Что такое библиографический обзор

Обзор: виды, особенности подготовки и проведения

ОБЗОР: ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ

Что такое библиографический обзор. Смотреть фото Что такое библиографический обзор. Смотреть картинку Что такое библиографический обзор. Картинка про Что такое библиографический обзор. Фото Что такое библиографический обзорБиблиографический обзор — совокупность библиографических сообщений,

последовательный рассказ о произведениях печати или о других видах документов (ГОСТ 7.0-99). В библиографическом обзоре дается оценка рекомендуемой литературы, он отличается оперативностью, доходчивостью, читателям предоставляется возможность визуально ознакомиться с изданиями. Все это способствует формированию читательских интересов.

Библиографические обзоры подразделяются:

Подготовка любого вида обзо­ра осуществляется по единому плану:

Итак, сначала определяется тема, выбор которой обусловлен потребностями и интересами многих пользователей библио­тек, затем — целевое и читатель­ское назначение обзора. Необхо­димо отобрать литературу так, чтобы она наиболее полно отра­жала тему.

Выявление произведений пе­чати — это просмотр каталогов, картотек, библиографических по­собий родственной тематики, прикнижных и пристатейных спис­ков литературы и др.

Выявленную литературу необ­ходимо внимательно просмот­реть, ознакомиться с рецензиями. Вопрос о количестве включаемых в обзор произведений решается в зависимости от формулировки темы (ее широты или конкретнос­ти), полноты раскрытия темы в от­дельных произведениях печати. Если подготавливается рекомен­дательный обзор, то количество произведений обычно ограничи­вают (от 3 до 10). Нужно помнить, что именно отбор в первую оче­редь определяет качество обзора, поэтому малозначительные, не­интересные, не представляющие художественной и научной цен­ности материалы в обзор вклю­чать не следует.

Группировка литературы должна подчиняться отдельному замыслу и логике последовательности рассказа. Варианты различны. Используются следующие пути: от простого к сложному, индуктивный и дедуктивный, хронологичес­кий. Выбор группировки докумен­тов обзора — процесс творчес­кий, основанный на учете многих факторов, определяющих группи­ровку.

Характеристика произведений печати: главной задачей является умение выбрать в каждом произ­ведении самые существенные сведения, сопоставить книги раз­ных авторов, обратить внимание на практическую ценность того или иного издания. При подготов­ке обзоров художественной лите­ратуры используются тексты са­мих произведений: заранее под­бираются цитаты и фрагменты, подтверждающие высказанную мысль и одновременно позволяю­щие плавно перейти к рассказу о другом произведении.

Не рекомендуется полностью пересказывать содержание про­изведений, включенных в устный обзор: читатель сам познакомит­ся с ними, если у него возникнет желание это сделать. Задача биб­лиотекаря (библиографа) — заин­тересовать слушателей, побудить их взять для изучения те или иные произведения.

На заключительном этапе под­готовки важно еще раз прочитать весь текст обзора, желательно вместе с намеченными отрывка­ми и цитатами.

В водной части читателя вво­дят в тему, обосновывают ее важ­ность, актуальность. Начало обзо­ра во многом определяет его ус­пех. Оно должно быть образным, с первых слов заинтересовать чи­тателя. Многое зависит от личнос­ти библиотекаря, от верно взятого тона. Библиотекари имеют в сво­ем арсенале ряд приемов, спо­собствующих активизации внима­ния. Среди них можно назвать по­этические строки, пословицы, поговорки, крылатые слова, ори­гинальное обращение к читате­лям.

Вторая часть — сам текст об­зора. Отобранные документы рас­полагаются в определенном по-

рядке — по хронологии или логи­ке, от простого к сложному и т. д. Это самый сложный и творческий этап, требующий от библиотекаря знания темы, эрудиции, владения литературной речью, умения убеждать, оказывать влияние на слушателей. Необходимо исполь­зовать особое влияние на читате­лей — внушение, убеждение, при­емы рекламы.

Среди специфических реко­мендуемых приемов — све­дения об авторе, заслуживающая внимания история написания, но­визна содержания. Очень важно уметь постоянно поддерживать интерес слушателей. Для этого существуют приемы, которые ис­пользуют опытные лекторы: воз­действие на слуховое воспри­ятие — повышение или понижение тона повествования, использова­ние приемов выразительного чте­ния, обращение к аудитории, соз­дание атмосферы непринужден­ного общения, доверительного диалога. Зрительное восприятие стимулируется показом источни­ков, акцентируя при этом внима­ние на оформлении, иллюстраци­ях и т. п.

Третья часть — заключение, где читателю дают возможность развить свой интерес, отсылая его к соответствующим разделам каталога, библиографическим указателям, периодическим изда­ниям.

К проведению устного библио­графического обзора предъявля­ются в основном следующие тре­бования: не рекомендуется его читать, пользуясь заранее состав­ленным конспектом; отрывки, ци­таты предварительно отмечают специальными закладками; биб­лиографические данные следует называть отчетливо, чтобы чита­тели успели правильно их запи­сать. Не следует употреблять сло­ва и выражения, значение (смысл) которых самому библиотекарю непонятно.

Следует своевременно учесть оформление выставки по теме обзора, использование тех­нических средств.

Библиографический обзор как метод массовой работы мо­жет быть самостоятельным меро­приятием, а может являться час­тью всех массовых мероприятий в библиотеке. В таком случае они завершаются обзорами. Не в каж­дой библиотеке, особенно массо­вой, есть место для его проведе­ния. Устраивать их в читальном зале в то время, когда там занима­ются читатели, неправомерно.

Многие библиотеки нашли вы­ход: они повесили объявление в читальном зале, в котором опре­делено время для проведения об­зоров. Например, каждое воскре­сенье в 13.00 организуются обзо­ры новых поступлений. Такая четкая регулярность в конце кон­цов приводит к тому, что многие читатели специально приходят в библиотеку для прослушивания обзоров.

Новые возможности для их проведения предоставляют со­временные информационные тех­нологии. Обзоры помещают на сайтах библиотеки, на дискетах, что может значительно расширить аудиторию читателей.

Эффективность обзора отме­чается в дневнике, то есть фикси­руется, сколько человек прослу­шало обзор, сколько книг взято. Если большая часть изданий взята читателями — обзор достиг цели.

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УСТНЫХ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ОБЗОРОВ

ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ

Обзоры новых поступлений

Только что вышедшие в свет и поступившие в библиотеку книги вызывают интерес у многих чита­телей. В публичных библиотеках обзоры новых книг бывают пре­имущественно универсальными по содержанию и информацион­ными по назначению. В такие об­зоры включают книги, журналы и другие материалы, относящие­ся ко всем отраслям знания.

Данные обзоры проводятся оперативно и систематически. Литература отбирается с таким расчетом, чтобы она была интересна всем или большинству слу­шателей. В обзор включается сравнительно большое количест­во произведений печати, и глав­ное внимание в рассказе обраща­ют на новизну сведений, содержа­щихся в книгах и журналах.

Вступление и заключение в об­зоре новинок делают, как прави­ло, краткими. Издания, о которых приводятся сведения в основной части, группируют по отраслям знания. В первую очередь харак­теризуют новинки общественно-политического характера, за­тем — научно-технического, по­сле чего характеризуют издания по искусству и литературно-худо­жественные.

Цель устных обзоров, подго­тавливаемых по материалам по­ступивших в библиотеку журна­лов, — познакомить читателей с публикациями последних номе­ров. Вступительная часть содер­жит краткую характеристику са­мого журнала (год создания, про­филь, структуру и другие сведения, которые особенно важ­ны в случае, если он издается не­давно или ранее библиотека его не выписывала), а в основной час­ти рассказывается о конкретных материалах.

Для обзора рекомендуется взять два-три последних номера какого-либо журнала или по одно­му из поступивших в библиотеку новых номеров журналов разных наименований. Необходимо ото­брать из них наиболее интерес­ные материалы: романы, повести, подборки стихотворений, публи­цистические произведения, вос­поминания, статьи о проблемах современной науки, политики, экономики, искусства.

В заключительной части обзо­ра необходимо сказать о критико-библиографическом разделе, имеющемся почти в каждом жур­нале — не только литературно-ху­дожественном, кратко охаракте­ризовать его роль как источника дополнительной информации о книгах и материалах, публикуе­мых в других журналах. Это будет способствовать формированию информационной культуры и библиографическому обучению чита­телей.

Тематические обзоры

Искусство построения темати­ческого обзора художественной литературы состоит в том, чтобы не только раскрыть содержание произведений, посвященных од­ной теме, но и показать своеобра­зие манеры и творческого стиля каждого писателя, отличие одной книги от других. С особой тща­тельностью отбираются материа­лы для вступительной части обзо­ра и текстов-связок.

При составлении тематическо­го обзора художественной лите­ратуры предпочтительнее конкре­тизировать тему, подобрать эмо­циональный заголовок, используя для этого стихотворные строчки или названия самих произведе­ний (например, «Мир и дар Набо­кова»). Кроме романов, повестей, поэтических произведений в об­зор иногда включают рассказы, особенно если они принадлежат перу признанных мастеров этого жанра, а также публицистические, художественно-документальные произведения, книги и публика­ции местных авторов в периоди­ческих изданиях.

Необходимо тщательно проду­мывать содержание и построение каждого элемента тематического обзора. Во вступительной части отмечается важность темы, пере­числяются авторы, дается общая характеристика произведений. Для этого используются крити­ческие статьи и рецензии, печат­ные литературно-критические об­зоры.

В основной части важно пока­зать значение каждого произве­дения в раскрытии темы. Исходя из этого, определяется порядок рекомендации произведений. Можно, идя от общего к частному, вначале назвать произведения, охватывающие тему в целом, а по­том — произведения, посвящен­ные отдельным событиям, перио­дам. Иногда лучше объединить их по жанрам (романы, повести, рас­сказы, стихотворения, художест­венная публицистика). В ряде слу­чаев можно сначала назвать про­изведения авторов, давно пишущих на эту тему, а затем — тех, кто впервые обратился к ней. В заключительной части обзора необходимо подвести итоги, отметить особенности развития темы, в новых произведениях, появившихся недавно, порекомендовать критические статьи и ре­цензии, а также книги и публика­ции других авторов, имеющиеся в фонде библиотеки.

Персональные обзоры

Такие обзоры проводятся в свя­зи с подготовхой к юбилейным или памятным датам (дням рождения писателей, художников, ученых и др.).

Возможны разные варианты персональных обзоров. В одних главное внимание уделяется ха­рактеристике самих произведе­ний какого-либо автора — писате­ля, публициста. В персональный обзор включают основные произ­ведения, известные читателям, и новые, только что вышедшие, либо не публиковавшиеся ранее. В других обзорах в первую оче­редь рекомендуется литература о жизни и творчестве какого-либо деятеля в целом или об отдельных периодах его творчества и от­дельных его произведениях. В третьих — одновременно реко­мендуются как произведения ав­тора, так и литература о нем.

Материалы для обзоров выяв­ляют не только в конкретных раз­делах каталогов и библиографи­ческих картотек, но и путем про­смотра книг общего содержания, сборников воспоминаний, статей из периодических изданий. Во вступительной части обзора приводится краткая справка о жизни и творчестве деятеля.

Обзоры серий

При подготовке обзора серий основное внимание уделяется об­щей характеристике серии: во вступительной части сообща­ется ее название, приводятся краткие сведения об истории соз­дания и количестве вышедших в составе серии книг. Затем дает­ся информация о каждой книге, включенной в обзор.

Для подготовки текста обзора используют материалы из газеты «Книжное обозрение», печатные каталоги агентства «Роспечать», а также каталоги серий (если они были изданы), ежегодный «Указа­тель серий» к «Книжной летописи» Российской книжной палаты, ста­тьи из журналов («Библиотека», «Мир библиографии», «Библио­графия» и др.).

Можно запланировать, подго­товить и провести цикл рекомен­дательных обзоров книг, вышед­ших в сериях «Жизнь замечатель­ных людей», «Эврика», «Жизнь в искусстве»; обзоры книговед­ческих серий: «Писатели о писа­телях», «Судьбы книг», «Книжные редкости».

Обзор периодических изданий

Данный обзор подразделяется на подвиды: обзор газет и обзор журналов. В каждом из случаев можно выделить обзор одного из­дания. Остановимся «толстых» журналах (например, «Новый мир»). В вводной части необходи­мо дать краткую характеристику истории журнала, его учредите­лей, состав редакционной колле­гии, где много имен известных пи­сателей, поэтов, литературове­дов, на которых стоит обратить внимание читателей.

Следующим шагом является характеристика основных рубрик журнала. В каждом «толстом» журнале есть традиционные руб­рики — проза, поэзия, публицис­тика, литературная критика, биб­лиография, письма читателей и т. д. Наиболее значительные публикации в каждой рубрике ха­рактеризуются в процессе обзо­ра. Обзоры периодических изда­ний можно делать по одному жур­налу или комплектами за год, полгода и т. д.

Источник

Что такое библиографический обзор

Если вы хотите придумать отличные идеи, знайте:

лучшие из них вы можете позаимствовать.

Возникнув в 20-е годы прошлого века, как устная форма информирования под названием «вечера живой библиографии», библиографический обзор до настоящего времени остаётся одной из наиболее распространённых и эффективных форм информационно-библиографического обслуживания в библиотеках всех типов.

«Библиографический обзор – это библиографическое пособие, в письменной или устной форме, представляющее собой связное повествование» (ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения»).

Данная форма отличается оперативностью, доходчивостью, эмоциональностью, читатели имеют возможность визуально ознакомиться с изданиями.

В задачи обзоров входит информация о новой литературе и рекомендация лучших книг. Существует несколько видов библиографических обзоров. Виды выделяются по разным признакам классификации:

1. По общественному назначению:

— информационный обзор, основная задача которого, – дать общие представления о документах, имеющихся в библиотеке, например, о новых поступлениях. Особенность информационного обзора состоит в том, что речь идёт о тематике документов без оценок содержания;

— рекомендательный обзор включает немного документов (10-15), но в нём, кроме краткой характеристики содержания, должна быть оценка и рекомендация документов.

2. По содержанию обзоры бывают:

— универсальные, в которых представлены документы из разных областей знания, например, обзор новых поступлений в библиотеку;

— тематические, где представлены документы по одной теме, проблеме;

— персональные, рассказ о выдающейся личности, построенный на основании имеющихся документов о нём и/или его произведений.

3. По видам документов:

— обзор периодических изданий (нескольких или одного);

— обзор непериодических изданий;

— обзор методических и библиографических пособий. Проводится в специальной аудитории (перед библиотекарями, учителями и т.д.);

— смешанный, где представлены разные по материальной конструкции документы (книги, журналы, газеты, CD-ROM).

4. По форме передачи:

— устный: непосредственно в аудитории, запись на магнитофоне, видеозапись (устные обзоры могут являться частью массового мероприятия или проводиться самостоятельно);

— письменный (печатный): библиотечный плакат, напечатанный на страницах периодического издания, размещенный на сайте библиотеки; дайджест (фрагменты текстов документов (цитаты, выдержки, статьи, рефераты), подобранные по определённой теме и сгруппированные таким образом, чтобы облегчить восприятие материала);

Рассказывать о книгах, не ограничивая себя, как свободное сочинение, довольно легко: когда нет заданных рамок и можно озвучивать исключительно собственные мысли, у вас больше простора для творчества. Но есть у этой медали и обратная сторона – такой рассказ может оказаться довольно сумбурным. Чтобы этого не произошло, и рассказ был действительно связным, необходимо воспользоваться планом, который состоит из трёх частей: вступительной, основной и заключительной.

Во вступлении обосновывается тема, отмечаются её особенности. Вступление должно быть коротким, интересным, привлекающим внимание слушателей, можно использовать факты-примеры, ссылки на мнение авторитетов, аналогии, критические оценки. Начать рассказ можно с неожиданной фразы, например, цитаты из книги. Всё, что планируется сказать, должно быть написано. Кратко даётся оценка книги – понравилась или не понравилась, заинтересовала, произвела впечатление, развеселила или показалась полезной и назидательной. Затем осуществляется плавный переход к рассказу о первом документе.

В основной части даётся характеристика самих документов. Насколько важна тема, затронутая автором? Актуальны ли проблемы, которые были подняты в произведении? Рассказывая о книге, не надо её пересказывать. Обязательно нужно выразить своё отношение к героям и их судьбам, отметить особенности книги: возможно, это произведение написано очень интересным языком, а может, вам понравились забавные диалоги, красивые описания природы, необычное построение сюжета, трогательная история, читая которую, вы не смогли сдержать слёз, – все это нужно отметить. В обзоре следует чередовать разные приёмы: они должны быть и простыми, и более сложными, серьёзными и развлекательными. Такое чередование полезно, как некоторая разрядка для слушающих детей. Если библиотекарь замечает, что содержание обзора утомило учащихся, он может прибегнуть к приёмам, которые несколько оживят, развлекут аудиторию, задать интригующие вопросы, показать интересный иллюстрирующий материал, выразительно прочесть текст из книги. Нет ничего хуже, чем пересказывать аннотации к книге. Прочитать всё нет возможности и необходимости. О непрочитанной книге лучше сказать примерно следующее: «Я ещё не успела прочитать её, судя по аннотации (предисловию, послесловию, рецензии на книгу, отзывам других читателей), в ней говорится о…, она затрагивает проблемы…, автор обращается…». Но нельзя рассказывать о книге слишком подробно, иначе слушателя ждёт некоторое разочарование: всё уже пересказано, а стоит ли читать?

Заключительная часть (или концовка) обзора содержит обобщение рассказанного о книгах, советы, как читать рекомендуемую литературу. Очень важно, чтобы конец обзора воспринимался детьми как естественно вытекающие выводы из всего сказанного, нацеливающие на чтение. И это самое трудное из того, чего требует методика обзора, – в заключение дать так называемую «установку на чтение»: «когда будете читать, попытайтесь ответить на вопрос…». В заключение называются выходные данные (место и год издания) всех перечисленных в обзоре документов.

Общие требования к проведению обзора:

— Библиотекарь должен не читать текст, а рассказывать.

— Страницы с цитатами отмечаются закладками.

— В конце обзора (для руководителей детского чтения) даются полные библиографические сведения названных документов, чтобы читатели могли их записать.

— Не следует употреблять слова и выражения, которые вам не понятны, если вы всё же решитесь их озвучить перед аудиторией, выясните их значение.

— Необходимо следить за культурой речи и поведения.

— Продолжительность обзора зависит от собравшейся аудитории, слишком длинный обзор может утомить слушателей и будет трудно удержать их внимание.

— Обзор можно сопровождать иллюстративным материалом, музыкой, слайдами.

Традиционные классические обзоры по содержанию подразделяются на обзоры новой литературы, тематические, персональные. В настоящее время к ним можно добавить обзоры документов на электронных носителях, дайджест-обзоры и др.

Обзоры новых поступлений даёт возможность читателю оперативно получать новые сведения о новых изданиях. Методически обзор новых поступлений строится довольно просто. Он состоит из двух частей.

В первой – вводной – в нескольких фразах библиотекарь сообщает, какая литература (каких отраслей) и за какой период пришла в библиотеку и включена в настоящий обзор.

Во второй – главной – части даётся краткая, но ёмкая характеристика самих книг. Главная трудность для библиотекаря состоит в том, чтобы в нескольких фразах охарактеризовать книгу, заинтересовать ею читателя.

Для этого существует множество приёмов. Например, привлечение внимания читателя к необычной биографии автора, обращение к иллюстрациям книги, цитирование и т. д. Такие обзоры сопровождаются выставками новых поступлений.

Близкой по сути к обзору является презентация книги – форма, широко используемая в последнее время. Как правило, презентации книг проходят в присутствии автора, издателя и других лиц, которые заинтересованы в продвижении книги. В ходе презентации рассказывается о процессе создания книги, о людях, причастных к этому и т. д.

К обзорам новых поступлений можно отнести и обзоры новых журналов, поступающих в библиотеку. Обзор журнала предполагает рассказ о его рубриках, о наиболее интересных произведениях, которые там публикуются. Обзор может охватывать не только конкретный номер журнала, но и несколько номеров, если там, например, печатается роман с продолжением, и даже вся подборка журнала за год: в этом случае даётся характеристика деятельности журнала как научного или культурного феномена, его роль в развитии научного или культурного процесса и т. п.

Целью тематического обзора является знакомство пользователя с литературой (как новой, так и вышедшей ранее) по какой-либо теме. При подготовке такого обзора огромное значение придаётся выбору темы и определению читательского назначения, т. к. любая тема может быть подана на разном уровне: более или менее популярно. Обзоры научно-популярной литературы должны проводиться очень продуманно для учащихся одного возраста, класса.

Методика подготовки тематического обзора требует довольно глубокого проникновения в тему, определения её основных «узлов», понимания того, кто внёс в изучение данной темы наиболее весомый вклад, знания основных концепций в освещении данной темы и т. п. Готовя обзор необходимо, если не прочитать каждую книгу, то детально просмотреть, обратив внимание на всё, что поможет выигрышно раскрыть книгу: фотографию, цитату и т. п. Надо показать, как пользоваться иллюстрациями, схемами, картами, чертежами, внутрикнижным справочным материалом, как обращаться при чтении такой литературы к словарям и энциклопедиям.

Целесообразно привлечь сопутствующий теме книги другой иллюстративный материал. Заканчивая беседу, стоит назвать другие новые книги по теме, доступные данной возрастной категории учащихся. Обзор нескольких научно-популярных произведений на одну тему лучше всего вести по выставке, используя её план, как путь чтения для читателей. Необязательно говорить о каждой книге с выставки, можно ограничиться несколькими, основными по теме.

Обзор библиотечной выставки выступает в качестве средства пропаганды выставки, своеобразной её рекламы. Этапы такого обзора: обоснование темы выставки, её значимости, актуальности, определение читательского назначения и раскрытие структуры. Характеристика литературы, представленной на выставке, даётся по разделам и обращается внимание на самые интересные материалы, а также на иллюстрации, фото, цитаты. В конце обзора вы можете рекомендовать читателю обратиться к соответствующим разделам каталога, к библиографическим указателям. Любому обзору должны быть присущи особенности: актуальность, тщательный отбор литературы с учётом интересов и потребностей аудитории, для которой готовится обзор. При этом желательно, чтобы выбирались те издания и публикации, которые интересны и самому библиотекарю, ведь увлечь аудиторию материалом, к которому рассказчик равнодушен, невозможно.

Персональные обзоры проводятся в связи с юбилейными или памятными датами деятелей культуры, искусства, науки, политики. Возможны разные варианты персональных обзоров. В одних главное внимание уделяется характеристике самих произведений какого-либо автора-писателя, публициста. В других обзорах, в первую очередь, рекомендуется литература о жизни и творчестве какого-либо деятеля в целом или об отдельных периодах его творчества и отдельных его произведениях. В-третьих – одновременно рекомендуются как произведения автора, так и литература о нём. Материалы для обзоров выявляют не только в конкретных разделах каталогов, но и путём просмотра книг общего содержания, сборников воспоминаний, статей из периодических изданий.

Обзоры библиографических и научно-информационных изданий должны помочь читателю самостоятельно находить необходимые им источники информации. Эти обзоры рассчитаны на специалистов и проводятся на групповых занятиях и семинарах по пропаганде библиотечно- библиографических знаний, а также в дополнении к лекциям на различные темы. Материал излагается по единой методике: кратко характеризуется каждый указатель, разъясняется его структура, поясняется, каким образом им можно пользоваться при самостоятельных разысканиях.

Эффективность обзоров определяется увеличением запросов на литературу по тематике библиографических пособий, включённых в обзор. Обзор это своего рода театр одного актёра, сложнейшая из форм библиотечно-библиографической работы, требующая от исполнителя разнообразных личностных и профессиональных качеств.

Библиографический обзор, как метод массовой работы, может быть самостоятельным мероприятием, но он же является частью практически всех массовых мероприятий в библиотеке (как правило, они завершаются обзорами).

Работа над обзорами трудоёмка, но при соблюдении всех правил подготовки и проведения польза их несомненна. Обзоры в библиотеке в любой форме способствуют повышению квалификации, совершенствуют культуру письменной и устной речи, развивают информационную деятельность библиотекарей.

Предлагаем интересные формы библиографических обзоров, которые можно проводить с читателями в детской библиотеке:

— библиоэкспресс (быстрый, краткий обзор);

— библиоретро (обзор старых, редких книг): «Книги – старожилы нашего фонда», «Книжные раритеты нашей библиотеки», «Запечатлённая память столетий»: раритеты нашей библиотеки», «Сокровища нашей библиотеки» и др.

— библио-константа (книги, пользующиеся постоянным спросом читателей); примерные названия: «Этот нестареющий детектив…», «Страницы этих книг – история сама»: Исторический роман», «Взрослые родители, о детях не хотите ли послушать и узнать?» (тема воспитания детей) и др.

— библио-пресс (обзор периодических изданий). Примерные названия: «Периодика – твой друг, поможет скоротать досуг», «Газета – окно в мир, где живёт твой кумир», «Что лист печатный нам готовит?» и др. (пример обзора современных детских журналов).

— библиофреш (от англ. «fresh» – «свежий») – библиографический обзор новинок (например, методический библиофреш).

— библиомикс (от англ. «mix» – смешивать) – это может быть библиографический обзор по отдельной теме, в который можно включить библиотечные документы по различным видам: книги, периодические издания, видео-, кино-, фоно-, фото- документы, электронные издания, плакаты, ссылки на информационные ресурсы и т.д.).

— библиогид «Тысяча мудрых страниц» – информационный обзор новинок энциклопедической и справочной литературы.

— библиообзор контрастный (обзор, в который включены книги разные и контрастные по стилю, жанру, теме: драйв-книга, релакс-книга, элит-книга, статус-книга, книга-шок, книга-сенсация и т.д.).

— обзор-путешествие (по новинкам детских литературных произведений, книгам одного автора разных изданий и т.д.).

— обзор театрализованный – обзор книг с театрализованными элементами или включающий в себя небольшие инсценировки.

— обзор-игра – в ход обзора включаются игровые моменты, информация о книгах перемежается с фрагментами игр.

— обзор-шоу – яркое представление книг, рассчитанное на шумный внешний эффект, с музыкальным и визуальным сопровождением.

— библиографическое ревю (в переводе с французского – «обозрение»), например, «Познавая тайны книжного мира». Страницы ревю:

— Караван книг – мероприятие, посвящённое обзору нескольких книг как одной, так и разной тематики. Например, караван новинок, караван забытых книг.

— Флешбук – знакомство с интересными книгами с помощью цитат, иллюстраций, личных переживаний и другой информации о книге.

— Пресс-весы (например, провести в конце библиографического обзора периодических изданий). Играющие делятся на две команды. Каждой команде выдаётся по изданию, которое нужно «взвесить». Одна команда ищет положительные качества журнала, другая – отрицательные. Победит та команда, которая последней предъявляет аргумент.

— Библиографический брифинг – короткие информационные сообщения на библиографические темы (начиная от библиографических минуток до веб-обзоров сайтов, блогов и т.п.)

— Буктьюбы – видео с обзором новинок книжного рынка, любимых произведений, рекламой писателей на видеохостинге Youtube (движение буктьюберов зародилось в 2009 году за рубежом, а в России оно получило развитие начиная с 2011-го года). Формат повествований о книгах данного обзора может быть разным: от лекций с глубоким погружением в литературный материал до очень эмоциональных и даже шуточных обзоров (буктьюб от Марины Книжной «Что почитать на Новый год и Рождество»)

— Падлет (рadlet) – универсальная цифровая стена с вашими документами и мультимедийными файлами – для он-лайн обзоров книжных новинок, книг одной тематики или одной книги (сайт сервиса Padlet).

Кроме того, на сайте Российской государственной детской библиотеки, в разделе «Библиогид: книги и дети» – рубрика «Круг чтения», предложены обзоры книг для детского чтения.

Одноимённая страничка так же есть в социальной сети «ВКонтакте» и «Facebook».

1. Комолова, Е. Обзор: как много в этом слове. Особенности подготовки и

проведения / Е. Комолова // Библиополе. – 2008. – № 3. – С. 30-35.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *