на иллюстрации, фото, цитаты. В конце обзора вы можете рекомендовать читателю обратиться к соответствующим разделам каталога, к библиографическим указателям. Любому обзору должны быть присущи особенности: актуальность, тщательный отбор литературы с учётом интересов и потребностей аудитории, для которой готовится обзор. При этом желательно, чтобы выбирались те издания и публикации, которые интересны и самому библиотекарю, ведь увлечь аудиторию материалом, к которому рассказчик равнодушен, невозможно.
Персональные обзоры проводятся в связи с юбилейными или памятными датами деятелей культуры, искусства, науки, политики. Возможны разные варианты персональных обзоров. В одних главное внимание уделяется характеристике самих произведений какого-либо автора-писателя, публициста. В других обзорах, в первую очередь, рекомендуется литература о жизни и творчестве какого-либо деятеля в целом или об отдельных периодах его творчества и отдельных его произведениях. В-третьих – одновременно рекомендуются как произведения автора, так и литература о нём. Материалы для обзоров выявляют не только в конкретных разделах каталогов, но и путём просмотра книг общего содержания, сборников воспоминаний, статей из периодических изданий.
Обзоры библиографических и научно-информационных изданий должны помочь читателю самостоятельно находить необходимые им источники информации. Эти обзоры рассчитаны на специалистов и проводятся на групповых занятиях и семинарах по пропаганде библиотечно- библиографических знаний, а также в дополнении к лекциям на различные темы. Материал излагается по единой методике: кратко характеризуется каждый указатель, разъясняется его структура, поясняется, каким образом им можно пользоваться при самостоятельных разысканиях.
Эффективность обзоров определяется увеличением запросов на литературу по тематике библиографических пособий, включённых в обзор. Обзор это своего рода театр одного актёра, сложнейшая из форм библиотечно-библиографической работы, требующая от исполнителя разнообразных личностных и профессиональных качеств.
Библиографический обзор, как метод массовой работы, может быть самостоятельным мероприятием, но он же является частью практически всех массовых мероприятий в библиотеке (как правило, они завершаются обзорами).
Работа над обзорами трудоёмка, но при соблюдении всех правил подготовки и проведения польза их несомненна. Обзоры в библиотеке в любой форме способствуют повышению квалификации, совершенствуют культуру письменной и устной речи, развивают информационную деятельность библиотекарей.
Предлагаем интересные формы библиографических обзоров, которые можно проводить с читателями в детской библиотеке:
— библиоэкспресс (быстрый, краткий обзор);
— библиоретро (обзор старых, редких книг): «Книги – старожилы нашего фонда», «Книжные раритеты нашей библиотеки», «Запечатлённая память столетий»: раритеты нашей библиотеки», «Сокровища нашей библиотеки» и др.
— библио-константа (книги, пользующиеся постоянным спросом читателей); примерные названия: «Этот нестареющий детектив…», «Страницы этих книг – история сама»: Исторический роман», «Взрослые родители, о детях не хотите ли послушать и узнать?» (тема воспитания детей) и др.
— библио-пресс (обзор периодических изданий). Примерные названия: «Периодика – твой друг, поможет скоротать досуг», «Газета – окно в мир, где живёт твой кумир», «Что лист печатный нам готовит?» и др. (пример обзора современных детских журналов).
— библиофреш (от англ. «fresh» – «свежий») – библиографический обзор новинок (например, методический библиофреш).
— библиомикс (от англ. «mix» – смешивать) – это может быть библиографический обзор по отдельной теме, в который можно включить библиотечные документы по различным видам: книги, периодические издания, видео-, кино-, фоно-, фото- документы, электронные издания, плакаты, ссылки на информационные ресурсы и т.д.).
— библиогид «Тысяча мудрых страниц» – информационный обзор новинок энциклопедической и справочной литературы.
— библиообзор контрастный (обзор, в который включены книги разные и контрастные по стилю, жанру, теме: драйв-книга, релакс-книга, элит-книга, статус-книга, книга-шок, книга-сенсация и т.д.).
— обзор-путешествие (по новинкам детских литературных произведений, книгам одного автора разных изданий и т.д.).
— обзор театрализованный – обзор книг с театрализованными элементами или включающий в себя небольшие инсценировки.
— обзор-игра – в ход обзора включаются игровые моменты, информация о книгах перемежается с фрагментами игр.
— обзор-шоу – яркое представление книг, рассчитанное на шумный внешний эффект, с музыкальным и визуальным сопровождением.
— библиографическое ревю (в переводе с французского – «обозрение»), например, «Познавая тайны книжного мира». Страницы ревю:
— Караван книг – мероприятие, посвящённое обзору нескольких книг как одной, так и разной тематики. Например, караван новинок, караван забытых книг.
— Флешбук – знакомство с интересными книгами с помощью цитат, иллюстраций, личных переживаний и другой информации о книге.
— Пресс-весы (например, провести в конце библиографического обзора периодических изданий). Играющие делятся на две команды. Каждой команде выдаётся по изданию, которое нужно «взвесить». Одна команда ищет положительные качества журнала, другая – отрицательные. Победит та команда, которая последней предъявляет аргумент.
— Библиографический брифинг – короткие информационные сообщения на библиографические темы (начиная от библиографических минуток до веб-обзоров сайтов, блогов и т.п.)
— Буктьюбы – видео с обзором новинок книжного рынка, любимых произведений, рекламой писателей на видеохостинге Youtube (движение буктьюберов зародилось в 2009 году за рубежом, а в России оно получило развитие начиная с 2011-го года). Формат повествований о книгах данного обзора может быть разным: от лекций с глубоким погружением в литературный материал до очень эмоциональных и даже шуточных обзоров (буктьюб от Марины Книжной «Что почитать на Новый год и Рождество»)
— Падлет (рadlet) – универсальная цифровая стена с вашими документами и мультимедийными файлами – для он-лайн обзоров книжных новинок, книг одной тематики или одной книги (сайт сервиса Padlet).
Кроме того, на сайте Российской государственной детской библиотеки, в разделе «Библиогид: книги и дети» – рубрика «Круг чтения», предложены обзоры книг для детского чтения.
Одноимённая страничка так же есть в социальной сети «ВКонтакте» и «Facebook».
1. Комолова, Е. Обзор: как много в этом слове. Особенности подготовки и
проведения / Е. Комолова // Библиополе. – 2008. – № 3. – С. 30-35.