Что такое биологическое начало в человеке

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Человек и общество 1.4 Биологическое и социальное в человеке.

Что такое биологическое начало в человеке. Смотреть фото Что такое биологическое начало в человеке. Смотреть картинку Что такое биологическое начало в человеке. Картинка про Что такое биологическое начало в человеке. Фото Что такое биологическое начало в человеке

ОГЭ. Обществознание.

1.4 Биологическое и социальное в человеке.

План.

Человек — биосоциальное существо.

Человек — это биосоциальное существо. Это значит, что какие-то свойства передаются людям по наследству, обусловлены природой, а другие — результат социализации, жизни в обществе, приобретения свойств и качеств, необходимых для жизни среди людей.

Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.

Биологическое в человеке.

Человек — высшее млекопитающееся, которому свойственны особенности анатомии, физиологии, протекания различных биологических, физиологических процессов в организме – то есть всё то, что дала человеку природа, каким он родился.

Социальное в человеке.

Человек связан с обществом и лишь в нём способен стать личностью; только в обществе формируются его черты характера, развивается речь, мышление.

Человек и животное.

Особенности, свойственные только человеку.

Особенности, свойственные только животному.

Особенности, свойственные и человеку, и животному.

Человек — это часть природы. Многое в нём заложено самой природой. Поэтому есть свойства, объединяющие человека и животного. И связаны они только с инстинктами.

Какие же инстинкты сохранились у людей?

Человек, индивид, личность.

Человек — это биосоциальное существо, представитель человеческого рода Homo Sapiens,наделённое разумом, сознанием, способностью говорить, прямохождением, то есть качествами, отличающими его от животного.

Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.

Индивид

Индивид – это единичный, конкретный представитель человеческого рода. Каждый из нас – индивид.

Личность

Личность – это индивид, социально и духовно развитый человек, наделённый социально значимыми чертами, позволяющими ему жить и трудиться в обществе, отвечать за свои поступки. Процесс приобретения подобных черт личности называется социализация.

Индивидуальность

Индивидуальность – это неповторимое своеобразие каждого человека, то, что делает нас непохожими на остальных. Даже близнецы имеют различия.

В чём проявляется индивидуальность?

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Биологическое и социальное в человеке

Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Биосоциальная природа человека« из раздела кодификатора (1.1 Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции))

Человек — это живая система, представляющая собой единство физического (биологического) и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного. Как живой организм, человек включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим (биофизическим, биохимическим, физиологическим) закономерностям. В то же время на уровне сознательной психики человек обращен к социальному бытию с его специфическими закономерностями. Именно биопсихосоциальная природа человека определила его как высшую ступень эволюции живых организмов на Земле.

Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

Психические (эмоции, чувства, воля, свойства памяти, направленность личности, темперамент, характер и т. д.)Социальные (умения, знания, ценности, идеалы, жизненный опыт)

Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.

Так, биологическое, указывает на то, что человек является неотъемлемой частью природы. Биологически человек связан с иными формами жизни, схож с другими живыми организмами:

Существует множество историй, сохранившихся до наших дней о детях, воспитанных волками, медведями, обезьянами, ягуарами. Но, в отличие от истории сказочного героя Маугли, эти дети лишены даже самых элементарных социальных умений и навыков. Так, они испытывают сложности с такими простыми вещами как прямохождение, одевание, речь. Феральные дети не проявляют интереса к обществу людей, с трудом учатся говорить и являются неразвитыми. Многие из реальных подобных детей умерли в раннем возрасте, потому что не смогли приспособиться к новой жизни.

Таким образом, биологическое и социальное в человеке находятся в сложном взаимодействии, определяют психическое развитие и своеобразие человеческой личности.

Попытки рассматривать человека только с одной из сторон, приводит к биологизаторству или социологизаторству.

Общая черта биологизаторских концепций — истолкование сущности человека преимущественно с позиций биологии. Ее представители стремятся объяснить социальные действия человека его биологическими и генетическими характеристиками и видят ключ к пониманию человека в молекулярной генетике.

Представители социологизаторских концепций абсолютизируют значение общественных отношений и считают, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играет общество.

Большинство ученых в решении биосоциальной проблемы стремятся избежать крайностей и рассматривают человека как сложный синтез, переплетение биологического и социального начал.

Источник

Соотношение биологического и социального начала в человеке

Выявление биологического и социального начал в человеке является очень сложным процессом, так как с культурологической и биологической точек зрения итоги исследований зачастую неполноценны, так как их толкование сильно упрощается. В процессе такого толкования появляются версии панбиологизма или пансоциологизма.

Такой социальный хаос объясняется непреодолимыми естественными человеческими качествами.

Человек как биологический организм

Что такое биологическое начало в человеке. Смотреть фото Что такое биологическое начало в человеке. Смотреть картинку Что такое биологическое начало в человеке. Картинка про Что такое биологическое начало в человеке. Фото Что такое биологическое начало в человеке

Носители идей социального биологизма и социального дарвинизма однозначно сходятся в том, что первостепенную роль играют гены, а после уже социальная среда. Биологическое развитие человека очень яркое и многообразное. В генетической системе отражаются все этапы развития человека, как биологического вида. Эта устойчивая и безупречная система может существовать еще очень много лет.

Иные считают, что человек, как биологический вид, уже изживает свою эпоху. На основе этого человеческая раса стремится улучшать жизненные показатели, развивая медицину, пытаясь обойти процессы естественного отбора и мутаций. Помимо этого, возникающие социальные склоки лишний раз подтверждают, что человеческий род находится в стадии угасания.

Еще одна категория ученых считает, что в генетическом коде человека еще достаточно много информации о животных, так как человек является достаточно молодым биологическим видом. А возникновение социальной среды лишь свидетельствует о его уникальных способностях. Такое мнение выдвигают приверженцы элитаризма и теоретического расизма.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Все эти утверждения основаны на генетической природе человека, но хочется верить, что их можно исправить, иначе будущее человечества под большим вопросом. Предотвратить гибель человеческого рода под силу генетике, которая действительно способна произвести фурор в биологической эволюции. В этой идее рождается новая евгеника, которая считает, что нужно целенаправленно контролировать воспроизводство человеческого рода и частично селекционировать вид для пользы человечества.

Невзирая на большие генетические возможности селекционирования, возникает серьезный вопрос, а кто же будет решать, какие именно генотипы желаемы.

Генетические факторы подлежат гипертрофированию, возможности селекции занижают в человеке социальные начала, ведь человек одновременно является и биологическим и социальным существом. Человек наделен природой такими возможностями, которые он даже не использует в полной мере в нынешнем обществе. Вместе с пренебрежением социумом, существует еще одна неточность в вышеперечисленных доктринах.

Говоря о биологических факторах, помимо генетических существуют еще и физические составляющие личностного становления человека. Это как раз те особенности человека, которые могут непосредственно повлиять на перемены в генофонде человека, им он может начать воспринимать по-другому те же социальные воздействия.

Стоит особо отметить концепции, признающие биологическую составляющую, но одновременно настаивающие на том, что при помощи воспитательного воздействия человека можно изменить в необходимую сторону. Существует множество исторических фактов, подтверждающих результаты психологического воздействия на массы. Правда они был кратковременными и, к сожалению, обратимыми.

После временных изменений человек все же возвращается к прежнему руслу, теряя при этом достигнутые изменения. Такие кратковременные скачки не могут серьезно повлиять на историческое развитие человечества, они лишь создают негативный эффект в политике и социуме.

Соотношение социального и биологического начал в человеке

Что такое биологическое начало в человеке. Смотреть фото Что такое биологическое начало в человеке. Смотреть картинку Что такое биологическое начало в человеке. Картинка про Что такое биологическое начало в человеке. Фото Что такое биологическое начало в человеке

Социальное и биологическое начала объединены в человеке. Он рождается биосоциальным индивидуумом. При рождении человек обладает недоразвитой анатомической системой, которая формируется в полноценную уже под влиянием социума, но уже изначально все это заложено в человеке. Даже его социальная сущность н6а генетическом уровне уже передается ему по механизму наследственности.

Новорожденный ребенок не является чистой доской (tabula rasa), на которой можно нарисовать все, что угодно. Благодаря наследственности, он уже наделен определенными инстинктивными свойствами. Ребенок с самого рождения может распознавать поведение взрослых и подражать им. Его движущим социальным фактором является любопытство. Он наделен способностями чувствовать страх и радость. Улыбка является врожденным качеством, которое уникально, им наделен только человек.

Таким образом, новорожденный является человеческим существом. Хоть при рождении он является лишь кандидатом на звание человека, и не попади он в человеческое общество, он может им и не стать. Попадая в человеческую среду, ребенок попадает в мир людей, получая определенную картину поведения в социуме и подражая ей, он учится и набирается определенных качеств.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

У каждого здорового человека есть руки, ноги, пальцы и прочее, чем он управляет по своему желанию, дай ему кисть и краски в руки, он начнет рисовать, но не факт, что он станет художником. То же самое касается сознания, которым новорожденный не наделен при рождении. Сознание формируется в процессе воспитания, образования в разных сферах. Таким образом социально-общественные начала наслаиваются на биологическое начало человека, являющееся ядром его сознательной жизнедеятельности.

Учитывая все вышеперечисленное, можно сделать вывод, что человек является совокупностью биологических, психических и социальных качеств, образованных из двух начал – естественного и общественного, наследственного и приобретаемого. Человек не является простой суммой вышеперечисленных факторов, он есть совокупным соотношением, в котором рождается индивид – человеческая личность.

Источник

Современная наука и обществознание активно занимаются изучением биологической и социальной составляющих человека. Биологическая характеристика человека, как и социальная, состоит из ряда особенностей, в равной степени повлиявших на его эволюционное развитие.

Что такое биологическое начало в человеке. Смотреть фото Что такое биологическое начало в человеке. Смотреть картинку Что такое биологическое начало в человеке. Картинка про Что такое биологическое начало в человеке. Фото Что такое биологическое начало в человеке

Из этого исходит, что биологическое и социальное в человеке составляют равноценное соотношение, т. е. человек является биосоциальной особью и имеет двойную природу, являясь симбиозом природы и общественного строя.

Далее будут кратко рассмотрены оба вида особенностей человека и их примеры.

Человек как биологическое и социальное существо

Для изучения вопроса доминирования биологического или социального в человеке существует два направления: панбиологизм, настаивающий на биологической уникальности каждого организма (набор генов, характер, темперамент, формирование внешности и физических особенностей) и пансоциологизм, выступающий за биологическое равенство и выдвигающий социальное развитие на первый план (проявляется через влияние на человека воспитания, религии, образования, формирование талантов, личных качеств и восприятия мира).

Что такое биологическое начало в человеке. Смотреть фото Что такое биологическое начало в человеке. Смотреть картинку Что такое биологическое начало в человеке. Картинка про Что такое биологическое начало в человеке. Фото Что такое биологическое начало в человеке

Согласно философским учениям человек является одухотворенной телесностью и в той же степени телом, наделенным душой и разумом. Согласно этому человек представляет собой земное воплощение духа, вынужденное учиться, трудиться и удовлетворять физические потребности для выживания в природе и обществе.

При этом человек не теряет своей индивидуальности и особенностей характера, делающих его отдельной от социума личностью. Таким образом человек — это уникальная сущность, вмещающая в себя в равной степени земное и духовное.

Основные факторы антропогенеза человека

Антропогенезом называется процесс развития человека, на который напрямую воздействуют биологический и социальный факторы развития.

Что такое биологическое начало в человеке. Смотреть фото Что такое биологическое начало в человеке. Смотреть картинку Что такое биологическое начало в человеке. Картинка про Что такое биологическое начало в человеке. Фото Что такое биологическое начало в человеке

Биологические свойства эволюции действуют на всех представителей живой природы, в том числе и на человека. К ним относятся: изменчивость наследственности, борьба за выживание, мутации и дрейф генов, природный отбор.

К числу социальных факторов принадлежат: культура, труд, мышление, формирование моральных качеств, развитие социального сознания и речи.

Что такое биологическое начало в человеке. Смотреть фото Что такое биологическое начало в человеке. Смотреть картинку Что такое биологическое начало в человеке. Картинка про Что такое биологическое начало в человеке. Фото Что такое биологическое начало в человеке

Важнейшим двигателем эволюции является трудовая деятельность — способность создавать инструменты для труда принадлежит сугубо человеку, тогда как животные используют вспомогательные средства для охоты и строительства жилья.

Если биологические особенности развития передаются наследственным путем, то приобретение социальных происходит только во время образования и воспитания.

Биологические особенности человека

Как биологическая особь человек имеет признаки, которые роднят его с другими видами: стремление к продолжению рода, различие по возрасту и полу, потребность в питании, дыхании и сне, наследственность, наличие рефлексов и инстинктов, стереоскопическое зрение, схожее внутреннее строение организма, умение приспосабливаться к разным условиям окружающей среды.

Что такое биологическое начало в человеке. Смотреть фото Что такое биологическое начало в человеке. Смотреть картинку Что такое биологическое начало в человеке. Картинка про Что такое биологическое начало в человеке. Фото Что такое биологическое начало в человеке

Кроме общих биологических особенностей существуют важные отличительные черты:

наличие морально-психологических качеств (характер, воображение, эмоции, мышление, память);

усложненное строение рук и их подвижность, способность к мелкой моторике;

особая структура мозга и строение черепа;

умение прямо стоять и ходить;

отсутствие плотного шерстяного покрова;

развитый речевой аппарат.

Так как природа опирается на сугубо физические факторы, философия считает духовность и наличие души основным отличием человека от остального животного мира.

Социальные особенности человека

Человек как социальная особь имеет неразрывную связь с обществом. Он может считаться частью социума лишь при вступлении в общественные взаимоотношения, такие как общение, занятие трудом или творчеством, участие в окружающей социальной жизни.

Что такое биологическое начало в человеке. Смотреть фото Что такое биологическое начало в человеке. Смотреть картинку Что такое биологическое начало в человеке. Картинка про Что такое биологическое начало в человеке. Фото Что такое биологическое начало в человеке

В числе основных социальных факторов развития и жизни человека:

членораздельная речь — человек является единственным биологическим видом, который ею владеет;

логическое и аналитическое мышление;

потребность в социальном взаимодействии;

культурное и духовное развитие;

умение строить и создавать инструменты для труда;

способность к адаптации и обучению.

Благодаря способности к труду, человек смог развить навык мышления и общения, впоследствии создав первобытное общество. Современные основные социальные качества человека заключаются в умении осмысливать и интерпретировать окружающий мир, выражая свое видение через сознание, речь, искусство, умственную и физическую работу.

Воспитание и воздействие окружающего мира формирует поведение и личность человека, на которые влияет также общество, государство, религия, личное мнение и мировоззрение, приобретенное в ходе эволюционного развития.

Что такое биологическое начало в человеке. Смотреть фото Что такое биологическое начало в человеке. Смотреть картинку Что такое биологическое начало в человеке. Картинка про Что такое биологическое начало в человеке. Фото Что такое биологическое начало в человеке

Человеческое общество отличается умением накапливать, сохранять и передавать полученный извне опыт и информацию и передавать ее из поколения в поколение.

Помимо приспосабливания к окружающей среде, человек также умеет и изменять ее под свои потребности: вырубать леса, возделывать землю, строить дома и фабрики, изготавливать пищу и одежду. Вся деятельность человека основывается не только на инстинктах, как у животных, а на умении моделировать, планировать и анализировать плоды своих действий.

Единство биологического и социального в становлении человека

Прочная взаимосвязь и соотношение социального и биологического в человеке делает его не просто живым организмом с рядом биологических потребностей, но и личностью, обладающей своим характером и мировоззрением.

Что такое биологическое начало в человеке. Смотреть фото Что такое биологическое начало в человеке. Смотреть картинку Что такое биологическое начало в человеке. Картинка про Что такое биологическое начало в человеке. Фото Что такое биологическое начало в человеке

Существует специальная биосоциальная концепция о развитии человека, которая имеет два метода изучения:

Биологическое в человеке предшествует социальному, создавая для него природные и исторические предпосылки. Таким образом социальное становится вторичным и выходит за рамки природного начала, являясь его противоположностью.

Благодарю этому взаимодействию человек является существом универсальным и целостным, объединяющим в себе духовную, психологическую и физическую основы.

Источник

Соотношение биологического и социального начала в человеке

Выявить соотношение биологического социального в человеке порой бывает очень сложно, в силу того, что с одной точки зрения – культурологической, а с другой – биологической, нередко результаты исследования оказываются достаточно неполноценными на фоне упрощённого толкования. В контексте такого упрощения формируются версии панбиологизма или пансоциологизма.

Различные социальные беспорядки и безобразия оправдываются непреодолимыми природными качествами человека.

Человек – биологический организм

Касательно основного вопроса: «гены или социум» и приверженцы социал-биологизма, и социал-дарвинизма однозначно отвечают, что главная роль за генами. Однако вместе с этим и биологическая судьба человека изображается довольно-таки ярко и многообразно. Одни придерживаются мнения, что генетическая система человечества полно отражает результаты становления его как специфического биологического вида. Её устойчивость и безупречность настолько нерушимы, что она может существовать неограниченное количество лет в рамках обозримого будущего.

Другие, в свою очередь, говорят, что человек как биологический вид уже стремиться к своему концу. В силу этих обстоятельств, логично говорить о том, что человечество стремиться к увеличению жизни, тем самым преуспевая в медицине и избегая сурового воздействия естественного отбора, а также последствий неуклонных накапливающихся мутаций. Кроме этого, социальные бури и взрывы также служат подтверждением угасания человеческого рода.

Третьи, утверждают, что человек, являясь биологически молодым и незрелым, всё ещё сохраняет в себе генетическую информацию животных. А созданная социальная среда для его собственной жизни – это лишь результат деятельности уникальных его представителей, а не исторический умысел. Такие воззрения объясняются не только элитаризмом, но и теоретическим расизмом.

Обе эти доктрины берут своё начало в генетической природе человека и требуют исправления, в противном случае ближайшее будущее человечества под вопросом, поскольку ему грозит гибель из-за биологических факторов. Уберечь человечество от гибели сможет только генетика, которая способна взять в свои руки биологическую эволюцию. В контексте этих идей появляется обновлённая евгеника, которая без нашего дозволения и особого желания, всё равно высказывается в сторону осуществления целенаправленного контроля над воспроизводством человеческого рода, частичную селекцию для «пользы» человечества.

Не учитывая многочисленные генетические возможности селекции, зарождаются некоторые нравственно-психологические вопросы. Один из основных состоит в том, что необходимо установить, кто обладает генотипом с желаемыми чертами и в целом, кто должен и имеет возможность решать вопрос о том, что именно желанно.

Генетические факторы гипертрофируются, а селекционные возможности, которые свойственны социал-биологизму и социал-дарвинизму, способствуют занижению в человеке социального начала. Человек – это одновременно природное и социально-природное существо. Природа предоставляет человеку в разы меньше, чем требует от него жизнь в обществе. Логично указать ещё на одну неточность в указанных концепциях наряду с пренебрежением ими социальным моментом.

Рассуждая о биологических факторах, просто невозможно говорить только о генетических, стоит брать в расчёт и физиологические аспекты личностного развития. Именно те особенности, которые вызывают патологический эффект, потому как именно они могут повлиять на перемены в биологической составляющей человека, который, как говорилось ранее, может начать иначе воспринимать действительность и действующие на него социальные факторы.

Важное внимание нужно уделить тем теориям, которые признают значимость биологического фактора, и в то же время утверждают о возможности быстрого изменения человеческой природы в необходимое русло посредством воспитательных воздействий. Истории известны случаи, когда при помощи сильнейших социальных воздействий общественная психология менялась. Однако эти воздействия носили кратковременный характер и, что самое важное, были обратимы.

Человек после временного исступления непременно возвращается к начальному состоянию, но бывают случаи, когда в острые моменты теряются уже достигнутые высоты. Культурологическая штурмовщина и краткосрочные утомляющие рывки не могут носить исторического и социального смысла – они только негативно влияют на политическую волю и оказывают ослабляющие действие на реальность и на сами социальные рычаги.

Соотношение биологического и социального в человеке

В человеке биологические и социальные начала объединяются. От рождения человек является биосоциальным существом. Это значит, что он рождается с анатомо-физиологическими системами, которые недостаточно развиты, они формируются в свои конечные формы уже в условиях социума, но стоит отметить, что изначально они заложены в него как в человеческое существо. Механизм наследственности, который определяет биологическую составляющую человека, состоит, в том числе и из социальной его сущности.

Наследственность наделяет ребенка биологическими и инстинктивными свойствами. Маленький человек изначально обладает способностью полностью считывать поведение взрослых, подражает их действиям и звукам. Он наделён любопытством, а это является социальным качеством. ОН имеет свойство испытывать страх и радость. Более того, улыбка носит врождённый характер, а она уже является человеческой привилегией. Исходя из всего этого, можно говорить о том, что ребёнок появляется в этом мире как человеческое существо. Хотя в сам момент рождения, он, скорее, кандидат в человека. Человеком он не может стать в изоляции от общества. Оно вводит его в мир людей, и оно же регулирует и наделяет его поведение определённым социальным содержанием.

Любой здоровый человек имеет пальцы и руки, которые подчиняются его воле, он может начать рисовать, но это вовсе не делает из него художника или живописца. Это же относится и к сознанию, которое не является нашим природным достоянием. Сознательные психические явления вырабатываются в процессе воспитания, обучения, изучения языка, мира и культуры. Стоит отметить, что общественное начало проникает через психическое внутрь биологии индивида, которая является ядром его психической, сознательной жизнедеятельности.

Таким образом, человек – это целостная система биологического, психического и социального уровней, которые, в свою очередь, образовываются из двух измерений – природного и социального, наследственного и прижизненного приобретаемого. Важно указать, что человеческий индивид – это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их совокупное соотношение, которое приводит в появлению новой качественной ступени – человеческой личности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *