Что такое немецкая слобода в истории 8 класс
Немецкая слобода
Немецкая слобода | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В Немецкой слободе (А. Н. Бенуа, 1911). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
История | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Первое упоминание |
Немецкая слобода | ||||||||||||||||||||||||||
История | ||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Расположение | ||||||||||||||||||||||||||
Округа | ||||||||||||||||||||||||||
Исторические районы | ||||||||||||||||||||||||||
Районы в пределах Кремль • Китай-город • Белый город (в пределах Бульварного кольца) • Земляной город (в пределах Садового кольца) • территория в пределах Камер-Коллежского вала Алёшкино • Бабушкин • Бескудниково • Бибирево • Бирюлёво • Вешняки-Владычино • Волхонка-ЗИЛ • Гольяново • Дегунино • Ивановское • Ленино-Дачное • Медведково • Новые Кузьминки • Орехово-Борисово • Отрадное • Тушино • Фили-Мазилово • Химки-Ховрино • Хорошёво-Мнёвники • Юго-Запад: Беляево-Богородское • Давыдково • Зюзино • Коньково-Деревлёво • Матвеевское • Новые Черёмушки • Тёплый стан • Тропарёво • Черёмушки • Чертаново • Ясенево • Южное Измайлово ПолезноеСмотреть что такое «Немецкая слобода (историческая местность в Москве)» в других словарях:Немецкая слобода (значения) — Немецкая слобода название исторических районов в ряде городов России: Немецкая слобода (историческая местность в Москве) Немецкая слобода (исторический район Санкт Петербурга) … Википедия Немецкая слобода — У этого топонима есть и другие значения, см. Немецкая слобода (значения). Историческая местность в Москве Немецкая слобода … Википедия Историческая местность — Эту страницу предлагается объединить с название второй статьи. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К … Википедия Кадашёвская слобода — Историческая местность в Москве Кадашёвская слобода … Википедия Октябрьское поле (местность) — Историческая местность в Москве Октябрьское поле … Википедия Татарская слобода Москвы — Историческая местность в Москве Татарская слобода История В составе Москвы с XVII Расположение Округа ЦАО … Википедия Кошельная слобода — Историческая местность в Москве Кошельная слобода История Другие названия Кошели Расположение Округа ЦАО … Википедия Балчуг (местность) — У этого термина существуют и другие значения, см. Балчуг. Историческая местность в Москве Балчуг История Первое упоминание XIV век В составе Москвы с … Википедия Лужники (местность) — У этого термина существуют и другие значения, см. Лужники. Историческая местность в Москве Лужники История Другие названия Лужники Малые Новодевичьи … Википедия Канатчиково (местность) — У этого термина существуют и другие значения, см. Канатчиково. Историческая местность в Москве Канатчиково История В составе Москвы с 1917 год Другие названия … Википедия Как возникла Немецкая слобода
У этого топонима есть и другие значения, см. Немецкая слобода (значения).
— исторический район Москвы, место поселения (слобода) «немцев» — европейцев разных национальностей и народностей, в том числе пленных военнослужащих и наёмных специалистов. Немцами тогда называли не только уроженцев Германии, но и вообще любых иностранцев, не знавших русского языка, то есть «немых». Старая Немецкая слобода[ | ]Первая Немецкая слобода в Москве появилась при Василии III, который завёл при себе почётную стражу из наёмных иноземцев и отвёл им для поселения слободу Наливки в Замоскворечье, между Полянкой и Якиманкой. Эта слобода была сожжена крымским ханом Девлетом I Гиреем во время его нападения на Москву в 1571 году. Походы царя Ивана IV в Ливонию доставили в Москву очень большое количество пленных иностранцев. Часть их была разослана по другим городам, другая часть поселилась в Москве, где для постройки домов им отвели новое место, близ устья Яузы, на её правом берегу. Московский иноземный пригород русские прозвали Кукуем, по названию протекавшего поблизости ручья Кукуя, притока реки Чечёры. В XVI веке Немецкая слобода была лишь одним из поселений иностранцев в городе. По свидетельству англичанина сэра Джерома Горсея, шотландцы проживали в районе Болвановки. Найденные на территории Данилова монастыря немецкие надгробные плиты возможно свидетельствуют о проживании вблизи монастыря иностранцев[1]. В 1578 году Немецкая слобода была подвергнута Иваном IV погрому, имущество жителей конфисковано, а сами они, по словам служившего в Московии французского наёмника Жака (Якова) Маржерета, были «зимой изгнаны нагими, в чем мать родила» В правление Бориса Годунова, благоволившего к иностранцам, в Москве появилось много немецких купцов, которым он дал «полную свободу и права гражданства в Москве наравне со всеми московскими купцами» [1]. По свидетельству пана Станислава Немоевского, «лифляндские изменники» построили около полутораста домов, а голландский купец Исаак Масса в своём сочинении о Московии пишет, что эти пленные лифляндцы получили здесь свободу с запрещением выезда из Москвы[1]. Однако Смута принесла с собой новое разорение: Немецкая слобода была выжжена дотла. Компактные поселения европейцев перестали существовать, иноземцы разбежались по городам, а те, кто остались в Москве, стали селиться в местности у Поганых прудов, а также на Арбате, на Тверской улице и в Сивцевом Вражке. Живя в России, иноземцы сохраняли своё вероисповедание, вступая в браки между собой независимо от национальности и религиозной принадлежности. Они приезжали в Россию ради торговли или для вступления в службу русским царям в качестве военных, медиков или мастеров разных специальностей. Увеличение их численности в Москве послужило поводом для отделения их от православных москвичей. Иностранцы, селившиеся в Москве, оказывались в выгодном положении: они не платили торговых пошлин, могли «курить вина» и варить пиво. Это вызывало немалую зависть среди русского населения, влияние иностранцев на одежду и быт вызывало опасения духовенства, домовладельцы жаловались, что «немцы» поднимают цены на землю. Правительству пришлось удовлетворить эти жалобы. Иноземцы – откуда они появлялись и где оставались житьА. Васнецов. Красная площадь во второй половине XVII века Действительно, русское государство первой половины XVI века и оно же двести лет спустя – как будто два разных мира. Многими переменами в общественной жизни страна была обязана, разумеется, правителям. Иван IV Грозный основательно перекроил как политическую карту, так и нормативные-правовые основы Русского государства. А еще он очень благосклонно относился к иноземцам. Большое их количество приносили военные походы: после Ливонской войны царь обеспечил приток в Москву большого количества военнопленных. Не все остались в столице, часть отправилась по другим русским городам. А в первопрестольной для строительства жилья иноземцам отвели место неподалеку от устья реки Яузы, там и возник пригород для «гостей столицы» — Немецкая слобода. Немцами называли, разумеется, не тех, кто принадлежал к этой национальности – такое имя носили все «немые», не говорящие на русском языке. Немецкое поселение на окраине Москвы не стало для города новинкой: еще отец Ивана Грозного Василий III устраивал в Москве иностранцев, которые прибывали из европейских стран ради военной службы в Русском царстве. Так возникло поселение Наливки в районе между современными Полянкой и Якиманкой. Во время нападения на Москву крымского хана Девлета Гирея в 1571 году слобода была сожжена. Иноземцам в Москве нравилось – тем более, что власти создавали для гостей вполне комфортные условия жизни. Настолько, что вызывали даже недовольство самих москвичей. В 1578 году в связи с постоянными жалобами на «немцев» царь разгромил слободу, выгнав оттуда жителей, по свидетельству очевидцев того времени, «в чем мать родила». А. Литовченко. Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею При Годунове иностранным гостям и мастерам в Москве жилось комфортно: новый царь культуру и жителей Европы любил, оказывал им всяческое покровительство. Немецкие купцы, к примеру, при новом правителе пользовались теми же правами, что и русские. Новая Немецкая слобода[ | ]Согласно царскому указу от 4 (14) октября 1652 года, иностранцы, не принявшие православия, должны были разобрать и перенести свои дома на новое место и образовать иноверческое поселение за пределами города — в Новой Немецкой слободе. Под эти цели был выделен пустующий участок на правом берегу Яузы, западнее Басманных слобод и южнее дворцового села Покровского. Границами территории Новонемецкой слободы были: на севере — Покровская дорога, на востоке и юге — река Яуза, на западе — река Чечёра[2]. Иностранцы застраивали Новонемецкую слободу преимущественно деревянными домами. Участки для постройки отводились каждому, в зависимости от его состояния, должности или промысла. Поселение было разделено правильными улицами, центральной из которых стала Большая улица (Немецкая, ныне — Бауманская). Большую часть населения слободы составляли военные. По переписи 1665 года две трети от общего числа дворов принадлежало офицерам, которые были набраны на царскую службу из Германии, Батавии, Англии, Шотландии и других стран, которым регулярно платилось жалование даже в мирное время[3]. До указа от 18 мая 1666 года Новая Немецкая слобода была в ведомстве Иноземского приказа[4]. В XVII веке русские люди, главным образом из придворного дворянства, заимствовали у «немцев» предметы быта. В доме зажиточного русского человека XVII века было уже не редкостью встретить рядом с простыми липовыми или дубовыми столами или скамьями, столы и кресла из эбенового или индийского дерева. На стенах стали появляться зеркала, часы. На берегу Яузы во второй половине XVII века была открыта одна из первых[источник не указан 3627 дней ] в Москве мануфактур — мануфактура Альберта Паульсена. Конец XVII века является расцветом Немецкой слободы. К тому времени Немецкая слобода представляла собой уже настоящий иностранный городок с чистыми прямыми улицами, набережной аллеей, садами, уютными и опрятными домиками с цветниками. Бернгард Леопольд Таннер писал о московских «немцах», что «они сохранили… порядок на образец германских городов при сооружении и умножении домов, которые строили красиво и расчетливо»[5]. Некоторые обитатели слободы нашли расположение у молодого царя Петра I, который был частым посетителем этой слободы. Здесь он познакомился с Францем Лефортом и Патриком Гордоном, будущими сподвижниками царя, завёл роман с Анной Монс. При Петре Немецкие слободы потеряли свою автономию и стали подчиняться Бурмистерской палате. С начала XVIII века слободской уклад почти исчез, территория стала застраиваться дворцами аристократии — по сей день сохраняются памятники этой эпохи[6]. В 1799 году в Немецкой слободе родился Александр Сергеевич Пушкин[7]. В 1701 году Я. Г. Грегори открыл в Немецкой слободе частную аптеку. Переулок, на котором стояла аптека, получил название Аптекарского переулка[8]. На берегу Яузы появилась Шёлковая фабрика русского предпринимателя П. Белавина, ленточная фабрика Н. Иванова и др. Немецкая слобода сильно пострадала от пожара в сентябре 1812 года, когда выгоревшим оказался практически весь район. После наполеоновского погрома 1812 г. бывшая Немецкая слобода заселена главным образом купцами и мещанами. По Немецкой слободе получила название Немецкая улица (с 1918 — Бауманская улица). С середины XIX века название Немецкая слобода исчезает в московской лексике и на её территории частично распространяется название Лефортово.
Прогулки по Немецкой слободе или КукуюОчарование старой Москвы становится глубже и понятнее, если приоткрываются завесы ее многовековой истории. Так, выйдя из станции метро «Бауманская», попадаешь в совершенно иной мир, в котором история тесно переплелась с современностью. В XVI веке на территории современного Бауманского района Москвы располагалась Немецкая слобода. В те времена сюда, на правый берег Яузы, из Москвы выселили иностранцев, где они обосновались и отстроили себе отдельное селение. “Немцами” на Руси называли всех иностранцев без исключения, поэтому и слобода получила название «Немецкой». В простонародье ее звали «Кукуй» – как и ручей, который протекал неподалеку. Современники увековечили память об этом месте по-своему. Прямо напротив выхода со станции метро “Бауманская” можно увидеть дом с необычным фасадом. Он украшен большой мозаикой с надписью «Немецкая слобода 16 век». Панно состоит из трех частей – поселение немцев на правом берегу Яузы. Чуть ниже можно найти небольшие изображения типичных немцев и немок тех времен. Немецкая слобода стала настоящей страстью российского императора Петра Первого. Именно здесь жили люди, которые умели строить корабли, владели иными неизвестными Московии технологиями и жили совсем иначе – не по-русски. Петр учился морскому делу у обитателей слободы Кукуя – Франца Тиммермана и Карштена Брандта. А еще Немецкая слобода подарила российскому императору доброго друга – Франца Лефорта. Здесь же встретил будущий император свою знаменитую фаворитку Анну Монс. Неподалеку от станции метро «Бауманская» когда-то находился один из центров Немецкой слободы – рыночная площадь. Место до сих пор сохранило свою прежнюю планировку – несмотря на полную смену застройки. К тому же, здесь до сих пор идет торговля. По торговой галерее приятно прогуляться в любую погоду: настоящий европейский уголок. Раньше на рынке продавали дрова, продукты и сено. На фасаде дома номер 33/2 по улице Бауманская можно увидеть гигантский портрет русского реформатора театра — Константина Сергеевича Станиславского. Он создан в рамках проекта «Наследие». Теперь на всех выходящих из станции метро прохожих смотрит вдумчивый взгляд русского театрального режиссера, актера и педагога, а также реформатора театра и создателя знаменитой актёрской системы, которая на протяжении более чем 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире. Кстати сказать, в рамках проекта граффити с изображением известных деятелей культуры и искусства можно увидеть и по другим адресам: Граффити диссонирует с исторической частью ансамбля всей площади Немецкой слободы, но ведь это тоже наша история, в которой тесно переплетается каждая эпоха. Немецкая слобода и сегодня остается таинственным островком западного мира в столице огромного российского государства, где старое и новое сплелись в один архитектурный ансамбль. Нина ДОНСКИХ, фото и видео автора. Церкви Немецкой слободы[ | ]Церковь Св. Михаила, 1884 г. Эти церкви сформировали особый колоритный облик Немецкой слободы и были местами единения иностранцев в Москве. Во время пожара Москвы 1812 года сгорели католическая и лютеранская церкви Св. Петра и Павла. После пожара единственной действующей церковью осталась церковь Св. Михаила, которая была снесена по указу советских властей в 1928 году. В 1817 году община Петропавловской лютеранской церкви обосновалась в перестроенном под церковь усадьбе Лопухина в Космодамианском переулке, а католики в 1845 году выстроили новую церковь, также ближе к центру Москвы, в Милютинском переулке. Культурное наследие[ | ]Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 771440837940006 (ЕГРОКН). Объект № 7710371000 (БД Викигида) Культурный слой Немецкой слободы XVI—XVII веков — памятник археологии с федеральной категорией охраны[11]. Примечательные здания и сооружения Немецкой слободы: Культурное наследие
Культурный слой Немецкой слободы XVI—XVII веков — памятник археологии с федеральной категорией охраны[11]. Из жилой застройки Немецкой слободы сохранились:
|